связь теории с практикой при ведущей роли теории
Принцип связи теории с практикой
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принцип связи теории с практикой – это принцип, ориентирующий педагога на необходимость гармоничной связи научных знаний и практики повседневной жизни, а также предупреждение недостатков, которые могут проявиться при отрыве теории от практики.
Общая характеристика принципа связи теории с практикой
Значение принципа связи теории с практикой заключается в том, что при отрыве процесса обучения от практики приводите к вербально-абстрактному преподаванию, а именно к энциклопедизму. Отрыв обучения от теории приводит к дидактическому утилитаризму.
Значимость практики в процессе обучения заключается в том, что она является:
Данные формы значимости практики и используются в обосновании ее обязательной связи с теорией обучения. Однако место и значение практики в процессе обучения отличается рядом особенностей.
Использование практики в процессе обучения направлено на:
В процессе разъяснения учащимся соотношения теории и практики, педагог показывает, что практически все научные теории возникли в результате практических потребностей общества. В свою очередь теоретические исследования являются фундаментом для осуществления совершенствования практической деятельности. Так, изучение учащимися теоретических знаний может опираться на имеющийся у них практический опыт. Однако чаще всего обучение построено таким образом, что вначале учащиеся получают теоретические знания, а после подкрепляют их практической работой, например, осуществление лабораторных и практических работ по изученной теме или разделу.
Готовые работы на аналогичную тему
Применение теоретических знаний на практике способствует их укреплению и углублению, а также формированию умений и навыков их использования.
Наибольший интерес у учащихся вызывают такие формы практической деятельности как исследовательские и творческие работы. К ним относятся: эксперименты, наблюдения, трудовые задания, экспериментальные задачи и упражнения.
Таким образом, принцип связи теории и практики дает учащимся возможность не только получить научные знания, но и выработать навыки по их использованию в повседневной жизни и различных видах практической деятельности.
Роль принципа связи теории с практикой в обучении
Одной из основных задач педагога является показать учащимся, что теоретические исследования не могут осуществляться самостоятельно, то есть сами по себе и не ради развития науки, а с целью совершенствования практической деятельности и улучшения жизни общества.
Проблемы, решаемые различными науками, всегда ставятся практикой, в тоже время и их разрешение проверяется практикой, посредством внедрения в нее (общественное производство, жизнь и т.д.).
Одной из основных особенностей данного принципа является то, что учащимся, прежде всего, необходимо понять значение теории в жизни каждого человека и его практической деятельности. А так же умение применять полученные теоретически знания для решения разнообразных практических задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Полученные практические умения и навыки являются важными критериями качества знаний учащихся.
Реализация данного принципа в рамках общеобразовательной школы осуществляется посредством организации уроков трудового обучения и технологии.
Педагогическая практика показывает, что трудовая деятельность учащихся действительно имеет большое значение в процессе обучения и не менее важна, чем учебная. Кроме того, учебная деятельность учащихся должна рассматриваться как один из эффективнейших методов трудового воспитания детей. Все это определяет взаимосвязь и единство теории и практики.
История формирования принципа связи теории с практикой
В процессе отечественного образования принципу связи теории с практикой отводилась одна из самых значительных ролей в обучении в массовой школе. Однако в 1937 году ситуация кардинально изменилась, принцип довольно часто нарушался. Например, отмена уроков трудового обучения в 1937 году в советской школе, в соответствии с идеологией того времени.
Отмена уроков трудового воспитания была ошибкой, на которую указывали ряд педагогов-практиков, а также Н.К. Крупская. В тоже время часть педагогов считали, что отмена вполне обоснована, так как после репрессий 1937 года была уничтожена большая часть интеллигенции. В связи с чем, остро стоял вопрос создания новой «советской» интеллигенции. Поэтому процесс обучения был ориентирован только на интеллектуальную подготовку. Данное положение просуществовало вплоть до 1958 года.
В 1958 году ситуация изменилась, был принят Закон «Связи обучения с жизнью», который считался одним из основных принципов советской школы. Практическая деятельность осуществлялась учащимися дважды в неделю на уроках профессионального и трудового обучения. После окончания школы учащиеся получают не только аттестат, но и удостоверение слесаря, механика и т.д.
Большое внимание также уделялось связи теоретических предметов, изучаемых в школе и профессионального профиля учащихся.
В 1963 году система образования вновь претерпевает изменения, отменяется 11-й класс, профессиональные уроки в рамках школы прекращаются. Продолжается это до 1977 года, когда при школах организуются межшкольные мастерские УПК, теряющие свою актуальность в 90-х годах.
Однако принцип связи теории с практикой остается одним из важнейших, при любых отклонениях в решении вопросов трудового обучения. Особенности содержания учебных предметов, их специфика предусматривают разнообразные формы связи теории с практикой.
Принцип связи теории с практикой
Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь для того, чтобы совершенствовать ее.
Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности. И, чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.
Очень часто важнейшим средством реализации требований данного принципа считается организация уроков трудового обучения в школе. Действительно, трудовая деятельность школьников в процессе обучения имеет не менее существенное значение, чем учебная. Они должны быть единым целым. К тому же и сама учебная деятельность школьников должна рассматриваться как важнейший путь их трудового воспитания.
Данному принципу всегда отводилась самая значительная роль в организации отечественного процесса обучения в массовой школе. Однако с 1937 г. этот принцип стал постоянно нарушаться. Так, например, были отменены уроки трудового обучения в советской школе, против чего выступала Н.К. Крупская (ее письмо к председателю наркомпроса Жданову). Отмена уроков трудового обучения вполне отвечала идеологии того времени. До 1937 г. в результате репрессий была практически ликвидирована интеллигенция, в том числе и техническая. Нужно было создать заново «советскую» интеллигенцию, надо было молодежь готовить в вузы и техникумы, развивая умственные способности учащихся, и поэтому было взято направление лишь на интеллектуальную подготовку. Такое положение существовало до 1958 г.
В 1958 г. был принят Закон о связи обучения с жизнью, где этот принцип рассматривался как ведущий принцип советской школы. Было введено одиннадцатилетнее обучение. Учащиеся 9, 10 и 11 классов два дня в неделю в течение всего учебного года занимались профессиональным обучением. После окончания школы, помимо аттестата зрелости, каждый получал удостоверение слесаря, столяра, лаборанта, тракториста и т.п.
Серьезное внимание уделялось связи теоретических школьных предметов с профессиональным профилем школьников.
Такая система просуществовала до 1963 г., когда отменили одиннадцатый класс и работа, начатая в 1958 г., стала сворачиваться. Начиная с 1977 г. опять стали создаваться межшкольные мастерские – УПК, которые к середине 90-х гг. также потеряли свою актуальность.
Однако принцип связи теории с практикой остается одним из важнейших, при любых отклонениях в решении вопросов трудового обучения. Особенности содержания учебных предметов, их специфика предусматривают разнообразные формы связи теории с практикой.
Традиционными путями связи теории с практикой являются разнообразные экскурсии, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, организация различного рода наблюдений за конкретными объектами и явлениями и т.п. Однако обычно при организации процессе обучения забывают о таком пути, как опора на личный опыт учащихся. Изучая художественные произведения на уроках литературы, поэзию в частности, учащиеся должны не только воспринимать содержание, запоминать его, но и как бы переносить на себя происходящее с героями литературных произведений.
Точно так же, как и при использовании наглядных пособий в процессе обучения, когда мы говорим о необходимости соблюдать чувство меры, надо ограничивать количество конкретных примеров, раскрывающих связь теоретического материала с практическим, чтобы количество этих примеров «не заслоняло» системы формируемых знаний у учащихся.
Знакомство учащихся с практикой может осуществляться в самом начале изучения какой-то темы, прежде чем они начнут изучение соответствующего теоретического материала, или по ходу изучения темы, или в конце.
Порой принцип связи теории с практикой подменяется так называемым политехническим принципом. Понятие это является более частным по отношению к принципу связи обучения с жизнью и распространяется только на осуществление политехнического образования.
Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание это целостный процесс. Воспитанность определяется характером отношений человека к окружающей действительности. Но отношения эти формируются на основе знаний, поэтому так важно применение всех принципов обучения, которые имеют и воспитывающее значение.
Процесс обучения – это процесс передачи знаний о мире, процесс воспитания – это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности.
Обоснования. Более того, в ряде учебников и учебных пособий авторы даже не выделяют как педагогическую категорию.
В силу научной неразработанности данного вопроса в дидактике высшей школы преподавателям вузов приходится ориентироваться на собственное видение учебно-воспитательного процесса, самостоятельно определять ведущие положения-требования и затем апробировать их влияние на повышение продуктивности обучения студентов, их профессиональной подготовки.
На наш взгляд, для учебно-воспитательного процесса вуза важное значение имеет система следующих принципов дидактики:
• систематичности и последовательности;
• связи теории с практикой при ведущей роли теории;
• наглядности и образности обучения;
• сознательности, активности и ответственности студентов;
• совместной деятельности (взаимодействия) преподавателей и студентов;
• соединения самостоятельной работы студентов с учебно-познавательной
деятельностью в аудитории;
• профессиональной направленности обучения.
Проанализируем данную систему дидактических принципов, их влияние на учебно-воспитательный процесс.
— Принцип историзма.Изучение того или иного вузовского предмета должно иметь объективную историческую основу. Это означает, что:
• следует показать исторические истоки, корни конкретной науки в начале ее изучения;
• в ходе изучения учебной дисциплины по мере необходимости нужно анализировать динамику научного развития тех или иных идей, гипотез, их трансформацию;
• целесообразно, по мере возможности, изучать жизнь и деятельность ученых прошлого времени, внесших определенный вклад в развитие научных идей, совершивших открытие.
По некоторым предметам имеются исторические курсы, например «История педагогики». Данный предмет дает представление об истории развития педагогической мысли в разных странах. При изучении других педагогических дисциплин обращение в прошлое, показ изменения взглядов на проблему, ее научное развитие позволяют установить связь времен, обогатить видение проблемы, расширить научные горизонты студентов.
Например, тема по педагогике школы «Классно-урочная система» требует обращения к научной и педагогической деятельности Я.А.Коменского, оценки его вклада в реализацию этой проблемы на теоретическом и практическом уровнях. Точно также тема «Лекция как основная форма учебно-воспитательного процесса в вузе» предстанет перед магистрантами и
аспирантами более объемно, если преподаватель обратится к философским школам античной Греции, рассмотрит специфику лекций в средневековом университете, а затем проанализирует методическое разнообразие лекционной формы учебной работы в современном вузе. Раскрытию содержания принципа историзма помогают следующие правила, которые являются краткими дидактическими рекомендациями:
• объективно оценивать истоки науки, вклад ученых, занимавшихся исследованием конкретных проблем и идей;
• правильно воспринимать и освещать ошибки, имевшие место в истории развития науки;
• не перегружать учебный материал историческими данными и фактами;
• раскрывать перспективу развития научных оснований своего предмета.
— Принцип научности.Имеет всеобщий характер и особое значение для образовательного процесса вуза. Он требует, чтобы содержание учебных дисциплин соответствовало современному состоянию науки, чтобы студенты получали научно-достоверные знания. Это возможно в том случае, если преподаватель будет серьезно и вдумчиво оценивать новые факты науки, новые идеи и гипотезы. От реализации этого дидактического принципа зависят уровень профессиональной подготовки молодых специалистов, реальная возможность применения научных знаний на практике. Устаревшие знания либо не находят применения, либо дезориентируют студентов.
Любая наука имеет устоявшийся, бесспорный по содержанию материал, имеет гипотезы, спорные, дискуссионные положения и идеи. С подобным материалом должны быть ознакомлены студенты. Это поможет их научной ориентации, а возможно, и включению их внаучно-исследовательский процесс.
Поскольку в условиях научно-технического прогресса и социальных изменений содержание учебных дисциплин довольно быстро устаревает, по-прежнему актуальным остается вопрос пересмотра учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, их обновления. Но так как создание учебных комплектов не является быстрым делом, разрыва между новыми научными открытиями, достижениями и содержанием учебников не избежать.
Поэтому, руководствуясь принципом научности, преподаватели вузов должны самостоятельно решать вопросы ввода в процесс обучения новых научных данных, ведущих идей, которые отражают основные тенденции развития той или иной науки. Реализации дидактического принципа научности способствуют следующие правила:
• обеспечивать ведущую роль теории в обучении;
• излагать достоверную современную научную информацию, одновременно не избегать гипотез, особенно на старших курсах;
• раскрывать перспективы, основные тенденции развития конкретной науки;
• пользоваться языком, научно-терминологическим аппаратом той науки, которая изучается.
— Принцип систематичности и последовательности.Он органически связан с принципом научности. Система способствует приближению учебной дисциплины к науке. Любая наука имеет свою логику, свою систему развития, которая автоматически не воспроизводится в учебных дисциплинах. Дидактическая система лишь в общих чертах соответствует научнойсистеме и логике. Дидактическая система предусматривает последовательное расположение учебного материала, опору на предыдущие знания, преемственность между ними. Следующие дидактические правила конкретизируют принцип систематичности и последовательности:
• излагать содержание учебного предмета по определенной дидактической системе и логике, которая представлена в учебной программе;
• опираться на ранее усвоенные студентами знания;
• учитывать межпредметные связи, благодаря которым можно получить представление о характере рассмотрения того же вопроса другой близкой наукой.
Методический путь использования принципа связи теории с практикой при ведущей роли теории определяют следующие правила:
• излагать теоретические научные знания, корректно опираясь на возможность их применения на практике;
• раскрывать диалектическую связь науки и практики;
• учитывать имеющийся у студентов опыт, показывать реальные пути применения знаний при решении практических задач;
• учить студентов теоретически обогащаться на основе соответствующей практической деятельности.
Виды наглядности были простые: сами предметы, их изображения или трудовые процессы.
Современная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, полагает, что наглядность и образность обеспечивают связь между конкретным и абстрактным, служат опорой для развития абстрактного мышления, образной речи студентов. Наглядность обогащает круг представлений, делает обучение в вузе более конкретным и интересным, доступным, развивает наблюдательность и аналитическое мышление студентов. Преподаватели высшей школы могут использовать в работе следующие виды наглядности:
— натуральную, или естественную;
— условно-схематическую (чертежи, схемы);
— разного рода презентации.
При реализации принципа наглядности важно применять апперцепцию, т.е. опираться на те впечатления, которые уже присутствовали в жизненном опыте студентов. Тогда отпадет необходимость приносить на занятия те предметы или их изображения, которые студентам знакомы. Увлечение наглядностью, неверное ее использование может затруднить формирование понятий, особенно на младших курсах, так как будет отвлекать внимание от существенных признаков предметов. А чрезмерная образность, метафоричность речи преподавателя нередко увлекает студентов и отвлекает от смыслового содержания научной информации. Дидактически правильному использованию принципа наглядности помогают следующие правила:
• использовать в меру наглядность и образность обучения;
• добиваться образности изложения научного материала словесным путем;
• опираться, когда это целесообразно, на апперцепцию;
• обращаться к средствам наглядности по мере необходимости, т.е. не сразу предоставлять студентам все наглядные пособия;
• привлекать студентов к изготовлению наглядных пособий (схем, чертежей,
дидактических альбомов и т.д.).
Применяя данный принцип, преподаватели могут опираться на следующие дидактические правила:
• формировать у студентов понимание значимости вузовского образования, ценностное отношение к нему;
• добиваться, чтобы излагаемый материал был доступен студентам, чтобы они понимали его;
• использовать разнообразные методические средства активизации познавательной деятельности студентов;
• учить студентов не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Характеристика связи теории с практикой как принципа обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Характеристика связи теории с практикой как принципа обучения
Принципы обучения являются основными дидактическими положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения, по своему происхождению, являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями. Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).
Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения (связи обучения с жизнью, теории с практикой) требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой.
Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.
Содержание образования, согласно данному принципу, должно отражать преобразования в экономике, политике, культуре, т.е. в том реальном социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых. Из этого следует необходимость систематического ознакомления учащихся с основными событиями страны, региона, края, места проживания.
Изучение самых современных и фундаментальных теорий является недостаточным для нормального протекания процесса обучения. Не менее важны практические знания, понимание условий и способов их применения, так как они расширяют диапазон возможностей и обогащают личный опыт, делают теоретические знания более основательными и востребованными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.
Фундаментальность обучения имеет в качестве основного результата развитие сознания и самосознания. Являясь совокупностью понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Следовательно, научно обоснованное построение процесса обучения предполагает его ориентированность на единство знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. В соответствии с этим законом в обучении требуется своевременное подкрепление знаний, в том числе и о социальных нормах и правилах поведения. Речь идет о сознательном усвоении знаний, т.е. раскрытии возможностей их использования в разнообразных социальных практиках, организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и научности получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.
Организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера, знание которых позволяет сформулировать организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.
Таким образом, принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Для реализации данного принципа необходимо: опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; показ области применения теоретических знаний; изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; решение задач и упражнений на основе производственных отношений.
Таким образом, принципы обучения являются основными дидактическими положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения, по своему происхождению, являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями.
Суть принципа наглядности состоит в том, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Принцип наглядности используется как источник знаний, как отражение сущности изучаемых предметов и явлений, яркий и образный показ того, что необходимо усвоить и для эстетического воспитания. По мере взросления ребенка наглядность используется в более символическом виде и в более ограниченном количестве т. к. их чрезмерное число рассеивает внимание и мешает восприятию главного
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Для реализации данного принципа необходимо: опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; показ области применения теоретических знаний; изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; решение задач и упражнений на основе производственных отношений.