святыни собора успенского в смоленске
Свято-Успенский кафедральный собор (Смоленск)
Мiръ Россия Смоленская область Смоленск Свято-Успенский кафедральный собор (Смоленск)
Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.
Содержание
История [ править ]
В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.
К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н. Н. Воронина и доктора исторических наук П. А. Раппопорта.
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Святыни [ править ]
Главная святыня собора – Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии. К ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма. У левого опорного столба находится другая святыня – плащаница «Положение во гроб» из мастерских Ефросинии Старицкой (1561). Казанская икона Богородицы, вынесенная в левый придел из алтаря после мироточения 22 ноября 1991 г. Икона прп. Серафима Саровского – стала особенно почитаема после мироточения 14-15 марта 1994 г. Большое деревянное Распятие в правой части храма, его роспись приписывается В. Васнецову. Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.
Успенский собор в Смоленске: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
В настоящее время очень много различных достопримечательностей, после посещения которых остаешься с приятными впечатлениями. Для каждого это свои объекты, оставляющие определенный след в жизни. Когда выпала возможность посетить город Смоленск, решил ею воспользоваться и уделить время интересному культовому сооружению – Свято-Успенскому Кафедральному собору. Этот храм уже долгое время пользуется популярностью среди паломников за свои сохранившиеся реликвии, а также привлекает путешественников своим архитектурным решением. Расскажу, какими особыми святынями богат Успенский собор, как к нему добраться и где остановиться.
Успенский собор вместе с колокольней придают Смоленску особую популярность среди туристов и паломников.
Где находится Успенский собор в Смоленске
Не зря Свято-Успенский кафедральный собор считают сердцем Смоленска, его символом и визитной карточкой, ведь этот величественный и знаменитый храм нашего Отечества расположился на одном из красивейших мест города и самой высокой точке Смоленска – на Соборной горе. Благодаря этому храм можно заметить с любой точки города.
Как лучше добираться к Успенскому собору в Смоленске
Смоленск имеет хорошее как железнодорожное, так и автомобильное сообщение. Поэтому к нему добраться не составит труда. Предлагаю несколько вариантов.
Режим посещение и часы работы Успенского собора
Свято-Успенский кафедральный собор, как и многие другие храмы страны, всегда рад посетителям, однако для его посещения важно следовать основным правилам поведения и иметь требуемый внешний вид.
При посещении церкви запрещено:
Расписание богослужений Успенского собора
Вторник – Проводится молебна с акафистом Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия».
Четверг (поочередно) – Проводится молебна с акафистом святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу, через неделю – преподобному Серафиму Саровскому.
Выходные и праздничные дни:
Воскресенье (поочередно) – Проводится молебен с акафистом Господу нашему Иисусу Сладчайшему, через неделю – Казанской иконе Божией Матери.
Также службы осуществляются в престольные праздники.
Где рядом можно остановиться
Неподалеку храма Успения Пресвятой Богородицы расположены несколько гостиниц, где можно переночевать, если не получается уехать в тот же день.
Паломнический дом «На Соборной горе».
История создания Успенского собора в Смоленске
Годом основания Успенского собора считается 1101, когда Владимир Мономах решил создать первый памятник монументального зодчества на Смоленщине и установил храм. Однако спустя некоторое время верхняя часть храма была разрушена при взрыве пороховых погребов, находившихся в толще Соборной горы. Позже поляками был устроен на месте церкви костел.
Вскоре Смоленск был возвращен Московскому государству, которое решило собор не восстанавливать, а заново построить. Это строительство затянулось на целое столетие. Заботясь о православных святынях возвращенных территорий, царь Алексей Михайлович выдвинул проект строительства нового собора, который он выслал Смоленскому архиепископу Симеону. Реализация проекта обошлась для царя в 399 пудов железа и 2 000 рублей серебра.
Зодчему Алексею Королькову было поручено руководить работами. Около полутора лет ушло на возведение стен до круглых окон второго яруса, однако просчеты и допущенные ошибки привели к угрозе обрушения, и в 1679 году постройка здания останавливается, а лишь в 1712 году возобновляется.
Еще 16 лет потребовалось архитектору А. И. Шеделю для завершения строительства здания вместе с сооруженными семью куполами и украшенными фасадом, стенами и потолками. Декор интерьера ближе к середине XVIII столетия был разработан и внедрен украинскими мастерами – Трусицким и его незаменимыми помощниками Дурницким, Олицким и Мастицким. Им же было поручено создание настоящего шедевра барочного искусства будущего Успенского собора в Смоленске – великолепного пятиярусного иконостаса.
1740 год – год освящения собора. Спустя 20 лет из-за провалившегося каменного купола потребовалась его реконструкция, деньги на которую выделила Екатерина II. Семиглавое завершение было заменено пятиглавием, бывший каменный купол стал деревянным. Архитектор Петр Обухов придал собору нынешний вид, в котором прослеживаются элементы украинского барокко и древнерусской архитектуры с обилием барочного декора на фасадах храма и наполненного светом и воздухом огромного пространства интерьера.
Не обошлось без чуда свыше, поскольку собор пережил Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную 1941-1945 годов.
Архитектурные и культурные достопримечательности
Среди архитектурных и культурных достопримечательностей храма можно выделить:
Святыни Успенского собора в Смоленске
Успенский собор Смоленска имеет три основные православные святыни, краткое описание которых приведено ниже.
Видео Успенского собора в Смоленске
Увиденное на территории Успенского кафедрального собора очень впечатляет. Храм заставляет остановиться и задуматься о событиях, в честь которых был он возведен, и, конечно же, невероятно красивом культовом сооружении, постройка которого имеет такие далекие корни.
§ 20. Собор Успения Пресвятой Богородицы
В облака упирается звонницей
Пятиглавый Успенский собор:
Ему в ноги и Солнце поклонится,
Расстилая закатный ковёр
Золотых куполов пятицветие —
Будто птица летит над землёй,
С высоты озирая столетия,
Озаряет Смоленск красотой.
Колокольными лёгкими звонами
Вселит в души добро и покой,
Пролетит серебристыми клёнами
На луга за уснувшей рекой.
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 г. Это было первое каменное здание в городе. В первоначальном виде собор сохранялся до начала XVII в.
Новая история собора начинается после возвращения Смоленска в состав Московского государства. В 1677 г. на месте разобранного Мономахова собора по указу царя Алексея Михайловича под руководством зодчего Алексея Королькова был заложен новый собор. На строительство из казны было отпущено 2 тыс. рублей серебром и 399 пудов железа. Строительство нового здания продолжалось почти 100 лет и закончилось в 1772 г. Возведением собора на разных этапах руководили архитекторы Антон Шедель и Пётр Обухов
Здание собора не пострадало ни во время наполеоновского нашествия, ни во время гонений на Церковь в советский период, ни во время немецко-фашистской оккупации.
В XX в. Свято-Успенский собор постигла участь многих православных церквей. Он был закрыт в 1933 г. В стенах храма располагался антирелигиозный музей. Богослужения в соборе были возобновлены в 1941 г.
В церковном календаре православные христиане выделяют двенадцать особенно значимых праздников, установленных в память о событиях священной истории. Отсюда их наименование «двунадесятые» праздники. Стоит отметить, что самый главный христианский праздник — Пасха — не входит в число двенадцати, его называют «праздников праздник».
В числе двунадесятых праздников есть Господские праздники (в честь Господа Иисуса Христа) и Богородичные праздники (в память о событиях жизни Пресвятой Богородицы). К Богородичным праздникам относятся: Рождество Богородицы (8 / 21 сентября по старому и новому стилю соответственно), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля), Успение Богородицы (15 / 28 августа).
Помимо четырёх двунадесятых праздников Богородице посвящены многочисленные праздники в честь чтимых икон Божией Матери, точное число которых не известно (насчитывается около 700).
Как видно из названий великих Богородичных праздников, они посвящены Рождеству, Введению во храм, Благовещению, Успению Богородицы.
Рождество Богородицы — рождение матери Иисуса Христа у престарелых родителей Иоакима и Анны. Введение во храм — введение трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, при котором она воспитывалась до совершеннолетия. Благовещение — благая весть от Бога, переданная Марии архангелом Гавриилом о грядущем рождении от Неё Спасителя — Иисуса Христа.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы посвящён воспоминанию о смерти (успении) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Девой Марией и совершить Её погребение. Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник Свято-Успенского кафедрального собора Смоленска.
Смоленский Свято-Успенский собор — сердце нашего города, его визитная карточка. Его воспевают в своих произведениях многие поэты. Обратимся к стихотворению В. Коробова, которое является эпиграфом данного параграфа. Оно яркими образными средствами передает красоту и величие собора, его духовную силу и мощь.
В первой строфе стихотворения содержится гипербола. Найдите ее и объясните, с какой целью автор употребляет эту гиперболу. Как вы понимаете метафору «ему в ноги и Солнце поклонится»? Найдите в последней строфе строку, в которой выражена духовная сила святыни?
1. Перечислите основные даты истории Свято-Успенского собора.
2. Раскройте содержание праздника Успения Пресвятой Богородицы на основе разъяснения митрополита Антония Сурожского: «Успение — слово славянское, оно значит, что Божия Матерь уснула, как говорили в древности, сном земли, умерла. Но в слове „умереть“ много горечи, чувства поражения. В слове „успение“ — чувство покоя. И действительно, в празднике Успения мы радуемся о том, что Божия Матерь, Чьей верой Христос пришёл на землю, Чьей верой Он был свободен совершить Свой трагический путь, уснула сном земли, и что в этот момент Она снова оказалась лицом к лицу с воскресшим и вознёсшимся на небо Своим Сыном и Своим Богом».
2. Святыни Успенского собора
В Свято-Успенском соборе хранятся святыни, которые известны далеко за пределами Смоленщины, — плащани́ца «Положение во гроб» (XVI в.), Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.), о которой вы узнаете в следующей теме, и сандалии мученика Меркурия (XIII в.), с подвигом которого вы уже познакомились.
Бесценным сокровищем Успенского собора является старинная плащаница «Положение во гроб». На ней изображено положение во гроб Иисуса Христа. Плащаница — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа. Также бывают плащаницы с изображением усопшей Богородицы.
Плащаница, хранящаяся в Успенском соборе, — прекрасное произведение древнерусского шитья из мастерской Ефросиньи Старицкой, тётки Ивана Грозного. На ней вышиты дата создания (1561) и авторская надпись, расположенная справа вертикально у ног усопшего Спасителя. Надпись шита вязью, золотом в две строки. Она сообщает о том, что плащаница — вклад в Московский Успенский собор на помин души князя Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного, и его матери Ефросиньи.
В России сохранилось ещё три датированных плащаницы, вышедших из мастерской Ефросиньи Старицкой. Одна — в Троице-Сергиевой лавре, вторая — в музеях Московского Кремля и третья — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Но плащаница Смоленского собора — самая большая и самая лучшая по сохранности. По своей древности, чистоте отделке золотом, серебром и шёлком разных оттенков, мастерству исполнения плащаница представляет собой драгоценную редкость.
В 1812 г. французы, отступая из Москвы, вместе с другими ценностями увезли и этот шедевр. Из обоза, отбитого у неприятеля русским отрядом на территории Смоленщины, плащаница была передана в Смоленский Успенский собор. Несколько позже, учитывая важную роль и выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 г., было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленском Свято-Успенском соборе. Ныне она находится в застеклённой витрине у северо-западного столпа.
1. Какие святыни находятся в Успенском соборе Смоленска?
2. В чем состоит уникальность хранящейся в Успенском соборе плащаницы?
3. Иконостас Успенского собора
Великолепный пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730–1740 гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас собора — выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика.
Высота иконостаса — 31 м. На фоне позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким, насыщенным цветом. Всего их насчитывается 99. Они разделены богато украшенными колоннами, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клёна, цветами подсолнуха. Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон.
Иконы иконостаса неоднократно реставрировались и заменялись. 5 июня 2010 г. патриарх Кирилл освятил воссозданный к юбилею города иконостас Свято-Успенского кафедрального собора.
Известный смоленский краевед и искусствовед В. М. Аникеев описывает этот иконостас следующим образом: «Уходящий ввысь под самые своды предалтарный деревянный резной иконостас поражает своим великолепием. Каскады витых колонн, увенчанных капителями; многоярусные карнизы; филёнки, обрамляющие живопись; створки Царских врат — всё торжественно сияет в потоке света, льющегося через окна собора. Мерцающие позолотой гроздья винограда, цветы подсолнуха, мальвы, листья аканта и дуба переплетаются в сложном узоре двухслойной резьбы. Столь же прекрасны иконостасы у стен и столбов, резные напрестольная сень и архиерейское место — творения мастеров XVIII века».
1. Что такое иконостас?
2. Каковы особенности иконостаса Смоленского Успенского собора?
1. О каких событиях в истории Смоленского Успенского собора свидетельствуют следующие даты: 1772, 1611, 1101, 1677 гг.?
2. Подготовьте рассказ с презентацией об одной из святынь Успенского собора.
3. Посетите Успенский собор и напишите эссе на тему: «Свято-Успенский кафедральный собор: история и современность».
Свято-Успенский кафедральный собор
Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5.
Тел.: 8 (4812) 38-12-62, 38-07-57.
E-mail: SmolenskiyUspenskiySobor@gmail.com
Web-site: www.smolsobor.ru
Страница в социальной сети: vk.com/cathedral.sobor.smolensk
Настоятель: иерей Владислав Баган
Священнослужители:
протоиерей Михаил Горовой
протоиерей Григорий Трубин
протоиерей Александр Мельничук
иеромонах Рафаил (Ивочкин)
иерей Геннадий Дегтяр
протодиакон Игорь Маллер
протодиакон Игорь Пешков
протодиакон Павел Каратаев
диакон Тарасий Супрыкин
Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор. История
В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.
К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н.Н. Воронина и доктора исторических наук П.А. Раппопорта.
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.
Возрождение Успенского собора на прежнем месте
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Архитектурное устройство собора
В соборе два престола: главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.
Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича французским командованием к собору была приставлена охрана.
По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери – пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками – окна в два яруса: нижние – с арочным завершением; верхние – круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля – лентами, зубчиками. Собор имеет три портала – входа. Главный – западный портал с застекленным крыльцом, построенном в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами.
Убранство барабанов – пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно: собор занимает площадь более 2000 кв. метров. Высота стен четверика – 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м. устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице, в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.
Внутреннее убранство
Над внутренним убранством собора в 1730-40 годах много потрудились украинские мастера: Сила Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.
Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами. Между ними – резные филенки обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы – гроздья винограда, цветы подсолнечника, дуба, клена. Особенностью резьбы является ее двуслойность: на нижний ажурный слой сверху наложен еще один слой, глубокий, прозрачный. Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.
Есть предположение, что и иконы собора были написаны создателем иконостаса Трусицким, но возможно и иконописцами местной школы – о ней пишет первый историк Смоленска Никифор Мурзакевич.
Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались. Первая реставрация была произведена в 1767-1772 годах, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.
В 1820 при Преосвященном Иосифе была «обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены». В 1888 году все иконы были переписаны московским художником Морозовым. В 1900 году владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.
В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона «Великий Архиерей». Христос изображен сидящим на златокованом, богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке. Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов.
В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса – мотивы пышного украинского барокко – повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах.
Святыни Успенского собора
К главной святыне успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.
У левого опорного столба находится другая святыня смоленского собора – плащаница. «Положение во гроб» – как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа – плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились своим искусством, так же как и мастерские «светлицы» Анастасии Романовны. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в смоленском Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него, вместе с другими ценностями, плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.
Другие чтимые иконы собора: образ Казанской иконы Божией Матери, находившийся первоначально в алтаре и вынесенный в левый придел после мироточения 22 ноября 1991 года, образ преподобного Серафима Саровского, который стал особенно почитаем после мироточения 14 и 15 марта 1994 года, а также большое деревянное Распятие в правой части храма, роспись которого приписывается В. М. Васнецову.