святыни серпуховского высоцкого монастыря

Святыни монастыря

Святыни Высоцкого монастыря.

На сегодняшний день в Высоцком монастыре собрано немало святынь, среди которых главное место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Бесчисленные паломники притекают к этому всероссийски известному чудотворному образу, который находится в Покровском храме обители, с верою и надеждою прося помощи у Царицы Небесной в исцелении телесных и душевных недугов, в особенности страсти пьянства, наркомании и курения. «И не тщетны отходят, Пречистая, от Неупиваемыя Чаши Твоих Божественных дарований», о чем свидетельствуют многие драгоценные дары, принесенные в благодарность за исцеление, которые украшают святой образ. В левый нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы.

Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех тех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед Ее святой иконой.

Братия монастыря, несмотря на свои скромные возможности, старается принять и дать приют всем приходящим в святую обитель. Особенно много богомольцев собирается на молебны по воскресным дням. Самое торжественное богослужение перед иконой Небесной Заступницы совершается в день празднования ей — 18 мая (по новому стилю).

Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря являются мощи преподобного Афанасия Младшего.

По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия Младшего.

24 сентября 1994 года по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке. Он издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители и города Серпухова. Как раньше, так и в наше время преподобный подает всем с верою прибегающим к его многоцелебным мощам свою благодатную помощь. В наши дни от его святых мощей происходит немало исцелений различных душевных и телесных недугов, поэтому в 2004 году на Архиерейском Соборе было совершено его всероссийское прославление.

День памяти преподобного совершается 25 сентября, а также в среду Светлой седмицы.

В Покровском храме находится древний, XV века, чудотворный образ святого великомученика и Победоносца Георгия, который неоднократно спасал город Серпухов от нападения врагов и сопровождал серпуховское ополчение в военных походах.

Память святого великомученика Георгия отмечается 6 мая. Но в честь именно этого чудотворного образа празднование совершается и в 7-й понедельник после Успения, в день, когда произошло чудесное избавление града Серпухова от нашествия татар. Когда войска неприятеля подступали к Серпухову, местные жители видели святого великомученика Георгия, выехавшего на белом коне из монастыря. Он подъехал к вражьим полчищам, враги устрашившись, бежали, а великомученика Георгия видели вновь въехавшим в монастырь.

Существует предание, что во времена вражеских нашествий монашествующие часто видели перед иконой горящую свечу, которая возжигалась сама собою, таким образом оповещая о грозящей опасности.

В Зачатьевском соборе монастыря находится чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», список с чудотворной Борской иконы Пресвятой Богородицы, которая до революции во время эпидемий холеры Крестным ходом неоднократно приносилась в Серпухов и очень почиталась жителями, так как не один раз спасала город от смертоносной болезни. Ежегодно в Высоцком монастыре 23 июля вспоминается встреча в Серпухове святой иконы, а 23 августа — ее проводы. Накануне этих дней совершается всенощное бдение с акафистом, а в сами праздники — Божественная литургия и Крестный ход.

В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных начиная с первых веков христианства и до наших дней.

Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных, ювелирной работы ковчегах и выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

Есть ряд икон, которые, возможно, не относятся к особо чтимым в монастыре святыням, но заслуживают внимания по своей древности и красоте.

В первую очередь, это святые Царские врата XVII века, замечательного Ушаковского письма, большая икона «Страшного Суда» — также XVII столетия. В иконостасе Покровского храма — местная икона Спасителя XVIII века и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы Московской школы XVII века; небольшая икона преподобного Иосифа Волоцкого в серебряном басменном окладе XVII века и ряд других интересных икон.

Часть рубашки преподобного Серафима Саровского, обагренная его кровью, когда он был избит едва не до смерти разбойниками.

Эта святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого в Покровском храме.

В Высоцком монастыре хранятся несколько напрестольных крестов искусной работы XVIII — XIX веков, потиры, кадила и некоторая другая старинная церковная утварь того времени.

В ризнице имеется несколько старинных облачений, покровцы и плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется в богослужении по своему назначению.

Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, немало еще предстоит. Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее благолепие Высоцкого монастыря — это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог: кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто помогал своими трудами, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым.

Мы особо признательны музею Московского Кремля, передавшему монастырю из своих фондов немало предметов церковной утвари и святых мощей, и Серпуховскому историко-художественному музею, который внес значимый вклад в возрождение Высоцкой обители.

Источник

Святыни Высоцкого монастыря

Чудотворные иконы и списки с чудотворных икон:

Мощи святых:

В настоящее время по Божией милости в Высоцкой обители собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», который находится в Покровском храме. В левый нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен чудесами исцелений от страсти винопития, наркомании и табакокурения, о которых красноречиво свидетельствуют многочисленные украшения, пожертвованные верующими, специальная книга с описаниями случаев исцелений от иконы, множество писем, приходящих в монастырь ежедневно.

В Покровском храме почивают мощи преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого (Младшего), второго игумена монастыря, которые обретены были в 1994 году и прославлены многими чудесами исцелений и благодатной помощи. В обители собрано более 200 частиц мощей различных угодников Божиих, прославленных от первых веков христианства до новомучеников Российских. Наиболее крупные части мощей хранятся в алтаре храма в особых ковчегах, среди которых выделяется серебряный ковчег в форме митры с частью мощей Преподобного Сергия Радонежского — их передал в обитель 8 октября 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Среди множества икон, украшающих храмы, особо чтятся верующими чудотворный образ Святого Великомученика Георгия Победоносца, новгородского письма XV века, который всегда брало в поход Серпуховское ополчение — если городу грозила опасность нашествия неприятеля, незажженная свеча у этого образа самовозгоралась; храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы московской школы XVII века; иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Утоли моя печали» Корсунская, образ Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, которые писаны в прошлом веке на святой горе Афон; чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших»; чудотворная икона Николы Можайского XIV века; образ Преподобного Сергия Радонежского — крышка раки с его мощами; икона преподобного Серафима Саровского с частицей от рубашки, пропитанной его кровью, когда святой был избиваем разбойниками и другие иконы. Почти все они старого письма, у каждой из них своя история, некоторые прославились чудесами.

С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, Гроба Господня, частицы Гвоздя Распятия Христова, Пояса Пресвятой Богородицы, который она носила при жизни, части Дуба Мамврийского, камня, на котором молился 1000 дней и ночей преподобный Серафим Саровский, Древа куста Неопалимой Купины со святой горы Синай, епитрахиль св. праведного Иоанна Кронштадского и другие святыни.

Источник

Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2

Женская община «Отрада и Утешение», Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховской Высоцкий мужской монастырь, Серпуховский Введенский Владычний монастырь, Серпуховский Распятский монастырь, Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.

ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА «ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ»

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Женская Община Отрада и Утешение

Расположена в поселке Добрыниха, в двух километрах от села Щеглятьево, близ города Чехова. Основана графиней М.В. Орловой-Давыдовой и ее матерью О.И. Орловой-Давыдовой на территории их имения. В 1898 г. община получила официальный статус. На устроение и содержание общины графинями было пожертвовано 103 десятины земли с постройками и лесом и капитал в 200 тыс. руб., из них 600 руб. назначалось на содержание священника.

Еще в 1893 г. здесь был освящен храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Второй храм — во имя Успения Божией Матери, с приделом во имя Всех Святых, возведенный по проекту арх. С.У. Соловьева, был освящен московским митр. Владимиром 22 авг. 1904 г.

Общину возглавила сама Мария Владимировна Орлова-Давыдова, в 1902 г. принявшая постриг с именем Магдалина. К этому времени относится описание общины: «на месте ранее глухого леса сейчас красуется прекрасный общинский обширный дом с храмом во имя иконы Богоматери, именуемой «Отрада и Утешение». Близ этого дома, как бы детеныши, ютятся: церковно- приходская школа для девочек, приют для сироток малолетних, приют для пристарелых женщин, рукодельная, больница; далее- строения для причта, гостиница, водокачка и службы. Венцом же человеческого творчества в этой местности вот уже второй год является величественный пятиглавый собор… сейчас он отделан только еще вчерне и ждет внутренней своей отделки. Глубокая мысль вложена строителями в означенное здание. Низ собора во внутренней своей части темен; свет дневной падает в него сверху. Такая особенность архитектуры наводит на мысль, что наша греховность, наша загрязненная душа, лежащая долу, присутствуя в сем храме, невольно должна будет искать себе просветления горе…».

Предположительно, около 1917 г. в общине был освящен третий больничный храм во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного в Капернауме.

В начале 30-х гг. монастырь был закрыт. С 1938 г. здесь разместилась Московская городская психиатрическая больница.

В 1991 г. здесь была создана православная община, а на Рождество 1992 г. состоялось первое богослужение. Ныне службы совершаются в домовом храме «Отрада и Утешение» (приход на территории больницы), Успенский храм реставрируется.

Настоятель храма – иеромонах Антоний (Семкин).

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Вознесенская Давидова Пустынь

Расположена на высоком правом берегу р. Лопасни (приток р. Оки), на территории древней Хатунской волости. Она основана 31 мая 1515 г. прп. Давидом, происходившим, согласно преданию, из рода князей Вяземских и носившим в миру имя Даниил.

Даниил родился в начале 50-х гг. XV в., а в начале 70-х гг. поступил в Боровский Пафнутьев монастырь, где принял постриг с именем Давид у основателя обители прп. Пафнутия, после кончины которого прп. Давид вручил себя руководству прп. Иосифа (Санина), будущего основателя Волоцкого монастыря, также постриженника прп. Пафнутия Боровского. Среди сподвижников Давида известны прп. Даниил Переяславский, великий иконописец Дионисий, иеромонах Макарий (Леонтьев), будущий митрополит Московский и всея Руси.

Земли, на которых прп. Давид основал пустынь, принадлежали кн. Василию Стародубскому, куму Василия III. Основание обители призвано было укрепить духовный авторитет Москвы и самодержавной власти. Согласно монастырскому преданию 15 августа 1515 г. обитель посетил прп. Иосиф Волоцкий. Он благословил основание монастыря и, разделив трапезу с прп. Давидом и братией, наставлял и поучал их слову Божию. Знаменательная встреча произошла за три недели до смерти прп. Иосифа. Точная дата преставления прп. Давида неизвестна. В документах упоминаются 19 сентября 1528 г. и 18 октября 1520 г. Многочисленные чудотворения у гроба святого подвижника издревле были известны местным жителям. Уже в монастырском синодике 1608 г. Давид именуется Преподобным.

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Вознесенская Давидова Пустынь. Рака с мощами прп. Давида.

Совершенно разоренная в годы Смуты, пустынь в 1657 г. была приписана патр. Никоном к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. В 1712 г. ее приписали к Чудову монастырю, а в 1764 г. она стала заштатной. Лишь с конца XVIII в. благосостояние обители стало расти и каменное строительство возобновилось. Складывавшийся в течение столетий архитектурный ансамбль монастыря окончательно сформировался к началу XX века с постройкой величественного собора Всемилостивого Спаса. На монастырской территории были похоронены: выдающийся полководец Д.С.Дохтуров († 1816 г.), представители дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

Давидову пустынь посещали великие церковные иерархи: митр. Платон (Левшин), святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири. Здесь подолгу жил митр. Владимир (Богоявленский), будущий новомученик Российский. В 1915 г. в Москве и Серпухове широко отмечалось 400-летие монастыря. В это время здесь проживало более 100 монахов.

В 1937 г. пустынь была закрыта, а монахи изгнаны. Последний настоятель архим. Валентин, управлявший обителью 44 года, остался жить в поселке у одной благочестивой женщины, но через некоторое время был убит неизвестными, забравшими тело с собой с целью сокрытия преступления. Вскоре рядом с монастырем забил источник. Его появление связали с мученической кончиной настоятеля и в народе за ним прочно закрепилось название «Валентиновский». Последние десятилетия на территории пустыни обосновался Чеховский механико-технологический техникум, занимающий часть зданий до сих пор.

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Вознесенская Давидова Пустынь. Ковчег.

В 1992 г. жителями поселка Новый Быт была образована православная община и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 г., в первую субботу Великого поста, была совершена первая Божественная Литургия, 1 июня оглашено решение Св. Синода о возобновлении монашеской жизни, а ранее назначенный настоятель иером. Герман (Хапугин) был возведен в игумена обители. 24 мая 1997 г. были обретены св. мощи прп. Давида (местночтимый святой Московской епархии). Сегодня службы совершаются в Знаменском храме (остальные реставрируются).

Настоятель игумен Герман (Хапугин).

Принимаются паломники (необходимо наличие паспорта).

Адрес: Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт, монастырь «Давидова пустынь».

СЕРПУХОВСКОЙ ВЫСОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь

Основан в 1374 г. серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению прп. Сергия Радонежского. Название монастыря связано с местом, на котором он был устроен — это холм близ слияния рек Оки и Нары, в древности прозванный «Высоким».

Монастырь скоро устроился, число братии стало быстро возрастать и в 1381 г. обитель украсилась большим каменным собором во имя Богоматери, в честь Ее зачатия (первоначально храм был деревянным). Построен же он был в память победы над татарами на Куликовском поле и освящен митр. Киприном. Павшие воины Серпуховского ополчения, составлявшие засадный полк под командованием своего князя Владимира Андреевича, двоюродного брата блг. кн. Димитрия Донского, были погребены в братской могиле в стенах Высоцкого монастыря.

Серпухов являлся южной оборонительной границей Московского княжества и часто подвергался нападениям врагов земли русской. В 1571 г. обитель сильно разрушили татары, а в Смутное время пострадала от шаек поляков и разбойников. Во время правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича монастырь процветает, но с сер. XVIII в. благосостояние начинает падать. После введения Екатериной II штатов для монастырей, от него по указу отошли все вотчины и осталось существовать только на государственное содержание, положенное по штату, и на пожертвования верующих. С XIX в. обитель становится очень известной, и к началу XX века — одной из самых благоустроенных во всей России.

С приходом к власти большевиков братии было предложено покинуть монастырь и там расположился полк латышских стрелков. В Покровском храме совершались богослужения, за которыми пели престарелые монахини, переведенные из соседнего Владычнего монастыря, но после ареста в 1931 г. остававшегося настоятеля, архимандрита Пантелеймона, всех разогнали, монастырь же превратили в тюрьму, где производились массовые расстрелы. После ВОВ помещения обители использовались под жилье и склады. В это время многое было разрушено, лишь начатые реставрационные работы спасли его от полного разрушения.

25 мая 1991 г. принято решение об открытии и возрождении древней обители. Разоренная и оскверненная, она была открыта в среду Светлой Седмицы и вновь началась молитвенная и трудовая жизнь.

у р. Нара, близ монастыря, ископанный прп. Сергием Радонежским (ныне городской отстойник).

Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта).

Настоятель игумен Кирилл

Адрес: 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь.

СЕРПУХОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Серпуховский Введенский Владычний Монастырь.

Расположен на правом берегу р. Нара, напротив Высоцкого монастыря. Основан в 1360 г. митр. Алексием по повелению Божией Матери, Которая явилась московскому святителю. Первым настоятелем и строителем мужского монастыря был ученик митрополита, его келейник прп. Варлаам. Он также удостоился чудесного видения. «Видех Ангелы держим монастырь, и Захарию во дверех церковных стояща, и Богородицу с рождшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим и посадив Ю на третией ступени».

Монастырь никогда не выделялся ни количеством братии (не более 30 насельников), ни богатством. В XVI-XVII вв. обитель превратили в крепость, снабдив боевыми орудиями и припасами. В XVIII в. монастырь пережил период упадка; его приписывали то к Высоцкому, то к Заиконоспасскому монастырям. К началу XIX в. древней обители грозило закрытие. Но в 1806 г. по благословению московского митр. Платона Владычний монастырь был обращен в женский, в результате чего к концу века он пришел в цветущее состояние, а количество насельниц возросло до 400.

Особенную память в монастыре оставила блаженная Евфросиния, юродивая Христа ради. Бывшая фрейлина Имп. Екатерины II тайно скрылась из двора и по благословению митр. Платона поселилась во Владычней обители. Неоднократно приезжая в монастырь, свт. Филарет (Дроздов) первым долгом посещал блаженную старицу и беседовал с ней. 3 июня 1855 г. Евфросиния преставилась, имея 120 лет от роду и погребена в приделе церкви село Колюпаново (близ города Алексина).

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Серпуховский Введенский Владычний Монастырь. 2000 г.

В 1869 г. игуменья Владычнего монастыря Митрофания основала в Москве Владычне-Покровскую епархиальную общину сестер милосердия. Община была учреждена при храме Покрова Пресвятой Богородицы с приделами прп. Сергия и св. царевича Димитрия (храм построен в 1619 г.).

В 1867-72 гг. в обители подвизалась прп. Рахиль (1833-1928 гг.). Именно здесь она была пострижена в рясофор свт. Филаретом.

В 1878 г. в монастыре явилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая имеет особую благодать исцеления от недуга пьянства и других вредных привычек.

Вскоре после революции монастырь был закрыт. В 1919 г. здесь разместилась школа «красных военлетов», а сестрам пришлось покинуть обитель. Богослужение во Введенском соборе совершалось до 1928 г. Военное училище находилось здесь до 1978 г. Последующие семнадцать лет монастырь оставался бесхозным, местные жители разбирали его по кирпичикам на свои нужды.

В мае 1995 г. превратившуюся в руины обитель передали Церкви. Здесь возрожден женский монастырь. 18 мая 2000 г. восстановлено почитание в лике местночтимых святых прп. Варлаам (место его захоронения около Введенского собора).

Настоятельница игумения Алексия (Петрова).

Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта).

Адрес: 142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40. Владычний женский монастырь. т.72-46-25, код 27 из Москвы и Московской обл.; код 0967 — из других городов.

СЕРПУХОВСКИЙ РАСПЯТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Серпуховский Распятский Монастырь.

Первоначально здесь, на пересечении Тульской дороги с р. Нарой стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова. В 1695 г. по жалованной грамоте патриарха Адриана был открыт Новорождественский девичий монастырь, позже переименованный в Распятский. В 1701 г. в обители подвизалось 25 стариц, стояла деревянная церковь с «шатровыми главами» и двумя престолами: Рождества Христова и св. Иоанна Предтечи.

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Серпуховский Распятский Монастырь. Колокольня.

По устному преданию, существующий ныне собор во имя Распятия Господня возведен в 1719 г. тщанием княжны Назареты Матвеевны Гагариной. Она была дочерью сибирского губернатора М.П. Гагарина, казненного в Петербурге в 1721 г. «за многие провинности».

Посвящение престола Распятию Господню очень редко, но не уникально (к примеру, храм в первом ярусе колокольни Успенского девичьего монастыря в г. Александрове Владимирской обл.).

Монастырь был упразднен в 1764 г. Храмы закрыты в 30-е гг. ХХ в. Ныне на территории бывшего монастыря расположено Серпуховское медицинское училище.

Адрес: 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ БЕЛОПЕСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
(ранее мужской, ныне возобновлён как женский монастырь)

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь.

Основан около 1498 г. игум. Владимиром на месте, называемом Белые Пески (близ г. Кашира, на другом берегу р. Оки). Согласно монастырскому преданию еще прп. Сергий Радонежский, направляясь из Серпухова в Коломну, проходил через Белые Пески. Водрузив здесь крест, он благословил это место и сказал: «Быть тут монастырю». В 1380 г. на этом месте останавливались русские полки, идущие в Коломну — пункт сбора войск перед Куликовской битвой.

Прп. Владимир был иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. Основав обитель на важнейшем южном рубеже государства, он получил самую широкую поддержку Ивана Ш и Василия Ш. Московские государи были заинтересованы в укреплении южных границ, поэтому небольшая пустынь превращается в монастырь-крепость.

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь.

В 1520 г. в обители подвизался известный в то время старец Феодосий (Ковеля). В 1564 г. был заложен Троицкий собор, а к 1578 г. почти все монастырские строения были уже каменными.

В XVI в. обитель не раз подвергалась нападению крымских татар. В Смутное время монастырь был разорен и запустел. Границы государства в XVII в. отодвигаются все дальше к югу и монастырь теряет свое оборонное значение. В 1681 г. по указу Феодора Алексеевича монастырь перешел в ведение Коломенского архиерейского дома. Указом Петра I обитель была приписана к Троице-Сергиеву монастырю, а с 1764 по 1800 гг. она вновь во владении Коломенских архиереев. С XIX в. монастырь обрел самостоятельность, но числился заштатным. В XIX в. окончательно формируется архитектурный ансамбль монастыря, в обители ремонтируются старые и возводятся новые храмы.

Перед революцией в монастыре проживало 50 насельников. По рассказам очевидцев, в 1918 г. монахов вывели из Св. ворот и расстреляли у восточной стены. В 20-е гг. здания обители были переданы музею, но богослужение еще совершалось иером. Киприаном, чудом оставшимся в живых.

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь.

В середине 30-х гг. в келейных корпусах устроили общежитие для рабочих (затем заключенных), строивших мост через Оку.

Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе, и в нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса ген. П.А. Белова, а поблизости разместился дивизион первых «катюш». 16/29 н. ст. ноября, в день, который, согласно летописи, считается днем рождения обители, было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых здесь и отброшенных от Москвы на многие километры.

В послевоенные годы некоторые здания использовались под склады, остальные пустовали и постепенно разрушались. В конце 80-х гг. монастырь начали реставрировать, в 1993 г. в неделю жен-мироносиц он возобновлен, как женский.

Настоятельница игумения Мария (Баранова).

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь. Троицкий собор.

Храмы:

Древнее село Голочелово упоминается как «Маковец» еще в грамотах князей Ивана Калиты и Димитрия Донского. В XVIII в. здесь усердием помещиков Бутурлина и Татищева были выстроены два храма: Троицкий и Никольский. Однако, в 1872 г. обветшавшую Троицкую церковь разобрали, употребив кирпич на колокольню Никольской церкви. При этом Никольский храм переосвятили как Троицкий, пристроив к нему придел свт. Николая Чудотворца.

После ВОВ в храм пришел служить о. Сергий Минервин, бывший военный. Много лет отдал он этому отдаленному приходу, а скончался 28 января 1979 г. во время службы, в последнем поклоне перед Всевышним. Похоронен о. Сергий возле храма.

Из-за удаления от больших дорог, храм нередко становился объектом ограбления. Вместо похищенного Иерусалимского образа, ныне в храме поставлен образ Богоматери Троеручицы.

Церковная жизнь в селе никогда не замирала, но приход был очень мал. К 1993 г. в селе остался один коренной житель. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приход определили в качестве подворья Белопесоцкого монастыря. Подворье считается монастырским скитом и устав здесь строже, чем в самой обители. На посещение больших праздников, даже на ночные службы, местная администрация выделяет автобусы для окрестных жителей и паломников.

святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть фото святыни серпуховского высоцкого монастыря. Смотреть картинку святыни серпуховского высоцкого монастыря. Картинка про святыни серпуховского высоцкого монастыря. Фото святыни серпуховского высоцкого монастыря
Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь. Источник.

Источник:

Сергиевский, около ж.д. ст. Акри (был изведен ударом посоха о землю самим прп. Сергием на сухом месте).

Адрес: 142800 Россия, Московская обл., г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь.

Проезд: Ст. Акри Павелецкой ж.д., далее автобус до Крутышки (ост. «Монастырь»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *