святые отцы о творении добрых дел
Святые отцы о творении добрых дел
Антология изречений святых отцов церкви
О добрых делах
Важно скрывать свои добрые дела, ибо открытие их людям уничтожает эти дела. Святитель Феофан Затворник пишет: «Сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте их».
Мудрое распределение времени имеет большое значение для делания добрых дел.
Святитель Феофан Затворник
Христианин должен каждый час и минуту использовать для той или другой доброй цели, каждый день искупить добрыми делами в пользу себя и ближних, ибо для безделья Господь не назначил нам ни одной минуты.
Научитесь прежде сами делать добро, и тогда беритесь научать и других делать то же.
Заметьте, батюшка, только ради Христа делаемое доброе дело приносит плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но награды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати тоже не дает.
Преподобный Серафим Саровский
Всякому доброму начинанию бывает препятствие от беса, но это-то и добрый знак. По этому можно заключить, что начатое дело по воле Божией.
Старец Илиодор Глинский
Выше всего, когда тебя осуждают за доброе дело.
Нужно не пренебрегать никаким добрым делом. Нельзя тебе сделать одного, делай другое, не можешь делать трудного, исполняй более легкое.
О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сначала сделай его.
Если бы мы решились отказать себе в излишествах по покупке пищи, одежды, мебели и т.п., то через то сколько бы сберегли денег для добрых дел?! Через эту бережливость дом наш сделался бы обильным источником благотворения и благословение Божие бы видимо почило на нас.
Милостыня угодна Богу от имений, праведным трудом приобретенных, а не воровством и обидой, не от худых трудов, а также пляски, самогонки, спекуляции, от игры в карты и т.п.
Доброе дело оскверняется через человекоугодие, или высокомерие, или лень, или небрежность.
Святой Ефрем Сирин
Исключим расходы на то, что нужным считаем: привычки, прихоти, тщеславие, пустые требования мира и все страсти. Сколько будет оставаться в пользу нуждающихся, на добрые дела!
Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца, иначе человек мало получает от нее пользы.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Святые «О добре»
Да разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божии: «Вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя» (ср.: Ис.64,6). Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики.
Анатолий Оптинский (Зерцалов)
Всё, что ни делаешь доброго, старайся скрывать, ибо это тебе полезно.
Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то. ничем не лучше мертвых.
Кто совершает дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение. Ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.
Одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели.
Награда бывает больше, если ты делаешь, не ожидая награды.
И своим и чужим делай добро, насколько можешь, и доброму и злому говори доброе слово.
Все добродетели наши в Боге – отнюдь не наша собственность. Бог спасает нас. Он ниспосылает нам силу хранить себя от зла. Он покрывает нас Промыслом Своим и подает нам возможность пребывать в нестяжании. Он дарует нам обращение к Нему, и когда обратимся к Нему, это бывает последствием действия Его на нас. Он внушает нам благодарить Его, и мы благодарим Его по дару Его. Он ниспосылает в нас благодать, действием которой возбуждается в нас благодарение Богу. Он защищает нас от врагов наших демонов, исторгает нас из рук и челюстей их.
Авва Исайя (Скитский)
Истинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим злое, побеждать смирением гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21).
Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым по Евангелию.
Что бы ни случилось с нами, мы не должны огорчаться, хотя бы оно в настоящем и чувствительно задевало нас. Мы не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо. Но мы должны быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно или нам самим, так ; как обещает награду за терпение, или душе, похищенной у нас, чтобы она, оставаясь дольше в этой жизни, не заразилась водворившимся в мире пороком.
Здешняя жизнь похожа на поле с различными посевами хлеба и овощей, а люди подобны делателям: один способен ухаживать за виноградными лозами, другой за овощами, иной сеять хлеб, иной лишь убирать сорняки. Каждый пусть трудится на том участке добродетелей, к которым он способен, к которым призван Богом, являющим Свое призвание разумному созданию теми душевными способностями, которые Он даровал этому созданию.
Делай все из повиновения Господу и как бы все ради Него. Этого достаточно для того, чтобы не допустить никакого соблазна или беспорядка.
Человек может совершать душевные добродетели собственными силами, а духовные добродетели в человеке – дар милосердного Бога, подающего этот дар нищим духом, алчущим и жаждущим правды Христовой.
Перед началом доброго дела приготовься к искушениям, которые постигнут тебя, и не сомневайся в истине.
Исаак Сирин Ниневийский
Три добродетели, когда ум увидит их в себе, служат для него признаком, что он достиг бессмертия: рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях, благовременное предусмотрение и добра и зла, свобода от внешнего влияния.
Авва Исайя (Скитский)
От сердца произойдут добрые дела, когда будет доброе сердце, а без доброго сердца добрых дел не может быть, как и из гнилого источника не может не течь гнилая вода. Исправь сердце и волю твою, – и будешь добр, будешь истинный христианин, будешь новое творение. Всякий от воли и сердца добр или зол. Когда сердце и воля добры, то и человек добр; когда сердце и воля злы, то и человек зол.
Все, что сделаешь ради Бога, будет сопутствовать и помогать во время нужды.
Авва Исайя (Скитский)
Надо делать добро, но не думать, что мы его делаем, а особенно еще будто своей силой. Всегда мы найдем недостаток и далекость от совершенства в наших деланиях. Должно научаться от опыта, что и при трудном делании и самоотвержении, если приписываем себе, то не только лишаемся награды, но и впадаем в различные страсти. Святые отцы при всей своей богоугодной жизни считали себя хуже всех и под всей тварью, оттого что многим искусом познали свою немощь и, смирившись, получили неоскудно помощь Божию в делах своих. Ты, понадеявшись на свое отсечение воли, думала, что исправляешь добродетель, а так и во всяких случаях поступаешь, через что приобретаешь внутреннего фарисея, доводящего до прелести.
Макарий Оптинский (Иванов)
Для человека, искренне любящего Бога, доброделание вожделеннее Царства, потому что истинное Царство состоит в том, чтобы доброй жизнью приобрести благоволение и милость Господа.
Сгнивший плод бесполезен земледельцу, а добродетель гордого не нужна Богу.
От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется человек.
Некоторые христиане терпят сильную борьбу и терзания от греха и даже укрепляются и умудряются в этой борьбе. Другие же, не имея опыта, сразу ввергаются в беду и гибель, даже если впадут только в одну скорбь.
Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели.
Превосходно описывает апостол смешение добра со злом в падшем человеке, предоставленном собственным усилиям к творению добра, причем по необходимости зло проникает из естества, искажает это добро и низлагает замыслы ума, тщетно покушающегося ввести в душевный храм истинное служение Богу.
Нам принадлежат благие намерения и труд, а добродетель и плоды ее – от Господа
Душа наша – пустыня, не плодящая добрых дел, от Тебя, Господи, да примет она силу плодоношения.
Апостол обыкновенно и добрые дела называет дарованием благодати, потому что и для них нужна большая помощь свыше.
Если ты желаешь, чтобы твои добрые дела были велики, то не почитай их великими.
Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель. – не добродетель.
Совершенство христианской, а потому и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в Крещении и возделанной заповедями.
Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим.
Христиане – члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или даровании Святого Духа – совершенны, в соответствии с достоинством Главы, Которая есть Христос.
Добродетель – плоды духовной мудрости.
Душа истинно боголюбивая и христолюбивая, хотя бы совершила тысячи праведных дел, по ненасыщаемому стремлению своему к Господу, думает о себе, будто бы ничего еще не сделала.
Истинно добрые дела происходят от Бога. Или проще сказать, христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся. Так свидетельствует Божие слово: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2: 13) и «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).
О добродетели знаем мы от апостола, что у нее один предел совершенства – не иметь предела.
Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели.
Нам естественно делание добра, и те, которые предаются бездействию и лености, как бы ни были они до того духовны и святы, ввергают себя в неестественную страстность.
Симеон Новый Богослов
Душа, просвещенная светом Христа, познает добро, а непросвещенная не видит добра.
Мудрствовать на словах легко, а на деле трудно. Поэтому одно не задевает слушателей, а другое трогает; одно возбуждает смех, а другое пробуждает от беспечности; одно вызывает упрек, а другое – похвалы; одно возмущает, а другое пристыжает слушателей. Потому нужно не только говорить о том. Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастровым сосудом мира и, став у ног Господа сзади, начала плакать, и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (Лк. 7, 36–38). Она ничего не говорит, а только действует, и своими действиями показывает самую нежную любовь к Господу. За то и сказано было о ней: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 47). О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь к Господу! Скажешь: «Если бы Он Сам тут был, я сразу бы все для Него сделал». Да он и есть тут, невидимый своим лицом и видимый во всех христианах, а более всего в нуждающихся. Невидимого Господа с любовью помажь миром сердечноумной молитвы, а для видимого – делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога.
Вершина добродетелей – любовь.
Авва Исайя (Скитский)
Без любви добра не бывает.
Кто желает добродетели, тот приобретает то, чего возжелал. Потому – блажен взалкавший целомудрия, ибо исполнится чистоты. А насыщение ею производит не отвращение, но усиленное желание; и насыщение и желание взаимно возрастают в равной степени. Ибо за желанием добродетели следует приобретение желаемого, и приобретенное благо приносит в душу непрекращающуюся радость. Таково свойство этого блага, что не только в настоящем, но на все времена доставляет действительную радость. Преуспевающего в добре радует и воспоминание о жизни, проведенной правильно, и сама жизнь в настоящем, и ожидание воздаяния, которое вижу не в чем ином, как в той же добродетели, так как она и есть дело преуспевающего и дается как награда за преуспеяние.
Главное во всяком добром рвении и верх добрых дел есть постоянное пребывание в молитве. Молитва испрашивает у Бога и может ежедневно приобретать и прочие добродетели, потому что только у Бога благость.
Добродетель и сама по себе достойна удивления, но если кто-нибудь творит ее, окруженный препятствиями, то она является гораздо более удивительной.
И Закхей подобно Аврааму вышел из земли своей и из дома отца своего. Ибо самое лучшее исхождение – это возвышение над всеми плотскими удовольствиями, которые можно назвать «землей», удаление от чувственных наслаждений, изменение жизни развращенной, беззаконной – в жизнь добродетельную, что и есть как бы исхождение из отеческого дома.
Если душа занята добродетелью и не развлекается ничем внешним, она запечатлена печатью истины.
Злоба не уничтожает злобы. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу.
Дела или вера
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мат. 5:16).
Две крайности
Отвергая это учение, протестанты учат, что все спасаются заслугами одного Спасителя. Дар прощения грехов и жизни вечной получается одной верой, которой вполне достаточно для спасения. Никаких добрых дел, подвигов или нравственного совершенствования не надо: только верь – и ты уже спасен.
В подтверждение правильности своей концепции они, между прочим, ссылаются на следующие слова апостола Павла: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим 3:20–28 ). И дальше: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал. 2:16 ).
Кто прав, когда обе стороны имеют подтверждения в Священном Писании? Обидно то, что иногда даже православные богословы запутываются в споре о том, чем спасается человек, и в полемике с католиками приводят протестантские доводы, а в полемике с протестантами – доводы католиков. Создается впечатление, будто Православие не имеет самостоятельного четкого учения о спасении и представляет собой нечто среднее между католицизмом и протестантством. Рядовой же христианин, слушая доводы той и другой стороны, может даже усомниться в истинности Священного Писания. Может быть, подумает он, апостолы что-то не поняли в учении Христа или не сумели выразить Его учение достаточно четко, или, может быть, в Писание вкрались более поздние еретические добавления, исказившие его содержание. Такого мнения придерживались, например, Мартин Лютер и другие протестантские богословы, которые оспаривали подлинность послания ап. Иакова и послания к Евреям на том основании, что в них более четко, чем в других новозаветных книгах, говорится о необходимости добрых дел.
Выяснение терминологии
На самом деле никаких противоречий в Писании нет и быть не может. Спор между инославными богословами зиждется на недоразумении по причине того, что вопрос спасения из духовно-моральной сферы низведен в плоскость формально-юридических категорий. Спасение стало пониматься не как обновление грешной души, как стяжание праведности, а как результат удовлетворения человеком известных условий – или добрых дел (римо-католики), или веры (протестанты). Если человек нарушает требуемые условия, он спастись не может.
На самом же деле учение о спасении или гибель человека есть результат нравственного состояния его души. Рай – это не только «место», но и состояние обновленной души. Христос пришел на землю не для того, чтобы переселить нас в более благоприятные условия, но чтобы духовно возродить нас, исцелить от греховной порчи, восстановить в нас красоту образа Божия, сделать нас детьми Божиими. «Кто во Христе – тот новое творение» ( 2Кор. 5:17 ).
А так как нравственное состояние нашей души зависит от направленности воли, то человеку необходимо делать усилие, чтобы исправить свое сердце (Мат. 11:12). Вот почему учение о спасении нельзя рассматривать в плане «сделал – не сделал», а надо воспринимать как духовный процесс, совершаемый благодатью Христовой при активном участии самого спасаемого. Этот процесс у одних совершается сравнительно быстро, как например, у благоразумного разбойника, покаявшегося на кресте, у других – медленно и извилисто. Кроме того, духовные требования к тому или другому человеку, равно как и уровень духовного совершенствования, которого он может достичь – индивидуальны, что видно из притч о семени и о талантах (Мат. 13:1–23, Мат. 25:14–30).
Чтобы убедиться в том, что Священное Писание свободно от каких-либо внутренних противоречий, необходимо выяснить его терминологию, а именно, что оно подразумевает под делами, а что – под верой.
В текстах, приводимых протестантами, где говорится об оправдании верой, речь апостола Павла направлена не против добрых дел, а против дел закона. Дела закона – очень специфический термин, которым апостол Павел обозначает обрядово-ритуальную сторону Моисеева законодательства – с его субботами и праздниками, с его обрезанием, омовениями и обрядами очищения, с его скрупулезным отношением к чистой и нечистой пище, наконец, со всей его перегруженной, веками сложившейся структурой национально-религиозных обычаев. Иудеи, впитавшие дела закона с «молоком матери», воспринимали свою религию не как нравственно возрождающую силу, а как совокупность предписаний, которые необходимо было строго выполнять, чтобы заслужить оправдание перед Богом. Чем больше исполнишь дел закона, тем большую награду получишь – зависимость чисто арифметическая. Это породило тот утилитарно-меркантильный менталитет, с которым постоянно боролся апостол Павел.
Таким образом, когда мы говорим о добрых делах, то самым существенным образом отличаем их от дел закона, которые, действительно, в христианстве потеряли всякое значение. Во-первых, добрые дела не поддаются простому подсчету и «взвешиванию». Их сила не в количестве, а в усердии, с которым они совершаются. Например, лепта бедной вдовы оказалась в очах Божиих дороже крупных даров, которые богачи опускали в церковную сокровищницу. Они клали от своего избытка, а она отдала Богу все пропитание свое ( Мк. 12:44 ).
Кроме того, одно и то же дело может расцениваться или добрым, или плохим – в зависимости от намерения, с которым оно совершается. Евангельский фарисей много постился и молился, но не получил от этого никакой пользы, потому что делал это напоказ, а Анна пророчица постом и молитвой стяжала Духа Святого ( Лк. 2:36–37 ). Сектанты, которые отвергают посты и церковные молитвы, как ненужные, пусть обратят внимание на то, что эта праведница именно подвигами воздержания и молитвы стяжала благодать Божию тогда, когда она еще была недоступна людям, потому что Дух Святой еще не сошел на апостолов ( Иоан. 7:39 ).
Наконец, добрые дела ценны не столько сами по себе, сколько как проявление добрых качеств человека – его добродетелей. Здесь существует известная закономерность: каждое «дело» (поступок) человека оставляет известный след в его душе – положительный или отрицательный. Более или менее устойчивая деятельность человека постепенно делает его или добродетельным, или порочным. Поэтому важно совершать добрые дела хотя бы ради того, чтобы приобрести добрые навыки ( Рим. 12:12 ; 1Тим. 4:16 ). Вот почему сказано в Евангелии: «Блаженны плачущие. блаженны кроткие. блаженны алчущие и жаждущие правды. блаженны милостивые. блаженны миротворцы. » ( Мф. 5:3–10 ) – т. е. счастливы будут те, которые постоянно творят добро.
Теперь постараемся выяснить сущность понятия веры. Говоря о необходимости веры, Священное Писание подразумевает под этим термином, не только отвлеченное, теоретическое признание тех или других религиозных истин, а согласие воли подчиниться Богу. Иными словами, вера содержит в себе активный элемент определенной положительной деятельности, и во всех тех случаях в Священном Писании, в котором говорится о спасительности веры, мы неизменно встречаем определенные поступки. Ведь и в обыденной жизни инженеры ценятся не столько по своим теоретическим знаниям, сколько по умению свои знания применять. Таким образом, Бог ждет от нас не отвлеченной, а живой и деятельной веры. Интересно заметить, что одно знание религиозных истин, без соответствующей жизни, не только не принесет пользы человеку, а, напротив, послужит к еще большему осуждению, как сказал Христос: «Раб, который знал волю господина своего. и не делал по воле его, бит будет много» ( Лк. 12:47–48 ; Рим. 2:13 ).
Итак, христианская вера должна включать в себя искреннее желание стать другим, лучшим человеком. А это требует внутренней работы, самопроверки, покаяния, изменения образа жизни так, чтобы наша вера стала сиять ярким светом: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 6:16 ).
К чему надо стремиться?
Таким образом, вопрос о том, чем спасается человек – верой или делами, – неправильно поставлен, потому что спасение души нельзя разлучать от ее духовно нравственного состояния. Сын Божий пришел на землю с целью восстановить в человеке гармонию между его мыслями, чувствами и деятельностью и этим снова воссоединить его с Собой. Поэтому веру нельзя противопоставлять делам – потому что они должны быть едины, как душа с телом в живом человеке. Чем добродетельнее живет человек, тем крепче становится его вера, и чем крепче вера, тем праведнее его жизнь – они укрепляют друг друга.
Богу не нужны ни холодное признания Его существования, ни механическое исполнение каких-то дел. Он настолько возлюбил нас, что отдал Своего Единородного Сына в жертву искупления. Что может быть выше такой любви! Поэтому и Богу мы должны ответить не половинчатой, а полной любовью, включающей и сердце и жизнь.
А это, естественно, требует времени и терпения, как наставляет ап. Павел: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем» ( Гал. 6:9–10 ). «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» ( Рим. 12:11 ).
Итак, спор инославных о том, чем спасается человек, праздный, потому что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гал. 5:6 ). Христианин, который не трудится над исправлением своего сердца, это никчемный расточитель полученной благодати, как сказал Господь: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф. 12:30 ).
То настроение, которое нам следует постоянно поддерживать в себе, прекрасно суммировал ап. Павел, говоря: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. И что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» ( Фил. 4:4–9 ).
Святые отцы о добрых делах
«ВСЯКОЕ ПРЕДПРИНИМАЕМОЕ НАМИ ДОБРОЕ ДЕЛО да совершается во славу Божию, и тогда оно поведет и к нашей славе. Исполнение заповедей бывает свято и чисто только тогда, когда оно совершается с памятью о Господе, со страхом Божиим и по любви к Нему. Враг рода человеческого (дьявол) всячески старается отвлечь нас от такого настроения разными земными приманками, чтобы вместо истинного блага – любви к Богу – мы привязались сердцем к мнимым житейским благам. И вообще все, что ни делает человек доброго, лукавый старается омрачить и осквернить, примешивая к исполнению заповеди семена тщеславия, или сомнения, или ропота, или чего-либо подобного, чтобы наше доброе дело перестало быть добрым. Доброе дело становится истинно добрым только тогда, когда оно совершается для Бога со смирением и усердием. И при таком настроении все веления в заповедях становятся для нас легкими, потому что любовь к Богу устраняет всякое затруднение в исполнении заповедей». (Ефрем Сирин)
«Каждый желающий спастись должен не только избегать зла, но обязан делать добро, как сказано в Псалме: «Уклонись от зла и твори добро» ( Пс. 33:15 ). Например, если кто был гневлив, не только должен не гневаться, но должен стать кротким; если кто гордился, не только должен не гордиться, но должен стать смиренным. Так, каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, скупость – милосердие, блуд – целомудрие, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь». (Авва Дорофей)
«Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть его сущность, Бог смотрит на сердце. Как должны мы смириться, видя, что ко всякому доброму делу примешивается страсть. Умеренное воздержание полезнее всего. Выгоднее быть в бесчестии и страдать, но на все воля Божья да будет, нельзя самому вдаваться в скорби. Это – дерзость и гордость, и может случиться, что не вытерпишь взятого на себя самовольно. Грех, прикрытый личиной добра, подкрадывается и повреждает души, не проверяющих себя Евангелием. Евангельское добро требует самоотвержения, отречения от своей воли и разума». (Старец Никон)
Источник: Александр (Милеант) еп. Сущность христианства. [Электронный ресурс] // Миссионерский Листок № 71