на что указывает первый план стилистической окрашенности
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАШЕННОСТЬ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ
План
1. Понятие нулевой стилистической окрашенности. Роль стилистически нейтральных средств языка в его общей стилистической системе.
2. Виды стилистической окрашенности: функционально-стилистическая, эмоционально-экспрессивная, двуплановая.
3. Стилистическая окрашенность лексико-фразеологических, грамматических средств литературного языка.
4. Стилистическая окрашенность в системе языка и в тексте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1999. – С. 57-76.
2. Горшков А.И. Русская стилистика. – М., 2001. – С. 35-39.
3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С. 34-46.
4. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. – М., 2010. – С.221-237.
5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. – С. 432-433, 493-495.
Теоретическая справка
Стилистическая окрашенность. Определение, примеры.
Стилистически окрашенная лексика – лексика, принадлежащая к определенному стилю языка. Термины – тоже стилистически окрашенные слова.
Стилистическая окрашенность языковых средств – первооснова и главный ресурс стилистики. Она зависит прежде всего от сферы их употребления.
Существует огромное кол-во слов, лишенных стилистической окраски. Эти слова не ограничены никакой определенной сферой употребления. Такие слова называют нейтральными (стол, ходить, стена и т.д.).
Те языковые средства (слова, фразеологизмы, грамматические формы), которые выступают только в определенной сфере (например, в сфере разговорно-бытовой речи), становятся стилистически окрашенными, маркированными (напр.: набедокурить, потасовка, рвать и метать и т.д.).
Двуплановая стилистическая окрашенность. Примеры.
Все слова языка можно разделить на нейтральные и стилистически окрашенные (обладающие функционально-стилевой окрашенностью, т.е. принадлежащие к определённому стилю языка).
Слово, обладающее не только функционально-стилевой, но и эмоционально-экспрессивной окрашенностью, будет называться двупланово стилистичеки окрашенным.
Например: слова «верзила», «мазня» – разговорные (первый план стилистической окрашенности) вместе с тем и отрицательно-оценочные (второй план стилистической окрашенности).
Двуплановая стилистическая окрашенность наблюдается главным образом у разговорных и публицистических слов и выражений.
Среди публицистически окрашенных лексико-фразеологических средств языка большинство имеет либо положительно-оценочную окрашенность (новатор, передовик, труженик), либо отрицательно-оценочную (марионетка, пресловутый).
Стилистическая окрашенность в системе языка и речи.
Стилистически окрашенная лексика – лексика, принадлежащая к определенному стилю языка. Термины – тоже стилистическая окрашенность слова.
Стилистическая окрашенность языковых средств – первооснова и главный ресурс стилистики. Она зависит прежде всего от сферы их употребления.
Существует огромное кол-во слов, лишенных стилистической окраски. Эти слова не ограничены никакой определенной сферой употребления. Такие слова называют нейтральными (стол, ходить, стена и т.д.).
Те языковые средства (слова, фразеологизмы, грамматические формы), которые выступают только в определенной сфере (например, в сфере разговорно-бытовой речи), становятся стилистически окрашенными, маркированными (напр.: набедокурить, потасовка, рвать и метать и т.д.).
Стилистическая помета – указание нормативного словаря относительно стилистической окрашенности слова или выражения. Пометы соответствуют опр. языковому стилю: книжные (офиц. делов, проф., технич., научн. публицистич.), разговорные (просторечн., жаргнонн., диалектн).
ЗАДАНИЯ
Познакомьтесь с фрагментом статьи, посвященной системе стилистических помет в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова, «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, «Словаре русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой, «Словаре современного русского литературного языка» АН СССР в 17-ти т. Сравните материалы статьи с классификацией видов стилистической окраски. «Основное лексикографическое средство стилистической характеристики слов – специальные (стилистические) словарные пометы, которые есть во всех толковых словарях современного русского языка. Правда, набор этих помет у каждого словаря свой.
Так, «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова (1935 г.) – далее ТСУ предлагает такую систему помет:
1. Пометы, указывающие на разновидности устной речи (разг., просторечн., фам., детск., вульг., арго, школьн., обл.);
2. Пометы, указывающие на разновидности письменной речи (книжн., научн., тех., спец., газет., публиц., канц., офиц., поэт., нар.-поэт..);
3. Пометы, устанавливающие историческую перспективу в словах современного русского языка (нов., церк.-книж., старин., устар.);
4. Пометы к словам, обозначающим предметы и понятия чуждого быта (истор., дореволюц., загр.);
5. Стилистические пометы, указывающие на выразительные оттенки (экспрессию) слов (бран., ирон., неодобр., шутл., презрит., пренебр., укор., торж., ритор., эвф.). «Словарь русского языка» С.И.Ожегова – далее СО – выделяет следующие пометы, дающие стилистическую характеристику слов: книжн., высок., офиц., разг., прост., обл., презр., неодобр., пренебр., шутл., ирон., бран. «Словарь русского языка» АН СССР в 4-з т. под ред. А.П.Евгеньевой –далее МАС – к стилистическим относит:
1. Пометы, указывающие напринадлежность слова к различным пластам лексики русского языка (обл., прост., груб.прост.);
2. Пометы, указывающие на стилистическуюограниченность употребления слов в литературном языке (разг., книжн., офиц. и офиц.-дел., высок., трад.-поэт., народно-поэт.);
3. Пометы, указывающие наспециальную область применения слова (астр., бакт., бухг., геол., зоол. и др.);
4. Пометы, указывающие на эмоциональную окраску слова (бран., ирон., шутл., пренебр., презр., неодобр. и почтит.); 5. Помету устар. к словам, выходящимиз употребления в современном русском языке.«Словарь современного русского литературного языка» АН СССР в 17-тит. – далее БАС – сопровождает слова следующими стилистическими пометами: разг., простореч., обл., устар., народно-поэт., шутл, ирон., бран., устар. быт.». (О.Емельянова – Русская речь. 2002. № 5)
2. Используя словари (СО и МАС), определите стилистическую окраску слов: аспект, виза, втравиться, грызть, дознание.
Вопросы к заданию: 1) Совпадают ли пометы к словам в названных выше словарях? 2) Можно ли считать предлагаемую толковыми словарями стилистическую характеристику исчерпывающей? 3) Все ли стилистически окрашенные лексико-фразеологические средства сопровождаются в словарях стилистическими пометами?
Стилистическая окраска слова зависит от речевой ситуации (РС), в которой это слово используется. Большая часть слов в языке являются общеупотребительными.
Стилистически нейтральная лексика составляет основу речи (примеры: машина, везде, люди, нужный, учиться и т. д.).
Также есть слова, строго закрепленные за определенным стилем, употребление их в другой РС неуместно (человечество, зубрить, классный, повсеместно, чувак и т. д.).
Виды стилистической окраски
В русском языке выделяется пять функциональных стилей, они сложились исторически и обладают своими стилевыми чертами.
Разговорному противопоставлены книжные стили речи. Вне стилевой принадлежности язык художественной литературы.
Язык художественной литературы
Используется в устной форме.
Характерна непринужденность, неподготовленность речи.
Используется разговорная лексика, просторечные слова, бранные выражения, находящиеся за пределами языковой нормы.
Используется в научной речи (учебники, статьи, доклады и т. д.).
Цель: сообщение научных сведений.
Стилевые черты: точность, логичность, объективность.
Используется научная лексика, в том числе термины, специальные слова (профессионализмы).
Примеры: «катет», «эволюция», «аллитерация», «термодинамика».
Это язык деловых бумаг, законов.
Точность, однозначность характерны для этого стиля речи.
Используются штампы (канцеляризмы), определенные формы написания документа.
Примеры: «довожу до сведения», «дееспособный», «предписание».
Язык СМИ, публичных выступлений.
Цель: убедить, призвать к чему-либо.
Призывность, эмоциональность свойственны публицистическому стилю.
Характерно использование высокой лексики, а также часто употребляются разговорные слова, окрашенные эмоционально.
Примеры: «гражданский долг», «выборы», «экологические проблемы», «плюрализм».
Для создания художественного образа может быть использован любой стиль речи.
Многие синонимы имеют стилевую закрепленность:
смотреть (нейтральное) — созерцать (книжн., высокое) — пялиться (простореч.);
Нейтральные слова являются самыми частотными, они являются главными в синонимических рядах.
Некоторые слова носят оценочный характер: людишки, человечище, премудрый, пилить (в знач. ругать), простофиля и т. д. Эмоционально-оценочная лексика выражает отношение говорящего (пишущего) к тому, о чем он говорит.
Есть слова, лексическое значение которых уже заключает в себе оценку:
дока (о профессионале в своем деле);
тугодум (о медленно соображающем человеке);
очаровать (вызвать восхищение);
мямлить (говорить неуверенно, невнятно).
Переносное значение слова может иметь эмоционально-оценочное значение:
тяжелый (о неуживчивом характере);
лиса (о хитром человеке);
хлестать (о сильном дожде);
хрюкать (о словах противника).
Отношение говорящего может быть выражено при помощи приставок и суффиксов с субъективной оценкой: родненький, вражина, предобрейший, собачонка, носочки, городишко.
Не допускается использовать слова с субъективной оценкой в научной и официально-деловой речи.
Часто слово имеет экспрессивные синонимы:
В словарях указывается стилевая принадлежность слова. Так, в словаре С. И. Ожегова можно найти следующие стилистические пометы:
книжн.: правосознание, притеснитель;
ласк.: лапушка, дьяволенок;
ирон.: мзда, хоромы, душка;
высок.: сеча, сеятель, миротворец, мученичество;
неодобр.: отсебятина, холуйство;
разг.: двоечник, загордиться, прижимистый;
спец.: двудольный, сигнатура, гипербола;
презр.: отребье, мироед;
прост.: приставала, столовка, прижучить и др.
Использование в речи стилистически окрашенной лексики
Для современной речи свойственно взаимопроникновение стилистически окрашенной лексики. Но невозможно представить текст такого содержания:
«Голубчик Иван Петрович! Дали бы мне несколько дней отлежаться. Что-то я подустал. Люблю. Петров».
«Я вынес порицание своему ребенку. Во избежание получения двойки он прогулял урок».
Как определить стилистическую окраску слова? Для этого лучше всего пользоваться специальными словарями.
Неуместное использование иностилевой лексики является грубейшей ошибкой!
Класс: 9
Презентации к уроку
I. Мотивация к учебной деятельности.
1. Мы знаем, что язык является средством человеческого общения. А как люди общаются с помощью языка?
— Верно: мысли облекаются в предложения, строительным материалом предложения выступает слово.
Какую роль при этом может играть слово?
— Для чего нужны слова в языке?
Стул, урок, ученик, тетрадь;
борьба, пение, расчистка, вход;
синева, мудрость, высота, ширь;
снег, град, гром, молния;
писать, учиться, найти, запеть;
лёгкий, пушистый, здоровый, весёлый;
три, седьмой, двадцать пять.
Вывод: Слова называют предметы (стол, урок, ученик, ручка), действия как предметы (ходьба, выполнение, рассылка, бегство), признаки как предметы (смелость, зелень, глубина, храбрость, мудрость, хитрость), явления (дождь, гроза, молния, град), действия (писать, слушать, бегать, думать), признаки (большой, трудный, задумчивый, синий), количество (пять, двадцать пятый, две тысячи тринадцатый), есть слова, необходимые для осуществления грамматических функций, –предлоги, союзы, частицы, например.
“Покойник учил мальчишек “пчелиному” языку и, таская иногда за волосы, приговаривал: “А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать”. Этот лексикон был у него вполне выработан, и Бакай никогда не ошибался, когда надобно было сказать рубашка и когда сорочка” (см. Приложение 3 [1]).
— Как вы поняли, чему учил лакей Бакай мальчишек?
Вывод: слова, помимо лексического значения, могут нести какую-то иную, дополнительную информацию.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Работа по группам. Вам предложены карточки с набранным текстом. Выберите себе одну. Как вы думаете, что вам предстоит сделать? (Проанализируйте текст. Какую информацию, помимо лексического значения, можно получить, рассмотрев использованную авторами лексику?)
1.— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось. А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием? (А.Пушкин)
2. Я всегда любила красивых женщин. Они нравились мне, как нравятся талантливые произведения искусства. Но заведующая детсадом не была произведением, созданным раз и навсегда. Ни на миг не расставаясь со своей удивительной мягкостью и женственностью, она все же менялась в зависимости от ситуаций. На детей она никогда не сердилась: любить их было ее призванием. А родителей нередко отчитывала. Но делала это так нежно и обаятельно, что ей подчинялись. Особенно же отцы. Они вообще стали проявлять большой интерес к проблемам дошкольного воспитания. А дома боролись за право отводить своих детей по утрам в детский сад и вечером приводить их обратно. Над Аленой стали сгущаться тучи.
Кто-то из мамаш вспомнил, что в детский сад она попала “случайно”. Ее пригласили на должность заведующей после елочного праздника в Доме культуры. В тот день заболел Дед Мороз. Студентка-заочница Алена, исполнявшая роль массовички, так взволнованно рассказала ребятам о бедном Деде, которого сразил радикулит, что многие плакали.
— Они должны уметь плакать. — говорила Алена. — Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого. (А.Алексин)
3. Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось, “Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек. ” — “Ах нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо; такой голос. ” — “Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю господа бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти”. У Лизы навернулись на глазах слезы; она поцеловала мать свою.
На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза ее тихонько чего-то искали. (Н. Карамзин)
4. 14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское).
Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду.
15 марта 1995 года.
И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка.
Ходил к старухе насчет фортепиано. Согласилась. Деньги, сказала, вперед. Она раньше была директором музыкальной школы. Потом то ли выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет. В квартире воняет дерьмом. Книжек много.
17 марта 1995 года.
Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма. Семенов лезет со своей дружбой. Может, попросить, чтобы меня перевели в обычную школу? (А.Геласимов)
Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи. (И.Голуб)
Ученики делятся своими открытиями и выдвигают свои версии.
— С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
III. Обобщение и систематизация знаний и умений (лекция с элементами беседы)
— Вы правы, дополнительная информация, которую несёт слово, может быть различна. Приведём в систему наши наблюдения. Сравните две группы слов:
1) влезать – ‘вторгаться’, высыпать – ‘появиться толпою’, застрять – ‘плотно попасть во что-н. так, что трудно высвободиться’, натянуть – ‘надеть с усилием, надвинуть что-н.’, отвязаться – ‘избавиться’, примоститься – ‘поместиться в неудобном для этого месте’;
2) возложить, вследствие того что, вышеуказанный, ибо, конфигурация, опознать, потреблять, предумышленно, изъявлять, произрастать, с тем чтобы, супруги, указанный, эквивалентный, ковроткачество.
– При каких условиях можно употребить приведенные слова?
Первый вывод. Слово может сообщать о сфере употребления. Например, слова из 1-й группы употребляем в обиходе, в быту, это разговорная лексика. Разговорно окрашенная лексика характеризует сферу своего употребления как обиходно-бытовую.
Слова из 2-й группы не употребляют в обиходе, при общении друг с другом.
1. Слова, употребляющиеся преимущественно в книжно-письменной сфере русского языка, в книжно-литературном языке, – книжная, или книжно-письменная лексика.
Мы говорим о словах, имеющих функционально-стилистическую (стилевую) окраску. Она обусловлена регулярным употреблением той или иной единицы языка в определенном функциональном стиле языка (разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом, художественном).
Однако будем помнить и о том, что в языке много слов, уместных в текстах любого стиля, в любой ситуации; такие слова составляют общеупотребительную межстилевую лексику русского языка, например: овраг, зима, икона,читать, клеить, завтракать, новаторство,кирпичный, сверху, осенний и т.п. Они распространены повсеместно, не имеют стилистическихсинонимов. К ним относится значительная частьсуществительных (книга, молния, железо), прилагательных (письменный, ранний, соленый),глаголов (продолжать, мыть, лить), все числительные, почти все местоимения (исключая устаревшие, например: сей, оный), большая частьнаречий, предлогов и союзов (кроме книжных иразговорных).
Общеупотребительная межстилевая лексика – слова, используемые независимо от стиля,не имеющие стилистических синонимов.
[Есть и еще группа слов – нейтральная лексика, слова, которые не прикреплены к определенному стилю, но имеют стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), нафоне которых лишаются стилистической окраски. В этом случае обычно говорят о языковыхединицах нулевого (или нейтрального) стилистического уровня.]
Стилистически нейтральные единицы языка – это слова, которые могут свободно использоваться в различных сферах, стилях и условияхобщения, не привнося в высказывание особогостилистического признака, например: идти, обмануть, будущий, душистый, глаза, надежда.
[Именно на фоне нейтральных единиц выявляются стилистически окрашенные единицы языка, т.е. слова, обладающие стилистической окраской.Задание В1 в тесте ГИА направлено на то, чтобы проверить, имеете ли вы достаточный словарный запас, чтобы заменить стилистически окрашенные слова нейтральными, не имеющими какой-либо окраски.]
— Давайте рассмотрим таблицу. Как вы сформулируете следующее задание?
Мы видим, что слова могут составлять стилистические парадигмы, нам предстоит восстановить недостающие фрагменты.
Стилистические парадигмы
вкушать
есть
Употребление слова в текстах определенного стиля приводит к тому, что и сама данная единица языка (слово или словосочетание) получает окраску, отпечаток той сферы или стиля, в которой она обычно встречается, т. е. слово несет на себе окраску деловой, официальной, научной, публицистической и т.п. речи (например: социальный, имидж, предвыборная кампания – относят к публицистическому стилю; синхрофазотрон, синтаксис, фонема – к научному; работодатель, клиент, вышеназванный, воспрещается – к официально-деловому).
Под стилистической окраской языковой единицы понимают свойства, которые дополняют ее основное, предметно-логическое значение. Слово может нести стилистическую информацию и поэтому не может употребляться повсеместно, а используется только при определенных условиях.
Прочитайте предложения. Как бы вы их оценили? Почему? (Примеры из источника [2] (см. Приложение 3); ответы и комментарии к заданиям и упражнениям см. Приложение 1.)
1. Совет жильцов дома № 35 постановил: возвести детскую площадку, имеющую огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения.
2. Наиболее прочные водородные комплексы образуются при добавке в водные растворы ванадия щавелевой кислоты.
3. Представители следственных органов прихватили с собой фотокорреспондента, чтобы вооружиться неопровержимыми фактами.
Внесите необходимые исправления.
Как видно из этих примеров, часто бывает очень важно не только знать и понимать основной смысл слова, но и учитывать условия его употребления.
Упражнение 2. Выполните тестовое задание.
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
3. Какое слово относится к разговорной лексике?
4. Какое слово относится к книжной лексике?
5. Какое из слов является разговорным?
6. Какое из слов является просторечным?
Второй вывод. Слово может сообщать об отношении говорящего к предмету речи. Оно можетвыполнять эмоционально-экспрессивную илиоценочную функции, придавая высказываниюхарактер торжественности, шутливости, ироничности, фамильярности, грубоватости и т.д.
– Рассмотрим еще одну функцию слова.
В интернете (http://r.mail.ru/cln4520/otvet.mail.ru)можно найти такую историю. Некая Аня Татаринова обратилась ко всем с просьбой, это былкрик о помощи:
“Расскажите случай, в котором мона употребить: по речи узнают человека. Плииз!!” (Так! – Е.Ю.)
– Какие, по-вашему, ответы могла получить Аня?
Лучшим был признан ответ Ольги Виноградовой:
– Анечка! Твоя собственная манера изъясняться – наглядный пример, на который смело можно опираться при написании сочинения: “Япо речи узнаю, кто ты есть на самом деле”.
Третий вывод. Слово может характеризоватьговорящего.
— Мысль о том, что человека можно узнать лучше, когда его не только увидишь, но и услышишь, т.к. в его речи проявляются ум, душа, характер, родилась очень давно. “Qualisvir, talisoratio! – Каков человек, такова и его речь!” – говорилЛуцийАнней Сенека, римский философ, поэт игосударственный деятель. Нельзя не вспомнитьи знаменитую фразу древнегреческого философаСократа, в одном из Платоновских диалогов онобращается к юноше: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. А римский поэт Персий Флакк в III и V сатирах твердит, что душу человека можно познатьпо речи, как хрустальную вазу – по звону (см. Приложение 3 [4]).
Эта же мысль нашла отражение в пословицах ипоговорках русского народа, например:
У худого человека худые речи.
Какой муж, такова и речь.
Каков разум, таковы и речи.
Какова речь, таков и склад.
Гнило слово от гнила сердца.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Упражнение 1. Определите, какую окраску (нейтральную, книжную, разговорную, просторечную) имеют слова:
1) бродить – блуждать – шататься – шляться;
2) будущий – грядущий;
3) препятствие – преграда – помеха;
5) глаза – очи – зенки;
6) лицо – лик – морда – харя;
7) бояться – опасаться – трусить;
8) дешевый – грошовый – копеечный;
9) бить – колотить – лупить;
10) бесплатно – даром – задаром – задарма;
11) прогнать – изгнать – выставить;
12) волноваться – тревожиться – психовать;
14) отрезать – отхватить, оттяпать;
15) верх – вершина – макушка;
16) избавиться – отделаться, отвязаться.
— Предложите способ выполнения данного задания.
Дети могут предложить:
а) посмотреть в словаре;
б) посмотреть в Интернете;
Индивидуальная работа. Подумайте, как действовать, если нет под рукой словаря и недоступен Интернет.
— В чём была сложность выполнения задания? Предложите план действий для определения стилистической окраски слова.
Упражнение 2. Определите, какую стилистическую окраску имеют следующие слова. Подберите к ним синоним – стилистически нейтральное слово.
— Какой порядок действий можете предложить для успешного выполнения подобных заданий?
1) Нагой – ______________;
2) аргументировать – ______________;
3) благовонный, благоуханный – ______________;
4) вкушать, жрать – ______________;
5) сетовать – ______________;
6) радеть– ______________;
7) промедление, проволочка – _________;
8) курчавый, кучерявый – ______________;
9) врать – ______________;
10) препятствовать – ______________;
11) упование, чаяние – ______________;
12) тщетно – ______________;
13) сулить – ______________;
14) надуть – ______________;
15) единоборство – ______________.
V. Контроль усвоения. Самостоятельная работа с обсуждением допущенных ошибок.
Упражнение 1. Установите, какую окраску имеют выделенные слова, замените их нейтральными словами или словосочетаниями. Сравните данное и получившееся предложения. Заполните таблицу ответов (см. Приложение 1).
1) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.
2) До самого утра блуждал он по городу и думал о предстоящем деле.
3) Содержание романа сегодня настолько актуально, что читатель воспринимает произведение как предупреждение о страшной угрозе человечеству.
4) Но близок час! Грядет минута роковая! (А.Пушкин)
6) Девчонка была хорошая, смышленая, отчаянная, озорная и деловитая. Она верховодила соседними ребятами. (Г.Николаева)
7) Едва занялась заря, девушка собрала свои пожитки и разбудила коллег.
8) [Литвинов] так и брякнул одному, что он пуст, как бубен, другому, что он скучен до обморока. (И.Тургенев)
Подведем итоги. Мы увидели, что слово может не только передавать информацию благодарясвоему лексическому значению, но и указывать на сферу своего применения, характеризовать и предмет речи, и того, кто о нем говорит. Д.С. Лихачев как-то заметил: “Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит”. Будем помнить об этом.
- на что указывает отрицательное местоимение
- на что указывает период в таблице менделеева