святые отцы о храме божьем цитаты
Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца Вологодской области Череповецкой Епархии Русской Православной Церкви
Добро пожаловать на наш приходской сайт!
Святые отцы о храме
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
В Церкви все сладкие надежды и чаяния наши, мир наш, радость наша, вместе с очищением и освящением. Все, что есть лучшего, возвышеннейшего, самого драгоценного, святого, мудрого, — все это заключается только в Церкви: Церковь — земное небо.
Церковь храмом и Богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, просфорами, пением и сладкозвучным чтением Писаний.
Что будет с человеком, который, упав с корабля в воду и видя брошенную ему веревку или лодочку для спасения его, не только не хватается за веревку или лодку, но еще отталкивает их? Он погибает в бездне. Таковы христиане, которым для спасения от вечной погибели поддона с неба как бы вервие — Священное Писание, все Таинства с величайшею тайною Тела и Крови Иисуса Христа. Кто отвергает ее, тот несомненно погибнет, да и поделом, за свою гордость, за свое безумие, немудрие, мерзкое пристрастие и за свой каприз.
Священник — слуга Божий, облеченный Его властью и силою (в покаянии): сила крестная — священническое благословение.
Крестное знамение священника или архиерея есть выражение благословения или благоволения Божия к человеку во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, драгоценный обряд! Блаженны все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при подании благословения верным!
Во время Богослужения, во время совершения всех Таинств и молитвословий будь доверчив, как дитя по отношению к своим родителям. Помни, какие великие отцы, какие светила вселенские, Духом Святым озаренные, руководят тобою! Как дитя, будь прост, доверчив, не сомневающийся в деле Божием.
Божественная Литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействителем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии!
Кто не получил великой душевной пользы, мира и сладости в душе от одного благоговейного присутствия при Божественной Литургии? А что производит хороший плод, то и само должно хорошо; таков закон вещей, таков закон творческий! От плода Литургии — пресладкого, преблаженного, жизнетворного — Пречистых Таин Тела и Крови Господней познаешь, что она от Бога, внушение Божественного Духа, и этот Пресвятой Дух животворящий дышит во всех ее молитвах и священнодейственных обрядах. Какое чудное живое древо — эта Литургия! Какой плод!
Святые Тайны называются Божественными дарами, потому, что подаются нам Господе даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того, чтобы нас наказывать за бесчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в Сятых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей.
Что Господь с нами, очевидным доказательством тому служат Его Божественные, животворящие Тайны. Здесь Он дает нам осязать Себя, вложить руки сердца нашего в гвоздинные язвы Его и вложить персты наши в ребро Его.
Что, если бы Ты, Господи Боже мой, Иисусе Христе, возблистал свет Божества Своего от Пречистых Твоих, когда Они почивают на святом Престоле — на дискосе во время Литургии, или в дарохранительнице, или в дароносице, когда иерей Твой несет их на персех своих, идя к больному! От этого света поверглись бы в страхе на землю все встречающиеся или воззревшие на Них из домов своих, ибо и Ангелы от страха неприступной славы Твоей покрываются! А между тем как равнодушно иные обращаются с этими пренебесными Таинами! Как иные равнодушно совершают страшное священнодействие Святых Таин!
Бедствие для души долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со своим Жизнодавцем.
Таинство Елеосвящения — духовный мед, живоносное питье. Какое богатство упования! Какие молитвы! Экстракт Евангелия.
Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? Не Сам ли Бог дал способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность природы.
Целованию уст соответствует целование души; и мы, лобызая святыню, должны лобызать устами, душою и сердцем.
Слава, Господи, никогда неизнемогающей силе Креста Твоего! Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу.
Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на Кресте твои грехи пригвождены. Когда падешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: — Господи! Грехи наша на Кресте пригвоздивый, пригвозди ко Кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50,3); и грех твой очистится.
Оптинские старцы:
Входи в церковь, как в дом Божий. И находись в храме, как в дому Божием, с сознанием присутствия Божия, удаляясь всякой вольности и развязности.
Говорят, храм скучен. Скучен — потому что не понимают службы! Надо учиться!
Скучен, потому что не радеют о нем. Вот и он кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен! Не скучна же своя изба…
В Церкви, когда диавол затыкает тебе уши и закрывает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе кафизмам, они после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которые разгонят сон и уныние…
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.
Святитель Феофан Затворник:
В церкви иной раз ни поемое, ни читаемое или не слышится, или не понимается; в таком случае – стойте перед Господом и творите молитву Иисусову…
Хождение в церковь – самое лучшее средство к раскрытию духа молитвенного, при коем не посмеет окаменеть сердце.
Некоторыми разностями в церковных порядках нечего смущаться. Они всегда были позволительны, и по существу дела таковы. Грех – только неблагоговеинство, а самые чины могут быть изменяемы все, кроме существенного в Святых Таинствах.
Нет лучше способа к раскрытию умно-сердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах. В службах церковных – дух молитвенный.
Церковь – утешение ваше. Благодарение Господу, дающему вам ощущать благотворность пребывания в церкви.
Церковь – дом Божий, — и всё там – Божие. Обходитесь со всякою там вещию, как с Божиею, и поступайте с нею так, как бы вы от Самого Господа получили на то повеление с памятованием при том, что и Сам Господь тут же и смотрит, как вы действуете, и или утешается тем, или оскорбляется.
Архимандрит Феофан (Соколов) Новоезерский
Советы о посещении храма
«Едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моею, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его» (Пс. 26, 4). Вот наше сокровище, наша радость!
Здесь, слава Богу! живущие всегда в храме Божием, иной хоть и с леностью, а иной притекает со всем желанием ко Господу.
Вы построили храм великолепный! Надобно ходить в него с усердием и думать о том, чтобы устроить и душевный храм.
В церкви со страхом и трепетом должно предстоять: сам Бог присутствует в ней. В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним.
Не надобно переходить с места на место, оглядываться, тем паче смеяться: все это грех.
Надобно слушать и умом следовать за тем что читают и поют в церкви.
Если кому, ради послушания, и придется не быть в церкви, Господь не взыщет. Изо ста человек кто на послушании, кто на молитве. Если пяток, десяток соблюдают себя в чистых мыслях, они восполняют недостаток других. Кто обленился, тот исправится; кто бодрствовал, может впасть в леность: общий-то недостаток и восполняется за общие молитвы.
Надобно думать, что я на земном небе, на руках Божией Матери. «Десною Твоею рукою приим Ты, Слове, сохрани мя, соблюди, да не огнь мене опалит греховный!» Видите ли: грехи-то огонь!
Молитва должна быть непринужденная: невольник не богомольник. Кто слова Божия не слушает, может ли послушать человека?
Выше сил Господь не требует от нас подвигов. И на молитве для чего не отдохнуть? Иногда воздремлете, а иногда пободрствуете. Преподобный Пимен быль очень снисходителен к немощным. Брат спрашивает его о другом брате, воздремавшем стоя на молитве: отче, толкну ли его, чтобы он проснулся? «А я бы ему еще руку подложил пусть бы отдохнул немного. Вот и у них те же немощи были. Которые благодать получили, те, конечно, уже бодрствовали.
По немощи не должно выходить вон из церкви, лучше посидеть: в этом греха нет.
Святые отцы о храме божьем цитаты
Святитель Иоанн Златоуст
«Из ста шестидесяти восьми часов в неделе один лишь единственный час отделил Себе Бог: неужели ты и тот потратишь на дела житейские, на смех и разговоры? С какою, после этого, дерзостью приступишь ты к таинствам? С какою оскверненною совестью?»
«Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в ней, укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря, люди наслаждались великим покоем»
Преподобный Ефрем Сирин
«Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели»
Преподобный Исаак Сирин (550)
«Начало помрачения ума прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве. Ибо, если душа не отпадет сперва от этого, нет иного пути к душевному обольщению; когда же лишается она Божественной помощи, удобно впадает в руки противников своих».
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913)
«. верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)
«Держись за Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим.3, 15) – и спасешься; вне ее погибнешь, потому что вне ее – лесть диавольская.
Церковь – надежная дорога к вечному животу: иди по ней неуклонно, держись ее, и дойдешь до Небесного Царствия; если уклонишься на распутия своемудрия и неверия, пеняй тогда сам на себя: ты заблудишься и погибнешь. Азъ есмь путь и истина и живот (Ин.14, 6)».
«В храме особенно совершается тайна очищения грехов. Благоговей же к месту, где совершается очищение твоих душевных скверн, где ты примиряешься с Богом, где получаешь истинную жизнь духа. Сколько раз Господь подавал мне здесь очищение грехов моих, без которого я не мог бы наслаждаться дарами Божиими: величайшим даром жизни, дарами мира и радости и благами вещественными! Слава Тебе, Иисусе, Сыне Божий! Ты очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира (1 Ин.2, 2)!
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)
«…В Писании сказано: Пою Богу моему дондеже есмь и Воздам Господеви молитвы моя пред всеми людьми Его. Кто понуждает себя ходить в храм Божий, того Господь сподобляет особенной милости Своей.
Если не можешь, — говаривал батюшка, — стоять всю службу, сиди, но не уходи из церкви; не в силах держать поста – поешь и поневоле смиришься и не будешь осуждать других».
Схиархимандрит Лаврентий Черниговский
«Счастливы те, которые записаны в Книге Жизни». А на вопрос сестер, кто же записан в ней, ответил:«У кого влечение к церкви, тот и записан».
Преподобный Иларион Оптинский (1805-1873)
«Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях».
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913)
«В церковь ходите обязательно, и всегда до начала, первым старайтесь прийти. Утреня – одно из самых трудных установлений монастырской жизни, зато и имеет великую силу. Утреня, по словам древних отцев, важнее обедни. За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это понуждение, эта борьба с плотию и имеет такое значение».
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894)
«Мир – чужая нам страна, дом наш на небе, преддверье этого дома – храм земной. Спешите же сюда, как спешат из чужой страны под кров родительский. …Как дети спешат на зов любимой матери, желая насладиться ее ласками, так спешите и вы в храм. Здесь мать наша – Церковь любовно будет обнимать вас и обильно питать вас всякими духовными сладостями.
Следует понимать, что Церковь преисполнена Небесных сил. Кто придет в соприкосновение с нею, тот причастится ее сил. Вводят же в это соприкосновение разнообразные церковные молитвословия или молитвенные чины. Через какой чин ни прикоснись к Церкви, ты коснешься всей ее силы. А вот вне Церкви – что ни делай, ничего выходить не будет»
Преподобный Варнава Гефсиманский (1831-1906)
«Прошу вас, не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от Господа. Неопустительное присутствие при богослужениях со вниманием и усердной молитвой будет возгревать в вас любовь к Богу и тщательному исполнению Его святых заповедей.
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (258):
«…Как может быть со Христом тот, кто не пребывает с невестою Христовой, не находится в Церкви Его.
Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, раз он не в Церкви Христа…
Вне ее нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви. А что действительно погибают непокорные, не слушающиеся спасительных наставлений пастырей и не повинующиеся им, это подтверждает Писание, говоря: Глупый пренебрегает наставлением… ненавидящий обличение погибнет (Притч.15, 5, 10)».
Блаженный Августин (354-430):
«Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь.
Всякий, отделившийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что он отторгся от единения с Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребудет на нем».
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1886-1929):
«Быть христианином – значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь, и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может.
Слово «Церковь» уже в Новом Завете встречается 110 раз. Слова же «христианство», как и многих других слов на «-ство», Новый Завет не знает… Уверовать во Христа, сделаться христианином – значило присоединиться к Церкви.
Протоиерей Валентин Свенцицкий (1882-1931)
«Вне Церкви нет истинного христианства и вне Церкви нет полноты истинного спасения.
Врагу нашего спасения всегда хочется нас погубить нашими страстями и грехами, но в единый час может человек покаяться и вновь омыться Благодатью Божией в Святой Церкви; окончательная гибель наступит тогда, когда он уйдет из Церкви, когда он уже явится отрезанным, «не на лозе». Поэтому враг так и старается исторгнуть человеческие души из истинной Церкви.
Священномученик Ириней Лионский (130-202):
«Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви; ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы вполне положили все, что принадлежит истине. Где Церковь, там и Дух Божий, и всякая благодать».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006):
«Время, в которое привел нас жить Господь, наисмутнейшее: смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена.
А Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение, великое и спасительное, до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас – глас Божий.
Отступление идет по земле, и надо держаться Церкви, ибо Кормчий ее – Сам Спаситель».
Священномученик Арсений (Жадановский) епископ Серпуховский (1874-1937):
«К неверным нужно… отнести тех, которые осмеливаются уже и суд производить над Церковью и ее установлениями: и то их соблазняет и другое, и то им не по духу и это. …А испытайте – сердце таковых далеко отстоит от веры».
Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961):
«Сам Господь предсказал: «Будут говорить: «Вот тут Христос!» — «Нет, у нас» — «Нет там!» — Не ходите и не ищите» (см. Мф.24, 23)… А вот Церковь есть – столп и утверждение истины (1 Тим.3, 15)… Здесь – спасение, несомненное и неодоленное.
Значит, нам нужно оставаться в Церкви. Во что бы то ни стало».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)(1910-2006):
«Каждый человек живет и спасается в своем звании. Ваше спасение, как православных мирян, — жить по-христиански и воспитывать детей в Боге. И это сейчас весьма трудно.
А в церковь, даже если там и сокращает что-то священник, то, во-первых, он знает, что можно сокращать и сколько, а, во-вторых, вы за него не в ответе пред Богом.
Ходите в свою церковь и старайтесь сами чаще причащаться и детей причащайте. Наша св. Православная Церковь, слава Богу, руководима Св. Патриархом и стоит в истине.
Сейчас же очень многие сами только-только входят в Церковь, а спасаться начинают не со своего исправления, но с критики Церкви.Знайте, что без Церкви спасения нет, и Кормчий ее Сам Господь.
И Он лучше знает, как и кем ее вести по бурному житейскому морю. Вот и будьте в Церкви Русской Православной, управляемой каноническим Патриархом, и спасетесь, если жить будете, трудясь в исполнении заповедей Божиих».
Что говорят Святые Отцы о поведении в храме
В чужой монастырь, как известно, со своим уставом не ходят. Однако, независимо от частного устава, есть общие правила поведения в храме. И в столичном монастыре, и в маленьком сельском храме нужно вести себя достойно и благоговейно, поскольку любой храм – дом Божий.
Следуйте же тихими шагами, в совершенном молчании. Никто не входи сюда с житейскими заботами, никто – с рассеянностью и смущением, но оставим все это за первыми дверями, и таким образом все войдем сюда. Мы входим в Царские Чертоги небесные, вступаем в светлые области, внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн.
Святитель Иоанн Златоуст
Всякая тварь, и безмолвная и вещающая, и премирная и земная, славит Создавшего. А жалкие люди, оставив домы и стекшись в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словесам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя на память себе грехи свои, не трепещут суда, но, с улыбкой простирая друг к другу руки, дом молитвы делают местом длинных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует и говорит, что в храме Божием всякий глаголет славу (Пс. 28, 9).
Святитель Василий Великий
Шум и гнев служат оскорблением предложенной Жертвы.
Святитель Иоанн Златоуст
Вошедши в дом Божий, не будем парить умом; напротив того, внутренний человек наш да займется созерцанием и молитвою.
Преподобный Ефрем Сирин
Если царские грамоты прочитываются в театре, когда наступает полная тишина, то тем более в этом граде должны все утихнуть и стоять с напряженною душою и слухом, потому что здесь будут читаться повеления не земного царя, а Владыки ангелов. Если мы так себя расположим, то сама благодать Духа вернейшим образом укажет нам путь, и мы придем к самому Царскому Престолу и получим все блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа.
Святитель Иоанн Златоуст
Если бы можно было видеть, о чем говорят за всяким священным собранием мужи, жены, – то ты увидел бы, что слова их гаже всякого навоза. Потому умоляю, оставьте этот худой обычай, чтобы церковь могла благоухать миром. Мы наполняем ее ныне только чувственным фимиамом, а о том, чтобы изгнать и истребить духовную нечистоту, и не заботимся. Что же в том пользы? Поистине не столько бесчестим мы церковь, когда заносим в нее навоз, сколько оскверняем ее тогда, когда разговариваем в ней друг с другом о барышах, о торговле, о корчемстве, о том, что совсем неприлично нам, тогда как нужно было бы здесь присутствовать ликам Ангелов, церковь делать небом, и ничего другого не знать, кроме сердечных молитв, молчания и внимания.
Святитель Иоанн Златоуст
. Не сокрыто от меня и то, что среди нас стоят многие ремесленники, которые, занимаясь художествами рукодельными, с трудом добывают себе пропитание дневною работою; и они-то обсекают у меня слово, чтобы не надолго отвлекаться от работы. Что же скажу им? То, что часть времени, данная взаим Богу, не пропадает, но вознаграждается Им с великим прибытком. Ибо все те обстоятельства, которые способствуют к делу, благоустроит Господь предпочитающим духовное, подав в делах их и крепость тела, и усердие души, и удобство к сбыту работ, и благоуспешность в целой жизни. Но хотя бы в настоящей жизни плоды трудов наших и не соответствовали надеждам, по крайней мере, для последующего века доброе сокровище – учение Духа. Посему отложи из сердца всякое житейское попечение, и весь соберись. сам в себя. Ибо мало пользы, если телом ты здесь, а сердце твое занято земным сокровищем.
Святитель Василий Великий
Вы и здесь поступаете, как на торжище; и когда говорит Сам Бог, не только не слушаете слов Его в молчании, а занимаетесь разговорами совсем о других предметах. И пусть бы вы занимались тем, что касается вас самих, нет – вы говорите и слушаете то, до чего вам и дела нет. Вот о чем я плачу и не перестану плакать!
Святитель Иоанн Златоуст
В церковь все приходят только для того, чтобы поглазеть; но от нас требуется не это – нам нужны дела и чистая душа. Если же ты весь день истратишь на любостяжание и потом, придя (в церковь), скажешь несколько слов, то не только не умилостивишь Бога, но еще более раздражишь Его.
Святитель Иоанн Златоуст
. Не позволяется сказать в церкви даже слова близ стоящему, хотя бы кто встретил давно невиденного друга, по делается это вне, – и весьма справедливо. Церковь не цирюльня, не лавка с благовониями, не мастерская, подобная находящимся на торжище, но место Ангелов, место Архангелов, Царство Божие, самое небо. Если бы кто-нибудь отверз небо и ввел тебя в него, то ты не осмелился бы разговаривать, хотя бы увидел отца, хотя бы брата; так точно и здесь не должно говорить ни о чем другом, кроме предметов духовных, потому что и здесь небо. Если не веришь, то посмотри на эту Трапезу, вспомни, для кого и для чего она поставлена, подумай, Кто приходит сюда, и страшись даже прежде времени. Кто увидит только трон царя, тот возбуждается в душе своей, ожидая выхода царя; так точно и ты, еще прежде страшного времени, страшись и бодрствуй, и еще прежде, нежели увидишь поднятые завесы и предшествующий сонм Ангелов, возносись к самому небу.
Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Григорий Палама
Убоимся же и мы, чтобы, привнося внешние чуждые слова на сем Священном Божественном Жертвеннике, я говорю о Церкви, не стать нам вконец осужденными сущими в ней Божественными словами, отсюда делая сами себя достойными изречения проклятия и осуждения. О, убоимся, молю, и доколе пребываем здесь, со страхом предстоя Богу, будем приносить моления; выходя же отсюда, покажем с этих пор изменение в образе жизни на лучшее.
Сокровищница духовной мудрости
. Не сокрыто от меня и то, что среди пас стоят многие ремесленники, которые, занимаясь художествами рукодельными, с трудом добывают себе пропитание дневною работою; и они-то обсекают у меня слово, чтобы не надолго отвлекаться от работы. Что же скажу им? То, что часть времени, данная взаим Богу, не пропадает, но вознаграждается Им с великим прибытком. Ибо все те обстоятельства, которые способствуют к делу, благоустроит Господь предпочитающим духовное, подав в делах их и крепость тела, и усердие души, и удобство к сбыту работ, и благоуспешность в целой жизни. Но хотя бы в настоящей жизни плоды трудов наших и не соответствовали надеждам, по крайней мере, для последующего века доброе сокровище — учение Духа. Посему отложи из сердца всякое житейское попечение, и весь соберись. сам в себя. Ибо мало пользы, если телом ты здесь, а сердце твое занято земным сокровищем (свт. Василий Великий, 5, 38—39).
Всякая тварь, и безмолвная и вещающая, и премирная и земная, славит Создавшего. А жалкие люди, оставив домы и стекшись в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словесам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя на память себе грехи свои, не трепещут суда, но, с улыбкой простирая друг к другу руки, дом молитвы делают местом длинных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует и говорит, что в храме Божием всякий глаголет славу (Пс. 28, 9) (свт. Василий Великий, 5, 212).
Вошедши в дом Божий, не будем парить умом; напротив того, внутренний человек наш да займется созерцанием и молитвою (прп. Ефрем Сирин, 30, 138).
. Не будем так худо относиться к самим себе, но будем предпочитать пребывание здесь всем занятиям и заботам (свт. Иоанн Златоуст, 44, 602).
. Мы ходим в церковь не для того только, чтобы побывать здесь, но чтобы вынести отсюда великую и духовную пользу (свт. Иоанн Златоуст, 45, 82).
Шум и гнев служат оскорблением предложенной Жертвы (свт. Иоанн Златоуст, 45, 404).
. Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшею тишиною. Здесь не нужно бояться ни бурного движения волн, ни нападения разбойников, ни нашествия злодеев, ни силы ветров, ни засады зверей; это — пристань свободная от всего такого; это — духовная пристань душ (свт. Иоанн Златоуст, 45, 405).
Кто приходит сюда с верою и усердием, тот выходит с бесчисленными сокровищами; как только он откроет уста, тотчас исполняет присутствующих всяким благоуханием и духовным богатством; и хотя бы постигли его бесчисленные бедствия, он все перенесет легко, получив здесь от Божественных Писаний достаточное побуждение к терпению и любомудрию. (свт. Иоанн Златоуст, 45, 564).
Следуйте же тихими шагами, в совершенном молчании. Никто не входи сюда с житейскими заботами, никто — с рассеянностью и смущением, но оставим все это за первыми дверями, и таким образом все войдем сюда. Мы входим в Царские Чертоги небесные, вступаем в светлые области, внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн (свт. Иоанн Златоуст, 49, 392).
Если царские грамоты прочитываются в театре, когда наступает полная тишина, то тем более в этом граде должны все утихнуть и стоять с напряженною душою и слухом, потому что здесь будут читаться повеления не земного царя, а Владыки ангелов. Если мы так себя расположим, то сама благодать Духа вернейшим образом укажет нам путь, и мы придем к самому Царскому Престолу и получим все блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. (свт. Иоанн Златоуст, 50, 16).
. Мы часто собираем вас сюда не для того, чтобы вы только приходили сюда, но для того, чтобы вы получили и какие-нибудь плоды от пребывания здесь. Если же вы будете выходить отсюда без всякого плода, то, хотя бы вы всегда ходили сюда, ваше хождение и присутствие ничего не будет значить (свт. Иоанн Златоуст, 50, 119).
Вы и здесь поступаете, как на торжище; и когда говорит Сам Бог, не только не слушаете слов Его в молчании, а занимаетесь разговорами совсем о других предметах. И пусть бы вы занимались тем, что касается вас самих, нет — вы говорите и слушаете то, до чего вам и дела нет. Вот о чем я плачу и не перестану плакать! (свт. Иоанн Златоуст, 50, 359).
Если бы можно было видеть, о чем говорят за всяким священным собранием мужи, жены, — то ты увидел бы, что слова их гаже всякого навоза. Потому умоляю, оставьте этот худой обычай, чтобы церковь могла благоухать миром. Мы наполняем ее ныне только чувственным фимиамом, а о том, чтобы изгнать и истребить духовную нечистоту, и не заботимся. Что же в том пользы? Поистине не столько бесчестим мы церковь, когда заносим в нее навоз, сколько оскверняем ее тогда, когда разговариваем в ней друг с другом о барышах, о торговле, о корчемстве, о том, что совсем неприлично нам, тогда как нужно было бы здесь присутствовать ликам Ангелов, церковь делать небом, и ничего другого не знать, кроме сердечных молитв, молчания и внимания (свт. Иоанн Златоуст, 50, 874—875).
Пусть же никто в церкви не печется о делах домашних; напротив, пусть и в доме размышляет о предметах церковного учения (свт. Иоанн Златоуст, 51, 20).
В церковь псе приходят только для того, чтобы поглазеть; но от нас требуется не это — нам нужны дела и чистая душа. Если же ты весь день истратишь на любостяжание и потом, придя (в церковь), скажешь несколько слов, то не только не умилостивишь Бога, но еще более раздражишь Его (свт. Иоанн Златоуст, 51, 554).
. Старайтесь не о том только, чтобы приходить в церковь, но чтобы уходить и домой, получив какое-нибудь врачевство против своих страстей, чтобы если не от нас, то от Писаний заимствовать соответственные врачевства (свт. Иоанн Златоуст, 52, 269).
. Не позволяется сказать в церкви даже слова близ стоящему, хотя бы кто встретил давно невиденного друга, по делается это вне, — и весьма справедливо. Церковь не цирюльня, не лавка с благовониями, не мастерская, подобная находящимся на торжище, но место Ангелов, место Архангелов, Царство Божие, самое небо. Если бы кто-нибудь отверз небо и ввел тебя в него, то ты не осмелился бы разговаривать, хотя бы увидел отца, хотя бы брата; так точно и здесь не должно говорить пи о чем другом, кроме предметов духовных, потому что и здесь небо. Если не веришь, то посмотри на эту Трапезу, вспомни, для кого и для чего она поставлена, подумай, Кто приходит сюда, и страшись даже прежде времени. Кто увидит только троп царя, тот возбуждается в душе своей, ожидая выхода царя; так точно и ты, еще прежде страшного времени, страшись и бодрствуй, и еще прежде, нежели увидишь поднятые завесы и предшествующий сонм Ангелов, возносись к самому небу (свт. Иоанн Златоуст, 53, 373—374).
Храм есть жилище, принадлежащее только Богу; здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие (свт. Иоанн Златоуст, 53, 897).
Один скажет острое слово, и смех тотчас распространяется между сидящими; и к удивлению, даже во время самой молитвы многие не перестают смеяться; диавол всюду торжествует, всех связал, всеми обладает; Христос бесчестится и изгоняется; церковь ставится ни во что (свт. Иоанн Златоуст, 55, 141).
По выходе из церкви не рассеивайтесь умом своим по суетным и бесполезным вещам, чтобы диавол, пришедши и нашедши вас занятыми такою суетою, не похитил тотчас из сердец ваших памятования слышанных вами в церкви душеполезных словес, как птицы расхищают семена пшеницы, трудолюбно посеянные на поле, но еще не сокрытые в землю, — и вы опять не остались пустыми от спасительного учения (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 192).
. великое иметь внимание ко всему последованию службы, внимая шестопсалмию, Псалтири и положенным чтениям из отцев; причем пусть не позволяет себе распускать члены тела своего и стоять бесчинно или прислоняться к степам и колоннам; руки надобно. иметь впереди, благоговейно сложивши, и ногами стоять на полу обеими ровно, голову держать неподвижно, не обращая ее туда и сюда, но наклонив долу; умом пусть не рассеивается, не любопытствует, что делает тот или другой, и не подвигается к нерадивцам, которые тайком говорят и шепчутся между собою, — но пусть хранит очи свои и душу свою от блуждания туда и сюда и сколько можно напряженно внимает одной молитве, чтению, поемым тропарям и читаемым словесам Божественного Писания, не пропуская без пользы ни одного слова и заботясь питать всем этим душу свою, чтобы, пришедши в сокрушение и смирение, восприяла она просвещение от Святаго Духа (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 209—210).
Положи. для себя в неизменное правило — никогда не выходить из церкви прежде, чем иерей скажет самую последнюю молитву (т. е. отпуст), без крайней какой нужды или потребности телесной, но всегда с терпением простаивать до конца на своем месте, как говорит Божественное Писание: претерпевый до конца, той спасен будет (ср.: Мф. 10, 22). За это сначала будешь ты получать помощь от Бога, не чувствуя того сам, потом со временем станешь ощущать сию Божию помощь и чувством души твоей, а спустя немного после этого будешь зреть ее в Божественном некоем просвещении (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 211).
Когда кончится служба утренняя, ты, по выходе из церкви, не заводи праздных разговоров с тем или другим, и умом своим на рассеивайся туда и сюда, но спеши прямо в келью свою и там, совершив определенную тебе для сего молитву, берись или за свое рукоделие, или за данное тебе послушание, или за чтение (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 211).
. Что нам сказать о тех, которые не в молчании предстоят, не участвуют в воспевании славословий, но разговаривают друг с другом, и нашу словесную службу Богу смешивают с какими-то праздными разговорами, и сами не слушают священные и боговдохновенные слова, и желающим слушать — мешают? Доколе, о, вы — такие люди! — будете хромать на оба колена, как сказал бы фесвитянин Илия, — желающие одновременно участвовать и в молитвах и в неблаговременных, земных разговорах и не исправляющие друг друга, как это подобало бы, но взаимно всячески губящие друг друга, лучше же сказать — сами друг другом уничтожаемые? Доколе не удержитесь вы от суетных слов, но дом молитвы будете делать домом торговли или вести страстные разговоры, дом, в котором произносятся и воспринимаются слухом словеса жизни вечной? Эту вечную жизнь мы, с нашей стороны, просим у Бога с непостыдной надеждой; а, со стороны Бога, она даруется тем, которые всей душою и всем помышлением молят о ней, — но не тем, которые даже, так сказать, и не полный язык подвигают к молитве. Ныне у нас, братие, жертва приносится не через огонь, как при Моисее, но словом совершается. Посему, в то время как огнем возносимая Богу жертва воспринималась, приносившие вне чуждый огонь, вместе с Кореем восставшие против Моисея, были сожжены священным огнем, возгоревшимся против них (см.: Чис. 16, 1—33).
Убоимся же и мы, чтобы, привнося внешние чуждые слова на сем Священном Божественном Жертвеннике, я говорю о Церкви, не стать нам вконец осужденными сущими в ней Божественными словами, отсюда делая сами себя достойными изречения проклятия и осуждения. О, убоимся, молю, и доколе пребываем здесь, со страхом предстоя Богу, будем приносить моления; выходя же отсюда, покажем с этих пор изменение в образе жизни на лучшее. (свт. Григорий Палама, 26, 102—103).
. Храм является образом Его Гроба ; лучше же сказать — и более чем — образом: иначе, быть может только представляя его. Ибо и он имеет место, где лежит Тело Владычнее, во внутреннем помещении за завесой, где находится и всесвященная Трапеза. Так что тот, кто внутренно прибегает к сему Божественному, воистину и Боговместимому Гробу, и приседит, и пребывает до конца, сосредоточивая и простирая к Богу свои мысли, тот не только познает в сем боговдохновенные слова Писания, как бы неких Ангелов, возвещающих о Божестве и Человечестве воплотившегося нас ради Божиего Слова, но и ясно узрит мысленными очами Самого Господа; скажу даже — и телесными: ибо с верою взирающий на Таинственную Трапезу, и почивающий на ней Хлеб Жизни, видит Самое Воипостасное (Сущее) Слово Божие, Которое стало Плоть и возобитало среди нас; и если сделает себя достойным, чтобы Оно возобитало в нем, то не только увидит, но и сделается участником Его, и имеет Ею обитающим в себе, и исполняется подаваемой Им Божественной благодати; и как оная Мария увидела то, что Апостолы жаждали увидеть; так и сей человек удостоивается видеть и насладиться тем, во что, но выражению Апостола, желают Ангелы проникнуть (ср.: 1 Пет. 1, 12), и через созерцание сего и причастие весь становится боговидным (свт. Григорий Палама, 26, 212).
Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный, нерукотворенный храм. (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 178).
Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие: посещающий неупустительно церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопению, может отчетливо изучиться всему нужному для православного христианина на поприще веры (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 181—182).
«Авва Маркелл Фиваидский, намереваясь идти в воскресенье к службе, приуготовлял себя и часть Писания выучивал наизусть, — вспоминал его ученик. — И когда стоял за службой, грудь его была омочена слезами, ибо говорил, что, когда совершается служба, он видит всю церковь как бы огненной, а когда оканчивается служба, опять удаляется огонь» (98, 404).
В Печерском монастыре жил монах по имени Эразм. Он имел большое богатство, но все его истратил на церковные нужды, так что дошел до последней нищеты, и все стали пренебрегать им. И стал он отчаиваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в церковь, а не на милостыню раздал его. Диавол вложил ему это в сердце. И стал он нерадеть о житии своем, во всяком небрежении и бесчинстве дни свои проводил. Однажды разболелся он так сильно, что перестал говорить, лежал с открытыми глазами, едва дышал. Так пробыл он семь дней, а на восьмой пришли к нему братия и, видя его страшное состояние, удивлялись и говорили: «Горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, а теперь вот мятется и не может выйти». Эразм же встал, как будто никогда и болен не был, сел и начал говорить им: «Отцы и братия, истинно так: грешен я, как вы сами знаете, и не покаялся даже доныне. Но вот явились мне святые Антоний и Феодосий и сказали: «Мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться». И вот увидел я Пресвятую Богородицу: Она держала на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Нею. И сказала Она мне: «Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в Царстве Сына Моего. Нищих же вы всегда имеете с собой (см.: Мф. 26, 11). Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе, чистого, возлюбившего благолепие дома Моего».
И, сказав это, Эразм начал перед всеми исповедовать соделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; в третий же день отошел ко Господу в добром исповедании (100, 48—50).