святые отцы о крещении младенцев

О крещении младенцев

Ярост­ное солнце мос­ков­ского июля нещадно палило изны­ва­ю­щий от жары Арбат. Легкие ветерки, вовсе не раз­го­няя духоты, лишь под­ни­мали на брус­чатке вихри пыли, напо­ми­нав­шие бла­го­че­сти­вому про­хо­жему о демо­нах пустынь. И срав­не­ние это ока­за­лось вовсе не пустым. Натре­ни­ро­ван­ные чув­ства раз­ли­чили невда­леке нечто похо­жее на кон­церт рок-музыки, кото­рые часто огла­шают страш­ными сте­на­ни­ями стены нашей мно­го­стра­даль­ной сто­лицы.

Уши хри­сти­а­нина были уже готовы при­вычно отклю­читься от вос­при­я­тия такого непо­треб­ства, как вдруг они с удив­ле­нием рас­слы­шали в завы­ва­ниях «мар­тов­ского кота» свя­тей­шее Имя Иису­сово.

«О, Иисус! Твой Новый Иеру­са­лим нас ждет!» – истошно кри­чали голоса, при­над­ле­жав­шие, как вскоре выяс­нил наш герой, пяти вполне при­лично одетым юношам и девуш­кам. Однако, по мере при­бли­же­ния пра­во­слав­ного к месту собы­тий песня закон­чи­лась, а один из певцов обра­тился к собрав­шимся с несколько исте­рич­ной про­по­ве­дью о вреде кон­до­вого Пра­во­сла­вия. Хри­сти­а­нину ничего не оста­ва­лось делать, как, помня страш­ные слова Христа Спа­си­теля: «кто посты­дится Меня и Моих слов в роде сем пре­лю­бо­дей­ном и греш­ном, того посты­дится и Сын чело­ве­че­ский, когда придет во славе Отца Своего со свя­тыми Анге­лами» ( Мк. 8:38 ), отло­жить все свои дела и при­сту­пить к защите Тела Хри­стова.

Речь у про­по­вед­ника была о том, что истин­ной веры у пра­во­слав­ных нет, так как они под­ме­нили личную веру обря­дами, напри­мер, крестя мла­ден­цев. Вот на эту тему и повел свой раз­го­вор хри­сти­а­нин с собрав­ши­мися ере­ти­ками. Как часто бывает в споре один пере­би­вал дру­гого, и сек­танты по обычаю пыта­лись увести беседу в сто­рону от темы. Поэтому для удоб­ства вос­при­я­тия и во избе­жа­ние повто­ре­ний, сведем все выдви­ну­тые раз­лич­ными сто­ро­нами аргу­менты в диалог, где выступ­ле­ния всех ино­вер­цев при­ве­дены под одним наиме­но­ва­нием «про­те­станта».

ПРО­ТЕ­СТАНТ (далее П). Вы, пра­во­слав­ные, не сты­ди­тесь счи­тать себя хри­сти­а­нами, хотя прямо нару­ша­ете слова Христа тем, что кре­стите тех, кто еще не имеет веры. Удив­ля­юсь, как можно обра­щать людей без их ведома, насильно застав­ляя их делаться хри­сти­а­нами (хотя здесь вы заблуж­да­е­тесь)?

ХРИ­СТИ­А­НИН (далее Х). Поз­вольте поин­те­ре­со­ваться, где, по вашему мнению, Гос­подь учит, что нельзя кре­стить тех, кто еще не имеет личной веры? Прошу вас при­ве­сти соот­вет­ству­ю­щую цитату из Писа­ния, чтобы мы могли с вами убе­диться, насколько точно вы пере­да­ете смысл слова Божия.

П. Легко. «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет». ( Мк. 16:16 )

Х. Ну давайте дочи­таем слова Гос­подни до конца, чтобы не иска­жать Откро­ве­ния: «а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» ( Мк. 16:16 ). Однако здесь я не вижу слов, кото­рые вы при­пи­сали Христу: «кре­стите только тех, кто достиг совер­шен­но­ле­тия и созна­тельно принял Меня, как лич­ного Спа­си­теля» (кстати, и этого люби­мого вами име­но­ва­ния Гос­пода мы не найдем в Писа­нии. Там, напро­тив ска­зано, что «Он же Спа­си­тель Тела» ( Еф. 5:23 ), т.е. Церкви, а не лич­но­стей по отдель­но­сти. Но это к слову). Так что вы при­пи­сы­ва­ете Писа­нию соб­ствен­ные измыш­ле­ния. Здесь напи­сано только то, что напи­сано. – Что для спа­се­ния необ­хо­димы и вера, и кре­ще­ние. Конечно, ника­кой пра­во­слав­ный не скажет вам, что чело­век, кре­щен­ный в мла­ден­че­стве и не уве­ро­вав­ший в созна­тель­ном воз­расте, спа­сется. Если же пони­мать эти слова так, как их пони­ма­ете вы, то полу­чится, что мла­денцы обре­чены на гибель. Ведь они не имеют той созна­тель­ной веры, кото­рой от них тре­бу­ете вы.

П. Так что же, по-вашему, для кре­ще­ния мла­ден­цев вовсе не тре­бу­ется ника­кой веры? Так у вас полу­ча­ется насто­я­щая магия. Как же Писа­ние гово­рит, что «кре­ще­ние не плот­ской нечи­стоты омытие, но обе­ща­ние Богу доброй сове­сти, спа­сает вос­кре­се­нием Иисуса Христа» ( 1Петр. 3:21 )? Какое обе­ща­ние может дать ново­рож­ден­ный?

Х. Конечно, и при кре­ще­нии мла­ден­цев тре­бу­ется вера их вос­при­ем­ни­ков и роди­те­лей. По пра­ви­лам Церкви дети неве­ру­ю­щих роди­те­лей не могут быть допу­щены до этого таин­ства, ибо они не могут пору­читься за то, что их ребе­нок будет вос­пи­тан в пра­во­сла­вии, а не укло­нится, напри­мер, в про­те­стант­скую ересь. (Кстати, свя­щен­ник все-таки покре­стив­ший такого мла­денца будет отве­чать за него на Страш­ном Суде, что он бросил свя­тыню псам ( Мф. 7:6 ) и думаю, что ему лучше было бы не родиться!) Что же каса­ется этих слов апо­стола Петра, то я с сожа­ле­нием должен ска­зать, что здесь налицо ошибка пере­вода. Бук­вально под­лин­ник пере­да­ется сла­вян­ским тек­стом: «спа­сает кре­ще­ние, не плот­ския отло­же­ния скверны, но сове­сти благи ВОПРО­ШЕ­НИЕ у Бога, вос­кре­се­нием Иисус Хри­сто­вым» ( 1Петр. 3:21 ). И дей­стви­тельно. Если добрую совесть мы можем сами обе­щать Богу, тогда вовсе не нужен нам сам подвиг Хри­стов. Ведь, полу­ча­ется, мы сами можем стать пра­вед­ными! Но апо­стол Петр здесь как раз и гово­рит, что кре­ще­ние спа­сает нас. А раз спа­сает, то значит, мы нуж­да­емся в спа­се­нии и посему, конечно, ничего не можем обе­щать Богу. А если при­знать такой, более точный пере­вод, тогда ника­кого про­ти­во­ре­чия с хри­сти­ан­ской прак­ти­кой воз­ник­нуть не может. Ведь мы можем всегда про­сить Бога дать благую совесть ново­кре­щен­ному. Для Веч­ного воз­раст не помеха! Но впро­чем, наш диспут имеет несколько абстракт­ный харак­тер. Ведь мы с вами еще не усло­ви­лись о глав­ном. Мы не изло­жили каждый своего пони­ма­ния, что же такое кре­ще­ние. А ведь именно здесь и нахо­дится самый корень наших про­ти­во­ре­чий! Прошу вас, дайте ваше опре­де­ле­ние кре­ще­ния. Объ­яс­ните, зачем оно нужно.

П. Спа­се­ние дается чело­веку даром, лишь по одной его вере. Кре­ще­ние же нужно как знак того, что он уже принял Иисуса как лич­ного Спа­си­теля. Вода кре­ще­ния ничем не отли­ча­ется от любой другой воды и сама не может ничем помочь тому, кто еще не пове­рил (по какой бы то ни было при­чине это не про­изо­шло). Сам этот обряд необ­хо­дим лишь потому, что его уста­но­вил Иисус. Он явля­ется не более чем внеш­ним сви­де­тель­ством уже совер­шив­ше­гося внут­рен­него пере­рож­де­ния совер­шен­ного одной верой.

П. Но ведь ска­зано: «Нас, мерт­вых по пре­ступ­ле­ниям, ожи­во­тво­рил со Хри­стом, – бла­го­да­тью вы спа­сены, – и вос­кре­сил с Ним, и поса­дил на небе­сах во Христе Иисусе, дабы явить в гря­ду­щих веках пре­и­зобиль­ное богат­ство бла­го­дати Своей в бла­го­сти к нам во Христе Иисусе. Ибо бла­го­да­тью вы спа­сены ЧЕРЕЗ ВЕРУ, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хва­лился» ( Еф. 2:5-9 ). То есть доста­точно одной веры, чтобы полу­чить все эти блага. А вы утвер­жда­ете, что нужны какие-то чело­ве­че­ские дей­ствия.

Х. Про­стите, но утвер­жда­ете необ­хо­ди­мость чело­ве­че­ских, и только чело­ве­че­ских дей­ствий, именно вы. Ведь вы счи­та­ете, что при кре­ще­нии все совер­шает только чело­век. Он обе­щает. Он зна­ме­нует свою веру. А для Бога у вас не оста­ется места. Но ведь апо­стол Петр сказал, что кре­ще­ние спа­сает вос­кре­се­нием Христа. А если так, тогда полу­ча­ется, что все-таки здесь не дар Бога, а какие-то свои дела кото­рыми вы хва­ли­тесь якобы спа­сают вас. Нет спа­сает нас именно бла­го­дать Бога, то есть Его нетвар­ная сила, дей­ству­ю­щая чрез пра­во­слав­ные Таин­ства, начи­ная с Кре­ще­ния. Именно Гос­подь совер­шает воз­рож­де­ние водою и Духом, свя­щен­ник же только слу­жи­тель Его, а не само­власт­ный теург. Здесь чело­век только вос­при­ни­мает бла­го­дать Творца, а раз так, то нет ника­кой при­чины не допус­кать до этого Таин­ства мла­ден­цев. Ведь Сам Хри­стос пове­лел: «пустите детей при­хо­дить ко Мне, и не пре­пят­ствуйте им; ибо тако­вых есть Цар­ство Божие» ( Мк. 10:14 ), и как же дер­зают про­те­станты отго­нять от Бога тех, кого Он Сам при­звал. Если в том тексте апо­стола Павла, кото­рый вы при­вели ска­зано, что мы вос­кре­шены со Хри­стом, будучи мерт­выми по пре­ступ­ле­ниям; то как можно гово­рить, что для кре­ще­ния необ­хо­димо пони­ма­ние и созна­тель­ное реше­ние. Как мерт­вец может понять про­цесс своего вос­кре­ше­ния? Да и вы попы­тай­тесь мне объ­яс­нить меха­низм, при помощи кото­рого мы вос­се­даем со Хри­стом на небе­сах. Как Бог вос­крес из гроба? Как мы воз­рож­да­емся от воды и Духа? А если вы не можете ска­зать, как это про­изо­шло, (да и не смо­жете, ведь Бог Непо­сти­жим во всех делах Своих), то по вашей логике вы нико­гда не смо­жете достиг­нуть кре­ще­ния.

П. Но если Гос­подь сказал, что детей и так есть Цар­ство Божие, то зачем и кре­стить их?

Х. Бог не гово­рил, что детей есть Цар­ство, но тако­вых как дети, то есть таких же незло­би­вых и чистых. Если при­знать пра­виль­ным ваше тол­ко­ва­ние, то выхо­дит, что кре­ще­ние не нужно никому. Ведь Хри­стос гово­рил взрос­лым, чтобы они под­ра­жали детям. А если они могут спа­стись без Кре­ще­ния, то тоже могут сде­лать и все другие. Но это же чушь! О необ­хо­ди­мо­сти Кре­ще­ния для спа­се­ния ясно гово­рил Гос­подь. Но надо ска­зать, что хри­сти­ан­скую прак­тику кре­ще­ния мла­ден­цев можно оправ­дать и другим спо­со­бом. Апо­стол Павел гово­рит, что в Христе мы «обре­заны обре­за­нием неру­ко­тво­рен­ным, совле­че­нием гре­хов­ного тела плоти, обре­за­нием Хри­сто­вым; быв погре­бены с Ним в кре­ще­нии» ( Кол. 2:11-12 ). Если же Кре­ще­ние-это неру­ко­твор­ное обре­за­ние Хри­стово, то как мы можем устра­нять от него мла­ден­цев, тогда когда и в Ветхом Завете чело­век всту­пал в завет с Богом чрез обре­за­ние в вось­мой день своей жизни ( Быт. 17:12 ). Почему во дни Авра­ама можно было войти в завет с Созда­те­лем в мла­ден­че­стве по вере его роди­те­лей, а после при­ше­ствия Спа­си­теля такая воз­мож­ность была поте­рянна?

П. Ну ведь ска­зано, что обре­за­ние было отме­нено и не имеет силы. Раз так, то и кре­ще­ние мла­ден­цев не нужно.

Х. Если сле­до­вать вашей логике, нам не нужно Кре­ще­ние и для взрос­лых. Ведь мы минуту назад цити­ро­вали слова апо­стола, что Кре­ще­ние – неру­ко­твор­ное обре­за­ние. Ваш аргу­мент построен на извест­ном постро­е­нии – в ого­роде бузина, сле­до­ва­тельно, в Киеве дядька. Так ска­жите, если всту­пить в союз с Богом в Новом Завете стало труд­нее чем в Ветхом, тогда, во-первых, зачем при­хо­дил Иисус, а во-вторых, где в Писа­нии такое без­жа­лост­ное реше­ние Бога нам пере­дано.

П. Нет вы ответьте, где в Писа­нии ска­зано, что надо Кре­стить детей?

Х. А вы ука­жите, где ска­зано, что надо кре­стить инва­ли­дов, ста­ри­ков и прочее. Если нет запрета, и спе­ци­ально не ска­зано, что нужно из всех наро­дов ( Мф. 28:19 ) выде­лять и лишать бла­го­дати именно мла­ден­цев, то все эти ваши постро­е­ния – не более чем извра­ще­ние Откро­ве­ния по дово­дам вашего гре­хов­ного и пад­шего разума, кото­рый вы пыта­е­тесь сде­лать совет­ни­ком Богу. А ведь пророк гово­рит: «Кто ура­зу­мел Дух Гос­пода, и был совет­ни­ком у Него и учил Его?» ( Ис. 40:13 ) Но нужно заме­тить, что вни­ма­тель­ный чита­тель увидит много прямых сви­де­тельств, что апо­столы кре­стили детей. Так апо­стол Павел кре­стил весь дом Лидии ( Деян. 16:15 ), тем­нич­ного стража ( Деян. 16:33 ), а в Коринфе – дом Криспа ( Деян. 18:8 ). В первом посла­нии к тем же корин­фя­нам он гово­рил, что у веру­ю­щей жены дети были нечи­сты, а теперь святы (7,14), а освя­ще­ние, как гово­рится в том же посла­нии, полу­чает чело­век через Кре­ще­ние (6,11). Апо­стол Иоанн пишет детям, «потому что про­щены вам грехи ради имени Его «( 1Ин. 2:12 ), а это про­ис­хо­дит только при Кре­ще­нии и сле­ду­ю­щей за ним Литур­гии, когда Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очи­щает нас от вся­кого греха ( 1Ин.1,7 ; ср. Деян. 22,16 ). «Я весьма обра­до­вался, – гово­рит святой Иоанн о кре­ще­ных детях, – что нашел из детей твоих, ходя­щих в истине, как мы полу­чили запо­ведь от Отца» ( 2Ин. 4 ). То есть пра­во­слав­ная прак­тика вве­де­ния мла­ден­цев в обще­ние с Исти­ной (т.е. Хри­стом) посред­ством Кре­ще­ния (ведь, все во Христа Иисуса кре­стив­ши­еся во Христа облек­лись ( Гал. 3:27 )) есть прямая запо­ведь Отца. Так как же вы, про­те­станты, дер­за­ете отго­нять от этого таин­ства тех, кого при­звал Сам Отец. Ведь если Он почел детей достой­ными этой бла­го­дати, то оче­видно и мы должны сле­до­вать Его воле. Но напо­сле­док я должен заме­тить, что Писа­ние прямо гово­рит, что дети достойны кре­ще­ния. В день Пяти­де­сят­ницы апо­стол Петр ясно гово­рит: «Покай­тесь (заме­тим, что не доба­вил «все», ибо дети не могут пока­яться), и да кре­стится КАЖДЫЙ (т.е. без исклю­че­ния) из вас во имя Иисуса Христа для про­ще­ния грехов; и полу­чите дар Свя­того Духа. Ибо вам при­над­ле­жит обе­то­ва­ние И ДЕТЯМ ВАШИМ (яснее нельзя засви­де­тель­ство­вать пра­во­слав­ное учение) и всем даль­ним, кого не при­зо­вет Гос­подь Бог наш» ( Деян. 2:38-39 ). Итак, Бог, несо­мненно, пове­ле­вает кре­стить мла­ден­цев, по вере их вос­при­ем­ни­ков с тем, чтобы, выросши, они под дей­ствием охра­ня­ю­щей их бла­го­дати и сами усво­или то, что дано им по чистому мило­сер­дию Созда­теля. К вам же я обра­ща­юсь с сло­вами апо­стола Петра: «спа­сай­тесь от рода сего раз­вра­щен­ного» ( Деян. 2:40 ) иначе Бог осудит вас в День Суда. Ведь про­тив­ле­ние слову Гос­пода и отпа­де­ние от Его Церкви, в кото­ром вы сейчас нахо­ди­тесь есть грех ереси, о кото­ром апо­стол Павел засви­де­тель­ство­вал, что тво­ря­щий его Цар­ства Божия не насле­дуют ( Гал. 5:20-21 ).

Сово­прос­ники не смогли ничего отве­тить хри­сти­а­нину и, подобно иудеям, «ушли, много споря между собою» ( Деян. 28:29 ). А наш герой напра­вил свои стопы в арбат­ские пере­улки, где уже раз­да­вался звон коло­ко­лов храма апо­стола Филиппа, чтобы воз­не­сти за вечер­ней бла­го­да­ре­ние Гос­поду, мужу брани ( Исх. 15:3 ): «Дес­ница Твоя, Гос­поди, про­сла­ви­лась силою; дес­ница Твоя, Гос­поди, сра­зила врага. Вели­чием славы Твоей Ты низ­ло­жил вос­став­ших против Тебя… Введи его и насади его на горе досто­я­ния Твоего». ( Исх. 15:6-7,17 ).

Глава из книги: «Про­гулка про­те­станта по пра­во­слав­ному храму»

Источник

Крещение младенцев

Всеобщность первородного греха

Повеление Господне о крещении младенцев

«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:5–6 ).

О человеке, не возрожденном благодатью крещения,

слово Божие говорит: «рожденное от плоти есть плоть» ( Ин.3:6 ). Он «по природе – чадо гнева» ( Еф.2:3 ), «находится во власти тьмы» ( Кол.1:13 ), «во тьме» ( 1Пет.2:9 ), «во власти сатаны» ( Деян.26:18 ); не «в Царстве возлюбленного Сына» ( Кол.1:13 ), не «во свете» ( Деян.26:18 ). В Царство возлюбленного Сына, т.е. в Церковь Его (ибо Царство уже наступило – Кол.1:14, 18, 24 ) человек входит через крещение: «все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины, рабы или свободные» ( 1Кор.12:13 ). «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (ενεδύσασθε от ενδύω – надеваю, одеваюсь, проникаю всецело предаюсь, объединяюсь – Гал.3:27 ; ср. Еф.5:25–26 ). Из приведенных текстов следует: а) что только через крещение можно сделаться членом Тела Христова (Церкви – Кол.1:24 ), б) что только крестившиеся облеклись во Христа, объединились со Христом и в) что Он вступающих в Церковь Его очищает от грехов (первородного и личных) «банею водною» – водным крещением.

Примеры крещения детей в апостольское время

Условия для крещения младенцев

От взрослых, приступающих к крещению, требуется покаяние и вера, потому что с их стороны может и не быть согласия на принятие благодати крещения, а даже может быть противление ей. Младенцы же по особым свойствам своей души доступны для действия благодати (ср. Лк.1:15, 44 ; Иер.1:5 ), у них нет грехов, содеянных при участии сознания (личных), почему от них, естественно, не требуется покаяние; первородный же грех, как унаследован был ими бессознательно, так может быть омыт без участия их сознания, по вере родителей и восприемников. Слово Божие удостоверяет; что вера родителей вменяется и детям их: «веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.16:31 ); «ныне пришло спасение дому сему» через обращение главы семьи – Закхея ( Лк.19:9 ). По вере матери исцелена дочь ее ( Мф.15:21–28 ), по вере отца воскрешена дочь ( Мк.5:22–42 ), по вере царедворца Господь исцелил сына его ( Ин.4:49–51 ), по вере отца исцелен сын бесноватый ( Мк.9:24–27 ), по вере сотника исцелен его слуга ( Мф.8:6–13 ). Господь не только исцелял по вере других (не по вере самих страдальцев) от недугов телесных, а и прощал грехи: «Иисус, видя веру их(принесших больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Если Иисус Христос вменял веру одних другим, когда обитал видимо на земле, то Церковь Его верит, что Он и ныне веру родителей и восприемников вменяет младенцам, приносимым для привития к Нему ( Рим.11:17 ) через святое крещение, так как Он «вчера и сегодня, и вовеки тот же» ( Евр.13:8 ). Во-вторых, Церковь совершает крещение (обрезание Христово – Кол.2:11 ) над младенцами по вере родителей и восприемников, подобно тому, как еврейские дети вступали по вере родителей в завет с Богом через обрезание, совершаемое в восьмой день по рождении. Следовательно, если в Ветхом завете Сам Бог признавал и младенцев способными ко вступлению в завет с Ним, то почему же лишать их этого блага в новозаветное время?

Восприемники при крещении

Святая Церковь от начала своего установила, чтобы при крещении были восприемники по примеру «приносящих» к Иисусу младенцев ( Лк.18:15 ), которые от лица крещаемых (младенцев) произносят отречение от диавола и исповедуют веру в Триединого Бога, обязываясь вместе с тем пред Церковью воспитать крещаемых в вере и благочестии. «Об этом ясно свидетельствуют и древние отцы Церкви, а именно Дионисий в книге о церковной иерархии и Иустин в 27 вопросе говорит: «младенцы удостаиваются благ, даруемых через крещение по вере тех, которые приносят их ко крещению». Августин также свидетельствует: «есть предание апостольское, что младенцы спасаются крещением». И в другом месте: «Церковь дает младенцам ноги других, дабы они ходили, сердце других, дабы веровали, язык других, дабы исповедывали, чтобы они, как сделались больными через грех другого, так и спаслись через исповедание других, сделавшись здравыми» (Послание патриар., чл. 16).

Свидетельства древних отцов

Святой Ириней, епископ Лионский, учит: «Он пришел спасти Собою всех; всех, говорю, которые через Него возрождаются в Бога: младенцев, детей, отроков, юношей и старцев».

Ориген свидетельствует, что Церковь непрерывно совершала и совершает крещение над младенцами по преданию от апостолов, которые «знали, кому поручены тайны таинств божественных, что во всех есть нечистота греховная и что она омывается водою и Духом».

Святой Кипириан, епископ Карфагенский, писал от имени собора (в 252 г.) епископу Фиду: «что же касается дела о младенцах, которых, по словам твоим, не должно крестить во второй или третий день со дня их рождения, а должно сообразоваться с законом древнего обрезания, и рожденного, как ты думаешь, ни крестить, ни освящать прежде восьмого дня; то это обстоятельство представилось нам на нашем соборе совершенно иначе. Никто не согласился с твоим мнением об этом деле; напротив, все мы за лучшее почли ни одного родившегося человека не лишать милосердия и благодати Божией. Если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется прощение и благодать; то тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи».

Святой Григорий Богослов (†339 г.), обращаясь к каждой матери христианке, говорит: «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению, пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога».

Карфагенский собор (419–426 г.г.), определения которого приняты Церковью вселенскою, постановил: «кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало омыть банею пакибытия. тот да будет анафема» (правило 124).

Опровержение возражений

1) Младенцы не могут ни веровать ( Мк.16:16 ), ни каяться ( Деян.2:38 ), ни давать обещания Богу доброй совести ( 1Пет.3:21 ), почему и нельзя их крестить.

Иисус Христос повелел ( Мк.16:15–16 ) апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать(кто примет то, что будет проповедано) и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать(разумеется не простое отсутствие веры, а противление вере, отказ от нее, после слышания проповеди Евангелия), осужден будет». Из этого текста видно, что в нем изложена заповедь Спасителя о крещении взрослых под условием их веры в истины Евангелия, так как неверие делало бы их неспособными к восприятию благодати Божией. О младенцах здесь нет речи. Они хотя не имеют сознательной веры, но не имеют и неверия (отказа от веры), и потому их нельзя считать неспособными к получению благодати, подаваемой им в крещении по вере близких к ним людей, что, как мы видели, удостоверяет слово Божие. Личных грехов у младенцев нет, поэтому и каяться им не в чем. В 1Пет.3:21 не говорится о том, будто только одни взрослые и сами за себя должны давать Богу обещание доброй совести. Необходимо лишь, чтобы крещение не совершалось без этого обещания. Но оно так и совершается в православной Церкви. Приносящие младенцев ко Христу дают от лица своих духовных детей обещание Богу во все дни жизни пребыть верными Ему. Слово Божие указывает нам примеры того, что родители давали обещание Богу за детей своих даже еще до рождения последних, и Он не осудил, а благословил их ( 1Цар.1:11 ; ср. Суд.13:7 ).

2) Невозможно младенцев научить истинам веры ( Мф.28:19 ), а поэтому нельзя их и крестить.

В Мф.28:19 указывается порядок крещения не детей, а взрослых, соблюдаемый всегда православною Церковью.

3) Как можно крестить младенцев, не имеющих сознания?

Господь, по Своей бесконечной любви, соединенной с правдой, осеняет младенцев в крещении Своею благодатью и очищает их (без всякого личного их участия) от прародительского греха, который они без участия сознания и воли унаследовали от родителей. Хотя младенцы и лишены сознания, однако способны к восприятию благодати, которую Господь подавал им ( Иер.1:5 ; Лк.1:13–15, 41:44 ; Мк.10:15–16 ) и подает (в таинстве крещения – Ин.3:5 ).

4) Младенцы не нуждаются в крещении, «ибо таковых есть Царство Небесное» ( Мф.19:14 ; Мк.10:14 ; Лк.18:16 ).

Слова Господа: «таковых есть Царство Небесное», означают, что Он обещает царство не всем, а таковым, как дети; но их нельзя понимать в том смысле, будто никаких условий не требуется от детей для получения Царства Небесного, и они наследуют его только потому, что находятся в детском возрасте. Такое понимание отвергает первородный грех, о котором ясно свидетельствует и слово Божие, и все домостроительство о спасении человека, совершенное Господом Иисусом Христом. Дети, по учению слова Божия, «по природе – чада гнева» ( Еф.2:3 ), «нечисты» ( Иов.14:4 ), «плоть» ( Ин.3:6 ), и чтобы им войти в Царство Небесное, прежде должно «родиться от воды и Духа» ( Ин.3:5–6 ), т.е. через крещение «приложиться к Церкви» ( Деян.2:47 ), «облечься во Христа» ( Гал.3:27 ), «запечатлеться обетованным Святым Духом» ( Еф.1:13 ), ибо «не войдет в него(Царство Небесное) ничто нечистое» ( Откр.21:27 ). Каким же нравственным качествам, свойственным детям, должны подражать люди, желающие получит обещанное царство? Искренности и доверчивости детей. Что именно эти свойства детской души необходимы каждому человеку для наследования царства, Сам Господь указал: «истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Лк.18:17 ). Но искренность и доверчивость детей не есть еще доказательство их нравственной чистоты; у них рядом с этими свойствами бывает упрямство, зависть, жадность и др., как следствия поврежденной прародительским грехом природы. «Таковых есть Царствие Небесное, кои, – объясняет блаженный Феофилакт, – имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастии не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Посему, кто живет смиренно и незлобиво и кто принимает Царствие Божие, как дитя, т.е. без коварства и любопытства, но с верою, тот приятен пред Богом. Ибо кто излишне любопытствует и всегда спрашивает, как это? – тот погибнет с своим неверием и не войдет в царствие, которого не хотел принять в простоте, без любопытства и со смирением… Господь не сказал сих детей есть царствие, но «таковых», т.е. кои добровольно приобрели себе незлобие и смиренномудрие, которое дети имеют по природе. Итак, все церковное, что составляет Царствие Божие, будем принимать без любопытства, с верою и смирением. Ибо любопытство свойственно самомнению и самомудрованию».

5) Дети христиан святы ( 1Кор.7:14 ), поэтому нет нужды их крестить.

Слово святой (αγιος) в Священном Писании не всегда означает в приложении к человеку душевную чистоту и святость его в собственном смысле, а часто употребляется в смысле – посвященный Богу, отделенный, избранный, отлученный от нечистого для служения Богу (ср. Лк.2:23 – «посвящен Господу» – άγιoν τω Κυρίω). В последнем смысле апостол и употребил слово «святы», указывая, что дети от смешанных браков уже отделены от языческой среды, предназначены к крещению, к принятию христианства, так как уже введены в христианскую среду. «Неверующий муж освящается», т.е. неверующий супруг уже исторгнут сожитием с христианкою из тьмы или общения с нечистым, греховным миром и предназначен к крещению. Как «освящение» мужа, так и «святость» детей не дают им, по учению апостола ( 1Кор.7:16 ), спасения, а следовательно, не устраняют необходимости веры и крещения. Иначе достаточно было бы одному члену семейства уверовать и креститься, чтобы остальные члены спаслись. Но с таким выводом и сектанты не согласятся.

6) Младенцы – кусок мяса.

Нет, младенцы имеют душу живую и способную к восприятию благодати Божией (ср. Иер.1:5 ; Лк.1:13–15 ; Мк.10:16 и др.).

7) В Священном Писании нет прямого повеления крестить детей.

Нет также прямого повеления крестить женщин и стариков. Для нас важно, что Господь повелел апостолам крестить всех, не исключая ни пола, ни возраста ( Мф.28:19 ; Ин.3:5–6 ).

8) Если бы существовало учение Христово о необходимости крещения младенцев, то святой Василий Великий, святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст и др. должны были креститься в младенчестве, а не в зрелом возрасте («Баптист» 1909 г., № 16).

В Древней Христовой Церкви были примеры откладывания крещения единственно из опасения навлечь на себя большую вину через впадение в грех после крещения, а не вследствие мнения о непозволительности крещения детей (потому что, в случае опасности, их крестили, и учреждение это считалось апостольским). Совершение таинства отлагалось не ко времени достижения сознательного возраста, как это принято у сектантов, но до времени серьезной болезни или другой опасности. Святой Григорий Назианзин, святой Григорий Нисский и др. противодействовали этому обычаю, выставляя те заблуждения, на которых он основывался.

9) Христос принял крещение 30 лет ( Лк.3:23 ), и нам нужно креститься в этом возрасте.

«Скажут: Христос, при всем том, что Он Бог, крещается тридцати лет; как же повелеваешь спешить крещением? – Сказав, что Он – Бог, ты решил вопрос, – объясняет святой Григорий Богослов. «Он – источная чистота, и не имел нужды в очищении; очищается же для тебя, так как и плоть носит для тебя, Сам будучи бесплотен. Ему не было никакой опасности откладывать крещение, потому что Сам был властен и в страдании, равно как и в рождении. Но для тебя не малая опасность, если умрешь, родившись для одного тления, и не облекшись в нетление. Беру во внимание и то, что Христу необходимо было креститься в такое время, а твои отношения иные. Он воскресает в третий день, а мы воскреснем по прошествии многого времени. Христовы дела преданы нам для того, чтобы служили некоторым образцом для наших действий, но совершенного сближения между ними быть не может».

10) Крещение детей узаконено только на Карфагенском соборе (419 г.).

Карфагенский собор не узаконил крещения младенцев как установления нового, а, наоборот, осудив пелагиан (ср. 124 прав.), отвергавших нужду в крещении детей, засвидетельствовал, что крещение младенцев есть учреждение, ведущее начало через апостолов от Господа.

11) «Младенцы в очищении первородного греха некогда и нуждались, но теперь, после того, как Иисус Христос, явившийся в мир для уничтожения греха, приобрел вечное искупление ( Евр.9:11–26 ), они уже в этом больше не нуждаются. – таковых есть Царствие Божие».

Апостол Павел в Евр.9:11–26, 10:10–14 говорит о величайшем превосходстве Голгофской жертвы Иисуса Христа над ветхозаветными жертвами: последние ежегодно приносились, и только для очищения тела ( Евр.9:13 ), а Христос, однажды пострадав, навсегда воссел одесную Бога и приобрел вечное искупление; «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» ( Евр.9:28 ). Через Свою Церковь Господь Духом Святым усвояет людям плоды искупления ( Ин.3:5–6 ; Мф.28:18–20 ; Мк.16:15–16 ; Ин.6:53 ; Еф.1:22–23, 4:11–16, 5:23, 26–27 и др.); другого пути нет. Искупительные блага воспринимаются ищущими их, жаждущими, приходящими ко Иисусу: «в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения и, уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф.1:13 ; ср. Деян.2:37–39 и др.).

Сектанты из учения апостола Павла ( Евр.9:11–26 ): Иисус Христос «приобрел вечное искупление. явился для уничтожения греха жертвою Своею», – делают такой вывод: поэтому младенцы очищены от первородного греха (?!) Каким же образом очищены? Почему только младенцы, а не весь мир, за который страдал Господь? Зачем Господь основал Церковь Свою, поставил апостолов и их преемников, послал Духа Святого? Ведь Он приобрел вечное искупление для всех.

Апостол Петр, зная, что Господь «приобрел вечное искупление и явился для уничтожения греха», так благовествовал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа(вследствие вечного искупления, совершенного Иисусом Христом). Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» ( Деян.2:38 ).

12) «Мы положительно утверждаем, что младенцы, ни наши без крещения, ни, вообще, чьи бы то ни было с крещением, в Церковь Христову за взрослыми без покаяния и личной веры никогда не попадали и вовеки не попадут».

13) Так как православные крещены в младенчестве без сознания, то и ведут жизнь порочную.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *