святые отцы о крещении детей

Святые отцы о таинстве крещения

О необходимости Крещения

«Вы должны познать, каким путем можно достичь отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к этому нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись Крещением во оставление грехов, начать потом жить безгрешно»
св. Иустин Философ

«Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное»
свт. Кирилл Иерусалимский

«Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина»
свт. Димитрий Ростовский

«Невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества; невозможно вступить в общение с Богом, в чем заключается истинная наша жизнь. не вступив в христианство посредством Святого Крещения»
свт. Игнатий Брянчанинов

Отречение от сатаны

«Отрекаюсь сатаны и всех дел его». Каких дел? Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов… Нет и времени перечислить все. Отрекаемся всего, именуемого худым, что ненавидит Бог»
преп. Ефрем Сирин

«Содержание сих запрещений следующее: первое — отрывает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере»
свт. Кирилл Иерусалимский

О действии Таинства Крещения на человека

«Так как человек состоит из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела, — вода очищает тело, а Дух запечатлевает душу, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом, омытым чистою водою»
свт. Кирилл Иерусалимский

«Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились, ибо оно вновь творит нас и образует
свт. Иоанн Златоуст

«В Крещении подаются многие дарования Святого Духа, превосходящие естество наше. Иные, довольствуясь неполным пониманием дела, говорят, что младенцы омываются при Крещении от скверны, сообщенной естеству человеческому преступлением Адама. А я верую, что не это только одно совершается (ибо одно было бы еще не так важно), но что подаются при этом и иные многие дарования, далеко превосходящие естество наше. Ибо в Крещении естество не только приняло все то, что было нужно к исцелению от греха, но еще и украсилось Божественными дарами. Не только избавлено от наказания и совлеклось всякого лукавства, но и возрождено свыше Божественным, превышающим разум… пакибытием; искуплено, освящено, удостоено усыновления, оправдано, сделано наследником Единородного Сына Божия и сотелесником Его Причастием Священных Таинств, стало Телом Его, соединилось с Ним, как тело с головою»
преп. Исидор Пелусиот

Крещение во образ Смерти и Воскресения Христа

«Что для Христа Господа были Крест и гроб, то для крещаемых есть Крещение; и как Христос умер Плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божией»
преп. Симеон Новый Богослов

…Каковы цель и сила Крещения? Через него крещаемый изменяется в уме, слове и деле и по данной ему силе делается тем же, что и Родивший его»
свт. Василий Великий

«Вода отнимает одну жизнь, но дает начало другой; она погребает ветхого человека, но рождает нового»
свт. Николай Кавасила

«Крещение, не уничтожая естества, уничтожает его состояние падения; не делая естества иным, изменяет его состояние, приобщив человеческое естество естеству Божию» свт. Игнатий Брянчанинов

Крещение — завет с Богом о жизни по воле Его

«Хотя крещение и… умертвило для греха крещаемого, но далее он должен постоянно и со всем прилежанием совершенствоваться так, чтобы не слушаться греха, что бы он ни приказал нам, и оставаться неподвижным (на зло), подобно мертвецу»
свт. Иоанн Златоуст

«Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе»

«Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие … святую одежду Христову»

преп. Симеон Новый Богослов

«От каждого человека, получившего Крещение, Бог требует трех добродетелей: правой веры от всей души и от всей крепости, воздержания языка и чистоты тела…

…Ты усыновлен Богу Таинством святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом Таинством святого Причащения; поддерживай усыновление, поддерживай единение»
свт. Игнатий Брянчанинов

Источник

О крещении младенцев

Ярост­ное солнце мос­ков­ского июля нещадно палило изны­ва­ю­щий от жары Арбат. Легкие ветерки, вовсе не раз­го­няя духоты, лишь под­ни­мали на брус­чатке вихри пыли, напо­ми­нав­шие бла­го­че­сти­вому про­хо­жему о демо­нах пустынь. И срав­не­ние это ока­за­лось вовсе не пустым. Натре­ни­ро­ван­ные чув­ства раз­ли­чили невда­леке нечто похо­жее на кон­церт рок-музыки, кото­рые часто огла­шают страш­ными сте­на­ни­ями стены нашей мно­го­стра­даль­ной сто­лицы.

Уши хри­сти­а­нина были уже готовы при­вычно отклю­читься от вос­при­я­тия такого непо­треб­ства, как вдруг они с удив­ле­нием рас­слы­шали в завы­ва­ниях «мар­тов­ского кота» свя­тей­шее Имя Иису­сово.

«О, Иисус! Твой Новый Иеру­са­лим нас ждет!» – истошно кри­чали голоса, при­над­ле­жав­шие, как вскоре выяс­нил наш герой, пяти вполне при­лично одетым юношам и девуш­кам. Однако, по мере при­бли­же­ния пра­во­слав­ного к месту собы­тий песня закон­чи­лась, а один из певцов обра­тился к собрав­шимся с несколько исте­рич­ной про­по­ве­дью о вреде кон­до­вого Пра­во­сла­вия. Хри­сти­а­нину ничего не оста­ва­лось делать, как, помня страш­ные слова Христа Спа­си­теля: «кто посты­дится Меня и Моих слов в роде сем пре­лю­бо­дей­ном и греш­ном, того посты­дится и Сын чело­ве­че­ский, когда придет во славе Отца Своего со свя­тыми Анге­лами» ( Мк. 8:38 ), отло­жить все свои дела и при­сту­пить к защите Тела Хри­стова.

Речь у про­по­вед­ника была о том, что истин­ной веры у пра­во­слав­ных нет, так как они под­ме­нили личную веру обря­дами, напри­мер, крестя мла­ден­цев. Вот на эту тему и повел свой раз­го­вор хри­сти­а­нин с собрав­ши­мися ере­ти­ками. Как часто бывает в споре один пере­би­вал дру­гого, и сек­танты по обычаю пыта­лись увести беседу в сто­рону от темы. Поэтому для удоб­ства вос­при­я­тия и во избе­жа­ние повто­ре­ний, сведем все выдви­ну­тые раз­лич­ными сто­ро­нами аргу­менты в диалог, где выступ­ле­ния всех ино­вер­цев при­ве­дены под одним наиме­но­ва­нием «про­те­станта».

ПРО­ТЕ­СТАНТ (далее П). Вы, пра­во­слав­ные, не сты­ди­тесь счи­тать себя хри­сти­а­нами, хотя прямо нару­ша­ете слова Христа тем, что кре­стите тех, кто еще не имеет веры. Удив­ля­юсь, как можно обра­щать людей без их ведома, насильно застав­ляя их делаться хри­сти­а­нами (хотя здесь вы заблуж­да­е­тесь)?

ХРИ­СТИ­А­НИН (далее Х). Поз­вольте поин­те­ре­со­ваться, где, по вашему мнению, Гос­подь учит, что нельзя кре­стить тех, кто еще не имеет личной веры? Прошу вас при­ве­сти соот­вет­ству­ю­щую цитату из Писа­ния, чтобы мы могли с вами убе­диться, насколько точно вы пере­да­ете смысл слова Божия.

П. Легко. «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет». ( Мк. 16:16 )

Х. Ну давайте дочи­таем слова Гос­подни до конца, чтобы не иска­жать Откро­ве­ния: «а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» ( Мк. 16:16 ). Однако здесь я не вижу слов, кото­рые вы при­пи­сали Христу: «кре­стите только тех, кто достиг совер­шен­но­ле­тия и созна­тельно принял Меня, как лич­ного Спа­си­теля» (кстати, и этого люби­мого вами име­но­ва­ния Гос­пода мы не найдем в Писа­нии. Там, напро­тив ска­зано, что «Он же Спа­си­тель Тела» ( Еф. 5:23 ), т.е. Церкви, а не лич­но­стей по отдель­но­сти. Но это к слову). Так что вы при­пи­сы­ва­ете Писа­нию соб­ствен­ные измыш­ле­ния. Здесь напи­сано только то, что напи­сано. – Что для спа­се­ния необ­хо­димы и вера, и кре­ще­ние. Конечно, ника­кой пра­во­слав­ный не скажет вам, что чело­век, кре­щен­ный в мла­ден­че­стве и не уве­ро­вав­ший в созна­тель­ном воз­расте, спа­сется. Если же пони­мать эти слова так, как их пони­ма­ете вы, то полу­чится, что мла­денцы обре­чены на гибель. Ведь они не имеют той созна­тель­ной веры, кото­рой от них тре­бу­ете вы.

П. Так что же, по-вашему, для кре­ще­ния мла­ден­цев вовсе не тре­бу­ется ника­кой веры? Так у вас полу­ча­ется насто­я­щая магия. Как же Писа­ние гово­рит, что «кре­ще­ние не плот­ской нечи­стоты омытие, но обе­ща­ние Богу доброй сове­сти, спа­сает вос­кре­се­нием Иисуса Христа» ( 1Петр. 3:21 )? Какое обе­ща­ние может дать ново­рож­ден­ный?

Х. Конечно, и при кре­ще­нии мла­ден­цев тре­бу­ется вера их вос­при­ем­ни­ков и роди­те­лей. По пра­ви­лам Церкви дети неве­ру­ю­щих роди­те­лей не могут быть допу­щены до этого таин­ства, ибо они не могут пору­читься за то, что их ребе­нок будет вос­пи­тан в пра­во­сла­вии, а не укло­нится, напри­мер, в про­те­стант­скую ересь. (Кстати, свя­щен­ник все-таки покре­стив­ший такого мла­денца будет отве­чать за него на Страш­ном Суде, что он бросил свя­тыню псам ( Мф. 7:6 ) и думаю, что ему лучше было бы не родиться!) Что же каса­ется этих слов апо­стола Петра, то я с сожа­ле­нием должен ска­зать, что здесь налицо ошибка пере­вода. Бук­вально под­лин­ник пере­да­ется сла­вян­ским тек­стом: «спа­сает кре­ще­ние, не плот­ския отло­же­ния скверны, но сове­сти благи ВОПРО­ШЕ­НИЕ у Бога, вос­кре­се­нием Иисус Хри­сто­вым» ( 1Петр. 3:21 ). И дей­стви­тельно. Если добрую совесть мы можем сами обе­щать Богу, тогда вовсе не нужен нам сам подвиг Хри­стов. Ведь, полу­ча­ется, мы сами можем стать пра­вед­ными! Но апо­стол Петр здесь как раз и гово­рит, что кре­ще­ние спа­сает нас. А раз спа­сает, то значит, мы нуж­да­емся в спа­се­нии и посему, конечно, ничего не можем обе­щать Богу. А если при­знать такой, более точный пере­вод, тогда ника­кого про­ти­во­ре­чия с хри­сти­ан­ской прак­ти­кой воз­ник­нуть не может. Ведь мы можем всегда про­сить Бога дать благую совесть ново­кре­щен­ному. Для Веч­ного воз­раст не помеха! Но впро­чем, наш диспут имеет несколько абстракт­ный харак­тер. Ведь мы с вами еще не усло­ви­лись о глав­ном. Мы не изло­жили каждый своего пони­ма­ния, что же такое кре­ще­ние. А ведь именно здесь и нахо­дится самый корень наших про­ти­во­ре­чий! Прошу вас, дайте ваше опре­де­ле­ние кре­ще­ния. Объ­яс­ните, зачем оно нужно.

П. Спа­се­ние дается чело­веку даром, лишь по одной его вере. Кре­ще­ние же нужно как знак того, что он уже принял Иисуса как лич­ного Спа­си­теля. Вода кре­ще­ния ничем не отли­ча­ется от любой другой воды и сама не может ничем помочь тому, кто еще не пове­рил (по какой бы то ни было при­чине это не про­изо­шло). Сам этот обряд необ­хо­дим лишь потому, что его уста­но­вил Иисус. Он явля­ется не более чем внеш­ним сви­де­тель­ством уже совер­шив­ше­гося внут­рен­него пере­рож­де­ния совер­шен­ного одной верой.

П. Но ведь ска­зано: «Нас, мерт­вых по пре­ступ­ле­ниям, ожи­во­тво­рил со Хри­стом, – бла­го­да­тью вы спа­сены, – и вос­кре­сил с Ним, и поса­дил на небе­сах во Христе Иисусе, дабы явить в гря­ду­щих веках пре­и­зобиль­ное богат­ство бла­го­дати Своей в бла­го­сти к нам во Христе Иисусе. Ибо бла­го­да­тью вы спа­сены ЧЕРЕЗ ВЕРУ, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хва­лился» ( Еф. 2:5-9 ). То есть доста­точно одной веры, чтобы полу­чить все эти блага. А вы утвер­жда­ете, что нужны какие-то чело­ве­че­ские дей­ствия.

Х. Про­стите, но утвер­жда­ете необ­хо­ди­мость чело­ве­че­ских, и только чело­ве­че­ских дей­ствий, именно вы. Ведь вы счи­та­ете, что при кре­ще­нии все совер­шает только чело­век. Он обе­щает. Он зна­ме­нует свою веру. А для Бога у вас не оста­ется места. Но ведь апо­стол Петр сказал, что кре­ще­ние спа­сает вос­кре­се­нием Христа. А если так, тогда полу­ча­ется, что все-таки здесь не дар Бога, а какие-то свои дела кото­рыми вы хва­ли­тесь якобы спа­сают вас. Нет спа­сает нас именно бла­го­дать Бога, то есть Его нетвар­ная сила, дей­ству­ю­щая чрез пра­во­слав­ные Таин­ства, начи­ная с Кре­ще­ния. Именно Гос­подь совер­шает воз­рож­де­ние водою и Духом, свя­щен­ник же только слу­жи­тель Его, а не само­власт­ный теург. Здесь чело­век только вос­при­ни­мает бла­го­дать Творца, а раз так, то нет ника­кой при­чины не допус­кать до этого Таин­ства мла­ден­цев. Ведь Сам Хри­стос пове­лел: «пустите детей при­хо­дить ко Мне, и не пре­пят­ствуйте им; ибо тако­вых есть Цар­ство Божие» ( Мк. 10:14 ), и как же дер­зают про­те­станты отго­нять от Бога тех, кого Он Сам при­звал. Если в том тексте апо­стола Павла, кото­рый вы при­вели ска­зано, что мы вос­кре­шены со Хри­стом, будучи мерт­выми по пре­ступ­ле­ниям; то как можно гово­рить, что для кре­ще­ния необ­хо­димо пони­ма­ние и созна­тель­ное реше­ние. Как мерт­вец может понять про­цесс своего вос­кре­ше­ния? Да и вы попы­тай­тесь мне объ­яс­нить меха­низм, при помощи кото­рого мы вос­се­даем со Хри­стом на небе­сах. Как Бог вос­крес из гроба? Как мы воз­рож­да­емся от воды и Духа? А если вы не можете ска­зать, как это про­изо­шло, (да и не смо­жете, ведь Бог Непо­сти­жим во всех делах Своих), то по вашей логике вы нико­гда не смо­жете достиг­нуть кре­ще­ния.

П. Но если Гос­подь сказал, что детей и так есть Цар­ство Божие, то зачем и кре­стить их?

Х. Бог не гово­рил, что детей есть Цар­ство, но тако­вых как дети, то есть таких же незло­би­вых и чистых. Если при­знать пра­виль­ным ваше тол­ко­ва­ние, то выхо­дит, что кре­ще­ние не нужно никому. Ведь Хри­стос гово­рил взрос­лым, чтобы они под­ра­жали детям. А если они могут спа­стись без Кре­ще­ния, то тоже могут сде­лать и все другие. Но это же чушь! О необ­хо­ди­мо­сти Кре­ще­ния для спа­се­ния ясно гово­рил Гос­подь. Но надо ска­зать, что хри­сти­ан­скую прак­тику кре­ще­ния мла­ден­цев можно оправ­дать и другим спо­со­бом. Апо­стол Павел гово­рит, что в Христе мы «обре­заны обре­за­нием неру­ко­тво­рен­ным, совле­че­нием гре­хов­ного тела плоти, обре­за­нием Хри­сто­вым; быв погре­бены с Ним в кре­ще­нии» ( Кол. 2:11-12 ). Если же Кре­ще­ние-это неру­ко­твор­ное обре­за­ние Хри­стово, то как мы можем устра­нять от него мла­ден­цев, тогда когда и в Ветхом Завете чело­век всту­пал в завет с Богом чрез обре­за­ние в вось­мой день своей жизни ( Быт. 17:12 ). Почему во дни Авра­ама можно было войти в завет с Созда­те­лем в мла­ден­че­стве по вере его роди­те­лей, а после при­ше­ствия Спа­си­теля такая воз­мож­ность была поте­рянна?

П. Ну ведь ска­зано, что обре­за­ние было отме­нено и не имеет силы. Раз так, то и кре­ще­ние мла­ден­цев не нужно.

Х. Если сле­до­вать вашей логике, нам не нужно Кре­ще­ние и для взрос­лых. Ведь мы минуту назад цити­ро­вали слова апо­стола, что Кре­ще­ние – неру­ко­твор­ное обре­за­ние. Ваш аргу­мент построен на извест­ном постро­е­нии – в ого­роде бузина, сле­до­ва­тельно, в Киеве дядька. Так ска­жите, если всту­пить в союз с Богом в Новом Завете стало труд­нее чем в Ветхом, тогда, во-первых, зачем при­хо­дил Иисус, а во-вторых, где в Писа­нии такое без­жа­лост­ное реше­ние Бога нам пере­дано.

П. Нет вы ответьте, где в Писа­нии ска­зано, что надо Кре­стить детей?

Х. А вы ука­жите, где ска­зано, что надо кре­стить инва­ли­дов, ста­ри­ков и прочее. Если нет запрета, и спе­ци­ально не ска­зано, что нужно из всех наро­дов ( Мф. 28:19 ) выде­лять и лишать бла­го­дати именно мла­ден­цев, то все эти ваши постро­е­ния – не более чем извра­ще­ние Откро­ве­ния по дово­дам вашего гре­хов­ного и пад­шего разума, кото­рый вы пыта­е­тесь сде­лать совет­ни­ком Богу. А ведь пророк гово­рит: «Кто ура­зу­мел Дух Гос­пода, и был совет­ни­ком у Него и учил Его?» ( Ис. 40:13 ) Но нужно заме­тить, что вни­ма­тель­ный чита­тель увидит много прямых сви­де­тельств, что апо­столы кре­стили детей. Так апо­стол Павел кре­стил весь дом Лидии ( Деян. 16:15 ), тем­нич­ного стража ( Деян. 16:33 ), а в Коринфе – дом Криспа ( Деян. 18:8 ). В первом посла­нии к тем же корин­фя­нам он гово­рил, что у веру­ю­щей жены дети были нечи­сты, а теперь святы (7,14), а освя­ще­ние, как гово­рится в том же посла­нии, полу­чает чело­век через Кре­ще­ние (6,11). Апо­стол Иоанн пишет детям, «потому что про­щены вам грехи ради имени Его «( 1Ин. 2:12 ), а это про­ис­хо­дит только при Кре­ще­нии и сле­ду­ю­щей за ним Литур­гии, когда Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очи­щает нас от вся­кого греха ( 1Ин.1,7 ; ср. Деян. 22,16 ). «Я весьма обра­до­вался, – гово­рит святой Иоанн о кре­ще­ных детях, – что нашел из детей твоих, ходя­щих в истине, как мы полу­чили запо­ведь от Отца» ( 2Ин. 4 ). То есть пра­во­слав­ная прак­тика вве­де­ния мла­ден­цев в обще­ние с Исти­ной (т.е. Хри­стом) посред­ством Кре­ще­ния (ведь, все во Христа Иисуса кре­стив­ши­еся во Христа облек­лись ( Гал. 3:27 )) есть прямая запо­ведь Отца. Так как же вы, про­те­станты, дер­за­ете отго­нять от этого таин­ства тех, кого при­звал Сам Отец. Ведь если Он почел детей достой­ными этой бла­го­дати, то оче­видно и мы должны сле­до­вать Его воле. Но напо­сле­док я должен заме­тить, что Писа­ние прямо гово­рит, что дети достойны кре­ще­ния. В день Пяти­де­сят­ницы апо­стол Петр ясно гово­рит: «Покай­тесь (заме­тим, что не доба­вил «все», ибо дети не могут пока­яться), и да кре­стится КАЖДЫЙ (т.е. без исклю­че­ния) из вас во имя Иисуса Христа для про­ще­ния грехов; и полу­чите дар Свя­того Духа. Ибо вам при­над­ле­жит обе­то­ва­ние И ДЕТЯМ ВАШИМ (яснее нельзя засви­де­тель­ство­вать пра­во­слав­ное учение) и всем даль­ним, кого не при­зо­вет Гос­подь Бог наш» ( Деян. 2:38-39 ). Итак, Бог, несо­мненно, пове­ле­вает кре­стить мла­ден­цев, по вере их вос­при­ем­ни­ков с тем, чтобы, выросши, они под дей­ствием охра­ня­ю­щей их бла­го­дати и сами усво­или то, что дано им по чистому мило­сер­дию Созда­теля. К вам же я обра­ща­юсь с сло­вами апо­стола Петра: «спа­сай­тесь от рода сего раз­вра­щен­ного» ( Деян. 2:40 ) иначе Бог осудит вас в День Суда. Ведь про­тив­ле­ние слову Гос­пода и отпа­де­ние от Его Церкви, в кото­ром вы сейчас нахо­ди­тесь есть грех ереси, о кото­ром апо­стол Павел засви­де­тель­ство­вал, что тво­ря­щий его Цар­ства Божия не насле­дуют ( Гал. 5:20-21 ).

Сово­прос­ники не смогли ничего отве­тить хри­сти­а­нину и, подобно иудеям, «ушли, много споря между собою» ( Деян. 28:29 ). А наш герой напра­вил свои стопы в арбат­ские пере­улки, где уже раз­да­вался звон коло­ко­лов храма апо­стола Филиппа, чтобы воз­не­сти за вечер­ней бла­го­да­ре­ние Гос­поду, мужу брани ( Исх. 15:3 ): «Дес­ница Твоя, Гос­поди, про­сла­ви­лась силою; дес­ница Твоя, Гос­поди, сра­зила врага. Вели­чием славы Твоей Ты низ­ло­жил вос­став­ших против Тебя… Введи его и насади его на горе досто­я­ния Твоего». ( Исх. 15:6-7,17 ).

Глава из книги: «Про­гулка про­те­станта по пра­во­слав­ному храму»

Источник

Почему Православная Церковь крестит младенцев? (+ВИДЕО)

Нередко можно услышать: «Разве не должна вера в Бога быть осознанным и свободным выбором? Так почему Православная Церковь крестит младенцев, не понимающих, что с ними происходит при этом Таинстве? Да и зачем крестить младенцев, ведь они безгрешны?» Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» (Откр. 21: 27).

Очевидна иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа. Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей моему возрасту пищи, я подвергся бы насмешкам и справедливому осуждению… И хорошо ли было, даже со скидкой на младенчество, плачем требовать недолжного, сердиться и негодовать на непослушных старших, даже на родителей, царапаться и драться и по мере сил всячески вредить за то, что не исполняли они детских капризов и причуд? Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. Мне довелось видеть, например, завистливого малыша: он еще не умел говорить, но уже злобно и ревниво поглядывал на молочного брата» (Исповедь I.7.11).

Каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех

В Священном Писании говорится, что каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех (1 Кор. 15: 22). Псалмопевец Давид восклицает: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). И мы знаем из Священного Писания: всякий раз, когда Бог наказывал мир, Он наказывал не только взрослых, но и детей и даже младенцев (Чис. 16: 27, 32).

Поэтому утверждать, что не надо крестить младенцев, потому что они как бы по определению святы, не совсем правильно – это не соответствует библейскому откровению.

Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт. 17: 12).

А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).

И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14).

Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С.) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.

святые отцы о крещении детей. Смотреть фото святые отцы о крещении детей. Смотреть картинку святые отцы о крещении детей. Картинка про святые отцы о крещении детей. Фото святые отцы о крещении детей

Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С.) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: “Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С.) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).

И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С.), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети.

Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести.

Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров

Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати.

Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *