святые отцы о пасхе

11 самых радостных цитат о Пасхе

Приблизительное время чтения: 4 мин.

святые отцы о пасхе. Смотреть фото святые отцы о пасхе. Смотреть картинку святые отцы о пасхе. Картинка про святые отцы о пасхе. Фото святые отцы о пасхе

Понять смысл и значение главного православного праздника важно для каждого верующего человека. Для помощи в этом мы подобрали слова Отцов Церкви, старцев, духовных писателей и проповедников Православной Церкви о Христовом Воскресении.

1

Святитель Григорий Богослов

Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды.

2

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Христос есть Жизнь! Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него. Христос воскрес! — и да возрадуется душа наша о Господе. Христос воскрес! — и исчезает страх перед смертью. Христос воскрес! — и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед за Ним воскреснем и мы.

3

Святитель Иоанн Златоуст

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из Гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».

4

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова.

5

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

6

Протоиерей Александр Шмеман

Христос воскрес, и Его воскресение мы будем праздновать в пасхальную ночь. Но для нас, в этом мире живущих, наступила с Христом и как бы сквозь всю нашу жизнь продолжается Великая Суббота. Она продолжается и для усопших.

От воскресшего Христа, от Его жизни, воссиявшей из гроба, мы все время «наполняемся бесконечной Его жизнью, нас­лаждаемся неистощимой Его пищей.

7

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Пасха, двери райские нам от­верзающая», — поем мы в Пасхальном каноне. Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.

Наша радость пасхальная — это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.

8

Протоиерей Георгий Флоровский

Пасхальная радость беспредельна, в ней растворяется всякая скорбь и сомнения. Забываются обиды и огорчения: «и нена­видящим нас простим вся воскресением». Ни облачка грусти и темных воспомина­ний не должно затенять све­тозарное небо светоносной пасхальной ночи.

9

Каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью. Я есмь воскресение и жизнь, сказал Господь, верующий в Меня, если и умрет, оживет.

Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное — оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви.

Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

10

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святая Мария Магдалина была самой ревностной проповедницей Евангелия Христова. Ее сердце пылало такой безмерной отвагой в этом великом деле, что не побоялась она в день Пасхи предстать пред лицом самого императора римского Тиверия; она поднесла ему красное яичко и приветствовала: «Христос воскресе!» Она проповедовала императору о Христе, и ее проповедь была так сильна, что он уверовал во Христа.

Проповедями вы блистать не можете, но проповедовать о Христе жизнью своей и хотя бы слабыми словами своими вы все можете. Подражайте же все святым женам-мироносицам.

11

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Во что бы мы тогда верили, если бы не воскрес Христос? Как могли бы веровать в вечную правду, в Божию абсолютную справедливость? Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес».

Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы.

Источник

Пасха, Господня Пасха! Изречения афонских старцев о Воскресении Христовом

святые отцы о пасхе. Смотреть фото святые отцы о пасхе. Смотреть картинку святые отцы о пасхе. Картинка про святые отцы о пасхе. Фото святые отцы о пасхе

Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры.

Поздравляя читателей с этим Праздником праздников, редакция портала «Русский Афон» собрала десять изречений афонских святых и старцев о светлом и всерадостном Воскресении Христовом.

1. В течение всего Великого поста мы усердно, в покаянии и молитве готовились к встрече праздника праздников и торжества из торжеств – Светлого Христова Воскресения. И вот этот день настал! Это Великий День Любви и Милосердия Божия о Его творении. Чтобы не происходило, какие бы скорби, искушения или испытания нас не постигали бы, мы должны помнить, что «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4:16). Господь наш Иисус Христос в Своей искупительной жертве, в добровольных крестных страданиях за наши грехи и в Своем Святом Воскресении явил и заповедал нам этот бесценный дар. И потому именно в этот день сердца христиан особенно ощутимо переполняются чувством любви, радости и мира.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин)

3. Постараемся же очистить наши душевные чувства, будем трезвиться, чтобы не осквернять их, чтобы возмочь Благодатью Божией увидеть в своём сердце Свет Божественного Воскресения. … будем подвизаться всеми силами нашей души — так, чтобы в этом мире душою познать Иной мир. Наш успех в монашеской жизни состоит в том, чтобы познать, вкусить жизни мира иного, достичь такой степени любви ко Христу, чтобы всегда гореть желанием лицезреть Его Божественный Лик. Святые отцы говорят, что в ином мире пищей людей будет любовь — любовь ко Христу и друг к другу. Один человек будет лицезреть другого и от этого ощущать в душе настоящий рай.

5. О, только бы нам начать проводить новое жительство, которое подобает тем, кто совоскрес с Владыкой Христом, как нам возвещает Павел: «Да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6, 4). Сегодня мы узнали от Воскресшего о новой жизни. Только бы нам хранить ее до конца, имея новые помыслы, произнося новые слова и совершая новые дела, достойные нового Воскресения Христова, – а не роскошествовать на пирах и кутежах, не распевать постыдные и диавольские песни, не насмешничать и плясать, не впадать в сластолюбие и славолюбие, пьянство и распутство, сребролюбие и другие грехи. … Будем умолять, возлюбленные, Воскресшего Христа умертвить гнездящиеся в нашем сердце страстные помыслы и демонов, будем умолять Его, чтобы Он Сам воскрес посреди нас, переступая, словно печати, страстные впечатления, находящиеся в нашей душе, и прилоги греха

6. Много раз мне приходилось встречаться с такими явлениями, что Пасха была для некоторых временем испытания … «Христос воскрес, мертвый ни един во гробе», а я чувствую себя вдруг во власти смерти! Не только когда вы будете чувствовать фактическое преобладание над собою страстей, но и в самой борьбе помните, что ничего конечного нет, кроме Христа, и опирайтесь на Него. Может возникнуть ощущение: «Вот, пришла Пасха, а я все равно пребываю в смерти страстей». Но не надо поддаваться этому искушению, а надо верить в то, что мы действительно воскреснем; и не просто верить, но и чаять, как замечательно говорят святые отцы в Символе веры. Я не только верю, что воскреснут мертвые, нет! – а жду этого воскресения. Говорите эти слова с большим чувством, проверяйте себя и познавайте характер этих явлений! Если говорим в Символе веры «я ЖДУ воскресения мертвых» и в молитвах за умерших: «в НАДЕЖДЕ живота вечного усопшего раба Твоего упокой», – то подчеркиваем, что, умирая, мы будем ждать нашего воскресения, а пока: «в руце Твои предаю дух мой» (Лк.23:46). Всем вам желаю действительно жить Пасху с этим ожиданием нашего общего воскресения.

7. Постоянно больной, в полной нищете, отказавшись от всякой радости, которую доставляют человеку предметы мира сего, отец Георгий всегда радовался радостью духовной, приветствуя гостей пасхальным «Христос воскресе». «Мы – дети Воскресения, – любил говорить отец Георгий. – Нам, монахам, без пасхальной радости ни жить, ни спасаться – невозможно».

Схимонах Георгий (Виткович)

8. Воскресший Христос Бог наш справедливо возглашает: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47). Без Христа – единого Всесильного, абсолютной Жизни и Бессмертия – пространство и время, в которых пребывает наш мир, становятся неподъемным бременем. Только через Христа и с Ним они становятся легкими и приятными. Страшно и ужасно ярмо человека, и ноша его неподъемна. Только с помощью Всеблагого и Всесильного Богочеловека Христа это «иго» становится «благим, а бремя – легким» (ср.: Мф. 11, 30). Когда силою и благодатью воскресшего Богочеловека разрушаются узы и причины тления и отчуждения человека от корня жизни и бытия, тогда все сменяется счастьем, радостью и ликованием.

10. Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос даёт радость и духовное утешение. Где Христос – там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям «Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда», им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остаётся с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? «Я построил дома посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел всё, чего желало моё сердце, но в конце понял, что всё это суетно» (См. Еккл.2,4–11). Мирская радость даёт нечто временное, что приятно только в данный момент, не даёт того, что даёт радость духовная. Духовная радость – это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости. «Пасха, Господня Пасха»!

Источник

Святые отцы о Пасхе

свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий:
Когда и нече­сти­вые толпою сте­ка­ются, чтобы празд­но­вать Пасху в обще­стве святых, и во время празд­не­ства славят Бога, Бог откло­няет (сла­во­сло­вие) их, говоря греш­нику: «Что ты про­по­ве­ду­ешь уставы Мои» ( Пс.49:16 )? и Дух Святый кротко отстра­няет их, говоря: «Непри­ятна похвала в устах греш­ника» ( Сир.15:9 ).

Похвально удер­жи­ваться от лукав­ства и без­за­кон­ных деяний для того, чтобы воз­можно было отпразд­но­вать Пасху при­ли­че­ству­ю­щим обра­зом; ибо тот, кто осквер­няет себя мер­зо­стями без­бож­ных, тот не может при­не­сти пас­халь­ную жертву Гос­поду Богу нашему.

…Что иное (пред­став­ляет) пас­халь­ное празд­не­ство, как не посто­ян­ное покло­не­ние Богу, как не позна­ние бла­го­че­стия и от сердца, без при­нуж­де­ния, исхо­дя­щая еди­но­душ­ная молитва?

Если мы, воз­люб­лен­ные, будем питаться этою спа­си­тель­ною пищею [ Мф.26:26-28 ], то будем совер­шать истин­ную Пасху.

Наш долг – не себе, но Гос­поду празд­но­вать Пасху, лико­вать не в себе, но в Гос­поде.

Наше же звание (кото­рым при­над­ле­жит и Пасха) свыше, и житель­ство наше на небе­сах, по словам Павла: «Ибо не имеем здесь посто­ян­ного града, но ищем буду­щего» ( Евр.13:14 ), и туда направ­ляя взоры наши, мы совер­шаем празд­не­ство над­ле­жа­щим обра­зом.

свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов), мит­ро­по­лит Мос­ков­ский:
Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа служит дока­за­тель­ством Боже­ства Иисуса Христа и нача­лом нашего вос­кре­се­ния.

До Вос­кре­се­ния Хри­стова многие из людей знали только землю, на кото­рой они явля­ются на крат­кое время и вскоре скры­ва­ются, неиз­вестно куда… Теперь, когда Хри­стос вос­крес и когда Ему, как Бого­че­ло­веку, дана «всякая власть на небе и на земле», не только небо сде­ла­лось дости­жи­мым, но даже соеди­ни­лось с землей так, что трудно найти между ними предел и раз­ли­чие, ибо и на земле явля­ется Боже­ство, и на небе чело­ве­че­ство.

пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов:
Слав­ное Вос­кре­се­ние Хри­стово есть соб­ствен­ное наше вос­кре­се­ние, кото­рое мыс­ленно совер­ша­ется и про­яв­ля­ется в нас, умерщ­влен­ных грехом, через Вос­кре­се­ние Хри­стово.

свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский:
Победа Хри­стова есть един­ствен­ная победа, коей могут радо­ваться все чело­ве­че­ские суще­ства от пер­во­здан­ного и до послед­него. Всякая другая победа на земле раз­де­ляла и раз­де­ляет людей… Нет на земле побед­ной радо­сти, что не отрав­лена зло­рад­ством: обыч­ный побе­ди­тель земной раду­ется сколько своему смеху, столько и слезам побеж­ден­ного про­тив­ника…

свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст:
Вос­крес Хри­стос, и ты [ад] низ­вер­жен! Вос­крес Хри­стос, и пали демоны! Вос­крес Хри­стос, и раду­ются ангелы! Вос­крес Хри­стос, и тор­же­ствует жизнь! Вос­крес Хри­стос, и никто не мертв во гробе! Ибо Хри­стос, вос­став из Гроба, — пер­ве­нец из умер­ших. Ему слава и дер­жава во веки веков!

День Вос­кре­се­ния Гос­пода нашего Иисуса Христа – осно­ва­ние мира, начало при­ми­ре­ния, пре­кра­ще­ние вражды, раз­ру­ше­ние смерти, пора­же­ние диа­вола.

Иудеи празд­нуют пасху земную, отверг­нув небес­ную, мы же, празд­нуя пасху небес­ную, оста­вили земную.

Пасха по пере­воду значит про­хож­де­ние, – когда губи­тель, изби­вая пер­вен­цев, про­хо­дил (мимо) дома евреев. Мимо нас губи­тель дей­стви­тельно прошел, так как он совер­шенно навсе­гда оста­вил нас, воз­дви­га­е­мых Хри­стом к вечной жизни.

пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец:
По спра­вед­ли­во­сти нам, пра­во­слав­ным, сле­дует про­све­титься сего­дня и празд­но­вать Пасху, поскольку Вла­дыка Хри­стос пере­вел нас не из земли в землю, то есть из земли Еги­пет­ской в землю обе­то­ва­ния и из насе­лен­ного места в пустыню Синай­скую, как пере­вел Он древ­ний Изра­иль, но пере­вел нас от смерти к жизни и от земли и зем­ного пере­вел нас к Небу и небес­ному.

свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий):
Безумно сомне­ваться в истин­но­сти Вос­кре­се­ния Хри­стова, ибо если мы не верим в то, что Гос­подь Иисус Хри­стос вос­крес и вос­крес­нем все мы, значит, мы отвер­гаем все учение Его, все дела Его, все, что Он явил миру… Тот, кто отвер­гает чудо Вос­кре­се­ния Христа, низко падает в нрав­ствен­ном досто­ин­стве, ибо не верит в без­услов­ное добро, в святую истину.

Потому именно так велик для нас, такой радо­стью напол­няет сердца наши празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­стова, что Хри­стос Своим вос­кре­се­нием удо­сто­ве­ряет, что будет и все­об­щее вос­кре­се­ние, ибо Он был первым из вос­крес­ших. Пер­ве­нец Хри­стос, потом Хри­стовы в при­ше­ствие Его. Такова наша вера. Этим объ­яс­ня­ется и свет­лая радость наша в вели­кий день Вос­кре­се­ния Хри­стова.

свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:
…Вели­кая и свя­щен­ная Пасха, и очи­ще­ние всего мира! – буду бесе­до­вать с тобой, как с чем-то оду­шев­лен­ным. Слово Божие, и свет, и жизнь, и муд­рость, и сила! – все твои наиме­но­ва­ния меня радуют.

Пасха! Она у нас празд­ни­ков празд­ник и тор­же­ство тор­жеств; настолько пре­вос­хо­дит все тор­же­ства, не только чело­ве­че­ские и земные, но даже Хри­стовы и для Христа совер­ша­е­мые, насколько солнце пре­вос­хо­дит звезды.

В этот Вели­кий день Хри­стос при­зван из мерт­ве­цов, кото­рым упо­до­бился. В этот день Он отра­зил жало смерти, сокру­шил мрач­ные затворы ада, даро­вал сво­боду душам. В этот день, вос­став от гроба, Он явился людям, для кото­рых родился, умер и про­буж­ден из мерт­вых, чтобы мы, воз­рож­ден­ные и избе­жав­шие смерти, вос­кресли с Ним, вос­крес­шим.

свя­ти­тель Амфи­ло­хий Ико­ний­ский:
Ныне суро­вость диа­воль­ской зимы изгнана и радость небес­ного луга вновь вос­си­яла, ныне печаль умер­ших отсту­пила, потому что пришел свет вос­кре­се­ния.

пре­по­доб­ный Исихий Иеру­са­лим­ский:
Сего­дняш­нее тор­же­ство – в честь победы, братия, победы Все­царя, Сына Божия. Ибо ныне диавол терпит пора­же­ние бла­го­даря Рас­пя­тому, а наш род раду­ется бла­го­даря Вос­крес­шему.

Этот день бла­го­вест­вует радость, ибо в этот день вос­крес Гос­подь, вос­кре­сив с Собою сонм Адамов: Он полу­чил рож­де­ние через чело­века и вос­крес в чело­веке.

Ныне бла­го­даря Вос­крес­шему рай отверст, Адам ожи­во­тво­ря­ется и Ева уте­ша­ется, число избран­ных умно­жа­ется и Цар­ствие уго­тов­ля­ется, чело­век спа­са­ется и Хри­стос при­ем­лет покло­не­ние.

святи­тель Кирилл Туров­ский:
Поис­тине велик день сей не потому, чтобы он имел больше часов, но ради вели­ких чудес, совер­шен­ных Спа­си­те­лем нашим Иису­сом Хри­стом. Ныне Ангелы с людьми ликуют и люди освя­ща­ются Гос­по­дом, при­емля Духа Свя­того.

свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский:
Сего­дня Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым открыта пре­ис­под­няя, земля обнов­ля­ется кре­ще­нием огла­шен­ных, небо отвер­за­ется Духом Святым. Откры­тая пре­ис­под­няя воз­вра­щает мерт­вых, обнов­лен­ная земля про­из­ра­щает вос­кре­ша­е­мых, отвер­стое небо при­ем­лет вос­хо­дя­щих. Пре­ис­под­няя воз­вра­щает узни­ков к гор­нему, земля шлет погре­бен­ных на небо, небо им вос­при­я­тых пред­став­ляет Гос­поду.
Поелику Хри­стос, приняв чело­ве­че­ское тело, для того и посвя­тил себя, в таин­стве Пасхи, на стра­да­ние, чтобы всякий, полу­чив­ший чрез веру уча­стие в сем даре, по спра­вед­ли­во­сти мог почесться достой­ным уча­стия и в бла­жен­стве Гос­пода.

свя­ти­тель Мака­рий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский:
Пасха – празд­ник все­мир­ный и вели­чай­ший… Ибо Вос­кре­се­ние Хри­стово корен­ным обра­зом изме­нило и землю, и ад, и Небо…

пре­по­доб­ный авва Доро­фей:
Пасху совер­шает душа, исхо­дя­щая из мыс­лен­ного Египта, т.е. греха. Ибо когда душа пере­хо­дит от греха к доб­ро­де­тели, тогда совер­шает она Пасху Гос­поду: Пасха Гос­подня есть пере­ход от зла к добру.

пре­по­доб­ный Феодор Студит:
Вот и насту­пило Святое Вос­кре­се­ние. Будем вни­ма­тельны, чтобы нам про­ве­сти этот празд­ник светло и бого­лепно, потому что это Пасха – первый и вели­чай­ший дар Божьего домо­стро­и­тель­ства. С помо­щью бла­го­го­ве­ния обуз­даем свое тело так, чтобы, хотя и пере­ме­нится пища, не изме­ни­лось наше духов­ное состо­я­ние. Душа раду­ется при­ходу Пасхи, потому что она несет ей покой и облег­че­ние от мно­же­ства трудов.

свя­щен­но­му­че­ник Сера­фим (Чича­гов):
Вос­кре­се­ние Христа в нас, в наших серд­цах, дока­зы­ва­ется … не одним отве­том: воис­тину вос­кресе! Оно под­твер­жда­ется радо­стью о Гос­поде и дока­зы­ва­ется любо­вью ко Христу.

Источник

О Пасхе

Данные отрывки взяты из 1, 2, 6, 66 и 73 слов «Катихизиса» преп. Феодора Студита

святые отцы о пасхе. Смотреть фото святые отцы о пасхе. Смотреть картинку святые отцы о пасхе. Картинка про святые отцы о пасхе. Фото святые отцы о пасхе

О великая и сверхчудесная тайна! Солнце увидело происходящее – и угасло, узрела луна – и померкла, почувствовала земля – и сотряслась, ощутили камни – и расселись. Итак, если бездушные и бесчувственные стихии склонились и изменились от страха Господня и зрения совершаемого, то останемся ли в эти дни рассеянными и равнодушными мы, удостоенные мысли, за которых умер Христос? Как мы, будучи бессмысленнее животных и бесчувственнее камней, можем оставаться в стороне от происходящего? Нет, братья мои, нет! Но стяжаем же боголепное трезвение, прольем слезы, изменимся добрым изменением и умертвим свои страсти.

Разве не видно, сколькими страданиями побуждает нас к этому Божественная любовь? Был ли кто-нибудь когда-нибудь заключен в тюрьму за своих друзей или пожертвовал ли собою за своих любимых? А наш благой Бог не одно и не два, но мириады страданий претерпел за нас осужденных. И так как Святые не имели ничего, чем бы могли воздать за эту любовь, то приносили Ему свои тела и кровь, становясь подвижниками и мучениками и воспевая песнь Давида:

Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс.115:3)

Эту песнь, братья, повторяем непрестанно и мы, работая Господу с неутолимым чувством любви. И неустанно стремимся к вышним, чтобы стать подражателями Христа и Святых.

Вот и наступило Святое Воскресение. Будем внимательны, чтобы нам провести этот праздник светло и боголепно, потому что это Пасха – первый и величайший дар Божьего домостроительства. С помощью благоговения обуздаем свое тело так, чтобы, хотя и переменится пища, не изменилось наше духовное состояние.

Душа радуется приходу Пасхи, потому что она несет ей покой и облегчение от множества трудов.

Почему же мы с таким нетерпением ждем Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы ее множество раз и раньше? И эта придет и уйдет – в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.

Что же,– спросит кто-нибудь,– не нужно радоваться Пасхе? – Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше – но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? – Очищение грехов, сокрушение сердца, слезы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день. Однако тот, кто не имеет перечисленного, но является рабом страстей, неспособен участвовать в празднике. Как может праздновать имеющий богом чрево, или разжигающийся от плотских желаний, либо одержимый сребролюбием, раб тщеславия и пленник иных страстей? Однако я верю, братья, что вы не таковы. Наша жизнь ничто иное, как приготовление к празднику: псалмопение сменяется псалмопением, познание познанием, поучение поучением, молитва молитвой – подобно некоему кругу, который ведет и соединяет нас с Богом.

О, сколь прекрасна монашеская жизнь! Сколь блаженна и треблаженна! Итак, братья, поспешим навстречу Пасхе и будем праздновать ее всякий раз как можно лучше, умерщвляя страсти и воскрешая добродетели, подражая Господу, Который

пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Петр.2:21)

Вместе с воскресением и тварь, сбрасывая с себя зимнюю угрюмость, как некую омертвелость, вновь расцветает и оживает. И вот мы видим землю позеленевшей, море успокоенным, животных скачущими и все изменяющимся на лучшее.

Я неслучайно сказал об этом. Мне хочется подчеркнуть, что если даже бездушное и не имеющее разума настолько сопразднует пресветлому воскресению и украшает его, то сколь более нам, удостоенным иметь разум и быть образом Божиим, нужно украшать себя и благоухать! Истинное благоухание Христово есть тот, кто непрестанно украшается добродетелями, в чем нас убеждает апостол, говоря:

Ибо мы Христово благоухание Богу (2Кор. 2:15)

Добавим также, что и Адам до того, как пал, был благоуханием Богу, украшенным бессмертием и нетлением и пребывающим в небесных созерцаниях. Поэтому он, как некое благоуханное и многоцветное лимонное дерево, был насажден в раю.

Будем и мы, братья, благоухать духовным благоуханием, которым каждый из нас, подобно искуснейшему парфюмеру, может соделать себя, собирая добродетели. Это благовоние благословенно; это благовоние приятно Богу; это благовоние привлекает Ангелов и отвращает демонов.

Когда проходит Пасха и заканчивается праздник, да не думаем, что закончились радость и празднование, потому что мы имеем возможность радоваться и праздновать постоянно. Как такое может быть? – Это возможно, если мы всегда имеем в себе живую память страстей Спасителя нашего Христа, то есть что Господь славы был распят за нас, сошел во гроб и воскрес в третий день, совоскрешая и сооживляя нас, так что мы можем сказать вместе с апостолом: Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2,20).

В этом заключается для нас смысл таинства: умереть для мира и жить только для Бога. Итак, необходимо и после Пасхи бодрствовать, молиться и трезвиться, плакать и просвещаться, каждый день вольно умирать, постоянно отчуждаясь от тела и усваивая себя Господу, умерщвляя плотские желания.

Не говори: Четыредесятница уже закончилась. – Для подвизающегося Четыредесятница продолжается всегда. Не говори: я уже много лет подвизаюсь и теперь немного отдохну. – В этой жизни нет отдыха. Не говори: я уже состарился в добродетели и ничего не боюсь. – Всегда существует опасность падения. Сатана многих состарившихся в добродетелях в один момент повергал в грех. Так что

кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор.10:12)

Поэтому необходима осторожность и умеренность как во сне, так и в еде, в питье и всем остальном, чтобы тело порабощалось и не повергало нас – подобно дикому жеребенку, перекусившему узду, – в пропасть греха.

Кроме того, вы сами видите, как весна рождает в человеке кровь и желания.

Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти (Гал.5:17)

и если побеждает одно, терпит поражение другое. Итак, будем внимательны, чтобы наша душа не порабощалась плотью, но торжествовала над ней. Бегун не считается победителем, если пробежит одну или две стадии, но весь путь. И нам недостаточно подвизаться только в течение Четыредесятницы или Пятидесятницы, потому что, если не проживем всю свою жизнь в подвиге, избегая ловушек дьявола, не получим венца победы.

Поэтому, братья мои, продолжим добрый подвиг, будем еще проливать пот, стяжая добродетели, еще больше будем закалять плоть, порабощать тело, обращать в бегство страсти,

всегда нося в теле мертвость Господа Иисуса (2Кор.4:10)

И пусть не прекращаются воспоминания о Пасхе лишь потому, что праздник уже прошел, но да всегда имеем перед собой спасительные страсти нашего Господа, Его распятие, погребение, воскресение, чтобы непрекращающейся памятью о них пребывать нам непорабощенными страстями.

Вся наша жизнь с надеждой взирает на вечную Пасху, потому что настоящая Пасха хотя и велика и важна, является, как говорят Святые Отцы, лишь образом той Пасхи. Сия празднуется в один день и проходит, а та – вечна.

Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прошлое прошло (Апок.21:4)

Там вечные радость, веселие и ликование, там глас празднующих, лик торжествующих и созерцание вечного света. Там блаженная трапеза Христа с изобилием вечных благ.

И мы, стремясь к той вечной Пасхе, благодушно и мужественно перетерпим – прошу вас, братья, – настоящее, и наш Благодетель и Владыка Бог, если мы верно будем работать Ему до конца, удостоит нас насладиться той вечной и небесной Пасхи, которой да насладятся все благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, распятого и погребенного и воскресшего, Его же есть сила и слава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *