святой источник боровского монастыря

Родник, святой источник Пафнутия Боровского

Мiръ Россия Калужская область Боровск Родник, святой источник Пафнутия Боровского

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Содержание

История [ править ]

Известный источник Калужской земли связан с именем Пафнутия Боровского (1395—1477). Из жития святого известно, что в юности он убежал от родителей и принял постриг. За примерную жизнь молодой еще инок был возведен во игумены Высоцкого монастыря, но не удовлетворился достигнутым, принял схиму и избрал житие пустынника. Несколько лет он подвизался в калужских лесах близ города Боровска. В 1444 году преподобный срубил с несколькими учениками деревянный храм на берегу реки Протвы, положив начало Пафнутиево-Боровскому монастырю, который действует и сейчас.

Спустя годы настоятель воздвиг здесь и каменный храм во имя Рождества Христова.

Учеником Пафнутия был знаменитый писатель и аскет преподобный Иосиф Волоцкий. Обитель святого Пафнутия до революции была довольно известна, здесь действовали шесть храмов.

В 1920-е годы монастырь был закрыт, в него вселилась «исправительно-трудовая колония». Сохранились записи побывавшего здесь в 1932 году П. Д. Барановского: «. собор разорен и занесен снегом, из икон XVI века делают клетки для кроликов, с колокольни сброшен и разбит уникальный колокол 1488 года. »

Обитель была возрождена уже в наше время в январе 1991 года. К счастью, в целом величественный средневековый ансамбль монастыря не пострадал. Сохранились трапезная, храм Рождества Христова и собор Рождества Богородицы XVI века, церкви Ильинская и Митрофановская, колокольня, кельи, гостиница, корпуса, стены и башни.

Фото [ править ]

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Часовня над святым источником

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Внутри часовни над источником

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Крестный ход к святому источнику

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Калужская область, город Боровск

На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10).

На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители.

Паломнику [ править ]

Каждый день множество паломников приезжает в Оптину пустынь. Почти все верующие посещают святой источник Пафнутия Боровского. Святой родник преподобного Пафнутия Боровского обустроен двумя купальнями, но вода там не питьевая, сероводородная.

Вы можете остановиться на ночлег в гостинице Пафнутьев-Боровского монастыря.

Также по телефонам Миссионерско-просветительского центра можно обращаться по вопросу организации питания для экскурсионных групп.

Мужчинам, желающим пожить, помолиться и потрудиться на благо обители продолжительное время (от 1 недели), предоставляется бесплатное проживание в мужском общежитии (количество мест ограничено).

Источник

Источник Боровского Свято-Пафнутиева монастыря – святыня земли Калужской

Российская земля изобилует святыми местами, и одно из таких чудотворных мест находится в окрестностях города Боровска Калужской области, который в 14-15 веках являлся центром Серпуховско-Боровского княжества. Именно в это время Преподобный Пафнутий – известный постник, молитвенник и врачеватель – основал неподалеку от реки Протвы Боровской Свято-Пафнутиев мужской монастырь, и, как говорит летопись, собственноручно вырыл на монастырском лугу колодец, вода которого и по сей день излечивает болезни органов дыхания, глаз и ушей, кожные и нервные заболевания, а также ревматизм.

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Свято-Боровской Пафнутиев монастырь
(Фото с сайта orthodoxpantry.blogspot.com)

Двадцатилетним юношей Святой Пафнутий поступил в Покровский монастырь и провёл в его стенах около 30 лет. В течение первых семи лет его наставником был священноинок Никита, который, в свою очередь, являлся учеником Сергия Радонежского. Как утверждают монастырские летописи, уже в те годы Пафнутий занимался целительством и имел дар по лицу человека определять, чем страдает болящий. В 1444 году Преподобный Пафнутий основал Боровский монастырь, расположенный в трёх километрах от Боровска и игравший ведущую стратегическую роль на подступах к Москве на протяжении всей истории государства Российского. Известно, что роспись стен собора Рождества Богородицы Боровского Свято-Пафнутиева монастыря (сегодня фрагменты этой росписи хранятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и филиале Калужского государственного областного краеведческого музея в г. Боровск) выполнил известный иконописец Дионисий. Приглашение расписывать стены храма Дионисий получил от самого Преподобного Пафнутия, однако не смог сразу приступить к работе, так как страдал болезнью ног. Тогда святой сказал иконописцу: «Дионисий! Господь Бог и Пречистая Матерь Божия благословят тебя на это доброе дело, начни работу и станешь здоров». После этого Дионисий, превозмогая боль, приступил к росписи и через некоторое время полностью исцелился. И ещё одну интересную историю поведали нам монастырские летописи: ровно за неделю до кончины, в конце апреля 1477 года, Промыслом Господним Преподобному Пафнутию было открыто, что через семь дней он скончается. В тот же день святой старец после утренней службы вместе со своим прислужником отправился к пруду, который выкопал собственными руками (летопись умалчивает, совпадает ли местоположение того пруда с местоположением источника, известного нам сегодня) и увидел, что вода выбегает из водоёма сквозь разрушившуюся запруду. Святой показал своему ученику, как отремонтировать плотину, после чего начал готовиться к кончине. В годы советской власти в монастыре располагалась исправительно-трудовая колония, а затем сельскохозяйственный техникум. После того, как в 1991 году монастырская обитель была возрождена, над колодцем была выстроена каменная часовня с четырёхскатной железной крышей в честь Преподобного Пафнутия, а рядом с ней – купальня. Температура воды в источнике в любое время года постоянна — 8-10°С, а после купания тело, по словам очевидцев, словно «обдаёт жаром». До колодца можно дойти по дорожке, которая расположена между Сторожевой и Оружейной башнями.

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Источник прп Пафнутия
(Фото с сайта wikimapia.org)

Ежегодно 13 мая – в день празднования памяти Преподобного Пафнутия – в монастыре служат благодарственный молебен с акафистом, на который стекаются сотни жителей из окрестных городов Боровска и Ермолино. По окончании службы совершается крестный ход к источнику Преподобного Пафнутия, где служится водосвятный молебен с пением кондака и тропаря преподобному.

Город Боровск находится примерно в 80 километрах от Москвы и добраться до монастыря можно с помощью электрички, отправляющейся от Киевского вокзала (выходим на остановке «Балабаново»); затем следует пересесть на автобус, идущий до остановки «Роща» в городе Боровск.

Источник

Святой источник боровского монастыря

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Известный источник Калужской земли связан с именем Пафнутия Боровского (1395—1477). Из жития святого известно, что в юности он убежал от родителей и принял постриг. За примерную жизнь молодой еще инок был возведен во игумены Высоцкого монастыря, но не удовлетворился достигнутым, принял схиму и избрал житие пустынника. Несколько лет он подвизался в калужских лесах близ города Боровска. В 1444 году преподобный срубил с несколькими учениками деревянный храм на берегу реки Протвы, положив начало Пафнутиево-Боровскому монастырю, который действует и сейчас.

Спустя годы настоятель воздвиг здесь и каменный храм во имя Рождества Христова.

Учеником Пафнутия был знаменитый писатель и аскет преподобный Иосиф Волоцкий. Обитель святого Пафнутия до революции была довольно известна, здесь действовали шесть храмов.

В 1920-е годы монастырь был закрыт, в него вселилась «исправительно-трудовая колония». Сохранились записи побывавшего здесь в 1932 году П. Д. Барановского: «. собор разорен и занесен снегом, из икон XVI века делают клетки для кроликов, с колокольни сброшен и разбит уникальный колокол 1488 года. »

Обитель была возрождена уже в наше время в январе 1991 года. К счастью, в целом величественный средневековый ансамбль монастыря не пострадал. Сохранились трапезная, храм Рождества Христова и собор Рождества Богородицы XVI века, церкви Ильинская и Митрофановская, колокольня, кельи, гостиница, корпуса, стены и башни.

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Святой источник Пафнутия Боровского с купелью в городе Боровск расположен на берегу реки Истерьма, на склоне холма, в 300 метрах от северной стены Пафнутьева Боровского монастыря, напротив Сторожевой башни.

Координаты: N55° 13’0.55″ E36° 32’5.81″

Источник

Оптина Пустынь

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Толкования
Священного
Писания

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастырясвятой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Прис­ту­пая к Та­ин­ству ис­по­ве­ди, долж­но пред­с­тав­лять се­бя со стра­хом, сми­ре­ни­ем и на­деж­дою. Со стра­хом – как Бо­гу, прог­не­ван­но­му греш­ни­ком. В сми­ре­нии – чрез соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. С на­деж­дою – ибо прис­ту­па­ем к Ча­до­лю­би­во­му От­цу, пос­лав­ше­му для на­ше­го ис­куп­ле­ния Сы­на Сво­е­го, Ко­то­рый взял гре­хи на­ши, приг­воз­дил их на Крес­те и омыл пре­чис­тою Сво­ею Кро­вию.

Бо­ять­ся сра­ма при ис­по­ве­ди – то­же от гор­дос­ти; об­ли­чив се­бя пред Бо­гом при сви­де­те­ле, по­лу­ча­ют ус­по­ко­е­ние и про­ще­ние.

Свя­тые от­цы не со­ве­ту­ют гре­хов чувствен­нос­ти изъ­яс­нять под­роб­но, что­бы па­мя­тию под­роб­нос­ти не оск­вер­нять чувств, а ска­зать прос­то об­раз гре­ха, а про­чие гре­хи, на­во­дя­щие стыд са­мо­лю­бию, долж­но по­яс­нить под­роб­нее, с об­ви­не­ни­ем се­бя.

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Святой источник преподобного Пафнутия Боровского

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

Н а этом месте издавна существовал источник, освященный в честь преподобного Пафнутия Боровского. Нет сведений, что преподобный бывал в этих местах. Поэтому народное предание о том, что появление источника как-то связано с личностью преподобного Пафнутия, не достоверно. Над источником в 1830 г. построена деревянная часовня, с симметрично расположенными входами, покрытая железом, с колоннами, куполом на высоком барабане, главою и крестом. Внутри часовня была убрана образами. В 1851 г. часовня была разрушена весенним наводнением и в 1852 г. выстроена вновь. Об этом обстоятельстве сохранилось упоминание в «Летописи Скита» за 1852 г.: «Был крестный ход для освящения воды в часовне над колодцем св. Пафнутия, только что обновленной после разорения ее весенним наводнением». Судя по сохранившемся фотографиям, часовня представляла собою редкий образец деревянного ампира.

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыряРядом с часовней была купальня. Как писал во второй половине XIX века о. Леонид (Кавелин): «При колодце есть купальня. Больные, пользовавшиеся ею, как сказывают, получают облегчение, преимущественно в наружных накожных заболеваниях, простудной ломоте (ревматизме) и геморрое». Дважды в год на источник совершались монастырские крестные ходы – 1 мая (память преп. Пафнутия Боровского) и 14 сентября (Воздвижение Креста Господня).

В житии преподобного Оптинского старца Анатолия младшего, есть следующее повествование: «Школа послушания у Старца требовала терпения и отсечения своей воли. О плодах послушания Старцу его духовная дочь Анна Ивановна Шапошникова поведала такую историю: «Было это в октябре – холод страшный. Батюшка меня заставляет идти купаться в Пафнутьевский колодец. «Батюшка, да как же я пойду? Да мне от ваших слов только и то холодно становится. Как же я пойду в воду?» На другой день Батюшка опять посылает меня купаться, и я опять не решаюсь. На третий день вижу, что лицо у Батюшки совсем другое, суровое, он холоден со мною, и опять тот же вопрос о купании. Я испугалась и сейчас же согласилась: «Хорошо, Батюшка, я пойду». Тут же была моя знакомая дама, она попросила у Батюшки благословения и ей пойти искупаться со мною. «А не холодно тебе будет?» – сказал ей Батюшка. «Батюшка, да ведь она-то будет купаться, почему же мне-то холодно?» – «Ну, Бог благословит. Только смотри, не холодно ли тебе будет?» Пошли. Я надела на себя все теплое, и все-таки пока дошла, у меня нос совсем замерз. Пришли к колодцу. сошла в воду, и за молитвы Батюшки вода оказалась совсем теплая: я не только окунулась, но даже поплыла, и когда вышла, то не захотелось обтираться. Было совсем тепло. А дама едва окунет ноги в воду, как уже вся посинеет от холода, и я ее почти без чувств вытаскивала из воды. Так пыталась она несколько раз купаться и не могла. Когда я вернулась, Батюшка встретил меня сияющий и все благодарил за послушание».

святой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастырясвятой источник боровского монастыря. Смотреть фото святой источник боровского монастыря. Смотреть картинку святой источник боровского монастыря. Картинка про святой источник боровского монастыря. Фото святой источник боровского монастыря

После революции и закрытия монастыря, это место пришло в запустение, часовня была разрушена. Сохранились воспоминания, что среди верующих в советские годы хранилась память о святом источнике на этом месте. После возобновления монашеской жизни в Оптиной пустыни в конце 1980-х гг. источник был вновь освящен, над ним построена купальня. Возрождена традиция крестных ходов на источник в день памяти преп. Пафнутия Боровского 14 мая (1 мая по ст. ст.), с совершением малого освящения воды.

В настоящее время планируется восстановление часовни и купальни на источнике.

Источник

Русский чудотворец, внук баскака

Памяти преподобного Пафнутия Боровского

1/14 мая Русская Православная Церковь празднует память преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца. Свою многотрудную подвижническую жизнь святой Пафнутий окончил ровно 540 лет назад.

Преподобный Пафнутий имел характер один из любопытнейших в древнерусском монашестве, один из самых своеобразных и крепких характеров, какие известны в Древней Руси.

Внук баскака и ученик преподобного Никиты Серпуховского

В 1426 году святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, рукоположил преподобного в священный сан. За свое смирение и добросердечность Пафнутий приобрел общую любовь и почтение братии и после кончины игумена Маркелла был единогласно избран настоятелем Высоко-Покровской обители, где в течение 33 лет был игуменом и духовником.

На 51-м году жизни преподобный Пафнутий тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. Чудесным образом исцелившись в праздник великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года преподобный ушел из монастыря с одним из учеников и поселился на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы, –здесь и был основан им Боровский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре к нему стали приходить желающие подвизаться и ищущие его духовного руководства. Каждый пришедший должен был сам построить для себя келью и затем нести послушания наравне с остальными.

«Никто прежде него не приходил на богослужения и на трудовые послушания»

С основания обители преподобный нес все труды и послушания, подавая пример братии, первым вставая и последним отходя ко сну. Как пишет святитель Вассиан, «никто прежде него не приходил на богослужения и на трудовые послушания»; при этом «преподобный Пафнутий был искусен во всяком деле человеческом». На стройке нового каменного храма он «на своих плечах носил камни и воду», сам копал землю под монастырскую ограду, таскал бревна и рубил дрова, а свободное от этих трудов время посвящал чтению духовных книг и плетению рыболовных сетей.

Преподобный ничего не ел в среду и пятницу, в обычные же дни обходился самой грубой и простой снедью: «его пищей было угождение братии». Он был до крайности прост, одевался в старую заношенную одежду – «мантию, ряску, овечью кожу и сандалии, которые не взял бы ни один из просящих». Когда в обитель зашел «гордый человек», он, не узнав настоятеля, грубо толкнул его, спрашивая игумена.

Преподобный Пафнутий называл милостыню «царицей добродетелей» и говорил, что она может спасти от ада тех, кто не имел других добродетелей. Когда в округе случился сильный голод, святой благословил братию кормить всех приходящих без разбора, и в обители кормили порой до тысячи человек. И сегодня такое мало кто может себе позволить, а для того времени это было делом невиданным. Роптавшей на такую расточительность братии он указывал на примеры странноприимных людей, удостоившихся награды за гробом: на великого князя Московского Ивана Калиту, раздававшего подаяние всем нищим без отказа, и на одного магометанина, которого Господь за многую милостыню избавил от адских мук, приведя его к Православию. Запасы монастыря от непомерной милостыни сильно истощились и братия испытывали нужду, но по молитвам Боровского чудотворца на следующий год Господь послал обители невиданный урожай, много больший того, что собирали в обычное время.

Боровский чудотворец

В другой раз преподобный Пафнутий попросил у одного князя половить рыбу три дня на его угодьях на Оке, чтобы все пойманное пошло в пользу монастыря. До этого княжеские слуги долгое время возвращались с очень скудным уловом. Зная об этом, князь согласился. Отправляя эконома на ловлю, преподобный повелел дать ему пять гривен для покупки больших сосудов, чтобы посолить в них рыбу, которую предстояло поймать. Тот не брал деньги, не надеясь и на малый улов. Но игумен строго велел делать, что приказано. Тот послушался и, сокрушаясь о бесцельно потраченных деньгах, пошел выполнять сказанное. Каково же было его удивление, когда за три дня для монастыря было поймано 730 больших рыб – больше, чем рыболовы князя поймали за все лето.

Узнавал святой муж и тайные и давние грехи людей, которых в первый раз видел

Преподобный Пафнутий имел дар прозорливости и по лицу инока узнавал о его духовном состоянии, о том, исполнял ли он или нет положенное на день молитвенное правило; узнавал святой муж и тайные и давние грехи людей, которых в первый раз видел.

Однажды у одного из его учеников сильно заболел глаз. Преподобный дал ему свои четки и повелел тысячу раз произнести Иисусову молитву. Из-за сильных болей тот смог произнести только половину, но и этого хватило, чтобы глаз полностью исцелился. В радости ученик бросился к игумену, чтобы рассказать ему о своем выздоровлении, а тот, прославив Бога, повелел ему вернуться в келью и прочитать заповеданное число молитв.

В другой раз, как записано в летописи, «один ропотливый брат, хуливший все, что совершалось в обители, и самого святого, имел такое видение во сне: будто бы он стоит посреди церкви с поющими, внезапно приходит в нее преподобный Пафнутий и, взглянув на него, гневно говорит: “Этот – хульник: возьмите его из церкви”. И тотчас два черных эфиопа схватили его, повлекли вон и при этом сильно били. Проснувшись, брат почувствовал сильный страх и со слезами на глазах поспешил к преподобному просить у него прощения».

Преподобный Пафнутий взглянул на юного Вассиана и с улыбкой сказал: «Этот – Симоновский архимандрит»

Как-то ночью к обители пришли воры, украли трех монастырских волов и бросились наутек. Но неожиданно для себя заблудились в лесу и, «подобно слепым», ходили вокруг монастыря. С наступлением утра они бросили волов и хотели бежать, но «невидимая сила Божия связала их», и они покорно стояли, пока братия не нашли их и не привели к преподобному. Тот не стал отдавать их в руки властей, а повелел накормить и отпустить с миром.

Однажды благочестивые миряне поведали преподобному и собравшейся в его келье братии о том, что Симонов монастырь остался без архимандрита; они стали предполагать, кто будет его наместником: один назвал такого-то, другой – иного. Святой же, взглянув на своего юного новопостриженного ученика Вассиана (будущего святителя), указал на него и с улыбкой сказал: «Этот – Симоновский архимандрит». Спустя много лет тот действительно стал архимандритом Симоновского монастыря.

Игумен, которого боялись бесы и перед которым благоговели князья

Слава о высокой духовной жизни Боровского игумена распространилась далеко вокруг, и в монастырь стало стекаться множество паломников и просителей со всей России.

Преподобный Пафнутий любил простецов и называл их своими братьями. А с людьми высокого звания, князьями и боярами, искавшими его духовного покровительства, общался без лести и человекоугодия, порой строго обличая их нравы и пороки. Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что когда нужно, Боровский игумен был милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен, если это требовалось.

Во имя целомудрия братии преподобный Пафнутий запретил пускать в обитель женщин, не позволяя им даже приблизиться к воротам монастыря, а братии строго запретил всякие разговоры о них.

Как-то раз супруга известного родовитого боярина Алексея Губарина тяжело заболела и в горячке стала видеть устрашающих демонов, которые тяжко мучили и пугали несчастную. Когда муки становились невыносимыми, ей являлся какой-то сгорбленный малорослый старец, с большой седой бородой, в плохой одежонке, и властно отгонял демонов, после чего она чувствовала себя вновь здоровой. Приступы случались с боярыней много раз, и всегда появлялся старец и отгонял мучителей. Однажды при очередном припадке больная услышала голос, говоривший ей: «Пафнутий, который в Боровске, избавляет тебя от бесов». После этого она совершенно выздоровела и пожелала увидеть преподобного, чтобы узнать, действительно ли он являлся ей. Боярыня пришла со слугами к обители. Но так как монастырь для женщин был закрыт, она послала слуг к ученикам преподобного с просьбой о встрече с ним. Иноки повелели слугам указать ей игумена во время его выхода с братией в трапезу. Но боярыня прежде всякого указания тотчас узнала в нем являвшегося ей старца и со слезами возопила: «Воистину это тот, кто даровал мне исцеление».

Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что Боровский игумен был милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен, если это требовалось. Князь Дмитровский Георгий Васильевич вспоминал, что, когда шел на исповедь к преподобному, от страха у него подгибались колена. Не было ничего страшнее для князя, чем разгневать любимого старца. Но внешне суровый, преподобный Пафнутий любил своих духовных чад и не оставлял их даже за гробом. Однажды, задремав на пороге церкви перед заутреней, преподобный Пафнутий увидел в тонком сне, как открылись врата обители и вошло множество народа со свечами: все направились к церкви, а в середине этой гущи людской был князь Георгий Васильевич. Подойдя к храму, князь поклонился перед церковью, потом духовному отцу. Преподобный спросил его: «Сын и князь, ты уже преставился?» – «Да, честный отче!» – «Каково же тебе там ныне?» – «Твоими святыми молитвами Бог дал мне добро. Особенно же потому, что, когда я шел под Алексин на безбожных агарян, покаялся у тебя во всех грехах». В это время начали звонить к заутрене, и преподобный пробудился…

Келейник преподобного старца Иннокентий подробно описал последние восемь дней жизни своего учителя – этот рассказ академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал «литературным чудом» XV века, поразительным «человеческим документом», в котором автор с максимальной точностью донес слова и действия святого, избегая каких-либо приукрашиваний.

За неделю зная о точном времени своей кончины, в четверг 24 апреля 1477 года, после утреннего богослужения, около 7 часов утра старец привел любимого ученика к монастырским прудам и дал указание, «как заградить путь воде», которая размыла плотину. Затем подробно рассказал о грядущем четверге – дне своей кончины, к которому он должен подготовиться. После этого святой затворился в своей келье, больше не общаясь с мирянами, выходя только на службу в храм. На вопрос о здоровье старец отвечал просто: «Ни так ни сяк; видиши, брате, сам, боле не могу… А выше силы ничто не ощущаю от болезни». Когда келейник спрашивал о том, кому преподобный оставит игуменство, Пафнутий кратко сказал: «Пречистой», – поручая монастырь Божией Матери.

В то же время к преподобному постоянно шли старцы из других монастырей, посланцы от Московского митрополита, от удельных князей и от самого великого князя Ивана III. Но преподобный, несмотря на чины и высокие звания пришедших, никого не принял. На просьбу испуганного келейника принять гостей игумен отвечал: «Истину вам глаголю: если не разгневаете Единого Бога, ничего не сделает вам гнев человеческий, а человек, если и разгневается, опять смирится». В другой раз сказал: «Не даешь мне и одного часа отдохнуть от мира! Не знаешь ли? Шестьдесят лет угождал миру и мирским человекам, князьям и боярам: и встречал их, и беседовал с ними, и провожал их. Ныне же познал, что нет мне от этого никакой пользы, а только душе испытание. Господь Своим милосердием дал мне, грешному, шесть дней на покаяние, а ты не даешь мне покоя ни на один час, наводишь на меня мирян. Уже и из кельи не могу выйти, чтобы не беспокоили меня».

Попрощавшись с братией и дав им последние наставления, 1 мая 1477 года за час до захода солнца преподобный Пафнутий с молитвой отошел ко Господу. Он запретил покупать себе новый гроб, а «на те шесть денег купить калачей и раздать нищим; а его самого лубком обернуть и, подкопав могилу Клима гуменника, рядом с ним положить».

Преподобный строго запретил звать на погребение мирян, поэтому отпевание состоялось уже на следующее утро. Как пишет инок Иннокентий, любовь братии к своему духовному отцу была так велика, что все 95 иноков не могли от рыданий совершать чин погребения. Только сам Иннокентий, обливаясь слезами, с трудом смог проговорить слова молитв.

Почитаемый при жизни правителями Российского государства, преподобный еще более стал почитаться после своей кончины.

Молясь о даровании наследника, Боровскую обитель посещал для богомолья великий князь Василий III с супругою, после чего у четы родился наследник: великий князь Иван IV Васильевич – царь Иван Грозный. О том свидетельствует текст челобитной 1584 года его сыну, царю Феодору Иоанновичу, от рязанского епископа Леонида, где тот прямо об этом пишет: «Преподобного Пафнутия Чудотворца по прошенью его и по моленью дал Бог деду твоему наследника царствию нашему, отца твоего, нашего государя…» Неслучайно крестными для будущего царя Ивана Грозного были выбраны ученики преподобного Пафнутия – преподобный Даниил Переяславский и 91-летний подвижник Кассиан Босой, которых для совершения таинства крещения над наследником Российского престола привезли из Боровского монастыря в Троице-Сергиеву обитель.

Благодаря покровительству Московских великих князей и царей, в XVI–XVII веках в монастыре преподобного Пафнутия были возведены каменные храмы и здания, выстроена непреступная для того времени крепость, сохранившиеся до наших дней. И хотя обитель была разорена в 1610 году Лжедмитрием и польскими захватчиками – тогда все иноки монастыря вместе с дружиной князя Михаила Волконского были убиты, – а в 1812 году сожжена войсками Наполеона, но каждый раз она возрождалась, становясь благолепнее и краше, привлекая скорой помощью Боровского чудотворца иноков и паломников со всей России.

Духовное наследие преподобного Пафнутия Боровского

Еще при жизни преподобного Пафнутия в монастыре была собрана одна из лучших библиотек духовной литературы

Продолжая дело преподобного Сергия Радонежского, преподобный Пафнутий Боровский был непререкаемым авторитетом и духовным наставником для многих русских князей и воспитателем многих русских святых. Его любимыми учениками были: основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября и 18/31 октября) и его родной брат, будущий настоятель Троице-Сергиевой Лавры, впоследствии святитель Ростовский Вассиан († 1481; память 6/19 июля и 23 мая / 5 июня), написавший знаменитое послание великому князю Ивану III на Угру, призывая его к решительным действиям против татар, и житие своего любимого учителя; основатель Успенской пустыни преподобный Левкий Волоколамский († кон. XV в.; память 17/30 августа и 14/27 декабря) и преподобный Давид Серпуховский – основатель Давидовой Вознесенской обители († ок. 1520; память 18/31 октября); святитель Макарий Московский († 1563; память 30 декабря / 12 января и 5/18 октября) и преподобный Даниил Переяславский, основатель Переяславского Данилова монастыря (1540, память 7/20 апреля); известный защитник Православия в борьбе с ересью жидовствующих епископ Суздальский Нифонт; епископ Коломенский Вассиан (Топорков) и прославившиеся богоугодной жизнью старцы Иннокентий, Исаия, прозорливый старец Евфимий и многие другие.

Главным заветом Боровского чудотворца стали его слова, сказанные братии перед отходом в вечность: «Спешите делать добро!» И после своего упокоения он не оставлял свой монастырь заботой и попечением.

О помощи преподобного Пафнутия своей обители в наше время свидетельствует епископ Тарусский Серафим (Савостьянов), в прошлом наместник Пафнутьева Боровского монастыря:

– О помощи преподобного Пафнутия расскажу такую историю: когда в 1990-е годы меня поставили наместником Пафнутьева Боровского монастыря, обитель только начали восстанавливать. Кругом бесконечная стройка, не хватало самого необходимого, и нужно было платить какие-то огромные деньги за электричество. А денег нет. И взять их было совершенно негде. Я и к властям ходил, и благотворителей умолял, но все напрасно. И в последний день, когда должны были отключить в монастыре свет, отчего остановились бы восстановительные работы и электропечи пекарни и кухни погасли бы, я пошел к преподобному Пафнутию, упал на колени перед его святой ракой и просто заплакал, умоляя его о помощи. А когда вышел из храма, неожиданно меня догнала какая-то женщина, сунула в руки толстый конверт и скрылась в толпе. Когда я его открыл, там оказались деньги: ровно столько, сколько нужно было, чтобы заплатить за электричество.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *