святой источник боровского монастыря
Родник, святой источник Пафнутия Боровского
Мiръ Россия Калужская область Боровск Родник, святой источник Пафнутия Боровского
Содержание
История [ править ]
Известный источник Калужской земли связан с именем Пафнутия Боровского (1395—1477). Из жития святого известно, что в юности он убежал от родителей и принял постриг. За примерную жизнь молодой еще инок был возведен во игумены Высоцкого монастыря, но не удовлетворился достигнутым, принял схиму и избрал житие пустынника. Несколько лет он подвизался в калужских лесах близ города Боровска. В 1444 году преподобный срубил с несколькими учениками деревянный храм на берегу реки Протвы, положив начало Пафнутиево-Боровскому монастырю, который действует и сейчас.
Спустя годы настоятель воздвиг здесь и каменный храм во имя Рождества Христова.
Учеником Пафнутия был знаменитый писатель и аскет преподобный Иосиф Волоцкий. Обитель святого Пафнутия до революции была довольно известна, здесь действовали шесть храмов.
В 1920-е годы монастырь был закрыт, в него вселилась «исправительно-трудовая колония». Сохранились записи побывавшего здесь в 1932 году П. Д. Барановского: «. собор разорен и занесен снегом, из икон XVI века делают клетки для кроликов, с колокольни сброшен и разбит уникальный колокол 1488 года. »
Обитель была возрождена уже в наше время в январе 1991 года. К счастью, в целом величественный средневековый ансамбль монастыря не пострадал. Сохранились трапезная, храм Рождества Христова и собор Рождества Богородицы XVI века, церкви Ильинская и Митрофановская, колокольня, кельи, гостиница, корпуса, стены и башни.
Фото [ править ]
Часовня над святым источником
Внутри часовни над источником
Крестный ход к святому источнику
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Калужская область, город Боровск
На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10).
На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители.
Паломнику [ править ]
Каждый день множество паломников приезжает в Оптину пустынь. Почти все верующие посещают святой источник Пафнутия Боровского. Святой родник преподобного Пафнутия Боровского обустроен двумя купальнями, но вода там не питьевая, сероводородная.
Вы можете остановиться на ночлег в гостинице Пафнутьев-Боровского монастыря.
Также по телефонам Миссионерско-просветительского центра можно обращаться по вопросу организации питания для экскурсионных групп.
Мужчинам, желающим пожить, помолиться и потрудиться на благо обители продолжительное время (от 1 недели), предоставляется бесплатное проживание в мужском общежитии (количество мест ограничено).
Источник Боровского Свято-Пафнутиева монастыря – святыня земли Калужской
Российская земля изобилует святыми местами, и одно из таких чудотворных мест находится в окрестностях города Боровска Калужской области, который в 14-15 веках являлся центром Серпуховско-Боровского княжества. Именно в это время Преподобный Пафнутий – известный постник, молитвенник и врачеватель – основал неподалеку от реки Протвы Боровской Свято-Пафнутиев мужской монастырь, и, как говорит летопись, собственноручно вырыл на монастырском лугу колодец, вода которого и по сей день излечивает болезни органов дыхания, глаз и ушей, кожные и нервные заболевания, а также ревматизм.
Свято-Боровской Пафнутиев монастырь
(Фото с сайта orthodoxpantry.blogspot.com)
Двадцатилетним юношей Святой Пафнутий поступил в Покровский монастырь и провёл в его стенах около 30 лет. В течение первых семи лет его наставником был священноинок Никита, который, в свою очередь, являлся учеником Сергия Радонежского. Как утверждают монастырские летописи, уже в те годы Пафнутий занимался целительством и имел дар по лицу человека определять, чем страдает болящий. В 1444 году Преподобный Пафнутий основал Боровский монастырь, расположенный в трёх километрах от Боровска и игравший ведущую стратегическую роль на подступах к Москве на протяжении всей истории государства Российского. Известно, что роспись стен собора Рождества Богородицы Боровского Свято-Пафнутиева монастыря (сегодня фрагменты этой росписи хранятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и филиале Калужского государственного областного краеведческого музея в г. Боровск) выполнил известный иконописец Дионисий. Приглашение расписывать стены храма Дионисий получил от самого Преподобного Пафнутия, однако не смог сразу приступить к работе, так как страдал болезнью ног. Тогда святой сказал иконописцу: «Дионисий! Господь Бог и Пречистая Матерь Божия благословят тебя на это доброе дело, начни работу и станешь здоров». После этого Дионисий, превозмогая боль, приступил к росписи и через некоторое время полностью исцелился. И ещё одну интересную историю поведали нам монастырские летописи: ровно за неделю до кончины, в конце апреля 1477 года, Промыслом Господним Преподобному Пафнутию было открыто, что через семь дней он скончается. В тот же день святой старец после утренней службы вместе со своим прислужником отправился к пруду, который выкопал собственными руками (летопись умалчивает, совпадает ли местоположение того пруда с местоположением источника, известного нам сегодня) и увидел, что вода выбегает из водоёма сквозь разрушившуюся запруду. Святой показал своему ученику, как отремонтировать плотину, после чего начал готовиться к кончине. В годы советской власти в монастыре располагалась исправительно-трудовая колония, а затем сельскохозяйственный техникум. После того, как в 1991 году монастырская обитель была возрождена, над колодцем была выстроена каменная часовня с четырёхскатной железной крышей в честь Преподобного Пафнутия, а рядом с ней – купальня. Температура воды в источнике в любое время года постоянна — 8-10°С, а после купания тело, по словам очевидцев, словно «обдаёт жаром». До колодца можно дойти по дорожке, которая расположена между Сторожевой и Оружейной башнями.
Источник прп Пафнутия
(Фото с сайта wikimapia.org)
Ежегодно 13 мая – в день празднования памяти Преподобного Пафнутия – в монастыре служат благодарственный молебен с акафистом, на который стекаются сотни жителей из окрестных городов Боровска и Ермолино. По окончании службы совершается крестный ход к источнику Преподобного Пафнутия, где служится водосвятный молебен с пением кондака и тропаря преподобному.
Город Боровск находится примерно в 80 километрах от Москвы и добраться до монастыря можно с помощью электрички, отправляющейся от Киевского вокзала (выходим на остановке «Балабаново»); затем следует пересесть на автобус, идущий до остановки «Роща» в городе Боровск.
Святой источник боровского монастыря
Известный источник Калужской земли связан с именем Пафнутия Боровского (1395—1477). Из жития святого известно, что в юности он убежал от родителей и принял постриг. За примерную жизнь молодой еще инок был возведен во игумены Высоцкого монастыря, но не удовлетворился достигнутым, принял схиму и избрал житие пустынника. Несколько лет он подвизался в калужских лесах близ города Боровска. В 1444 году преподобный срубил с несколькими учениками деревянный храм на берегу реки Протвы, положив начало Пафнутиево-Боровскому монастырю, который действует и сейчас.
Спустя годы настоятель воздвиг здесь и каменный храм во имя Рождества Христова.
Учеником Пафнутия был знаменитый писатель и аскет преподобный Иосиф Волоцкий. Обитель святого Пафнутия до революции была довольно известна, здесь действовали шесть храмов.
В 1920-е годы монастырь был закрыт, в него вселилась «исправительно-трудовая колония». Сохранились записи побывавшего здесь в 1932 году П. Д. Барановского: «. собор разорен и занесен снегом, из икон XVI века делают клетки для кроликов, с колокольни сброшен и разбит уникальный колокол 1488 года. »
Обитель была возрождена уже в наше время в январе 1991 года. К счастью, в целом величественный средневековый ансамбль монастыря не пострадал. Сохранились трапезная, храм Рождества Христова и собор Рождества Богородицы XVI века, церкви Ильинская и Митрофановская, колокольня, кельи, гостиница, корпуса, стены и башни.
Святой источник Пафнутия Боровского с купелью в городе Боровск расположен на берегу реки Истерьма, на склоне холма, в 300 метрах от северной стены Пафнутьева Боровского монастыря, напротив Сторожевой башни.
Координаты: N55° 13’0.55″ E36° 32’5.81″
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Приступая к Таинству исповеди, должно представлять себя со страхом, смирением и надеждою. Со страхом – как Богу, прогневанному грешником. В смирении – чрез сознание своей греховности. С надеждою – ибо приступаем к Чадолюбивому Отцу, пославшему для нашего искупления Сына Своего, Который взял грехи наши, пригвоздил их на Кресте и омыл пречистою Своею Кровию.
Бояться срама при исповеди – тоже от гордости; обличив себя пред Богом при свидетеле, получают успокоение и прощение.
Святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятию подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха, а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя.
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Святой источник преподобного Пафнутия Боровского
Н а этом месте издавна существовал источник, освященный в честь преподобного Пафнутия Боровского. Нет сведений, что преподобный бывал в этих местах. Поэтому народное предание о том, что появление источника как-то связано с личностью преподобного Пафнутия, не достоверно. Над источником в 1830 г. построена деревянная часовня, с симметрично расположенными входами, покрытая железом, с колоннами, куполом на высоком барабане, главою и крестом. Внутри часовня была убрана образами. В 1851 г. часовня была разрушена весенним наводнением и в 1852 г. выстроена вновь. Об этом обстоятельстве сохранилось упоминание в «Летописи Скита» за 1852 г.: «Был крестный ход для освящения воды в часовне над колодцем св. Пафнутия, только что обновленной после разорения ее весенним наводнением». Судя по сохранившемся фотографиям, часовня представляла собою редкий образец деревянного ампира.
Рядом с часовней была купальня. Как писал во второй половине XIX века о. Леонид (Кавелин): «При колодце есть купальня. Больные, пользовавшиеся ею, как сказывают, получают облегчение, преимущественно в наружных накожных заболеваниях, простудной ломоте (ревматизме) и геморрое». Дважды в год на источник совершались монастырские крестные ходы – 1 мая (память преп. Пафнутия Боровского) и 14 сентября (Воздвижение Креста Господня).
В житии преподобного Оптинского старца Анатолия младшего, есть следующее повествование: «Школа послушания у Старца требовала терпения и отсечения своей воли. О плодах послушания Старцу его духовная дочь Анна Ивановна Шапошникова поведала такую историю: «Было это в октябре – холод страшный. Батюшка меня заставляет идти купаться в Пафнутьевский колодец. «Батюшка, да как же я пойду? Да мне от ваших слов только и то холодно становится. Как же я пойду в воду?» На другой день Батюшка опять посылает меня купаться, и я опять не решаюсь. На третий день вижу, что лицо у Батюшки совсем другое, суровое, он холоден со мною, и опять тот же вопрос о купании. Я испугалась и сейчас же согласилась: «Хорошо, Батюшка, я пойду». Тут же была моя знакомая дама, она попросила у Батюшки благословения и ей пойти искупаться со мною. «А не холодно тебе будет?» – сказал ей Батюшка. «Батюшка, да ведь она-то будет купаться, почему же мне-то холодно?» – «Ну, Бог благословит. Только смотри, не холодно ли тебе будет?» Пошли. Я надела на себя все теплое, и все-таки пока дошла, у меня нос совсем замерз. Пришли к колодцу. сошла в воду, и за молитвы Батюшки вода оказалась совсем теплая: я не только окунулась, но даже поплыла, и когда вышла, то не захотелось обтираться. Было совсем тепло. А дама едва окунет ноги в воду, как уже вся посинеет от холода, и я ее почти без чувств вытаскивала из воды. Так пыталась она несколько раз купаться и не могла. Когда я вернулась, Батюшка встретил меня сияющий и все благодарил за послушание».
После революции и закрытия монастыря, это место пришло в запустение, часовня была разрушена. Сохранились воспоминания, что среди верующих в советские годы хранилась память о святом источнике на этом месте. После возобновления монашеской жизни в Оптиной пустыни в конце 1980-х гг. источник был вновь освящен, над ним построена купальня. Возрождена традиция крестных ходов на источник в день памяти преп. Пафнутия Боровского 14 мая (1 мая по ст. ст.), с совершением малого освящения воды.
В настоящее время планируется восстановление часовни и купальни на источнике.
Русский чудотворец, внук баскака
Памяти преподобного Пафнутия Боровского
1/14 мая Русская Православная Церковь празднует память преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца. Свою многотрудную подвижническую жизнь святой Пафнутий окончил ровно 540 лет назад.
Преподобный Пафнутий имел характер один из любопытнейших в древнерусском монашестве, один из самых своеобразных и крепких характеров, какие известны в Древней Руси.
Внук баскака и ученик преподобного Никиты Серпуховского
В 1426 году святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, рукоположил преподобного в священный сан. За свое смирение и добросердечность Пафнутий приобрел общую любовь и почтение братии и после кончины игумена Маркелла был единогласно избран настоятелем Высоко-Покровской обители, где в течение 33 лет был игуменом и духовником.
На 51-м году жизни преподобный Пафнутий тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. Чудесным образом исцелившись в праздник великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года преподобный ушел из монастыря с одним из учеников и поселился на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы, –здесь и был основан им Боровский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре к нему стали приходить желающие подвизаться и ищущие его духовного руководства. Каждый пришедший должен был сам построить для себя келью и затем нести послушания наравне с остальными.
«Никто прежде него не приходил на богослужения и на трудовые послушания»
С основания обители преподобный нес все труды и послушания, подавая пример братии, первым вставая и последним отходя ко сну. Как пишет святитель Вассиан, «никто прежде него не приходил на богослужения и на трудовые послушания»; при этом «преподобный Пафнутий был искусен во всяком деле человеческом». На стройке нового каменного храма он «на своих плечах носил камни и воду», сам копал землю под монастырскую ограду, таскал бревна и рубил дрова, а свободное от этих трудов время посвящал чтению духовных книг и плетению рыболовных сетей.
Преподобный ничего не ел в среду и пятницу, в обычные же дни обходился самой грубой и простой снедью: «его пищей было угождение братии». Он был до крайности прост, одевался в старую заношенную одежду – «мантию, ряску, овечью кожу и сандалии, которые не взял бы ни один из просящих». Когда в обитель зашел «гордый человек», он, не узнав настоятеля, грубо толкнул его, спрашивая игумена.
Преподобный Пафнутий называл милостыню «царицей добродетелей» и говорил, что она может спасти от ада тех, кто не имел других добродетелей. Когда в округе случился сильный голод, святой благословил братию кормить всех приходящих без разбора, и в обители кормили порой до тысячи человек. И сегодня такое мало кто может себе позволить, а для того времени это было делом невиданным. Роптавшей на такую расточительность братии он указывал на примеры странноприимных людей, удостоившихся награды за гробом: на великого князя Московского Ивана Калиту, раздававшего подаяние всем нищим без отказа, и на одного магометанина, которого Господь за многую милостыню избавил от адских мук, приведя его к Православию. Запасы монастыря от непомерной милостыни сильно истощились и братия испытывали нужду, но по молитвам Боровского чудотворца на следующий год Господь послал обители невиданный урожай, много больший того, что собирали в обычное время.
Боровский чудотворец
В другой раз преподобный Пафнутий попросил у одного князя половить рыбу три дня на его угодьях на Оке, чтобы все пойманное пошло в пользу монастыря. До этого княжеские слуги долгое время возвращались с очень скудным уловом. Зная об этом, князь согласился. Отправляя эконома на ловлю, преподобный повелел дать ему пять гривен для покупки больших сосудов, чтобы посолить в них рыбу, которую предстояло поймать. Тот не брал деньги, не надеясь и на малый улов. Но игумен строго велел делать, что приказано. Тот послушался и, сокрушаясь о бесцельно потраченных деньгах, пошел выполнять сказанное. Каково же было его удивление, когда за три дня для монастыря было поймано 730 больших рыб – больше, чем рыболовы князя поймали за все лето.
Узнавал святой муж и тайные и давние грехи людей, которых в первый раз видел
Преподобный Пафнутий имел дар прозорливости и по лицу инока узнавал о его духовном состоянии, о том, исполнял ли он или нет положенное на день молитвенное правило; узнавал святой муж и тайные и давние грехи людей, которых в первый раз видел.
Однажды у одного из его учеников сильно заболел глаз. Преподобный дал ему свои четки и повелел тысячу раз произнести Иисусову молитву. Из-за сильных болей тот смог произнести только половину, но и этого хватило, чтобы глаз полностью исцелился. В радости ученик бросился к игумену, чтобы рассказать ему о своем выздоровлении, а тот, прославив Бога, повелел ему вернуться в келью и прочитать заповеданное число молитв.
В другой раз, как записано в летописи, «один ропотливый брат, хуливший все, что совершалось в обители, и самого святого, имел такое видение во сне: будто бы он стоит посреди церкви с поющими, внезапно приходит в нее преподобный Пафнутий и, взглянув на него, гневно говорит: “Этот – хульник: возьмите его из церкви”. И тотчас два черных эфиопа схватили его, повлекли вон и при этом сильно били. Проснувшись, брат почувствовал сильный страх и со слезами на глазах поспешил к преподобному просить у него прощения».
Преподобный Пафнутий взглянул на юного Вассиана и с улыбкой сказал: «Этот – Симоновский архимандрит»
Как-то ночью к обители пришли воры, украли трех монастырских волов и бросились наутек. Но неожиданно для себя заблудились в лесу и, «подобно слепым», ходили вокруг монастыря. С наступлением утра они бросили волов и хотели бежать, но «невидимая сила Божия связала их», и они покорно стояли, пока братия не нашли их и не привели к преподобному. Тот не стал отдавать их в руки властей, а повелел накормить и отпустить с миром.
Однажды благочестивые миряне поведали преподобному и собравшейся в его келье братии о том, что Симонов монастырь остался без архимандрита; они стали предполагать, кто будет его наместником: один назвал такого-то, другой – иного. Святой же, взглянув на своего юного новопостриженного ученика Вассиана (будущего святителя), указал на него и с улыбкой сказал: «Этот – Симоновский архимандрит». Спустя много лет тот действительно стал архимандритом Симоновского монастыря.
Игумен, которого боялись бесы и перед которым благоговели князья
Слава о высокой духовной жизни Боровского игумена распространилась далеко вокруг, и в монастырь стало стекаться множество паломников и просителей со всей России.
Преподобный Пафнутий любил простецов и называл их своими братьями. А с людьми высокого звания, князьями и боярами, искавшими его духовного покровительства, общался без лести и человекоугодия, порой строго обличая их нравы и пороки. Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что когда нужно, Боровский игумен был милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен, если это требовалось.
Во имя целомудрия братии преподобный Пафнутий запретил пускать в обитель женщин, не позволяя им даже приблизиться к воротам монастыря, а братии строго запретил всякие разговоры о них.
Как-то раз супруга известного родовитого боярина Алексея Губарина тяжело заболела и в горячке стала видеть устрашающих демонов, которые тяжко мучили и пугали несчастную. Когда муки становились невыносимыми, ей являлся какой-то сгорбленный малорослый старец, с большой седой бородой, в плохой одежонке, и властно отгонял демонов, после чего она чувствовала себя вновь здоровой. Приступы случались с боярыней много раз, и всегда появлялся старец и отгонял мучителей. Однажды при очередном припадке больная услышала голос, говоривший ей: «Пафнутий, который в Боровске, избавляет тебя от бесов». После этого она совершенно выздоровела и пожелала увидеть преподобного, чтобы узнать, действительно ли он являлся ей. Боярыня пришла со слугами к обители. Но так как монастырь для женщин был закрыт, она послала слуг к ученикам преподобного с просьбой о встрече с ним. Иноки повелели слугам указать ей игумена во время его выхода с братией в трапезу. Но боярыня прежде всякого указания тотчас узнала в нем являвшегося ей старца и со слезами возопила: «Воистину это тот, кто даровал мне исцеление».
Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что Боровский игумен был милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен, если это требовалось. Князь Дмитровский Георгий Васильевич вспоминал, что, когда шел на исповедь к преподобному, от страха у него подгибались колена. Не было ничего страшнее для князя, чем разгневать любимого старца. Но внешне суровый, преподобный Пафнутий любил своих духовных чад и не оставлял их даже за гробом. Однажды, задремав на пороге церкви перед заутреней, преподобный Пафнутий увидел в тонком сне, как открылись врата обители и вошло множество народа со свечами: все направились к церкви, а в середине этой гущи людской был князь Георгий Васильевич. Подойдя к храму, князь поклонился перед церковью, потом духовному отцу. Преподобный спросил его: «Сын и князь, ты уже преставился?» – «Да, честный отче!» – «Каково же тебе там ныне?» – «Твоими святыми молитвами Бог дал мне добро. Особенно же потому, что, когда я шел под Алексин на безбожных агарян, покаялся у тебя во всех грехах». В это время начали звонить к заутрене, и преподобный пробудился…
Келейник преподобного старца Иннокентий подробно описал последние восемь дней жизни своего учителя – этот рассказ академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал «литературным чудом» XV века, поразительным «человеческим документом», в котором автор с максимальной точностью донес слова и действия святого, избегая каких-либо приукрашиваний.
За неделю зная о точном времени своей кончины, в четверг 24 апреля 1477 года, после утреннего богослужения, около 7 часов утра старец привел любимого ученика к монастырским прудам и дал указание, «как заградить путь воде», которая размыла плотину. Затем подробно рассказал о грядущем четверге – дне своей кончины, к которому он должен подготовиться. После этого святой затворился в своей келье, больше не общаясь с мирянами, выходя только на службу в храм. На вопрос о здоровье старец отвечал просто: «Ни так ни сяк; видиши, брате, сам, боле не могу… А выше силы ничто не ощущаю от болезни». Когда келейник спрашивал о том, кому преподобный оставит игуменство, Пафнутий кратко сказал: «Пречистой», – поручая монастырь Божией Матери.
В то же время к преподобному постоянно шли старцы из других монастырей, посланцы от Московского митрополита, от удельных князей и от самого великого князя Ивана III. Но преподобный, несмотря на чины и высокие звания пришедших, никого не принял. На просьбу испуганного келейника принять гостей игумен отвечал: «Истину вам глаголю: если не разгневаете Единого Бога, ничего не сделает вам гнев человеческий, а человек, если и разгневается, опять смирится». В другой раз сказал: «Не даешь мне и одного часа отдохнуть от мира! Не знаешь ли? Шестьдесят лет угождал миру и мирским человекам, князьям и боярам: и встречал их, и беседовал с ними, и провожал их. Ныне же познал, что нет мне от этого никакой пользы, а только душе испытание. Господь Своим милосердием дал мне, грешному, шесть дней на покаяние, а ты не даешь мне покоя ни на один час, наводишь на меня мирян. Уже и из кельи не могу выйти, чтобы не беспокоили меня».
Попрощавшись с братией и дав им последние наставления, 1 мая 1477 года за час до захода солнца преподобный Пафнутий с молитвой отошел ко Господу. Он запретил покупать себе новый гроб, а «на те шесть денег купить калачей и раздать нищим; а его самого лубком обернуть и, подкопав могилу Клима гуменника, рядом с ним положить».
Преподобный строго запретил звать на погребение мирян, поэтому отпевание состоялось уже на следующее утро. Как пишет инок Иннокентий, любовь братии к своему духовному отцу была так велика, что все 95 иноков не могли от рыданий совершать чин погребения. Только сам Иннокентий, обливаясь слезами, с трудом смог проговорить слова молитв.
Почитаемый при жизни правителями Российского государства, преподобный еще более стал почитаться после своей кончины.
Молясь о даровании наследника, Боровскую обитель посещал для богомолья великий князь Василий III с супругою, после чего у четы родился наследник: великий князь Иван IV Васильевич – царь Иван Грозный. О том свидетельствует текст челобитной 1584 года его сыну, царю Феодору Иоанновичу, от рязанского епископа Леонида, где тот прямо об этом пишет: «Преподобного Пафнутия Чудотворца по прошенью его и по моленью дал Бог деду твоему наследника царствию нашему, отца твоего, нашего государя…» Неслучайно крестными для будущего царя Ивана Грозного были выбраны ученики преподобного Пафнутия – преподобный Даниил Переяславский и 91-летний подвижник Кассиан Босой, которых для совершения таинства крещения над наследником Российского престола привезли из Боровского монастыря в Троице-Сергиеву обитель.
Благодаря покровительству Московских великих князей и царей, в XVI–XVII веках в монастыре преподобного Пафнутия были возведены каменные храмы и здания, выстроена непреступная для того времени крепость, сохранившиеся до наших дней. И хотя обитель была разорена в 1610 году Лжедмитрием и польскими захватчиками – тогда все иноки монастыря вместе с дружиной князя Михаила Волконского были убиты, – а в 1812 году сожжена войсками Наполеона, но каждый раз она возрождалась, становясь благолепнее и краше, привлекая скорой помощью Боровского чудотворца иноков и паломников со всей России.
Духовное наследие преподобного Пафнутия Боровского
Еще при жизни преподобного Пафнутия в монастыре была собрана одна из лучших библиотек духовной литературы
Продолжая дело преподобного Сергия Радонежского, преподобный Пафнутий Боровский был непререкаемым авторитетом и духовным наставником для многих русских князей и воспитателем многих русских святых. Его любимыми учениками были: основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября и 18/31 октября) и его родной брат, будущий настоятель Троице-Сергиевой Лавры, впоследствии святитель Ростовский Вассиан († 1481; память 6/19 июля и 23 мая / 5 июня), написавший знаменитое послание великому князю Ивану III на Угру, призывая его к решительным действиям против татар, и житие своего любимого учителя; основатель Успенской пустыни преподобный Левкий Волоколамский († кон. XV в.; память 17/30 августа и 14/27 декабря) и преподобный Давид Серпуховский – основатель Давидовой Вознесенской обители († ок. 1520; память 18/31 октября); святитель Макарий Московский († 1563; память 30 декабря / 12 января и 5/18 октября) и преподобный Даниил Переяславский, основатель Переяславского Данилова монастыря (1540, память 7/20 апреля); известный защитник Православия в борьбе с ересью жидовствующих епископ Суздальский Нифонт; епископ Коломенский Вассиан (Топорков) и прославившиеся богоугодной жизнью старцы Иннокентий, Исаия, прозорливый старец Евфимий и многие другие.
Главным заветом Боровского чудотворца стали его слова, сказанные братии перед отходом в вечность: «Спешите делать добро!» И после своего упокоения он не оставлял свой монастырь заботой и попечением.
О помощи преподобного Пафнутия своей обители в наше время свидетельствует епископ Тарусский Серафим (Савостьянов), в прошлом наместник Пафнутьева Боровского монастыря:
– О помощи преподобного Пафнутия расскажу такую историю: когда в 1990-е годы меня поставили наместником Пафнутьева Боровского монастыря, обитель только начали восстанавливать. Кругом бесконечная стройка, не хватало самого необходимого, и нужно было платить какие-то огромные деньги за электричество. А денег нет. И взять их было совершенно негде. Я и к властям ходил, и благотворителей умолял, но все напрасно. И в последний день, когда должны были отключить в монастыре свет, отчего остановились бы восстановительные работы и электропечи пекарни и кухни погасли бы, я пошел к преподобному Пафнутию, упал на колени перед его святой ракой и просто заплакал, умоляя его о помощи. А когда вышел из храма, неожиданно меня догнала какая-то женщина, сунула в руки толстый конверт и скрылась в толпе. Когда я его открыл, там оказались деньги: ровно столько, сколько нужно было, чтобы заплатить за электричество.