свято вознесенский храм курганинск официальный сайт
Храм Вознесения Господня г. Курганинск
Храм Вознесения Господня г. Курганинск запись закреплена
Православие ☦
Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицей от земли на небо.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Храм Вознесения Господня г. Курганинск запись закреплена
Ноты. «Господь воцарися», напев Сергиевой пустыни
Храм Вознесения Господня г. Курганинск запись закреплена
Храм Вознесения Господня г. Курганинск запись закреплена
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России.
Показать полностью. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 25 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
Храм Вознесения Господня г. Курганинск запись закреплена
Храм Вознесения Господня г. Курганинск запись закреплена
Православие ☦
В одном из последних писем сыну С.И.Фудель писал: «Я всегда говорил тебе и всегда искренне говорю себе: в нас до безобразия мало любви… рви паутину лукавства. Для любви от нас нужны, прежде всего и больше всего, не романы и не богословские статьи, даже с самыми хорошими намерениями, а повседневное отношение с живыми людьми.
Но удерживать в себе тепло любви именно в этом плане, в повседневности, а не в статьях и размышлениях, невероятно трудно, что и показывает золотую пробу любви. Тут надо держать себя все время в порядке. Вот ты пишешь о метро, о «шествии мимо тебя роботов», и еще даже почище, об ужасе своего одиночества среди них. Нельзя так мыслить, пойми, дорогой мой. Я не буду говорить об образе Божием, луч которого не погаснет в человеке до окончательного суда Божия. (А как же иногда удивительно бывает почувствовать в метро этот ясный и нетленный луч! Какая это бывает радость.) Я скажу другое, вспомню слова о. Николая Голубцова. Он мне сказал: «Если хотите начинать как-то упорядочивать свои душевные отношения с людьми, повторяйте иногда эти чьи-то слова: «все святые, кроме меня» (22.5.76 г).
Храм Вознесения Господня г. Курганинск запись закреплена
После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному († 62 г.; память 30 ноября/13 декабря) в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
Храм Вознесения Господня г. Курганинск запись закреплена
Православие ☦
Хлеб и вино
——-
Стены столовой в школе, где я учился, были украшены разными плакатами. Один из текстов надолго остался в моей памяти: «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб — драгоценность. Им не сори».
Подобные агитки, в стихах и в прозе, встречались тогда часто. Их можно было увидеть в основном в заведениях общепита и в хлебных магазинах.
Показать полностью.
Спустя многие годы я часто думаю об этом. Что это? Рецидив крестьянского сознания в стране победившего социализма? Память о голодных годах и пережитых бедах? Тревога о национальном богатстве? А может — связь с Евхаристией?
Отношение к хлебу насквозь мистично. Оно никак не вмещается в рамки отношения к продукту питания. Ведь, по правде говоря, молоко, яйца, овощи тоже питают, спасают от голода, они тоже — драгоценность, но любовью пользуются меньшей. Если хлеб падал, его поднимали с поспешностью и целовали. Так не поступали ни с картофелем, ни с репой.
В крестьянской (читай, христианской) стране хлеб прочно ассоциировался с Евхаристией, то есть был такой пищей, таким даром земли, который при известных условиях становился Пищей бессмертия и Манной Небесной.
Вот одна из пословиц, говорящая об этом: «Коли хлеб на стол, так и стол — престол. Коли хлеба ни куска, так и стол — доска». Кстати, и стол, за которым ели, был свят, он осмысливался как раскрытая ладонь Божия. Положить на него по-ковбойски ноги или сесть было поруганием святыни.
Будучи сыном невинодельческого народа, я подозреваю, что в любви грузин, армян, молдаван к виноградной лозе скрыта все та же любовь к Евхаристии. И нельзя смотреть без дрожи на черно-белые кадры старого фильма «Отец солдата». Старик-грузин отвешивает оплеуху молодому танкисту, поведшему танк на виноградник. «Ты его садил? — кричит старик. — Ты знаешь, как он растет? Ты — фашист». Оба — советские воины. Оба наступают на Берлин. Парень в танке — не фашист. Он — русский, но он не окапывал лозу, не ждал от нее плодов. Он не знает песен, которые нужно петь при сборе урожая. Он не топтал ягоды в точиле. Он вряд ли знает красивые тосты и до сих пор пил только самогон…
Если крестьянин бережет плод своего труда — это естественно. Мозоли на руках, натруженная спина, пропотевшая рубаха не дадут ему забыть, что привычное (мы так привыкли к хлебу) дается дорого. А вот как приучить любить хлеб, ценить чужой труд тех, для кого хлеб «растет» не на полях, а на полках магазинов?
Горожанин, бросающий корку на пол, — это паразит, не только пользующийся чужим трудом, но еще и презирающий чужой труд. Если он не исправится, то непременно будет наказан, может быть, даже голодом.
А вот горожанин, поднимающий с асфальта кем-то брошенную корку, — это чудо. Если он сам родом не из села, то кто-то научил его этому. Может, священник, может, родители. Как верный в малом, он может быть достоин многого.
Городской житель может быть как-то по-особенному жесток и по-особенному глуп одновременно,
С рекой, деревьями, животными он не общается (вода — из крана, тепло — из батареи, суп — из полуфабрикатов). Он и с людьми почти не общается. Все больше с бумагами (справки, бланки, документы) да с механизмами. Новости — по телевизору. Путь к деградации открыт, протоптан. Многие маршируют по нему. К такому человеку нужен особый подход. Ему нужны особые заповеди.
Епископ Каллист (Уэр) говорит о том, что слова «люби природу», «не ломай деревья» могут сегодня восприниматься как заповедь. Можно добавить сюда еще: «читай книги», «учись думать», «радуйся привычным вещам»…
Кто-то из святых сказал о бесах, что они ничего не творят и поэтому им ничего не жалко. Боюсь, что нынешняя нетворческая эпоха угрожает человеку тем, что сделает его подобным демонам.
О таком человеке будет поздно молиться. Ведь Христос пришел в мир спасти человека. Если человечество, развращаясь, изменится до неузнаваемости — мир утратит смысл существования и вновь будет достоин уничтожения, как это уже было однажды.
Вернемся к хлебу. Преподобный Серафим Саровский советовал унывающим монахиням пожевать хлебушка. Хлебушек, мол, тоску и прогонит. Есть у хлеба такая сила, но на пресытившегося человека она не действует. Нужно уметь поститься и воздерживаться, чтобы понять ржаную горбушку как милость Божию — и утешиться.
Между тем современная культура презирает воздержание, а вот тоскует человек не меньше.
Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…
Сказано в XIX веке. С тех пор тоска умножилась. Она толкнула миллионы людей или в петлю, или с крыши дома, или в разврат, или на иглу. Индустрия развлечений тоску не лечит, а делает ее еще острее, отяжеляет похмелье.
Нужно попробовать старый способ. Затеплить лампаду, положить поклон. Не поесть до вечера. Почитать Евангелие. Такого человека утешит хлебушек. И тоску прогонит.
Да что тоску… Он и детей воспитывать умеет. Дети обязаны испытывать чувство голода. Не потому что они брошены и бездомны, а потому, что иначе они не поймут жизни, не сумеют сострадать бедняку, не захотят трудиться.
Мы сами испортили наших детей обжорством, переборчивостью в пище. Мы испортили их вкус сладостями. Научили воротить нос от тарелки обычного супа, говорить «не люблю», «не хочу».
Есть хорошее старое правило: если ребенок хочет есть, но отказывается от хлеба — значит, он не хочет есть. Нужно дать его аппетиту разыграться. Ведь, как известно, голод — лучшая приправа.
Если мы не хотим испытать настоящий, карающий голод, если стремимся достичь спасительной простоты, хотим чувствовать себя детьми Отца Небесного — нам нужно обратить внимание на то, что мы не привыкли замечать, на то, о чем мы часто думаем как о всегдашнем и непременном.
Ну а коль скоро вы со мною не согласны, ума не приложу, какими глазами вы смотрите на небо и говорите: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь…».
Протоиерей Андрей Ткачёв // «Мы вечны! Даже если этого не хотим. Книга 1»
Гражданский Форум Кубани
Свято-Вознесенский храм в г. Курганинске
В середине XIXвека Кавказская война вступила в решающую стадию. И в это же время генералом Г.Х. Зассом (в числе прочих) была заложено укрепление Курганное, будущая станица Курганная.
Шли годы, станица разрасталась и в начале ХХ века, в пору атаманства Трофима Зинченко, актуальным стал вопрос о строительстве в Курганной нового храма, так как старая – Казанская церковь оказалась на отшибе большой станицы.
Из числа наиболее уважаемых казаков был создан комитет по строительству церкви названной в честь Вознесения Господня. И в 1906 года храм был торжественно заложен. Значительную часть средств на его строительство составили добровольные пожертвования станичников.
Автором проекта будущего храма стал выдающийся кубанский архитектор Александр Петрович Косякин (1875 – 1919 гг.), известный своими храмовыми постройками, воздвигнутыми во многих станицах Кубанской области.
Строительство храма было завершено в 1916 года. Известно, что для его завершения станичникам даже пришлось прожать часть казенной земли и на вырученные деньги достроить и расписать храм. А расписывать храм Вознесения Господня пригласили живописцев из Киевского художественного училища, учеников и последователей Виктора Михайловича Васнецова.
В 1934 году храм постигла тяжелая участь – он был осквернен и закрыт, а затем превращен в зернохранилище.
В 1943 году деятельность храма возобновилась.
И сегодня это один из знаковых духовных центров Курганинска.
В 1991 году при Свято-Вознесенском храме была открыта воскресная школа.
В 1994 году при храме открылась публичная библиотека (сегодня ее фонд составляет более 4 тысяч книг).
В 1996 году при храме были организованы курсы псаломщиков –регентов.
В 2000 году открыта церковно-приходская школа имени благоверного князя Александра Невского.
В 2001 году этот уникальный храм поставили на учет в Комитете по охране, реставрации и эксплуатации культурных исторических ценностей (наследия) Краснодарского края, как памятник архитектуры.
В 2006 году по благословению настоятеля храма учрежден православный футбольный клуб «Альфа».
В 2006 году к столетию со дня закладки храма Почтой России были выпущены конверты с изображением Свято-Вознесенского храма.
Одним словом храм жил, живет и трудится на благо всей Кубани.
Но! И у него есть проблемы – прохудившаяся кровля, которая не менялась за всю 100-летнюю историю храма. Сегодня она пришла в аварийное состояние. Во многих местах существуют протечки, из-за которых разрушаются уникальные росписи храма.
Уважаемые земляки! Только сообща, всем вместе, нам можно укрепить и сохранить веру своих предков! Словом и делом во славу торжества Иисуса Христа и веры Православной – помочь уникальной церкви! Так давайте же, все вместе – восстановим храм!
Помощь можно оказать, внеся финансовые средства в Банк:
Краснодарское отделение № 8619
р\с 40703810130410100087
к\с 30101810100000000602
БИК 040349602 ИНН 2339008895 КПП 233901001;
Получить дополнительную информацию можно по адресу:
352430 Краснодарский край, г. Курганинск ул. Первомайская, 3;
настоятель Коваленко Валерий Сергеевич, тел. 8(86147) 2-21-61
ноя. 14, 2017
К середине 1900-х Казанская церковь – первый храм Курганной – стала тесной для увеличившегося числа жителей станицы. В 1906 году в Курганной началась стройка нового, вместительного, каменного храма.
К февралю 1916 года строительство было окончено, и 24 мая 1916 года викарий Ставропольской и Екатеринодарской епархии епископ Александровский Михаил (Космодамианский) освятил новый храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Вознесения.
Вознесенский храм построен по проекту екатеринодарского архитектора А. П. Косякина в эклектическом стиле, близком русско-византийскому.
Основной объём Вознесенского храма – четырёхстолпный крестообразный в плане двухэтажный четверик; греческий крест основного объёма образован массивными северным и южным притворами-ризалитами с рундуками над входами.
Общее число окон в здании составляет 112; обилие окон наполняет храм светом, создаёт «эффект легкости, «нематериальности» стен».
Чрезвычайно искусно и богато украшенный экстерьер – то, что делает этот храм безусловным памятником русского церковного зодчества.
Стены первого этажа по всему периметру здания покрыты горизонтальными тягами, второй этаж украшен филёнчатыми пилястрами, фризами, городчатыми поясами под венчающими карнизами, выложенными кирпичной кладкой православными и греческими крестами. Полуциркульные высокие окна украшены наличниками и бровками разных форм.
Одним из исследователей архитектуры косякинских храмов, на примере курганинского, отмечается «трёхчастная композиция оконных проёмов, обрамлённая выразительной декоративной деталью, выполненной по типу филёнки сложной конфигурации, поле которой напоминает старинный женский головной убор – остроконечный кокошник», которая помещена автором здания в верхних ярусах северного, южного и западного притворов, является «характерной для культовых сооружений А. П. Косякина» и представляет собой «не только эффектный художественный прием, но и региональную особенность».
Стоит отметить, что из 8-ми храмов, построенных А. П. Косякиным на Кубани, только при строительстве курганинского вместе с кирпичом использовался железобетон – в остальных 7-ми случаях храмы строились только из кирпича.
Нечастое в начале прошлого века использование бетона было обусловлено особенностью места возведения храма – высоким уровнем нахождения подпочвенных вод. Жители Курганинска отмечают, что храм, «особенно в дождливый период, когда поднимаются подпочвенные воды, стоит на воде. Из колодца можно рукой черпать воду». Чтобы решить проблему, бетоном было залито основание храма, из железобетона сделали стены, своды и столпы. Кирпич использовался для облицовки стен, тепло- и звукоизоляции, декоративной наружной кладки.
Cеверный придел, имевший с начала прошлого века посвящение в честь Пантелеимона Целителя, в 1942 году в память о первом станичном храме получил посвящение в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы, а 1 ноября 1987 года, после освящения иерейским чином, стал Казанско-Пантелеимоновским. Южный придел храма в 1995 году, также малым, иерейским, чином, был освящён в честь Николая Чудотворца.
Подробнее:
Селиверстов А. В. Все храмы края. Кубанская митрополия. Том I. Краснодар, 2016. С. 316–320.
25 апреля 2015 года.
Вид с северо-запада:
Основная общеобразовательная школа имени святого благоверного князя Александра Невского при Вознесенском храме:
Надкладезная часовня Рождества Христова, сооружённая к 2000-летнему Юбилею:
Бровка с замком над одним из оконных проёмов:
Утилиты
Типографика
Поделиться
Наконец, 31 октября 1874 года храм был торжественно освящен Преосвященным Исаакием, епископом Моздокским, викарием Ставропольской и Кавказкой епархии.
Из «Истории семьи Усовых, написанной Савелием Ивановичем Усовым» известно, что «Старая церковь была на том месте, где в настоящее время молзавод, точно против военкомата, а в ограде на западной стороне церкви была школа и сторожка».
В 1891 году при Казанской церкви открылся второй штат: священник и псаломщик. Теперь штат составляли два священника, диакон и два псаломщика, что свидетельствовало о значительности как прихода, так и всей станицы.
Ведущее место приход Казанской церкви занимал в деле народного просвещения и образования. В дореволюционной России Церковь непосредственно ведала делами образования вместе с Министерством народного просвещения.
В 1860 году, спустя всего семь лет после основания станицы, была открыта министерская начальная школа, в которой настоятелем Казанской церкви дважды в неделю преподавался Закон Божий.
В 1886 году была основана одноклассная (т. е. двух-трехлетняя) церковно-приходская школа на пятьдесят учащихся. Впрочем, не все вакансии были постоянно заняты. Например, в 1908 году на балансе школы числилось 30 мальчиков и 9 девочек. Школа содержалась на взносы от учащихся и пособия от храма. Девочки и мальчики учились раздельно, в разных зданиях. Оба здания были деревянные, крытые железом. Общая стоимость строений составляла три тысячи рублей.
В скором времени, в 1897 году, открылась уже вторая церковно-приходская школа. Заведующими и законоучителями (т. е. учителями Закона Божия) обеих школ были священники Казанской церкви. Кроме священника, в школах было по одному мирскому учителю.
По воспоминаниям старожилов, церковь действовала до 1930-х годов, но потом была разрушена.
К началу XX века значительно выросло население в станице, которое уже не могло уместиться в небольшом храме. Ко всему прочему, станица расширялась вдаль от Лабы, и теперь Казанская церковь оказалась на отшибе. Возникла необходимость в новом храме, более просторном, более основательном. Решить эту острую проблему взял на себя смелость весьма уважаемый станичный атаман Трофим Зинченко.
Из числа наиболее почтенных и активных казаков был создан комитет по постройке церкви, по единодушному желанию названной в честь Вознесения Господня. В 1906 году храм был торжественно заложен (основан) по благословению правящего архиерея. Основная часть средств была выделена казной Кубанского казачьего войска, остальные расходы были покрыты за счет добровольных пожертвований станичников. Существовал график, согласно которому каждый день определенные дворы выделяли подводы, рабочую силу, куриные яйца для растворов и т. д.
Строительные материалы доставлялись из Армавира на подводах. Проект выполнен в мастерской выдающегося кубанского архитектора А. П. Косякина, человека с трагической судьбой. Основными подрядчиками были московские зодчие во главе с Григорием Степановичем Лавриненко.
Война 1914 года ограничила материальные возможности станицы, не хватало денежных средств и стройматериалов, и только в 1916 году после возвращения многих казаков с фронта атаман Зинченко вновь собрал сход жителей, на котором было принято решение продать часть казенной земли у реки Чамлык и на вырученные деньги достроить и расписать храм. Расписывать пригласили живописцев из Киевского художественного училища, последователей и учеников Васнецова. Живопись выполнена в стиле Васнецова, и многие ее фрагменты имеют сходство с живописью Владимирского собора в Киеве.
В 1916 году архиепископом Ставропольским и Черноморским Агафодором (Преображенским) и его викарием епископом Александровским Михаилом было совершено освящение храма. Это стало общестаничным праздником. Архиереи прибыли по новопостроенной железной дороге, от которой к храму была выложена ковровая дорожка. На освящение собралась вся станица.
В августе 1942 года станица была оккупирована немцами и верующий народ вновь открыл храм, воспользовавшись равнодушием оккупационных властей к духовной жизни народа. После окончания оккупации храм уже не закрывали, и по ходатайству прихожан он был возвращен в патриаршую юрисдикцию.
В 1955 году священник Вадим Гришин (фронтовик, с четырнадцати лет геройски воевавший в разведроте) привез из Москвы иконостас и установил его в храме. Такое «самоуправство» разозлило представителей советской власти в лице уполномоченного по делам религии, и архиерей получил приказ наказать не в меру ретивого священника. Ослушаться было нельзя, и отца Вадима «наказали» переводом в Москву, в один из лучших храмов.
В 1986 году настоятелем Свято-Вознесенского храма был назначен молодой священник Валерий Коваленко. Он инициировал целый ряд хозяйственных работ. В 1991 году была произведена промывка настенной живописи, которая, как известно, была повреждена в годы закрытия храма ссыпанным туда зерном. В следующем году были остеклены купола храма, и в последующие несколько лет были проведены самые необходимые реставрационные работы.
Не прошло и месяца после августовского путча, как при храме настоятелем протоиереем Валерием Коваленко была открыта воскресная школа. Столь глубока была жажда христианских знаний у народа, что в нее сходу записалось порядка ста человек. И это были не только дети, но и взрослые, и даже старики. В 1994 году при храме открылась публичная библиотека, чей фонд в настоящее время составляет около 5000 книг.
В 2000 году увенчались успехом усилия по открытию при Свято-Вознесенском храме церковно-приходской школы имени благоверного князя Александра Невского. Первоначально школа включала в себя лишь четыре класса, т. е. была начальной, но в 2007 году она была преобразована в неполную среднюю и стала официально именоваться частным общеобразовательным учреждением основной общеобразовательной школой имени благоверного князя Александра Невского. При школе имеется своя библиотека с фондом полторы тысячи книг.
А в 2001 году храм поставили на учет в Комитете по охране, реставрации и эксплуатации культурных исторических ценностей (наследия) Краснодарского края как памятник архитектуры.
К столетию со дня закладки храма, в 2006 году, Почтой России были выпущены конверты с изображением храма, которые получили распространение по всей стране.
З. Клычева и протоиерей В. Бабичев, штатный священник храма Вознесения Господня г. Курганинска.