свято вознесенский храм и православная гимназия
Свято вознесенский храм и православная гимназия
Доброго здравия, братья и сестры!
Сегодня мы и весь наш народ празднует День народного ЕДИНСТВА!
Это день, когда народ русский сплотился против иностранных захватчиков.
Показать полностью.
4 ноября 1612 года народное ополчение из крестьян, горожан и казаков во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска из Москвы. Закончилось Смутное время — многолетний кризис Русского государства, который мог завершиться распадом страны.
Земский староста Кузьма Минин из Нижнего Новгорода обратился к людям с призывом встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Для этого Минин предложил собрать пожертвования и создать народное ополчение. Он сам подал пример, отдав на благое дело все свое состояние. Воеводой избрали новгородского князя Дмитрия Пожарского, который был известен своей честностью и храбростью. По требованию князя Минин стал его помощником и казначеем.
Через несколько месяцев после освобождения Москвы был собран Земский собор, куда вошли представители всех сословий страны — от духовенства и дворянства до стрельцов и крестьян. Они избрали нового царя — Михаила Федоровича Романова, который стал основателем новой правящей династии.
В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября — в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. Войско вошло в Москву с этой иконой.
Православные церковные праздники в ноябре 2021 года.
История нашего храма
История
Свято-Вознесенского храма
в м. Кируль г. Сыктывкара
Кладбищенская церковь г. Усть-Сысольска
Кратко
Свято-Вознесенский храм в местечке Кируль – старейший из действующих храмов Сыктывкара и одно из самых старинных зданий города Сыктывкара.
Храм располагается в бывшем городском предместье – местечке Кырув (Кируль), давно вошедшего в городскую черту, внутри квартала, ограниченного улицами Набережная, Кирова и Заводская.
Первая церковь в Кируле
Возникновение храма в местечке Кируль, связано с перенесением в этот район кладбища, которое размещалось рядом с Троицким собором на территории нынешнего парка им. Кирова.
В 1780 году, после получения Усть-Сысольском статуса города (в 1930 году переименован в Сыктывкар), был составлен и утверждён план застройки. Согласно санитарным нормам в городах кладбища должны были быть вынесены за черту городских кварталов.
Местечко Кируль рядом с Юго-Загородной улицей (современная улица Д. Каликовой) на тот момент оставалось незастроенным местом в городе. Его признали наиболее удобным для нового кладбища.
Захоронения на новом кладбище производились с 80-х годов XVIII-го века до 30-х годов XX-го века.
В 1790 году при кладбище была построена деревянная Никольская церковь, приписанная к городскому Троицкому Собору. В конце XIX века кладбище было обнесено оградой (чугунной решеткой на кирпичных столбиках).
Новая каменная церковь
Кладбищенская церковь г. Усть-Сысольска
В начале XIX-го века (1814-1816 гг.) по инициативе городского головы Усть-Сысольска купца Алексея Ивановича Суханова и на его же средства началось строительство каменной кладбищенской церкви. Храмозданная грамота на построение каменной кладбищенской церкви в честь Вознесения Господня была дана 23 июля 1811 г. епископом Вологодским Евгением. Постройка церкви была закончена в 1820 г., а освящён храм 8 мая 1822 года.
Вознесенская церковь объединяла тёплый и холодный храмы «в одном корпусе». В тёплой церкви было два престола – во имя св. Николая, Мирликийского Чудотворца (южный) и во имя св. Алексия, Митрополита Московского (северный); в холодной церкви – престол во имя Вознесения Господня. В одной связи с храмом была выстроена трёхъярусная колокольня.
Деревянный кладбищенский Никольский храм простоял рядом с новой каменной Вознесенской церковью до пожара 1848 г.
После революции статус храма изменился. В начале 20-х годов он был передан в пользование общине верующих (стал приходским).
Закрытие кладбища и последствия
В начале 1930-х годов в связи с отсутствием возможностей для расширения Кирульского кладбища было принято решение о переносе городского кладбища на новое место. Сыктывкарский горисполком предложил горожанам в трёхдневный срок самостоятельно перенести старые захоронения на новое место. К сожалению, это практически не было осуществлено. В 1932 году кладбище было закрыто, поскольку к тому времени его со всех сторон окружили избы, и не было перспектив для дальнейшего его расширения. Позже ограда была разобрана, каменные памятники вывезены, а деревянные кресты закопаны.
Впоследствии часть захоронений была разрушена при прокладке коммуникаций и рытье подвалов близлежащих зданий. В числе прочих, как считают историки, утрачена и могила героини коми народа– партизанки Домны Каликовой.
По приблизительным подсчетам (по данным метрических книг Троицкого собора) за 140 лет существования кладбища на нем было захоронено не менее 25 тысяч человек.
Храм в руках «обновленцев»
До 4 апреля 1933 года, когда договор пользования был аннулирован, храм принадлежал «тихоновской общине», а затем передан общине «обновленцев» – сторонникам «революционной» реформы Русской Православной Церкви. С этого периода и вплоть до закрытия (постановление Президиума Верховного Совета Коми АССР от 15 ноября 1938 года) Вознесенский храм был единственной действующей церковью в Сыктывкаре и являлся соборным храмом обновленческого епископа Усть-Сысольского и Усть-Вымского.
Изъятие и закрытие
После изъятия здания у верующих Церковь Вознесения Господня пришла в упадок: в 1938 году её закрыли, был снесён крест и разрушена колокольня. Долгие годы церковь стояла бесхозная, зияли пустующие глазницы окон. Периодически она использовалась под гаражи или склады и мастерские, а в одно время в её стенах размещался хлебозавод.
Принятие на госохрану
30 марта 1971 года Постановлением Совета Министров Коми АССР Вознесенская церковь была принята на государственную охрану как памятник архитектуры и градостроительства, в 1980-е гг. – начаты работы по её восстановлению.
В 1986-1990 гг. в церкви располагался отдел этнографии Коми республиканского историко-краеведческого музея.
Передача храма верующим
Религиозная община Русской Православной Церкви в г. Сыктывкаре, зарегистрированная Советом по делам религий при Совете Министров СССР 29 марта 1989 г., с момента образования настойчиво добивалась передачи бывшей церкви её законному владельцу – православной религиозной организации прихода Свято-Вознесенской церкви.
Группа верующих дважды проводила сбор подписей среди жителей города и более 2,5 тысячи человек подписали просьбу о передаче культового здания Русской Православной Церкви. В редакцию газеты «Красное знамя», где в 1989 г. развернулась полемика о дальнейшей судьбе здания (музей или церковь), поступило более 100 коллективных писем о передаче здания верующим. Сыктывкарский горисполком совместно с кооперативом по социальным исследованиям «Диалог» провели экспресс-исследование по изучению общественного мнения по вопросу использования здания – подавляющее число опрошенных (более 83) высказались за её передачу религиозной общине.
На основании мнения горожан и в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. №235 «О религиозных объединениях» Совет Министров Коми Постановлением от 5-го февраля 1990 г. №224 передал здание-памятник общине Русской Православной Церкви.
90-е… Реставрация и возрождение приходской жизни
После передачи церкви верующим, религиозная община Свято-Вознесенского храма во главе с о. Иоанном (Лапко), назначенным Епископом Архангельским и Мурманским Пантелеймоном настоятелем церкви, была начата работа по его обустройству. Была восстановлена глава с Крестом на храме, шпиль, увенчанный крестом – на колокольне; воссоздана солея с амвоном в храме, заказан и установлен иконостас перед алтарной преградой. Автор пятиярусного иконостаса, вырезанного из горной липы, — мастер-резчик Иосиф Долганич из Прикарпатья. В 1994-1996 гг. стены и своды всех частей церкви были расписаны православными живописцами В. Пикляром и П. Захарчуком. Колокольня церкви не восстановлена в полном объёме: в связи с близостью городского аэропорта надстройка верхнего (третьего) яруса была запрещена.
Церковь Вознесения Христова представляет собой один из лучших образцов классицизма в исторической застройке города. Особенность сооружения – довольно редкая, особенность плана – скругление углов храма и трапезной (зимнего храма), дополненное полуциркульной апсидой, сферическим куполом и овальными формами оконных проемов ротонды.
Вместе с реставрацией Дома Божия возродилась и приходская жизнь Свято-Вознесенского храма, который долгое время был единственным в Сыктывкаре.
С 1990 по 2004 гг. Церковь Вознесения Господня носила статус и выполняла функции кафедрального собора (до завершения строительства Свято-Стефановского собора).
Наш храм сегодня
Ныне Свято-Вознесенский храм, старейший из действующих храмов Сыктывкара, является приходским храмом Сыктывкарского Центрального благочиннического округа Сыктывкарской епархии Русской Православной Церкви.
Храм открыт ежедневно с 07 ч. до 19 ч. без перерыва.
Духовенство
Духовенство
Свято-Вознесенского храма
в м. Кируль г. Сыктывкара
Священники и диаконы Свято-Вознесенского храма на молитве
Кратко
Эта страничка познакомит Вас с духовенством нашего Свято-Вознесенского храма в м. Кируль г. Сыктывкара: с отцом-настоятелем, священниками и диаконами.
Это те люди, чрез служение которых происходит наше с Вами Богопознание и Богообщение. Богопознание и Богообщение ведут нас ко спасению нашей вечной души. И потому священнослужители достойны нашего общего уважения и почтения.
Представлены краткие данные о хиротониях и наградах священнослужителей, а также фотографии.
Информация действительна по состоянию на декабрь 2019 года.
Иерей Иоанн Карпунь
Иерей Иоанн Карпунь
Настоятель храма
в дьяконский сан — 17 октября 2007 года;
во священнический сан — 18 октября 2007 года.
Медаль Стефана Пермского II степени (2015 г.);
Юбилейная медаль «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» (2015 г.);
Медаль Стефана Пермского I степени (2018 г.);
Протоиерей Алексий Муравский
Протоиерей Алексий Муравский
в дьяконский сан — 21 ноября 2005 года;
во священнический сан — 26 апреля 2006 года.
Набедренник (2006 г.);
Наперсный крест (2008 г.);
Медаль Святителей Герасима, Питирима и Ионы III степени (2015 г);
Сан протоиерея (2017 г.).
Протоиерей Стахий Размыслов
Протоиерей Стахий Размыслов
в дьяконский сан — 14 октября 1999 года;
во священнический сан — 26 марта 2000 года.
Набедренник (2001 г.);
Наперсный крест (2007 г.);
Медаль Святителей Герасима, Питирима и Ионы III степени (2012 г.);
Сан протоиерея (2012 г.);
Медаль Святителей Герасима, Питирима и Ионы II степени (2015 г.);
Иерей Олег Брусков
Иерей Олег Брусков
в дьяконский сан — 13 апреля 2007 года;
во священнический сан — 15 апреля 2007 года.
Орден преп. Сергия Радонежского, III степени (2004 г.);
Набедренник (2007 г.);
Медаль Святителей Герасима, Питирима и Ионы III степени (2012 г.);
Наперсный крест (2012 г.);
Медаль Стефана Пермского III степени (2014 г.);
Иерей Сергий Минин
Иерей Сергий Минин
в дьяконский сан — 04 марта 2007 года;
во священнический сан — 11 марта 2007 года.
Набедренник (2007 г.);
Наперсный крест (2013 г.);
Медаль Святителей Герасима, Питирима и Ионы III степени (2012 г.);
Иерей Владимир Левичев
Иерей Владимир Левичев
в дьяконский сан — 04 ноября 2014 года;
во священнический сан — 21 сентября 2018 года.
Диакон Иоанн Быстров
Диакон Иоанн Быстров
Хиротония в дьяконский сан — 09 апреля 2006 года.
Двойной орарь (2007 г.);
Медаль Святителей Герасима, Питирима и Ионы III степени (2012 г.).
Диакон Максим Вознесенский
Диакон Максим Вознесенский
Хиротония в дьяконский сан — 16 апреля 2009 года.
Медаль Святителей Герасима, Питирима и Ионы III степени (2012 г.).
Диакон Владимир Шабарин
Диакон Владимир Шабарин
Хиротония в дьяконский сан — 29 мая 2014 года.
Медаль Святителей Герасима, Питирима и Ионы III степени (2012 г.);
Свято-Вознесенский храм и православная гимназия
Свято-Вознесенский храм в местечке Кируль – старейший из действующих храмов Сыктывкара и одно из самых старинных зданий города Сыктывкара. Является приходским храмом Сыктывкарского Центрального благочиннического округа Сыктывкарской епархии Русской Православной Церкви.
Показать полностью. При Свято-Вознесенском храме идёт строительство православной гимназии с предоставлением высококачественного гуманитарного образования с 1 по 4 класс в объеме общегосударственного стандарта на основе православного мировоззрения. Создание православной школы-гимназии — это попытка возврата к традиционной системе духовно-нравственных ценностей нашего Отечества в сфере образования. Это и ответ на желание многих верующих людей обучать своих детей в такой школе, где, не таясь, говорят о Боге, о Церкви, где закладываются в души детей вечные истины.
Наша страна Россия, её история, жизнь страны и общества — эти понятия священны для нас. Их надёжным фундаментом является Православная вера. С каждым годом её роль укрепляется, а важность и благотворность — подтверждаются.
• Расписание богослужений (общее кратко): храм открыт ежедневно с 07 ч. до 19 ч. без перерыва; богослужения проходят утром и вечером (начало в 08 ч. и 17 ч.)
• Настоятель: иерей Иоанн Карпунь
🚙 Адрес: Россия, 167000, Республика Коми, Сыктывкар, улица Заводская, 21
☎️ Контактный телефон:+7 (8212) 22-69-75
_______________________
Платежные реквизиты для желающих внести пожертвования:
✅ ИНН 1101470974, КПП 110101001
р/с 40703810228000103971
в отделении №8617 Сбербанка России, г. Сыктывкар, БИК 048702640
корр.счет 30101810400000000640
✅ Реквизиты Благотворительного фонда помощи строительства православной гимназии при Свято-Вознесенском храме г. Сыктывкара.
Сберкарта: 5469 2800 1258 6310 с пометкой «На гимназию»
Коми отделение №8617 ПАО Сбербанк,
БИК: 048702640,
р/с: 407038 10228000000087
к/с: 30101810400000000640
ИНН 7707083893, КПП 110102001
✅ Сбербанк (с мобильным банком)
8-909-121-7-001 настоятель отец Иоанн (Карпунь Иван Васильевич)
Свято-Вознесенский храм и православная гимназия запись закреплена
КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРАВЕДНОГО ИАКОВА БОРОВИЧСКОГО, НОВГОРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА
О происхождении блаженного Иакова, жизни его и кончине его нет достоверных сведений. По местному преданию, он в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства Христа ради.
Показать полностью. По церковным песнопениям, святой Иаков «от младенства Богу прилепився, Того стопам последовал», победил «плотския страсти воздержанием», «благодать духовную восприял», своим «жестоким житием на земли Ангелы удиви, демоны же устраши и человеки просвети» и «ныне на небесех предстоя всех Царю Христу».
Прославил Господь святого подвижника после кончины. Однажды к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Мсте против течения приплыла большая льдина*, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня».
Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховской храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В «Иконописном подлиннике» о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель. Часть святых мощей осталась в Духовом Боровичском монастыре (Новгородской епархии), другая хранилась в Авраамиевом ските (бывшей Финляндской епархии). Память преподобного Иакова совершается два раза в год: 22 мая/4 июня и в день перенесения честных его мощей 23 октября/5 ноября.
ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРАВЕДНОГО ИАКОВА БОРОВИЧСКОГО, НОВГОРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА
У многих древних русских городов есть свой святой покровитель, имя которого связано с чудесными исцелениями и защитой города от врагов. Покровителем города Боровичи в Новгородской области является св. прав. Иаков, Боровичский чудотворец.
Св. Иаков – общеправославный святой, 5 ноября, в праздник св. Иакова, православные христиане всего мира, вознося молитвы к этому святому, духовно объединяются с верующими нашего города.
Особо покровительствует св. Иаков Боровичскому краю и Иверскому Валдайскому монастырю.
В рукописи XVI в., хранящейся в Троице-Сергиевой Лавре, изложены сказания об этом святом.
В 1452 г. 11 апреля*, во вторник по Пасхе, около Свято-Духова монастыря произошло величайшее событие. Весеннее половодье; быстротечная река Мста шумным потоком катила свои волны через пороги; живительное тепло весеннего солнца уничтожило весь речной лед. Неожиданно появилась большая льдина, двигавшаяся против стремительного течения реки; густой пар, как бы дым от пламени, поднимался от нее. Пристала она к правому берегу, повыше монастыря саженей на сто. Свидетели сего явления узрели на льдине довольно потемневшую и как будто опаленную огнем сосновую колоду, представлявшую собою нижнюю часть гроба без крышки, а в ней мало прикрытое тело некоего отрока. Объятые ужасом, непросвещенные и малодушные боровичане приняли приплывшее тело за обыкновенный труп утопленника. Дабы избежать неприятностей, усиленно старались они особого рода длинными шестами оттолкнуть от берега льдину с ее странною ношею. Однако льдина не повиновалась и снова возвратилась к прежнему месту. Тогда, обмотав колоду веревками, повлекли ее вместе с льдиной по течению реки Мсты и таким образом отвели версты за две от монастыря. На рассвете следующего дня льдина со своею ношею опять вернулась. Повторилось это и в третий раз.
Наконец, Господь вразумил неразумных. Некий отрок явился во сне нескольким более благонамеренным старейшинам боровичским и сказал им: «Из-за чего вы, православные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Ужели из-за неведения имени моего? Так знайте, что я называюсь Иаков; соименник св. Иакову, брату Господню по плоти». Воспрянули от сна простодушные и богобоязненные старейшины, поведали друг другу о дивном сновидении и умилились в сердце своем. Слух об этом быстро распространился. И поняли тогда жители боровичские неразумное отношение к явленным через приплытие мощам отрока Божия. Много горьких слез пролили при этом; дреколье, которым отталкивали мощи, сожгли. Старейшины, сопровождаемые толпою, поспешили на берег реки Мсты с твердым намерением немедленно снять с льдины честные мощи для упокоения оных здесь же, на берегу. Был устроен деревянный сруб, имевший поверх земли вид небольшой часовни. В течение 93-х лет после приплытия и последовавшего затем погребения нетленные останки св. Иакова, почившие под спудом, неослабно источали благодатные исцеления для всех, с верою притекавших к нему.
После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе Иакова Праведного, жители нашего края в 1544 г. особою челобитною от духовенства и мирян довели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание и усердную просьбу, чтобы честные мощи сего нового чудотворца, яко многоценное и богоданное сокровище, были открыты. Это великое торжество совершилось в 1545 г. 23 октября, в день памяти апостола Иакова, брата Господня. На самом же месте захоронения мощей св. Иакова вскоре после того открылся целебный источник. А благочестивые окрестные жители, ревнуя о славе имени Господа, дивного во святых своих, устроили тут небольшую деревянную церковь во имя иконы Божией Матери «Умиления».
В дни благочестивейшего государя, царя Алексея Михайловича, святейший Никон, великий патриарх всей Руси, зная о чудесах, совершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, и в то же время получив сведения, что св. мощи находятся в большом небрежении от скудности Свято-Духова, возымел намерение перенести св. мощи в созданную тогда на одном из островов Валдайского озера обитель Иверскую. Перенесение это совершилось в 1654 г. 23 февраля.
Кем именно был в кратковременном житии своем на земле благоугодивший Господу отрок, св. Иаков Праведный, именуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители и откуда нетленные мощи его приплыли к боровичскому берегу? Об этом нет достоверных сказаний, ни письменных, ни устных.
О чудесах св. Иакова рассказывается в книге «Сказание о святом Иакове праведном, Боровичском чудотворце», изданной в 1901 г. в Санкт-Петербурге. Сохранились воспоминания боровичан о том, что в начале Великой Отечественной войны одному глубоко верующему старцу во сне явился св. Иаков и сказал: «Пусть верующие с моим образом трижды обойдут город, и я спасу град свой».
Действительно, группа верующих три ночи обходила наш город с крестом, пением молитв, с иконой св. Иакова и с частицей его мощей. Этот крестный ход совершался тайно, ночью, т.к. верующие опасались гонения со стороны безбожных властей. Вскоре фронт подошел к г. Боровичи и находился всего в 70 км от него, но город не пострадал.
Свято-Вознесенский храм и православная гимназия запись закреплена
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти
Апостол Павел в Послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним.
Показать полностью. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян.15). Это обстоятельство имеет важное значение ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за римским папой.
Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.
Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.
Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.
Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.
Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» – «Вы спрашиваете меня об Иисусе? – громко сказал праведник. – Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», – закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.
Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания – утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, – мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.
Свято-Вознесенский храм и православная гимназия запись закреплена
Свято-Вознесенский храм и православная гимназия запись закреплена
Доброго здравия, братья и сестры!
Сегодня мы и весь наш народ празднует День народного ЕДИНСТВА!
Это день, когда народ русский сплотился против иностранных захватчиков.
Показать полностью.
4 ноября 1612 года народное ополчение из крестьян, горожан и казаков во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска из Москвы. Закончилось Смутное время — многолетний кризис Русского государства, который мог завершиться распадом страны.
Земский староста Кузьма Минин из Нижнего Новгорода обратился к людям с призывом встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Для этого Минин предложил собрать пожертвования и создать народное ополчение. Он сам подал пример, отдав на благое дело все свое состояние. Воеводой избрали новгородского князя Дмитрия Пожарского, который был известен своей честностью и храбростью. По требованию князя Минин стал его помощником и казначеем.
Через несколько месяцев после освобождения Москвы был собран Земский собор, куда вошли представители всех сословий страны — от духовенства и дворянства до стрельцов и крестьян. Они избрали нового царя — Михаила Федоровича Романова, который стал основателем новой правящей династии.
В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября — в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. Войско вошло в Москву с этой иконой.
Свято-Вознесенский храм и православная гимназия запись закреплена
ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ (1579 Г.)
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Показать полностью.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
ИЗБАВЛЕНИЕ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.