свято успенский дивногорский мужской монастырь воронежская область
Успенский Дивногорский мужской монастырь
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Свято-Успенский Дивногорский мужской епархиальный монастырь. Воронежская епархия. Московский Патриархат.
Адрес: 397965 Россия, Воронежская область, Лискинский район, п. Дивногорский монастырь (рядом с с. Селявное-1).
Координаты: Широта 50.98031723665654,
Долгота 39.31709003441938 (50°58’49.14″N 39°19’01.52″E).
Праздничные дни в обители:
28 августа (Успение Пресвятой Богородицы);
18 февраля и 14 июля (Сицилийской иконы Божией Матери);
7 июля (Рождество Иоанна Предтечи);
10 сентября (Собор Киево-Печерских святых, день освящения Успенского собора монастыря).
Банковские реквизиты монастыря:
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
ИНН 3614003288 КПП 361401001
р/сч. 40703810013160100132
Дополнительный офис №700
ЦЧБ ОАО «Сбербанк России»
к/с 30101810600000000681
БИК 042007681
Карты «Сбербанк России»
2202 2032 7474 9425
5469 1300 1645 1724
Александр Владимирович С.
Успенский Дивногорский мужской монастырь запись закреплена
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
(6 ноября)
Принимаем имена для заупокойного
поминовения
Показать полностью.
О НЕОБХОДИМОСТИ ПОМИНАТЬ УСОПШИХ.
Повесть афонского монаха о видении во время панихиды
Была родительская суббота, кончилась Литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну (стоящему, по обыкновению, посредине церкви).
Я же, пишет монах, стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон. Священник провозгласил: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Диакон зажег свечи, стал раздавать их присутствующим. И в это время я увидел, что много народа стало входить в дверь храма с улицы, а затем проникать сквозь стены и окна. Храм наполнялся множеством прозрачных теней. В этой массе я увидел женщин, мужчин, юношей и детей. Определил я по внешнему виду священников, императоров, епископов и между ними простого чернорабочего, дряхлого солдата-поселянина, бедную женщину и нищих вообще.
После возгласа священника они безшумно, но чрезвычайно быстро заполнили собой весь храм, становясь тесно друг с другом. Все они как будто стремились к кануну, но почему-то не могли подойти к нему. Я не мог оторвать глаз от этой удивительной картины.
Наконец их набралось так много, что реальные молящиеся казались мне фигурами, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они (тени), подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них как будто бы преклоняли колени, другие нагибали головы, точно ожидая произнесения приговора. Дети протягивали руки к свечам, горящим на кануне, и к рукам молящихся живых.
Но вот диакон вынул записки и начал читать написанные на них имена. Удивлению моему не было конца, когда я заметил, что порывистым, радостным движением выделялась то одна, то другая фигура. Они подходили к тем, кто помянул их, становились рядом с ними, глядели на них глазами, полными любви, радостного умиротворения. Мне даже казалось, что в руках духов появилась какая-то духовная горящая свеча и они сами, молясь вместе с молящимися за них, сияли необыкновенно радостными лучами.
Но нет, новые лица не появлялись, и неназванным оставалось только радоваться радостью тех, которых призвали пришедшие для единения с ними.
Я стал наблюдать за общей группой молящихся, которая как бы смешалась с дрожащими в светлых лучах призраками из потустороннего мира, и увидел еще более чудную картину.
В то время, когда произносились слова «Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим» или слова «Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих», видно было, как лица живых озарялись одинаковым светом с лицами отошедших, как сердца сливались в одно общее сердце, как слезы не уныния, а радости, текли из глаз тех, кто носил телесную оболочку, и в то же время какой горячей любовью, беспредельной преданностью горели глаза помянутых.
При облаке дыма благовонного кадила, при струях дыма от горящих свечей раздался дивный молитвенный призыв: «Со святыми упокой. », и я увидел, что вся церковь как один человек стала на колени и духи, имена которых были помянуты, молились и за присутствующих, и за себя, а те, о которых забыли, молились лишь за себя.
Когда окончилось молитвенное песнопение, затухли свечи и священник прочитал последний возглас, а диакон закончил общим поминовением отошедших, стоящие передо мной тени стали исчезать, и оставались только люди, пожелавшие отслужить еще частную панихиду за своих усопших. Тогда я увидел на лицах такой покой, такое удовлетворение, такое обновление, которое не в силах передать.
Велик, свят и отраден для усопших обряд поминовения Православной Церковью. И как грустно бывает тем, кого предают забвению, лишая их не только радости видеть себя не забытыми, но и замедляя тем их духовное обновление и прощение их согрешений у Господа как во время панихиды, так тем более во время Литургии. Потому что с каждым разом, когда священник вынимает частицы за упокой душ, души эти получают милость, приближаясь к Царствию Божию.
«Приезжайте в Дивногорье! Всё можно увидеть своими глазами»
Игумен Алексий (Сукачев)
На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил наместник Свято-Успенского Дивногорского монастыря Воронежской епархии игумен Алексий (Сукачев).
Отец Алексий, согласно преданию, история Дивногорской Свято-Успенской обители, начинается с XI века, когда два монаха, спасаясь от гонений католиков, пришли на Воронежскую землю и принесли с собой икону Божией Матери «Сицилийская». Монастырь действительно существует на Воронежской земле с тех самых пор?
Из предания мы знаем, что явление Дивногорской иконы Божией Матери «Сицилийская» (празднуется 17 февраля н. с.) произошло в 1092 году. Именно тогда схимонахи Ксенофонт и Иоасаф принесли этот образ в наш край из Сицилии. Не исключено, что как раз в это время в Дивногорье обосновались первые монахи. Со временем их поселение расширилось и превратилось в довольно большой пещерный монастырь.
Упоминания об обители имеются в официальных архивных документах ХVII века. Сохранилась переписка игумена Гурия, настоятеля Дивногорского Свято-Успенского монастыря с царем Алексеем Михайловичем, датированная 1653 годом. Игумен просил помощи для своей обители, и когда помощь была оказана (государь выделил монастырю денежные средства и землю), отец Гурий отчитался перед царем, на что были потрачены деньги и как были использованы земельные наделы.
Из исторических документов мы также знаем, что в 1389 году митрополит Киевский и всея Руси Пимен проплывал из Москвы в Царьград, а сопровождавший его человек делал записи и зарисовки их путешествия. Из этих записей известно, что судно шло по Дону и реке под названием Тихая Сосна, что место это было пустынное, ни людей, ни зверей путешественники здесь не встретили, но на рисунке видно, что в расположенных на высоком берегу Дона дивах (дивы – меловые горные образования. – Ред.) видны окошечки и дверцы помещений. Соответственно можно сделать вывод, что какая-то жизнь здесь в то время уже была. Вероятно, в пещерных кельях жили монахи-отшельники.
В 2018 году два не знакомых друг с другом человека, приезжавшие к нам в монастырь в разное время, рассказывали, что они в советские годы еще детьми бывали в Дивногорских пещерах. По их словам, в середине XX века подземные ходы в них были очень длинными. Ход из монастыря разветвлялся и шел к монастырю, к Дону и под Доном. Чтобы не заблудиться, дети брали с собой пять-десять катушек ниток. В настоящее время заблудиться в пещерах невозможно, так как ходы завалены и доступа к ним нет. Эти же люди рассказывали, что в пещерах под землей, в горах, есть карстовое озеро.
Возможно, иноки прятались в этих пещерах от набегов кочевых племен. В Курской области есть похожие пещерные храмы [1], которые основали монахи-отшельники. Исторические документы, датированные 1672 годом, свидетельствуют, что эти иноки ушли из наших мест из-за постоянных набегов.
Как сложилась жизнь монастыря в послереволюционные годы?
В 1918 году монастырь был закрыт, и монахи вынуждены были образовать трудовую артель по обработке земли. Братии тогда было 70 человек, около 40 человек трудников. Но более или менее спокойная жизнь продолжалась здесь до 1924 года. Потом монахов выгнали из монастыря, и на его месте был образован дом отдыха «Дивногорье», который просуществовал до войны.
В 1941–1942 годах на его месте открылся советский эвакуационный госпиталь № 2636, а когда фашисты захватили здешние высоты, в Дивногорье обосновались венгерские части гитлеровской армии. В помещениях находился венгерский госпиталь. В 1944–1945-м наша армия освободила Воронежскую область от оккупантов, и в монастыре снова заработал советский военный госпиталь № 2616. После войны и до 1963 года в Дивногорье находился дом отдыха. А с весны 1963 года здесь разместился туберкулезный санаторий «Дивногорье», который просуществовал до 1997 года. Затем здания начали потихоньку передавать Церкви, и в монастырь стали приходить первые монахи. Один брат живет в обители с 1997 года, еще двое – с 1998. Остальные пришли позже. Первым настоятелем возрожденного Свято-Успенского Дивногорского монастыря был архимандрит Парфений (Шалатонов). После него до 2016 года обитель возглавлял игумен Максим (Лапыгин).
Сколько сейчас братии подвизается в монастыре?
Пятнадцать человек. Многие отмечают, что желающих посвятить себя монашеской жизни в наши дни стало меньше, но у тех, кто сегодня стремится в монастыри, можно наблюдать достаточно трезвое отношение к монашеству.
Есть ли у насельников возможность ежедневно посвящать какое-то время келейной молитве?
Обязательно. Служба заканчивается около 9 часов (Литургия в монастыре служится ежедневно), обед – в 11 часов. После службы каждый может заниматься своими делами. Когда я был на Святой Горе Афон, мог заметить, что братия – и молодые иноки, и совсем старенькие – трудятся 4 часа в день. Так и у нас теперь – не менее четырех часов в день насельники монастыря должны уделять своему послушанию.
Доступен ли игумен для братии? Есть ли у насельников монастыря возможность общаться с наместником? Из чего складывается ваше общение? Как Вы окормляете братию?
Да, конечно, игумен доступен для братии. Какие-то частные вопросы мы обсуждаем на исповеди после повечерия. Также в монастыре есть традиция ежедневного чтения за трапезой житийной и святоотеческой литературы. Иногда я сам что-то предлагаю братии, когда вижу, что надо уделить внимание той или иной проблеме духовной жизни. Иногда кто-то из насельников монастыря предлагает духовную литературу для совместного чтения. Если она соответствует нашим потребностям, я знакомлю с ней братию. Если нет, стараюсь предложить что-то, что имеет прикладное для аскетического делания значение. Читаем материалы монашеских конференций. Иногда братия довольно живо обсуждает прочитанное, бывают у нас и расхождения во мнениях по некоторым вопросам, которые освещались на монашеских встречах.
Отец Алексий, в каком возрасте Вы приняли решение принять монашество? Расскажите, пожалуйста, немного о своем пути в монастырь.
Осознанная вера пришла ко мне в студенческие годы, хотя я помню, как нас с братом еще в детстве бабушка водила в Казанский храм в Воронеже. Моя мама, оказывается, всю жизнь постилась в среду и пятницу, но я узнал об этом, только когда стал взрослым. Я был послушным ребенком и поэтому пошел учиться туда, куда посоветовали мне идти родители. После девятого класса школы мы с братом продолжили учебу в электро-монтажном техникуме, по окончании которого поступили в Технологическую академию. Брат не стал доучиваться в вузе и ушел в монастырь. Он и сейчас подвизается в обители святителя Тихона Задонского, а я закончил академию и около шести лет отработал в конструкторском бюро химавтоматики. Потом стал пономарить в храме на приходе у игумена Максима (Лапыгина), и батюшка благословил меня поступить в семинарию. После рукоположения некоторое время служил в Благовещенском кафедральном соборе, потом был постриг в мантию в Дивногорской обители, я продолжил служить в соборе. Владыка Сергий (митрополит Воронежский и Лискинский. – Ред.) благословил меня поступать в Московскую духовную академию. Исполняющим обязанности наместника монастыря я стал 16 октября 2015 года. А в конце декабря 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил прошение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия о моем назначении.
Из новостной ленты монастырского сайта и постов дивногорской группы в социальных сетях можно увидеть, что обитель сегодня активно занимается просветительской деятельностью, в том числе и в молодежной среде…
Лискинский район Воронежской области, к счастью, нельзя назвать умирающей провинцией. Здесь работают заводы, заботливо обрабатывается земля, развивается сельское хозяйство, животноводство. Два года назад в селе Селявное, рядом с которым находится Дивногорский монастырь, было построено современное здание общеобразовательной школы. В селе довольно много детей, молодежи. У одного из наших священников, отца Димитрия есть желание вести миссионерскую деятельность среди наших односельчан. Он является почитателем убиенного священника Даниила Сысоева и сторонником так называемой уличной проповеди. Батюшка активно общается с людьми, беседует с селявинцами о Боге и Церкви.
Еще одним направлением просветительской деятельности монастыря можно назвать наши встречи с паломниками и туристами, которые по субботам приезжают в обитель из Воронежа. С недавнего времени раз в неделю начала ходить прямая электричка из Воронежа до Дивногорья, люди приезжают на ней в 11 часов и в 16 часов возвращаются обратно. Мы устраиваем для них молебен, проводим экскурсию, предлагаем им обед и обязательно отводим время для бесед со священником.
У монастыря есть сайт, страницы ВКонтакте и других социальных группах, бесплатная газета «Дивногорский благовестник», где мы стараемся размещать душеполезные тексты. Братия раздает газету односельчанам и паломникам, можно также взять ее в монастырском храме.
С недавнего времени в монастыре открылась музейная экспозиция, посвященная советским военным госпиталям, которые находились здесь в годы Великой Отечественной войны, и истории нашей обители в дореволюционный период. Как выяснилось, есть острая необходимость говорить с детьми и подростками о Великой Отечественной войне и народе-победителе, избавившем мир от фашизма, – как и об истории России в целом. Из бесед с юными посетителями нашей экспозиции мы поняли, что они нередко имеют весьма смутное представление о важнейших исторических событиях своей страны.
В теплое время года в Дивногорье приезжает отдыхать молодежь. У монастыря установились дружеские отношения с молодежной организацией «Нескучный день». Ее руководители – верующие, воцерковленные люди. В дни каникул и на выходные они организуют поездки к историческим или живописным местам, посещают достопримечательности и заодно знакомятся со святынями – храмами и монастырями разных епархий. Стараются организовывать для ребят встречи с духовенством. В этом году они побывали у нас уже в четвертый раз. Иногда приезжают по 40-60 человек. Мы устраиваем для них экскурсии, обеды, а они помогают монастырю в повседневных трудах. Совмещают, как говорится, приятное с полезным. Во время байдарочного похода по Дону ребята разбивают в двух километрах от монастыря лагерь и утром следующего дня приходят к нам. Помогают по хозяйству, а после вечернего богослужения мы беседуем на разные темы. Они имеют возможность задать священнику любые вопросы, в том числе и те, которые поднимаются в социальных сетях и касаются критики Церкви и священства. К сожалению, в информационном пространстве люди, настроенные против Церкви, проявляют бóльшую активность, чем ее члены и сторонники. Это очень чувствуется по тем вопросам, которые задают нам ребята. Мы стараемся отвечать на их недоумения честно, и, думаю, результатом нашей искренности становится то, что многие после таких бесед приходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Таин.
Вы возглавляете монастырь, который удален от шумного города. Чем для вас являются монашеские конференции, которые организует Синодальный отдел по монастырям и монашеству? Нужны ли, на Ваш взгляд, монахам такие встречи, или же, наоборот, они отвлекают насельников монастырей от уединенной иноческой жизни?
На мой взгляд, монашеские конференции очень нужны. Я считаю себя молодым наместником, и для меня эти встречи – уникальная возможность приобрести опыт управления духовной и хозяйственной жизнью монастыря. Очень полезно и интересно бывает слушать доклады конференций, но не менее ценно и наше неформальное общение во время этих встреч. Не обо всем, может быть, удобно бывает спросить с микрофоном в руках, но в перерывах между докладами и во время поездок к святыням (посещение святых мест всегда входит в программу конференций) мы имеем возможность обсуждать и духовные, и хозяйственные, и административные вопросы монастырской жизни. Так, например, когда мы ездили на Кипр, настоятели разных обителей делились друг с другом, рассказывая, чтó производят монастыри, как хранят и как реализуют свою продукцию. Это было очень интересно. Я всегда с радостью еду на конференции, не для того даже, чтобы отвлечься от ежедневных забот, хотя и это бывает необходимо, а потому что эти встречи приносят очень большую пользу. Ты словно получаешь возможность другими глазами посмотреть на жизнь своей обители. Появляется желание что-то изменить, улучшить.
Запомнилось, как на одной из монашеских встреч владыка Тихон Псковский и Порховский, передавая нам слова отца Иоанна (Крестьянкина), сказал, что монастырям надо учиться самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, потому что придет время, когда никто не будет нам помогать. Благодаря этим словам отца Иоанна Сретенский ставропигиальный монастырь Москвы занялся издательской деятельностью, которая и по сей день приносит хорошую прибыль обители. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, руководствуясь похожими соображениями, занимается животноводством. Кроме того, трудники и паломники (к нам приезжают потрудиться и семейные люди с детьми) бывают очень довольны тем, что имеют возможность приобрести качественную продукцию. Некоторые из них уже не первый год проводят в монастыре свой летний отпуск, стремясь побыть в тишине, подышать свежим воздухом, помолиться, походить на службы и потрудиться для пользы обители. И монастырь в свою очередь старается обеспечить этим людям полноценный рацион питания, в который входят экологически чистые продукты, производимые монастырским хозяйством.
Не только конференции, но и информационная деятельность СОММ не менее действенно помогает монастырям. То, что размещает портал «Монастырский вестник», скажем, в рубрике «Консультация», мы используем в повседневной жизни, – например, «Методические указания по сохранению недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения» с разъяснениями помощника председателя СОММ, С.А. Анохиной, или комментарии Юридической службы Московской Патриархии к новеллам действующего законодательства. Необходимые для всех обителей прикладные знания теперь, благодаря информационной работе СОММ, можно получить дистанционно.
Чем, по Вашему мнению, должен руководствоваться человек, выбирая для себя монастырь?
На мой взгляд, самое важное в монашеской жизни общежительного монастыря – это добрые, доверительные отношения братии с игуменом. Если это есть, будет и все остальное. Любое испытание можно преодолеть, когда есть доверие к игумену и братии. Если же человек замыкается, ищет чего-то своего, то ему придется приложить усилие, чтобы найти такой монастырь, где его поймут и где он сможет найти свой дом. Дивногорский монастырь мне нравится тем, что в осеннее и зимнее время здесь есть возможность жить уединенной молитвенной жизнью, читать святоотеческие творения, трудиться. Приезжайте, всё можно увидеть своими глазами.
Фото: Владимир Ходаков
Игумен Алексий (Сукачев)
Беседовала Екатерина Орлова
Дивногорский Успенский мужской монастырь
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Воронежской епархии расположен в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна. В просторечии меловые останцы в районе Дивногорского монастыря и сам пещерный монастырь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игуменом Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сентября 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. Но местное предание, бытовавшее с конца XVII в., относило устроение пещерного монастыря к более раннему периоду. В начале XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что Дивногорские пещеры обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников». По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Дивногорского монастыря древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра, на землях которого впоследствии располагалась Дивногорская обитель.
Содержание
История [ править ]
Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Позже игумен Гурий напишет об Успенской церкви, что она «выбита в камни в столбе у горы» и о церкви во имя «великого чудотворца Николы», что была «на берегу Дона». Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена. По мнению исследователя протоиерея А. Кремецкого. Архиепископ и историк Димитрий (Самбикин) относит дату основания монастыря к XV-XVI веку, тогда, как большинство исследователей ХХI века в своих трудах стремятся придать более древний облик эпохе, когда создавались пещеры и пещерные храмы. Имея в виду раннюю датировку монастыря, мы можем сказать, что обитель в своем первоначальном виде просуществовала недолго.
С восстановлением границ России и возрастанием ее могущества, со строительством таких городов, как Воронеж, Острогожск, Коротояк тесно связана и судьба монастыря.
Первыми иноками обители стали украинские монахи, пришедшие в эти места вместе с казаками. Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.
Уже к концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.
В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии.
Первый епископ Воронежский святитель Митрофан распорядился иметь в обители приходно-расходную книгу. Святитель, по-видимому, с почтением относился к настоятелю Дивногорского монастыря, ибо, несмотря на чрезвычайную рачительность, подарил архимандриту Амвросию хрустальный стакан. Других сведений об отношении Воронежского святителя к насельникам Дивногорья не сохранилось.
В 1699 году по свидетельству адмирала Крюйса, монастырь посещал царь Пётр I Великий.
Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год.
В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению, но затем его все же сохранили как заштатный монастырь.
Известный немецкий путешественник, географ, геолог и биолог Самуил Георг Гмелин (племянник знаменитого академика Иоганна Георга Гмелина), посетивший обитель в 1769 году, застал в ней только одного игумена. В 1773 году по ходатайству святителя Тихона Задонского, возглавлявшего тогда Воронежскую епархию, все земли и имущества вернули монастырю, и жизнь в обители снова возродилась.
Но согласно указу 1786 года монастырь был всё же упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.
С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, согласно которому Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.
Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Инок Анфим руководил обителью 20 лет.
Завершая краткий обзор истории монастыря, отметим, что в 1903 году состоялось торжественное празднование 250-летия обители. К этому времени прошлым монастыря стали особенно интересоваться историки, краеведы, этнографы, археологи, географы. Путешественник Е. Марков, посетивший в это время монастырь, оставил интересные путевые заметки под названием «В краю белых гор». Интерес этот есть и в наши дни, возможно, что со временем, мы узнаем доселе неизвестное об истории монастыря.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы. В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.
Храмы [ править ]
Храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)
Храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна
Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская) [ править ]
Из книги П. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь.Исторический очерк». Воронеж, 1904 г
Святыни [ править ]
Ковчеги с частицами мощей святых угодников Божьих