свято успенский девичий монастырь старая ладога
Староладожский Свято-Успенский
девичий монастырь
Братья и сестры!
Рады приветствовать Вас на официальном сайте Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря.
Свято-Успенский монастырь — является одним из древнейших монастырей северо-запада России. На его территории находится жемчужина Северо-запада: храм Успения Пресвятой Богородицы XII века с сохранившимися до наших дней фресками.
Другие монастырские здания построены в XIX веке. Их авторами являются известные архитекторы: такие как А. М. Горностаев, К. И. Брандт, Н. Н. Никонов.
В XIV веке монастырь предоставил убежище будущей святой преподобной Анне Кашинской, супруге Тверского князя Михаила (св. блгв. князя мученика), скрывавшейся в Ладоге в период разорения татарами Твери.
В начале XVIII века в Успенский монастырь была сослана опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина — супруга Петра Великого. В нашем монастыре она провела около семи лет. В память о ней в монастыре остались липы, посаженные рукой самой царицы.
С 1779 по 1822 гг. (43 года), настоятельницей Успенской обители была достоблаженной памяти схиигумения Евпраксия. Еще при жизни матушка Евпраксия была уважаема и почитаема многими достойными людьми своего времени. Она прославилась многими чудесами которые совершались по ее молитвам. Схиигумения Евпраксия удостоилась видения Спасителя и Божией Матери, а также святой великомученицы Варвары — Небесной покровительницы нашего монастыря.
На нашем сайте есть возможность ознакомиться с жизнеописанием схиигумении Евпраксии, составленным известной поэтессой XIX века, а впоследствии насельницей нашего монастыря, духовной дочерью святителя Игнатия Брянчанинова, монахиней Марией Шаховой (схимон. Елизаветой).
Чтобы посмотреть это видео, пожалуйста включите JavaScript, и обновите Ваш браузер, чтобы он поддерживал HTML5 video
В Успенском монастыре вы можете помолиться в древнем Успенском храме, а также в церкви Крестовоздвижения при Больничном корпусе, где находятся главные святыни обители — частицы мощей святых: великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского и Дивеевских святых жен, преподобных Арсения Коневского и Антипы Валаамского, преподобномученицы Марии Гатчинской. Отреставрирована церковь прп. Алексия, человека Божия. Для паломников всегда открыта привратная часовня в честь явления святой Варвары схиигумении Евпраксии, а также часовня Успенского монастыря на древней Варяжской улице.
Успенский монастырь начал свое восстановление в 2005 году. В одном из наших фотоальбомов можно увидеть в каком запущенном виде он был тогда.
Еще много предстоит сделать и по возрождению монашеской жизни, и по воссозданию исторического облика монастыря. Сестры обители с благодарностью и молитвенной памятью примут посильную помощь для восстановления Успенского монастыря — дома Пресвятой Богородицы.
Храни вас Господь и Матерь Божия!
Монастырю нужна помощь
Приглашаем благочестивых мужчин и женщин потрудиться в монастыре на срок от недели до 3-х месяцев. Проживание и питание бесплатное.
В монастыре требуется помощь на кухне, в хозяйстве, в огородных и садоводческих работах, в уборке территории к празднованию.
Что такое трудничество? — это работа в монастыре во славу Божию. Трудница или трудник приезжают в монастырь помолиться и потрудиться, чтобы помочь возрождающейся обители. Трудник может уехать в любой момент. Он не дает обещания оставаться в монастыре, просто работает со всеми вместе.
В святой обители потрудиться — дар Божий! Одно дело убирать клуб, другое — храм. Работа одна и та же, но полученную для души пользу не сравнить.
Помощь монастырям, особенно женским, — это древняя традиция, дело богоугодное и душеспасительное. Можно прочитать в «Отечнике» свт. Игнатия Брянчанинова как один святой отец говорит послушнику, что подающий милостыню монахиням получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным, и получит от Бога награду и венец великие. Вот как высока перед Богом помощь женским обителям. В мужском монастыре монахи — мужчины, крепкие, у них есть сила. А матушкам часто приходится просить.
Сегодня матушки Успенского монастыря в Старой Ладоге просят Вас о помощи.
В древнем храме Успения XII века не хватает церковной утвари для праздничного Богослужения. Очень нужны песочные подсвечники в количестве 9 штук, хорошее напрестольное Евангелие, требное Евангелие в металлическом окладе для исповеди, дьяконские облачения всех цветов, стихари для алтарников.
Монастырь будет молиться за всех, оказавших помощь древней Успенской обители.
Историческая справка
о Староладожском Свято-Успенском монастыре
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, расположен в Ладоге — первой столице русского государства, основанной в 753 году на берегу реки Волхов.
Основание монастыря
Время основания монастыря нельзя определить с точностью. Основание обители относят к периоду между 1040—1116 годами. По одной версии обитель основана в начале XII века, когда был построен древнейший каменный храм Ладоги /Новгородская летопись/, сохранившаяся и ныне действующая, Соборная Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1114—1116 годы). Церковь построена одновременно с каменной крепостью Рюрика в Ладоге и вскоре будет отмечать своё 900-летие. Она изначально была построена новгородскими мастерами, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря, что подтверждается аркосольными нишами в его стенах и дьяконнике, и «знаком Рюриковичей», обнаруженному на арке свода церкви.
Возможным основателем обители может быть князь Мстислав Великий, построивший церковь для своей жены, шведской принцессы Кристины. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он же вероятный заказчик строительства церкви Успения, построенной в Ладоге в тех же годах. Основательницей обители может быть и сама Кристина, которая организовала монастырь, чтобы освятить строительство крепости. Есть гипотеза, что она похоронена в Успенском монастыре. Ещё одна версия говорит о том, что каменная Церковь Успения построена в двенадцатом веке для Кристины её сыновьями.
Более смелая версия относит возникновение деревянного монастыря с деревянной Церковью Успения к одиннадцатому веку и приписывает строительство монастыря дочери шведского короля Олафа — принцессе Ингигерде (Св. Анне Новгородской), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в приданое. В любом случае, Успенский монастырь один из древнейших монастырей Санкт-Петербургской митрополии.
Разорение монастыря в смутное время
В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.
После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси.
Жизнь монастыря в XVIII—XIX вв.
В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году.
Обитель известна многими подвижницами, такими как восстановительница монастыря старица Акилина, подвижница благочестия — схиигумения Евпраксия, схимонахиня Мария, известная в миру, как талантливая поэтесса Елизавета Шахова. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях. Чтимые святыни монастыря — частицы мощей: прп. Анны Кашинской чудотворицы, прп. Серафима Саровского чудотворца, прп. Арсения Коневского, прп. дивеевских игумений Александры, Марии, Марфы, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. Антипы Валаамского, вмч. Варвары, частицы мощей священномучеников, прп. Марии Гатчинской.
По благословению митрополита Владимира написана и почитается в нашей обители икона явления вмц. Варвары схиигумении монастыря Евпраксии. В честь этого явления освящена привратная часовня.
Формирование облика монастыря связано с именами архитекторов: A. M. Горностаева, Н. Н. Никонова, К. И. Бранта. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.
Возобновление монастыря
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь открыт (возобновлён) 28 августа 2005 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви. В этот памятный для обители день в Успение Пресвятой Богородицы, правящий архиерей посетил обитель и огласил постановление Священного Синода об открытии монастыря, возложив на настоятельницу монахиню Ангелину наперсный крест. В сентябре 2011 года монахиня Ангелина была возведена в сан игумении. Ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Возможным основателем обители может быть князь Мстислав Великий, построивший церковь для своей жены, шведской принцессы Кристины. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он же вероятный заказчик строительства церкви Успения, построенной в Ладоге в тех же годах. Основательницей обители может быть и сама Кристина, которая организовала монастырь, чтобы освятить строительство крепости. Есть гипотеза, что она похоронена в Успенском монастыре. Ещё одна версия говорит о том, что каменная Церковь Успения построена в двенадцатом веке для Кристины её сыновьями.
Более смелая версия относит возникновение деревянного монастыря с деревянной Церковью Успения к одиннадцатому веку и приписывает строительство монастыря дочери шведского короля Олафа — принцессе Ингигерде (св. Анне Новгородской), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в приданое. В любом случае, Успенский монастырь один из древнейших монастырей Санкт-Петербургской митрополии.
В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.
После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси.
В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году.
Обитель известна многими подвижницами, такими как восстановительница монастыря старица Акилина, подвижница благочестия — схиигумения Евпраксия, схимонахиня Мария, известная в миру, как талантливая поэтесса Елизавета Шахова. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях. Чтимые святыни монастыря — частицы мощей: прп. Анны Кашинской чудотворицы, прп. Серафима Саровского чудотворца, прп. Арсения Коневского, прп. дивеевских игумений Александры, Марии, Марфы, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. Антипы Валаамского, вмч. Варвары, частицы мощей священномучеников, прп. Марии Гатчинской.
По благословению митрополита Владимира написана и почитается в нашей обители икона явления вмц. Варвары схиигумении монастыря Евпраксии. В честь этого явления освящена привратная часовня.
Формирование облика монастыря связано с именами архитекторов: A. M. Горностаева, Н. Н. Никонова, К. И. Бранта. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь открыт (возобновлён) 28 августа 2005 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви. В этот памятный для обители день в Успение Пресвятой Богородицы, правящий архиерей посетил обитель и огласил постановление Священного Синода об открытии монастыря, возложив на настоятельницу монахиню Ангелину наперсный крест. В сентябре 2011 года монахиня Ангелина была возведена в сан игумении. Ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Наиболее интенсивно строительные работы в монастыре велись в 1854—1864 гг., благодаря энергичной деятельности игуменьи Дионисии. За это время был осуществлен капитальный ремонт собора, построены двухэтажное каменное здание трапезной, монументальный Больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью, два каменных одноэтажных здания в юго-западной части монастыря (экипажный сарай с конюшней и баня с прачечной), завершено строительство каменной ограды.
Больничный корпус, расположенный на крутом склоне и ориентированный параллельно линии берега, строился в 1860—1862 гг. Авторами его являются архитекторы А. М. Горностаев и К. И. Брандт. А. М. Горностаев, один из крупнейших мастеров «русского стиля», выполнил проект, имевший характер эскизного, впоследствии доработанный К. И. Брандтом, осуществлявшим непосредственное руководство строительством.
В храме преподобного Алексия, человека Божия на кладбище служатся родительские субботы, происходят отпевания, панихиды. Отслужена первая, после восьмидесятилетнего перерыва, литургия.
Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (XII век) является главной достопримечательностью Свято-Успенского монастыря. Время ее сооружения еще точно не установлено. В XII веке практически друг за другом были возведены не менее шести каменных храмов. Успенский храм, по мнению ряда ученых, считается первой церковной постройкой в Ладоге. Четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный, однокупольный храм — он сохранился до наших времен в своем основном объеме. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 метров, ширина — около 14 метров, высота более 19 метров. Вместить он мог не один десяток людей.
Храм создавался как храм-усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. И храм и монастырь могли возникнуть одновременно со строительством ладожской крепости в 1114—1116 гг. или сразу после этого. Вероятным заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав (Великий) или его супруга шведская принцесса Кристина. Возможно, что на месте Успенского храма ранее стояла деревянная церковь, которая впоследствии была перестроена. Есть предположение что Успенский храм мог быть построен князем Изяславом — сыном Кристины, чей княжеский знак был найден под сводами Успенского храма. Таким образом строительство Успенского храма можно датировать периодом с 1114 по 1150-й год.
Разорение монастыря зафиксировано в 1611—1617 гг., однако крупного ремонта Успенского храма, скорее всего, не потребовалось, так как храм был заново освящен уже в 1617 году — сразу после освобождения Ладоги от шведов.
В XVIII-XIX вв. Успенский храм несколько раз ремонтируется и перестраивается. В 1762 году при игумении Евпраксии (игум. 1769—1822 гг.) с западной стороны к храму пристроена каменная колокольня, взамен разобранной деревянной. В 1802 году игумения Евпраксия пристроила к Благовещенскому приделу, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. В 1829 году, при игумении Февронии колокольня надстраивается третьим ярусом. Ее высота достигает 32 метров. В 1831—1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня оказались связанными в единую систему объемов. Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел — теплый. В 1854 году было разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенской и устроить в ней печи, и с 1855—1856 года Успенская церковь сделалась теплой. В 1854—1856 гг. переделан и возобновлен, еще с начала XVIII века существовавший, придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. В эти же годы устроен новый иконостас, просуществовавший до закрытия храма после Октябрьской революции.
В 1958—1960 гг. в процессе реставрации Успенский храм был освобожден от более поздних построек. На стенах храма было раскрыто в общей сложности около 50 кв. метров фресок XII века, фрагментарно уцелевших (после различных ремонтов храма в XIX веке) под поздними полами, на лопатках боковых апсид, юго-западном столбе и на окнах апсид, барабана и северной стены, а также в южном и западном аркасолиях. Над перемычкой прохода в жертвенник хорошо сохранилось изображение св. Кирика в медальоне. На юго-западном столбе сохранилось изображение полуфигуры, атрибутированной как св. Борис.
28 августа 2005 года состоялась первая Божественная Литургия в Успенском храме. После окончания Литургии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был отслужен праздничный молебен после которого был объявлен указ Синода об открытии Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении настоятельницей монастыря монахини Ангелины (ныне игумении Ангелины) с возложением наперсного креста.
В настоящее время храм открыт для посещения в летний период времени по выходным. Для посещения в другое время группам нужно договариваться заранее позвонив в монастырь
До конца XVIII века все строения в Успенском монастыре, за исключением Успенского храма, были деревянные. И колокольня Успенской церкви тоже была деревянная. В 1762 году игумения Евпраксия захотела построить новую, каменную колокольню. Начала она постройку, не имея достаточных средств на строительство. Когда деньги у матушки закончились, а колокольня еще не была достроена, Евпраксия обратилась с горячей молитвой к Богу, прося Его помощи. Она затворилась в келье и всю ночь молилась. Вот как об этом написано в жизнеописании матушки: «Утомленная бдением и слезными молениями, Евпраксия к утру погрузилась в тонкий сон и увидела пред собою окруженную сиянием, прекрасную девицу, в венце на голове и с жезлом в руках, которым она с тихостью погрозила ей и сказала: «Ты забыла, что мне поручено управление твоей обители, о которой я пекусь более тебя, и что ты служишь мне одною палочкой. О чем ты столько заботилась? Отложи печаль и будь спокойна.» — Евпраксия в явившейся узнала святую великомученицу Варвару, икона которой находилась в верхнем приделе во имя святой.» На утро игумению Евпраксию встретили донесением о прибытии в монастырь знакомой помещицы, госпожи Желтухиной. Посетительница подала Евпраксии пакет с деньгами, именно ту сумму, которой не доставало для окончания постройки, и рассказала о принятом ею во сне повелении от св. великомученицы Варвары, — вручить игумении Успенского монастыря сумму денег, издавна отложенную ею на благочестивое употребление. Таким образом, с помощью святой Варвары, колокольня была достроена. В 2009 году в честь этого события, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира была написана икона «Явление вмч. Варвары схиигумении Евпраксии», а в 2010 году освящена привратная часовня в честь явления вмч Варвары.
Теперь Евпраксии оставалось доставить в монастырь колокола из Петербурга. По дороге из столицы, повозку с колоколами застигла сильная снежная метель, и кони не могли двинутся дальше. Ямщики отправились в соседнее селение за помощью, а матушка Евпраксия осталась в повозке с колоколом. Вернувшиеся ямщики уже не думали застать матушку живой. Когда же они подошли к повозке, то каково же было их удивление, когда они увидели, что матушка не только жива, но и снег вокруг повозки заметно растаял. Вот, что рассказала матушка по прибытии в монастырь: «Среди лютой ночи, она почувствовала вокруг себя какое-то веяние теплого воздуха: открылась, — и увидела чудный свет, окружавший ее повозку. Укрепленная теплотою, выглянула она, и узрела трех благолепных старцев, приникнувших к ней с видом братского участия. Евпраксия признала в них святых и Богоносных отцов наших: Александра Свирского, Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев». Согреваемая Небесным теплом, она осталась жива и благополучно доставила в монастырь колокола, и сама же участвовала в их подъеме. В завершение же собственноручно водрузила крест на куполе колокольни.
…К сожалению колокольня была разобрана в середине XX века, и лежат перед Успенским храмом «странные камни», как напоминание о том, что здесь в прежние времена, стояла трёхъярусная колокольня, построенная Евпраксией столь чудесным образом.
Формирование ансамбля
Староладожского Свято-Успенского монастыря
в XIX — начале XX века
Успенский монастырь известен в первую очередь благодаря своему собору — церкви Успения Богородицы — выдающемуся памятнику архитектуры XII века. Остальные монастырские постройки, сохранившиеся до наших дней, относятся к XIX — началу XX века.
Вплоть до начала XIX века все постройки Успенского монастыря, за исключением собора, были деревянными. Начиная с 1820-х годов в монастыре развернулось интенсивное каменное строительство. В 1873 году в западной стене старой деревянной ограды были сооружены каменные Святые ворота. До этого монастырь имел два входа — восточный, с берега реки Волхов, и южный. Устройство новых Святых ворот напротив западного портала собора во многом определило дальнейшее формирование комплекса монастырских построек.
Замена деревянной ограды каменной производилась постепенно и растянулась на три десятилетия. Угловые башни, строившиеся в 1837—1854 гг., в отличие от выполненных в формах классицизма Святых ворот, по своим стилистическим особенностям полностью принадлежат эпохе эклектики.
В линии восточной стены ограды в 1843 году был возведен каменный двухэтажный келейный корпус. Его фасады лишены декоративного убранства и имеют слабовыраженные черты классицизма. Первоначально нижний этаж здания, составляющего часть ограды, прорезал перекрытый сводом проезд, но в 1860 году, когда восточная стена ограды была перенесена ближе к берегу Волхова, проезд заложили.
Появление келейного корпуса не только положило начало формированию восточного фасада монастырского комплекса, но и знаменовало собой важное изменение в жизни монахинь: прежде монахини за свой счет строили небольшие деревянные кельи, теперь же появился общий келейный корпус, хотя обособленные деревянные домики-кельи продолжали существовать.
Значительные изменения в XIX веке претерпел и облик Успенского собора. В 1829 году двухъярусная колокольня, возведенная еще в конце XVIII века взамен деревянной, была надстроена третьим ярусом, что существенно обогатило силуэт монастыря и увеличило его градостроительную значимость. Высота колокольни достигала 32 м.
В 1831—1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня, оказались связанными в единую систему объемов.
Очевидно, по проекту Мельникова была построена и небольшая церковь Алексия на кладбище Успенского монастыря.
Наиболее интенсивно строительные работы в монастыре велись в 1854—1864 гг., благодаря энергичной деятельности игуменьи Дионисии. За это время был осуществлен капитальный ремонт собора, построены двухэтажное каменное здание трапезной, монументальный Больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью, два каменных одноэтажных здания в юго-западной части монастыря (экипажный сарай с конюшней и баня с прачечной), завершено строительство каменной ограды. Именно в это время ансамбль Староладожского Успенского монастыря сформировался в своих основных чертах.
Здание трапезной построено в 1856—1858 гг. в «русском стиле» по проекту епархиального архитектора К. И. Брандта. Трапезная удачно поставлена на границе перепада высот и особенно эффектно выглядит с востока, с берега Волхова.
Больничный корпус, расположенный на крутом склоне и ориентированный параллельно линии берега, строился в 1860—1862 гг. Авторами его являются архитекторы А. М. Горностаев и К. И. Брандт. А. М. Горностаев, один из крупнейших мастеров «русского стиля», выполнил проект, имевший характер эскизного, впоследствии доработанный К. И. Брандтом, осуществлявшим непосредственное руководство строительством.
В последней трети XIX века в монастыре проводились в основном ремонтные работы, а к началу XX века относится новый подъем строительной деятельности. В это время строится подворье в Петербурге (архитектор В. А. Косяков), а в самом монастыре возводится каменный двухэтажный корпус у западных ворот и перестраивается наиболее разрушенная восточная стена ограды. Эти постройки были возведены по проекту известного петербургского архитектора Н. Н. Никонова. Восточные ворота, имеющие пологую трехцентровую проездную арку и трехлопастное завершение, строились по тому же проекту, что и южные ворота Никольского монастыря в Старой Ладоге.
Строительство монастырских зданий в XIX — начале XX вв. осуществлялось без единого плана, и сформировавшийся комплекс вряд ли можно назвать ансамблем в полном смысле этого слова, но, созданный при участии талантливых столичных архитекторов, он отличается живописностью и определенной степенью единства. Безусловно, наличие вертикальной доминанты — колокольни — придавало ему большую цельность. Разборка колокольни и пристроек, произведенная при реставрации собора в 1956—1958 гг. под руководством А. А. Драги, обеспечила возможность выявления первоначального облика памятника, но привела к появлению диспропорции между главным и второстепенными элементами комплекса.