свято троицкий туруханский мужской монастырь
Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Братия возрастала, укреплялось и материальное положение монастыря. Но подлинный его расцвет и усиление духовного влияния началось с 1670 года, когда иеромонах Тихон перенес в монастырь мощи первого сибирского святого Василия Мангазейского из умирающего города Мангазея. К мощам первого сибирского святого, горячо почитаемого местным населением, включая язычников, стекалось много паломников. Царскими указами 1662, 1664, 1689 годов за монастырем были закреплены места лова рыбы и земли, на которых расцветало и множилось разнообразное монастырское хозяйство. Особенное укрепилось оно после получения в конце XVII века по духовному завещанию богатых соляных ключей и крупнейшего в Сибири солеваренного завода.
Вокруг монастыря на ранее безлюдном месте стали селиться люди, затерявшиеся на просторах Сибири. Вскоре поселение получило название – село Монастырское, затем город Туруханск – центр Туруханского края. Монастырь, таким образом. С самого начало своего образования собирал вокруг себя людей, давал работу, учил хозяйствовать, но прежде всего, был духовным центром: помогал людям, оказавшимся в языческом мире, сохранить веру, христианскую культуру и бытовые традиции. Эту часть Сибири населяли тунгусы, остяки, кеты, якуты и другие кочевые народы Севера. Они говорили на разных языках, которые мало общались между собой в силу различий языка, культуры, быта, способов хозяйствования и маршрутов передвижения. В таких условиях монастырь стал единственным фактором присутствия России в этих местах, оторванным на десятки и сотни верст от станков первопроходцев. В этих условиях он взял на себя неофициальную миссию поддерживать оказавшееся здесь русских людей и налаживать связь с местным населением. Свято-Троицкий монастырь задолго до организации здесь миссионерской деятельности государства начал активное православное просвещение местного населения, организовал обучение русскому языку детей кочевников, создав школу для детей инородцев с интернатом для проживания. Школа эта просуществовала до прихода к власти большевиков.
В синодальный период и, особенно в годы земельных реформ, осуществляемых Екатериной II, положение монастыря резко ухудшилось. Лишение мест лова рыбы и охоты, земель и, особенно, соляных промыслов, привело богатый монастырь на грань нищеты. После определения монастырских штатов Свято-Троицкий Туруханский монастырьстал третьеклассным. Число братии стало резко уменьшаться, в условиях сурового климата и крайней бедности рассчитывать на ее пополнение не приходилось. В пореформенный период штаты монастыря так и не были заполнены. Не прекращалась только богослужебная, учебная деятельность монастыря и поддержание памяти святого мученика Василия Мангазейского. Велось летописание и сбор материалов для его жития, собирались документы для прославления основателя обители блаженного Тихона, пока все не сгорело в пожаре 14 ноября 1726 года.
Помимо основателя монастыря блаженного Тихон, обитель гордиться именами подвижников веры, бывших в разное время его настоятелями: иеромонаха Мисаила (1788-1799), игумена Илиодора (1850-1863), иеромонаха Макария (1895-1897), иеромонаха Серафима (1904-1917). Монастырь был ликвидирован в 1921 году. Монастырский храм Святой Троицы с предельным храмом Благовещения был закрыт только в 1930 году. До этого времени в нем совершал службы один из последних священников Туруханского края, благочинный иерей Мартин Римша, трижды подвергавшийся в этот период уголовному преследованию, отбывавший ссылку в Казачинских поселениях и умерший в 1941 году.
В 1990 году в поселке Туруханск был создан православный приход, а 8 июля 1991 году состоялось первое богослужение. Затем решением Священного Синода Русской Православной Церкви началось возрождение монастыря, первый устав был зарегистрирован 18 июля 1996 года. С декабря 1996 года настоятелем монастыря является игумен, ныне епископ Норильский и Туруханский Агафангел (Дайнеко). В марте 2015 года наместником монастыря назначен игумен Софроний (Семенов).
Свято-Троицкий Туруханский монастырь
Контактная информация
Братия возрастала, укреплялось и материальное положение монастыря. Но подлинный его расцвет и усиление духовного влияния началось с 1670 года, когда иеромонах Тихон перенес в монастырь мощи первого сибирского святого Василия Мангазейского из умирающего города Мангазея. К мощам первого сибирского святого, горячо почитаемого местным населением, включая язычников, стекалось много паломников. Царскими указами 1662, 1664, 1689 годов за монастырем были закреплены места лова рыбы и земли, на которых расцветало и множилось разнообразное монастырское хозяйство. Особенное укрепилось оно после получения в конце XVII века по духовному завещанию богатых соляных ключей и крупнейшего в Сибири солеваренного завода.
Вокруг монастыря на ранее безлюдном месте стали селиться люди, затерявшиеся на просторах Сибири. Вскоре поселение получило название – село Монастырское, затем город Туруханск – центр Туруханского края. Монастырь, таким образом. С самого начало своего образования собирал вокруг себя людей, давал работу, учил хозяйствовать, но прежде всего, был духовным центром: помогал людям, оказавшимся в языческом мире, сохранить веру, христианскую культуру и бытовые традиции. Эту часть Сибири населяли тунгусы, остяки, кеты, якуты и другие кочевые народы Севера. Они говорили на разных языках, которые мало общались между собой в силу различий языка, культуры, быта, способов хозяйствования и маршрутов передвижения. В таких условиях монастырь стал единственным фактором присутствия России в этих местах, оторванным на десятки и сотни верст от станков первопроходцев. В этих условиях он взял на себя неофициальную миссию поддерживать оказавшееся здесь русских людей и налаживать связь с местным населением. Свято-Троицкий монастырь задолго до организации здесь миссионерской деятельности государства начал активное православное просвещение местного населения, организовал обучение русскому языку детей кочевников, создав школу для детей инородцев с интернатом для проживания. Школа эта просуществовала до прихода к власти большевиков.
В синодальный период и, особенно в годы земельных реформ, осуществляемых Екатериной II, положение монастыря резко ухудшилось. Лишение мест лова рыбы и охоты, земель и, особенно, соляных промыслов, привело богатый монастырь на грань нищеты. После определения монастырских штатов Свято-Троицкий Туруханский монастырьстал третьеклассным. Число братии стало резко уменьшаться, в условиях сурового климата и крайней бедности рассчитывать на ее пополнение не приходилось. В пореформенный период штаты монастыря так и не были заполнены. Не прекращалась только богослужебная, учебная деятельность монастыря и поддержание памяти святого мученика Василия Мангазейского. Велось летописание и сбор материалов для его жития, собирались документы для прославления основателя обители блаженного Тихона, пока все не сгорело в пожаре 14 ноября 1726 года.
Помимо основателя монастыря блаженного Тихон, обитель гордиться именами подвижников веры, бывших в разное время его настоятелями: иеромонаха Мисаила (1788-1799), игумена Илиодора (1850-1863), иеромонаха Макария (1895-1897), иеромонаха Серафима (1904-1917). Монастырь был ликвидирован в 1921 году. Монастырский храм Святой Троицы с предельным храмом Благовещения был закрыт только в 1930 году. До этого времени в нем совершал службы один из последних священников Туруханского края, благочинный иерей Мартин Римша, трижды подвергавшийся в этот период уголовному преследованию, отбывавший ссылку в Казачинских поселениях и умерший в 1941 году.
В 1990 году в поселке Туруханск был создан православный приход, а 8 июля 1991 году состоялось первое богослужение. Затем решением Священного Синода Русской Православной Церкви началось возрождение монастыря, первый устав был зарегистрирован 18 июля 1996 года. С декабря 1996 года настоятелем монастыря является игумен Агафангел (Дайнеко). В марте 2015 года наместником монастыря назначен игумен Софроний (Семенов).
Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь
Свято-Троицкий мужской монастырь в Туруханске был основан в 1657 году иеромонахом Тихоном. Утвержден царем Алексеем Михайловичем в 1664 году.
Содержание
История [ править ]
В 1657 году на безлюдном берегу Енисея в месте впадения в него реки Нижней Тунгуски в 30 верстах от последнего населенного пункта на пути продвижения первопроходцев, осваивающих Восточную Сибирь, высадился монах Тихон. Он построил часовню и келью и приготовился к долгому пустынножительству. Но его планам не удалось сбыться: к нему стали стекаться люди, как он ищущие спасения и склонные к монашеству. К 1660 году вокруг монаха Тихона уже собралось много братии, а на месте часовни строился храм Живоначальной Троицы. Братия просила своего наставника принять сан священника и встать во главе монастыря. Уступив их просьбам, монах Тихон отправился в Тобольск, где была архиерейская кафедра. Через несколько месяцев он вернулся к братии в сане священника и с указом об образовании монастыря.
Братия возрастала, укреплялось и материальное положение монастыря. Но подлинный его расцвет и усиление духовного влияния началось с 1670 года, когда иеромонах Тихон перенес в монастырь мощи первого сибирского святого Василия Мангазейского из умирающего города Мангазея. К мощам первого сибирского святого, горячо почитаемого местным населением, включая язычников, стекалось много паломников. Царскими указами 1662, 1664, 1689 годов за монастырем были закреплены места лова рыбы и земли, на которых расцветало и множилось разнообразное монастырское хозяйство. Особенное укрепилось оно после получения в конце XVII века по духовному завещанию богатых соляных ключей и крупнейшего в Сибири солеваренного завода.
Вокруг монастыря на ранее безлюдном месте стали селиться люди, затерявшиеся на просторах Сибири. Вскоре поселение получило название – село Монастырское, затем город Туруханск – центр Туруханского края. Монастырь, таким образом. С самого начало своего образования собирал вокруг себя людей, давал работу, учил хозяйствовать, но прежде всего, был духовным центром: помогал людям, оказавшимся в языческом мире, сохранить веру, христианскую культуру и бытовые традиции. Эту часть Сибири населяли тунгусы, остяки, кеты, якуты и другие кочевые народы Севера. Они говорили на разных языках, которые мало общались между собой в силу различий языка, культуры, быта, способов хозяйствования и маршрутов передвижения. В таких условиях монастырь стал единственным фактором присутствия России в этих местах, оторванным на десятки и сотни верст от станков первопроходцев. В этих условиях он взял на себя неофициальную миссию поддерживать оказавшееся здесь русских людей и налаживать связь с местным населением. Свято-Троицкий монастырь задолго до организации здесь миссионерской деятельности государства начал активное православное просвещение местного населения, организовал обучение русскому языку детей кочевников, создав школу для детей инородцев с интернатом для проживания. Школа эта просуществовала до прихода к власти большевиков.
В синодальный период и, особенно в годы земельных реформ, осуществляемых Екатериной II, положение монастыря резко ухудшилось. Лишение мест лова рыбы и охоты, земель и, особенно, соляных промыслов, привело богатый монастырь на грань нищеты. После определения монастырских штатов Свято-Троицкий Туруханский монастырьстал третьеклассным. Число братии стало резко уменьшаться, в условиях сурового климата и крайней бедности рассчитывать на ее пополнение не приходилось. В пореформенный период штаты монастыря так и не были заполнены. Не прекращалась только богослужебная, учебная деятельность монастыря и поддержание памяти святого мученика Василия Мангазейского. Велось летописание и сбор материалов для его жития, собирались документы для прославления основателя обители блаженного Тихона, пока все не сгорело в пожаре 14 ноября 1726 года.
Помимо основателя монастыря блаженного Тихон, обитель гордиться именами подвижников веры, бывших в разное время его настоятелями: иеромонаха Мисаила (1788-1799), игумена Илиодора (1850-1863), иеромонаха Макария (1895-1897), иеромонаха Серафима (1904-1917). Монастырь был ликвидирован в 1921 году. Монастырский храм Святой Троицы с предельным храмом Благовещения был закрыт только в 1930 году. До этого времени в нем совершал службы один из последних священников Туруханского края, благочинный иерей Мартин Римша, трижды подвергавшийся в этот период уголовному преследованию, отбывавший ссылку в Казачинских поселениях и умерший в 1941 году.
В 1990 году в поселке Туруханск был создан православный приход, а 8 июля 1991 году состоялось первое богослужение. Затем решением Священного Синода Русской Православной Церкви началось возрождение монастыря, первый устав был зарегистрирован 18 июля 1996 года. С декабря 1996 года настоятелем монастыря является игумен Агафангел (Дайнеко). В марте 2015 года наместником монастыря назначен игумен Софроний (Семенов).
Современное состояние [ править ]
При монастыре работает воскресная школа. Занятия проводятся по воскресениям после Божественной Литургии.
Храмы [ править ]
Первоначальный деревянный храм Троицы на территории монастыря был срублен в 1663-1664 годах. В 1660 году основатель монастыря Тихон получил от тобольского архиепископа Симеона сан иеромонаха и антиминс для первого монастырского храма. Позднее этот храм был разобран вследствие своих малых размеров и на его месте соорудили более крупную Благовещенскую церковь, также деревянную. В 1682 году к ней был пристроен Троицкий придельный храм.Деревянный храм просуществовал до 1809 года.
Освящение каменного Троицкого храма состоялось 29 ноября 1801 года, после того как в середине августа того же года в храме был установлен перенесенный из деревянной церкви иконостас
Монастырский храм Святой Троицы с предельным храмом Благовещения перестал действовать только в 1930 г. До этого времени в нем совершал службы один из последних священников Туруханского края, благочинный иерей Мартин Римша, трижды подвергавшийся в этот период уголовному преследованию, отбывавший ссылку в Казачинских поселениях и умерший в 1941 г. В 1925—1926 гг. в храме служил святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который отбывал в Туруханском крае свою первую ссылку. С 1930-х гг. Троицкая церковь использовалась для административных и хозяйственных нужд. В 1991 г. она была передана православной общине села Туруханск и вновь стала действующей.
Свято-Троицкий мужской монастырь, Туруханск
В XVII в. Туруханский монастырь стал единственным фактором присутствия России в местах, оторванных на десятки и сотни верст от станков первопроходцев.
Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь. Источник: официальный сайт Енисейской епархии Русской православной церкви, www.eniseyep.ru Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь. Источник: официальный сайт Енисейской епархии Русской православной церкви, www.eniseyep.ru
Свято-Троицкий мужской монастырь в Туруханске был основан в 1657 г. опальным монахом Тихоном в устье реки Нижней Тунгуски, в 30 верстах от последнего населенного пункта на пути продвижения первопроходцев, осваивающих Восточную Сибирь. Утвержден царем Алексеем Михайловичем в 1664 г.
«Черный поп» Тихон носил вериги весом в 1/2 пуда и чугунный крест в 6 фунтов, которые и по настоящее время хранятся в монастыре. Тихон был родом из Великого Устюга: занесенный колонизационной волной в Сибирь, он отливал свечи и торговал ими в Енисейске, где и возбудил против себя недовольство местного воеводы. Чтобы избежать, по словам Тихона, «томительных мучений и бесчестия», он вступил в число братии Енисейского монастыря, а позднее, в 1656 г., ночью отправился в плавание вниз по Енисею. В устье Нижней Тунгуски Тихон построил часовню и келью и приготовился к пустынножительству, но к нему постепенно стали стекаться люди, склонные к монашеству. К 1660 г. вокруг него собралось много братии, а на месте часовни начал строиться храм Живоначальной Троицы. Тихон принял сан священника и возглавил монастырь. Тихон привез в основанную им обитель редкие рукописные книги, жития святых, летописи, царские грамоты, положив начало богатой монастырской библиотеке. Эта библиотека сгорела в 1726 г.
В 1670 г. из умирающего города Мангазеи в монастырь были перенесены мощи сибирского святого Василия Мангазейского. В 1720 г. по распоряжению митрополита Тобольского Филофея они были положены в землю в южной половине храма Живоначальной Троицы. Мощи хранились здесь до закрытия монастыря в 1920-е гг. К ним стекалось много паломников.
Свято-Троицкий Туруханский Мужской Монастырь
Свято-Троицкий Туруханский Мужской Монастырь запись закреплена
27 июля 2018 года по благословению Преосвященнейшего Агафангела, епископа Норильского и Туруханского в Туруханской районной библиотеке состоялось мероприятие, посвященное дню Крещения Руси. Сотрудник библиотеки Татьяна Викторовна Мосиенко показала подготовленную презентацию о празднике, был просмотрен фильм о Крещении Руси митрополита Иллариона Алфеева. Со словом к собравшимся обратился настоятель Свято-Троицкого Туруханского монастыря игумен Софроний (Семенов), который рассказал о значении праздника для государства Российского и каждого его гражданина.
28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в Свято-Троицком монастыре состоялась праздничная божественная литургия, после которой настоятель монастыря игумен Софроний поздравил прихожан и огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 12 часов под праздничный звон с новой колокольни братия монастыря и прихожане прошли Крестным ходом к берегам Нижней Тунгуски, где был отслужен праздничный молебен с водосвятием и Таинство Святого Крещения.
Пресс-служба Свято-Троицкого благочиния.
Свято-Троицкий Туруханский Мужской Монастырь запись закреплена
Пресс-служба Свято-Троицкого благочиния.
Свято-Троицкий Туруханский Мужской Монастырь запись закреплена
23 июня 2018 года в день Всех Святых, в земле Сибирской просиявших, в Свято-Троицком Туруханском монастыре, где находятся мощи первого Сибирского святого мученика Василия Мангазейского, состоялись Божественная литургия, праздничный молебен и Крестный ход. Богослужения возглавил настоятель монастыря игумен Софроний (Семенов).
В этом году день празднования Сибирских святых совпал с празднованием 90-летия Туруханского района. Монастырь посетили почетные гости – заместитель председателя правительства Красноярского края Юрий Николаевич Захаринский, глава района Олег Игоревич Шереметьев и депутат краевого законодательного собрания Людмила Васильевна Магомедова. Продолжились праздничные мероприятия в районном доме культуры.
Пресс-служба Свято-Троицкого благочиния.
Свято-Троицкий Туруханский Мужской Монастырь запись закреплена
22 июня 2018 года у мемориала погибшим воинам в селе Туруханск состоялось мероприятие «Свеча Памяти».
К собравшимся односельчанам обратился глава района Олег Игоревич Шереметьев и настоятель Свято-Троицкого монастыря игумен Софроний. Пришедшие зажгли свечи, возложили венки и пропели вечную память всем усопшим участникам Великой Отечественной Войны.
Пресс-служба Свято-Троицкого благочиния
Свято-Троицкий Туруханский Мужской Монастырь запись закреплена
В КРАСНОЯРСКЕ СТАРТОВАЛА ВЫСТАВКА «СИБИРЬ ПРАВОСЛАВНАЯ»
IMG 1711-07-06-18-06-497 июня 2018 года Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил молебен в Международном выставочно-деловом центре «Сибирь». Богослужение ознаменовало начало работы XI церковно-общественной выставки «Сибирь Православная».
Богослужение было совершено перед списком с чудотворной иконы «Всецарица», принесенной из Успенской мужской обители Красноярска.
По благословению Преосвященнейшего Агафангела, епископа Норильского и Туруханского, Норильскую епархию на выставке представляет Свято-Троицкий Туруханский монастырь. Возглавляет экспозицию епархии настоятель монастыря игумен Софроний (Семенов).
Православная выставка в МВДЦ «Сибирь» будет работать вплоть до 13 июня включительно.
Традиционно на выставке представлены православная литература ведущих издательств, иконы, церковная утварь, изделия народных промыслов.
Пресс-служба Норильской епархии / по материалам Пресс-службы красноярской епархии
Свято-Троицкий Туруханский Мужской Монастырь запись закреплена
В Москве прошла I Всероссийская конференция епархиальных древлехранителей
235085.x29-31 мая 2018 года в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась I Всероссийская конференция «Епархиальные древлехранители.
Показать полностью. Церковь и музеи», организованная Патриаршим советом по культуре совместно с Министерством культуры Российской Федерации, Фондом содействия сохранению христианских ценностей и Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Пленарные заседания и круглые столы проходили на площадке Исторического парка «Россия – моя история».
Для участия в конференции прибыло свыше 100 священнослужителей и мирян – епархиальных древлехранителей, архитекторов и их помощников из различных епархий Русской Православной Церкви.
По благословению Преосвященнейшего Агафангела, епископа Норильского и Туруханского, от Норильской епархии участие в конференции принял древлехранитель епархии, настоятель Свято-Троицкого монастыря села Туруханск, игумен Софроний (Семенов).
Открывая мероприятие, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Значительную часть выступления митрополита Тихона составил живой диалог с древлехранителями, затрагивавший актуальные вопросы их повседневной работы. Обращаясь к собравшимся, владыка Тихон подчеркнул, что епархиальный древлехранитель должен стать деятельным и ответственным помощником правящего архиерея в обеспечении сохранения культурного наследия Церкви.
Митрополит Тихон напомнил, что практически все древлехранители за истекшие три года прошли обучение на курсах, организованных Патриаршим советом по культуре, с целью повышения уровня их профессиональной подготовки. Выпущено в свет и безвозмездно распространено по епархиям два издания методического пособия «Церковный древлехранитель», охватывающего различные аспекты и направления деятельности по сохранению памятников церковной архитектуры — от реставрации и технологий сохранения монументальной живописи до механизмов передачи религиозным организациям объектов культурного наследия. Проводятся ежегодные встречи с древлехранителями на Международных Рождественских образовательных чтениях.
В 2018 году совместно с Министерством культуры РФ разработаны и выпущены в электронной версии «Методические рекомендации по сохранению недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения», доступные для скачивания на недавно созданной электронной площадке (форуме) древлехранителей.
Программа конференции, рассчитанная на три дня, включала обсуждение широкого круга вопросов, связанных с сохранением памятников церковной архитектуры, включая взаимодействие и сотрудничество Церкви и музеев, а также епархиальных древлехранителей с государственными органами охраны памятников.
На пленарных заседаниях и тематических круглых столах выступили ведущие российские эксперты-практики в области реставрации, архитектуры, музейного дела, охраны памятников истории и культуры: директор Государственного Исторического музея, сопредседатель Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом А.К. Левыкин, заместитель директора Департамента государственной охраны культурного наследия П.О. Мосолов, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, архитектор-искусствовед, руководитель Отдела управления культурного наследия Московской области В.А. Олиференко, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра С.В. Демидов, главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских при Минкультуры России С.Б. Куликов и другие специалисты.
Второй день работы участники конференции посвятили рассмотрению законодательных аспектов сохранения объектов культурного наследия. Обсуждались различные возможности повышения квалификации епархиальных древлехранителей, их профессионального обучения и аттестации.
Выступления участников конференции выявили необходимость осуществления церковного контроля над проведением реставрационных работ на памятниках церковной архитектуры. В целях предупреждения и урегулирования потенциальных конфликтных ситуаций предложено создать специальную комиссию, в которую войдут представители Патриаршего совета по культуре, Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации и Минкультуры России. В ведении этой комиссии будет широкий круг вопросов, связанных с организацией реставрационных работ на памятниках архитектуры религиозного назначения, а одной из задач станет выработка предложений по изменению порядка ведения и приемки реставрационных работ.
В третий, завершающий день работы конференции, участники форума посетили Троице-Сергиеву лавру и Сергиево-Посадский государственный музей-заповедник, где ознакомились с примерами научной реставрации памятников церковной архитектуры.
Пресс-служба Норильской епархии / по материалам сайта Патриархия. ru