свято троицкий храм в бехово
Бёхово. Церковь Троицы Живоначальной.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Ф.Д. Поленов «Церковь в Бёхово»
Церковь в «неорусском стиле» выстроена среди села, но не на кладбищенском холме, где стояла старая деревянная Троицкая церковь, а на соседней вершине. Отсюда ее силуэт виден на многие километры. Романтическое начало и образный строй архитектуры оказались созвучными эмоциональной насыщенности и лирико-эпическому характеру окского пейзажа.
Архитектура беховского храма основана на динамичном построении и сопоставлении лаконичных объемов. Перед нами идеальная модель псковского зодчества XV—XVI веков, приведенная в соответствие с идеалами современности. Образную выразительность церкви определяет пространственная ритмическая композиция, «ведущими» компонентами которой являются широкие двускатные кровли и щипцы крыльца, трапезной и четверика храма. Динамичность этой композиции усилена за счет контрастного сопоставления собственно храма и «статичной» столпообразной шатровой колокольни. Внутреннее пространство храма решено как бы в другом эмоциональном масштабе и проникнуто духом благодатного спокойствия и душевной теплоты. Световой барабан поддерживают четыре столба с капителями в форме закрытого цветка папируса; над входом в трапезную нависают хоры…
Из храмозданной грамоты, выданной 9 сентября 1798 г. на сооружение существующего храма в с. Бехове, видно, что приход означенной церкви существовал до 1798 г., хотя время основания бывшей здесь деревянной церкви, сгоревшей в упомянутом году, остается неизвестным. Название же село Бехово получило, как полагают, от бывших здесь конских скачек или бегов, отсюда искаженное произношение слова бег – бех и название Бехово, вместо Бегово.
Отстроенный на месте сгоревшего храма и доселе существующий храм во имя св. Троицы окончен постройкою в 1799 году. Он деревянный, однопрестольный с колокольнею; в 1845 г. был поврежден ударом молнии и в том же году был исправлен и покрыт железом, вместо бывшей тесовой крыши. С 1870 г. по 1879 г. приход с. Бехова присоединен к Знаменскому с. Страхова, а с 1888 года по 1893 г. к Покровскому с. Волковичей.
Ныне приход выделен в самостоятельный и имеет отдельный причт из священника и псаломщика. На содержание храма поступает половина процента с капитала в 150 руб., а другая половина – в пользу причта, который пользуется, кроме того, пособием от казны в размере 392 руб. в год и церковной землею в количестве 33,5 десятин, из них 3,5 – усадебной.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Алексинский уезд, стр. 77.
В мае 1918 года в усадьбе Василия Дмитриевича Поленова «Борок» был создан музей, объявленный национальным достоянием республики. Через несколько лет, в 1924 году все постройки передали в пожизненное пользование семьи Поленовых. А в 1926-м году Василий Дмитриевич стал народным художником Республики. Видимо, по инерции не закрывали и Троицкую церковь, которая всё это время оставалась действующей. Только через семь лет после смерти В.Д. Поленова советские власти «вспомнили» про храм. В 1934 году его закрыли, поснимали колокола с колокольни и разбили, а церковное имущество разграбили. Добротную каменную ограду разобрали и пустили на строительство фундаментов корпусов пионерского лагеря. Местные жители потихоньку растаскивали здание по частям. Время и погодные условия вносили лепту в разрушение церкви.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №215, 2016 г.
Церковь Святой Троицы, признают искусствоведы, по стилистике принадлежит некоторым формам модерна. Романский стиль причудливо переплетается с архитектурой древнерусских храмов: шлемовидный купол гармонически сочетается с устремлённой ввысь колокольней. Образцом как для плана, так и для фасада послужили новгородские церкви Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного и Спаса Преображения на Нередице, а также северные деревянные церкви, в частности, в Муромском Свято-Успенском монастыре, что расположился на берегу Онежского озера.
Чтобы попасть в церковь, нужно подняться по ступенькам двухстороннего крыльца, довольно необычного для православного храма. За притвором следует небольшая трапезная, которая ведёт в единственный придел. Основным элементом придела, помимо иконостаса, являются четыре массивные колонны из белого мрамора, поддерживающие световой барабан. Капители их украшены резьбой по камню в виде закрытого цветка лотоса. Известно, что один капителей на правой колонне у клироса резал лично Василий Дмитриевич Поленов, дабы продемонстрировать строителям, каким он хочет видеть эти элементы декора. Рисунок капителей в Бёховской церкви явно сделан по образцу тех, что украшают двойные ворота в Иерусалимской стене. Алтарь традиционно расположен на несколько ступеней выше пола. Клиросы находятся между колоннами и стеной и ограждены деревянными решётками. Если встать в центре храма лицом к иконостасу, а потом оглянуться назад, то под сводами взгляд натолкнётся на хоры, куда из левого угла церкви ведёт крутая деревянная лестница.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №215, 2016 г.
Церковь Святой Троицы в Бёхове
Поленов с радостью откликнулся на личную просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь – то связующее звено, которое духовно объединяет все слои населения. Но была и ещё одна причина, которую Поленов объяснил в письме к другу: «Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем». (Из письма Л.В. Кандаурову. 1911).
Строительство было начато в 1904 году и завершено осенью 1906 года. Освящена была церковь во имя Святой Троицы в 1907 году. Внутреннее пространство храма создает ощущение спокойствия и душевной теплоты. Бёховская церковь очень живописна, а образный строй архитектуры оказался созвучен настроению окского пейзажа. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И.Е. Репин, Е.Д. Поленова, А.Я. Головин, М.В. Якунчикова, Е.М. Татевосян.
Что касается архитектурной темы, то это – своеобразное и гармоничное сочетание романской и древнерусской архитектуры. Образцом плана и фасада церкви послужили новгородские храмы XII века: церковь Лазаря и Спаса–Нередицы в сочетании с архитектурными элементами северного деревянного зодчества. Форма купола заимствована у новгородского Софийского собора.
Интерьер церкви во многом повторяет внутренний вид иерусалимского храма царицы Елены, построенного в VI веке. Барабан центрального купола поддерживают четыре столба с капителями в форме закрытого цветка лотоса. Капители колонн сделаны по рисунку средней колонны северных двойных ворот иерусалимской стены. Одну из капителей (над правым клиросом церкви) высекал из камня сам художник, чтобы показать работавшим с ним резчикам форму и рисунок орнамента. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е.Д. Поленова, А.Я. Головин, М.В. Якунчикова, Е.М. Татевосян, Н.В. Поленова и, конечно, сам художник. В.Д. Поленов, автор цикла картин «Из жизни Христа», с глубоким интересом относился к церковному искусству. Поленов – композитор написал музыкальные духовные произведения – Всенощную и Литургию.
В 1930-е годы церковь была частично разрушена и закрыта. Осенью 1941 года, когда линия фронта прошла через Поленово и Бёхово, церковь сильно пострадала. В 1965 году она была взята под охрану как памятник архитектуры, и с 1975 года в ней проводились реставрационные работы. Здание Троицкой церкви села Бёхово было полностью восстановлено. С 1985 года церковь, как филиал музея, была выставочным залом, а с августа 1990 года церковь живет своей настоящей жизнью: в ней проходят службы.
Храм Троицы Живоначальной (Бехово)
Храм Троицы Живоначальной построен в 1906 году по проекту Василия Поленова. Закрыт в 1934 году, разрушен. Восстановлен в 1970-е годы как выставочный зал. Действующий храм с 1990 года.
Содержание
История [ править ]
Бехово находится рядом с усадьбой художника и общественного деятеля В.Д. Поленова, который открывал школы, создавал народный музей. Строительство храма стало важной частью его просветительской деятельности.
Церковь Живоначальной Троицы возводилась с 1904 по 1906 год. В.Д. Поленов разработал этот проект для строительства церкви в Абрамцеве, но там был реализован проект В.М. Васнецова.
В мае 1918 года в усадьбе Поленова был создан музей, объявленный национальным достоянием республики.
Храм был закрыт в 1934 году. Колокола сняли, имущество разграбили, каменную ограду разобрали.
Осенью 1941 года, когда линия фронта прошла через Поленово и Бехово, церковь сильно пострадала.
В 1965 году она была взята под охрану как памятник архитектуры, с 1972 года в ней проводились реставрационные работы. В результате здание Троицкой церкви было полностью восстановлено.
С 1985 года в здании размещался выставочный зал.
Храм возвращен верующим в 1989 году.
В 1990 годы начались богослужения.
Современное состояние [ править ]
Входит в музейный комплекс, оставаясь действующим храмом.
Недалеко от церкви находится могила В. Д. Поленова.
Описание [ править ]
Образцом плана и фасада церкви послужили новгородские храмы XII века: церковь Лазаря и Спаса-Нередицы в сочетании с архитектурными элементами северного деревянного зодчества. Форма купола заимствована у новгородского Софийского собора.
В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян.
Интерьер церкви во многом повторяет внутренний вид иерусалимского храма царицы Елены, построенного в VI веке. Барабан центрального купола поддерживают четыре столба с капителями в форме закрытого цветка лотоса. Капители колонн сделаны по рисунку средней колонны северных двойных ворот иерусалимской стены.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тульская область, Заокский район, деревня Бехово.
Проезд: с автодороги 70К-151 «Поленово – Митино – Ланьшино» примерно в 1,2 километра от поворота к музею-заповеднику Поленова свернуть по указателю «Троицкая церковь». Далее перед пионерлагерем повернуть налево на улицу Церковная, в конце которой и находится храм.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Храм культуры
Соединить искусство и веру – такую задачу ставил Василий Дмитриевич Поленов, приступая к строительству церкви в селе Бёхово. Через 110 лет после ее открытия мечта великого художника, похоже, воплотилась в жизнь в полной мере. Церковь входит в музейный комплекс «Поленово», работая одновременно и как действующий храм, и как часть художественной экспозиции.
Настоятель Свято-Троицкого храма священник Димитрий Катичев и руководитель усадьбы «Поленово» Наталья Грамолина рассказали «Правмиру» о том, как получается совместно работать.
«Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию,
наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства,
и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем,
так и в настоящем и будущем».
В.Д. Поленов. Из письма Л.В. Кандаурову. 1911
Те, кто знаком с музеем «Поленово», знают, что его история начиналась именно в селе Бёхово. Здесь в 1890 году Василий Дмитриевич Поленов построил первый дом своей будущей усадьбы. Потом этот сруб перенесли на безлесный песчаный косогор, выкупленный у бёховских крестьян, Поленов дал ему имя «Борок» – у подножия косогора рос небольшой сосновый лесок. Связь Борка, позднее переименованного в «Поленово», и села Бёхово сохранялась всегда. В начале XX века крестьяне попросили Василия Дмитриевича о строительстве новой церкви – деревянная на склоне холма обветшала. Поленов стал архитектором и строителем новой церкви Святой Троицы, освященной в 1907 году. Чуть раньше Василий Дмитриевич уже побывал соавтором Виктора Васнецова при создании церкви Спаса Нерукотворного в имении Мамонтова. Но если васнецовская церквушка идеально подходила для волшебного леса в Абрамцево, то для ее «духовной и художественной сестры» идеальным местом стал бёховский холм. С тех пор сказочный храм, придуманный Поленовым, видят даже те, кто едет в Тарусу по другому берегу Оки.
С 2012 года в этой церкви служит молодой священник Димитрий Катичев, и под сводами звучит во время служб неземной голос его супруги. Год от года место набирает популярность, и рядом с храмом всё сложнее припарковать машину даже в будний день.
А сруб, перенесенный в Борок, отлично сохранился – он стоит левее главного дома усадьбы «Поленово». В нем сейчас живет хранитель усадьбы Наталья Николаевна Грамолина, много лет руководившая музейным комплексом (теперь директорскую эстафету переняла ее дочь Наталья – правнучка Василия Дмитриевича Поленова). В этом доме со 125-летней историей мы и собрались, чтобы поговорить про жизнь церкви, Бёхово и «Поленово».
– Начнем с вопросов земных. Здание церкви – музейная собственность. Но в нем идет полноценная церковная жизнь. Такое решение устраивает и усадьбу «Поленово», и епархию?
Наталья Грамолина: С епархией у нас полное согласие. Содержание памятника истории, культуры и архитектуры – дело весьма затратное, а приход в Бёхово не такой богатый, местных-то жителей почти не осталось. При этом церковь, построенная Василием Дмитриевичем Поленовым, должна выглядеть подобающе всему музейному комплексу – то есть блестяще. Так что за состояние объекта несем ответственность мы, а вся церковная жизнь – это удел патриархии и ответственность отца Димитрия.
– Отец Димитрий, получается, у вас два начальства – духовное и земное?
Отец Димитрий: Ну формально-то начальство у меня одно – владыка Серафим и секретарь епархии. За службами и внехрамовой церковной работой также следит благочинный. И если я вдруг начну проявлять своеволие или безнравие, то Наталья Николаевна будет влиять на меня именно через это традиционное церковное руководство. Но вообще мы в «Поленово» живем большой дружной семьей, и отношение у Натальи Николаевны ко всем сотрудникам и ко всему окружению именно семейное. На службах бывает много музейных работников, а я с женой и ребенком постоянно езжу гулять по усадьбе. Мы живем одной жизнью, и я не представляю, как могло бы быть по-другому.
Н.Г.: Намного важнее вопросов о балансах и начальствах – вопрос о понимании и взаимопонимании. Сегодня бёховская церковь в руках не просто единомышленника, а человека, который очень хорошо понимает ее душу. А также и души людей, которые приходят в этот храм. Именно поэтому у нас просто в принципе не может быть никаких трений. Мы идем по одной дороге в одном направлении, и впервые за многие годы мне так спокойно за нашу церковь.
– Сколько лет насчитывает новая история храма? Восстановили-то его еще в советские годы?
Н.Г.: Я пришла в Поленово музейщиком в 1970 году. Мой муж Федор Дмитриевич Поленов, внук художника Василия Дмитриевича, всегда мечтал восстановить церковь. И советские годы, когда в ней устроили хранилище зерна, и война, прошедшая по этим местам, привели ее в плачевный вид. Восстанавливать церковь начали с конца 60-х годов, занимались этим в основном школьники да студенты, закончили мы эти работы в 1979 году. И кресты поставили на Крестовоздвиженье, сами того не зная. Сначала организовали в церкви выставочный зал, но всё время стремились сделать так, чтобы шли службы – просто тогда еще не могли найти способы. Только в 85-м году удалось сдвинуть этот камень, а официальная церковная жизнь храма началась в 1990 году. Значит, из моих 45 лет в «Поленово» 25 лет в церкви идут службы.
– Восстановить храм, да еще поставить на нем кресты в 70-е годы XX века – это, безусловно, подвиг. Церковь ведь тогда всё еще была в опале?
Н.Г.: Да это мы были в опале! Мы, музейщики, которые восстанавливали церковь. Федор Дмитриевич партбилетом рисковал, а если бы его из партии исключили, я не уверена, что мы бы сегодня в этом музее беседовали. Была у нас одна тетенька из райкома партии, Царствие ей Небесное. Ну просто трясло ее от того, что мы тут собрались опиумом для народа торговать, понимаете ли! И вот нас с Федором Дмитриевичем вызвали в Тулу и предупредили, что скорее всего вернемся мы оттуда без его партбилета. Но первый секретарь обкома Иван Харитонович Юнак, светлая ему память, за неделю до этого приезжал в Бёхово посмотреть на отреставрированный храм – собственно, дорогу в деревню для того и сделали, чтобы он доехать смог. Вот ему-то наш вопрос и передали. Посмотрел он на вошедшего Федора Дмитриевича и сказал (украинец был): «А шо, а мне понравилось. Иди, Федя, работай!» Федя вышел из кабинета с зеленым лицом, и чем мы его отпаивали, я вам рассказывать не буду.
– Отец Димитрий, а как в вашу жизнь вошел храм Святой Троицы? Вы знали, куда вас направляют?
О.Д.: Я, конечно, слышал, что есть музей «Поленово», и слышал, что при нем есть храм, но тогда в этот вопрос глубоко не погружался. Что «Поленово», что Третьяковская галерея, что Ясная Поляна – всё для меня было приблизительно одинаково. Когда владыка сказал: «С 1 октября 2012 года вы переводитесь в Свято-Троицкий храм села Бёхово», я просто «взял под козырек» (то есть сказал: «Владыко, благословите!»). И вот тогда начал знакомиться и с местом, и с его историей, и понял, насколько необычна его жизнь. Поначалу было непросто – дело в том, что это мой первый самостоятельный приход, до того я служил в Успенском соборном храме города Алексина. Но я благодарен Богу за то, что теперь у меня есть именно такой жизненный опыт – существования рядом с людьми искусства.
– Вспоминаю шутку одного священника, служащего в храме с большой историей: у всех прихожане, а у меня «захожане». У вас ведь тоже основная масса посетителей храма – туристы. Трудно вести службу, когда понимаешь, что большинство этих лиц видишь в первый и в последний раз?
О.Д.: К этому приходилось привыкать. Даже художники, вешая свои картины на выставке или отдавая их в дом друзьям, могут видеть плоды своих действий. Я же чаще всего плодов своей работы видеть не могу, храм расположен довольно далеко от больших городов, а в деревне постоянно живут две бабушки и одна семья. Летом, конечно, приход оживает за счет отдыхающих. На большие праздники приезжают жители соседних деревень, их привозят приехавшие в гости дети. Бывают и совсем интересные случаи. Одна женщина была крестной матерью на крещении, проходившем в нашем храме, а живет она в Чикаго, теперь старается хотя бы дважды в год приезжать в Бёхово. Никогда не угадаешь, какого человека что «зацепит»: кому-то доброе слово запомнилось, а кому-то –красота места.
Н.Г.: Я во время таких бесед всегда цитирую Тютчева: «Нам не дано предугадать. » Понимаете, ведь благодать может быть дана человеку, который просто мимо шел. Шел, шел, и зашел. А там служба, и матушка Вера поет ну просто ангельским голосом. Я когда ее слышу, у меня сразу блоковские строки оживают: «Девушка пела в церковном хоре». Понимаете, куда-то в небеса возносит этот голос.
И вот заходит в храм человек. И вдруг для него наступает момент внутреннего прозрения истины и, может быть, будущей благодати.
Церковь Троицы Живоначальной в БЕХОВО, Заокский район, Тульская область
Долго рассматривая Троицкую церковь в закатных лучах, я по-своему открыл секрет ее особенной красоты. Этот храм можно смело назвать творческим тандемом Василия Поленова с самим Творцом. Их общение видно в Троицкой церкви невооруженным глазом. Бог создал приокские долины удивительно красивыми. А Василий Поленов словно совместил в проекте Троицкого храма плавные линии Оки, широту русской души и то самое, щемящее душу, лиричное очарование русской природы. Этот храм и окружающая природы воспринимаются неделимыми!
Кстати: уже в это воскресение, 9 сентября, состоится наша поездка по тульским усадьбам Поленово и Дворяниново, во время которой мы обязательно полюбуемся на храм в Поленово. Если вы еще не видели эту красоту, то я от души советую вам присоединиться к нам и проникнуться красотой Троицкого храма! А пока я предлагаю перейти от языка эмоций к не менее удивительным фактам о Троицкой церкви в Бехово.
Что вдохновило Василия Поленова на создание этого храма? На какие известные храмы в России похожа Троицкая церковь? Что связывает храм в Бехово с храмом царицы Елены в Иерусалиме? Какое отношение к созданию храма имеют Илья Репин, Мария Якунчикова, Елена Поленова и ряд других выдающихся художников тех времен? Что случилось с храмом в советские годы? Когда началась его реставрация в наши дни? И почему с каждым годом Троицкий храм в Бехово все больше обретает славу «венчальной» церкви?
Кстати: а вы находите Троицкую церковь удивительно красивой? Удавалось ли вам посетить Бехово? Какие еще храмы в России, по вашему мнению, идеально гармонируют с окружающими пейзажами?
Дата фотографий: 30 июня 2016 года, 12 июня и 9 июля 2017 года.
3. Троицкий храм был построен по проекту самого Василия Поленова.
4. Когда-то на месте этого храма находилась небольшая деревянная кладбищенская церковь.
Когда-то на месте храма в Поленово находилась небольшая деревянная церковь, которая была кладбищенской. История погоста в Бехово начитывает несколько веков и он намного старше Троицкой церкви. Когда деревянная церковь обветшала, жители окрестных сел и деревень попросили Василия Поленова о содействии в строительстве нового, каменного храма. Художник с радостью поддержал эту инициативу и даже более того – подошел к строительству храма со всей душой, решив самостоятельно создать проект новой церкви.
6. Троицкая церкоь похожа на несколько старинных храмов в Новгороде, а ее внутреннее убранство напоминает сразу несколько святынь Иерусалима.
7. Живописное крылечко и кот, мирно спящий на скамье.
Жизненным творческим принципом Василия Поленова было отношение к творчеству как к тому, что дарит людям счастье и радость. Кроме того, Василий Дмитриевич хотел сделать храм в Бехово архитектурным воплощением чистого образа самого Христа. И, конечно же, перед ним, как и перед любым художником стояла задача отразить в своей работе гармонию и красоту природы.
8. Приокское многотравье.
Немногим известно то, что у Троицкой церкви в Бехово есть несколько известнейших архитектурных прототипов, которыми вдохновлялся Василий Дмитриевич. В первую очередь, это – новгородские храмы XII века: церковь Лазаря и Спаса-Нередницы.
12. Погост, на котором похоронены представители семьи Поленовых.
13. Храм с высоты птичьего полета.
14. Храм окружает живописный забор.
1906—1907,Источник:Музей-заповедник Поленово. Автор:В.Д.Поленов
Известно, что к созданию храма приложили свою руку друзья и родственники Василия Поленова – известные деятели искусства того времени. В создании росписей и отдельных предметов интерьера храма принимали участие сестра Василия Дмитриевича, художник Елена Поленова, гениальный Илья Репин, Мария Якунчикова, известная своей трагической судьбой и другие признанные деятели искусства.
15. Дорога, ведущая к живописной обзорной точки, с которой открывается вид на Оку.
16. Вид на Оку.
К сожалению, жизнь этого белоснежного храма недолго была светлой. Спустя десять лет после его освящения в стране грянула революция. Коммунисты и вандалы не пощадили храм. Он был разграблен и частично разрушен. Троицкая церковь пострадала и в годы Великой Отечественной войны. И лишь в 60-е годы, когда политическая пропаганда немного стихла, храм признали памятником архитектуры и взяли под охрану
19. Полноводная Ока.
Троицкую церковь обожают туристы, фотографы и художники. Однако, даже в выходные, когда здесь много путников, ничто не нарушает особый покой и удивительную гармонию этого места. Особенно прекрасен этот храм в часы рассвета и заката. В эти мгновения Троицкая церковь, созданная одним из величайших художников России, больше напоминает ангела, светящегося теплым божественным светом.
25. А еще, здесь удивительно красивые закаты и рассветы!