русское узорочье храмы в москве
Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 7: От русского узорочья к русскому барокко
Несколько наиболее интересных, с моей точки зрения, образцов храмов, построенных в стиле русского узорочья:
Если проводить параллели с западноевропейской архитектурой, то напрашиваются связи русского узорочья с поздним Ренессансом.
Во второй половине XVII века русское узорочье эволюционирует в русское барокко, хотя долгое время продолжает сосуществовать вместе с ним.
Такой архитектурный стиль как барокко в России имеет столько разновидностей, что его справедливо подразделяют на несколько стилей: московское, петровское, елизаветинское барокко и т. д.
Рассмотрим их по отдельности и в хронологической последовательности.
Предлагаю вам полюбоваться наиболее совершенными шедервами архитектуры московского барокко.
Ну и конечно же, отдельных слов заслуживает признанный во всем мире архитектурным заповедником Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являющийся настоящим музеем «нарышкинского барокко».
Петр I, решительно порвавший с нелюбимой им Москвой, стремился построить свою новую столицу Санкт-Петербург в европейском стиле. Но этим стилем, опять-таки, было барокко. Вот только «революционер на троне» ориентировался не на богатое наследие московского барокко, а на любимую им шведскую, немецкую и голландскую архитектуру.
Результатом этого стало так называемое «петровское барокко», по моему мнению, скучное и подражательное, даже в лучших своих образцах, по сравнению с московским и елизаветинским барокко.
Прекрасно понимаю, что творчество Б. Ф. Растрелли всем хорошо известно. Но все-таки привожу несколько самых главных образов (ликбез, так уж ликбез!). Они интересны еще и потому, что в отличие от петровского барокко, отказавшегося от традиций барокко московского, в елизаветинском барокко чувствуется творчески переработанное наследие русской архитектуры предшествующего периода (особенно это очевидно в облике Смольного собора).
А итальянский архитектор Пьетро Антонио Трезини в 1769 году построил великолепную церковь Климента папы Римского в Москве:
На смену барокко в русской архитектуре, как и в европейской, пришел классицизм.
Тому, как в России развивался этот архитектурный стиль, будет посвящена следуюшая, восьмая часть нашего архитектурного ликбеза.
Так что, продолжение следует.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.