свято симеоновский кафедральный собор расписание
Свято-Симеоновский кафедральный собор г. Челябинск
Икона дня
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
Свежие записи
В Челябинск доставили великую святыню – часть Пояса Пресвятой Богородицы
16 октября в кафедральный собор святого праведного Симеона Верхотурского была доставлена христианская святыня – часть Пояса Пресвятой Богородицы. Ковчег с реликвией встречали клирики собора во главе с ключарем протоиереем Владимиром Маничевым. Читать далее →
Поделиться:
Урок истории
24 октября в 14:00 в воскресной школе кафедрального собора святого праведного Симеона Верхотурского в корпусе на 3-м этаже административного здания Читать далее →
Поделиться:
Выпуск программы «А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО. » № 22
Молодежный православный театр «Белая Птица» подготовил очередной выпуск рубрики «А знаете ли Вы, что. »
В сегодняшнем выпуске вы узнаете кто такой творческий волонтер, а также чем занимается благотворительный фонд «Искорка».
Поделиться:
Открыта запись в воскресную школу
Дорогие братья и сестры!
Начинается запись воскресную школу (взрослую и детскую) Свято-Симеоновского Кафедрального Собора.
В храме 11 сентября в 12:30 состоится молебен на начало нового учебного года.
Сразу же после молебна пройдет встреча с преподавателями взрослой и детской воскресный школы и начнутся первые занятия у взрослых.
Взрослые будут обучаются по субботам с 13:00.
Дети ( с 6–12 лет) по воскресеньям с 12:00
Всем успехов в обучении!
Поделиться:
Архипастыри совершили Литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Челябинска
15 августа 2021 года Божественную литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Челябинский и Миасский Алексий и епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима. Читать далее →
Поделиться:
Соцотдел Свято-Симеоновского собора организовал поездку в Чудиново для семей с особыми детьми
12 августа социальный работник Свято-Симеоновского кафедрального собора Ольга Воронкова пригласила семьи с особыми детьми в паломническую поездку к местночтимой святой Евдокии Чудиновской. Читать далее →
Поделиться:
Вышел 21-й выпуск рубрики «А знаете ли вы, что. »
Молодёжный православный театр «Белая Птица» Свято-Симеоновского кафедрального собора подготовил 21-й выпуск рубрики «А знаете ли Вы, что. »
В этом выпуске вы узнаете, как прошло выступление театра со спектаклем «Рай» на православной выставке во дворце спорта «Юность». Читать далее →
Поделиться:
Владыка Алексий совершил всенощное бдение в канун дня памяти Серафима Саровского
31 июля 2021 года, накануне празднования обретения мощей преподобного Серафима Саровского, в Свято-Симеоновском кафедральном соборе состоялось всенощное бдение с чтением акафиста святому. Богослужение возглавил митрополит Челябинский и Миасский Алексий. Читать далее →
Поделиться:
Вышел 20-й выпуск рубрики «А знаете ли вы, что. »
Молодёжный православный театр «Белая Птица» Свято-Симеоновского кафедрального собора подготовил 20-й выпуск рубрики «А знаете ли Вы, что. »
Свято-Симеоновский кафедральный собор
Свято-Симеоновский кафедральный собор освящён в 1883 году. Имеет три престола: центральный придел освящён во имя святого праведного Симеона Верхотурского, южный— в честь Казанской иконы Божией Матери, северный – в честь Всех святых в земле Российской просиявших.
Свято-Симеоновский кафедральный собор Челябинска в 1990 году открыл двери воскресной школы, где и дети и взрослые знакомились с Законом Божьим, преподавалось церковное песнопение, знакомили слушателей с иконописью. Школа работает и в настоящее время. Дети учатся два года. Первый год посвящен Закону Божьему, церковнославянскому языку и познавательным урокам о храме. Второй год обучения посвящен библейской истории и правильным жизненным ориентирам. Взрослые обучаются три года, изучая историю христианской церкви и основы православной веры. В курс обучения входит искусство православной иконы, песнопение и евангельские беседы.
На территории собора действует Челябинский духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности образован решением Священного Синода 15 июля 2016 года вместо Челябинского духовного училища. Он готовит катехизаторов, преподавателей воскресных школ и других приходских специалистов. Кроме того, действуют пастырские курсы для юношей и мужчин, планирующих в будущем принять священный сан.
Осенью 2007 года появился молодежный клуб «Держись!», существуют молодежный театр, детский хор и иконописный класс. Особое внимание уделяется делам милосердия.
С сентября 2016 года по благословлению ключаря Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерея Владимира Маничева возобновила свою работу приходская консультативная служба.
Цель приходского консультирования заключается в оказании людям необходимой помощи на начальном этапе воцерковления.
Социальное служение и духовная поддержка оказывается:
Храм богат большим количеством святынь. Прежде всего это частица Животворящего Креста Господня в храмовом Распятии. Многие иконы содержат частицы святых мощей. Это образы апостолов от двенадцати Андрея Первозванного и Симона Кананита, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Оптинских старцев, Иова и Амфилохия Почаевских, святителей Филарета и Иннокентия Московских, Митрофана Воронежского, Иоанна Тобольского, праведного Иоанна Русского и других. Все иконы последних лет выполнены в иконописной мастерской собора.
Мастера иконописной мастерской имеют большой профессиональный опыт и пишут иконы, строго придерживаясь православных иконописных канонов. Каждый иконописец имеет благословение на написание икон.
Иконы пишутся в традиционной технике иконописи – яичная темпера на деревянной основе с использованием натуральных пигментов. Выполняются работы в каноническом стиле. Для золочения используется сусальное золото.
Ныне действующий Свято-Симеоновский кафедральный собор, к сожалению, не может отвечать требованиям Кафедрального собора города миллионника. Поэтому было принято решение о строительстве в Калининском районе города Челябинска на пересечении Новоградского проспекта с улицей Салавата Юлаева нового величественного кафедрального собора в честь Рождества Христова.
Строительство нового главного храма Челябинской области было начато в 2014 году.
В архитектурном решении собора доминируют мотивы классицизма. Главный храм региона призван стать украшением города Челябинска и достойным «лицом» нашей митрополии.
История возникновения Свято-Симеоновского кафедрального собора
История кафедрального собора во имя святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца начиналась с небольшой кладбищенской часовни, приписанной к Свято- Троицкому храму г. Челябинска.
В 1837 году на северной окраине города, в Заречье, было разбито второе православное кладбище. Здесь на средства купца Смолина поставили деревянную часовню. 24 января 1873 года Оренбургская духовная консистория по благословению епископа Оренбургского и Уральского Митрофана разрешила строительство на этом кладбище новой церкви. В это же время обсуждался вопрос о расширении городской территории и нарезке новых жилых кварталов. Согласно одобренному Челябинской городской думой 2 апреля 1875 года и утвержденному Оренбургским губернским правлением плану города заречное кладбище оказалось в селитебной зоне, а потому местные власти предложили перенести его на другое место – севернее городской черты (будущее Успенское кладбище). В январе 1876 года погребения на Симеоновской горке велено было прекратить.
Несмотря на упразднение кладбища, строительство храма продолжилось, хотя и достаточно медленно. Вел строительство челябинский мещанин Петр Иванович Ильиных, который также известен как храмоздатель Николаевской церкви на хуторе Одигитриевского женского монастыря. В благодарность за свои труды он был похоронен за алтарем Симеоновской церкви. Его могила сохранилась до сих пор.
Освящение церкви праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, считающегося покровителем уральской земли, состоялось 18 сентября 1883 года. Каменная однопрестольная церковь предназначалась для совершения заупокойных литургий, отпевания усопших и служения панихид. Службы здесь совершал причт Свято-Троицкой церкви.
Спустя несколько лет после постройки Симеоновской церкви (предположительно в начале 1889 года) во время бури ее колокольня обрушилась. Восстановление храма было поручено крестьянину Павлу Михайловичу Кутыреву. К маю 1890 года он закончил ремонтные работы, а 4 ноября того же года епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что «капитальный ремонт купола и колокольни Симеоновской церкви в г. Челябинске. произведен прочно, правильно, из материала должного качества».
В 1910 году было зафиксировано следующее описание храма в его страховой оценке: «Симеоновская церковь – каменная, внутри и снаружи оштукатурена и выбеленная, крыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою. Длина церкви, считая и колокольню, 9 саж. 2 арш., наибольшая ширина 5 саж. 2 арш. 6 1/2 верш., высота до верха карниза 3 саж. 1 арш. 10 1/2 верш. На церкви имеются две больших главы и одна малая над алтарем, больших окон 8 шт., малых 3 шт., дверей наружных из листового железа и крытых железом же 3 шт., внутренних дверей 1 шт., полустеклянных 3 шт., малых деревянных 3 шт., малых деревянных одностворчатых 2 шт. Иконостас длинною 5 саж. 2 1/2 верш., высотою 3 саж. 1 арш. 10 верш. (оценен в 3000 рублей в полной сумме). Церковь отапливается 3 утермарковскими печами. Колокольня в 1 ярус общею высотою до верха карниза около 7 саж. Оценка вместе с иконостасом 12000 руб.
Новая страница в истории Свято-Симеоновской церкви открылась в 1917 году: храм стал самостоятельным и получил свой приход. 19 апреля того же года его настоятелем был назначен священник Свято-Троицкой церкви Никандр Николаевич Родосский.
Из книги «Храм Святого Симеона»
В 1922 году общине обновленцев был передан Симеоновский храм. 6 апреля 1922 года при Симеоновском храме была зарегистрирована религиозная община обновленческого направления, насчитывавшая 174 верующих и одного священника. В это же время городские власти разрушили Симеоновское кладбище. Кресты и надгробные плиты были убраны, на их месте предполагалось разбить парк. Однако этим планам не суждено было осуществиться.
Массовое закрытие церквей началось и в Челябинске. Так, к 1 марта 1930 года в городе остались четыре храма: Христорождественский, Александро-Невский, Симеоновский и Успенский. В 1931 году Христорождественский собор был закрыт, а его общине предложили слиться с Симеоновской. Кафедра челябинского архипастыря была перенесена в Симеоновский храм.
В стране в это время разворачивались массовые репрессии. 30 июля 1937 года нарком внутренних дел СССР Н. И. Ежов издал Оперативный приказ No 00447, согласно которому всем подразделениям НКВД предписывалось начать операцию по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников.
В 1937–1938 годах на Урале было репрессировано 10 обновленческих архиереев, из них 10 расстреляно. В Челябинске репрессировано не менее 14 священнослужителей, служивших в Симеоновском храме.
22 февраля 1941 года «двадцатка» учредителей общины подала документы на ее перерегистрацию. В это время клир храма состоял из двух человек – настоятеля и псаломщика. Список членов общины содержит только 38 фамилий, из них 4 вычеркнуты. Для сравнения: в 1922 году в общине насчитывалось 148 членов, а в 1932 году в документах на регистрацию общины подавался список, включавший 292 человек. К сожалению, решения властей о регистрации автокефальной Симеоновской общины в Челябинском государственном архиве обнаружить не удалось. Судя по представленным документам, община была обескровлена, возможно, ей было отказано в регистрации.
Военное время стало переломным в отношениях государства и церкви. Патриотическая позиция, заявленная в первые дни войны митрополитом Сергием (Страгородским) в «Послании Пастырям и пасомым», была созвучна намерениям советского руководства. Гонения на Церковь стали ослабевать. Эти изменения можно увидеть и в истории Свято-Симеоновского храма. По данным исследователя Т. А. Чумаченко, в августе 1941 года (согласно же послужному списку протоиерея Сергия Ашихмина, 12 ноября 1942 года) митрополитом Московским и Киевским Николаем (Ярушевичем) он был назначен настоятелем Свято- Симеоновской церкви и благочинным церквей Челябинской епархии.
Послевоенное время
В конце 60-х годов церковная жизнь в сравнении с бурным началом десятилетия стабилизировалась. К этому времени начал сказываться острый недостаток в священнических кадрах. Старшее поколение священников, пережившее предвоенное и военное лихолетье, уходило в иной мир. Закрытие духовных школ, сокращение числа воспитанников в оставшихся школах не позволяло восполнять естественную убыль духовенства.
В 1976–1977 годах Свято-Симеоновский храм еще раз реконструировался. Был сооружен большой притвор, расширена алтарная часть, появились боковые пристрои, несколько увеличившие площадь здания.
Изменение положения Русской православной церкви в Советском Союзе произошло еще до его распада. Был провозглашен курс на демократизацию всех сторон общественной жизни, в русле которого происходило и постепенное смягчение политики государства по отношению к Церкви и верующим. В новых условиях прихожане Симеоновского храма начинают усиленно ходатайствовать перед облисполкомом и другими органами власти о разрешении провести реконструкцию.
28 октября 1986 года Челябинский горисполком принял решение, позволившее приходскому совету Свято-Симеоновского храма разрабатывать проект капитальной реконструкции. Авторами проекта стали архитекторы института «Челябинскгражданпроект» Алексей Геннадьевич Буров и Виктор Иванович Токарев.
1 сентября 1987 года в соответствии с уже готовым проектом исполком разрешил проведение работ. Так после почти семидесятилетнего перерыва в Челябинске возобновилось храмовое строительство.
Реконструкция стала для служащих церкви и прихожан нелегким испытанием, но и временем небывалого духовного подъема. В строительстве участвовали небольшая бригада профессионалов, подобранная прорабом Олегом Малаховым, и около 50 добровольцев-прихожан. В 1980-е годы почти все стройматериалы были дефицитом. Немало пришлось хлопотать по различным инстанциям, а часто просто вымаливать у Господа необходимое. По словам отца Иоанна Иващенко, «основная роль в обеспечении стройматериалами принадлежала старосте Виктору Максимовичу Маточкину, у которого были большие связи в строительных организациях. Без него ничего бы не получилось. Нужно отдать должное прихожанам, ежедневно разгребавшим горы строительного мусора. Ни на день не прекращалось служение Литургии и молебнов – ночью строили, а утром к службе все было убрано. В одном приделе служили, а во втором в это время кипела работа». Труд освящался молитвой пастырей и всех верующих участников строительства. Здесь сугубо исполнился завет Господа «дом Мой домом молитвы наречется».
В результате реконструкции площадь Симеоновского храма увеличилась почти втрое. Появилось два новых, довольно вместительных боковых придела: южный в честь Казанской иконы Божией Матери и северный в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Площадь центрального алтаря также была серьезно увеличена. Все три алтаря получили трехгранные апсиды. Иконостасы для приделов изготовили в Санкт-Петербурге, на солее были установлены решетчатые ограждения Старый центральный купол и колокольню отремонтировали, кроме того, у собора появилось шесть новых маковок с ажурными золочеными крестами. Фасад украсили порталы, арочные окна с наличниками, изразцы и лепнина. Расположение входных ворот первоначально планировалось с запада, но чиновники не позволили этого сделать, так как вход на территорию храма находился бы со стороны жилого пятиэтажного дома.
Архитектурный облик храма
До реконструкции в 1987–1990 годах каменное здание имело трехчастное продольно- осевое построение. Прямоугольный в плане объем храма с полукруглой апсидой был увенчан крупной главой на граненом световом барабане. Боковые входы в церковь располагались на северном и южном фасадах (по поперечной оси храма), главный вход – на западе. Над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшийся небольшой главкой. Скромный декор церкви был решен в формах эклектики с преобладанием черт «русского» стиля.
Сегодня композиционным ядром является сохраненное здание старой церкви с продольно-осевым построением: основной объем четырехстолпного собственно храма с полуциркульной апсидой и двумя (северным и южным) небольшими, прямоугольными в плане приделами продолжен на западе прямоугольными трапезной и притвором. Новые объемы, сложившиеся в ходе реконструкции, охватывают старую церковь по периметру. Обширный храм завершен на востоке тремя трехгранными апсидами, средняя из которых значительно крупнее боковых. На северном и южном фасадах объемную композицию развивают ризалиты с фронтонным завершением, придающие плану храма крещатую форму. Ризалитом акцентирована также центральная ось западного фасада. Храм увенчан в восточной части маковичной золоченой главкой на массивном восьмигранном световом барабане. Небольшие главки на граненых шейках завершают трехскатную кровлю апсид и двухскатную кровлю над «ветвями креста». В западной части храма (над объемом притвора старой церкви) возвышается двухъярусная шатровая колокольня.
Входы в храм, оформленные полуциркульными перспективными порталами, размещены в ризалитах и фланкированы на северном и южном ризалитах высокими арочными оконными проемами в наличниках с вертикальными стойками-пилястрами и килевидным завершением. Аналогично решение окон на северном и южном фасадах и апсидах храма. На северном и южном фасадах окна чередуются с равными им по размеру арочными нишами с живописными иконами. В нишах на стенах апсид иконы живописные и мозаичные. Выступающие углы фасадов и ризалитов оформлены филенчатыми с изразцовым декором лопатками. Подоконный пояс украшен ширинками и изразцовыми вставками. По всему периметру храм охватывает орнаментальный изразцовый фриз.
Свято-Симеоновский кафедральный собор г. Челябинск
Икона дня
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
Свежие записи
В Челябинск доставили великую святыню – часть Пояса Пресвятой Богородицы
16 октября в кафедральный собор святого праведного Симеона Верхотурского была доставлена христианская святыня – часть Пояса Пресвятой Богородицы. Ковчег с реликвией встречали клирики собора во главе с ключарем протоиереем Владимиром Маничевым.
Внутри ковчега находится часть Пояса Царицы Небесной, а также частицы мощей её святых родителей – Иоакима и Анны. Прихожане собора сразу смогли приложиться к православным святыням. Затем в храме началось всенощное бдение Недели 17-ой по Пятидесятнице.
Пояс Пресвятой Богородицы с благоговением почитается в православном мире. Согласно преданию, Матерь Божия сама связала его из верблюжьей шерсти. После Успения Пречистой Девы христиане бережно хранили Пояс. Часть его оказалась на Святой горе Афон.
В 2011 году монахи Ватопедского монастыря привезли святыню в Россию, тогда с ней объехали 14 городов. Поясу Богородицы поклонились более трёх миллионов человек. Его фрагмент передали на вечное хранение в Казанский собор Санкт-Петербурга.
В 2021 году отмечается 10-летие этого знаменательного для православных россиян события. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла ковчег с Поясом вновь отправился в путь. Путешествие святыни началось 15 октября со Златоуста. Поездку по городам Урала организовал Синодальный отдел по делам молодёжи Русской Православной Церкви в рамках программы «Вместе».
«В момент принесения святыни мы проводим образовательные мероприятия для молодёжи, чтобы молодые люди трудились на благо общества, епархии на более серьёзном уровне. Обмениваемся опытом, делимся инициативными проектами, рассказываем, как получить гранты на церковные социальные проекты. Также обязательно говорим об интеграции семейных ценностей в молодёжную среду и реализации таких идей», – рассказал эксперт Синодального отдела по делам молодёжи Павел Ефремов.
Ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы помогали встречать волонтёры из числа православной молодёжи.
«Ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы доставляют в Челябинскую епархию уже второй раз за этот год. Наша молодёжь всегда рада встречать святыню. Пусть она была недавно, в мае, но верующих всегда много. Мы рады быть здесь в общей молитве перед святыней, которая имеет большой вес в православии», – подчеркнул заместитель председателя отдела по делам молодёжи Челябинской епархии Глеб Бляшон.
В соборе дежурили активисты объединения «Волонтёрские крылья», которое действует при епархиальном отделе по работе с молодёжью.
«Мы стараемся, чтобы прихожанам было максимально комфортно и люди понимали, куда идти. Если нужна информация о святыне, рассказываем, откуда привезли. Также следим за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм», – подчеркнул волонтёр Семён Прокопенко.
Святыня будет находиться в Свято-Симеоновском кафедральном соборе (ул. Кыштымская, 32) до 22 октября. Затем отправится дальше, в Курганскую и Свердловскую области. Финальной точкой путешествия станет Салехард.