свято покровский женский монастырь верхотурье официальный сайт
Наши дни
25 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье.
Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова). На ее плечи легли самые тяжелые испытания душевные и телесные. Она отдавала все силы на возрождение обители, несмотря ни на какие препятствия. Покровский храм, занимаемый баней, приходилось даже брать «штурмом». По заступничеству Божией Матери храм был «отвоеван» и началась его реставрация, но матушке Василиссе не суждено было по промыслу Божию продолжить сие дело, как и первой настоятельнице монахине Агнии при организации монастыря и постройке Покровского храма, заложенного 12 сентября 1898 года.
31 декабря 1993 года, когда празднуется память Праведного Симеона Верхотурского, а она прибыла в Верхотурье в 1991 году именно в этот день, Милосердный Господь призвал ее в свои небесные обители. Похоронили настоятельницу монахиню Василиссу в Николаевском монастыре напротив Преображенского храма.
Затем временно управляла монастырем монахиня Елисавета (ныне настоятельница Николаевского Туринского женского монастыря). Она продолжила дело монахини Василиссы, и Покровский храм начал потихоньку реставрироваться.
С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена игумения София (Любых). Матушка активно занялась строительством Покровского храма, корпуса и других построек в монастыре.
В пятницу Светлой седмицы, 28 апреля 1995г. было совершено перенесение мощей блж.Космы из Николаевского мужского монастыря в Свято-Покровский. Мощи были установлены в домовой церкви.
15 октября 1996 года в древней столице Урала городе Верхотурье совершилось великое торжество освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что в женском монастыре. Затем была отслужена Божественная Литургия, после которой Святые Мощи Xриста Ради Юродивого Космы были перенесены из домовой церкви в Покровский храм и установлены с правой стороны центрального иконостаса.
25 сентября 2013г. настоятельницей Свято-Покровского монастыря была назначена игумения Магдалина (Сулеменева). Сейчас в обители живет 32 сестры, которые ежедневно совершают иноческое правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе и на др. послушаниях. Своими трудами и молитвою, они стараются внести свой вклад в восстановление обители.
Богослужение совершается ежедневно, а также читается Неусыпаемая псалтирь.
Пресвятая Богородица! Ты видишь подвиги и труды сестер Твоей святой обители! Не оставляй их Своею милостию и заступничеством. Да процветет под Твоим Святым омофором сия Покровская обитель!
Как добраться
Поездом из Москвы
От Ярославского вокзала г.Москвы, по адресу: Комсомольская пл., д.5, метро Комсомольская,
№ 084М Москва-Приобье, по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям, отправление в 14:05 (время местное), в пути 30:51час.
Точное расписание, цены и продажа билетов здесь.
Поездом из Екатеринбурга
От пассажирского вокзала г. Екатеринбурга, по адресу: ул. Вокзальная, 22
№337Е Екатеринбург-Приобье, отправление 16:35(время местное), в пути 5:23 час., ежедневно
№343Е Екатеринбург-Приобье, отправление 20:28(время местное), в пути 6:45час., по нечетным дням, кроме 31,10
Точное расписание, цены и продажа билетов здесь.
Автобусом из Екатеринбурга
От Северного Автовокзала г. Екатеринбурга, по адресу: ул. Вокзальная 15а, ежедневно ходят автобусы
№601 по маршруту Екатеринбург-Верхотурье, время отправления: 13:37, 16:12, 19:00 (время местное), в пути 5:30 час.
Точное расписание, цены и продажа билетов здесь.
в Верхотурье
От ж/д вокзала, маршрут №6, время отправления:
6:25, 7:25, 8:25, 10:25, 11:25, 12:25, 13:25, 14:25, 15:25, 16:25, 17:25, 18:25, 19:25, 20:55, 21:55, 22:55
Точное расписание здесь.
до остановки Центральная(в пути 15минут, 10км), возле мужского монастыря, далее пешком 7-10 минут
Также можно воспользоваться услугами такси от ж/д вокзала.
Расписание Богослужений:
БОГОСЛУЖЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ СОВЕРШАЕТСЯ ЕЖЕДНЕВНО.
Памятка
Монастырь открыт для посещения паломниками с 6:00 до 19:00. В это время можно посетить храм, помолиться, приложиться к святыням, приобрести иконы, книги и сувенирную продукцию, заказать требы. Богослужения являются неотъемлемой частью монастырской жизни, совершаются ежедневно согласно расписанию.
Благочестивые паломники при встрече с игуменией и священниками испрашивают благословение, а насельниц и других богомольцев приветствуют поклоном.
Вы приехали в монастырь помолиться у древних святынь, помочь сестрам своим трудом. Весь уклад монастырской жизни способствует молитвенному настрою, удалению от греха, очищению от страстей. Чтобы Вы смогли это прочувствовать, здесь необходимо соблюдать монастырский распорядок и правила поведения, оставив мирские привычки и манеры за оградой.
Всякому человеку, посещающему монастырь — и богомольцу, и туристу — следует помнить, что для монашествующих обитель является домом. А посетители — всего лишь гости. И монашеская община — это одна семья, являющаяся в этом доме хозяевами. Все здесь подчинено уставу монастыря — традиции, распорядок дня, уклад жизни. Как и в миру, приходя в гости в семью, мы уважаем традиции и обычаи хозяев.
По монастырской традиции мужчины и женщины размещаются отдельно, за исключением семейных пар с детьми. Священникам (при наличии священнического удостоверения или письма из епархии) и насельницам монастырей проживание предоставляется безвозмездно. Не поселяются паломники без документов, в нетрезвом виде, психически больные, люди без определенного места жительства. Препятствием к поселению является наличие серьезных заболеваний и инвалидности, в связи с отсутствием необходимых условий.
На территории монастыря и в доме паломника необходимо соблюдать чистоту и порядок. Паломники должны быть одеты соответственно православным традициям: женщины в юбках и с покрытой головой, мужчины – в одежде, пристойной святой обители. Памятуя, что в монастыре ничего не делается без благословения, испрашивать на свои начинания в пределах монастыря благословение у игумении или ответственных за послушание сестер.
На территории монастыря и в келиях категорически запрещается:
1. курить,
2. распивать спиртные напитки,
3. играть в карты, электронные игры и т.д., слушать мирскую музыку,
4. употреблять бранные выражения и сквернословить,
5. приглашать в гостевые келии родственников и посторонних лиц,
6. женщинам приходить в храм и прикладываться к святыне с накрашенными губами,
7. ходить по монашеским корпусам и заводить праздные разговоры с сестрами обители;
8. дарить или передавать сестрам монастыря вещи, деньги, литературу (книги, брошюры, листовки) без благословения матушки игумении.
Время проживания паломников в монастыре не ограничивается, если они не нарушает правила и общий порядок обители. Необязательно заранее предупреждать о приезде в монастырь, но по прибытии нужно найти благочинную и получить благословение на размещение. Выходить за ограду монастыря можно с благословения игумении или благочинной. Монастырь не может обеспечить достаточную сохранность в паломническом корпусе ценных вещей, документов, денег. Цените, пожалуйста, труд сестер, уезжая, не оставляйте в келье беспорядок.
Для организованных паломнических групп предварительный заказ мест производится по телефону :
+7(982) 621-14-06
Послушница Елена.
При необходимости, возможно заранее заказать трапезу (обед или ужин) для группы в паломнической трапезной.
Cтоимость поселения (на одного человека): 250 руб/ночь.
Стоимость трапезы (на одного человека): 180 руб.
История
Основание обители восходит к 1621 году. Это первый женский монастырь в Сибири со времен ее покорения московскими царями. Именно обитель способствовала просвещению бывших тогда в крае инородцев (вогул) и обращению к святой вере христианской прибывших для заселения вновь основанного Верхотурья. По примеру существовавшего здесь уже с 1604 года мужского монастыря, некоторые старицы и девицы, хотя и жили в миру, но искали жизни иноческой. В 1620 году после совещания с патриархом Филаретом Никитичем царь Михаил Федорович учреждает Сибирскую епархию, а город Тобольск назначает местом архипастырской кафедры. Первым архиепископом становится бывший архимандрит Новгородского Спасского-Xутынскаго монастыря Киприан (Старорусенников), хиротонисанный 8 сентября 1621 года в архиепископа Сибирского (Пермск. летоп. В. Шишонко).
Таким образом в Верхотурье и вообще в Сибири был основан первый женский монастырь, именовавшийся по храму «Покровским». Первоначально в нем поселились десять «безместных» стариц. В следующем же 1622 году была назначена первая игумения Анисия. Она обращается с челобитною к Царю Михаилу Феодоровичу о пожаловании хлебного и денежного жалования, а также просит помощи на устройство храма и ограды вокруг монастыря. 2 декабря 1622 года на ходатайство следует Царская грамота на имя верхотурского воеводы Пушкина. Из нее видно, что первое время своего существования Покровский монастырь был довольно обеспечен. Грамота от 6 июня 1645 года на имя верхотурского воеводы Максима Стрешнева свидетельствует об отправке денежной сметы на материалы для постройки церкви и прочих зданий.
6 июня 1645 года старица Марфа с сестрами отправляет челобитную в Тобольск для возведения в храме придела во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи. Разрешение было получено, но пожар 1651 года уничтожил все строения. Настоятельница монастыря игумения Мария обращается к царю Алексею Михайловичу с прошением устроить в обители новую церковь.
Благодаря помощи Великого Государя Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла. В 1651 году игумения Мария привозит из Москвы царские дары: церковные сосуды, облачения, книги. Кроме того, выходит распоряжение отпускать в год по ведру церковного вина и по два фута ладана. В следующем 1652 году, как видно из указа Тобольского и Сибирского митрополита Симеона, в монастырь присылают новый антиминс взамен сгоревшего.
Позднее в 1690 при церкви устанавливают деревянную колокольню, а вокруг нее ограду. В 1694 Тобольскому митрополиту Игнатию поступает челобитная о строении в Верхотурье новой Покровской церкви. Неизвестно, была ли она заложена. Но согласно преданию, после так называемого Ильинского пожара бывшая в Никольском мужском монастыре Покровская деревянная церковь, по сооружении каменной, перенесена в 1739-40 годах в женский монастырь.
В 80 саженях к югу от Покровской церкви, у моста по левую сторону речки Дернейки, находилась каменная часовня Спаса Нерукотворного Образа. Точная дата ее основания неясна, но из грамоты митрополита Антония 22 декабря 1727 года видно, что по прошению игуменьи Анисьи с сестрами дозволено возобновить упраздненную в 1727 году часовню. Таким образом ее строительство восходит практически ко времени основания самого монастыря. По преданию же, она была построена за городом.
В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Саму невесту Екатерину Алексеевну Долгорукую отправляют в Рождественский женский монастырь в Тюмень, где она и скончается. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает.
При царствовании Императрицы Елисаветы Петровны по благословенной грамоте митрополита Антония от 19 сентября 1744 года в монастыре закладывают новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящают его в 1753 году с благословения митрополита Тобольского Сильвестра. Тогда же, благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина, посреди монастырской ограды начинают строительство еще одной каменной двухэтажной церкви. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью, в 1776.
Покровский женский монастырь существовал при поддержке и помощи граждан Верхотурья, а также усердного благотворителя Максима Походяшина. Но сильный пожар 18 июля 1738 наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, переносят Сибирский тракт на Екатеринбург, жители обеднели. Скончался Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря. Находящаяся в нем Покровская церковь обращается в приходскую. Приход, называемый «Покровским», состоит из жителей города Верхотурья и нескольких окрестных деревень.
За 161 год существования Покровского монастыря сменилось несколько настоятельниц :
1) Анисия (1622-1623 г.);
2) Ираида (1645-1646 г.);
3) Мария (в феврале-июле 1651);
4) Марфа (1684-1685 г.);
5) Феодора (1690-1693 г.)
6) Александра (1763-1764 г.)
Официальное упразднение монастыря было фиктивным, так как старицы продолжали жить в кельях до 1853 года. По указу Пермской духовной Консистории, от 10 февраля 1853 года, монастырь принимают в Епархиальное ведомство в качестве «Богадельни», которая в 1889 году становится «Богадельным женским общежитием». Девица Августа Павловна Панова назначается смотрительницей. Монастырь находится под ближайшим наблюдением особого Совета при председательстве настоятеля Верхотурского Николаевского мужского монастыря.
Указ Святого Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в «Покровскую» женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает Августа Панова, в иночестве монахиня Агния.
Согласно Высочайше утвержденному положению Комитета Министров от 6 июля 1987 года Покровская община получает в безвозмездное владение земельный и лесной участок размером сто десятин в шести верстах от города.
Первая начальница общины, монахиня Агния, добивается разрешение построить каменный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, который закладывают 12 сентября 1898 года.
Своим восстановлением древний памятник старины, Покровская обитель, всецело обязан бывшему настоятелю Верхотурскаго Николаевского монастыря, архимандриту Григорию (Зеленину) и его матери Мариамне Тимофеевой Зелениной, в иночестве монахине Марии. Первый из них проявил деятельное участие в осуществлении официального общежития и затем в преобразовании его в общину. Кроме того, он обеспечил общину капиталом в сумме 25000 руб., проценты с которого шли на ее содержание. Он также построил большой деревянный двухэтажный дом и потратил свыше 1000 рублей на капитальный ремонт существующих надворных построек. Мария Зеленина пожертвовала обители большую усадьбу со всеми зданиями. На ней и находится нынешний женский монастырь.
К сожалению, первой начальнице монахине Агнии не суждено было увидеть завершение строительства первого в общине храма: она скончалась 6 июля 1901 года, в возрасте 51 года. Вместо нее была избрана, а затем и утверждена в должности начальницы, монахиня Таисия, бывшая ранее казначеем. Ей суждено было стать первой настоятельницей вновь восстановленного монастыря.
Новый храм был довольно вместительный и благоустроенный и отличался простой, но красивой архитектурой. Иконостас изящной работы, вызолоченный весь на полимент, был заказан А. П. Кожевниковым в Екатеринбурге за 3000 рублей. Колокольня состояла из семи колоколов.
Xрам монастыря с любовью посещали не только местные граждане, но и множество паломников, стекающихся в Верхотурье на поклонение мощам святого Праведного Симеона в Николаевский мужской монастырь. 27 апреля 1907 года состоялось официальное открытие Покровского женского монастыря. Это торжественный день стал великим и светлым праздником для сестер. Они горячо возблагодарили Господа Бога и милостивого архипастыря, отечески посодействовавшего в этом важном деле. Настоятельница получила большое количество поздравительных приветствий: от Пермского Губернатора, секретаря Екатеринбургской Консистории, настоятельницы Колчеданского монастыря и многих других.
В 1909 все население обители состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и 12 девочек из детского приюта. В нем было 14 мастерских: рукодельня изящных работ, иконописная, где изготавливались иконы на дереве и полотне, мастерские платьев и церковных облачений, ткацкие мастерские отдельно для ковров, шерстяных тканей, холстов и паласов, а еще чеботарная, цветочная, чулочная, переплетная, лудильная. В 1911-1912 гг. открыла свои двери церковноприходская школа.
В 1914 г. обитель, в качестве паломников, встречала важных гостей: Великую Княгиню Елисавету Федоровну и близкую подругу Императрицы фрейлину Анну Вырубову.
Октябрьская революция 1917 года прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины. Настал самый драматический момент не только для Верхотурских храмов, но и для всей Русской Православной Церкви. Покровский монастырь сохранял свое название до 1922 года, когда и его затронула притеснительная политика советской власти. Но надо сказать, что до этого обитель сравнительно благополучно переносила годы лихолетия. Отступающие белые войска обошлись с монастырем грубо и безобразно, разграбив хозяйство. Красноармейские же части к всеобщему удивлению, напротив, обращались очень вежливо. Даже в 1918 году во время «военного коммунизма» советская тоталитарная власть не производила изъятий монастырского имущества и хлебных запасов, и без того скудных.
В начале 20-х годов территорию общины занял детский дом. Официальные власти стремились покончить с монастырским житьем как можно скорее, но оставшиеся сестры столь же твердо желали сохранить свою обитель.
В 1922 году под угрозой разгона как «вредного пережитка» монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда». Сохраняя прежний распорядок жизни, она продолжала оставаться фактически тем же традиционным монастырем. Артель обрабатывала участки земли, располагающиеся вдоль речки Черной. На заседании 16 апреля 1924 года, где остро обсуждался вопрос о судьбе Покровской женской общины, Тагильский райисполком положительно отозвался о положении дел, заявив, что монахини «экономически укрепляются». Но президиум Тагильского ОКРИК Уральской области вынес постановления от 16 апреля 1924 года о закрытии монастыря.
Таким образом, женская Покровская община прекратила свое существование. Сестры остались без убежища, питания и средств и были лишены возможности выполнять монастырские правила. Игумения Таисия скончалась в 1925 году, и ее место заняла монахиня Олимпиада (Ольга Михайловна Шубина). Сестры обители расселились по домам г. Верхотурья, нанимались на работу к зажиточным людям, шили одеяла, подушки и другие вещи. Их оплотом стала еще действующая в те поры Знаменская церковь, которую они и посещали до ее закрытия в начале 30 годов.
В это же время органами ОГПУ велось следственное дело по настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря Архимандриту Ксенофонту под кодовым названием «Историческая гниль». Именно по нему проходило свыше 70 сестер Покровского женского монастыря. После суда все они были высланы в ссылку в Казахстан и Новосибирск. Только в начале 40-х годов некоторые из них смогли вернуться в родное Верхотурье. Осталось около 50 человек. Они селились по частным домам и продолжали жить и молиться с упованием на милость Божию и заступничеству Св. Преподобного Симеона. В 1946 году открылась кладбищенская Успенская церковь, которую и стали посещать монахини. В те же годы из тюрем, ссылок и лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (Кевролетин). Он-то и возглавил духовно сестер бывшего Покровского монастыря, храм которого к тому времени был превращен в баню.
Лагеря сильно отразились на здоровье отца Игнатия. Тяжелая болезнь ног позволяла передвигался лишь с помощью палки и костыля. Находясь в Верхотурье неофициально, он скрывался и служил в подполье Божественные Литургии, крестил и исповедовал. Скитаясь из дома в дом по ночам, переодетый в женскую одежду, он нес слово Божие людям. К нему ехали огромные толпы народа, прося его молитв и находя в общении с ним успокоение души. Многих он благословлял остаться на жительство в Верхотурье, многих постриг в монашество. Скончался отец Игнатий (в схиме Иоанн) 27 января 1961 года. Похоронили его возле Успенской церкви. В 1992 году по благословению Архиепископа Мелхиседека его прах был перенесен и перезахоронен возле в алтаря Преображенской церкви в Верхотурском Николаевском монастыре.
После ухода о. Игнатия духовно окормлять сестер продолжила монахиня Олимпиада (Шубина), которая была начальницей Покровской обители с 1925 года до самой своей смерти 24 февраля 1963 года. Похоронили ее на Успенском кладбище возле игуменьи Таисии. Последняя из сестер Покровского монастыря схимонахиня Магдалина прожила 100 лет до 1983 года.
Требы
Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте обратиться за молитвенной помощью в наш монастырь.
Ежедневно в храме Обители служится Божественная Литургия. Неусыпаемую Псалтирь с поминовением живых и усопших сестры читают круглосуточно. По воскресным дням перед литургией в монастыре служится Параклисис (молебен с акафистом) перед чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» – это краткая, но прилежная молитва о различных житейских нуждах. Молебен требный служится в воскресенье после Литургии. Также каждый вторник в 18:00 совершается молебен с акафистом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Ей молятся за людей, стаждущих от страстей винопития, табакокурения, наркомании и игромании. Во время Великого поста принимаются записки о здравии и об упокоении «на Великий пост». Так же можно подать записки на панихиду, которая совершается каждую субботу после Литургии. Таинство крещения в нашем монастыре совершается по субботам.
Все желающие могут за себя и своих близких помолиться вместе с сестрами в монастыре, а теперь и заказать требы через наш сайт. Напоминаем, что нельзя указывать в требах некрещенных, иноверцев и самоубийц.
Требы о здравии (за 1 имя)
Требы об упокоении (за 1 имя)
Что такое церковные требы?
Требы это священный обряд, совершаемый священнослужителем по просьбе (по требованию) верующего за него самого или близких и родных ему людей. Это ваша просьба к Господу, с которой вместе с вами обращаются к нему священнослужители. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.
Зачем в храмах пишут записки?
– Записка о здравии или упокоении – это разновидность общей молитвы, желание помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви. Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь Ему известно, какая именно помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.
Как часто следует подавать записки для поминания?
— Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще, и особенно в те дни, которые имеют исключительное значение: день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы призываем своего покровителя на молитву и ходатайство перед Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения ребенка. Влечет нас к себе грех, овладевает ли нами дурная страсть, искушает ли дьявол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, приходит беда, нужда, болезнь — молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит избавлению, укреплению и утешению.
Как правильно написать в храме записку?
– Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена, данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «еп. Евстафия», «иером. Фотия», «иерея Александра». Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — можно подать несколько записок. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный» (нов.). За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.
За кого нельзя подавать записки?
– Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет Архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
– Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
– Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок. Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное в Крещении.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан. Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. В дни Великого поста, когда полная Литургия служится лишь по субботам и воскресеньям, сорокоусты поминаются только в эти два дня.
Что такое годовое, полугодовое поминовение? – Кроме записок об однодневных поминовениях, в монастыре принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает заказное (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или простое (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и сестры монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).
Что такое панихида?
Панихида – это чин заупокойного богослужения, на котором возносится моление Богу об усопших. Панихиды могут совершаться и до и после отпевания усопшего. Особенно важно заказывать панихиду в третий, девятый и сороковой дни после смерти.
Кроме записок, в храме можно покупать и ставить свечи. Свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Божией Матери, ангелам и святым. Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – малая жертва Богу. О здравии свечи ставятся на все подсвечники, находящиеся в храме. Только один подсвечник прямоугольной формы – канун – предназначен для свечей об упокоении. Свечи желательно ставить до начала богослужения.
Церковная молитва, тем более во святой обители, имеет важное значение для любого православного христианина. Как писал святитель Филарет, митрополит Московский, «дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершиться никакое другое дело благое».