свято покровский добрый монастырь тульской области
История
Предположительно, монастырь был основан первым удельным одоевским князем Романом Семёновичем Новосильским между 1385 и 1402 гг.
Благодаря щедрым пожертвованиям, главным образом князей Одоевских, монастырь к началу XVII века разбогател и стал родовой усыпальницей Одоевских.
В 1563 г. в Добром монастыре побывал Иван IV, ездивший по южным крепостям и засекам с инспекцией. Царь нашёл монастырь в отличном состоянии.
В годы «литовского разорения» в начале 1611 года Лихвинский уезд захватили дружины Сапеги. В Добром монастыре мирно, без обычных для него грабежей, расположился со своими воинами пан Хрослинский.
После нескольких разрушительных набегов черкесских и татарских шаек (1613, 1615 годы) в 1616 году в Лихвинский уезд пришли войска Лисовского. Добрый монастырь был разорён, погибли практически все ценности монастыря и его летопись…
В 1623 году начато восстановление монастыря, основной строительный материал — кирпич, часть которого сохранилась до наших дней. Никита Демидов в начале XVIII в. пожертвовал сюда 400 пудов железа со своего тульского завода.
В годы советской власти святая обитель была разрушена и разграблена. Восстановление началось 5 мая 2015 года, когда Священный Синод принял решение об открытии Доброго монастыря и назначении настоятелем игумена Антипы (Тхоржевского).
30 августа 2015 г. епископ Белевский и Алексинский Серафим освятил новый, деревянный храм в честь Преподобного Алексия, человека Божия.
Тульский Афон над Окой
Myslo побывал в Суворовском районе. Здесь, с высокого берега Оки, глядит на все стороны света через полуразрушенные арки когда-то мощных стен Свято-Покровский Добрый монастырь. Вернее, то, что от него осталось…
Возле ворот, закрытых на не очень внушительного вида замок, — вагончик, где по монастырскому уставу должен находиться привратник. Не обнаружив такового на месте, наш провожатый Алексей открыл ворота своим ключом. И сразу стало понятно — он здесь человек совсем не чужой.
Останки старинного Покровского храма даже в нынешнем своём состоянии выглядят величественно. Особенно на фоне разнокалиберных построек, возведённых при советской власти после разрушения и разграбления монастыря. Здесь были механосборочные мастерские, там зернохранилище, а в главном здании — Покровской соборной церкви — склад удобрений. Едкие пары селитры разрушали остатки настенных росписей, удушливый запах аммиака, говорят, выветрился из здания совсем недавно…
Агион-Орос
Эти и другие факты из истории едва ли не самого старого монастыря Тульской и Калужской губерний мы узнали от настоятеля обители — игумена Антипы. Невысокий, одетый в темную, далеко не новую одежду, он вышел к нам навстречу из одноэтажного невзрачного помещения, где, как позже выяснилось, располагаются и кельи насельников, и какие-то бытовые помещения, и трапезная.
— Ну что, пойдемте наш тульский Афон осматривать? — бодро спросил он и повел нас по тропинкам, протоптанным в неглубоком снегу.
Почему этот человек, внешне очень похожий на греческих монахов (я немало видела их в поездках по Святой земле), именует возрождающуюся святыню «Афоном»? Какая связь существует между русской глубинкой и всемирно известным местом поклонения миллионов людей со всего света? Ответ на эти незаданные вопросы мы получили почти сразу. Вслед за игуменом выходим за каменную ограду и оказываемся буквально в паре метров от крутого обрыва к реке. И открылась нам тут такая дивная панорама, что аж дух захватило!
— Этот вид чем-то схож с тем, что открывается с самой южной части полуострова Агион-Орос (Афон. — Прим. автора) на просторы Эгейского моря и возвышающиеся вдали отроги полуострова Халкидики. Подобно этим отрогам, на излучинах реки видны сёла Варушицы и Гремячее с белым храмом женского монастыря, а полноводная Ока величественна и спокойна, словно Эгейское море.
И многое другое здесь напоминает Афон: очень крутой спуск к воде по верёвкам, маленький храм, уклад монашеской жизни.
Ну и конечно, то, что монастырь наш, подобно святому Афону, находится под Покровом Пресвятой Богородицы. Весь световой день братия монастырская послушания различные выполняет, а когда стемнеет, начинается молитва и богослужения в храме.
— Сейчас в монастыре семеро насельников, и все вроде приличные люди, желающие глубже познать Бога и монашество. А до этого приходили разные, от веры далёкие, типа: «Дядь, пусти перекантоваться до весны!»
Продолжая разговор, осматриваем толстенные стены (монастырь — не только оплот веры, но и военная крепость), Покровскую церковь, огромный погреб-ледник (в нём сейчас хранится урожай корнеплодов, собранный с небольшого огорода).
Храм на дровах
Заходим в небольшой деревянный храм. Освятили его в честь Преподобного Алексия, человека Божия совсем недавно, в августе 2015 года, и тогда же владыка Серафим, епископ Белевский и Алексинский, вручил отцу Антипе игуменский посох. С той самой поры он несёт ответственность перед Богом и людьми за всё, что происходит с монастырём, в монастыре, с каждым, кто пребывает в этой древней обители, и со всеми, кого монастырь окормляет.
На стенах храма в числе икон, часть из которых пожертвована меценатами и простыми прихожанами, — точная копия главной святыни монастыря, чудотворной иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Список с этой иконы, по словам батюшки, есть в Мишнево, сама же она была утрачена в лихие (советские?) времена.
Обращаем внимание на чугунную печь, в которой весело потрескивают дрова.
— Отапливаться электричеством для нас пока ноша непосильная, государство как с юрлица берёт плату «по полной» — по 4 рубля за киловатт, — объясняет отец Антипа. — Так что свет мы включаем только по праздникам, храм, кельи и бытовые помещения отапливаем дровами. И нужно нам их немало — 60 кубов! Весь сухостой вокруг попилили, теперь будем думать, как дальше быть.
Люди, правда, тоже помогают, недавно один благотворитель привёз целую машину досок некондиционных. Теперь надо их напилить, нарубить. Работа непростая, но не сложнее той, что уже проделана и делается ежедневно. Вы бы видели, что здесь было раньше! Запустение полное! Насельники сдвинули просто гигантский объем работ, ломы и лопаты буквально горели в руках. Баньку построили — без неё человеку православному никак нельзя…
В этом старинном погребе сегодня хранятся припасы на зиму, а раньше, говорят, он переходил в подземный ход под Окой. Глубоко, холодно, таинственно!
— Во время расчистки территории находили много человеческих останков, все их перезахоронили в специально отведенном месте, отслужили панихиду, водрузили на месте погребения большой крест.
Помню, когда один череп подхоранивали, тучи разошлись и широкий солнечный луч на могилу упал. Может, это какой-то святой мученик был?
Кто ж теперь скажет… За сотни лет здесь в битвах пало немало людей, в том числе — из монахов и духовенства.
Начало пути
Беседу продолжили в трапезной, где для нас был накрыт стол с постными, но вкусными яствами. Особенно понравились соленья, которые помогают заготавливать бабушки-трудницы из соседних деревень. Туда же, в деревни, отправили на зиму кур, овец и козочек, которые летом живут при монастыре.
Но вернёмся от материального к духовному. Мы узнали, что до приезда в Добрый монастырь игумен Антипа 20 лет подвизался в Троице-Сергиевой лавре, из них 11 лет прослужил прикомандированным священником в Хотьковском монастыре.
Вернулся в лавру и, когда находился в одной из командировок, получил приглашение от знакомого священника, отца Александра из Белевской епархии, приехать восстанавливать древний монастырь под Суворов.
— Я ехал сюда просто посмотреть, оценить, готов ли я к столь большому делу. Была золотая осень, тёплая и солнечная. Кое-как, по бездорожью, пробрался к монастырю.
Вышел на крутой берег Оки, очаровался видом заходящего над речным простором солнца, ощутил состояние свободы и полёта и понял — моё!
Позвонил отцу Александру, сказал, что согласен. После получения благословения владыки Серафима оставил тёплую келью в лавре и 20 марта 2014 года приехал в Добрый монастырь. За без малого три минувших года тут человек 50 перебывало, но это для таких монастырей картина типичная: условия-то очень жёсткие, а люди многие избалованы, им надо, чтоб было тепло и светло. Как пришли, так и уходят. Забывают или просто не знают, что монастыри и возрождаются, и стоят на поту монашеском.
С помощью земной и небесной
— Мы тесно сотрудничаем с администрацией района по многим вопросам. Как чудо восприняли то, что по указанию Геннадия Викторовича Сорокина, главы района, к монастырю проложили хорошую дорогу. Следующая задача — газификация, думаю, нам и в этом окажут должную помощь районные власти.
Безгранична поддержка монастыря епископом Белевским и Алексинским Серафимом. По его благословению началось возрождение святыни, по представлению владыки Священный Синод утвердил меня настоятелем. Недавно от нашего архиерея получили благословение на возведение братского корпуса.
После утверждения строительной документации (она уже подготовлена) начнём строительство. Средства для этого богоугодного дела обещали дать наши благотворители. Деньги монастырю необходимы не только на строительство, есть и другие нужды.
— Теми суммами, что жертвуют наши добрые меценаты, не обойтись. Но я верю, что с именем Господа и под Покровом Пресвятой Богородицы мы сумеем сделать всё задуманное!
И зазвонят колокола на Покровском храме и Зачатьевской церкви в селе Добром, и потянутся на службу десятки монахов, соединивших свои души с Господом в стенах Тульского Афона — Свято-Покровского Лихвинского Доброго монастыря!
…На Святой горе говорят: «Конец мира придёт тогда, когда перестанут существовать на земле благочестивые священнослужители и когда исчезнут простые монахи». Пока есть такие священники, как игумен Доброго монастыря Антипа, о конце мира можно не беспокоиться. Лично я в это теперь точно верю!
Игумен Антипа, настоятель Доброго монастыря:
Раньше в монастырях и церквях, закрытых советской властью, устраивали тюрьмы и психбольницы. Сейчас во многих тюрьмах возводят часовни и храмы по просьбам заключённых. Я уверен: если бы в своё время власть пощадила православные святыни, у современной пенитенциарной системы было бы гораздо меньше работы.
Основная задача — не только восстановление Покровского храма и обустройство быта братии, но и возрождение духа монастыря, который основан на подвижничестве и братской любви.
Более подробную информацию о Добром монастыре можно получить на сайте dobromon.ru.
Добрый монастырь
О былом величии монастыря свидетельствуют старинные фотографии.
Открытка 1903 года, изд. Антипина
Предположительно, монастырь был основан первым удельным одоевским князем Романом Семёновичем Новосильским между 1385 и 1402 гг.
Благодаря щедрым пожертвованиям, главным образом князей Одоевских, монастырь к началу XVII века разбогател и стал родовой усыпальницей Одоевских.
В 1563 г. в Добром монастыре побывал Иван IV, ездивший по южным крепостям и засекам с инспекцией. Царь нашёл монастырь в отличном состоянии.
Иван IV
В годы «литовского разорения» в начале 1611 года Лихвинский уезд захватили дружины Сапеги. В Добром монастыре мирно, без обычных для него грабежей, расположился со своими воинами пан Хрослинский.
После нескольких разрушительных набегов черкесских и татарских шаек (1613, 1615 годы) в 1616 году в Лихвинский уезд пришли войска Лисовского. Добрый монастырь был разорён, погибли практически все ценности монастыря и его летопись…
В 1623 году начато восстановление монастыря, основной строительный материал — кирпич, часть которого сохранилась до наших дней.
Никита Демидов в начале XVIII в. пожертвовал сюда 400 пудов железа со своего тульского завода.
Никита Демидов
В годы советской власти святая обитель была разрушена и разграблена. Восстановление началось 5 мая 2015 года, когда Священный Синод принял решение об открытии Свято-Покровскиого Доброго монастыря и назначении настоятелем игумена Антипы (Тхоржевского).
30 августа 2015 г. владыка Серафим, епископ Белевский и Алексинский, освятил новый, деревянный храм в честь Преподобного Алексия, человека Божия.
Добрый монастырь
Храмы Лихвинского уезда
Лихвинский Покровский Добрый монастырь.
Лихвинский Покровский Добрый монастырь третьего класса, возник на земле Вятичей во владении черниговских князей, находился на правой стороне Оки в десяти верстах от города Лихвина. Церковь соборная Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого апостола Андрея Первозванного и двух святых мучеников Флора и Лавра. Келии находились внутри монастыря. Вокруг располагалась каменная ограда, остатки которой дошли до наших дней. По углам четыре каменные башни. Земля иловая, покосы хорошие. Находились на той же правой стороне реки Оки и речки Свободь.
По сведениям за 1859 г. монастырь именовался «Добринский» при Оке в 10 верстах от уездного города Лихвина.
В 3 дворах проживало 13 душ мужского населения. Дважды в год проходили торговые ярмарки.
Основан был монастырь во второй половине ХIV века. Однако эта дата чисто условная. В разных источниках время образования указывается разное. К примеру, интернет-сайт дает время основания во второй половине ХУ века (1477 г.). Основателем монастыря был внук святого князя Михаила Всеволодовича Черниговского, погибшего в Орде – Роман Семёнович, удельный князь Одоевский, сын Новосильского князя Семёна Михайловича. К концу жизни он принял монашеский постриг и обосновался в созданном им монастыре иноком.
Предание гласит, что князь любил охотиться на бобров, которые водились в тех местах по берегам реки Оки и Вялки. После удачной очередной охоты князь называл это метро добрым. И место под монастырь было выбрано как раз там, где он раскидывал свой шатёр. Монастырская церковь во имя Зачатия Святой Анны и сам монастырь стал называться «Добрым».
Другое предание в отношении названия «Добрый» перенесено в монастырь от соседнего села Доброе или Добринское. После битвы с неприятелем вблизи селения жители из сострадания хоронили погибших воинов, не различая своих воинов и неприятельских. Всё это на уровне легенд. Ибо письменные источники, документы и грамоты безвозвратно были утеряны во время неоднократных бедствий, которые перенесло многострадальное государство Московское.
В ХVI столетии монастырь процветал благодаря щедрым пожертвованиям удельных князей и многочисленных благотворителей. В 1564 г. из монастырских записок известно, что в монастыре было две шатровые деревянные церкви: одна во имя Зачатия Святой Анны, другая Покрова Пресвятой Богородицы. По имени последней монастырь стал именоваться ещё Покровским и прибавилось название уезда – Лихвинский Покровский Добрый монастырь, полное название монастыря.
В следующем веке монастырь пострадал от Литовского разорения. В начале 1611 г. польские дружины Сапеги, в 1613 г. черкесы, в 1615 г. татарские воины грабили монастырские ризницы. В 1616 г. войска поляков под предводительством Лисовского вторглись в пределы Лихвинского уезда. Воевода Феодор Стрешнев отстоял уездный город Лихвин, но монастырь подвергся разорению и частичному сожжению. Уцелели только церкви. Все остальные постройки были сожжены, сгорели жалованные грамоты и что важно монастырские синодики той далёкой поры.
Возобновлена обитель в каменном строении усердием окольничего Михаила Алексеевича Ртищева при участии царя Алексея Михайловича с боярами. В мае 1667 г. началось строительство соборной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После окончания строительства соборной церкви в августе того же года, Зачатиевская церковь была перенесена в подмонастырское село Добринское и стала приходской. Деревянная Покровская церковь со временем обветшала, была разобрана, а материал употреблён для монастырских нужд. В это время была учреждена кафедра архимандритства и было дозволено употреблять при богослужении епископскую митру. Первым архимандритом Доброго монастыря был Варсонофий. К концу столетия монастырь занял прочное положение среди других монастырей благодаря щедрым пожертвованиям Михаила Алексеевича Ртищева, великой княжны Евдокии Алексеевны (дочь царя Алексея Михайловича), преосвященного Тихона (митрополита Сарского и Подонского), князя Никиты Ивановича Одоевского, дворян Ртищевых, Ханыковых, Бунаковых, Темирязевых, Племянниковых и других. Многие вышепоименованные дворяне благодаря пожертвованиям были упокоены на территории монастыря, другие постриглись в монашество и также нашли покой на монастырском погосте. Из пострижеников дворянского рода упоминается Иоанна Васильевич Темирязев, Дмитрий Васильевич Племянников в иноках Дионисий, Александр Ханыков.
В 1709–1710 гг. над святыми вратами построена каменная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. В 1722–1724 гг. к соборной Покровской церкви был пристроен придел во имя святого апостола Андрея Первозванного и колокольня. Были и другие строения: корпус для настоятельских келий о двух этажах, братский корпус на шесть келий, конный двор, каменная ограда вокруг монастыря.
После утверждения духовных штатов в 1764 г. монастырь хоть и был оставлен в числе штатных монастырей Крутицкой епархии, но было отобрано большинство земельных наделов вместе с крестьянами, а это 1339 душ. С этого времени начинается упадок монастырского хозяйства. К концу столетия обветшали монастырские строения, Флоровская и Андреевская церковь. Начиная с 1802 г. настоятелями Доброго монастыря назначались ректоры духовной семинарии, которые по статусу больше находились в Калуге, занимаясь консисторскими делами, менее уделяя времени монастырским вопросам.
5 апреля 1813 г. ураганный ветер повредил угловые главки пятиглавой соборной церкви и наделал другие разрушения. Через три года, 28 января 1816 г. ночью обрушилась каменная колокольня. Была разрушена ризничья палатка, братская трапеза и придельная Андреевская церковь. В октябре 1817 г. при пожаре сгорело монастырского имущества на 20000 рублей. Правительство оказало пособие на обустройство, не оказались в стороне и благотворители. В том же 1817 г. на месте разобранной Флоровской церкви была заложена тёплая церковь Вознесения Господня, которая окончена строительством и освящена в 1832 г. Вновь построена колокольня при соборной Покровской церкви, гостиница, братская трапеза.
В начале ХХ столетия богослужения совершались только в Вознесенской церкви. Покровская соборная церковь в 1896 г. была опечатана из-за ветхости и неустойчивого положения стен. При осмотре архитектором было выявлено, что из-за порыва железной связи в средней каменной стене вдоль всей стены и алтаря образовалась трещина. В северной стене произошло отклонение стены, старинный деревянный иконостас пришел в ветхость, грозя ежеминутно обрушиться. Составленная архитектором смета укладывалась в 4000 руб., которой у монастыря на тот период не было.
В монастыре находилась особо чтимая икона «Покрова Пресвятые Богородицы», почитаемая окрестным населением. икона находилась за правым клиросом в киоте, украшенном резьбою с позолотой. Риза серебряная 84 пробы. Размеры иконы 2 аршина, ширина 1 аршин 9,5 вершков. Перед иконой негасимо горела лампада. Предполагается, что икона написана для местного ряда иконостаса в 1702 г.
Ежегодно 1 сентября икона торжественно переносилась в Лихвин и оставалась там до 30 сентября. Матерь Божия приносилась в дома горожан по их желанию, где совершались молебствия с акафистом и водоосвящением. Летописец отмечает, что икона приносилась практически во все дома. Из других достопримечательностей монастыря следует отметить синодик 17 века, вкладная книга за 1667 г., копии жалованных грамот царствующих особ, рукописное Евангелие за 1474 г.Преображенский отмечает в Покровской церкви деревянный крест ХVII века, как и в Успенской церкви Гремячева монастыря.
По благословению архиепископа Тульского и Белёвского Алексия в монастыре ведутся реставрационные работы.
Расчищаются завалы, устроена временная крыша, на уцелевшем барабане установлен деревянный крест. Рядом с храмом очищены от завалов два надгробных камня. На территории монастыря находятся еще два надгробных памятника. Один у входа с левой стороны пирамидальный, другой в виде куба в глубине территории с надписью. На берегу Оки устроен импровизированный душ и летняя трапезная. Начинается возрождение одного из старинных монастырей Калужской, ныне Тульской епархии. Руководит работами Пётр Логачёв.
Свято покровский добрый монастырь тульской области
«Скажи мне, Господи путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142:8)
Более десятка лет назад я волею судьбы оказался ранней весной в пансионате «Краинка» в Тульской области. Там ещё с императорских времен бьют из земли чудодейственные целебные источники, по силе своей равные минеральным водам Ессентуков. Туда я направился не только попить целебной водички, но и по благословению своего духовного наставника о. Александра Шумаева подтянуть все «хвосты» накопившиеся во время учёбы в Свято-Тихоновском университете. Взяв с собою кучу учебной литературы и конспектов, я отправился в глушь, в Тульскую губернию, подальше от Московской суеты.
В перерывах между занятиями наукой, я много ходил пешком, осматривая окрестности. И вот однажды натолкнулся на стены большого монастыря, который располагался на высоком живописном берегу Оки. Зайдя внутрь, я к своему удивлению обнаружил в центре монастыря сохранившийся храм. Все стены были целы, крыша, барабан, окна (проёмы), не хватало только креста и маковки. Я был поражен, не только красотой места, но и тем, что стены и основной храм монастыря сохранились. Проведя небольшое обследование я обнаружил, что сохранились не только большие фрагменты стен, но и подвалы под стенами, остатки монастырской дамбы, пристань, остатки подземного хода, ведущего из подвалов к пристани. Рядом располагалось село Доброе и я отправился туда в надежде собрать информацию о монастыре.
В центре села я натолкнулся ещё на один храм. На нём была табличка: Церковь св. праведной Анны, зачатия Пресвятой Богородицы, построена в середине 19 века. Рядом с храмом уцелела монастырская каменная школа красного кирпича с хозяйственными постройками. На первый взгляд школа была действующая (на тот момент). Всё село со всех сторон омывали бесчисленные ручейки и речушки, вытекавшие из большого холма, возвышавшегося за селом, причём вода в них очень чистая, прозрачная и вкусная. Сохранилась и небольшая часовенка над источником, откуда все брали ключевую воду. Обойдя несколько домов, удалось собрать небольшую информацию, которую бережно хранили местные жители.
«Архимандрит Агапит в истории Доброго близ г. Лихвина мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Дай нам Господи разума, сил и времени рассказать о каждом из них, ибо верим, что это были достойнейшие дети Твои! Помнить их, душеполезно ныне живущим.
Ниже километров на пять города Лихвина (один из «засечных русских городов» наряду с Белевым, Одоевым, Козельском. Прим. автора) по течению Оки, на высоком правом берегу её, окружённый вековыми липами, стоит один из древнейших монастырей Руси». Журнал «Известия Калужской учёной архивной комиссии» в 1898 году в статье В.М. Кашкарова сообщал: «Из существующих доселе монастырей, Добрый монастырь едва ли не самая старейшая обитель в нынешней Калужской епархии, возник он или вновь основан после первого татарского погрома». В статье Е. Лукьянова «Оптинской святости мудрый хранитель» есть упоминание о поэтическом предании, рассказанном в беседах с духовными чадами оптинским старцем Варсанофием. Когда-то в здешних лесах жили три знаменитых разбойника: Опта и два брата — Добрый и Лютый. Раскаявшись в своих злодеяниях, они преобразились и сделались монахами, основав монастыри, впоследствии названные их именами: Оптин, Добрый и Лютиков.
Что ещё мне удалось узнать? Добрый монастырь предположительно основан первым удельным Одоевским князем Романом Семеновичем Новосильским между 1385 и 1402 годом. Первое письменное упоминание о монастыре В.М. Кашкаров относит к 1477 году. Благодаря щедрым пожертвованиям, главным образом князей Одоевских, монастырь к началу 17 века разбогател и стал родовой усыпальницей Одоевских. Вокруг монастыря были отличные охотничьи угодья, которые также принадлежали владетельным князьям Одоевским.
В 1563 году в Добром Покровском мужском монастыре побывал царь Иоанн Грозный, ездивший по южным крепостям и засекам с инспекцией. Государь нашёл монастырь в отличном состоянии, приспособленным к защите «украинных» волостей Московского государства от татар и литовцев. Однако в годы «литовского разорения» в начале 1611 года в Лихвинский уезд ворвались войска Сапеги. В Добром монастыре расположился со своими воинами пан Хрослинский. По-видимому, на этот раз войско Сапеги воздержалось от опустошения края, так как пан Будзила, из дневника которого заимствованы эти сведения, нигде не упоминает о грабеже монастырского или частного имущества. В 1615 году Лихвинский уезд опустошили татарские шайки. В следующем, 1616 году, в Лихвинский уезд пришли войска полковника Лисовского и весь уезд, в том числе и Добрый монастырь подверглись очередному разорению. Погибли практически все ценности монастыря и его летопись. Об этом опустошении свидетельствуют грамоты царя Михаила Федоровича. В одной из этих грамот Доброму монастырю упоминается, что в 1613 году «приходили к городу Лихвину черкесы и город Лихвин сожгли, в ту пору и их монастырские грамоты, данные прежними государями, погибли».
В 1623 год при царе Михаиле Федоровиче Романове начато восстановление монастыря. Постройки велись из красного кирпича, большая часть их сохранилась до наших дней. В начале 18 века промышленник Н. Демидов пожертвовал сюда 400 пудов железа со своего Тульского завода. К 19 веку в село Доброе из монастыря была перенесена деревянная Зачатьевская церковь. В селе она была отстроена из кирпича с огромной колокольней.
Проведя мысленно параллель от города Лихвина, который также знаменит огромным количеством храмов и монастырей, до Добринского монастыря, я обнаружил «положительную аномалию» — как раз где-то посередине находилась Краинка, где били из земли четыре разных целебных источника. Да и анализ воды в самом селе Добром отнёс её к знаменитой Краинской воде № 1, только ещё лучшего качества.
Вернувшись, после отдыха в Москву я рассказал обо всем увиденном своему духовнику и мы через некоторое время всем нашим приходом направились обратно в Доброе — благо, что это всего 180 км от Москвы. Все так же были поражены увиденным. Мы отслужили молебен с акафистом Покрова Пресвятой Богородицы. Всем хотелось как-то помочь в восстановлении этой святыни. Многие захотели приобрести в Добром участки земли, и меня о. Александр благословил купить там землю. Многим из наших удалось это сделать, а вот мне до последнего времени — нет.
Уже о. Александр ушёл из жизни, и мы туда приезжали с его последователем о. Михаилом, так же соборно молились в полуразрушенном храме о восстановлении монастыря. И вот в этом году один из наших прихожан — Игорь помог мне оформить участок и на этой неделе я опять побывал в Добром. Пройдя внутрь монастыря, я услышал стук молотков и звук работающей пилы. Меня это очень обрадовало. Покровский храм украшал деревянный крест, восстановленная кровля защищала внутренние помещения от проникновения воды. Помолившись в храме и вычитав лежавший на аналое акафист, я вышел во двор монастыря и увидел работающего мужчину в подряснике. Это был послушник р.Б. Александр, который возглавлял бригаду строителей. Ими уже построен дом из бруса, в котором на первом этапе можно жить и проводить службы. Со слов Александра, я узнал, что не так давно состоялось освящение восстанавливаемого Добринского Свято-Покровского монастыря и церкви Святого Блаженного Алексия. Службу совершил Владыка Белевский и Алексинский Серафим. Первые камни начала строительства заложили владыка Серафим, депутат Тульской областной Думы Александр Ермаков и глава администрации муниципального образования Суворовского района Геннадий Сорокин. Строительство церкви и восстановление монастыря возложено на братию Свято-Анастасова монастыря Одоевского района Тульской области. После службы, обращаясь к участникам богослужения, владыка с особой сердечностью в частности сказал: «Человек всегда стремился жить в гармонии с собой и с Богом. Восстановление разрушенных православных святынь обладает огромной нравственной силой, приближает человека к Господу нашему». Заканчивая это небольшое повествование приведём слова из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»: «Добрый Покровский монастырь, 3-го класса, общежительный, близ села Добраго, в 10 верстах от города Лихвина, на берегу реки Оки. Построен в 1477 году. Здесь находится чудотворная икона Покрова Богородицы. Ежегодно она носится в город Лихвин, где перед ней служат молебны. При монастыре школа».
От себя добавим со слов послушника Александра, что так же престолом монастыря является праздник св. Фрола и Лавра, а в Зачатьевской церкви был престол св. Петра и Павла. Ближайшую службу планируют 14 октября на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Захотелось не только приехать на праздник в монастырь, но и оказать содействие в восстановлении, ведь на Руси все важные дела делались всем миром. И я призываю всех, у кого есть возможность, объединиться и начать святое дело восстановления древнего Добринского Свято-Покровского монастыря. «Но как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» (Ис. 55.9)