свято покровский собор гродно фото
Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор фото история расписание богослужений
Содержание:
В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции церкви, памятника, музея и мемориала.
Главной и наиболее гуманной задачей храма-памятника является моление о погибших воинах. На братских могилах павших, на полях сражений строились монастыри и храмы, выполнявшие роль надгробных памятников. Помимо общецерковных дней поминовения погибших (Димитровская суббота, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и др.), здесь в годовщину битвы поминались воины, павшие в сражении. Их имена вписывались в синодик для вечного Поминовения. Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с именами павших и захоронения особо отличившихся героев.
Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.
Строительство Гродненского Свято-Покровского кафедрального собора
Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).
Архитектура
В плане храм, возведённый в ретроспективно-русском стиле, представлял собой протяжённую трёхнефную базилику с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. Вертикальный акцент характерен для северо-западного главного фасада собора, который отличается 10-метровой восьмигранной шатровой звонницей с маковкой на барабане и фланкирующими звонницу, создающими симметричную композицию фасада небольшими шатрами с маковками, а также полуциркульными окнами с кокошниками.
Шатры с маковками также завершают ризницу. Алтарную часть же отличает возведённый над нею невысокий четверик с пятикупольем. Эти купола (один большой размещён по центру, а четыре меньшего размера — по углам вальмовой крыши) поставлены на восьмигранные барабаны, ненастоящие окна (бленды) которых завершают кокошники. Для трёх входов фронтального фасада было найдено решение в виде двухколонных рундуков с трёхугольными резными навесами (окантовкой) и высоких крылец. Прямоугольные оконные проёмы, расчленяющие на обоих уровнях протяжённые боковые фасады, отличаются богатыми «теремными» наличниками, простенки же — раскреповкой широкими лопатками с ширинками.
Декоративное убранство собора, как то кокошники, ширинки, витые колонки, крупные сандрики, килевидные бровки арочных оконных проёмов, было во многом взято из древнерусского церковного зодчества. В декоре собора, наряду с дыньками, использована полихромия: на фоне кирпичных коричнево-красных стен собора ярко выделяется белоковровое декоративное покрытие фасадов; для крыш и шатров использован зелёный цвет, а для куполов — охристая окраска.
Трёхнефное деление внутреннего двухсветового пространства собора обеспечивают 12 мощных колонн и перекинутые через них аркады. Перекрытием служит плоский потолок с тремя плафонами, которые украшает орнамент в виде древнерусской текстовой вязи, покрытием пола — кафель с орнаментальным рисунком (в притворе — мозаика). Внутреннее пространство, стены которого покрыты росписями, опоясывает по периметру под окнами мощный профилированный карниз с сухариками. Перекрытием притворам служат высокие крестовые своды.
Выделяющие апсиду главные и боковые иконостасы являются деревянными и резными, имея коричневую тонировку и покрытие позолотой. Форма их силуэта обусловлена трёхлопастными килевидными фронтонами и луковичными главами. Галерея хоров, выступающая над входом, является консольной. Также выделяется резной деревянный алтарь с росписью. Между основным объёмом и притвором находятся массивные резные двери.
Свято-Покровский кафедральный собор (Гродно)
Мiръ Беларусь Гродненская область Свято-Покровский кафедральный собор (Гродно)
Покро́вский кафедра́льный собо́р — кафедральный собор Гродненской и Волковысской епархии Белорусской православной церкви, расположенный в Гродно на ул. Э. Ожешко. С художественной точки зрения, храм отличается оформлением входных порталов и окон и некоторыми элементами внешней отделки, которыми и было достигнуто определённое соответствие стилю.
Содержание
История [ править ]
Возведённый из кирпича в 1904—1905 годах по проекту архитектора М. М. Прозорова, собор был построен в память об офицерах и нижних чинах 26-й артиллерийской бригады, погибших во время русско-японской войны. Руководство строительством было возложено на гродненского военного инженера Ивана Евграфовича Савельева. Согласно одному из мнений, именно благодаря военному инженеру И. Е. Савельеву собор получил неповторимые черты.
За основу при строительстве Кафедрального собора была взята церковь Каспийского пехотного полка в Петергофе. Ещё в конце XIX века царским правительством было принято решение о строительстве гарнизонных и полковых церквей. В конце 1901 года появился приказ Николая II.
При церкви решили открыть музей и небольшой мемориал. Возведенная церковь стала называться Свято-Покровским собором. 30 сентября (11 ноября) 1907 года храм был освящен. Через некоторое время был установлен крестный ход на праздник Входа Господень в Иерусалим. Для поднятия патриотических чувств Гродненский церковно-археологический комитет собрал полковые иконостасы и иконы, которые вдохновляли солдат на борьбу с противниками. Также были сделаны мемориальные доски с фамилиями солдат и офицеров 26 артиллерийской бригады, погибших во время русско-японской войны.
18 февраля 1992 года, после провозглашения независимости Белоруссии, была восстановлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году. После этого Свято-Покровский собор снова получил статус кафедрального.
24 июля 1995 года, на праздник святой равноапостольной княгини Ольги, собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
14 октября 2010 года возле собора была торжественно открыта бронзовая скульптура Божьей Матери, автором которой является белорусский скульптор Владимир Пантелеев.
Со 16 июня 2015 года настоятелем Свято-Покровского кафедрального собора является протоиерей Георгий Рой.
Описание [ править ]
Архитектура [ править ]
В плане храм, возведённый в ретроспективно-русском стиле, представлял собой протяжённую трёхнефную базилику с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. Вертикальный акцент характерен для северо-западного главного фасада собора, который отличается 10-метровой восьмигранной шатровой звонницей с маковкой на барабане и фланкирующими звонницу, создающими симметричную композицию фасада небольшими шатрами с маковками, а также полуциркульными окнами с кокошниками. Шатры с маковками также завершают ризницу.
Алтарную часть же отличает возведённый над нею невысокий четверик с пятикупольем. Эти купола (один большой размещён по центру, а четыре меньшего размера — по углам вальмовой крыши) поставлены на восьмигранные барабаны, ненастоящие окна (бленды) которых завершают кокошники. Для трёх входов фронтального фасада было найдено решение в виде двухколонных рундуков с трёхугольными резными навесами (окантовкой) и высоких крылец.
Прямоугольные оконные проёмы, расчленяющие на обоих уровнях протяжённые боковые фасады, отличаются богатыми «теремными» наличниками, простенки же — раскреповкой широкими лопатками с ширинками. Декоративное убранство собора, как то кокошники, ширинки, витые колонки, крупные сандрики, килевидные бровки арочных оконных проёмов, было во многом взято из древнерусского церковного зодчества. В декоре собора, наряду с дыньками, использована полихромия: на фоне кирпичных коричнево-красных стен собора ярко выделяется белоковровое декоративное покрытие фасадов; для крыш и шатров использован зелёный цвет, а для куполов — охристая окраска.
Интерьер [ править ]
Трёхнефное деление внутреннего двухсветового пространства собора обеспечивают 12 мощных колонн и перекинутые через них аркады. Перекрытием служит плоский потолок с тремя плафонами, которые украшает орнамент в виде древнерусской текстовой вязи, покрытием пола — кафель с орнаментальным рисунком (в притворе — мозаика). Внутреннее пространство, стены которого покрыты росписями, опоясывает по периметру под окнами мощный профилированный карниз с сухариками. Перекрытием притворам служат высокие крестовые своды. Выделяющие апсиду главные и боковые иконостасы являются деревянными и резными, имея коричневую тонировку и покрытие позолотой. Форма их силуэта обусловлена трёхлопастными килевидными фронтонами и луковичными главами. Галерея хоров, выступающая над входом, является консольной. Также выделяется резной деревянный алтарь с росписью. Между основным объёмом и притвором находятся массивные резные двери. Также выделяется резной деревянный алтарь с росписью.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 230023 г. Гродно, ул. Ожешко, 23
ГРОДНЕНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Гродненский Покровский собор. Фотография с сайта piligrim.by |
Собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Гродно, кафедральный собор Гродненской епархии
Собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915 годах) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. Имена павших (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках, висящих и сейчас внутри на стенах храма.
Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел свои неповторимые черты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Проект гарнизонного храма переделывали архитектор Н. Прозоров, губернский архитектор Иван Плотников и гродненский военный инженер Иван Евграфович Савельев (1866-1951).
Освящение храма совершилось 30 сентября 1907 года. Тогда же было принято решение о том, что церковь будет памятником в честь всех офицеров и солдат гродненского гарнизона, погибших во время русско-японской войны.
Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны, включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник. Более того, после потери для православных Гродно Софийского собора в 1921 году, церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор Гродненской епархии.
Но богослужения в храме не прекращались и в годы фашисткой оккупации и в годы антирелигиозного террора. Во время фашистской оккупации с 1941 по 1944 годы вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться до 20:00. Тем не менее епископ Венедикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе.
В советские годы запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось.
В 1991 году была возобновлена Гродненская епархия, и Покровский собор снова стал кафедральным. В конце 1993 года продолжилась традиция поминовения погибших воинов. В соборных стенах совершилось торжественное освящение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.
Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за все время своего существования. По завершении реставрационных работ в центральном нефе собора помещены иконы новомучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений от богоборческой власти.
Архитектура
Святыни
В соборе находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но ее не удалось даже подвинуть, и икона осталась в Гродно.
Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока. В храме осталась только частица мощей, которая находится в особом ковчеге возле правого клироса.
Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросинии Полоцкой с частицами мощей белорусских святых.
В Никольском приделе храма находится икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.
Настоятели
Свято-Покровский кафедральный собор г.Гродно
Начало исповеди за полчаса до начала утреннего богослужения.
Расписание на сайте собора
Таинство Крещения совершается после собеседования восприемников (крестных родителей) или крещаемого со священнослужителем;
Собеседования проходят в 2 этапа в здании Паломнического центра (вход в библиотеку, 2 этаж);
Таинство Венчания
Телефоны горячей линии для справок по вопросам Таинства Венчания:
Подробнее на сайте собора
Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.
Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).
Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (сг.с.)1907года.
Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более тот о, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы
Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе. (1941-1944).
После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным.
В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освещение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.
Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров.
По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти.
Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.
Свято-Покровский кафедральный собор города Гродно
Вы здесь
Иконы новомучеников в Свято-Покровском кафедральном соборе города Гродно
По завершении реставрационных работ в 2006 году в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора был размещен ряд новых иконновомучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений от богоборческой советской власти. Идея написания такого иконографического ряда принадлежала Высокопреосвященнейшему Артемию, архиепископу Гродненскому и Волковысскому.
Иконы, расположенные на столпах храма, призваны показать, что Церковь стоит на крови мучеников. Иконы реалистичны и показывают святых и их палачей. Все это события недавнего прошлого нашего народа и предостережение современникам от выбора ложных путей.
Серия состоит из десяти образов. Некоторые из них относятся к стилю житийных икон. Новомученики предстают перед нами в главный момент своей жизни – принятия «тернового венца» за верность Господу Иисусу и за свою веру. Все иконы были написаны иконописцем Антонием Дайнеко в иконописных мастерских Свято-Елизаветинского монастыря Минской епархии. Некоторые из икон являются списками клейм иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных», прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 года.
Сюжеты 3-х икон (священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, и священномученика Павлина, архиепископа Могилевского, преподобномученика Серафима Жировичского) впервые разработаны в иконописных мастерских Свято-Елизаветинского монастыря.
1. Святитель Тихон
С 1917 по 1925 год Московский патриарший престол занимал святитель Тихон (Беллавин). До своего избрания на патриаршество он занимал Алеутско-Аляскинскую и Виленскую кафедры, где раскрылся его пастырский талант. Именно ему Промысел Божий вручил возглавлять Русскую Православную Церковь в первые годы большевистских гонений. К святителю безуспешно подсылали наемных убийц, привлекали его к суду, содержали под арестом. На иконе изображен момент нахождения святителя Тихона под арестом в Донском монастыре.
2. Священномученик Вениамин
3. Священномученик Владимир, митрополит Киевский.
Митрополит является первомучеником в длинном списке убитых и умученных архиереев Русской Православной Церкви. В 1915 году за обличение Распутина митрополит Владимир был удалён из Петрограда в Киев. Вечером 6 февраля 1918 года митрополит Владимир отслужил последнее богослужение в стенах Киево-Печерской Лавры. В следующую ночь в его келью ворвались красноармейцы во главе с комиссаром. Они вывели митрополита Владимира за ворота Лавры и расстреляли. Проходивший в это время в Москве Поместный Собор постановил ежегодно 7 февраля, в день убийства митрополита Владимира, совершать поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников.
4. Священномученик Петр
5. Священномученик Павлин, архиепископ Могилевский
Будущий святитель родился в 1879г. в Пензенской губернии. С юных лет он горел желанием полностью посвятить себя служению Богу и вскоре принял монашеский постриг и сан иеромонаха. Епископский сан он принимает в 1921г., в тяжелое время гонений. Кротко и смиренно он перенес арест и ссылку в Сибирь.
В 1933г. архиепископ Павлин был назначен на Могилевскую кафедру, на которой пребыл до января 1936г. В Могилеве он был арестован и помещен в тюрьму. Ему предъявили обвинения в надуманных преступлениях, затем он был переведен в тюрьму г.Минска. На суде Владыка исповедал веру в Бога и отверг все клеветнические обвинения, после чего был отправлен в концлагерь.
В 1937г. Павлин, архиепископ Могилевский и Мстиславский, был приговорен к расстрелу. 3 ноября того же года приговор был приведен в исполнение.
В 2000г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Владыка Павлин был канонизирован.
Икона священномученика Павлина, архиепископа Могилевского и Мстиславского, разработана и написана в Свято-Елизаветинском монастыре Минской епархии.
6. Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский
Будущий святитель родился в латышской православной семье в январе 1876г. В 1897г. окончил Рижскую Духовную Семинарию, а в 1900г. поступил в Киевскую Духовную Академию. После принятия монашеского пострига и сана преподавал в разных семинариях. В 1907г. иеромонах Иоанн становится ректором Виленской Духовной Семинарии. Одновременно он занимается возрождением древнего Свято-Троицкого монастыря. В 1912г. состоялась его хиротония во епископа Слуцкого. После событий 1917г. епископ Иоанн, уже будучи в России, несколько раз был арестован. В 1921г. по запросу православных Латвии святитель Тихон назначает его архиепископом Рижским и всея Латвии. В 1925г. Владыка Иоанн избирается в сейм, где защищает права верующих. Им была возобновлена работа Рижской Духовной Семинарии.
В ночь с 29 на 30 сентября (ст. ст.) 1934г. епископ Иоанн был заживо сожжен на даче. Сюжет данной иконы впервые разработан и исполнен в иконописной мастерской Свято-Елизаветинского монастыря Минской епархии.
7. Священномученик Гермоген, епископ Тобольский
Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский, родился 25 апреля 1838г. в семье единоверческого священника Херсонской епархии. В Новороссийске окончил юридический, математический и историко-филологический факультеты. Затем поступил в СПбДА, где принял монашество и сан иеромонаха. После ректорства в Тифлинской Духовной Семинарии был рукоположен во еп. Вольского, викария Саратовской епархии, а через 2 года, в 1903г., назначен епископом Саратовским и приглашен для заседания в Синод. Все его служение отличалось необыкновенным горением духа и жертвенностью. За обличение нечестия Г.Распутина владыка Гермоген был сослан в заточение в Жировичский монастырь.
После февральского переворота 1917г. назначен на кафедру в Тобольск, где и принял мученическую кончину. В ночь с 15 на 16 июня 1918г. вл. Гермоген с камнем на шее был брошен большевиками с парохода «Ока» в реку Туру. Данное изображение взято из 4-го клейма иконы новомучениковРоссийских из храма Христа Спасителя.
8. Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский
Видный иерарх РПЦ нач. ХХ, уроженец Воронежской земли – священномученик Митрофан – большую часть своего служения провел на Беларуси. В 1902г. он был назначен ректором Могилевской Духовной Семинарии. В 1907г. состоялось его рукоположение во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. В 1910г. епископ Митрофан принимал участие в перенесении мощей прп. Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк. В 1912г. он был назначен епископом Минским и Туровским. Новый Минский епископ особенно заботился о почитании памяти белорусских святых. В 1916г. епископ Митрофан был переведен в Астрахань. На Поместном Соборе 1917-1918гг. он был председателем отдела Высшего Церковного Управления и сыграл важную роль в восстановлении патриаршества. Мученическую кончину владыка Митрофан, к тому времени возведенный в сан архиепископа, принял 23 июня 1919г. по ст.ст. в Астрахани. На иконе изображен расстрел Астраханского Крестного хода. Изображение взято из 10-го клейма иконы Новомучеников из храма Христа Спасителя.
9. Священномученик Иоанн, епископ Мозырский
Иван Пашин родился в Петрикове в семье священника. По окончании Минской духовной семинарии иерей Иоанн Пашин начала свой пастырский путь на приходах Минской епархии, в 1909 г. был назначен настоятелем церкви святого великомученика Георгия села Прилепы, где он служил в течении 15 лет и построил новый храм. В 1923 году состоялась хиротония оводовевшего священника Иоанна Пашина в епископа Мозырского. За преподавание Закона Божьего владыке Иоанну запрещают проживание в крупных городах. Он продолжил свое служение в Лоеве. В 1926 году был приговорен к ссылке в «Зырянский край», а по отбытии ссылки был определен на место жительства в г. Рыльск, Курской области. В 1932 году последовал новый арест владыки Иоанна и осуждение на 10 лет концлагерей. Епископ Мозырский Иоанн погиб, отбывая заключение.
10. Перподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский.
Архимандрит Серафим Жировичский родился на Полесье в семье крестьян. В 1922 году он поступил на послушание в Жировичский монастырь. В 1924 году он принял монашеский постриг, а затем рукоположен в иеромонахи. В августе 1941 года, пользуясь тем, что восточная часть Беларуси была оккупирована немцами, отец Серафим вместе со своим другом и сподвижником иереем Григорием Кударенко отправились открывать в восточных областях Беларуси закрытые коммунистами храмы. Благодаря их деятельности в десятках церквей возобновилась богослужебная и приходская жизнь. В 1944 году о. Серафим был арестован по обвинению в сотрудничестве с оккупантами. На допросах он категорически отвергал это обвинение, мужественно исповедовал свою веру во время пыток и издевательств. Вероятно, кровавые допросы НКВД и стали причиной смерти архимандрита Серафима.