свято никольский монастырь оренбургская область
Взойти на Монахову гору
Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя несколько новых храмов и трехъярусную звонницу.
Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком.
В Никольском женском монастыре на Монаховой горе удивительный виноград. Зрелый, сорванный прямо с лозы, он в буквальном смысле тает во рту. Монастырские угодья невелики, но с виноградника в несколько рядов длиной в пару десятков метров в сезон удается собрать больше центнера. Спасибо и агроному-виноградарю Алексею Немытову, который специально для Никольской обители вывел несколько неукрывных сортов винограда, и местному климату — 40-градусная жара в конце августа оптимальна для южных культур. А всего в нескольких десятках шагов температура воздуха резко падает — почти на 30 ˚C. «Вход в пещеры», — гласит табличка у иконной лавки монастыря. Вместе с настоятельницей игуменией Иоанной (Боярской) мы осторожно спускаемся по ступенькам под пение Иисусовой молитвы, и вскоре глаза привыкают к скудному освещению.
Видение отшельника-казака
История Святых пещер под Оренбургом словно в капле воды отражает весь трагический и противоречивый ХХ век.
В монастырском винограднике
«Дореволюционный собор был невелик — отнюдь не городских масштабов, — рассказывает игумения Никольского монастыря Иоанна (Боярская). — На его месте сейчас взгорок, в котором обнаружены старые фундаменты. Сам монастырь долго не просуществовал. В 1919 году, когда в Оренбуржье окончательно утвердилась советская власть, игумена арестовали, а в начале 1920-х годов ликвидировали и монастырь. До революции братия по здешним меркам считалась многочисленной: один схимонах, по восемь иеромонахов и монахов, четыре иеродиакона и 24 послушника». С Зосимой произошла редкая для кровавых лет красного террора история: обвиненного в контрреволюционной деятельности игумена по прошению граждан и даже нескольких сельсоветов сначала освободили, а затем и вовсе оправдали. Это были последние годы существования мужской обители на Монаховой горе.
С датой кончины первоначальника обители полной ясности до сих пор нет. Официально считается, что отец Зосима отошел ко Господу ровно век назад, — так гласит и табличка на его могиле, обустроенной на монастырской территории уже в наши дни, после перезахоронения игумена. Но сохранились свидетельства очевидцев, приходивших к отцу Зосиме за советом и благословением то ли в 1922, то ли в 1923 году. После сноса собора советская власть открыла в братском корпусе первую в селе школу (со временем она стала коррекционным учебным заведением детского дома), а монастырское кладбище запахала. В 1939 году взорвали вход в Святые пещеры, святой источник засыпали щебнем.
Подземная церковь и квасохранилище
В 1990-е годы в Покровском приходском храме одноименного села служил священник Анатолий Чернецов. Ориентируясь на рассказы старожилов, он попытался найти пещеры, тем более общую привязку к местности недвусмысленно давал сохранившийся в народе топоним «Монахова гора». Наконец, 8 июня 2002 года ковш экскаватора вывернул несколько кирпичей с клеймом «НМ» (до революции при монастыре функционировал собственный завод, изготавливавший кирпичи по старинным рецептам, с добавлением яиц и меда). Еще движение — кирпичи посыпались, и в углу котлована открылся вход в пещеры.
«Когда обнаружившие подземелье люди впервые спустились туда, у них, по их словам, было ощущение, будто монахи только что ушли оттуда, — продолжает игумения Иоанна. — Конечно, ни вещи, ни иконы не уцелели. Но сохранились, к примеру, гвозди для лампад на поворотах лабиринта (мы и сейчас ими пользуемся), остались полочки для икон из плитняка».
Малое подземное кольцо с дюжиной поворотных колен протянулось на 60 м. К нему примыкает обходное полукольцо еще примерно 100-метровой длины. «Все пещеры были подробно обследованы, — говорит матушка Иоанна. — Найдена келья отца Зосимы — с камнем, на котором, по преданию, он молился. Обнаружена и подземная церковь, после открытия освященная во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских». В этом храме ежедневно ранним утром совершаются сестринский молебен и лития по усопшим насельникам обители и по всем монашествующим, пострадавшим в годы репрессий.
Местами стены основного хода отшлифованы до блеска: кусочки земли и камня благочестивые паломники развозят по домам. Взамен они оставляют образки, цепочки, драгоценные камни. Игумения Иоанна рассказывает, как однажды стала свидетельницей благодарственной молитвы матери. Молодая женщина, взяв на руки младенца, встала на колени на тот самый памятный камень и со слезами повторяла: «Алешенька, смотри, вот на этом самом месте я тебя вымаливала!» Все случаи чудесной помощи монахини тщательно собирают и документируют, надеясь, что со временем эти свидетельства станут основанием для местного прославления игумена Зосимы (Карцева). А пустые глухие пещеры обходного хода сестры обители приспособили для хранения овощей и кваса: условия для этого здесь идеальные.
Малое стадо
Село Покровка обширное, но жителей в нем сейчас мало: молодежь уехала на заработки. Хоть рядом и функционирует завод железобетонных опор, рабочих мест там на всех не хватило бы. Нескольким местным монастырь дал возможность трудиться на его небольшом хозяйстве. Монастырских коров и коз, которых благодаря деятельности попечительского совета обители приобрели на пожертвования меценатов, водят на выпас вместе с сельскими.
Небольшой коллектив насельниц и трудниц по мере сил благоустраивает Монахову гору. Территория в целом приведена в порядок. Открыто монастырское кладбище, которое было обезображено в советские годы, обустроен святой источник с купелью.
В Никольский монастырь паломники приезжают в любое время года.
Храмовый комплекс обители сделает честь иному городскому монастырю. В небольшой Никольской церкви хранится сделанная по благословению митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина точная уменьшенная копия привезенного в 2017 году в Россию ковчега с мощами святителя Николая. Два больших каменных храма могут претендовать на статус соборных: Казанский (до революции в мужском монастыре существовала церковь с тем же посвящением престола) и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Между ними располагается высокая звонница. Надвратная колокольня с церковью во имя преподобной Марии Египетской сейчас ремонтируется.
Под горой — водосвятная часовня Табынской иконы Божией Матери (до революции чудотворный образ дважды бывал в монастыре), а рядом с бывшим местом соборного храма мужского монастыря на фундаменте братского корпуса устроены сестринские кельи с паломнической трапезной. В ближайшее время планируется строительство полноценного паломнического корпуса перед Святыми вратами.
А в нескольких километрах от Никольского монастыря, в соседнем селе Платовка, находится еще один Покровский приходской храм, ставший, по сути, монастырским подворьем. Его приходской совет возглавляет игумения Иоанна. Здесь пребывает чудотворная икона «Достойно есть». После Великой Отечественной войны два архиерея, последовательно управлявших Оренбургской епархией, — архиепископ Мануил (Лемешевский; † 1968) и епископ Борис (Вик; † 1965) — собрались перевезти образ в областную столицу. Владыки посылали за иконой транспорт: первый — гужевой, второй — «полуторку». Лошадь встала и не двигалась с места, несмотря на удары кнутом, пока икону не вернули в храм. Машина заглохла на сельском кладбище и заводилась только тогда, когда с нее снимали икону. Так чудотворный образ и остался в сельской церкви на радость местным жителям и паломникам.
ИГУМЕНИЯ ИОАННА (БОЯРСКАЯ): «ЗА КАЖДОЙ СЛУЖБОЙ МЫ НЕУКОСНИТЕЛЬНО МОЛИМСЯ ВСЕ ВМЕСТЕ»
— Матушка, много ли сейчас сестер в монастыре? Где вы берете силы на поддержание территории в должном порядке?
— В монастыре 11 штатных насельниц в монашеском постриге. Но в это число входят монахини, трудящиеся при храме в Платовке, а также на архиерейском подворье в Оренбурге. В самой обители остается скромный коллектив из пяти монахинь. Все мы — выходцы из Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце. Кроме того, в нашу монашескую общину входят две оренбургские послушницы. Но они только присматриваются к монашескому житию и возможному постригу. Где взять силы на то или иное послушание, особенно задумываться некогда. Конечно, я как игумения понимаю: сестрам, которые постарше, нужно отдыхать чуть больше. Например, перед спуском в Святые пещеры мы разминулись с монахиней, обычно встречающей посетителей и паломников. Ей сейчас надо дать отдохнуть, иначе к началу вечернего богослужения она не сможет быть в храме.
За каждой службой мы неукоснительно молимся все вместе: кто-то певчая, кто-то чтец, кто-то уставщица. Исключения составляют совсем уж неотложные послушания. Это малоярославецкая школа, и мы стараемся следовать ее традициям. Признаюсь, оренбургским сестрам привыкнуть к этому трудно.
— Почему, на ваш взгляд, сегодня так мало желающих поступить в монастырь?
— Из какой среды в монастырь поступали прежде? Из крестьянской. Насельники дореволюционного Никольского монастыря — благочестивые казаки и крестьяне, выросшие в сельском труде и укорененные в Законе Божием, которые умели работать и хотели молиться. Они поступали в обитель осознанно. Нередко они совершали паломничества по российским монастырям, на Святую Землю и Афон. Сегодня таких людей очень мало. Сейчас сельских жителей (говорю о нашей Оренбургской области), почитай, и не осталось. По крайней мере, их гораздо меньше, чем до революции.
Ну и наконец, не стоит забывать, что на монашеский путь благословляет духовник. Видимо, духовные отцы некоторых мирянок, которые, быть может, и нашли бы себя здесь как инокини, пока не считают возможным направить их на такой серьезный шаг. Хотя мне, конечно, хотелось бы, чтобы такое случалось чаще. Поделюсь еще одним личным наблюдением: среди верующих сейчас все чаще усматривается тенденция жить при монастыре, а не в монастыре, то есть регулярно молиться за монастырским богослужением, но при этом оставлять при себе собственную волю.
— В Покровке действует приходской храм. Не конкурируете ли вы с ним за прихожан, особенно с учетом обезлюдевшего села?
— Ни в коем случае! Если говорить о классическом приходе из мирян, в него входят всего двое-трое местных селян. Есть еще спаянный трудовой коллектив монастырских работников: два человека в лавках, двое на кухне, два охранника, завхоз и шофер. Все они работают за денежное вознаграждение, правда, весьма скромное. Но это и есть наш самый настоящий приходской актив местных жителей: без него мы не проживем. Кроме того, у нас есть монастырская пасека. Посильную помощь оказывает постоянная трудница из Оренбурга. Приезжают и временные — не больше чем на неделю, — но довольно редко.
— Зато паломники у вас, как видно, гости частые…
— Это еще мягко сказано. В сезон только больших автобусов в среднем по четыре ежедневно бывало, не считая посетителей на машинах. Дважды в год приезжает группа из Магнитогорска. Мы их вечером разместили, утром они помолились на Литургии, побывали в пещерах, смотрю — уже в автобус садятся! «Что ж так быстро?» — недоумеваю. — «Да ведь нам утром в понедельник на работу, а этой благодати нам на полгода хватает». Растет доля паломников-новичков, после снятия жестких ограничительных мер на тематических сайтах нам моментально присвоили туристский статус «ме́ста, куда можно поехать уже сегодня».
— Какие услуги организованным группам паломников вы можете предложить?
— Два десятка человек спокойно разместятся в гостинице. Если потесниться и задействовать часть других помещений, можно уместить и 40 человек. Но сегодня этих площадей уже не хватает: если ночевать остаются хотя бы две группы, им приходится спать в салоне автобуса. Поэтому мы и запланировали строительство нового паломнического корпуса.
Свято никольский монастырь оренбургская область
«Когда же ты теперь приедешь в наш Киев? И мы пойдем в ближние пещеры Киево-Печерской Лавры, а потом в дальние? Будем молиться под землей в действующих церквях, в кельях Феодосия и Антония Печерских?»- голос киевской подруги по скайпу звучит безнадежно. Она понимает, что будет это скорее всего нескоро.
Мы, паломники Димитриевского мужского монастыря, отправились в Пещеры в день Рождества Иоанна Крестителя. Тринадцать лет назад над входом в пещеры была построена и освящена церковь в честь того, чье Рождение стало важным событием в жизни не только его родителей, престарелых Захария и Елисаветы, но и для всего израильского народа и православного мира.
В тот день народ, стоявший на праздничной службе в маленькой церкви плечом к плечу, с затаенным дыханием слушал главу из Евангелия от Луки, где говорится о том, как во времена царя иудейского Ирода, священник Захарий увидел ангела и получил от него предсказание о рождении сына, и о радости, которую принесет его рождение всем людям на земле.
Об этом событии и проповедь игумена-настоятеля Димитриевского мужского монастыря иеромонаха Варнавы. Иоанн-Предтеча свыше тридцати лет пребывал в пустыне, боролся со своим сердцем, со своей жизнью, и вышел на проповедь, и был засвидетельствован Богом как величайший,— но и не только. Евангелие нам называет его не просто пророком, а гласом. Он так сроднился с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежало произнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что он только голос. Это уже не человек, который говорит, это Бог вещает его гласом. Так говорили святые. Один из подвижников Афона уточнял: «Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только». Иоанн отверг все земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле, Господь не оставил его в далекой пустыне. Господь, когда стал с Иоанном неразлучным, послал его к людям, чтобы и другие люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн.
После необыкновенной праздничной службы, исповеди и причастия, прямо из храма спускаемся в пещеры. Здесь прохладно и свежо, легко дышится. воздух точно кондиционирован, несмотря на 40-градусную жару снаружи. Так работает природный очиститель и охладитель воздуха – песчаник, в котором вырублены вручную ходы, келии, подземный храм в честь Преподобных Феодосия и Антония Киево-Печерских.
Экскурсовод Ксения подробно рассказывает нам о знамении в виде огненного столпа, уходящего в небо, которым обозначено было два века назад место над горой. Это явление видели жители Покровки Новосергиевского района. В то же время казак орского уезда Захарий Карцев, впоследствии первый игумен Свято-Николаевского монастыря Зосима, получил Божие повеление идти в Покровку, обустроить родник под горой и устроить там монастырь. Богобоязненный казак принял приказ Свыше, вырыл вручную, с помощью кирки и лопаты, пещеру с небольшой келией. Молиться в ней можно только на коленях. Два года жил здесь Захарий в посте, трудах и молитве. Так, теперь уже больше 120 лет назад, начиналась история Святых пещер села Покровка.
С зажженными свечками в руках двигаемся по прохладному ходу, касаемся стен, которые вручную с помощью кирки, лопаты и лома были высечены монахами. Вот небольшая келия первого игумена Свято-Николаевского монастыря Зосимы.
По очереди заходим внутрь, становимся коленями на камень, на котором молился сподвижник. Каждый просит о своем, о сокровенном. Здесь в удивительной тишине особенно легко молится. На душе светло и радостно, а во рту сладковатый привкус. Это так проявляет себя благодать. Ведь место здесь святое, намоленное.
В 1912 году в монастыре насчитывалось 25 человек. Постепенно здесь появились надземные постройки- деревянный молебный дом в честь Казанской иконы Божией Матери, братский жилой корпус, каменный храм в честь святого Николая чудотворца. Был посажен прекрасный монастырский фруктовый сад, открыт кожевенный цех, мельница, пекарня. На территории находился странноприимный дом для калек и безродных. Для них был создан швейный цех, они валяли валенки. В обители воспитывались мальчики-сироты. Монастырский кирпичный заводик прославился на всю округу. Яйца и мед для монастырских кирпичей специальный человек скупал в окрестных селах в огромном количестве. Удивительно крепкий кирпич с буквами НМ-Никольский монастырь-после разрушения богоборцами церкви пошел на строительство сельского клуба, магазина и школы. Здания эти стоят по сей день.
В 30-х годах монастырь был разрушен, вход в пещеры замурован и утерян. Более чем через 70 лет Божией милостью в 2002 году после многолетних поисков был обретен вход в Пещеры. Все здесь оставалось так, будто монахи только что ушли. И келии, и ниши под иконы, и даже трехгранные монастырские гвоздики под лампады. В подземном храме было ощущение, будто только что кончилась служба. Свечи горели ярко, а это говорит о достаточном количестве кислорода
В очередной приезд в святые Пещеры вместе с паломниками из Америки вспоминаем с одноклассницей, которая больше 30 лет живет на Гавайях, историю, описанную в 70-е годы в местной газете. О том, как подростки из новосергиевской Покровки ушли под землю, в гору, блуждали четыре дня и вышли в пойме реки веселые и счастливые…
Американцы, геологи по образованию, изумляются, как без приборов, без компасов монахи сориентировались и вывели алтарь подземного храма точно на восток… Не часто в святых пещерах звучит английская речь. На этот раз экскурсию ведет отец Варнава. Он рассказывает, что трижды служил в Пещерах Литургию, служба это была необыкновенная. Очевидно, что здесь подвизались люди очень высокой духовной жизни. Когда откроются все пещеры, Бог даст, узрить нам мощи праведников, подвизавшихся в обители. «Holy place! Holy city”!- Святое место!- восхищаются американцы.
Как водится, интересуемся чудесами. Одному свидетелем стала Ксения, экскурсовод. «Приехал к нам мужчина с просьбой помолиться за дочку, Ксению. У подростка нашли опухоль,- рассказывает она.-Заказал сорокауст, молебен, сам в келии Зосимы помолился. А я как экскурсию вела, так свечку за тезку ставила, просила. Прошло время. Мужчина вернулся счастливый. Сказал, что девочка выздоровела. Благодарил».
При входе в пещеры встречаем местного жителя Николая, который сам поведал нам, что пил много лет беспробудно. И однажды в таком непотребном виде попал в пещеры. Промерз, температура то 10-12 градусов, отрезвел. И … не захотел больше пить. « Теперь вот красоту эту вижу, наши горы, наш храм, пещеры. Как раньше жил? Сам не знаю»!- смеется он.
Искупавшись в святом источнике, выпив святой воды, иностранные паломники интересуются ценой домов в Покровке…
Покровка. Николаевский мужской монастырь.
Монастырь «Святые Пещеры», Свято-Николаевская социальная обитель милосердия
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», сюда стекаются паломники. История Святых Пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. Потянулись к нему люди, ищущие спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. На пожертвованных землях возводились новые строения.
В 1911 г. и 1915 г. с. Покровку посетила с крестным ходом чудотворная Табынская икона Божьей Матери и на ночь оставалась в скиту и монастыре. В 1912 г. в скиту уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).
В 1913 г. Указом Священного Синода скит становится Николаевским самостоятельным мужским монастырем. Настоятель иеромонах Зосима был членом Епархиального совета. Монастырь помогал голодающему населению. В хозяйстве имелись лошади, коровы, посевные угодия. Здесь был фруктовый сад, кожевенно-валяльный цех, монахи сами делали кирпич с клеймом «НМ». Был открыт странноприимный дом, на содержании также был дом для калек и безродных мужчин. В годы Первой мировой войны сюда были привезены 12 мальчиков-сирот из западных районов России. В 1914 г. иеромонах Зосима был награжден набедренником.
В монастыре действовал строгий афонский устав, было 78 монахов, а в общей сложности там жили, трудились и молились около 150 человек. В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (ныне ул. Комсомольская, 96), на земле, пожертвованной мещанином Львом Андреевичем Вилюновым и другими. Храм был освящен Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Бузулукским. В 1916 г. иеромонах Зосима за труды возведен в сан игумена. На 27 января 1917 г. в монастыре числились: 1 схимонах, 8 иеромонахов, 8 монахов, 4 иеродиакона, 24 послушника.
После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал о. Геронтий. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Оставшимся 27 монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось. 10 сентября 1937 г. о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге.
В 1929-1930 гг. шло разрушение самостоятельного мужского Николаевского монастыря. Из кирпича «НМ» в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна за бесценок. Остается только двухэтажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организуется первая в селе Покровка школа. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты предположительно в 1939 г. Источник под горой засыпали щебнем.
Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.
13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 г. чин освящения центрального креста колокольни святой преподобной Марии Египетской и креста для братского корпуса совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.
Свято-Николаевская женская обитель официально открылась 22 мая 2018 года в селе Покровка Новосергиевского района Оренбургской области. Первое архиерейское богослужение прошло в «Священных пещерах» Оренбургской области. Создание монастыря поддержали на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.
Настоятельницей Свято-Николаевской женской обители стала монахиня Иоанна (Боярская). Она подарила владыкам Вениамину и Алексию иконы покровителя монастыря. Митрополит признался, что к следующему году в области может появиться ещё один соборный храм. Завершилась «церемония» открытия крестным ходом от места совершения Литургии к месту будущего храма обители. На этой территории освятили крест.
История Никольского монастыря берёт начало в 1896 году. Тогда на берегу Самары у Покровки поселился отшельник Захарий Карцев. К нему пришло видение, в котором ему Иоанн Кронштадтский и указал, где строить мужской монастырь. Во время работ у отшельника появились последователи, вместе с которыми он создал разветвленную подземную сеть. Позже появился братский корпус с трапезной и часовней, а в 1909 году указом Священного Синода был учрежден Николаевский скит. Через четыре года он был выделен в самостоятельный монастырь. В голодные времена обитель помогала населению: хозяйство было богатым. В годы Первой мировой войны здесь работал лазарет для фронтовиков. После революции имущество монастыря национализировали, а в 1922 году, когда умер игумен Зосима, монахи были разогнаны.
Возрождение Святых Пещер началось в 2002 году. В 2005 году освящен храм Рождества Иоанна Предтечи, а в пещерах был открыт новый подземный храм в честь святых Антония и Феодосия Печерских. На месте разрушенных храма, часовни и монастырского кладбища установили кресты, построили колокольню, освятили колодец и часовню.