свято казанский храм иконы божией матери
Казанский собор в Москве
Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.
Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.
Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.
Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.
В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.
Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни. Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по соседству.
Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать – восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.
Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого и золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.
В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всей России и всего христианского мира.
В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту – московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия – храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на «личину». Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.
Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.
В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, – «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.
В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте.
В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.
Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона – карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.Ростопчиным – жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского.
В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.
Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы мученик и подвижник русской культуры архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие.
Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи.
По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.
4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.
В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.
В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной Державной иконы Божией Матери, явленной в Коломенском в 1917 году.
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной Площади (Москва)
Мiръ Россия Москва Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной Площади (Москва)
Собо́р Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери — православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм построен на средства царского семейства в память о победе над польскими интервентами в 1612 г., был освящен в 1632 г.
Содержание
История [ править ]
Основание [ править ]
В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) появилось утверждение, что первый Казанский храм на Никольской улице, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Пожарского. Распространено предположение, что этот храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего не известно.
Каменный храм для размещения «лубянского» списка с Казанской иконы был построен на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 году. Ещё через 11 лет к нему был пристроен придел в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. На церемонии освящения присутствовал сам царь Алексей Михайлович. Шатровая колокольня, вероятно, была пристроена к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII века, для колоколен, единовременных храмам.
Несмотря на миниатюрность, храм стал одной из важнейших церквей Москвы: его настоятель занимал одно из первых мест в ряду московского духовенства.
Строительная история Казанского собора сложная. В конце 1760-х гг. храмовый комплекс был реконструирован на средства княжны М. А. Долгоруковой. При этом был снесён «за ветхостью» придел свв. Гурия и Варсонофия. Перестройка верхних торговых рядов почти закрыла вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был обстроен лавками. Духовенство требовало сноса Аверкиевского придела, в котором давно перестали вести службу.
В первой половине 1802 года по резолюции митрополита Платона была разобрана прежняя шатровая колокольня, и к 1805 году выстроена на другом месте новая двухъярусная, позднее (1865) ставшая трёхъярусной. В 1865 году фасады храма оформили в классическом стиле по проекту архитектора Н. И. Козловского. После такого «поновления» храм мало отличался от тысяч церквей трапезного типа, раскиданных по русским весям.
Размеренный ход жизни в приходе был ознаменован несколькими яркими событиями. Во время французской оккупации 1812 года, по свидетельству А. А. Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола». Казанская же икона остававшимся при храме протоиереем Мошковым была спрятана.
8 (21) июля 1918 г., во время службы в соборе, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный.
Советский период [ править ]
В 1925—30 гг. под руководством Петра Дмитриевича Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён предполагаемый первоначальный облик. В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что неизбежно при скудости документального материала: например, снесённая в 1802 году шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному.
К 1929 году Барановским были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен, но реставрационные воздействия ещё не коснулись навершия и колокольни, когда было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Узнав об этом, Барановский распорядился выполнить обмеры собора с северным приделом; эти документы пригодились потом при его воссоздании.
Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала (автор проекта Борис Иофан); позднее это место занимал общественный туалет. Руководство Центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади возвести ритуальный зал для приёма в пионеры.
Воссоздание [ править ]
Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.
Воссоздание было осуществлено в 1990—1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований. Автором проекта стал архитектор О. И. Журин, один из учеников П. Д. Барановского.
Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы. Освящён патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).
Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку С. Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е гг. расписали храм в ретроспективной, канонической манере.
Описание [ править ]
Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.
По замечанию П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья».
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
северные приделы — свт. Гурия, архиеп. Казанского, и свт. Варсонофия, еп. Тверского;
южные приделы — сщмчч. Ермогена и Тихона, патриархов Московских и всея Руси.
Как добраться [ править ]
Адрес: 109012, Москва, Никольская ул., д.3;
Телефоны: (495) 698 27 26 (староста); 698-19-96 (свечной ящик); 698-27-01 (церковный дом)
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва)
Иверское благочиние Московской городской епархии
История
Собор Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.
На протяжении своей истории собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.
В 1920-е гг. в соборе некоторое время служили обновленцы. В 1925-1933 гг. проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.
Собор был восстановлен в 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.
Престолы
Главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придел — свт. Гурия, архиепископа Казанского, и свт. Варсонофия, епископа Тверского. Южный придел в честь сщмчч. Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси (не освящен).
Святыни
Чтимая Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Воспитание».
Богослужение
Ежедневно — часы и Литургия в 9.00, начало вечернего богослужения в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и 10.00, накануне — всенощное бдение в 17.00, по пятницам после окончания вечерни — молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери с водосвятием.
Храм открыт ежедневно с 9.00 до окончания вечернего богослужения.
Казанский храм в Тёплом Стане
Храм возведён по Программе строительства православных храмов в г. Москве. Первая Литургия совершена 7 апреля 2013 года.
15 декабря 2013 года епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-Западным викариатством, совершил чин малого освящения храма Казанской иконы Божией Матери.
Показать полностью.
14 апреля 2019 года в Неделю 5-ю Великого поста, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-Западным викариатством, совершил Великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери.
Почитаемые Святыни: икона свт. Луки Крымского с частицей мощей, копия Годеновского Креста, частицы мощей: свт. Василия, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, прав. Лазаря Четверодневного, свт. Григория Двоеслова, свт. Кирилла Иерусалимского, свщмч. Харалампия, мч. Нестора Солунского, прп. Ефрема Сирина, прп. Космы Маюмского, прп. Евфимия Великого, мц. Татианы.
В храме проводятся занятия детской и взрослой Воскресных школ, уроки церковного пения для прихожан, регулярные встречи участников программы помощи зависимым людям «Метанойя».
БОГОСЛУЖЕНИЯ В ХРАМЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — ПАТРИАРШЕМ ПОДВОРЬЕ В ТЕПЛОМ СТАНЕ
(ул. Островитянова, вл. 1-2):
В будние дни:
Утреня, Исповедь, Часы — 8:00;
Литургия — 8:40;
Всенощное бдение, Исповедь — 17:00.
В субботу:
Часы, Исповедь — 8:00;
Литургия — 8:30;
Всенощное бдение, Исповедь — 17:00.
Воскресенье, праздничные дни:
Ранняя Литургия — 7:00;
Поздняя Литургия — 9:00;
Всенощное бдение, Исповедь — 17:00.
Молебен, панихида, акафист:
С понедельника по субботу после Литургии — Молебен и Панихида;
В воскресенье после поздней Литургии — Водосвятный Молебен и Панихида;
В праздничные дни после поздней Литургии — Молебен и Панихида совершаются по благословению настоятеля ;
Каждую пятницу совершается водосвятный молебен с акафистом в 17:00 (см. расписание).
Огласительные беседы для желающих принять Таинство Святого Крещения и для восприемников (крестных) проводятся в храме Казанской иконы Божией Матери Теплом Стане еженедельно по субботам в 16:00.
БОГОСЛУЖЕНИЯ В ПРИПИСНОМ ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ ЛЬВА ВЕЛИКОГО
(ул. Островитянова, д. 8, корп. 1):
Исповедь, Утреня, Литургия — в 8:30 (см. расписание);
Всенощное бдение, Исповедь — 17:00 (см. расписание).
Казанский храм в Тёплом Стане запись закреплена
Казанский храм в Тёплом Стане запись закреплена
Казанский храм в Тёплом Стане запись закреплена
Казанский храм в Тёплом Стане запись закреплена
Миссионерская деятельность святителя Филарета, митрополита Московского, в отношении старообрядчества как актуальный пример православной миссии.
Для наиболее успешного ведения православной миссии сегодня необходимым представляется обращение к историческому опыту миссионерства.
Показать полностью. Поскольку одной из наиболее значимых страниц в истории православной миссии в России является миссия в отношении старообрядчества, автор статьи обращается к этой теме на примере миссионерской деятельности святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, как одного из наиболее известных иерархов XIX столетия. Необходимо отметить, что с начала XIX века главным средством миссионерского воздействия на старообрядчество было единоверие – единение старообрядцев с Православной Церковью при условии сохранения ими старого обряда. Однако, получив официальное признание со стороны высшей церковной власти, возможность сохранения старого обряда в церковной жизни, тем не менее, не всегда находила должное понимание на местах. Так, известный ставропольский миссионер XIX века священник С. Нильский отмечал, что, по его мнению, «разности у единоверия с Церковью не обрядовые только, а касающиеся веры, и потому суть прямо заблуждения и погрешности». Деятельность митрополита Московского Филарета в качестве правящего архиерея была неизменно направлена на формирование терпимого отношения к старому обряду в церковной среде. Он сам достаточно часто совершал богослужения в единоверческих храмах, а также освящал новопостроенные, чтобы показать, что ни в коей мере не считает единоверцев раскольниками. В проповеди, произнесенной в Никольской единоверческой церкви на Рогожском кладбище, святитель Филарет подчеркивал, что «где … есть уже единство веры в священные догматы и таинства: там сему внутреннему единению может ли препятствовать некоторое разнообразие внешнее?» Допустимость употребления старого обряда со стороны единоверцев московский митрополит отстаивал также перед обер-прокурором Святейшего Синода Д.А. Толстым, которому писал: «справедливо и осмотрительно проклятие произнесено на противящихся и хулящих православную церковь, но не на их обряды». Кроме того, в подтверждение своей мысли святитель Филарет обращается к истории: «Во времена пяти первых Российских Патриархов Восточные иepapxи, посещая Москву, видели эти обряды и не протестовали против них». Благодаря покровительственному отношению к единоверию со стороны митрополита Филарета в годы его первосвятительства в Москве неуклонно возрастало количество старообрядцев, перешедших в единоверие. Необходимо отметить, что святитель Филарет проявлял допустимое снисхождение к православным, на короткое время перешедшим в старообрядческие согласия. Если человек уклонялся в раскол «без перекрещивания», митрополит Филарет находил возможным воссоединение с Церковью через исповедь, избегая при этом положенных по законам того времени долгих бюрократических процедур. Взвешенный подход в этом вопросе также несомненно способствовал успеху православной миссии в отношении старообрядцев. Представленные в статье примеры успешного миссионерства, по мнению автора, являются актуальными и в наши дни. Особенно важно сегодня понимать, в каких вопросах при осуществлении миссии важна бескомпромиссность, а в чем все же следует избегать неразумного ригоризма. От правильных ответов на поставленные вопросы напрямую зависит успех современной миссионерской деятельности.
Сергей Викторович Оснач.
На фото:
Никольская церковь на Рогожском кладбище.
Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов)