свято казанский храм гороховец
Храм Казанской иконы Божией Матери (Гороховец)
Мiръ Россия Владимирская область Гороховец Храм Казанской иконы Божией Матери (Гороховец)
Храм Казанской иконы Божией Матери в городе Гороховец построен в XVIII веке на месте деревянных храмов XVII века.
Содержание
История [ править ]
В 1678 году в селе находятся две деревянные церкви «холодная – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца – «рублена в углы» и теплая – во имя Алексия человека Божия; при церквах колокольня рублена восьмериком верх шатровый.
В 1708 году вместо двух деревянных церквей построена одна каменная на средства гороховецкого купца Ширяева. Колокольня построена одновременно с церковью. На одном из колоколов есть надпись, что он приложен в 1745 году П. Ширяевым, «со граждани и с прихожаны».
В 1817 году стены холодного храма «приподняты накладкою до 3 аршин и с того времени наружный вид храма остается без существенных изменений; внутренние же украшения храма обновлялись не однажды».
Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Пресвятой Богородицы; риза на иконе шита золотом и низана жемчугом, венец и оклад серебряные вызолоченные, в венцах две короны с разноцветными камнями. Другая икона Казанской Божией Матери шита разноцветными шелками, по преданию, княгиней Буйносовой-Ростовской.
Храм был закрыт в 1938 году. А закрыли церковь в основном потому, что сюда приезжало очень много людей из Дзержинска и других городков, поселков, деревень Горьковской области. Чтобы попасть на вечернюю, а потом на утреннюю службу, они оставались ночевать в домах, принадлежащих церкви, останавливались у гороховецких прихожан. На большие праздники народу собиралось так много, что храм не вмещал прихожан и паломников. Во время служб открывались окна и двери и народ, истосковавшийся по церковным службам, безропотно молился под стенами храма. Наплыв паломников, без сомнения пугал местные власти, это прибавляло работы, ведь за верующими надо было следить, наверное, писать отчеты, приставлять доносчиков и пр. Комсомольцы, конечно, устраивали в городе свои антирелигиозные акции, но дома у многих были верующие бабушки и родители, так что уж совсем антихристов были единицы. Высоких показателей в атеистической работе в граде Пресвятой Богородицы не было. Райком партии тоже атеистическим ожесточением не отличался.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 601481, Россия, Владимирская область, Гороховец, Московская ул., 72
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням.
Казанская церковь Гороховца
На въезде в Гороховец со стороны Москвы взгляд падает на белую церковь с разноцветными куполами. Ее возвели в 1708 г. на средства местного купца Ширяева, а спустя 100 лет надстроили сверху пятиглавие, а с запада — трапезную. В таком виде храм Казанской Божией Матери дошел до наших дней. Его миновала печальная судьба большинства российских церквей, служба не прекращалась, уцелел интерьер и иконостас, хотя здание и нуждалось в капитальном ремонте.
Церковь построена в стиле позднего классицизма в виде четверика в два этажа со сферическим куполом. По сторонам он окружен фронтонами и увенчан 5 луковичными главами, установленными на восьмиконечных барабанах с окнами. Звонница трехъярусной колокольни обрамлена арочными кокошниками. В ходе ремонта почерневшую медную кровлю заменили на анодированную черепицу из нержавеющей стали, теперь малые главы сияют ярко-синим кобальтовым цветом, а центральная глава, шатер над колокольней и кресты блестят анодированным золотом.
Службы в церкви проходят только по выходным дням и праздникам, поскольку ремонт еще не закончен.
Практическая информация
Адрес: Гороховец, ул. Московская, 72.
Как добраться: из Москвы по трассе Е22 (М7) до первого светофора в Гороховце. Автобусом из Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода.
Свято казанский храм гороховец
Красное – бывшее село, находившееся рядом с городом Гороховцом. Ныне входит в состав города.
«Село Красное при речке Могиленке находится вблизи своего уездного города (Гороховецкий уезд) и в 160 от губернского». [1]
В 1622 г. село Красное с окружающими многочисленными деревнями было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Ивану Петровичу Буйносову-Ростовскому.
В 1663 г. царь Алексей Михайлович создал в составе тайного приказа, личной канцелярии царя, хлебный приказ, к которому вскоре была приписана половина села Красного. В свою очередь Гороховец с деревней Городищи, как собственность царя, относился к тайному приказу. В силу того, что хлебный приказ ведал винокурением, в Гороховецком уезде и в Красносельской волости в первую очередь сразу же распространилась эта крайне прибыльная отрасль народного хозяйства. Из хлеба, поступавшего в Красносельскую волость из окрестностей Арзамаса и Алатыря, ежегодно производилось около 1400 ведер «доброго» вина и 3000 ведер «расхожего». Продажная цена одного ведра равнялась 1 рублю серебром при себестоимости изготовления 45 копеек. Естественно, что это крайне выгодное занятие сразу же укрепилось в уезде и определило на будущее род занятий жителей целого ряда населенных пунктов (дд. Выезд, Куприяново, Шубино), население которых стало заниматься винокурением.
В селе Красном жил владелец Гороховецкого судостроительного завода – Иван Александрович Шорин.
На 30-е сентября и 1-е октября 1907 г. о. Епархиальный миссионер А.А. Акципетров был вызван священником села Красного, Горохов. уезда, о. А. Казанским для бесед в его приходе с известным начетчиком Ф.И. Большаковым. Несмотря на свое письменное обещание приехать, Большаков на беседы не явился. Тогда о. миссионер вел беседы апологетического содержания в местном приходском храме и говорил проповеди такого же характера. На 1-е октября о. миссионер вместе с приходским священником был „за вечерней» в старообрядческой поморской молельне, устроенной тамошними фабрикантами братьями Шориными. Туг же после вечерни о. миссионер с собравшимися безпоповцами повел приблизительно такой разговор. „Мне второй раз приходится присутствовать за богослужением в вашей молельной, и я хочу поделиться теми впечатлениями, которые выношу от вашей службы». В дальнейшей части своей речи о. миссионер похвалил внешность, уставность их богослужения, их общее довольно стройное хоровое пение, в котором принимали участие все молящиеся (в молельной главным образом были женщины до 70 человек). Затем о. Акципетров остановил внимание поселян-безпоповцев на том, понимали-ли они то, что сейчас пели и читали. „Вот вы, напр., Иван Александрович», обращаясь к чтецу-фабриканту Шорину, продолжал о. миссионер: „читали паремию „от Премудрости Соломони чтения», что Премудрость создала себе храм и утвердила в нем семь столпов, а далее верующие приглашаются вкусить от хлеба, предложенного этой Премудростию. По толкованию свв. отцов, Премудрость — это Сын Божий, семь столпов — семь таинств церковных, а хлеб — Пречистое Тело Спасителя. Само собою напрашивается вопрос: имеется-ли у вас-безпоповцев все это?» На последовавший отрицательный ответ со стороны молившихся безпоповцев, а также их чтеца и руководителя Шорина, о. миссионер сказал. так зачем же вы и приглашаете верующих питаться тем хлебом, которого дать не в состоянии». Затем о. миссионер обратил внимание на пение старообрядцами „стихеры» в честь Покрова Пресвятой Богородицы. „Приидите, вернии, пели безпоповцы за своей вечерней, в церковь, идеже Пречистая Богородица своим „амфором» покрывает люди своя от всех вражеских напастей». „Имеете-ли вы, глаголемые старообрядцы-поморцы, у себя эту именно церковь, в которой только Пресвятая Богородица и обещает спасать людей своих от великих напастей.» Глубокое молчание со стороны собравшихся было ответом на столь ясный вопрос. „Не значит-ли, продолжал о. миссионер, что при всей внешности и уставности в службе у вас нет сути христианства, у вас одна наружность, а нет внутреннего содержания, или оно полно гнили. Неужели вам не приходит на память грозное прощение Господа: „приближаются ко мне людие сии, иже усты своими чтут мя, сердце же их далече отстоит от мене». Продолжающаяся безответность безпоповцев и их упорное „самонадеяние» на одну только внешность и уставность своих служб повергли в глубокую скорбь православного миссионера, и он прибавил, что как Владимирский Архипастырь, тот и он молят Господа, чтобы Всемогущий своею милостию призрел на заблуждающихся, наставил их на путь истины. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 41-й. 1907 г.).
Объявление 1915 года. Купцы Шорины
В годы Первой Мировой войны из уездного бюджета выделялись средства на содержание лазаретов для больных и раненых воинов в г. Гороховце и с. Красном. В Красном селе для лазарета было построено отдельное кирпичное здание на 25 коек, сохранившееся до наших дней. Финансировал строительство и содержал этот госпиталь крестьянин-предприниматель, владелец котельно-судостроительного завода Иван Александрович Шорин. Здесь же чуть позже располагался детский приют для сирот прифронтовой полосы. Заведующей приютом была Екатерина Владимировна Судоплатова, воспитательницей – Анфиса Георгиевна Винокурова.
В 1915 году погиб сын уездного предводителя дворянства Н.А. Бурмина – Алексей Николаевич Бурмин. Возле красносельской Казанской церкви в металлической ограде стоит мраморный памятник с лаконичной надписью: «Подпоручик Алексей Николаевич Бурмин, 19 лет, пал в бою под Самбором 9-го мая 1915 года». Чудом этот памятник в числе немногих сохранился до наших дней на некогда богатом кладбище.
«В селе Красном 10 мая 1917 года состоялось собрание волостных писарей Гороховецкого уезда и их помощников. Собрание решило присоединиться к сорганизовавшемуся 28 апреля губернскому союзу волостных писарей. По вопросу о земле вынесено постановление об упразднении частной собственности и о предоставлении земли в пользование трудящихся масс. По вопросу об улучшении экономического положения волостных писарей собрание присоединилось к пожеланию губернского съезда, чтобы содержание писарей было принято на счет государства и был установлен минимальный размер вознаграждения помощников писарей 900 руб. для первых помощн. и 600 руб. для вторых.
Для проведения в жизнь высказанных пожеланий признано необходимым иметь представителей в Советах крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, а также на Всероссийском съезде волостных писарей, созываемом на 1-е июня 1917 года в Москве» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. воскресенье 21-го мая 1917 года).
1 сентября 1959 г. в с. Красное открыта Гороховецкая музыкальная школа.
Первый экзамен в Гороховецкой музыкальной школе. 1959 год. Справа первый директор И.П. Афанасенко. Фото из архива Гороховецкой детской школы искусств.
Остановка картежа, перевозящего мощи св. Серафима Саровского в бывшем Красном селе. 1991 г. Фото А.Н.Леничева
В 1991 г. в 16 часов в Гороховце сделал остановку картеж, перевозящий мощи святого Серафима Саровского из Ленинграда в Серафимо-Дивеевский монастырь. Серафим Саровский (1754-1833), принявший схиму во Владимире в 1786 году, всю свою монашескую жизнь был приписан к Гороховецкому Николаевскому (ныне Троице-Никольскому) монастырю, но сам в Гороховце никогда не был.
Церковь Казанской иконы Божьей Матери
В писцовой книге 1628 г. в селе значится «церковь Николая Чудотворца древяна клецки, при ней три придела – муч. Феодора, преп. Марии Египетской и преп. Михаила Малеина, строение эта церковь кн. И.П. Буйносова Ростовскаго; при церкви поп Иван, пустой двор попов, дьячек, земли церковной по 10 четв. в поле; в селе двор княжой, в нем живут дворовые люди, двор людской, 16 дворов крестьянских и 8 бобыльских. К селу за речкою слободка бобыльская – 11 дворов, бобыли пашут на князя землю и на суда наймуются».
Во второй пол. XVII в. село Красное снова значится государевым дворцовым селом. В нем располагался «двор государев», где жили воеводы, насчитывалось 62 крестьянских и бобыльских двора. В 1678 г. в селе находятся уже две деревянные церкви «холодная – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца – «рублена в углы» и теплая – во имя св. Алексия человека Божия; при церквах колокольня рублена восьмериком верх шатровый; при церкви поп, у него два захребетника, вдовый поп, у него также 2 захребетника, пономарь, и у него два захребетника».
В 1708 г. вместо двух деревянных церквей построена одна каменная на средства гороховецкого купца Ширяева.
Колокольня построена одновременно с церковью. На одном из колоколов есть надпись, что он приложен в 1745 г. П. Ширяевым, «со граждани и с прихожаны».
В 1817 г. стены холодного храма «приподняты накладкою до 3 аршин и с того времени наружный вид храма остается без существенных изменений; внутренния же украшения храма обновлялись не однажды».
В феврале 1889 года преподано благословение Св. Синода без грамот церковному старосте села Красного, гороховецкого уезда, крестьянину деревни Куприянова Петру Степанову Тарасенкову, за пожертвование в церковь села Красного металлических хоругвей в 100 руб.
В церкви были следующие престолы: главный – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, в теплой трапезе – во имя Преображения Господня и Св. Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Пресв. Богородицы; риза на иконе шита золотом и низана жемчугом, венец и оклад серебряные вызолоченные, в венцах две короны с разноцветными камнями. Другая икона Казанской Божией Матери шита разноцветными шелками, по преданию, княгиней Буйносовой-Ростовской. На особом аналое в иконе был напрестольный крест с частицами св. мощей и других свящ. Предметов: часть древа Господня, часть ризы Господней, ризы Богоматери, камень гроба Господня, гроба Богородицы, земля из-под гроба Господня, камень с горы Преображения, камень страстей Господних, камень Неопалимыя Купины, части св. мощей: ап. Петра, Павла, иакова, Евангелистов Марка, Луки и Матфея, ап. Фомы, Варфоломея, Симона, Филиппа, архидиакона Стефана, Логина сотника, Василия Велик., Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских, Николая Чудотворца, преп. Евфимия, Антония Великаго, Игнатия Богоносца, Саввы Освященнаго, Саввы Звенигородскаго, царя Константина и матери его Елены, кн. Владимира, св. Киприана, Федора Стратилата, Харитона Исповедника, Димитрия Селунскаго, муч. Нестора и Иоанна Воина. Когда и кем приложен этот крест, неизвестно. Хранилось в церкви напрестольное Евангелие изд. 1628 года. [1]
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (1169 р.) до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 740 саж., к ней в 1845 г. прирезано в пользование причта из крестьянской земли 1721 саж., пахотной 30 дес. 840 саж., под дровяным лесом 2 десят. 1530 саж., сенокосной земли не имелось. [1]
Приход (в 1897 г.) состоял из села Красного и деревень: Омлева (2 вер. от церкви. По писцовым книгам 1628 года в дер. Омлеве на р. Клязьме было 6 дв. крестьянских и 5 бобыльских, по переписным книгам 1678 г. в ней 16 дворов, а в 1897 г. здесь 45 дворов.), Куприянова (5 вер. В 1628 г. в Куприянове было 4 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. – 18 дворов, а в 1897 г. – 76.), Ветельниц (5 в. В 1628 г. в дер. Ветельнице было 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. – 21 двор, а в 1897 г. 49 дворов.) и Выезда (3 вер. По переписным книгам 1678 г. в дер. Выезде было 26 дворов, а в 1897 г. здесь 65 дворов.), в коих по клировым ведомостям за 1897 г. числилось 1121 душа мужского пола и 1335 женского, из них раскольников 366 душ муж. пола и 436 женского. [1]
Церковь Казанской иконы Божьей Матери
В 1915 году погиб сын уездного предводителя дворянства Н.А. Бурмина – Алексей Николаевич Бурмин. Возле красносельской Казанской церкви в металлической ограде стоит мраморный памятник с лаконичной надписью: «Подпоручик Алексей Николаевич Бурмин, 19 лет, пал в бою под Самбором 9-го мая 1915 года». Чудом этот памятник в числе немногих сохранился до наших дней на некогда богатом кладбище.
В 1916 г. священник с. Красного, Николай Миловидов назначен священником в действующую армию.
Гороховецкое военное стрельбище
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Гороховец. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Казанская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
(бывший Красновский приход Гороховецкого уезда)
В 1622 г село Красное с окружающими многочисленными деревнями было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Ивану Петровичу Буйносову-Ростовскому. В писцовой книге 1628 г. в селе значится деревянная клетская церковь Николая Чудотворца с тремя приделами – муч.Феодора, преп. Марии Египетской, преп. Михаила Малеина. Указывалось, что церковь построена владельцем села – князем Буйносовым-Ростовским. «При церкви поп Иван, пустой двор попов, дьячек, земли церковной по 10 четвертей в поле; в селе двор княжий, в нем живут дворовые люди, двор людской, 16 дворов крестьянских и 8 бобыльских. К селу за речкою слободка бобыльская – 11 дворов, бобыли пашут на князя землю и на суда наймуются».
Во второй половине 17 века село Красное снова значится государевым дворцовым селом. В нем располагался «двор государев», где жили воеводы, насчитывалось 62 крестьянских и бобыльских двора. В 1678 г в селе находятся уже две деревянные церкви – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделом cв. Николая Чудотворца (холодная) рубленная «в углы» и св. Алексия человека Божия (теплая). Рядом с церквями возвышалась колокольня «рублена восьмериком верх шатровый».
В 1708 г вместо двух деревянных церквей построена одна каменная на средства гороховецкого купца Ширяева. Колокольня построена одновременно с церковью. В 1817 г стены холодного храма «приподняты накладкою до 3 аршин и с того времени наружный вид храма остается без существенных изменений; внутренние же украшения храма обновлялись не однажды». В церкви были следующие престолы: главный – в честь Казанской иконы Пресв. Богоролицы, в теплой трапезе – во имя Преображения Господня и cв. Николая Чудотворца. Из святых икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Пресв. Богородицы. Икона была убрана в расшитую золотом и унизанную жемчугом ризу с вызолочеными по серебру венцом и окладом. Другая икона Казанской Божией Матери была, по преданию, «шита шелками княгиней Буйносовой-Ростовской». В храме хранилось напрестольное Евангелие 1628 года и напрестольный крест с частицами св. мощей и частями священных предметов (древа Господня, ризы Господней, ризы Богоматери, камня гроба Господня, гроба Богородицы, земли из-под гроба Господня, камня с горы Преображения, камня страстей Господних, камня Неопалимой Купины).
Приход в 1897 г включал жителей села Красного и деревень Омлева, Куприянова, Ветельниц и Выезда. По клировым ведомостям на тот момент в приходе числилось 1121 мужчин, 1335 женщин.
Казанская церковь
Через Гороховец проходит федеральная трасса М7 «Волга». Невозможно миновать город, не заметив скромной белой церкви с золотисто-голубыми куполами. В XVII веке здесь располагалось село Красное. Согласно переписным книгам, в нем имелось две деревянные церкви: первая посвящалась святому Алексию, вторая возводилась в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1708 году вместо них была построена одна каменная, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери. Как и многие каменные храмы Гороховца, это церковь возводилась на деньги местного благотворителя купца Ширяева. Первичный облик храма отличался от того, что видят сегодня жители и гости города. Уже в XIX веке церковь получила надстройку с пятью небольшими главками. Была пристроена и трапезная. Именно таким предстает храм Казанской Божьей Матери сегодня.
Удивителен тот факт, что в годы гонения на православную веру церковь сумела сохранить свой практически нетронутый интерьер. Службы здесь не прекращались все годы Советской власти. Сегодня это действующий храм Гороховца. В архитектуре церкви явно проглядывается поздний классицизм, основу которого составляет прямоугольная форма здания, увенчанная сферическим куполом. По углам крыши имеются четыре главки. В центре высится восьмигранный барабан с луковичным верхом. Со временем купола церкви потемнели, и медная кровля была заменена на анодированная черепицу из нержавеющей стали. Четыре угловые главки имеют синий кобальтовый цвет, а центральная покрыта анодированным золотом.
Завершает церковный ансамбль высокая колокольня из трех ярусов. Ее звонница обрамлена кокошниками с арочными проемами, а верх венчает конусообразный купол. В церкви сохранился старинный иконостас и внутреннее убранство, хотя оно нуждается в реконструкции. Среди особо почитаемых вещей здесь имеется Казанская икона Пресвятой Богородицы и напрестольный крест с частицами мощей святых апостолов.