свято благовещенский мужской монастырь крым
Станислав Васильев
Рекомендует…
Благовещенский (пещерный) мужской монастырь в горе Мангуп
Свято-Благовещенский пещерный монастырь на горе Мангуп давно стал популярным объектом не только у паломников. Простые туристы, особенно посещающие древний пещерный город Мангуп-Кале, с удовольствием доходят до монастыря. Несмотря на определенные трудности.
Благовещенский мужской монастырь на горе Мангуп
Расположение, история основания
Находится действующий мужской монастырь в 25 км от Бахчисарая. Добраться до него можно несколькими путями. Об этом поговорим немного ниже. Точными фактами из истории основания святыни не располагают даже ученые.
По некоторым данным рукотворные пещеры, в которых позже разместились помещения храмового комплекса, оборудовали еще в XI веке жители княжества Феодоро. Сам монастырь основали намного позже. Примерно на рубеже XIV – XV веков. Несколько сотен лет святыня была заброшена.
Только в 90-х годах прошлого века ней занялись монахи Крымского полуострова. В 2002 году мужской пещерный монастырь вновь освятили. Назвали Свято-Благовещенским монастырем. Раньше он просто назывался «Южный», так как располагается на южном склоне горы.
Благовещенский мужской пещерный монастырь в наши дни
По обе стороны площадки перед большим природным гротом располагаются монастырские помещения. Кстати, с этого места открываются невероятные пейзажи, рассматривать которые можно часами. При этом совершенно не чувствуя усталости. Уже тут понимаешь почему монахи облюбовали именно это место.
Своеобразной прихожей служит скальное углубление, ведущее в середину грота. Женщинам там приготовлены платки, халаты. Традиционных правил посещения святынь там никто не отменял. Далее необходимо преодолеть каменную лестницу. Она приведет к средней части пещерного монастыря. С левой (на запад) стороны размещены кельи монахов.
На востоке, практически на краю обрыва, действующая церковь. Богослужения там проходят по установленному расписанию. Рядом с храмом, в каменных нишах горят свечи, освещая некоторую часть пещеры. В церкви, в полу, вырублены гробницы, которые в свое время скорей всего принадлежали князьям. Небольшой храм оборудован старинной колокольней.
Благовещенский пещерный мужской монастырь на горе Мангуп в целом состоит из двух комплексов. В общей сложности это 2 десятка пещер, расположенных в два яруса, разного предназначения. Одна пещера выделяется особенно – самая большая. По мнению некоторых исследователей, в древности служила помещением для собраний.
Кельи монахов, подсобные помещения, отделения храма – все располагается в пещерах, гротах, вырубленных вручную. И это без сомнения впечатляет. В одной из пещер на стенах сохранились древние фрески. К сожалению, пока монастырь был без присмотра нерадивые туристы уничтожили некоторые экземпляры. Печально.
Не совсем естественно смотрятся современные окна в пролетах скал. Но оригинальное сочетание практически нетронутой природы, старинного облика пещерного монастыря и современных элементов декора. Делают это место еще более удивительным, привлекательным. Естественно это далеко не Инкерманский пещерный монастырь. Но, посетить его однозначно стоит.
Как добраться до Благовещенского пещерного монастыря на горе Мангуп
Проще заказать экскурсию, джип-тур на Мангуп-Кале, или отправится в поход с паломниками. Если решите идти самостоятельно лучше ориентироваться по карте. Есть несколько путей, по которым можно добраться до монастыря.
Первый, продолжительностью в 200 метров, отличается относительной простотой. Второй короткий (с плато) всего 20 метров. Но он самый сложный. Спускаться придется по огромным валунам, по расселине. Не лучший вариант.
Еще один путь от Мангупского плато проходит по туннелю, названному «Мышеловка». Он приведет прямо к вышеописанной площадке у грота. Но придется протискиваться под огромным камнем, застрявшем между двух скал. Путешествие мягко говоря не для слабонервных.
Добираться в окрестности Мангуп-Кале общественным транспортом лучше до с. Залесное. Из Бахчисарая туда идет рейсовый автобус. Из Севастополя доедете до с. Терновка автобусами №40 или 109. Я бы рекомендовал для этой поездки арендовать авто. Все равно от поселков придется идти пешком. А это долго и утомительно.
Рекомендую совместить посещение монастыря с древним пещерным городом Мангуп-Кале. Поверьте, то что вы увидите и почувствуете, однозначно стоит приложенных усилий. А после насыщенного дня советую посетить отличное кафе Ходжа-Сала. Всем увлекательного путешествия!
Привет друзья. Приветствую Вас на своем блоге. Мечта сбылась, теперь мне не нужно ходить на работу и появилось много свободного времени на путешествия. Чем я и занимаюсь сейчас.
«Другой Крым 10»-«Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале»
Мангуп-кале, место уникальное, на плато к которому ведет крутая тропа расположен пещерный город, но не о нем сейчас хотется сказать, а об монастыре к которому идет тропа по которой надо спустится и тогда можно увидить монастырь в горах. Мне доводилось там бывать два-три раза и пару раз встречал монаха- одного живущего в этих пещерах, он же разрешил посмотреть этот монастырь.
Итак: Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь – религиозное монашеское учреждение. Входит в состав Симферопольской и Крымской епархии канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Больше известен, как Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале.
Свято-Благовещенский монастырь имеет в своем распоряжении два пещерных храмовых комплекса, которые раскинулись в два яруса. Всего насчитывается окло двадцати пещер. Назначение этих помещений различны: кельи для монашестующих (западная часть обители ими снабжена), хозяйственные помещения, места собраний, храмы и так далее.
Все пещеры – искусственные. Они вырыты человеком ещё в VI веке от Рождества Христова, хотя окончательное оформление православной обители состоялось лишь ХIV столетии. До этого местные пещеры населяли монахи-отшельники. Есть сведения, что поблизости проживали также исихасты – это особые монашествующие, которые берут на себя обет непрестанной молитвы Иисусовой.
Главная церковь находится в восточной части. Она по размера освсем небольшая, намного меньше обычных современных храмов. В ней сейчас уже совершаются богослужения. Вблизи в нишах расположены иконы и свечи, которые иногда зажигают ночью. В самой церкви обнаруживаются две гробницы, вытесанные в полу. Возможно, там похоронили известных на тот момент монахов либо кого-то из местных князей. Храм оборудован небольшой колокольней.
Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь: возрождённый «крымский Афон»
опубликовано: март 2015
Пещерные города и монастыри Крыма – уникальные достопримечательности горной части полуострова, каждая из которых впечатляет не только живописными пейзажами, открывающимися со скал, но и своими особыми тайнами древности. В особенности интересны старинные пещерные монастыри полуострова, многие из которых до сих пор остаются действующими и хранят историю развития православия в этих местах. К их числу относится и Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь, возникший среди крымских скал на рубеже 14-15 веков.
Вид с балкона Свято-Благовещенского монастыря |
Располагается эта православная святыня Крыма чуть ниже Мангупского плато, но так же, как и соседний пещерный город Мангуп, возвышается над окружающей долиной. Расположение монастыря за пределами мангупских оборонительных сооружений наталкивает исследователей этих мест на мысль о возведении Свято-Благовещенского монастыря в мирное время, когда уже не существовало серьёзных угроз для православных монахов. Тем не менее, эта святая обитель достаточно труднодоступна, а вход в неё длительное время был сокрыт, да и сейчас ведущая к Свято-Благовещенскому монастырю тропа не заметна с первого взгляда. Именно такие кажущиеся непригодными для жизни места и становились в древности укромными обителями православных монахов, стремящихся избежать мирской суеты и приблизиться к Богу.
Дорога к Свято-Благовещенскому монастырю |
Чтобы добраться до Свято-Благовещенского монастыря не требуется специальной подготовки, но путь всё же непрост. Необходимо преодолеть подъём всего в 200 м, но прохождение даже столь небольшого участка потребует определённых усилий. Зато это путешествие приятно порадует возможностью созерцания окружающих живописных пейзажей и будет по-своему довольно интересным.
Православный крест у основания Свято-Благовещенского монастыря |
С самого же Мангупского плато тропа к Свято-Благовещенскому монастырю ещё короче и составляет всего 20 м пути, но такой спуск ещё более непрост и довольно рискован, ведь придётся перемещаться по валунам в скалистой расселине. Поэтому сюда проще подниматься из долины. Туристы могут спуститься к Свято-Благовещенскому пещерному монастырю от Мангупского плато по наклонному туннелю, который называют «Мышеловкой». На этой тропе придётся протиснуться под зависшую над обрывом между двух скал каменную глыбу, которая когда-то отвалилась от скального массива. Пройдя этот непростой путь, можно выйти на площадку просторного естественного грота, с обеих сторон которого располагаются монастырские помещения.
Углубление в скале, выводящее в этот грот, служит своеобразной прихожей. Здесь женщины при необходимости могут взять платки и халаты, ведь в Свято-Благовещенский монастырь, как и в иные православные обители, разрешается вход только в подобающем убранстве. Каменная лестница, ведущая к средней части скального массива, в некоторых, наиболее опасных местах, снабжена деревянными поручнями. Слева, в западной части монастыря, располагаются кельи монахов.
Справа, в восточной части, на самом краю обрыва находится небольшая церковь, где осуществляются богослужения. Вблизи этого храма в скальных нишах располагаются иконы, а свечи освещают часть грота, в которой проходят службы. В самом же храме можно заметить две вырубленные в полу гробницы. Вполне вероятно, что они принадлежали кому-то из князей Мангупа. Есть в этом пещерном храме и небольшая старинная колокольня.
Довольно контрастное зрелище на фоне скальных помещений верхних пещер представляют собой современные окна, украшающие пролёты в скалах.
Свято-Благовещенский монастырь образуется двумя пещерными храмовыми комплексами, в которых в общей сложности насчитывается до 20 расположенных в два яруса пещер различного назначения. Самое большое из этих пещерных помещений в древности служило, скорее всего, для масштабных собраний. Все кельи, храмовые и хозяйственные помещения этой православной обители располагаются в искусственных пещерных гротах, возникновение которых датируется ещё 6 веком, но возникновение самого Свято-Благовещенского монастыря приходится на 14-15 века.
В былые времена этот монастырский комплекс именовался просто Южным, из-за своего расположения на южной стороне плато Мангуп.
С распадом княжества Феодоро прекратил своё существование и расположенный по соседству с его столицей Свято-Благовещенский монастырь. Но в начале 90-х годов 20 века обитель была возрождена монахами Крымского полуострова, и, как и в былые времена, сюда вновь стремятся паломники из разных уголков, чтобы соприкоснуться с этой неподвластной времени православной святыней.
Особую известность и популярность не только среди паломников, но и у обычных туристов Свято-Благовещенский монастырь приобрёл благодаря частично сохранившимся старинным фрескам, датируемых 14-15 веками, которыми расписана арка и апсида в алтаре. В середине 50-х гг. 20 века эти уникальные росписи были исследованы и частично реставрированы крымским археологом и искусствоведом Домбровским. На стенах алтаря частично сохранились фрагменты старинной фресковой росписи с изображением Христа на троне. Одной рукой Спаситель возносит благословления, а во второй – держит Евангелие. Фрески были испорчены не столько разрушительным влиянием времени, сколько горе-туристами. К тому времени, когда эта православная святыня обрела новую жизнь с поселившимися здесь монахами, от величия старинных фресок уже остались лишь незначительные фрагменты.
Православная обитель в скалах под крымскими небесами через годы небытия вновь вернулась к жизни. Монахи Крымской епархии продолжают возрождать былую святую обитель, бывшую одним из важных центров православия в эпоху княжества Феодоро. Возрождаются пещерные храмы и базилики, в которых вновь звучат богослужения. Со смотровой площадки монастыря можно полюбоваться завораживающими пейзажами окружающих скал Главной гряды Крымских гор, и в который раз поразиться, насколько тесно переплетается здесь влияние человека и природы, и как были правы средневековые монахи, выбирая для уединения от мирской суеты такие благословенные места.
Пещерные кельи оснащены всем необходимым для проживания современных монахов. Как и в далёком средневековье, когда ещё только зародился Свято-Благовещенский монастырь, здесь всё ухожено и находится в гармонии с окружающей природой. Монахи во всём поддерживают чистоту и порядок. Вход в эту святую обитель украшают красивые клумбы, выложенные из камней, а с высоты расположения Свято-Благовещенского монастыря можно полюбоваться панорамой, от которой захватывает дух.
Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь иногда называют «крымским Афоном», подчёркивая его особую значимость для православия как места, где веками сохраняется духовное наследие.
Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13
Благовещенский монастырь на Мангупе – хранитель и преемник христианского наследия в Крыму
В горной части Крымского полуострова на головокружительной высоте, почти на вершине горы Мангуп, расположен Свято-Благовещенский мужской монастырь древнего происхождения. В наше время по благословению митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря, начиная с 2002 года, здесь ведется восстановление обители. Игумен монастыря Иакинф (Телега) и небольшое число братии не только совершают богослужения, возрождают скальные храмы, налаживают иноческий быт и благоукрашают территорию. Свою миссию они видят и в том, чтобы помочь людям соединить в восприятии современно мира связь времен: перекинуть мостик от древней столицы некогда мощного и процветающего православного княжества Феодоро, или, как его еще называют историки, Мангупского княжества к дню сегодняшнему.
Примерами героизма и стойкости в вере пропитана наша история
Отец Иакинф, человек теплый в общении – как правило, он встречает путников сердечным обращением «родной человек», «роднулечка» – о славном прошлом этого святого места готов рассказывать и рассказывать. Есть у него боль, что современные православные христиане не уделяют должного внимания важным историческим сведениям. О Херсонесе как о колыбели русского Православия и местопребывании святого апостола Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря», многие, правда, знают. Однако о «последнем осколке» Византии – православном княжестве Феодоро, которое существовало на Крымской земле в XIII-XV веках и в эпоху своего расцвета имело широкие международные связи, в том числе и с Московским княжеством, далеко не все слышали. И мало кто знает, что символом княжеского рода, правившего Феодоро, был двуглавый орел. Он достался ему в наследство от Византии, а впоследствии, через родство с восточноевропейскими правителями, оказался на российском гербе.
В ноябре 2018 года в пещере обители был установлен памятный знак – мемориальная доска в память о тех событиях, которые исторически определили нерушимую связь между Молдавией, Крымом и Россией. А 15 июля нынешнего года, в день успения святого благоверного Стефана Великого, у октагональной церкви Мангупской цитадели состоялось Соборное братское поминовение молдавских воинов. Затем члены Федеральной Национально-Культурной Автономии молдаван России и представители других национальных общественных объединений возложили цветы к мемориальной доске. Настоятель Свято-Благовещенского монастыря игумен Иакинф сказал молдаванам: «Здесь ваши предки получили венцы бессмертные». Еще один участник церемонии, депутат Госдумы Российской Федерации, член комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Павел Шперов, мысленно обращаясь к событиям более чем пятивековой давности, добавил: «Все прекрасно понимали, что город окружен и вырваться отсюда невозможно. Мы должны почтить память тех людей, которые знали, на что шли и чем рисковали». По признанию отца Иакинфа, его радует, что и молодежь, и детвора (так ласково он называет ребятишек) – словом, те из них, кто поднимается на гору Мангуп, интересуются далеким героическим прошлым. Отец Иакинф вспомнил, как один мальчонка-молдаванин прочитал текст на мемориальной доске и, глядя на батюшку широко распахнутыми глазами, спросил у него: «Это правда?» – «Правда, сынок!» – ответил настоятель.
Обитель труднодоступна, но люди туда идут и идут, добираются по горной тропе
В отношении Мангупа у настоятеля Свято-Благовещенского Мангупского монастыря есть надежда, что эта историческая земля былого христианского княжества Феодоро станет предметом особой заботы Российского государства и сюда будут приезжать историки, археологи не из-за границы, а отечественные специалисты. А также студенты. «Ведь какие прекрасные ребята учатся на истфаке в Москве, Питере, Екатеринбурге! – произнес отец Иакинф. – Им есть что здесь изучать, а нам есть что хранить. Нам благословлено беречь эти святыни».
В нашей беседе отец Иакинф подчеркнул, что главный хранитель христианских святынь этого удивительного места – митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь. Высокопреосвященнейший владыка старается, чтобы везде, где молились наши предки, строили храмы, созидали монастыри, и сегодня были представители Церкви. Вот и их монастырек, как называет батюшка свою обитель, является на Мангупе представителем Матери-Церкви. Которому, к слову, непросто приходится не только из-за суровых аскетических условий существования, но еще и потому, что экскурсоводы водят на плато группы туристов и дают свои трактовки событий, порой, скажем, уж очень светские. Конечно, любознательность людей, их желание увидеть, постичь что-то новое – это хорошо. Но ведь весь комплекс разрушенных памятников процентов на 70-80 состоит из великих православных святынь, и именно на это в первую очередь следует обращать внимание! Об этом надо рассказывать! Большинство приходящих сюда, по убеждению батюшки, люди крещенные. «Крещенные, но не просвещенные», – с грустью констатировал он. С грустью, даже с сочувствием отозвался отец Иакинф и о другой категории людей, которых именует «батарейками». Почему – «батарейками»? Это известная практика эзотериков: искать так называемые природные «места силы» и приходить, приезжать, прилетать из дальних краев на самолетах, чтобы «подзарядиться». «Пришли в наши древние монастыри заряжаться», – говорит отец Иакинф братии, завидев людей с растопыренными руками и раскрытыми ртами. Как уберечь молодежь отувлечения эзотерикой, от губящего душу неверия, как помочь ей встать на путь спасения для жизни вечной? Это для отца Иакинфа не риторический вопрос.
Сейчас же вернемся к Мангупу. Всех, кто совершал подъем на Мангуп, поражали рисуемые воображением масштабы одного из старейших его сооружений – храма святых равноапостольных Константины и Елены, от которого остался лишь фундамент. И его-то, по мнению настоятеля обители, хорошо бы несколько приподнять, как это делается в разных странах Европы. Тогда визуальное восприятие одного из крупнейших раннехристианских храмов на полуострове будет более целостным, более четким. И, конечно, болезненная тема – фрески. В монастыре есть остаток древней фрески, которую в середине XIX века зарисовал граф Алексей Сергеевич Уваров, являвшийся одним из создателей Московского археологического общества и нынешнего Государственного исторического музея, инициатором проведения всероссийских археологических съездов. Из Эрмитажа тоже приезжали, зарисовывали эту фреску, на которой изображен Господь наш Иисус Христос. Батюшка Иакинф уверен, что если бы не Церковь и не ее твердая позиция по сохранности христианских святынь, вандалы эту фреску уничтожили бы полностью. Он с братией хочет тихо, спокойно молиться в этом благодатном месте, куда Господь их привел – совершать богослужения и сохранять то, что еще можно сохранить. Включая христианские захоронения, которые, к сожалению, все эти годы ученые активно исследовали, разрывая могилы, а куда увозили кости, черепа – великое их множество! – батюшка не знает.
Кстати, о внимании Российского государства, Русской Православной Церкви к величайшей христианской святыне, находящейся на территории современного Крыма, свидетельствует ключевая в этом плане новость нынешнего сентября. В рамках национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Патриаршего совета по культуре, Российского фонда культуры и добровольцев со всей страны, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Общественной палаты Российской Федерации прошла практическая сессия «Волонтеры наследия. Херсонес 2020». С ее участниками встретился митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), глава Патриашего совета по культуре. Затем вместе с министром культуры РФ Ольгой Любимовой владыка Тихон провел в Севастополе совещание по развитию Херсонеса Таврического. Даст Бог, может, в обозримом будущем и знаменитое плато Мангуп-Кале с его богатой историей попадет в орбиту государственных интересов. Тогда многие вопросы сохранности святынь на этой земле, политой кровью христиан, решатся. Маленький штрих к словам отца Иакинфа, сказавшего, что в Москве, Питере, Екатеринбурге учатся прекрасные ребята, и хорошо бы их привлечь к продуманной грамотной исследовательской работе на Мангуп-Кале. Как много хороших ребят учится также в других российских городах – Новгороде, Пскове, Хабаровске, Пензе, Томске, Чебоксарах – показала недавняя практическая сессия волонтеров в Крыму.
«Мы радуемся каждой душе, которая стоит в церкви и молится»
Что примечательно: маленький пещерный храм Благовещения Пресвятой Богородицы Мангупского монастыря, расположенный на самом краю обрыва, видел в наши дни множество молящихся. Например, в прошлом году на престольный праздник в обители, пришедшийся на выходной день, тут было около 300 причастников. Вначале исповедовать, а затем причастить все три сотни богомольцев – понятно, для батюшки это немалый труд. Как в духовном плане, так и в физическом. Один человек выходил из исповедальни, другой заходил – поток богомольцев казался нескончаемым. Но была у пастыря и великая награда – охватившая душу радость, что люди сюда добрались, отстояли службу, причастились Святых Христовых Тайн и ушли из монастыря одухотворенные, утешенные. В этом году из-за пандемии другая картина: не более десятка человек принимали участие в праздничном богослужении. А у отца настоятеля снова на сердце радость – монах всегда ценит возможность помолиться в тишине. Но в то же время батюшка говорит: «Мы радуемся каждой душе, которая стоит в церкви и молится». Привечает каждого. А однажды на Благовещение такой туман окутал горы, что настоятель подумал: уж точно на Литургии никого не будет! Ошибся. Люди пришли! В основном, правда, пожилые – шаг за шагом преодолевали они в тумане и без того трудный путь, но престольный праздник встретили вместе с братией. И за многолюдство, и за малое число народа в монастырьке – за всё отец Иакинф благодарен Господу.
До своего настоятельства он входил в число братии Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря. Принять монашеский сан его благословил духовник – схиархимандрит Илий (Ноздрин), в то давнее время схиигумен. Постригал в монашество наместник обители архимандрит Силуан (Макей), о котором игумен Иакинф так отзывается: «Это достойнейший человек, труженик величайший, он многому меня научил». (Об истории, а также сегодняшнем дне Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря на портале «Монастырский вестник» был размещен материал «Крымская Лавра. Монастырь – это место, где живут в другом измерении»). Вообще-то, судя по всему, отец Иакинф всегда любил учиться чему-то важному, делающему жизнь содержательной. В мирской жизни он закончил филологический факультет тогдашнего Симферопольского государственного университета имени Фрунзе (позже этому вузу было возвращено первоначальное название – Таврический национальный университет имени Вернадского, а после присоединения Крыма к России российские власти включили его в состав новосозданного Крымского федерального университета имени Вернадского в качестве Таврической академии). В стенах авторитетного вуза полуострова будущий игумен получил специальность: «преподаватель украинского языка и литературы». Однако на этом не успокоился. Последовали курсы повышения квалификации при Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования, затем еще одни курсы, Институт усовершенствования учителей и право преподавания истории. В итоге он и русский язык смог преподавать, и уже с дипломом историка немножко, короткое время, преподавал историю. Его друзья профессорами стали, он – монахом, настоятелем монастыря.
Отношение отца Иакинфа к истории – зайдет ли речь о седой древности, когда здесь находилась православная Готская епархия Константинопольского Патриархата, или о недавней эпохе с ее трагизмом и тоже изобилующей примерами стойкости в вере – оно у него самое что ни на есть живое. Батюшке хочется, чтобы такое же восприятие исторических событий, искренний интерес к ним возникал у детей, которых взрослые знакомят с великими святынями христианского мира во время посещения Мангуп-Кале. Надо «не задалбливать» ребятишек датами, уверен он, а стараться преподносить им историческую правду так, чтобы она была ими осмыслена и запечатлелась в их сердечках навсегда. Батюшка рассказывает, что дети монастырек посещают. «Такая смышленая детвора, – говорит он, оживляясь, и добавляет, что часто при встрече с каким-либо ребенком мысленно обращается к Богу со словами: «Господи, не попусти чтобы эта деточка стала наркоманкой, чтобы она подняла когда-то руку на мать, чтобы она забыла о вечности и о Тебе»».
Также игумен поделился своими мыслями о молодежи. Он прекрасно понимает, насколько сложно живется в мире глобальных перемен молодым, сочувствует молодежи. Лавина всевозможной информации, которую ум человека не может переработать; кроме того, мощные отголоски атеистической пропаганды прошлого века; спекуляция на экономических трудностях и прочее, прочее – список вызовов и проблем современности велик. «Но я не судья молодым, – продолжает батюшка. – Я только хочу, чтобы как можно больше молодежи усвоило слова преподобного Амвросия Оптинского «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». То есть чтобы люди не мудрили – умели радоваться жизни, преодолевать трудности и понимали: если ты с Богом, тебе легче будет справиться с чем бы то ни было. А если ты сам по себе, только на себя надеешься, не прибегаешь к помощи таинств Христовых, ни разу за всю свою жизнь не отстоял Литургию, не причастился, в таком случае в духовном отношении ты просто бурьян-трава». Поэтому, убежден отец Иакинф, Церкви необходимо иметь молодежную тему в числе приоритетных. Священнослужители должны уделять молодежи особое внимание.
Вспомнились слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказавшего, что, если мы вырываем из лап греха молодые души, мы совершаем великое дело. Такое великое дело совершается и в пещерном монастыре, когда туда приходят молодые люди. Как написал в Интернете «случайно занесенный Богом в этот монастырь» программист из Санкт-Петербурга, представившийся батюшке агностиком, тот не обратил внимания ни на его категоричное представление, ни на всякие его «умные слова», а просто увидел в нем образ Божий и с этих позиций с ним разговаривал.
Что касается современного монашества в Крыму, перспективы его развития – у настоятеля маленького монастыря прослеживается подкрепленный реальностью оптимизм. Ведь если сделать небольшой исторический экскурс в совсем недавнее время, то выяснится, что к приходу на Крымскую кафедру в начале 90-х годов прошлого века архиепископа Лазаря (ныне митрополита) на полуострове не оставалось ни одного монастыря, а сейчас их шестнадцать. Это о чем-то говорит?! Вспомнив про свое посещение в нынешнем году Свято-Успенского Бахчисарайского мужского монастыря, отец Иакинф сказал: «Столько архимандритов увидел! Прекрасные, мощные священнослужители, помогай им Бог! Вот они-то дадут новую кадровую поросль!» Еще батюшка высказал такую мысль: в многодетных священнических семьях, коих в Крыму немало, наверняка найдутся сыновья и дочери, которые почувствуют Божий призыв и изберут монашеский путь.
Заключить этот материал хочется словами интересного православного писателя современности Людмилы Ильюниной, являющейся автором более 30 книг о святых местах, святых небесных жителях и живущих рядом с нами людях крепкой веры. Зная Мангуп, совершив там, по ее словам, путешествие во времени и пространстве, она написала: «Но вот что удивило и порадовало: оказывается, и наш цивилизованный мир еще рождает таких людей, которые готовы жить в труднейших условиях пещерных городов – они восстанавливают древние монастыри и молятся в них. Низкий поклон монашествующей братии за то, что своим подвигом спасают нас, грешных».
Низкий поклон Вам, отец Иакинф и братия Свято-Благовещенского мужского монастыря!
Подготовили Екатерина Орлова и Нина Ставицкая
Фото: Екатерина Орлова
Также представлены снимки из открытого доступа