святая вода новоиерусалимский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.
1. Воскресенский собор
Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.
Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.
2. Скит Патриарха Никона
Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.
3. Силоамская купель
Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.
4. Гефсиманский сад
Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.
5. Башни монастыря
Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…
6. Иордан
Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.
Дорога
Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.
От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.
Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.
Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.
Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.
Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин
Новый Иерусалим
во времени и пространстве
Источники Нового Иерусалима
Замысел патриарха Никона
Воскресенский Ново-иерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном как образ иерусалимского храма Гроба Господня с воссозданием вокруг храмового комплекса святых мест исторического Иерусалима. Главная святыня монастыря — храм Воскресения Христова, построен по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. В нем имеются копии всех главных святынь иерусалимского храма, включая Голгофу, Кувуклию с Гробом Господним, Камень Помазания. Храм удивляет своими грандиозными размерами, в нем 29 приделов.
Не только святыни монастыря, но сами окрестности были названы патриархом Никоном и закрепились в народном сознании с палестинскими наименованиями. Так обтекающий монастырь ручей получил наименование Кедронского потока, роща за Елизаветинскими воротами стала Гефсиманским садом, старый дуб на берегу ручья именуется Мамврийским. Находящийся под горой колодезь – Силоамской купелью, колодезь на северном склоне – кладезем Самарянки. Река Истра, соседствующая с обителью, названа Иорданом.
Новая история
В монастыре ежедневно совершаются литургии, по воскресениям даже дважды (в 7 и в 10 утра), несколько священников принимают исповедь у многочисленных верующих. В день проходит несколько экскурсий, билеты на которые можно купить у входа.
Некоторые достопримечательности обители
В храме Воскресения Христова под Голгофой в приделе святого Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона. Среди паломников сложилась традиция прикладываться к гробнице, хотя патриарх Никон не канонизирован. По утверждению предыдущего наместника монастыря архимандрита Никиты (Латушко) имеются зафиксированные чудеса исцелений. Но предавать их всеобщей известности архимандрит посчитал пока преждевременным.
Надо сказать, что необычная красота храма Воскресения Христова (его купол выполнен не в виде традиционной луковицы, а в виде шатра) потребовала больших жертв и трудов от его создателей в самые разные исторические эпохи, поскольку ныне реставрируемый шатер является уже третьим. Первый каменный свод рухнул еще в 1723 г. Впоследствии он был восстановлен, но уже в деревянном исполнении по проекту Растрелли. После войны, взорванный нацистами многострадальный купол, был воссоздан в третий раз.
Пройдя по территории монастыря, через ворота Елизаветинской башни, можно попасть в Гефсиманский сад. Над ручьем, поименованным Кедроном, находится мостик, пройдя через который посетители попадают на искусственный остров, где расположен скит патриарха Никона. Остров окружен Иорданом (рекой Истрой), Кедроном и вырытым каналом. За Гефсиманским садом находится колоритный музей деревянного зодчества.
Пройдя немного дальше можно увидеть самую высокую в России ветряную мельницу, внутреннее устройство которой так же весьма впечатляет. Слева от Гефсиманского сада у стен монастыря располагается конный манеж с разновозрастными лошадками и пони, а так же свободно бегающей птичьей живностью на радость ребятишкам. Если повезет и дверь в крепостной стене монастыря будет открыта, вас ждут незабываемые впечатления от прогулки по широким и древним стенам обители, наполненными нишами, смотровыми площадками и винтовыми лестницами. Размах монастырских объектов позволяет и паломникам, и любителям истории, и просто ценителям прекрасного найти на территории монастыря объекты и занятия себе по вкусу.
Кладезь «Живоносный источник»
В обители находятся три святых источника. Если двигаться от главного входа, первым будет кладезь «Живоностный источник».
Он расположен в подземной церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Храм углублен в землю на 6 метров в память того, что именно на этой глубине царица Елена обрела Крест Господень. На том месте, где в историческом храме был обретен Крест, в подмосковной палестине находится святой источник. Неподдельной была радость святейшего патриарха Никона, когда он узнал, что из-под голгофы Нового Иерусалима забил живоносный источник.
Для того, чтобы подойти к источнику, необходимо спуститься по узкой лестнице подземной церкви длиной в 33 ступени, обойти уникальный медный иконостас и спуститься еще ниже в предел мученика Кириака. Правее будет расположен колодец. Набрать воды можно и не спускаясь в храм. Рядом со входом открыта небольшая часовенка, где доброжелательная старушка нальет вам святой воды из источника в вашу либо в храмовую бутылочку, которых там заготовлено великое множество.
Источник «Силоамская купель»
Если выйти из обители не через главный вход, а с противоположной стороны, через западные ворота Елизаветинской башни, можно оказаться в Гефсиманском саду. Там у монастырской стены находится еще один источник – Силоамская купель. Ее название происходит от
Силоамской купели у горы Сион в Иерусалиме. По преданию, иерусалимский источник возник по молитве пророка Исайи. По одним данным это произошло во время осады города, по другим источник открылся во время того, как святого подвергали мучениям, и облегчил его страдания. От этих событий и произошло слово «силоам», то есть «посланный от Бога».
О силоамском источнике также имеется упоминание в Евангелии. Помазав брением глаза слепорожденного, Христос велел ему умыться в купальне Силоам, после чего слепой обрел зрение.
Ранее над источником находилась часовня, но в 1930 годах она была разрушена. Примечательно, что сам источник уничтожить так и не удалось, хотя к этому прилагались немалые усилия. Вплоть до 90-ых годов 20-ого столетия источник неоднократно засыпали землей и песком, подвозимых на самосвале. Новое освящение Силоамской купели было совершено на Богоявление 1994 года, в тот год, когда была возобновлена деятельность монастыря в качестве действующей обители.
К источнику можно подойти и с другой стороны. От главных ворот монастыря надо двигаться с наружной стороны стены мимо четырех башен: Дамасской, Ефремовой, Варуха и Иноплеменничьей. После четвертой башни вниз пойдет крутая металлическая лестница. Спустившись по ней, будет виден деревянный крест, а рядом родник, где можно набрать водички.
Источник «кладезь Самарянки»
На северном склоне монастырского холма находится третий источник – кладезь Самарянки. Этот источник напоминает о беседе Христа и самарянки, которой Господь сказал: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Часовня существовала и над этим источником, но ее постигла та же участь разрушения в годы безбожия.
«Иордань»
На берегу Иордана (реки Истра) стоит крест и деревянный помост. Здесь регулярно совершаются водосвятные молебны, а в день
Богоявления (Крещения) проходит великое освящение воды по образу освящения воды в иерусалимском Иордане. Поскольку Истра – речка быстрая со множеством ключей, вода в ней замерзает редко. В Крещенскую ночь даже в советские времена народ шел на «Иордань» как на первомайскую демонстрацию. Окунались тогда не многие, но желающих посмотреть на диковинное по тем временам действо собиралось множество. Некоторые даже утверждают, что примерно в половине второго ночи быстрое течение реки замирает на несколько минут.
Источники Ново-иерусалимского монастыря
Замысел патриарха Никона
Воскресенский Ново-иерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном как образ иерусалимского храма Гроба Господня с воссозданием вокруг храмового комплекса святых мест исторического Иерусалима. Главная святыня монастыря – храм Воскресения Христова, построен по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. В нем имеются копии всех главных святынь иерусалимского храма, включая Голгофу, Кувуклию с Гробом Господним, Камень Помазания. Храм удивляет своими грандиозными размерами, в нем 29 приделов.
Не только святыни монастыря, но сами окрестности были названы патриархом Никоном и закрепились в народном сознании с палестинскими наименованиями. Так обтекающий монастырь ручей получил наименование Кедронского потока, роща за Елизаветинскими воротами стала Гефсиманским садом, старый дуб на берегу ручья именуется Мамврийским. Находящийся под горой колодезь – Силоамской купелью, колодезь на северном склоне – кладезем Самарянки. Река Истра, соседствующая с обителью, названа Иорданом.
Новая история
В монастыре ежедневно совершаются литургии, по воскресениям даже дважды (в 7 и в 10 утра), несколько священников принимают исповедь у многочисленных верующих. В день проходит несколько экскурсий, билеты на которые можно купить у входа.
Некоторые достопримечательности обители
В храме Воскресения Христова под Голгофой в приделе святого Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона. Среди паломников сложилась традиция прикладываться к гробнице, хотя патриарх Никон не канонизирован. По утверждению предыдущего наместника монастыря архимандрита Никиты (Латушко) имеются зафиксированные чудеса исцелений. Но предавать их всеобщей известности архимандрит посчитал пока преждевременным.
Надо сказать, что необычная красота храма Воскресения Христова (его купол выполнен не в виде традиционной луковицы, а в виде шатра) потребовала больших жертв и трудов от его создателей в самые разные исторические эпохи, поскольку ныне реставрируемый шатер является уже третьим. Первый каменный свод рухнул еще в 1723 г. Впоследствии он был восстановлен, но уже в деревянном исполнении по проекту Растрелли. После войны, взорванный нацистами многострадальный купол, был воссоздан в третий раз.
Пройдя по территории монастыря, через ворота Елизаветинской башни, можно попасть в Гефсиманский сад. Над ручьем, поименованным Кедроном, находится мостик, пройдя через который посетители попадают на искусственный остров, где расположен скит патриарха Никона. Остров окружен Иорданом (рекой Истрой), Кедроном и вырытым каналом. За Гефсиманским садом находится колоритный музей деревянного зодчества.
Кладезь «Живоносный источник»
В обители находятся три святых источника. Если двигаться от главного входа, первым будет кладезь «Живоностный источник».
Он расположен в подземной церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Храм углублен в землю на 6 метров в память того, что именно на этой глубине царица Елена обрела Крест Господень. На том месте, где в историческом храме был обретен Крест, в подмосковной палестине находится святой источник. Неподдельной была радость святейшего патриарха Никона, когда он узнал, что из-под голгофы Нового Иерусалима забил живоносный источник.
Для того, чтобы подойти к источнику, необходимо спуститься по узкой лестнице подземной церкви длиной в 33 ступени, обойти уникальный медный иконостас и спуститься еще ниже в предел мученика Кириака. Правее будет расположен колодец. Набрать воды можно и не спускаясь в храм. Рядом со входом открыта небольшая часовенка, где доброжелательная старушка нальет вам святой воды из источника в вашу либо в храмовую бутылочку, которых там заготовлено великое множество.
Источник «Силоамская купель»
Если выйти из обители не через главный вход, а с противоположной стороны, через западные ворота Елизаветинской башни, можно оказаться в Гефсиманском саду. Там у монастырской стены находится еще один источник – Силоамская купель. Ее название происходит от
Силоамской купели у горы Сион в Иерусалиме. По преданию, иерусалимский источник возник по молитве пророка Исайи. По одним данным это произошло во время осады города, по другим источник открылся во время того, как святого подвергали мучениям, и облегчил его страдания. От этих событий и произошло слово «силоам», то есть «посланный от Бога».
О силоамском источнике также имеется упоминание в Евангелии. Помазав брением глаза слепорожденного, Христос велел ему умыться в купальне Силоам, после чего слепой обрел зрение.
Ранее над источником находилась часовня, но в 1930 годах она была разрушена. Примечательно, что сам источник уничтожить так и не удалось, хотя к этому прилагались немалые усилия. Вплоть до 90-ых годов 20-ого столетия источник неоднократно засыпали землей и песком, подвозимых на самосвале. Новое освящение Силоамской купели было совершено на Богоявление 1994 года, в тот год, когда была возобновлена деятельность монастыря в качестве действующей обители.
К источнику можно подойти и с другой стороны. От главных ворот монастыря надо двигаться с наружной стороны стены мимо четырех башен: Дамасской, Ефремовой, Варуха и Иноплеменничьей. После четвертой башни вниз пойдет крутая металлическая лестница. Спустившись по ней, будет виден деревянный крест, а рядом родник, где можно набрать водички.
Источник «кладезь Самарянки»
На северном склоне монастырского холма находится третий источник – кладезь Самарянки. Этот источник напоминает о беседе Христа и самарянки, которой Господь сказал: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Часовня существовала и над этим источником, но ее постигла та же участь разрушения в годы безбожия.
«Иордань»
На берегу Иордана (реки Истра) стоит крест и деревянный помост. Здесь регулярно совершаются водосвятные молебны, а в день
Добраться до Ново-иерусалимского монастыря можно на электричке с Московского Рижского вокзала до станции Новоиерусалимская или проехать от метро Тушино на 372 автобусе до города Истры.
Источник «Силоамская купель» в Истре
Колодец со святой водой вблизи западной стены Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря был создан в XVII веке по указу основателя обители патриарха Никона. Название «Силоамская купель» было заимствовано у древнего палестинского источника, бьющего вблизи стены старого Иерусалима и известного еще с ветхозаветных времен. В Евангелии этот источник упоминался в связи с чудом исцеления слепого от рождения, которому Иисус Христос велел умыться в его водах.
Реки, холмы, долины, села и источники вокруг Воскресенского монастыря, задумывавшегося точной копией храма Гроба Господня в Иерусалиме, получили по воле патриарха Никона библейские названия. Река Истра, огибающая монастырь с северной, западной и южной стороны стала Иорданом, а проток, вырытый по указу Никона вблизи монастырских стен, стал именоваться Кедрским. Село Микулино, находящееся к северу от обители за Истрой, получило имя «села Скудельничного» – земли горшечника, которую купили еврейские старейшины на тридцать сребреников повесившегося Иуды. Находящееся в двадцати километрах от монастыря село Чернево стало Назаретом, а ближайшие соседние высоты – библейскими горами Ермон, Фавор и Елеон. У «Давыдовой» башни Никон высадил даже свой «Мамврийский дуб». Согласно Библии в дубраве Мамре Бог явился Аврааму. Ветхозаветный праведник предложил трем ангелам отдохнуть у дуба и угостил их. Именно этот библейский сюжет запечатлен на «Троице» Андрея Рублева. Кстати, дуб Никона показывали как местную достопримечательность еще в середине XIX века.
Неудивительно, что наряду с Иорданом-Истрой и Кедрским потоком вблизи монастыря появился также и святой источник с библейским названием Силоамской купели. Силоамская купель в древнем Иерусалиме внешне довольно сильно отличается от одноименного подмосковного родника. В Палестине напротив пещеры с источником расположен бассейн 15 метров в длину и 4 метра в ширину с довольно глубоким дном. В Силоамской купели в древности омывались люди, шедшие из других селений в Иерусалим на религиозные праздники. Вблизи Нового Иерусалима нет ни бассейна, ни купальни, а только труба и деревянный крест. До революции «Силоамская купель» выглядела примерно также, хотя ее украшала небольшая деревянная часовня, не сохранившаяся до наших дней.
По некоторым свидетельствам вода в палестинском источнике Силоам струилась не всегда равномерно: несколько раз в сутки течение полностью останавливалось, а потом начиналось опять. Напор воды также менялся в течение дня. Такое необычное поведение родника породило множество легенд и толкований. Существовало, например, предание, что колодец пересыхал, когда к нему приближались враги. Во время осады неприятелем Иерусалима при иудейском царе Езекии вражеские солдаты приходили к источнику Силоам набирать воды, но по молитвам пророка Исаии Бог останавливал воду в источнике. Течение возобновлялось только тогда, когда воины уходили от ключа. Необычный родник служил напоминанием этого чуда, а источник и дальше пользовался большим уважением у евреев. Существовал обычай в праздник Кущей торжественно приносить в золотых сосудах воду из купели Силоамской в иерусалимский храм для возлияния на алтарь.
Неподалеку от Силоамской купели в древнем Иерусалиме находился еще одно памятное место – место мученичества и гробница ветхозаветного пророка Исаии. Иисус Христос повелел обратившемуся к нему слепому пойти умыться в источнике Силоам неслучайно. Это могло иносказательно говорить, что старейшины народа готовят Христу мученическую участь, как и пророку Исаии. Исцеление слепого от рождения человека, умывшегося по наказу Иисуса в Силоамской купели, вызвало распри и споры среди жителей Иерусалима. Учеников интересовал вопрос о том, кто согрешил: он сам или его родители, что он родился слепым. Схожая тема вины за грех и справедливости наказания, есть в другом месте Евангелия, где ученики спрашивают Иисуса о восемнадцати галилеянах, погибших при падении Силоамской башни. И в том и в другом случае Христос не связывает слепоту или гибель людей с наказанием Божиим за их грехи: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали… виновнее всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам…» Силоамская башня находилась, вероятно, где-то поблизости от одноименного источника.
Монастырские башни Ново-Иерусалимского монастыря также имеют библейские имена, а некоторые повторяют названия ворот городской стены старого Иерусалима. Источник со святой водой в Истре расположен у подножия Иноплеменничьей башни Воскресенского монастыря. С северной стороны стены, которая сегодня пока еще недоступна из-за строительства, высятся башни пророка Варуха, Ефрема и Дамасская башня, названная в точности как ворота в Иерусалиме, ведущие в сирийскую столицу.
От святого источника хорошо просматривается небольшая часовня, стоящая за «Кедрским потоком» и почти у самого берега Истры. Это старейшее здание Ново-Иерусалимского монастыря, так называемый скит патриарха Никона или «отходная пустынь». Отходную пустынь, которую называли еще «безмолвной кельей», строили неподалеку от монастырских стен для постоянного или временного «отхода» в затвор. Все девять лет, что Никон провел в самовольном изгнании в монастыре, он жил именно в этом скиту. Путешественник Андрей Муравьев в XIX веке поражался странному устройству келий этого скита и тесноте двухъярусной церкви, где едва мог поместиться один служащий. Действительно, часовня кажется узкой и высокой, что делает ее похожей на восточную башню-пиргу или столп.
Патриарший скит был построен на расстоянии 300 метров от обители и предусматривал две крохотные церкви – в честь апостолов Петра и Павла и в честь праздника Богоявления. По названию этой церкви и по близости к Истре, где на праздник Богоявления всегда устраивалась «иордань», то есть освящение речной воды, скит иногда называли еще Богоявленским. Мостки для крещенских купаний вблизи никоновой «кельи» свидетельствуют, что крещенские обычаи соблюдаются здесь и в наше время. На деревянном кресте можно разглядеть и икону Богоявления, на которой Иоанн Предтеча погружает Иисуса в воды реки Иордан. В этом скиту между «Силамской купелью» и водами Истры-Иордана Никон по словам одного из настоятелей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря «помещался по примеру древних столпников… С вершины уединенного столпа своего патриарх по любви ко всему, что только могло переносить его мысленно во Святую Землю, дал окрестности названия палестинские».