Рядом со входом в пещеры устроен ход на Святую гору.
На этой горе находится сад с плодовыми деревьями. По выходе из пещер, где невольно овладевают вами грустные мысли о смерти, вы можете вздохнуть свободно на этой Святой горе.
Сзади Успенской церкви, у самой кровли и как бы над ее кровлей, с юго-западной стороны возвышаются остатки маститых величественных дубов, современных самому монастырю.
Близ кровли Успенского храма, с западной стороны, под тенью одного из дубов, лежат два огромных камня; один глубоко врос в землю, другой далеко выдается из нее.
На Святой горе до 1523 года находилась деревянная церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, на месте которой устроен придел в честь тех же преподобных в Успенском соборе, с южной стороны. Во время обновления разрушившейся монастырской стены наместником архимандритом Алипием (Вороновым) на Святой горе была поставлена часовня в честь преподобных Антония и Феодосия.
В 1988 году, в день Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября, по благословению митрополита (тогда архиепископа) Псковского и Великолукского Владимира тщанием наместника монастыря архимандрита Гавриила и братии на месте часовни была произведена закладка деревянного храма в честь Псково-Печерских преподобных.
Освящен храм на Святой горе в честь Псково-Печерских преподобных в 1995 году.
Адрес: 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
Время работы: с 10:00 до 18:00
Телефоны: +7 (81148) 2-27-43, +7 (911) 360-11-77 (заказ экскурсий) Звонить с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00)
Общая информация
Святая гора – церковное название участка холмистой местности недалеко от границы с Эстонией и в 50 км. на запад от Пскова, на склонах которой находится Псково-Печерский монастырь. Вход на Святую гору устроен рядом со входом в Богом зданные пещеры.
В настоящее время на вершине горы располагается плодоносящий сад и пасека. Однако обычным паломникам туда хода нет, посещение возможно только по благословению или во время экскурсий. У кровли Успенской церкви сохранились отдельные памятники реликтовых лесов. По словам местных монахов, это остатки прежних лесных угодий, которые ранее в изобилии произрастали в здешних местах. Во многом благодаря лесу был основан монастырь – в 1392 году местный землевладелец Иван Демьянкин во время рубки деревьев обнаружил Богом зданные пещеры, в которых в последующем поселились первые подвижники. Он позднее и подарил эти земли православной церкви.
На вершине Святой горы можно увидеть основные достопримечательности монастыря. Внизу, практически под ногами, находится кровля Успенской церкви – она вкопана глубоко в землю и наружу выходит только внешняя стена здания. Недалеко от входа в церковь под кроной дерева издавна расположился большой гранитный валун, который также имеет исторические и религиозное значение. По данным летописей, именно возле него молился инок Марк, один из первых подвижников этих мест.
Первое церковное здание на Святой горе – деревянная церковь в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских (сейчас их памяти отведен придел в южной части Успенского собора). Немногим позже деревянная церковь была реконструирована в часовню.
4 ноября 1988 года (день памяти Казанской иконы Божией матери) по благословению митрополита на месте часовни заложили деревянный храм в честь Псково-Печерских преподобных. Архитектурное решение нового храма достаточно необычно – за основу была взята архитектура клетских храмов, одного из древнейших типов деревянного зодчества.
Суть постройки достаточно проста – основу храма составляет обычный сруб как при строительстве русских изб. Данный тип церквей был весьма популярен на Севере. Торжественное освящение нового храма произошло в 1995 году.
Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание
Вход на территорию Псково-Печерского монастыря бесплатный, поэтому без труда можно подойти к Святой горе, но подъем на гору возможен только в составе экскурсионной группы.
На территории монастыря проводятся экскурсии. Для группы до 5 человек достаточно позвонить по одному из телефонов и записаться на экскурсию: +7 (81148) 2-27-43, +7 (911) 360-11-77. Запись по телефону осуществляется в период с 9.00 до 17.00, кроме обеденного перерыва с 13.00 до 14.00. Лучше всего звонить до 11 часов, так как потом начинаются экскурсии и на звонки отвечают реже.
Групповые экскурсии проводятся каждый час, начиная с 9.00 часов и заканчивая в 16.00.
Если группа численностью больше 5 человек, то для проведения экскурсии требуется написание прошения на официальном бланке, после заполнения который необходимо отправить на e-mail: excurs-ppm@mail.ru. Форму бланка можно найти ниже.
Это важно Ежегодно с 6 по 9 января, с 26 по 29 августа Богом зданные пещеры закрыты!
Во время экскурсии можно посетить Ближние и Дальние пещеры, но стоит обратить внимание, что в свободном доступе находятся только Ближние пещеры, где находятся раки с мощами Псково-Печерских преподобных, а Дальние пещеры, являющиеся местом упокоения братии монастыря, имеют свой микроклимат, нарушение которого сказывается на состоянии песчаника. В связи с этим количество паломников, которые могут находиться в дальних пещерах, ограничено!
Это важно Дальние пещеры закрыты каждый понедельник и каждую пятницу
Как добраться?
Святая гора является частью Псково-Печерского монастыря, поэтому достаточно знать, как добраться до монастыря, а там не проблематично будет найти и саму гору.
Детальный маршрут проезда до монастыря можно посмотреть в разделе Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь-Как добраться?
Кто спасет Святую горку. Шедевры Псковской земли могут погибнуть
Недавний визит президента РФ Владимира Путина в Псково-Печерский монастырь привлек внимание общественности к этой исторической обители, Псковской епархии и региону в целом.
Одним из примеров такого пренебрежения является кафедральный, т.е. главный, храм всей Псковской епархии — псковский Троицкий собор. Его состояние описывает заместитель директора по научной работе Межобластного научно-реставрационного художественного управления, художник-реставратор высшей категории Евгения Серегина — «Подойдя к собору можно иногда видеть, как от стен возведенного в 1699 году здания отваливаются огромные куски штукатурки. Войдя в храм, видишь иконостас, находящийся в аварийном состоянии. Не только пострадала деревянная конструкция самого иконостаса, но и уникальные иконы покрыты трещинами, некоторые из которых достигают значительной ширины. Ремонтных работ в храме, где покоятся мощи святого князя Всеволода-Гавриила, одного из небесных покровителей Пскова, не проводили с 1960-х годов. Пол крипты, где находятся могилы великих псковских святителей, митрополитов и епископов, проваливается. Из-за разрушенной гидроизоляции под собором постоянно скапливается вода. В дополнение ко всему сама сланцевая плита, на которой стоит собор, как полагают исследователи, утратила целостность и начала расслаиваться».
О причинах катастрофического состояния собора хорошо известно и Льву Лифшицу, члену президиума научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Минкультуры РФ, доктору искусствоведения, Заслуженному деятелю искусств РФ. «Лет 15 назад за государственный счет в соборе было проведено отопление и установлена система поддержки температурно-влажностного режима. Однако, в тот же год она фактически перестала функционировать. Причина невероятна по своей нелепости и банальности: для того, чтобы система действовала, необходимо было взять на работу специалиста. Несмотря на минимальность затрат, было решено ограничится услугами обычного сантехника. В результате превышения допустимой температуры обогрева здания во время морозов, один из самых больших иконостасов в России, равный которому есть только в Успенском соборе в Рязани, из-за пересушивания оказался на грани разрушения. Начала осыпаться резьба, растрескиваться иконы. Прошло уже столько лет, но никто не пытался даже приступить к реставрационным работам после этой трагедии».
Троицкий собор лишь начинает перечень объектов, находящихся под угрозой. «В поистине катастрофическом состоянии — продолжает Л.И. Лифшиц — находится Снетогорский женский монастырь, первое упоминание о котором относится к XIII веку. В нем возобновлена монашеская жизнь, стараниями духовника обители, архимандрита Гермогена (Муртазова) при непосредственном участии великого реставратора Владимира Сарабьянова были восстановлены поистине уникальные фрески. Но беда подкралась с другой стороны. Монастырь расположен на высоком берегу реки Великой. Над ней, на гигантской высоте нависают монастырские стена и башня. Идет оползание берега и возникла реальная опасность обрушения монастырских стен. Епархия долгие годы пишет письма, но пользы от них — немного. Потому что решение этой проблемы требует обсуждения разных сторон: собственника береговой части, самого монастыря, а также органов охраны памятников. Коллизия сложная, но разрешимая путем укрепления берега. Но до сих пор ни одна из перечисленных структур не проявляет настоящей заинтересованности. Поэтому следует ожидать, что в скором времени монастырская башня может обрушится. При этом может пострадать и стоящий неподалеку Собор Рождества Богородицы, 1311 года. Замечу, что храм украшают уникальнейшие фрески 1313 года — наиболее крупный ансамбль росписей, созданных после монгольского разорения Русской земли! И это сокровище национального искусства может погибнуть из-за того, что кто-то не имел достаточной воли, чтобы объединить для решения не самой сложной проблемы все заинтересованные стороны».
К нашему ужасу в этом ряду оказывается и Мирожский монастырь. Стены собора 1156 года, одного из древнейших во Пскове, украшают уникальные по сохранности и полноте фрески середины XII века. «Эти росписи — продолжает Евгения Серегина — прекрасно исследовались и реставрировались ведущими реставраторами страны на протяжении многих лет. Реставрация и раскрытие фесок продолжается по сию пору. Но проблема в ином — деньги выделяются неравномерно, в зависимости от выигранных тендеров. При этом собор находится в очень непростом положении. Монастырь стоит на берегу реки Мирожки, в непосредственной близости от кромки воды. Каждый паводок несет с собой угрозу затопления собора. В 2013 году вода не только проникла в храм, но и заполнила его на полметра высоты. Пришлось ее откачивать и затем заново ремонтировать пол. Эта проблема существует на протяжении нескольких веков. Уже до 1917 года были подготовлены проекты, целью которых было минимизировать последствия паводков. До сегодняшнего дня не сделано ничего, несмотря на то, что об этом всем хорошо известно. Необходимо наконец заказать проект и осуществить его, но так, чтобы тендерная система и отсутствие регулярного финансирования не превратили эти благие помыслы в фарс. Если каждый год работы будет вести новая организация, не имеющая опыта и преемственности с предыдущей, ничего не удастся опять сделать».
Бездействие и равнодушие духовных властей и местной организации охраны памятников привели к тому, что состояние не только Снетогорского и по Мирожского монастырей, но и многих церковных памятников XV-XVI веков требуют немедленного вмешательства. Часть из них находятся в безлюдных местах и отреставрированные в послевоенный период постепенно руинируются. Где же корни этого бедственного положения? «В Псковской области имеется немало проблем вне области реставрации и архитектуры, — говорит замдиректора по научной работе Московского Кремля, член президиума научно-методического совета при Минкультуры РФ, доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов. — Псковское зодчество, прославленное в эпоху Серебряного века, стало одним из символов самобытности русской культуры. Сейчас умелые действия гражданской власти в союзе с епархией могут привести к расцвету этого региона. Пора вернуть к жизни существовавшие в СССР здесь научно-производственные реставрационные мастерские, в которых работали величайшие реставраторы. И нельзя допускать к реставрационным работам над этими архитектурными жемчужинами случайных людей! Необходимо создать в регионе свой художественный лицей, колледж, учредить в местном университете отделение реставрации и таким образом привести в реставрацию псковских уроженцев. Тогда возродится псковская реставрационная школа со своей традицией, со своей преемственностью. Гражданская и церковная власти должны брать на себя ответственность за брошенные и разрушающиеся храмы, в которых нет приходов. Необходимо найти формы их консервации и охраны».
Но не только бесхозные сельские храмы остаются в небрежении. Мы все помним, как со всей страны еще в советское время стекались паломники к величайшей святыне Псковской земли — Псково-Печерскому монастырю. Его старцы были духовниками многих тысяч православных. Даже здесь, в драгоценном для церковных людей месте мы обнаруживаем тревожные признаки возможной катастрофы. В соборном храме монастыря Успения Божией Матери фактически полностью разрушена гидроизоляция. Во всех зданиях обнаружились проблемы с инженерными сетями, так электропроводка во многих строениях еще 1960-1970-х годов, а кое-где и вовсе довоенная. Перекрытия в большинстве зданий, в том числе и в братских корпусах — предаварийные. Канализационная система, система водоснабжения в критическом состоянии. Но то, что произошло в недавнее время с сердцем обители — со Святой горой, в которой находятся богозданные пещеры, хранящие мощи тысяч монахов, можно сравнить только с трагедией в Троицком соборе. Хочется воскликнуть: «Вот ревность паче разума». Кто-то в желании улучшить монастырское благоустройство вырубил многовековые деревья, удерживающие своими корнями Святую гору от оползней. На их месте появился трогательный дачный газон с фонтаном. Почему работы на территории объекта культурного наследия никто не контролировал, почему никто не спросил совета у специалистов? Последствия не заставили себя долго ждать. В пещерах, где столетиями при температуре не выше 5 градусов тепла хранились останки 14 тысяч насельников монастыря, стало невероятно влажно, а температура повысилась до + 14. Деревья больше не вытягивают влагу и не держат холм, который стал оседать. Теперь немедленно придется привлекать гидрогеологов, реставраторов-конструкторов и инженеров для выработки программы комплексной реставрации знаменитой обители.
Но просто оплакивать памятники Псковщины бессмысленно. Хотя работы здесь просто непочатый край, необходимо не медля собирать специалистов, вырабатывать программу выведения каждого памятника из аварийного и предаварийного состояния. Это должна быть серьезная и ответственная программа по спасению псковского зодчества, одного из символов нашей национальной идентичности. Патриарх Кирилл прислал в эту одну из самых проблемных епархий РПЦ митрополита Тихона, управляющего Патриаршим советом по культуре. Уж ему-то кажется и по должности следует заняться сохранением памятников древнего зодчества. Кто-то на Псковщине надеется на нового архиерея. Кто-то считает, что все останется только на уровне лозунгов и обещаний. Время покажет. Одна беда: ситуация доведена до того, что этого времени для сохранения Псковских святынь остается критически мало.
Каких животных можно увидеть в Псково-Печерском монастыре?
Псково-Печерский монастырь каждый день посещает множество людей: паломников, туристов, гостей. Те из них, кому посчастливилось, попадают в «Богом зданные пещеры»: святую святых обители. Но есть в монастыре место, где бывало совсем немного людей: Святая горка, где располагается монастырский сад, по традиции символизирующий библейский Эдем. Это самое спокойное и умиротворенное место в монастыре: ни людей, ни суеты. Ты как будто возносишься над куполами церквей. Как отмечает насельник обители, иеродиакон Спиридон, это почти закрытая территория: экскурсии сюда не водят. Но «Псковской правде» удалось побывать на Святой горке и познакомиться с ее необычными обитателями.
Лотерея для белочек
В тени от крепостной стены устроились косули. К посторонним они не пойдут, но с интересом принюхиваются к чужому запаху. А между кустов виднеются аисты. Гордо подняв голову, они обходят свои владения, пощипывая между делом зелень, которая уже успела появиться. Знаменитые печорские белочки, о которых так любят рассказывать экскурсоводы, спрятались где-то на деревьях, не желая показываться посторонним.
По его словам, первые животные появились здесь лет семь-восемь назад. Тогда отец Алексей купил белочек. Восемь кавказских зверьков попали в Псково-Печерский монастырь и покорили всех.
Кто здесь хозяин?
Едят косули комбикорм, злаковые, овес и кукурузу. Также в теплое время года для них заготавливают специальные веники из орешника. Веники сушатся на чердаке Успенского храма, а потом достаются оттуда по мере надобности.
Кстати, косули – местные. Их привезли из заповедника в Пушкинских Горах. Туда же монастырь отправляет всех малышей, которые рождаются в стенах монастыря.
Главные гурманы
Какие-то продукты животным присылают те, кто приезжал послушаться на Святой горке или просто погулять. Больше всех посетители монастыря любят, конечно же, белочек.
Под Святой горкой, у братского корпуса монастыря, тоже есть животные. Однако им свой хлеб приходится отрабатывать. Коты ловят мышей в коровнике, коровы обеспечивают монастырь молоком.
Настоятель псковского храма Василия на Горке отец Андрей — свой человек в «красной» зоне областной инфекционной больницы. Назвать его здесь гостем или посетителем язык не поворачивается: как и врачи, он здесь на службе. Своими глазами священник видит то, о чем другие знают только по слухам и рассказам.
В интервью «Псковской правде» отец Андрей рассказал, как встречают его в «красной» зоне и за что священники просят у медиков прощения.
— Отец Андрей, как вам далось решение пойти в «красную» зону Псковской инфекционки?
— Какая разница: «красная» зона или «зеленая». Я считаю, как у врачей свой долг, так и у нас. Если человек просит его причастить, то священник должен придти куда угодно.
В больнице есть психолог, она когда больных обходит, они у нее о возможности пригласить священника спрашивают. Бывает, что и родственники пациента звонят и просят к нему прийти. В больнице же и наши священники лежат, мы к ним ходим, поэтому люди знают, что такое есть.
— Как пациенты в больнице на ваше появление реагируют?
— Вы бываете в больнице, вас в реанимацию пускают, видите все изнутри. Отец Андрей, что там сейчас происходит?
— Я вижу, что врачи стараются изо всех сил. Заботятся в силу возможностей о каждом пациенте. В палатах всегда чисто, все необходимое есть. Реанимационные палаты оборудованы современной аппаратурой. Считаю, что это одна их лучших больниц.
— Однако люди жалуются, что к их родным персонал редко подходит или кислород больным не дают.
-Да, слухов сейчас очень много. К сожалению, их продуцируют даже родные наших священнослужителей, которые в больнице лежали. В один из своих приходов я встретился с Анастасией Викторовной Повторейко (главврач Псковской областной инфекционной больницы — Ред.). Она была очень расстроена, и я поинтересовался причиной. Она рассказала о нашем священнике, которого в инфекционной больнице лечили, а потом на долечивание и последующее восстановление перевели в другую больницу, а он там умер. Но врачи и одной, и второй больницы сделали, что смогли.
Дочь батюшки, видимо, человек невоцерковленный, а батюшка был замечательным человеком, начала писать сообщения с проклятьями и угрозами в адрес врачей.
И такие случаи, к сожалению, не единичны.
Я, когда все это услышал от Анастасии Викторовны, расстроился. Мне было стыдно за некоторых верующих, к счастью, их единицы, которые ведут себя подобным образом. Я рассказал все Владыке Тихону, и он сам принес извинения за такое поведение врачам.
— А среди священнослужителей есть такие, которые несерьезно к этой болезни относятся?
— Конечно, есть. На днях умер отец Григорий Секретарев, это брат бывшего наместника Псково-Печорского монастыря отца Тихона Секретарева. Я его когда приходил причащать, он выглядел здоровым человеком, только немного задыхался, но при этом обходился без маски. Никто не ожидал, что он умрет. Он тоже в свое время не хотел признавать, что ковид — это серьезная болезнь. К сожалению, не только он. Отец Георгий Ушаков, наш старейший и уважаемый батюшка, тоже умер и тоже не серьезно и даже насмешливо к этой эпидемии относился. Я ходил его причащать. Это печальное зрелище: маленький, худенький, задыхается, маска на лице. Мне пришлось ему несколько раз повторять, кто я. Он через большие муки причастился и через какое-то время скончался. А его некоторые духовные неразумные чада начали говорит, что умер он вообще не от коронавируса, что в больницу его чуть ли не насильно увезли, а он себя хорошо чувствовал. Начали сочинять небылицы. А когда отца Георгия отпевали, так некоторые даже маски не одели. Присутствующему на отпевании Владыке Тихону пришлось им замечания делать.
— Вы со своими прихожанами об этом говорите? Рассказываете, что в больнице видите?
— Я своим прихожанам не раз говорил, что ни одного смеющегося человека там не видел. У нас в храме, на самом деле, 99,9% людей стоят в масках на службе и правила стараются соблюдать, но есть и такие, кто считает это излишним. Приходится делать замечания, чтобы маску надели. А они в ответ спрашивают: «Зачем?» Слишком много противоречивой информации сейчас, все же стали учеными. Да, маска, как и вакцина не панацея, но кому-то сможет помочь. В людях говорит гордыня. Врачи же отмечают, что именно те, кто больше всех хорохорился, отрицал самою болезнь, распространял всякие безумные небылицы из интернета, в больнице себя ведут как самые малодушные: капризничают, плачут, постоянно что-то требуют, грозятся засыпать жалобами.
Дорогие врачи, от лица митрополита, от себя лично и наших священнослужителей просим у вас прощения за недостойное поведение некоторых наших неразумных верующих. Дай Бог вам здоровья и всем людям на земле.