свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

Модуль 1. Общая психология. Практическое задание 1

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

1 Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности

6 Установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства, так называют одну из операций познавательного процесса

8 Свойственное высокоорганизованным организмам отражение объективной действительности; свойство мозга отражать объективную действительность в виде субъективных образов.

9 Активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей

11 Этот познавательный процесс, который отвечает за сохранение прошлого опыта и позволяет использовать опыт в дальнейшем

2 Характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью и проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.

3 Познавательный процесс к основным свойствам которого относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги.

4 Нейтральная по знаку эмоция, представляющая собой реакцию на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации.

5 Длительные и устойчивые эмоциональные процессы.

7 Высший процесс познавательной деятельности человека, опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

10 Вид эмоционального процесса, который как правило, не поддается контролю сознания, острая и бурная разрядка всего накопившегося напряжения сразу.

Источник

Запись на стене

«Общая психология»свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основеПравильный ответ помечен «/» символом
1. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
голосование
\интервью
тестирование
анкетирование

3. Отметьте задачи психологии:
/анализ развития психических явлений
/содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику
/качественное изучение психологических явлений
/изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений

4. Что изучает патопсихология?
аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
/особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма

6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
/интерференция навыков
диффузия навыков
индукция навыков
дифференциация навыков

7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
проприоцептивные
/экстерорецептивные
интерорецептивные
внешними

8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название:
пассивное воображение
творческое воображение
/репродуктивное воображение
активное воображение

10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
психотип
/психика
психология
генетика

11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
возрастная психология
зоопсихология
/социальная психология
педагогическая психология

13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
психоанализ
психодиагностика
/эвристика
психоаналитика

14. Укажите основные положения теории отражения:
/Личность и деятельность находятся в единстве
Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
/Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями

15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
проективная методика
/ анализ продуктов деятельности
тестирование
анкетирование

16. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
/личностные тесты
/тесты способностей
тесты-анкетирование
/тесты интеллекта

17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
медицинская психология
криминогенная психология
/юридическая психология
военная психология

18. Укажите достоинства метода эксперимента:
/естественность поведения испытуемого
неопределенность во времени
/возможность управления процессом исследования
проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых

19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
/сангвинического
флегматического
холерического
меланхолического

Источник

Свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

11) К какой категории психологических механизмов в психоанализе относят: сублимацию, вытеснение, проекцию и рационализацию? Защитные

12) Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой. В данной ситуации работает механизм психологической защиты: проекция

13) Согласно З.Фрейду носителем моральных стандартов в стуктуре личности, который выполняет психологическую роль цензора, является: СВЕРХ-Я
Показать полностью.

14) Основным предметом исследования когнитивной психологии является: особенности сознания и его соотношение с физической реальностью (ментальные свойства разума)

15) Высшей человеческой потребностью А.Маслоу назвал потребность в: самоактуализация и личностный рост

16) В рамках какого направления психологии психика (сознание) трактуется как свойство высокоорганизованной материи(мозга), выражающееся в способности отражать объективную действительность? Естественнонаучная

17) Определите к какому из вышеназванных методов относится положение: Испытуемому предъявляется кратковременное задание выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств: тест

18) Кратковременное задание, результаты которого интерпретируются с помощью прилагаемой к методике шкалы количественной и качественной оценки называется: тест Векслера

19) Естественный эксперимент как метод научного исследования был предложен А.Ф. Лазурским

20) Метод, при котором исследователь становится полноправным участников совместной с испытуемыми деятельности и очевидцем происходящих событий: наблюдение

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

110) Физиологической основой, какого процесса являются межанализаторные связи?
в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.
Показать полностью.
111) Направленность и сосредоточенность субъекта на каком-либо материальном или идеальном объекте называется: внимание

112) Психический процесс, обеспечивающий хранение информации и последующее ее воспроизведение называется: память

113) Объем кратковременной памяти равен: Объем кратковременной памяти – показатель, характеризующий способность механически (т.е. без использования специальных приемов) запоминать и воспроизводить определенное количество единиц информации после ее однократного предъявления. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7±2. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы – 7, если слоги – 6, если слова – 5, если предложения, состоящие из 2 слов, – 4. Объем кратковременной памяти индивидуален, зависит от природной памяти человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

114) Связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого – это: (причинная) ассоциация

115) Вид памяти, обслуживающий конкретную деятельность называется: В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная память – возобновляющееся воспроизведение схем и алгоритмов движения. Двигательная память служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма. Физическая ловкость человека является признаком хорошей двигательной памяти. Двигательная память имеет особенно важное значение в профессиональной деятельности танцовщицы, спортсмена, пианиста и т.д.

Образная память – память на представления, на картины природы, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, каких-либо явных закономерностей автором не устанавливается, осязательной, обонятельной, вкусовой. Особенно развита образная память у людей «художественных» профессий.

116) Тип памяти, при котором долго сохраняется яркий образ со всеми деталями, называется памятью…:эйдетическая память

117) Процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности называется…: мышление

118) В следующем ряду основных форм мышления «понятие,…., умозаключение» назовите недостающую форму. Суждение

119) Создание образов воображения путем соединения не соединяемых в реальности частей или свойств называется: творческое активное воображение (По степени активности в процессе создания новых образов различают два вида воображения: активное и пассивное.

Активное воображение возникает из потребностей человека и стимулирует его творческую и практическую активность. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.Воссоздающее – это воссоздание образов существующих предметов, создание образов, соответствующих описанию.

Творческое – это самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности (открытия в науке, изобретения в технике, создание произведений искусства). Творчество – это работа и памяти, и мышления.)

120) Вид воображения, при котором образы воображения продуцируются спонтанно под влиянием захватывающих эмоций. Пассивное непреднамеренное (Пассивное воображение – это когда фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное воображение проявляется тогда, когда образы возникают в результате специального намерения человека. Преднамеренно вызванные образы, которые человек не стремится воплотить в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессе воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности. У таких людей воображение выступает как замена действительности: человек уходит в область фантастических представлений, чтобы скрыться от тяжелых условий, неразрешимых задач.

Непреднамеренное воображение возникает при ослаблении деятельности сознания без специальных намерений человека. Например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).)

Источник

Понятие «Психика», ее особенности и механизмы

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по курсу «Общая психология»для направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

образовательного уровня: бакалавр очной и заочной форм обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Социально-гуманитарный факультет Кафедра психологии

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по курсу «Общая психология»для направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

образовательного уровня: бакалавр очной и заочной форм обучения

На заседании кафедры психологии Протокол № 1

от «_01_» _сентября_ 2017 г. _

Лекции по дисциплине «Общая психология» для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование образовательного уровня бакалавриат ориентированы на формирование у студентов общих представлений и навыков в сфере основных психических явлений: психических процессов, состояний и свойств личности.

Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем общей психологии, закономерностей становления и развития личности, индивидуально- психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.

Лекции составлены на кафедре психологии ДОНПИ Составитель:

Зав. кафедрой психологии

канд. психол. наук Е.В. Новикова

© Донецкий педагогический институт, 2017

ПСИХИКА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ

План:

1. Понятие «Психика», ее особенности и механизмы.

2. Основные формы проявления психики человека.

3. Этапы развития психики.

Психология – наука о человеке.

Проблема человека является общей проблемой для всех наук (антропология, анатомия, медицина, философия и т.д.).

Объект психологии – психика.

Предмет психологии – закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов. Психические явления – субъективные переживания и образы отраженных в сознании явлений реальной действительности, это внутренний мир человека.

Понятие «Психика», ее особенности и механизмы

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основные функции психики:

1. отражение (свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов);

2. регуляция поведения и деятельности (направление поведения);

3. сохранение целостности организма.

свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Смотреть картинку свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Картинка про свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе. Фото свойство высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе

Особенности психики

1. психическое отражение имеет активный характер (взаимодействие с окружающей средой);

2. психическое отражение имеет опережающий характер (предвидение в деятельности и поведении);

3. каждый психический акт есть результат действия объективного через субъективное (объективное преломляется через призму человеческой индивидуальность);

4. в процессе активной деятельности психика постоянно

совершенствуется и развивается.

Механизмы психики

Механизм – орудие, благодаря которому психика человека отражает объективную действительность и регулирует деятельность человека.

Механизмы психики человека: отражение, проектирование, опредмечивание.

Психическое отражение представляет собой способность психики воспроизводить объекты окружающей действительности.

Психическое проектирование представляет собой способность психики создавать образы окружающей действительности на основе упорядочения содержания того материала, который отражается психикой.

Психическое опредмечивание представляет собой процесс сознательного преобразования полученного образа в свойства предметов.

Источник

Методологические основы психологии (37 стр.)

В психологии сознание трактуется как особый, высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Важнейшей функцией сознания является мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Сознание есть отношение субъекта к среде, что означает включение в акт сознания как всей жизни субъекта в ее уникальности и неповторимости, так и непосредственное переживание им системы своих отношений к реальности [95, с. 622-624].

Из более кратких определений можно привести следующие. Сознание – высшая форма психического отражения, возникающая лишь в человеческом обществе и опосредствованная различными «психологическими орудиями» (языком, другими знаковыми системами, так называемыми перцептивными эталонами, и др.) [88, с. 7].

Сознание – это совсем особая форма отражения реальности, которая возникает и воплощается лишь в совместной производственной и речевой деятельности людей, в их общении и взаимодействии друг с другом [32, с. 170].

Сознание является свойством высокоорганизованной материи – мозга человека, продуктом и необходимой стороной трудовой деятельности и существующей на ее основе общественной жизни [58, с. 52].

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности [89, с. 168].

В заключение приведем ленинское определение сознания как свойства того высокоорганизованного кусочка материи, который мы называем мозгом человека.

Как видим из данных определений, категория сознания является едва ли не самой сложной и многогранной в психологии и довольно сложно в кратких дефинициях определить ее сущность. Тем не менее данные определения позволяют выделить устойчивые характеристики, которые присущи категории сознания и определяют ее. Таким образом, сознание:

• высшая форма психического отражения;

• свойство высокоорганизованной материи – мозга человека;

• возникает лишь в человеческом обществе;

• высший уровень психической активности человека как социального существа;

• высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности;

• идеальная форма отражения окружающего мира;

• воплощается лишь в совместной производственной и речевой деятельности людей, в их общении и взаимодействии.

Синтезируя эти характеристики, в русле излагаемого методологического подхода можно предложить и такое определение индивидуальному сознания человека.

Сознание – наивысшая форма развития психики, свойство высокоорганизованной материи – мозга человека, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира в идеальных образах (понятиях), на основе которых создается неотчуждаемая от него картина мира, выделении Я как неповторимой индивидуальности, возможности познания и самопознания (рефлексии) для регуляции целенаправленного поведения, деятельности, общения и адаптации в окружающем мире и социуме.

8.2. Основные характеристики и структура сознания

Из приведенных выше определений следует, что сознание как высшая форма развития психики присуще только человеку и возникает на определенном этапе эволюционного развития лишь в человеческом обществе.

Активность сознания проявляется в том, что сознание субъекта не только «удваивает» мир, создавая неотчуждаемую от него картину этого мира, но и выделяет субъекта из этого мира.

«Сознание» и «психика» нетождественны, первое уже второго: сознание не только субъективный, но и идеальный компонент человеческой психики. Идеальный образ окружающего мира в сознании человека неразрывно связан с понятием (словом). Таким образом, идеальный образ как системное качество сознания возникает, когда субъективный образ связывается со словом. Это положение мы можем выразить и представить следующей формулой:

Идеальный образ = Субъективный образ + Понятие (слово).

Вне понятий (слов) человек окружающее не осознает, т. е. не ощущает, не воспринимает, не вспоминает и не представляет. Поэтому сознание неразрывно связано с языком и речью человека. А потому не может появиться вне социальной жизни человека, различных видов его деятельности и общения.

Сознание обеспечивает возможности познания окружающей действительности и самопознания (рефлексии) собственного Я. Благодаря этой способности, сознание за явлениями в восприятии мира открывает сущность, закономерные, причинные взаимосвязи и отношения как окружающего, так и собственного внутреннего мира. Появляется возможность прогнозировать, предусматривать появление новых событий, отношений, связей.

Так, например, представитель немецкой классической философии И. Г. Фихте возникновение сознания связывал с «полаганием» не-Я деятельностью Я, различения человеком самого себя как мыслящего от самого же себя как мыслимого, как объекта мышления. Человек, в отличие от любого животного, способен осознавать сам себя, акты своего собственного сознания, своей собственной конструирующей деятельности. Это мы видим и знаем непосредственно из самонаблюдения. Ведь сознание вообще осуществляется лишь постольку, поскольку в нем возникает представление о чем-то ином, о не-Я, о вещи, об объекте. Пустого, не заполненного ничем сознания не бывает [30, с. 90-91].

На основе вышесказанного осуществляется сознательная, целенаправленная регуляция человеком своего поведения, деятельности и адаптации в окружающем мире и социуме.

Эта деятельностная, активная сторона сознания наиболее плодотворно и разносторонне разрабатывалась именно в отечественной психологии. Основы деятельностного подхода как социальной психологической сущности человека и содержания его жизни заложил М. Я. Басов. Его идеи развивал С. Л. Рубинштейн, который писал: «Сознание человека определяется его бытием, а бытие человека – это не только мозг, организм и его природные особенности, но и деятельность, благодаря которой человек в ходе исторического развития видоизменяет природные основы своего существования» [86, с. 93].

Проблему формирования сознания, высших психических функций, присущих только человеку, опосредованных орудиями труда, трудовой деятельностью и создаваемых в ее процессе «психологических орудий» (знаков), разрабатывал Л. С. Выготский.

Идеи и рассмотрение проблемы сознания как деятельности и сознания как образа, их соотношения, взаимосвязи и взаимообусловленности принадлежат А. Н. Леонтьеву и разрабатываются его школой. В рамках личностно-деятельностного подхода сознание представляет собой форму деятельности, и поэтому его структуру можно рассматривать через призму структуры деятельности вообще.

Например, за процессом запоминания стоят определенные мотивы, которые побуждают данного человека запомнить нечто (и далее развертывается иерархия мотивов опосредующих и направляющих его деятельности); при запоминании человек ставит перед собой определенную цель, от характера которой зависит в немалой степени прочность и длительность запоминания; при запоминании человек пользуется также определенными средствами запоминания и использует разнообразные операции запоминания; в физиологическом смысле слова, запоминание невозможно без нормального функционирования мозга и т. п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *