свойство мозга заключающееся в способности отражать объективную реальность это
Научная электронная библиотека
Сознание как философская проблема
Самая трудная в изучении философская проблема – это проблема сущности сознания, т. к. сознание не существует как вещь. Платон и Гегель развивали идею о подчиненности материи сознанию (объективный идеализм). Идеалисты признают Бога – высшим сознанием, а сознание человека – это искорка «божественного сознания»
Современная философия сознания исходит из научной трактовки материальности мира.
СОЗНАНИЕ – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Чувства, мысли, восприятия человека проходят через его сознание, поэтому сознание это субъективный образ объективного мира. Сознание – это единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание – это продукт развития человечества, это свойство высокоорганизованной материи. Сознание – это функция человеческого мозга, т. е. материальное (мозг), производит идеальное (сознание).
Проблема сознания – это междисциплинарная и многоаспектная проблема, ей занимается не только философия (здесь важен общий подход к сознанию), но и психология – для которой важна функция индивидуализации сознания, социология – здесь главное, процесс исторического развития общественного сознания в зависимости от социальной структуры общества; физиология изучает мозговой субстрат сознания и физиологические механизмы мышления.
Главное в сознании – это его идеальность, т. е. сознание не содержит ни грамма вещества, не обладает массой, не имеет пространственных свойств, но мысль может все! Она способна заменить любой объект, способно оперировать с любыми образами, как с реальными, так и мистическими. Идеальное безматериально, оно лишь выражает образ, его смысл.
Сознание – это свойство функционирующего мозга, заключающееся в чувственно – рациональном и эмоционально – волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека. Сознание – это единство материального и идеального, т. к. последнее невозможно без первого. Особая характеристика сознания – это его активность. Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности.
Особая проблема – это соотношение понятий «сознание» и «мышление». Мышление – это особая ступень сознания, которая заключается в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении человеком существенных свойств и отношений вещей, в творческом созидании новых идей, в постановке проблем и их решении. Мышление – это высшая форма сознательного отражения действительности свойственная только человеку и некоторым высшим животным. Мышление нарушено у больных с патологией ЦНС, при некоторых психических и генетических заболеваниях (болезнь Дауна), у людей с травмами мозга, – здесь главная трудность – это ставить и решать проблему, т. е. мыслить. Мышление требует сосредоточенности, направленности мысли.
Человеческое мышление предполагает абстрактность, наличие второй сигнальной системы, языка, человек способен мыслить символами и знаками, выходить на уровень самосознания и самопознания. Более того, некоторые процессы мышления носят неосознанный характер. Это проблема бессознательного.
Бессознательное – неотъемлемая часть человеческой психики. О бессознательном говорил еще Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Фрейд и др. Существует множество трактовок бессознательного. Деятельность человека в обычной жизни является сознательной. Однако многие процессы не всегда осознаются нами, бессознательное способно избавлять сознание от постоянного и ненужного контроля над каждым фрагментом жизни (автоматизация навыка – читать, писать, закрыть квартиру и т. д. ). Бессознательное проявляется в так называемых импульсивных действиях (подвиг), через интуицию (в работе врача), в творчестве художника и т. д.
Таким образом, сознание – это свойство функционирующего мозга, это сложнейшая психологическая система, то, что, в конечном счете, определяет личность.
Существует множество теорий происхождения сознания, в нашей стране этой проблемой занимался академик А. Г. Спиркин. Он считал, что сознание это результат длительного развития человеческого общества с 2,5 – 3 млн. лет. Сознание свойственно только человеку и возникло в процессе трудовой, общественной деятельности людей и неразрывно связано с языком. По его мнению, именно трудовая деятельность, т. е. создание и преобразование предметов, ставила перед человеком определенные задачи, что активизировало сознательные процессы в мозгу. Для передачи и обмена информацией усложнялись знаки и символы, так появился язык (речь). Это связано с «ростом мозгового вещества»: с 400 у шимпанзе до 1400 куб. см. у современного человека. Язык у человека выступает и как средство общения и как орудие мышления. Нет мышления без языка (внеязыкового мышления). Язык – это знаковая система, способная передавать информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Посредством языка, мысли и чувства отдельного человека из личного достояния становятся общественным. Так сознание и язык образуют единство в своем существовании, они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание, предполагающее внешнюю материальную форму. Поэтому сознания выявляется и формируется с помощью языка. Сознание отдельного индивида есть продукт той культурной среды, где он воспитан.
Сознание – это способность выделить себя из окружающего мира. Сознание – это, прежде всего, сознание своего
«Я» – самосознание. Сознание становится самосознанием, как считал Гегель, когда «Я» приходит к осмыслению того, что все определенные предметы внешнего мира принадлежат не только ему как таковому, но и воспринимающему его «Я». Выйти на уровень самосознания – это значит одновременно совместить свое знание о внешнем предмете и свое знание об этом знании. В этом процесс включаются все уровни сознания от чувственного до понятийного.
Самосознание – это не первичная данность, а нечто производное, результат обработки исходной информации, когда произошла раскодировка сцепления разума и чувств. Самосознание – это разграничение «Я» и «не – Я». Это осознание себя как личности в мире, в пространственно – временных связях. Кроме того, самосознание связано с психофизических созреванием, осознанием себя зрелой личностью. Это предполагает самоконтроль, самопознание, самонаблюдение, самооценку, самообладание, коммуникативность. Самосознание – это «диалог личности со своим опытом» (А. Г. Спиркин).
Самосознание – это знание человека о самом себе, «это, – говорил Гегель, – своего рода духовный свет, обнаруживающий и себя и другое».
Сознание – это высшая форма отражения объективной действительности, особая функция головного мозга.
Сознание, мышление, язык, бессознательное, самосознание.
Свойство человеческого мозга отражать объективную реальность
Последняя бука буква «а»
Ответ на вопрос «Свойство человеческого мозга отражать объективную реальность «, 7 (семь) букв:
психика
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова психика
Определение слова психика в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от греч. psychikós ≈ душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения ≈ его активность. При этом оно не только представляет собой продукт.
Примеры употребления слова психика в литературе.
До сих пор не могу составить окончательного мнения, действительно ли спасти пытался Волка, намекая Людмиле Иосифовне, джеку-потрошителю, чтобы нажала на дочку в смысле алиментного заявления в ОВИР, или поддался власти темных, отвратительных сил, которые, несомненно, присутствуют в моей психике, как и в психике каждого истинно русского человека.
Померанц: То, что мучило Достоевского, впоследствии получило научное название: амбивалентность психики, биологическая агрессивность.
Сходство с человеческим складом психики и общественными установлениями можно было заметить прежде всего в тех областях, где дело касалось либо чисто антрактных понятий, либо же наоборот, вещей сугубо материальных, характерных для всех вообще форм органической жизни.
У нас нет оснований сомневаться в словах Ошо, но в связи с этим возникает вопрос о соотношении аутогенной тренировки, самогипноза, аутогенной медитации, идеомоторной тренировки, репродуктивной тренировки и других видов самовоздействия на психику с восточными видами медитации?
Источник: библиотека Максима Мошкова
Свойство мозга заключающееся в способности отражать объективную реальность это
Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:
¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);
¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);
¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);
¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).
Итак, психика[17] – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Из этого определения следуют основные свойства психики:
1) психика – это свойство только живой материи, причем не просто живой, а живой высокоорганизованной материи;
2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна получать информацию об окружающем мире и создавать образ – копию материальных объектов реального мира;
3) получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды и воздействия ее объектов.
Психика человека обеспечивает активное взаимодействие его с окружающим миром. Сущность психики состоит в отражении действителъности. Психическое отражение действительности характеризуется следующими особенностями:
• оно субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов;
• оно избирательно, так как человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, в котором ищет способ реализации своих потребностей и интересов;
• оно непрерывно как движение от простого созерцания к абстрактному мышлению, к более полному и глубокому познанию мира.
Таким образом, психика – это «субъективный образ объективного мира».
1. Эволюция психики
Для того чтобы понять природу психики, важно ответить на вопрос: когда и почему возникла психика, как она развивалась в ходе эволюции?
Исходя из материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящий момент представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.
Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.
1. Развитие психики животных
Одна из гипотез относительно стадий развития психики была предложена А. Н. Леонтьевым, а позднее доработана К. Э. Фарби. В современной науке она известна как концепция Леонтьева – Фарби. Согласно этой концепции история развития психики и поведения животных делится на две стадии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько уровней (табл. 3.1).
С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.
Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики.
2. Развитие психики человека
Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:
1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;
2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;
Стадии развития психики
3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.
В психологии рассматривают два процесса развития психики:
онтогенез[18] – процесс развития психики отдельного, индивидуального организма;
филогенез[19] – процесс возникновения и исторического развития психики животных в ходе истории человечества.
Кратко можно сформулировать так: онтогенез – происхождение психики отдельных, конкретных особей, а филогенез – происхождение психики «рода».
В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:
младенческий (от рождения до 2 лет);
предшкольный (от 2 до 3 лет);
дошкольный (от 3 до 6 лет);
младший школьный (от 6 до 11 лет);
подростковый (от 11 до 16 лет);
первый период юности (от 16 до 17 лет);
второй период юности (от 17 до 22 лет);
первый период зрелости (от 22 до 35 лет);
второй период зрелости (от 35 до 60 лет);
пожилой возраст (от 60 до 75 лет);
старческий возраст (от 75 до 90 лет);
долгожительство (от 90 лет и далее).
Приведенная классификация развития психики не является единственной. При изучении других психологических дисциплин, например педагогической психологии, можно встретиться с иной классификацией, но основное содержание, характеристики, закономерности везде одинаковы.
2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики
Еще в VI веке до н. э. врач из Кротоны Алкмеон заметил, что психические явления тесно связаны с работой головного мозга. Позднее эту мысль поддержал Гиппократ. В начале XX в. оформились две науки – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Большой вклад в понимание этих связей внес И. М. Сеченов, позднее его идеи развил И. П. Павлов.
Человеческая сложно-организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях, к которым относятся: уровень содержания кислорода в крови и клетках головного мозга, температура тела, обмен веществ и т. д. Существует множество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать психика человека не будет. В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность сохранять относительное постоянство внутренней среды, которое является одним из основных свойств всего живого, получившим название гомеостаз[20]. Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активного взаимодействия организма с окружающей средой. Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось несколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом и принимают участие в возникновении психических явлений.
Нервная система человека состоит из двух разделов – центрального и периферического. Центральный, в свою очередь, состоит из головного мозга, промежуточного мозга и спинного мозга. Вся остальная часть нервной системы относится к периферическому разделу. Все отделы нервной системы участвуют в переработке получаемой информации. Но с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием связана, прежде всего, работа головного мозга. Особую роль в головном мозге играют правое и левое полушария, которые, в свою очередь, состоят из лобной, теменной, затылочной и височной долей. Специальные функции выполняет гипоталамус – особое, расположенное в основании головного мозга образование, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутренней среды организма.
Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг. XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Р. Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия). Оказалось, что у обычного человека левое полушарие «управляет» речью, письмом, вербальной памятью, счетом, логическими рассуждениями. Правое же полушарие «отвечает» за музыкальный слух, восприятие пространственных отношений, зрительных образов, выражение и распознавание эмоций. Это явление называют асимметрией головного мозга. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных ракурсов, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого.
Исходя из материалистической позиции вся материя, начиная от неживой, неорганической, и заканчивая самой высшей – человеческим мозгом, обладает качеством отражения, т. е. способностью реагировать на воздействия. На определенном этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения, выполняющая функцию поиска способов взаимодействия с окружающей средой.
Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – мозга человека. Основными функциями психики являются:
• сохранение целостности организма.
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функции регуляции поведения»[21]. Как следствие, осуществляется адаптация живого организма к условиям окружающей среды. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни.
На рис. 3 приведена структура психики, которая касается, прежде всего, ее сознательного уровня. Следует, однако, помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования.
Рис. 3. Функциональная структура психики (по В. А. Ганзену[22])
3. Психика, поведение, деятельность
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека[23]. Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.
Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.
Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.
Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.
Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.
Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).[24]
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.
В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.
Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.
Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.
Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.
Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)
Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.
Основные свойства деятельности:
¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;
¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.
Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.