сущность структура принципы методы обучения и воспитания военнослужащих современные средства методы
Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
Современная отечественная военная педагогика выделяет следующую систему принципов обучения военнослужащих:
1. Социальная обусловленность и научность обучения определяет необходимость соблюдения в подготовке личного состава требований государства, предъявляемых к Вооруженным Силам РФ. Реализация этого принципа в войсковой практике обеспечивается через соблюдение ряда педагогических требований:
при организации обучения излагать учебный материал с позиций последних достижений науки и техники;
тесно связывать учебный процесс в подразделении с жизнью страны и Вооруженных Сил, с повседневной практикой части и подразделения;
постоянно заботиться о воспитательном и развивающем эффекте всех учебных занятий.
2. Принцип практической направленности в обучении ориентирует на подготовку войск тому, что необходимо на войне. Он предъявляет к обучению личного состава следующие требования:
обучать военнослужащих подразделения военному делу в строгом соответствии с требованиями уставов, наставлений и руководств, определяющих их подготовку;
максимально приближать учебную обстановку к боевой;
строго соблюдать дисциплину учебного процесса, гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае наиболее эффективные;
изучать историю и опыт войн, локальных боевых действий и военных конфликтов.
3. Принцип целенаправленности, системности и последовательности в обучении определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса. Он требует от сержантов:
строго соблюдать логику учебного процесса, связывать ранее изученный материал с новым, с содержанием практических действий военнослужащих при выполнении функциональных обязанностей;
выделять в изучаемом материале главное, направлять и развивать логическое мышление обучаемых, приучать их к самостоятельности;
систематически руководить самостоятельной работой военнослужащих, знать их успехи и недостатки, повышать у них чувство ответственности за результаты учебы;
Этот принцип требует:
изучать учебный материал с учетом познавательных возможностей каждого воина;
воспитывать сознательное отношение воинов к преодолению реальных трудностей подготовки к бою, поощрять воинов, настойчиво овладевающих боевым мастерством, и оказывать им индивидуальную помощь;
создавать на каждом занятии обстановку, требующую от обучаемых максимального напряжения сил.
5. Принцип наглядности обучения личного состава требует от сержанта, прежде всего, обеспечивать соответствие применяемых средств наглядности целям и задачам, содержанию и организации конкретного занятия.
Он требует от сержанта:
развивать творческие основы учебного процесса, поддерживать активность и творческие начинания обучаемых, стимулировать их мотивацию;
вооружать воинов методами и приемами самостоятельной работы по приобретению новых знаний, навыков и умений, способствовать их творческому и самостоятельному использованию в практике служебно-боевой деятельности.
7. Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями. Данный принцип требует:
обеспечивать поступательные, но безошибочные действия при первоначальном знакомстве с материалом и операциями, с осваиваемыми навыками действий, сокращая постепенно сроки их выполнения при соблюдении высокого качества отработки действий;
стимулировать работу военнослужащих, обучать их правилам и приемам самообразования;
побуждать военнослужащих к осознанному выполнению действий, поощрять добросовестность, инициативу, самостоятельность, контролировать степень усвоения материала занятий.
8. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает реализацию сержантом следующих требований:
систематически изучать воинов, выявлять их особенности и возможности, постоянно проявлять внимание к каждому из них, независимо от успеваемости и поведения, учитывать их интеллектуальные и физические способности и проводить занятия в строгом соответствии с ними;
9. Единство обучения и воспитания. Суть принципа выражается в том, что в процессе обучения у воинов формируются взгляды, чувства, ценности, качества личности, черты характера, привычки поведения. Единство обучения и воспитания в подразделении должно достигаться усилиями всех его участников: обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитуемых.
Необходимо указать на взаимосвязь принципов обучения с принципами воспитания, под которыми понимаются исходные руководящие положения, отражающие требования законов и закономерностей воспитательного процесса и являющиеся нормой деятельности воспитателей. Среди них:
1. Воспитание в процессе воинского труда и повседневной деятельности. Он предполагает соблюдение сержантом следующих основных требований:
сочетать практическую деятельность военнослужащих с воспитательным воздействием на них;
добиваться сознательного отношения воинов к выполнению своих обязанностей и общественной деятельности;
активизировать профессиональную учебу и деятельность военнослужащих, пропагандировать положительные примеры исполнении служебных обязанностей и воинского долга;
своевременно устранять недостатки в организации службы, воинской учебы и жизни воинов.
2. Воспитание в коллективе и через коллектив. В условиях воинской деятельности коллектив выступает и как воспитатель военнослужащих, что должен умело использовать в своей деятельности сержант.
3. Сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности. Данный принцип предполагает комплексный учет сержантом в своей деятельности, как многообразия индивидуальных черт своих подчиненных, так и то общее, что их объединяет.
5. Принцип сочетания требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них. Он требует: проявлять требовательность к себе и подчиненным; не допускать в воспитательной работе с военнослужащими элементов формализма, попустительства, угодничества, придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство воина;
проявлять бережное отношение к личности воина, уважать его достоинство и личные права, заботиться об удовлетворении всех потребностей и норм довольствия в соответствии с правами и обязанностями по службе.
6. Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий. Единство воздействий обеспечивается общим целеустремленным подходом всех категорий младших командиров к решению воспитательных задач.
Система принципов обучения и воспитания находится в постоянном развитии и совершенствовании как в направлении более детального и глубокого раскрытия требований каждого существующего, так и в направлении поиска новых принципов, обусловленных потребностями военно-служебной практики и учебно-воспитательной работы в подразделении.
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
Военно-служебная деятельность сержантов, предполагает наличие у них знаний, навыков и умений по всестороннему обеспечению военной службы подчиненных и организации их обучения и воспитания.
В этой деятельности выделяются следующие направления:
1. По выполнению требований уставов. Уставы возлагают на сержантов ответственность за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, строевую выправку и опрятный внешний вид подчиненных, за правильное использование и сбережение вооружения и техники, соблюдение требований безопасности.
Сержанты в ходе занятий и выполнения задач внутренней и караульной служб изучают с подчиненными общевоинские уставы и добиваются сознательного понимания и твердого знания их требований.
Несению службы в суточном наряде сопутствует широкий комплекс мероприятий: подбор и расстановка личного состава, его теоретическая и практическая подготовка, организация несения самой службы, контроль за ее несением и подведение итогов. Во всех этих мероприятиях сержанты принимают самое непосредственное, активное участие.
3. По выполнению личным составом распорядка дня. В решении задач по выполнению распорядка дня в роте важную роль играют сержанты, и особенно выполняющие обязанности дежурного по роте. Роль сержантов в выполнении распорядка дня определяется их постоянным влиянием на все его элементы, на поддержание высокой воинской дисциплины, организованности и соблюдение формы одежды и т.д.
4. По подготовке личного состава к несению службы в суточном наряде. При назначении в наряд, сержантам необходимо учитывать личные качества солдат: дисциплинированность, бдительность, организаторские способности, инициативу и непримиримость к недостаткам, выносливость, состояние здоровья солдат, обстановку в семье, связи с родными и знакомыми. Незнание людей, неправильная оценка психологического, морального и физического состояния военнослужащих при назначении их в наряд могут привести к нарушениям воинской дисциплины, преступлениям. Травматизму и гибели личного состава.
Основа успешного несения службы суточным нарядом закладывается в его практической подготовке. Практические занятия с личным составом караула организуются и проводятся, как правило, командиром подразделения. Занятия на учебных местах проводятся в основном сержантами: помощником начальника караула и разводящими. Несение службы заканчивается подведением итогов. В ходе его сержантам важно подчеркнуть, как выполнялись уставные обязанности, какой опыт приобрели подчиненные при несении службы.
5. По обеспечению сержантами условий жизни и быта подчиненного личного состава. В работе по обучению и воспитанию подчиненных сержанты обязаны изучать запросы и интересы подчиненных, чутко прислушиваясь к их настроениям, удовлетворяя их нужды, тем самым сплачивать руководимые ими подразделения, повышая их морально-психологическое состояние, готовность к выполнению боевых задач. Сержанту необходимо заботиться об улучшении материально-бытовых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полнотой их доведения. Важно контролировать соблюдение подчиненными правил личной гигиены, помывку их в бане, качество питания в столовой, о всех замеченных недостатках докладывать по команде, Личный пример стойкости и выносливости, забота о солдате и помощь ему позволяют сержанту в ходе напряженных учений, стрельб и полевых занятий активно повышать морально-психологические качества воинов, учить их тому, что необходимо в ходе боевых действий.
6. По укреплению воинской дисциплины. Формирование у воинов навыков дисциплинированности, готовности безупречно выполнять требования Военной присяги и уставов начинается с первого дня их службы. При этом сержанту важно довести до сознания каждого подчиненного не только содержание, но и глубокий смысл, социальную значимость дисциплинированности, воспитать чувство личной ответственности за выполнение обязанностей по службе.
Основой работы сержанта по укреплению воинской дисциплины является глубокое изучение подчиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и идеалов. Наиболее оправдавшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе повседневной жизни являются: индивидуальные беседы; внимательное изучение отношения к делу того или иного подчиненного в ходе занятий, несения службы, отдыха; широкое использование мнений офицеров, прапорщиков, других сержантов.
Изучение подчиненных должно быть объективным, беспристрастным, не должно сводиться к выискиванию недостатков. Для воспитания дисциплинированности нужна правильная организация учебного процесса. Сержанты должны создавать обстановку, которая требовала бы максимального напряжения физических и моральных сил, способствовала бы развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности, самостоятельности.
В укреплении воинской дисциплины немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика, то есть применение к военнослужащим мср поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания и укрепления воинской дисциплины. Особой продуманности и организованности требует работа с военнослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном наряде.
Таким образом, успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими уставами.
Вариант системы работы командира отделения
по поддержанию воинской дисциплины
Ежедневно: знать, где находятся подчиненные, проверять их и при каждом построении, докладывать об отсутствующих;
следить за выполнением распорядка дня, внутренним порядком во взводе (отделении), требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины;
обеспечивать соблюдение правил ношения военной формы одежды;
обеспечивать соблюдение требований безопасности личным составом при работе с вооружением и военной техникой, а также при проведении занятий и хозяйственных работ;
подводить итоги дня, оценивать отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.
Еженедельно; беседовать с каждым подчиненным военнослужащим, оказывать помощь прибывшему пополнению в адаптации к условиям военной службы;
соблюдать очередность и равномерность при назначении в наряд, а также при увольнении из расположения части;
проводить дополнительные занятия по разъяснению требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины;
докладывать непосредственному командиру о состоянии воинской дисциплины среди подчиненных, принятых мерах по ее укреплению, ходатайствовать при необходимости о поощрении отличившихся и наказании нарушителей.
Сущность, содержание, организация воспитания и обучения военнослужащих в отделении, экипаже, расчете, взводе
Знание младшими командирами педагогической сущности, содержания и особенностей организации процесса обучения и воспитания военнослужащих помогает им вдумчиво и творчески решать задачи обучения и воспитания подчиненных, систематизировать и упорядочить свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно и уверено достигать поставленных целей.
Содержание обучения воинов в частях и подразделениях определено учебными планами и программами. Оно нацелено на подготовку военных специалистов, отвечающих требованиям, которые предъявляет наше государство к защитникам Отечества. В связи с этим перед процессом обучения ставятся задачи: вооружить воинов системой разносторонних знаний, выработать у них необходимые навыки и умения, сформировать высокие морально-психологические и боевые качества, развить интеллектуальные и физические силы, психологически подготовить к военно-профессиональной деятельности. В этом проявляется многофункциональность данного процесса.
По своей структуре процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность обучающего (командира), который различными средствами педагогического воздействия и взаимодействия оказывает влияние на психику военнослужащих и обучаемых (воинов) — они активно реагируют на его воздействия, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны процесса неразрывны и активны.
Обучающий, излагая в систематизированном виде учебный материал и показывая наиболее целесообразные приемы практической работы, психологически готовит обучаемых к восприятию изучаемого материала, развивает у них познавательный и профессиональный интерес к предмету; совершенствует способности и умение самостоятельно приобретать знания, овладевать профессиональным мастерством; анализирует работу обучаемых и контролирует усвоение знаний, навыков и умений. При решении этого комплекса взаимосвязанных задач обучающий выступает прежде всего в качестве организатора учебной деятельности. В то же время он выполняет и функцию воспитателя.
Стержень обучения — познавательная деятельность обучаемых; отражение в их сознании изучаемого материала, творческое использование в практической деятельности соответствующих знаний.
Сущность процесса обучения состоит в его целеустремленности, систематичности, организованности, необходимости вооружить воинов знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения служебных и боевых задач. Процесс обучения осуществляется младшим командиром при сознательном и активном участии обучаемых.
Обучение военнослужащих — это социально-педагогический процесс, обусловленный потребностями нашего государства в хорошо подготовленных воинах. Он осуществляет четыре основных функции:
— образовательную (вооружение воинов системой знаний, навыков и умений);
— воспитательную (формирование качеств личности военнослужащего и воинских коллективов);
— развивающую (развитие интеллектуальных и физических сил воинов);
— психологической подготовки (формирование у воинов внутренней психологической готовности к решению боевых и служебных задач).
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Образовательная функция среди них является базовой.
Логика процесса обучения военнослужащих заключается в совместной деятельности обучающего и обучаемых. Она проявляется в том, что каждый шаг первого и вторых, их взаимодействие обусловливаются предыдущей совместной работой, соответствуют требованиям осуществляемой работы, осознаются как необходимое звено деятельности, ведущей обучаемых к воинскому мастерству. Логика процесса обучения требует от обучающего и обучаемых постоянного творчества, учета всех факторов и обстоятельств, которые могут оказать и оказывают влияние на процесс овладения воинами знаниями, навыками и умениями.
Знания — преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, которая фиксируется в сознании или хранится в материализованной форме. Это продукт познания воинами предметов и явлений действительности, законов природы и общества.
Навыки — сознательные действия военнослужащих, доведенные до автоматизма и не требующие постоянного контроля сознания.
Умения — уровень освоения действия или деятельности, позволяющий воину осуществлять их осознанно и с необходимым качеством.
В ходе обучения воинов младшим командирам необходимо учитывать принципы обучения.
Принципы обучения — это общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации, технологии и методике обучения военнослужащих. Они регулируют деятельность командира (начальника) в процессе обучения военнослужащих и охватывают все его стороны и придают ему целенаправленное, логически последовательное начало.
В ходе обучения воинов сержантам (старшинам) необходимо использовать совокупность методов обучения. Под методами принято понимать способы и формы упорядоченной взаимосвязанной деятельности младших командиров и обучаемых, направленные на решение определенных дидактических задач.
Все методы обучения разделяются на устное изложение учебного материала, его обсуждение, упражнение, показ (демонстрация), практическую и самостоятельную работу.
Осуществление обучения требует от младшего командира знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования.
Формы организации обучения — это способы построения учебной работы в определенном порядке объединения обучаемых (поточно-массовые, коллективные, групповые и индивидуальные) и временном режиме исполнения (учебные занятия, самостоятельная подготовка).
Немаловажное значение в деятельности сержантов (старшин) при обучении подчиненных играет воспитательное воздействие на воинов в ходе него. Воспитание — это процесс и результат планомерного, целенаправленного, специально организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и воспитанников, целью которого является формирование общественно полезной личности.
В условиях воинской деятельности цели воспитания носят ярко выраженный социальный заказ, который определяется военно-профессиональной направленностью развития личности.
Немаловажную роль при организации процесса воспитания воинов играет соблюдение младшими командирами принципов воспитания. Рассмотрим их:
1. Воспитание в процессе воинского труда и повседневной деятельности. Данный принцип предполагает соблюдение сержантом (старшиной) следующих основных требований:
— сочетать практическую деятельность военнослужащих с воспитательным воздействием на них, активно включать воинов в ратный труд, в общественные взаимоотношения в воинском коллективе;
— добиваться сознательного отношения воинов к ратному труду и общественной деятельности, понимания социальной, профессиональной и воспитательной его значимости;
— активизировать профессиональную учебу и деятельность военнослужащих, пропагандировать примеры героизма, мужества, самоотверженности и инициативы, проявленные ими при исполнении служебных обязанностей и воинского долга;
— рационально организовывать воинский труд — определять конкретные цели и задачи каждому военнослужащему, устанавливать объем, порядок, сроки выполнения заданий, организационно и материально обеспечивать решение каждой задачи, осуществлять постоянную помощь в работе, контроль и оценку количества и качества труда, правильно и своевременно оценивать усилия и старания, стимулировать (морально и материально) труд воинов;
— непримиримо относиться к недостаткам в организации службы, воинской учебы и жизни воинов.
2. Воспитание в коллективе и через коллектив. Воспитывающая сила воинского коллектива, ее возможности заключаются прежде всего в том, что последний связывает воинов подразделения совместной деятельностью по выполнению общих целей и задач. Именно они раскрывают каждому воину общественную ценность и полезность его труда.
3. Сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности. Данный принцип предполагает комплексный учет сержантом (старшиной) в своей деятельности как многообразия индивидуальных черт своих подчиненных, так и того общего, что их объединяет. Для практической реализации воспитательной работы сержанту (старшине) необходимо знать основные биографические данные своих подчиненных (кто его родители, семейное положение, отношения в семье, опыт трудовой деятельности, уровень культуры и образования и т.д.). Эти данные помогут младшему командиру понять и объяснить многое в чертах характера и поведения подопечного, определить педагогическую позицию по отношению к нему, если необходимо оказать помощь.
4. Опора на положительное в личности воина и воинском коллективе. Названный подход к воспитанию личности военнослужащего заключается в изучении всех особенностей воина — отрицательных и положительных, сосредоточение основного внимания на положительном, его укреплении и развитии с тем, чтобы изжить отрицательное, развить у воинов веру в свои силы, активность и самостоятельность.
5. Сочетание требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них. Этот принцип выдвигает следующие требования к сержанту (старшине):
— проявлять требовательность к себе в том, чего добиваешься от военнослужащего, широко использовать разные формы требований (в зависимости от обстановки): приказ, распоряжение, замечание, предупреждение, совет, контроль и т.д.;
— последовательно и постоянно предъявлять к воинам требования исходя из интересов воинской службы и их обязанностей, добиваться осознания ими смысла и объективной необходимости выполнения данных требований;
— не допускать в воспитательной работе с военнослужащими элементов формализма, попустительства, угодничества, придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство воина, бюрократизма и бездушия в отношении с подчиненными;
— проявлять бережное отношение к личности воина, уважать его достоинство и личные права, заботиться об удовлетворении всех потребностей и норм довольствия в соответствии с правами и обязанностями по службе;
— добиваться единства содержания и направленности требовательности всех воспитателей подразделения, учить командиров и актив подразделения на примере требовательности к себе.
Система принципов воспитания находится в постоянном развитии и совершенствовании как в направлении более детального и глубокого раскрытия требований каждого существующего, так и в направлении поиска новых принципов, обусловленных потребностями военной практики, передовым опытом воспитательной работы в подразделении.
Воспитательное воздействие младших командиров организуется с использованием определенных методов воспитания. Методы воспитания должны применяться сержантом (старшиной) комплексно.
На выбор конкретных методов воспитания влияют многие факторы. С одной стороны, это ситуационные факторы: состояние подчиненного и воинского коллектива, психологические особенности самого воспитателя, внешние обстоятельства и многое другое. В данном случае применение тех или иных методов является реакцией на возникшую ситуацию и лишь частично может быть спланировано заранее. С другой стороны, действие факторов устойчивого характера обусловливает осознанный и спланированный выбор методов воспитания. Это такие факторы, как уровень сознательности военнослужащего и зрелости воинского коллектива, степень духовно-нравственного развития воинов, освоенный стиль воспитания, потребность в использовании новых методов взаимоотношений воспитателей и воинов и др. Они определяют основу системы методов воспитания, которые обусловливают качественные изменения ведущих параметров всего воспитательного процесса.
Приемы и способы воспитания — это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.
Следующим методом воспитания является метод упражнения — метод воспитания, предполагающий такую организацию повседневной жизни и деятельности воинов, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, позволяет накапливать жизненный опыт, способствует формированию привычек правильного поведения, самостоятельности в выборе его форм.
Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что в первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности воинов, а во втором — направлено на отработку навыков и умений до степени автоматизма.
Эффективность применения данного метода зависит и от учета конкретных требований, среди которых выделяются: определение целей и содержания упражнений с учетом времени и места их проведения; умелое сочетание с другими методами, в первую очередь с убеждением, настойчивость и выдержка в достижении целей; опора на армейскую общественность.
Важным методом воспитания воинов является пример. Он заключается в целенаправленном систематическом воздействии воспитателей на воспитанников личным примером, а также всеми видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.
Значительное место в воспитании воинов занимают методы поощрения и принуждения. При этом следует отметить, что если первый из них относится к основным методам воспитания, то второй рассматривается в военной педагогике как метод вспомогательный. Поощрение — метод воспитания, представляющий собой специфически упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования военнослужащих, носящий оценочный и стимулирующий характер.
Принуждение — метод воспитания, основанный на системе средств и приемов дисциплинарного воздействия на военнослужащих, нарушающих законы, воинские уставы и нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять воинский долг.
Система воспитания в подразделении представляет собой организованную совокупность всех компонентов воспитательной деятельности, используемых для достижения заданных целей.
Значимую роль в результатах обучения и воспитания играет педагогическое мастерство сержанта (старшины), которое выступает стержневым компонентом педагогической культуры обучающего. Оно во многом характеризует профессиональный и нравственный уровень сержанта (старшины).
Педагогическое мастерство представляет собой систему знаний, навыков и умений, способов мышления, эмоциональных средств выразительности, которая во взаимодействии с высокоразвитыми педагогическими личностными качествами педагога позволяет ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.
В структурном отношении в педагогическое мастерство включаются: педагогические техника, эрудиция, наблюдательность, воображение, мышление, требовательность, такт, а также культура речи.
Педагогическая техника — это комплекс различных навыков и умений, приемов и средств, с помощью которых сержант (старшина) достигает эффективности применения методов педагогического воздействия на отдельных обучаемых и на коллектив в целом. В самом общем виде педагогическая техника включает в себя:
а) навыки и умения в организации учебных занятий;
б) приемы выразительного показа своего отношения, чувств к тем или иным действиям обучаемых, технику речи;
в) «технологию» изучения и учета индивидуальных особенностей личности, психолого-педагогических особенностей коллективов;
г) навыки и умения в овладении техническими средствами обучения и другими средствами наглядности;
д) педагогический учет и контроль обученное™ и воспитанности военнослужащих.
Педагогическая эрудиция сержанта (старшины) проявляется в свободном владении основами психологии и педагогики, умении осуществлять психолого-педагогический анализ проступка, факта, явления» определять конкретные меры педагогического воздействия, действенные формы, методы. средства учебно-воспитательной работы.
Педагогическая наблюдательность сержанта (старшины) включает в себя следующие умения: систематически наблюдать за поведением и деятельностью обучаемых; определять по незначительным признакам особенности внутреннего мира человека, его переживания и настроения, замечать все происходящие изменения.
Педагогическое воображение предполагает:
а) умение младшего командира мысленно представить внутренний мир военнослужащих;
б) умение правильно, ясно и живо определить возможные факторы, влияющие на поведение обучаемого и на его отношение к окружающей действительности;
в) умение предвидеть различные варианты поведения обучаемых в той или иной ситуации, под воздействием того или иного фактора, средства;
г) умение представить и спланировать основные мероприятия, свои действия по обучению, воспитанию или перевоспитанию подчиненных.
Педагогическое мышление сержанта (старшины) характеризуется его умением:
а) быстро анализировать свое поведение, поведение обучаемых, их отношение к работе, выделять основные элементы и признаки в поведении каждого обучаемого и коллектива в целом;
б) синтезировать, мысленно устанавливать связи, объединять отдельные моменты в своей деятельности и деятельности обучаемых, в их отношении к учебному процессу;
в) сравнивать отдельные элементы в поведении военнослужащих, определять сходство и различия в каждой педагогической ситуации;
г) делать правильные выводы из своей деятельности и давать объективную оценку действиям, знаниям обучаемых.
Одним из компонентов педагогического мастерства является культура речи, особые качества речи сержанта (старшины). «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает» — в этой народной мудрости заключен ответ на вопрос о том, как добиться логически правильной речи. Умение не только точно, логично и интересно излагать свои мысли, но и передавать при этом обучаемым свое отношение, настроение — непростое дело.
Сержанту (старшине) должны быть присущи следующие особенности речи: высокая культура; содержательность и гармоничная развитость во всех ее видах; высоко моральное отношение к слову — верность данному обещанию, ответственность высказываний; владение эмоционально-выразительными средствами речи (интонация, темп, выразительность, тембр, мимика, жестикуляция и т. д.).
Педагогическая требовательность как многогранное, обобщенное качество сержанта (старшины) проявляется прежде всего в его отношении к окружающим людям, а также к самому себе. Используя требовательность как средство воспитания, необходимо помнить, что она должна исходить из интересов дела, быть постоянной, распространяться на всех членов коллектива в равной степени и сочетаться с уважением личного достоинства обучаемых, с требовательностью к самому себе.
Педагогический такт — это сложное профессиональное качество сержанта (старшины), характеризующееся педагогически целесообразной мерой его отношений с обучаемыми и воздействия на них в конкретной ситуации. Педагогический такт возможен только при самом искреннем уважении подчиненных. Важным условием его проявления является умение владеть собой и соблюдать педагогически целесообразную меру в применении учебно-воспитательного воздействия.
Рассмотренные качества в их единстве и взаимообусловленности составляют ту основу, на которой формируется и совершенствуется мастерство сержанта (старшины) как учителя и воспитателя военнослужащих.
В науке разработаны пути формирования и совершенствования педагогического мастерства преподавателя. Овладение педагогическим мастерством — длительный, сложный, внутренне противоречивый и обусловленный влиянием многочисленных факторов процесс. Здесь как нигде важна четкая продуманная система.
На процесс формирования и совершенствования педагогического мастерства оказывают влияние и образ жизни, и повседневная профессиональная деятельность сержанта (старшины), и множество других факторов и условий. Исходя из анализа жизни и воинской деятельности младших командиров, можно выделить несколько периодов, когда формируются и совершенствуются профессионально-педагогические качества.
Первый этап — подготовительный. Это период обучения в школе младших специалистов, сержантов (старшин). Здесь будущий младший командир знакомится в основном с теоретическими основами педагогического мастерства по обучению воинов и приобретает лишь зачатки практики.
Второй этап — это период становления младшего командира. Как показывает практика, такой период продолжается от шести месяцев до года. Для большинства младших командиров основная трудность этого периода — соединить полученные теоретические знания в сержантских (старшинских) школах с практикой обучения и воспитания воинов. В это время вырабатываются своя методика, свой почерк учителя и воспитателя подчиненных. Главное для начинающего сержанта (старшины) в этот период — это тщательно готовиться к любому занятию, советоваться с опытными товарищами (сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами), офицерами), продолжать изучать педагогическую, психологическую и специальную литературу.
Третий этап — это совершенствование педагогического мастерства. Его можно образно сравнить с гранением алмаза. Здесь сержанту (старшине) важно отшлифовать грани личностных качеств, грани педагогического мастерства, высокой педагогической культуры.
Совершенствование педагогической подготовки сержанта (старшины), активное включение его в педагогическую деятельность реализуется посредством широкого набора форм: изучение, обобщение и распространение передового опыта; сержантские (старшинские) сборы; участие в рационализаторской, изобретательской работе и др.
Значительная роль в формировании и развитии педагогического мастерства сержанта (старшины) принадлежит активному включению в педагогическую деятельность творчества. Эффективность процесса формирования и развития педагогического мастерства во многом определяется и работой младшего командира по самосовершенствованию. Практика показывает, что настоящим педагогом можно стать при следующих условиях:
— постоянной тщательной подготовке в содержательном и методическом отношении к каждому занятию;
— контроле своих слов, действий и поведения в ходе всех видов занятий и учебно-воспитательной работы;
— самокритичном анализе результатов каждого занятия;
— систематическом знакомстве с передовым опытом обучения и воспитания и использованием его в своей работе;
— регулярном чтении психолого-педагогической и специальной литературы.
Таким образом, в ходе формирования и развития педагогического мастерства сержанту (старшине) необходимо развивать у себя определенные качества, знания, навыки и умения, совершенствовать те стороны личности, которые играют решающую роль в росте мастерства педагога. Наряду с развитием личностных качеств преподавателя необходимо совершенствовать свою психолого-педагогическую подготовку, активно включаться в повседневную педагогическую деятельность, работу по совершенствованию основных компонентов педагогического мастерства.