сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное

Сущность сознания. Сознание и мозг. Сознание и психика. Бессознательное

Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление. Простейшее сознание — это ощущение своего состояния, или состояния своих «органов чувств». Сознание наблюдаемо только для самого субъекта. Оно не наблюдаемо объективными средствами. Не очевидно, что сознание требуется для разумного поведения.[2] В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

Созание и мозг.

Новые функции, которые должен быть принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности – с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявший характер этой деятельности и соответственно все углублявшийся характер познания привели к тому, что над проекционными зонами, непосредственно связанными с периферическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, служащие для более сложных синтезов.

Сознание и психика

Категория сознания в современной философии определяется как «высший уровень психической активности человека как социального существа»(1). Специфика этой активности заключается в том, что реальность, отражаясь в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и дает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира. Сознание имеет свойство отражаться в продуктах культуры, таких как, например, язык и другие знаковые системы. В этом аспекте сознание приобретает идеальную форму и выступает как знание. Сознание ориентировано на аксиологические нормы социума, которые признаются и субъектом. В понятие сознания входят не только отношения индивида к общественным ценностям, но и самому себе, и здесь сознание приобретает форму самосознания, имеющего, как и первое, социальную природу и развивающегося в процессе развития и становления человека как личности. Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок с мировоззрением других людей. Термин сознание определяется некоторыми философами как «со-знание», т.е. знание, которое приобретается совместно с другими»

Бессознательное

— совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном темных восприятий. Однако в истории философии можно указать на многих философов, которые высказывали догадки о Б. У Сократа и Платона это учение об амнезисе — знании как припоминании. Б. Спиноза говорил о неосознаваемых причинах, которые определяют желание. И. Кант связывал Б. с проблемой интуиции, т.е. с непосредственным получением знания в форме догадки без доказательств и логики.
Немалый вклад в разработку понятия Б. внесли романтики. Они стремились обнажить темную сторону души, описать интуитивные творческие силы, на которые опирается жизнь. Едва дух оказывается бесконтрольным, он устремляется к жизни с намерением овладеть ею и подчинить ее себе. Рассудок и рациональная воля лишают жизнь ее корней и питательной почвы. А. Шопенгауэр рассматривал Б. как стихийное жизненное начало, многоликое проявление воли в мире. Мировая воля у него — это бессознательное иррациональное начало. Феномен Б. в человеческой душе описан, по сути дела, и Ф. Ницше в его рассуждениях о двух мощных первоначалах антич. культуры — аполлоническом и дионисийском. Последнее и есть символ Б. Экстаз Диониса — это полное погружение в поток мировой жизни. Человек стремится слиться со вселенским трепетом бытия.

Источник

Сущность сознания. Сознание и мозг. Сознание и психика. Бессознательное.

Сущность сознания. Сознание и мозг. Сознание и психика. Бессознательное.

Познание

Механизмы: рационализация и конструирование.

Аристотель: классифицировал знание на логику, риторику, этику, и т.д. Он создал схему понимания мира.

Маркс: предложил критерий практики: идея материальных состояний, действий.

Герменевтика: см. далее.

Постмодернизм: постнеклассическая реальность. Деконструкция, прогрессия, шизоанализ.

Неформальная схема этапов познания:

Классический период: есть субъект, объект познания. Истина и ложь веобъемлющие.

Постнеклассический период: между атомами совершенно нет общности, у каждого свои критерии и суждении, и никто не нуждается в том, чтобы общаться с другими, заимствовать у них другое. Нет общих, строгих правил и ритуалов.

Вера и знание

Ансельм Кентерберийский: я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понять. Августин: вера прежде знания.

Тертуллиан: верую, ибо абсурдное. Внерациональное поле веры абсурдно. Теория двух истин Гушты (?): у религии есть истины и у знания, они не пересекаются, в каждом будет своя.

Вера не требует анализа доказательств, не важно, религиозная она или нет, это недоказательное знание.

Философия и наука.

Исторические формы морали

4) Этап, когда мораль выходит за религиозные рамки и возникает светская мораль. В начале возникает просветительская светская мораль, которая делает упор на естественных правах человека, на сродстве всех людей независимо от веры. Возникает общечеловеческая мораль и долг перед человечеством. Актуально, а не потенциально каждый человек свой.

Соотношение морали и права

Основные понятия и принципы морали

Нормы и принципы морали:

Очень общие нормы, «золотые правила»:

1) Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе;

2) Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Категорический императив (безусловное требование) Канта: две основные нормы:

2) Глубинный смысл такого поведения: «Поступай так, чтобы ты относился всегда к человечеству в своем лице и в лице всякого другого так же как к цели, а никогда бы не относился к нему только как к средству». Мы все равноценны и полноценны, и не нужно забывать о святости каждого человека, его ценности. К себе только как к средству тоже относиться нельзя.

Идеализм

Термины материализм кажутся иногда отжившим наследием марксизма. Но это глубокое заблуждение, эти термины родились у Лейбница в переписке. «Материалисты, натуралисты»: Эпикур, Демокрит; «идеалисты»: Платон.

Объективный идеализм был доминирующим течением в теч.15-20 лет.

Субъективный идеализм

Характеристика школ

Психологические уловки. Софизмы используются в судебной практике сплошь и рядом, они основаны на ошибках языка, логики. Софисты учили людей владеть своим языком.

Платон не собирался заниматься философией, но добровольная жертва Сократа его так поразила, что он решил взяться за это.

Философия эпохи эллинизма

Этический период

Религиозный период (. )

Основные черты:

1) Противоречие между универсализмом и индивидуализмом; важны не вещи сами по себе, а как они к нам относятся;

3) Все стремятся к достижению атараксии («невозмутимость, хладнокровие, спокойствие»).

Предпосылки

Философия Нового времени очень отличается, сложность в том, что мы наблюдаем борьбу и сосуществование разных теорий, борьбы между философами-новаторами и философами-схолластиками.

В 16 в. схоластика изрядно перестроилась, но еще долго продолжала существать, например, в нашей стране. Продолжал существовать ренессансный взгляд на мир.

Но философия Нового времени отрицала все эти старые философские взгляды.

2) ВГО, которые расширили кругозор европейцев, познакомили с множеством новых народов, нравов, культур. Все это требовало осмысления.

3) Средневековье отделяет от нового времени период Реформации. Реформация привела к появлению религиозного разномыслию, которое прокладывало путь к разномыслию философскому. Средневековая мысль, культура была дискредитирована под влиянием реформации.

Философия имела несколько ярко выраженных отличительных черт:

Представление о мире. Мир мыслился размным, рационально устроенным. Рационализм 17 в. он одновременно и маханицизм. Все это пришло на смену теоцентризму. Точно так же этот механистический рационализм отрицал возрожденческое представление о мире как об организме (вслед за натурфилософами), о мире как о живом существе. Новое время: мир не организм, а механизм. Бог тоже стал мыслиться рационалистически.

Механицизм стали применять в обществознании. Возникла даже «экономическая механика», «экономическая физика».

Основные представители

Ф. Бекон, англичанин, пропагандист опытного метода познания, основоположник эмпиризма.

Немалая часть мыслителей просто развивала философию Декарта. Это привело и к формированию французского материализма 18 в.: Ламметри, Дидро, Гиллеций, Поль Гольбах. Это упрщением картезианства.

сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное

сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное

Источник

Структура сознания. Самосознание. Сознание и бессознательное.

сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное

сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное

сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное

Сознание – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

«Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

«Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);

Творчески – креативная, порождающая функция;

Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты или сферы сознания.

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Смотреть картинку сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Картинка про сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное. Фото сущность сознания сознание и мозг сознание и психика бессознательное

Сознание человека выполняет следующие функции:

Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.

Грань между осознанным и неосознанным весьма подвижна: то, что раньше было неосознанным, может осознаваться, а то, что было предметом пристального внимания со стороны разума, может уходить в тень. Так, свои эмоции, интуитивные догадки человек со временем может логически осмыслить, разобраться в мотивах своих иногда необдуманных поступков. Наоборот, с формированием автоматизмов происходит переход их в сферу неосознанного. Сказанное не означает, что в случае неосознанных актов поведения человек не получает из внешнего мира необходимой информации. Просто она не осознается, обрабатываясь и используясь на самых различных уровнях центральной нервной системы.

Если мышление, сознание связано главным образом с деятельностью коры головного мозга, то бессознательное, выступающее существенным элементом неосознанной сферы психической деятельности, обусловлено преимущественно процессами в подкорке. Сознание – есть целостный, системный процесс. Кора и подкорковые образования действуют в единстве, так что сознание человека – это сплав прошлого, настоящего и будущего, единство осознанного и неосознанного. Вследствие этого мысль всегда оказывается эмоционально окрашенной, в ней проявляется ценностное отношение к объекту, что тоже имеет информационную значимость.

Наряду с сознанием, в психике человека существует еще и бессознательное. Под бессознательным понимается совокупность психических явлений, состояний, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. К сфере бессознательного относятся инстинкты (пищевой, половой, самозащиты и др.), которые порождают у человека подсознательные желания, эмоции, влечения, которые позже могут попадать в область сознания.

Бессознательная часть психики способна перерабатывать полученную мозгом информацию, хотя процесс этой переработки ускользает от контроля сознания. Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются возможности человека в научном или художественном творчестве. В бессознательное, по результатам исследования З.Фрейда, могут смещаться травматичные душевные переживания человека, его «запретные» желания, информация о плохих или постыдных поступках человека, происходит «подавление, вытеснение» неприятных или запретных мыслей, желаний, чувств, поступков, устранение их из области сознания в область бессознательной психики.

В результате в бессознательном образуются бессознательные комплексы, которые способны помимо сознания человека влиять на его эмоциональное состояние и поведение, вызывать негативные изменения в физическом и психическом здоровье человека. Хотя сознание человека, его уровень «Я», формируемый под влиянием жизни и воспитания в обществе, стремиться управлять бессознательными желаниями человека, но фактически биологическое бессознательное оказывается определяющим в жизни человека, оно скрыто от человеческого сознания, управляя поведением человека. По мнению Фрейда, человек – это, прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами и комплексами. Усвоение социальных и культурных норм, формирование уровня психики «Сверх-Я» и критика в личности человека способствует преобразованию человека в культурное существо. В результате культура, мораль становятся внутренней характеристикой человека, происходит преобразование бессознательных «запретных желаний» человека в такие формы деятельности, которые разрешены в обществе и частично позволяют реализовать желания и потребности человека. Таким сложным противоречивым путем происходит приспособление человека к обществу, но противоречия между сознанием, бессознательным и требованиями общества и совести человека – постоянная проблема любого человека.

Неофрейдизм, в частности исследования К.Юнга, углубил понимание бессознательного. В бессознательном Юнг выделил уровень личного бессознательного и уровень коллективного бессознательного, который является наиболее глубинной частью человеческой психики, идентичной для всех людей, общей для всего человечества, в которой аккумулируется психологический опыт всего человечества и который передается из поколения в поколение.

Коллективное бессознательное является тем информационно-психологическим морем, из которого выходит как отдельная волна индивидуальная психика каждого человека. Подобно тому, как отдельная волна не может существовать без моря, так и психика каждого человека не может существовать изолированно, в отрыве от коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном Юнг выделил архетипы, как психические первообразы, которые определяют тенденции человеческой жизни и поведения, влияют на преобладающие идеи человечества в ту или иную эпоху.

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием человечества, источником сил, приводящих душу в движение, а формы, которые все это реализуют – архетипы. Бессознательное, по Юнгу, это творческая, мудрая, более информационно насыщенная часть психики человека, и полноценное существование человека обеспечивается при наличии информационного, энергетического взаимодействия между бессознательным и сознанием человека.

Источник

32. Сознание и бессознательное. Психологическая характеристика сознания.

Сознание-высшая,свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира,формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы(ощущения,восприятия,память,воображение,мышление), с помощью которых человек постоянно обогащает свое знание.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Это обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет свои особенности:

2.Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

3.Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

4.Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

Сознание характеризуется: активностью;направленностью на предмет; способностью к рефлексии (самопознание внутренних психических актов и состояний, их самоанализу и самооценке); периодическими состояниями (бодрствование, сон). Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Оно возможно лишь в условиях существования языка,речи,возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Особое место в структуре психики и в структуре сознания занимает самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира. Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия.

Бессознательное-совокупность психических роцессов,актов и состояний,обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчет.

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном не возможны произвольный контроль осуществляемых действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается субъектом через идентификацию, эмоциональное зарожение, объединение различных явлений в один ряд ч/з сопричастие, а не по выявлению существенного признака.

Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности, интуиции,панике,гипнозе сновидениях, в стремлениях,чувствах и поступках,причины которых неосознаются личностью.

С физической точки зрения бессознательные процессы выполняют охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.

Источник

Семинары / Тема 2 / Занятие 2 / 3. Сущность сознания, его структура и функции. Сознание и бессознательное. Материальное и идеальное. Психическое и физио

Тема 2. Занятие 2. Вопрос 3

Сущность сознания, его структура и функции. Сознание и бессознательное. Материальное и идеальное. Психическое и физиологическое

Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто связаны с повреждением определенных участков мозга.

Остановимся последовательно на каждой из этих проблем. Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.

Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому, идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии: отдельные физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным колебаниям.

Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи. Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.

Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо известном высказывании К. Маркса: «. Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).

Древняя Индия– мнение:

Исходя из данной цитаты, можно заключить, что для Шеллинга бессознательное является отправной точкой, отрицательным стимулом к развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место бессознательное хотение и действование, в результате которого возникает природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают как определенные формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом происходит развитие путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.

Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей.

Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *