сущность принципов обучения по я а коменскому

Сущность принципов обучения по я а коменскому

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

а.) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и покзал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский также считает основынм свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменскийй считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее ускоренить.

1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;
2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;
3) медлительность и прекращение уже начатых работ».

Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают, как бы приобрести самим себе свет иситинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.

Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства».

б.) Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».
2) «Поэтому школы должны предоствлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галюцинаций. »
3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».
4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.»

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимиым использовать:
1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

в.) Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в превую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение – «Обучение должно вестись последовательно»

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения».

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

г.) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.

Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.

Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против механического запоминания в пользу логического и указывает: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».

Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во всех упражнениях».

«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно».

На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить «встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить втсать другому и сделать то же самое. »

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников»

«II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки».

«III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенное нстолько, чтобы идти наравне с остальными».

«IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над ним».

«V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни».

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:
1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»
2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя».
3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу».

«Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».

Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Источник

Принципы обучения Коменского

Вы будете перенаправлены на Автор24

Учение Я. А. Коменского

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский рассмотрел и проанализировал вопрос об общих принципах обучения (дидактические принципы). Выделенные Коменским принципы обучения представляют собой общеметодические положения, на которые должен опираться каждый педагог при организации и реализации педагогического процесса.

На сегодняшний день в педагогике принято различать дидактические (общие) и методические (частные) методы обучения.

Я. А. Коменский в своих трудах не просто выделил принципы обучения и указал необходимость ориентироваться на них в педагогическом процессе, но и подробно раскрыл сущность каждого из выделенных принципов.

Еще одной величайшей заслугой Я. А. Коменского является разработка классно-урочной системы обучения. Им было дано обоснование урока, как оптимальной и важной единицы обучения детей в школе.

До разработки Я. А. Коменского в истории школы и педагогики применялись различные формы организации воспитательно-образовательного процесса.

Урок, как форма организации, имеет короткую историю существования, в сравнении со школой и процессом обучения в целом. Ранее, до разработки Коменского, применялась индивидуальная работа учителя с ребенком. Это было связано с тем, что в школе того времени не было определенной системы по принятию детей в школу, то есть ребенок мог прийти на обучение в любое время года. В связи с чем, обучение происходило индивидуально, дети не только занимались с педагогом, но и получали от него индивидуальные занятия. Индивидуальное обучение было принято практически во всех странах почти до 18 века. С разработкой и внедрением классно-урочной системы, процесс обучения был систематизирован и упорядочен.

Готовые работы на аналогичную тему

Дидактические принципы Яна Амоса Коменского

Принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает, что ребенок в процессе обучения должен осознавать для чего он получает знания, быть мотивирован на процесс обучения. Ребенок не должен пассивно принимать информацию, которую ему передает учитель, путем «зубрежки» и механического заучивания (запоминания) учебного материала, он должен быть активным участником учебного процесса.

Я. А. Коменский считал, что главное в успешном обучении является понимание ребенком сущности и явлений предметов, их осознание. Для этого ребенок должен получать не только теоретические знания, но и их практическое подкрепление. Педагог должен не просто «вбивать» в голову знания, а раскрывать их значение, вовлекая ребенка в педагогический процесс.

Согласно Я.А. Коменскому, сознательное получение знаний неразрывно связано с активностью учащегося, с его творческим началом. Воспитание в ребенке активности и самостоятельности он считал одной из самых важных задач педагогики.

Принцип наглядности. Данный принцип предполагает использование различного рода наглядностей, которые оказывают влияние на чувственное восприятие ребенка и способствуют лучшему усвоению знаний.

Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом успешного обучения. Это связано с тем, что наглядности используются в педагогическом процессе еще с тех времен, когда не существовало школ. Новые знания детям передавали путем наблюдения за явлениями и предметами в естественной среде. Для лучшего понимания наглядности представляли совместно со словесным сопровождением.

На сегодняшний день в качестве наглядных средств используются различные плакаты, макеты, чертежи, иллюстрации и т.д. Помимо этого возможно использование естественных методов наглядности, то есть наблюдение за предметами и явлениями в их обычной среде обитания (экскурсии, походы и т.п.).

Таким образом, Я. А. Коменский считал наглядность не просто принципом обучения, который помогает лучшему усвоению учебного материала, но и средством, значительно облегчающим процесс обучения, как педагогу, так и ребенку.

Принцип постепенности и систематичности знания. Данный принцип, выделенный Я. А. Коменским, предполагает, что процесс обучения должен осуществляться постепенно от «простого» к «сложному». То есть каждый предыдущий этап, должен быть предпосылкой (фундаментом) для следующего. Весь процесс представляет собой упорядоченную систему, запланированную педагогом заранее (на учебный год, полугодие, четверть), с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Последовательность и систематичность предполагают подачу учебного материала таким образом, чтобы прослеживалась логика обучения, наблюдалась связь между новым учебным материалом и изученным ранее.

Я. А. Коменский вкладывал следующее содержание в данный принцип:

Правила реализации принципа последовательности и систематичности, согласно Я.А. Коменскому:

Я. А. Коменский и упражнение, и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Источник

Принципы обучения по Коменскому и Ушинскому

сущность принципов обучения по я а коменскому. Смотреть фото сущность принципов обучения по я а коменскому. Смотреть картинку сущность принципов обучения по я а коменскому. Картинка про сущность принципов обучения по я а коменскому. Фото сущность принципов обучения по я а коменскому

Алина Гильмутдинова

Опытные преподаватели обычно уже на интуитивном уровне руководствуются принципами обучения. Однако для молодых преподавателей и студентов все эти принципы ведения образовательного процесса пока могут показаться сложным искусством. Но мы поможем вам в этом разобраться и дадим рекомендации на другие полезные статьи для начинающих учителей и репетиторов.

сущность принципов обучения по я а коменскому. Смотреть фото сущность принципов обучения по я а коменскому. Смотреть картинку сущность принципов обучения по я а коменскому. Картинка про сущность принципов обучения по я а коменскому. Фото сущность принципов обучения по я а коменскомуПринципы обучения

Для начала определим, что такое принципы обучения. Это установленные условия, которые берутся за основу в процессе построения обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

Мы рассмотрим 2 наиболее популярные вариации принципов обучения — по Коменскому и по Ушинскому.

Принципы обучения по Коменскому

Чешский педагог Ян Коменский был первым, кто обозначил основополагающие принципы обучения. Сделал он это в своей работе «Великая дидактика».

Принцип сознательности и активности

Этот принцип говорит о том, что обучение учеников должно происходить не пассивно (с помощью зубрёжки), а осознанно, глубоко и основательно (с помощью искреннего интереса учащегося). Ведь где нет сознательности, господствует формализм.

При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает.

Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения подразумевает усвоение знаний путем наблюдения за предметами и явлениями, а также их чувственного восприятия.

Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении.

Принцип постепенности и систематичности знаний

Этот принцип призывает подавать информацию для изучения последовательно — в установленной логической и методической последовательности.

Последовательность необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением.

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Согласно этому принципу, регулярные упражнения и повторения являются показателем полноценности знаний и навыков. Однако Коменский уточнил, что нельзя слепо зубрить учебный материал, не разобравшись в нём. То есть делает выбор в пользу логического, а не механического запоминания.

Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно.

Принципы обучения по Ушинскому

Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский предложил свои принципы обучения. Некоторые из них соотносятся с принципами Коменского.

Принцип доступности

Принцип говорит о том, что содержание учебных материалов должно быть адаптировано под умственные и физические возможности учащихся, имеющийся у них уровень знаний, умений и развития. Притом изучаемая информация должна требовать от детей определенных усилий для её усвоения. То есть должны соблюдаться 3 условия: связь с жизнью, связь с природой ребенка и связь с родным языком.

Принцип научности

Этот принцип свидетельствует о следующем: познание действительности может быть как верным, так и неверным. Поэтому обучение должно использовать признанные научные методы познания.

Принцип воспитывающего обучения

Согласно этому принципу обучения, наука должна действовать не только на ум, но и на душу. Иными словами, процессы обучения и воспитания должны существовать в единстве.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип иллюстрирует необходимость объединения получаемых знаний и умений учеников в одну систему и изложения информации в правильном порядке, чтобы каждый новый элемент логично вписывался в созданную систему.

Принцип наглядности

Это принцип говорит о том, что процесс познания окружающего мира более эффективно проходит с использованием прямых наблюдений и включения органов восприятия. Более того, наглядное обучение повышает внимание учащихся и делает процесс обучения более легким.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся

Этот принцип — о том, что для лучшего восприятия информации ученик должен проявлять свою заинтересованность в обучении. Тогда с помощью самостоятельного переосмысления, применения знаний на практике, продуктивной работы ученика с учителем будет достигаться главная цель обучения.

Принцип народности

Согласно этом принципу, обучать необходимо с оглядкой на реальность самих учащихся — их язык, культуру, привычки. Полагается, что в таком случае ученикам будет проще найти связь теории с практикой.

Источник

Великая дидактика: образовательные принципы Яна Амоса Коменского

сущность принципов обучения по я а коменскому. Смотреть фото сущность принципов обучения по я а коменскому. Смотреть картинку сущность принципов обучения по я а коменскому. Картинка про сущность принципов обучения по я а коменскому. Фото сущность принципов обучения по я а коменскому

В каждой отрасли знания есть люди, чьи имена являются чуть ли не синонимами самой науки. Их идеи переживают государства и эпохи, и в процессе эволюции не исчезают бесследно, а продолжают в том или ином виде функционировать спустя века или становятся фундаментом для дальнейшего развития. Если говорить о педагогике, то в перечне таких людей на первое место можно вполне заслужено поставить Яна Амоса Коменского.

Онлайн-программа «Лучшие техники самообразования» научит применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее.

Педагог Ян Амос Коменский

Когда читаешь биографию Яна Коменского (1592-1670) даже в кратком пересказе, возникает чувство, схожее по своей природе с теми, что появляются в процессе знакомства с другими жизнеописаниями великих людей. Бесспорно, оно во многом индивидуально, но невольный вопрос: «Как можно столько всего успеть сделать за жизнь, да ещё и в стольких областях?», – возникает, наверное, у каждого.

А список того, что сделал за свою «учитель народов», поистине велик. Ещё обучаясь в университете, Я. Коменский принялся за написание своеобразной энциклопедии «Театр всех вещей». К этому же времени относится и начало работы над созданием полного словаря – «Сокровищницы чешского языка», которая продолжалась более 40 лет. Этот, а также другие его труды из данной области, сыграли очень важную роль в становлении литературного чешского языка.

После окончания обучения Я. Коменский стал работать в той же латинской школе, с которой началось его собственное образование. Но канонов традиционного воспитания, доставшихся в наследие от средневековой схоластической традиции, он не придерживался. В то время провести урок вне класса и приправить его рассказом не по учебнику, а исходя из опыта реальной жизни, как делал молодой учитель, было верхом новаторства. Кроме того, будущий «отец педагогики» совершенствовал не только практическую сторону процесса обучения, но и теоретическую. Он был убеждённым последователем идеи доступности образования для всех сословий и работал над несколькими трактатами, которые, как покажет история, навсегда изменили подход к образованию.

Над «универсальным искусством обучения всех всему», как называл дидактику сам Я. Коменский, он начал работать в 1627 г. Спустя 5 лет почти в одно время появились два его значимых педагогических труда. Один из них – «Материнская школа», первое в мире руководство по семейному воспитанию. Его основная идея сводилась к убеждению, что образование должно начинаться не со школы, а ещё раньше – в семейном кругу. Второе – «Дидактика», с которой чаще всего и ассоциируется имя Коменского, хотя он и был автором многих других учебников по разным предметам и трактатов, посвящённых отдельным аспектам педагогики (о них мы поговорим в последующих статьях).

Великая дидактика

«Дидактика» 1632 г. была написана на чешском языке. Сразу же после её публикации автор занялся дополнением и переводом труда на латынь (язык науки того времени). 4-томная «Великая дидактика» выходила в период с 1633 по 1638 г. и сегодня считается не только одним из величайших произведений Я. Коменского, но и педагогики в целом. В ней он изложил своё представление о целях образования и представил комплексный взгляд на теорию обучения.

Задачи, стоящие перед собой, автор описал во вступлении: «Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию». Согласно Коменскому, это нужно не только для процветания личности, но и для блага государства. Здесь имеется контекст – в результате Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) Чехия потеряла независимость, и задача сохранения национальной аутентичности в среде интеллигенции воспринималась очень остро. Отсюда и желание поставить на службу этой цели образование.

Ещё одним важным моментом общей характеристики «Великой дидактики» является то, что автор, вопреки средневековой традиции, видит в образовании не сатанинский, а божий замысел. Он считает, что если человек рождается способным к познанию, то это позволяет говорить о его божественности. Для священника, пусть и протестантского, это было очень смелым утверждением.

Образовательные принципы Коменского: история и современность

Наука в целом и педагогика в частности сегодня сделали в сравнении с тем временем большой шаг вперёд, но, несмотря на это, главная награда ЮНЕСКО в области научных исследований и инноваций называется «медалью Коменского». Но ещё более яркой иллюстрацией его вклада является то, что хоть Я. Коменский и жил в XVII веке, основные принципы его «Великой дидактики» легко прослеживаются в современной организации учебного процесса.

Основополагающая идея системы образования Коменского – воспитание детей в духе христианской протестантской церкви. Сегодня она неактуальна, поскольку школа и церковь разделены государством, зато успешно работают другие принципы. Например, классно-урочная система. До этого ученики обучались индивидуально, а чешский педагог предложил организовывать детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом, на протяжении одного и того же времени. Помимо коллективности и целостности, Я. Коменский говорил и об обоеполости образования – общем образовании для мальчиков и девочек. Также он ввёл понятие школьного года и связанного с ним понятия программы. Учёба делилась на периоды, содержание которых определялось возрастом ученика.

В наше время появляются отдельные материалы и даже экспериментальные школы, критикующие классно-урочную систему как устаревшую. Тем не менее, она во всём мире остаётся доминирующей формой организации учебного процесса (конечно же, не в первозданном виде) и таких же популярных альтернатив не имеет.

Но основные нововведения реформы «старой» школы касались не организации, а самого обучения. Помимо традиционных для школ того времени «свободных искусств», Я. Коменский вводил в гимназиях обучение естествознанию, истории и географии. Всем предметам ученики должны были обучаться постепенно, от общего к частному. Так появились учебники для каждого класса, которые писались с учётом возраста и предшествующей подготовки.

Одним из главных принципов дидактики Коменского было требование наглядности. Любые научные правила и законы должны были подводить черту под доступными и понятными примерами. С высоты сегодняшних дней это может казаться несуразным, но именно «учитель народов» потребовал от педагогов связывать житейскую практику и преподаваемую в школе теорию. И сам написал «Мир чувственных вещей в картинках» – первый учебник, в котором иллюстрации использовались как дидактическое средство. А изречение Я. Коменского: «Без примера ничему не выучишься», – даже стало крылатым.

В целом подача материала должна быть сжатой, но точной, и сопровождаться не просто примерами, а примерами разнообразными, чтобы у детей формировалось максимально широкое представление о событиях и предметах. А то, как ученики усваивают новые знания, предлагалось проверять с помощью упражнений на закрепление.

В «Великой дидактике» говорилось и о требованиях к учителям. Одним из обязательных аспектов работы педагога должно было стать умение не просто давать детям информацию, а и прививать стремление к познанию, мотивировать на обучение. Революционным было и следующее суждение: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».

А в завершение – о нелюбимой многими школьниками теме дисциплины, без которой, по мнению автора, школа и образование немыслимы. Для её поддержания среди учащихся сами учителя должны были подавать верный пример. Ну а основой были наставления, увещевания, а иногда и выговоры. К слову, «иногда», как показала дальнейшая практика, трактовалось каждым по-своему – во многих странах мира физические наказания школьников отменили лишь в XX веке. Но в этом вины Я. Коменского нет.

Так выглядят краеугольные идеи системы образования Я. Коменского в сжатом изложении. Познакомиться с полным текстом «Великой Дидактики» можно по ссылке.

В качестве итога отметим, что даже такой краткий пересказ основных образовательных принципов великого чешского педагога помогает оценить, насколько современная система образования построена на идеях, которым уже почти 4 столетия. Конечно, они были усовершенствованы и детализированы в ходе дальнейшего развития научной мысли, и приспособлены к требованиям времени. Благодаря этому, традиционное образование продолжает хорошо выполнять свою прямую функцию. Но тот этап развития технологий, на котором мир находится сегодня, всё больше перекраивает ситуацию. Интерактивность, геймификация, MOOC и дистанционное образование позволяют судить о том, что мы находимся в начале нового пути. И, несмотря на это, очевидно, что даже в случае революционных перемен, полностью от идей Коменского отказаться невозможно.

Отзывы и комментарии

Дополнить или уточнить существующий материал можно посредством комментариев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *