сущность методов обучения в педагогике
Сущность, функции и классификация методов обучения.
Методы обучения делят на общие и специальные. Под общими в современной педагогике принято понимать методы, применяемые в школе при изучении различных учебных предметов. Специальными считают применимых при изучении отдельных дисциплин.
Внешнюю сторону методов обучения характеризуют различные способы их проявления в учебной деятельности учителя и учащихся, по которым можно непосредственно наблюдать. Эта сторона метода может быть описана различными аспектами:
— Словесная форма представления учебной информации учителем и устная форма воспроизведение знаний учащимися;
— Зрительная форма представления учебной информации посредством использования наглядных пособий;
— Разнообразные практические работы учащихся как форма обмена информацией между теми, кто учит, и теми, кто учится;
— Различные внешние приемы, использует учитель для повышения эффективности обучения учащихся (педагогическая техника, культура речи, педагогический такт и т.п.).
Внешние стороны метода обучения отражают определенные внутренние проявления. Внутренняя сторона метода обучения составляет его сущность. Ее можно наблюдать снаружи. Сюда относятся следующие моменты:
— Целеустремленность преподавания и учения;
— Содержание обучения, которым определяются методы;
— Процесс логической мыслительной деятельности учащихся (анализ, синтез, индукция);
— Психологическая сторона метода, органически присуща ему.
Метод реализуется через совокупность приемов. Приемом называют структурный компонент метода. Одни и те же приемы могут быть составными различных методов.
В современной педагогике не существует единого подхода к классификации методов обучения. Приведем некоторые из существующих подходов:
Теоретически оптимальной могла бы быть только такая классификация, которая бы включала бы все существенные признаки дидактических методов. Наиболее соответствует таким требованиям классификация, представлена Ю.К.Бабанським.
Названа классификация проведена на основе деятельностного подхода. В ней выделены три группы методов на основе определения основных компонентов процесса обучения во взаимосвязи преподавания и учения:
1) организация и осуществление процесса обучения,
2) стимулирование и мотивация процесса обучения;
3) контроль и самоконтроль. Охарактеризуем данные группы методов.
И подгруппа: По источнику информации и способом ее восприятия
1. К словесным методам обучения относят рассказ, лекцию, беседу т.д..
1) научная и практическая достоверность материала,
2) логическая последовательность в преподавании материала,
3) четкость и доказанность в преподавании;
4) образность и эмоциональность преподавания,
5) ясность и правильность речи, ее доступность пониманию учащихся.
Для лучшего восприятия и усвоения материала лекции следует соблюдать следующие требования:
1) четко формулировать тему лекции, ее цель и план,
2) преподавание следует вести в таком темпе, с применением таких приемов, при которых учащиеся могли делать выборочные записи,
3) лекция может сопровождаться демонстрацией или иллюстрированием наглядных пособий (картин, диапозитивов и т.п.);
4) характеризуется четко очерченными выводами.
2. Наглядные методы обучения делятся на две большие группы: методы иллюстрации и методы демонстрации.
3. Практические методы. Главным признаком методов этой группы является воспроизводящая учебно-познавательная деятельность учащихся. К ним относятся: метод упражнений, лабораторный метод, производственно-практический метод т.п..
Лабораторный метод. Лабораторные работы представляют собой один из видов исследовательской самостоятельной работы учащихся, проводится по заданиям учителя в специально приспособленном для проведения опытов помещении (лаборатории) с целью изучения в школьных условиях явлений природы с помощью специального оборудования.
Производственно-практический метод. Цель этого метода деятельности учащихся заключается в создании реальных ценностей.
Подгруппа «По логике передачи и восприятия учебной информации»
Данная группа методов состоит из индуктивных и дедуктивных методов обучения, которые дают возможность осознать логику воспроизведение содержания учебного материала.
Использование индуктивного метода предусматривает преподавание учебного материала от конкретных фактов, демонстрации опытов к его постепенному теоретического обобщения (определения основных понятий темы, формулировки правил, законов и т.д.). Положительной стороной данного метода является возможность подачи материала путем совместных размышлений. Но такой подход к изучению определенной темы требует много времени и ограничивает развитие абстрактного мышления.
Дедуктивный метод предполагает изложение общих теоретических положений, на основе которых проходит конкретизация задач изучаемой. Дедуктивный метод обеспечивает систематический и логическое изложение учебного материала, тесная взаимосвязь различных элементов знания в его системе. Такое построение учебного процесса способствует усвоению учащимися знаний общего и абстрактного характера.
К этой группе относят также методы учебного анализа, синтеза, аналогии, выявление причинно-следственных связей, закономерностей и т.д..
Подгруппа «По степени самостоятельного мышления учащихся при усвоении знаний»
Методы этой группы выделяются на основе оценки степени творческой активности учащихся в ходе учебного процесса.
Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления приводит к активному восприятию учебной информации и ее запоминание, но такой подход к построению учебного процесса ограничивает формирование у учащихся самостоятельности, навыков поисковой деятельности.
Частично-поисковый метод обучения. Этот метод требует от учащихся высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Существенным здесь является тот момент, что задача эвристического характера ученики выполняют не полностью от начала и до конца, а лишь частично, на отдельных этапах.
Подгруппа: По степени руководства учебной деятельностью
Подгруппа: Методы стимулирования интереса к учению
Создание ситуации успеха в обучении предусматривает подбор для учащихся ряда задач возрастающей сложности, дифференцированную помощь и др..
Подгруппа: Методы стимулирования долга и ответственности в учении
— Формирование понимания школьниками личностной значимости обучения;
— Выдвижение требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга; поощрения добросовестного выполнения учебных обязанностей;
— Гуманное наказание, которое требует глубокого знания ребенка, его реальных возможностей и др..
Характеристика методов контроля и самоконтроля в обучении (III группа методов обучения)
Применение методов контроля и самоконтроля в обучении позволяет не только определять уровень обученности учащихся, а, главным образом, корректировать дальнейшую деятельность учителя (или самого ученика в случае применения методов самоконтроля).
Устный контроль осуществляется во время индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые последний показывает уровень усвоения им учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывает для краткого ответа тех или иных учеников.
Метод тестового контроля предполагает ответа ученика на тестовые задания, что позволяет за короткое время проверить знания определенного учебного материала учащимися всего класса. Однако такая проверка может выявить только знание фактов, но не способности, она поощряет механическое запоминание, а не работу мысли; требует много времени для составления программ.
Применение методов лабораторного контроля состоит в проверке умений пользоваться приборами, решать экспериментальные задачи, проводить опыты т.д..
Метод машинного контроля. Это метод выполнения программируемых упражнений на компьютере.
Методы самоконтроля. Это умение самостоятельно находить ошибки, недостатки, намечены способы их преодоления.
В любом акте учебной деятельности одновременно сочетаются несколько методов, они взаимно проникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие учеников и учителей.
Функции методов обучения:
1. Побудительная. Возбуждает у учащихся внутренний интерес к учебе, формирует положительные мотивы.
2. Образовательная (учебная). Есть основной. Предусматривает применение таких приемов управления учебной работой учащихся, которые способствовали успешному приобретению ими знаний, умений и формированию на этой основе убеждений.
3. Воспитательная. Акцентировать внимание учащихся на основных воспитательных идеях, на оценке природных и общественных явлений, моральных качеств и эстетической культуры, способствовать организации правильных взаимоотношений между учителем и учениками и между самими учениками.
4. Развивающая. Умственное развитие (осознание информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, аргументация).
5. Контрольно-коррекционная. Обеспечивает успешное осуществление всех других функций методов обучения.
Реферат по дисциплине: «Педагогика» По теме: «Методы обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
Князева Татьяна Вячеславовна
1. Понятие о методе обучения 5
2. Методы обучения и их классификация 7
3. Сущность и содержание основных методов обучения
4. Выбор метода обучения 15
Список литературы 17
Хороших методов существует столько,
сколько существует хороших учителей
Методы обучения в педагогике представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является не только передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения, но и формирование мировоззрения и развитие познавательных возможностей учащихся. Слово “метод” в переводе с греческого «methodos» означает “исследование, способ, путь достижения цели”.
В древности преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Следовательно, максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, и на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.
ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ
В современной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека, следовательно, процесс обучения является процессом познания учеником окружающего мира.
Принято выделяют три основные группы методов: методы обучения, методы воспитания, методы педагогических исследований. Наибольшую неоднозначность в определениях и, вместе с тем, практическую актуальность имеют методы обучения, взаимосвязанные с другими категориями дидактики: целями, содержанием, используемыми средствами, формами организации и результатами. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными. Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися, это любые материалы, которые использует педагог в процессе обучения и воспитания.
Левина М.М. считает, что методам обучения свойственны следующие особенности :
· метод должен обязательно соответствовать цели урока. Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов;
· метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели;
· каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его действенности;
· метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи.
Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:
— некие формы движения познавательной деятельности;
— какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;
— стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;
— контроль за процессом обучения;
— управление познавательной деятельностью учеников;
— раскрытие содержания знания в учебном заведении.
Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.
Методы обучения должны соответствовать цели урока, содержанию учебного материала, формам организации познавательной деятельности учащихся, реальным учебным возможностям учеников, т. е. внутренним и внешним условиям для успешной учебной деятельности. Педагог при выборе метода обучения должен учитывать свои возможности по их использованию.
Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
На сегодняшний день в педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.
Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей, они делятся на две группы.
1. Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспринимают, заучивают и осознают информацию, переданную учителем.
2. Исследовательский метод. Направлен он на самостоятельное изучение материала и приобретение знаний.
В то время большое внимание уделялось исследовательскому методу. Его считали универсальным и противопоставляли всем другим методам обучения. В конечном итоге от такой классификации отказались.
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации, предложенной И.Я. Лернер и М.Н. Скаткиным
принято выделить пять методов обучения:
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
· методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
· методы приобретения новых знаний;
· методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
· методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся;
· методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
· методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала;
· методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков;
· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Традиционно преподаватели используют такие методы обучения как:
Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды:
— Беседа предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.) приемы обсуждения ответов и мнений учеников. Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия, не должны требовать от учащихся односложных ответов. В время беседы обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления и рассчитаны в основном на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых.
— Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц, когда учащиеся обладают значительной степенью самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
— Лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений.
— Работа с книгой является одним из наиболее важных и эффективных методов обучения, может проходить как под контролем преподавателя, так и в форме самостоятельной работы ученика с книгой.
— Демонстрация обычно связана с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кино- и видеофильмов и др.
— Иллюстрация предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
— Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и тем, носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
— Проблемный метод применяют для создания и разрешения на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций. Следовательно, разрешая противоречия, школьник познает явления и предметы, являющиеся предметом исследования. Однако, говоря о проблемном методе, следует помнить, что противоречие создается для учеников, а не для учителя, для которого оно не является проблемой. На уроке можно создавать проблемные ситуации, которые основаны на противоречиях, имеющих прямое отношение к особенностям восприятия учебной информации школьниками.
Компьютерные и дистанционные методы
— Программированное обучение необходимо для создания технологии обучения, способной постоянно контролировать процесс усвоения знаний. Оно выполняется по программе, составленной заранее. В настоящее время компьютеры применяют в тестировании, обучении различным предметам, развитии познавательных интересов и способностей и др. Как и программированное, компьютерное обучение ориентируется на обучающие программы, представляющие собой алгоритм обучения, выглядящий как последовательность мыслительных действий и операций.
— Дистанционное обучение дает возможность любому человеку, находящемуся в любой точке земного шара, учиться, используя современные информационные технологии: трансляции учебных программ по теле- и радиостанциям, кабельное телевидение, видеоконференции и др. Важными средствами для дистанционного обучения являются такие компьютерные телекоммуникации, как электронная почта и Интернет. Благодаря им у учащихся есть возможность получать и передавать учебную информацию. Такое обучение удобно тем, что оно позволяет заниматься своим видом деятельности и одновременно обучаться, ориентируясь на гибкий выбор обучающих программ и учебных дисциплин.
ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Выбор методов обучения не может быть произвольным.
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.
Выбор методов обучения зависит:
– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;
– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору обще дидактических методов;
– цели, задач и содержания материала конкретного урока;
– времени, отведенного на изучение того или иного материала;
– возрастных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей;
– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
– особенностей классного коллектива;
– внешних условий (географических, производственного окружения);
– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает решение о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.
Существуют также своеобразные подходы к методам обучения в связи с их многообразием и возможным пополнением новых способов учебы. Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения.
Методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.- 325с.
5. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. М., Прометей, 1992.
6. Осмоловская, И.М. Словесные методы обучения. – М., 2008
7. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического
образования : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-
8. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика./ Учеб. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс. 2002. – 544 с.
9. Педагогика под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1983.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
12. Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru/ раздел: учебная литература, дисциплина: педагогика. Педагогика: курс лекций: учебное пособие, Ч. 2. Общие основы педагогики. Автор: Пешкова В. Е. Издательство: Директ-Медиа, 2015.-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.