Что такое культурная революция кого считали истинными
ЕГЭ. История. Кратко. Культурная революция в СССР
Культурная революция в СССР
В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция.
Культурная революция
Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.
История термина
Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых
Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье « О кооперации» (1923): «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».
Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя
Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян
Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения
Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия
Отказ от культурного наследия прошлого
23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школыот церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.
Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.
Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.
Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).
Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.
Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.
Активно привлекались к работе учёные царской России.
Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе» ( обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры
Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).
К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.
Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.
Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.
Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.
Введено бесплатное всеобщее начальное образование
Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет
Унификация культурной и духовной жизни в стане
Примечание.
О культуре 1920-1930- годов готовится отдельная статья. Следите за публикациями.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения». По переписи 1926 г. доля грамотного населения достигла 51%. Однако сохранялся разрыв по уровню грамотности между городом и деревней (76 и 45%) и между мужчинами и женщинами (66 и 37%).
Одновременно с индустриализацией и коллективизацией руководство ВКП(б) взяло курс на успешное завершение К.Р., которая должна была окончательно покончить с неграмотностью населения и расширить доступ трудящихся к благам официальной культуры. Неграмотный человек не мог работать с новой техникой на предприятиях, которые возводились во время Первых пятилеток. Советскому государству нужно было создать новое поколение интеллигенции, хорошо подготовленной, и в то же время преданной новому строю. «Старая» интеллигенция не должна была передать новому поколению вместе со знаниями и некоммунистические взгляды. Резко усилился идеологический контроль партии над сферой культуры, произошел переход к прямому обслуживанию деятелями культуры задач власти. Писатели и художники должны были звать людей к вершинам коммунизма, прославлять существующую власть.
На основании постановлений ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (05.09.1931 г.) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25.08.1932 г.) школа стала строиться на принятых в других странах Европы принципах, с четкой программой, уроками, предметами, оценками. В 1935 г. при непосредственном участии Сталина был создан школьный учебник истории, и этот предмет стал основным в идеологическом воспитании школьников. Прежние педагогические эксперименты были объявлены «левацкими». В школе вводилась твердая дисциплина и наказания. В 1927-1940 гг. число школ (с учетом рабфаков) выросло с 120,1 тыс. до 198,8 тыс., а число учащихся – с 11,6 млн. до 35 млн. Число учителей выросло с 351 тыс. до 1238 тыс.
Для партийной учебы в 1938 г. был подготовлен «Краткий курс истории ВКП(б)», излагавший сталинскую версию истории партии и советского государства, обличавшую противников Сталина.
В 1930 г. начался и в 1933 г. был завершен переход к обязательному четырехклассному образованию. Было развернуто широкое школьное строительство: 1933—1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ. С 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение.
Обучение велось как на русском, так и на языках других народов СССР. Особенно сложной была задача ликвидации безграмотности в мусульманских республиках СССР, где до революции уровень грамотности составлял 2-8%. Здесь велась работа по вытеснению арабской письменности. Были созданы новые алфавиты, сначала на основе латиницы, а затем кириллицы. В 1939 г. уровень грамотности в Средней Азии и Азербайджане возрос до 78-83%.
К 1939 г. грамотными были уже 81% граждан СССР, в том числе 91% мужского населения и 73% женского. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились, но они не были значительными. Таким образом, в основном задача ликвидации неграмотности была решена.
К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. В 1928 г. число студентов в Советском Союзе составляло 170 тыс., а в 1940 г. – уже 810 тыс., из них более 200 тыс. студентов обучалось в технических вузах. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период первой пятилетки 152 тыс. в 1940 г. оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы второй пятилетки, в 1940 г. руководящие посты занимали 266 тыс. человек.
С 1929 г. начинается установление строгого контроля за работой ученых. В Академию наук включаются «коммунистические академики», старые специалисты с оппозиционными взглядами подвергаются арестам. В 1936 г. в АН были влиты структуры Коммунистической академии. Планы научной работы теперь строго согласуются с потребностями государственного планирования. В 1929 г. в ВСНХ СССР был разработан первый сводный пятилетний план научных исследований. Для осуществления организационных, методологических и координационных функций по планированию в апреле 1930 г. при Президиуме АН была образована Планово-организационная комиссия во главе с вице-президентом академиком Н. Марром.
Эпоха 30-х гг. оставила свой след в архитектуре – зданиями в стиле классицизма, прославлявшими силу и труд. Такие сооружения, как здания Выставки достижений народного хозяйства (открылась в 1939 г. как сельскохозяйственная выставка), отличаются монументальностью и украшены скульптурами, символизирующими союз рабочего класса и крестьянства, народов СССР. Идея этого союза вдохновила и скульптора В. Мухину на создание грандиозной скульптуры «Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В 1932 г. ЦК ВКП (б) принял решение распустить многочисленные объединения писателей (в том числе коммунистические) и создать вместо них официальные советские творческие союзы. В 1934 г. был создан “Союз писателей СССР”. В первой половине 30-х гг. были созданы также “Союз композиторов СССР”, «Союз архитекторов СССР», «Союз советских художников».
Государство стало хорошо обеспечивать писателей и художников, но только тех, кто принадлежал к официальным союзам. Члены творческих союзов получали высокие гонорары, возможность пользование домами творчества и мастерскими. Но если автор отклонялся от «линии партии», он мог быть исключен из союза и превратиться в безработного, лишенного всех благ жизни элиты. Во времена Сталина было репрессировано несколько сот писателей.
Обязательным художественным методом новых творческих союзов стал метод социалистического реализма, основы которого были разработаны председателем Союза писателей А. Горьким. Социалистический реализм должен был изображать жизнь не столько такой, какая она есть, сколько такой, какой она должна стать, бичевать недостатки прошлого и частные недостатки советской жизни, предлагать пути их решения, прославлять советского человека, его самоотверженность в труде и защите завоеваний социализма. В 30-е годы деятели культуры принялись приукрашивать действительность и восхвалять Сталина. Однако идеологический контроль не останавливал художников в их стремлении к красоте, драматизму и зрелищности. Особенно значительных успехов в этот период достигло театральное искусство и молодой советский кинематограф. Такие фильмы, как «Цирк» Г. Александрова, «Трактористы» И. Пырьева, «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна и другие вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа.
В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены театральные режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, актеры В. Качалов, Б. Щукин, И. Москвин, А. Нежданова. С 1940 г. начала действовать система государственного стимулирования творческих личностей путем награждения деятелей культуры Сталинскими премиями трех степеней. Звание лауреата премии было очень почетно и существенно улучшало материальное положение.
Советских людей вдохновляли песни на музыку таких композиторов, как И. Дунаевский и Т. Хренников. Больших успехов достигло оперное искусство и балет. Коммунистические идеологи следили за тем, чтобы искусство было «понятно народу» и не превращалось в элитарное, понятное только подготовленным людям. В результате таких выдающихся композиторов, как Д. Шостакович, а позднее С. Прокофьев, подвергались официальной критике за «формализм». Вернувшийся из эмиграции А. Толстой закончил роман о гражданской войне «Хождение по мукам», написал роман «Петр I», соответствовавший новому курсу Сталина в культуре – прославлению «прогрессивных» явлений дореволюционной России, в частности – прогрессивных царей и полководцев, укреплявших державу. Это было существенное изменение коммунистической идеологии, которая в 20-е гг. предпочитала обличение дореволюционной России.
В 30-е гг. осуществлялось массовое строительство театров, кинотеатров, библиотек, дворцов культуры. Число клубов выросло в 1928-1940 гг. с 34500 до 118000, профессиональных театров – с 451 тыс. до 908 тыс. В городах это были большие просторные здания, где трудящиеся должны были не просто отдыхать и развлекаться, но и приобщаться к коммунистической идеологии.
В результате культурной революции, которая завершилась в 30-е гг., были сформированы основы советской культуры как синтеза культурных традиций народов СССР, индустриальных стандартов поведения и социалистической идеологии с ее гуманистическими идеалами и стремлением к качественному изменению мира. Опыт культурной революции в СССР использовался при преобразованиях в области культуры в государствах «народной демократии».
Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.
Содержание:
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.
Последствия революции 1917 года и последовавшей после нее гражданской войны носили катастрофический характер для всех сфер жизни страны. Огромное количество образованных людей и интеллигенции выехало за границу, попутно увозя с собой ценные произведения искусства. Экономика пришла в упадок. Политика «военного коммунизма» и неурожай привели страну к голоду и эпидемиям 1921-1922 годов. Важным шагом для восстановления страны из руин, стало принятие в 1921 году новой экономической политики (НЭП) и образования в 1922 году СССР. После отказа от нэпа в конце 1920-х годов началась глобальная индустриализация, которая проходила за счет разорения деревень. Как итог – начались проблемы с продовольствием и новый голод 1932-1933 гг.
Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход. Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:
Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды.
В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм (соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.
Культура теперь стала доступна всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи. И люди с удовольствием туда потянулись.
Развивалась эстрада и кинематограф. В 1931 году был снят первый советский фильм со звуком «Путевка в жизнь». Следом появилось на свет множество других произведений кинематографа, где главными героями выступают рабочие люди, а сам фильм проникнут уверенностью в завтрашнем дне. Многие из них за их оптимизм и жизнерадостность, пересматриваются до сих пор представителями разных поколений.
«Культурная революция»
Термин «культурная революция» принадлежит В.И. Ленину. Он впервые употребил его в своей работе «О кооперации». Необходимость такого явления была обусловлена тем, что в СССР 80% людей были неграмотными, наблюдалась большая культурная отсталость. Кроме того, нужно было воспитать «нового человека».
Цели:
В период политики «военного коммунизма» задачей было быстро преодолеть тотальную неграмотность народа. Обучение имело принудительный характер. Проходили изменения в культурном развитии общества в три этапа:
Ликвидация неграмотности, создание системы образования
Для борьбы с тотальной необразованностью населения, в 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Произведена перестройка системы образования. Все учебные заведения были национализированы, а также ликвидирована сословная система обучения. Теперь бесплатное образование могли получить все желающие. Классы были общими для мальчиков и девочек. Для взрослых были открыты вечерние школы и созданы «рабфаки» (рабочие факультеты) для подготовки молодежи к поступлению в ВУЗы. В 1925 году была создана Академия наук СССР.
Политика ликвидации безграмотности быстро дала свои результаты. Уже в 1926 году уровень грамотности людей составил 51%, тогда как до революции – 20%.
В 1930 году правительством было введено положение о всеобщем обязательном начальном образовании. В сельской местности обязательным было обучение в течение четырех лет. Для городов и промышленных районов срок обучения составлял семь лет.
К середине 1930-х гг. утвердили общие учебники для учащихся. После окончания обучения, выдавались аттестаты, дипломы единого образца. Стремительно возросло количество ВУЗов.
Что такое культурная революция кого считали истинными
Подробное решение параграф § 18 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Были ли в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции?
Можно сказать, что в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции. В развитии культуры, образовании, науке, искусстве были достигнуты значительные успехи, побеждена всеобщая неграмотность. Вместе с тем, жесткий контроль государства обеспечивал идеологическое давление.
Выясните суть расхождений между двумя группами советских биологов.
Но уже во второй половине 1930-х гг. в советской генетике возобладали антинаучные взгляды Т.Д. Лысенко (позже названные «агробиология»), что до 1965 г. остановило ее развитие и привело к уничтожению крупных генетических школ.
Это был один из этапов истории отечественной генетики – этап ее взлета, который состоялся в 1920-1930-е годы вопреки нарастающему тоталитаризму в советской стране, атмосфере страха в обществе, гонениям на науку.
1. Что такое культурная революция?
2. Кого считали истинными героями в Стране Советов? Почему?
3. Расскажите о нововведениях в системе образования в СССР.
От всеобщего четырехлетнего обязательного образования переход в обязательному семилетнему образованию. Возвращены предметы, уроки, оценки, строгая дисциплина и наказания. Массовое строительство школ, открытие библиотек.
4. Раскройте на примерах вклад отечественной науки в развитие Советской страны. Какие науки попали под жёсткий идеологический контроль?
Вклад отечественной науки в развитие Советской страны заключался в следующем:
— открытие залежей полезных ископаемых,
— разработка новых видов вооружения,
— активное исследование атомного ядра.
5. Назовите писателей, художников, композиторов, продолживших свою творческую деятельность вдали от Родины. Какие их произведения вам знакомы?
Писатели: И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский
Музыканты и исполнители: Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Стравинский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Вертинский
Художники: И. Репин, В. Кандинский, К. Коровин, М. Шагал
6. Как изменялись быт и общественные настроения граждан Советской страны?
Быт и общественные настроения граждан Советской страны постепенно менялись.
Жилье для большинства горожан – коммунальные квартиры, на больших стройках – общежития-бараки, землянки. Широко распространены общественные бани. Отдых в городах – кино, парк отдыха, развивалась физкультура. Товары народного потребления – по карточкам, также как и продукты.
Общественное настроение в общем было приподнятое, люди верили, что вершат великие дела.
1. Определите основные темы, проблемы, поднимаемые в произведениях писателей 1930-х гг.
Основные темы, проблемы, поднимаемые в произведениях писателей 1930-х гг.:
Исторические темы недавних революционных событий, истоков революции, проблемы качеств человеческой личности – честность, смелость, целеустремленность, служение Родине.
2. Раскройте на примерах противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг.
Противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг. Примеры:
— биология – генетика и «лысенковщина»
— Д. Шостакович – критика его опер и балета
— в живописи – господство соцреализма, неприятие других жанров
4. Дайте характеристику одного из художественных произведений, в котором наиболее точно и ярко отражена эпоха 1930-х гг.
«Даешь тяжелую индустрию!». Картина-лозунг, картина призыв, это живописное полотно Юрия Пименова кто-то оценивает как нагроможденное, а кто-то говорит о гениальной структуре композиции. Нет никаких сомнений в том, что картина была написана художником Юрием Пименовым по заказу Совнархоза, а за великолепное исполнение получила престижную премию Советского Союза на Выставке Государственных Заказов. По мотивам картины Пименовым позднее был создан агитационный плакат.
Простые рабочие сталелитейного завода находятся в центре внимания на данном полотне. Выстроившись в ряд пятеро рабочих тянут стальную арматуру, их действия изображены в динамике, крепкие тела величаво трудящихся фигур пылают не только от обжигающего жара машин, но и от той великой идеи, взращённой Советским Союзом, ради которой они и трудятся. Высветленные фигуры двух работников на втором плане, навались всем своим телом, толкают чугунную телегу вперед, по строительным лесам.
Критики справедливо отмечают, что картины Пименова лишены пластики, в них все – двухмерно, плоско, однако эти «изъяны» уже можно считать исправленными картиной «Даешь тяжелую индустрию!». Мысленно можно представить себе механизированные движения рабочих, однако не заметить, что главный «винтик» в огромной машине индустриализации, конечно же, живой человек – кровь и плоть. Измазанные в золе, их тела ярко выделяются на фоне машинного зарева, находясь у огромной печи они контрастно выделяются художником. Каждая из внутренних композиций картины могут служить самостоятельными полотнами, но сочетание человеческого труда и заводских построек, дыма, локомотивов, точно передают атмосферу невероятного темпа наработки, заданного той эпохой.
5. Найдите в Интернете и прослушайте советские песни 1930-х гг. Какие человеческие качества воспевались в них? Отражали ли песни реальные процессы общественные жизни Страны Советов?
Нет, песни в больше степени были написаны в соответствии с идеологией, а не с реальными процессами. Так в песне 1936 г. есть строчки «Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек», однако уже в 1937 г. начались сталинские репрессии, которые показали все бесправие советских граждан.
6. Можно ли утверждать, что культурная революция в 1930-х гг. была завершена? Своё мнение аргументируйте.
Культурная революция в 1930-х гг. не была завершена из-за начала Второй мировой войны.
7. Напишите сочинение или эссе, в котором раскройте образ нового советского человека — строителя социализма.
Шло формирование нового человека и это всячески подчеркивалось. Октябрь 1917 – проводил четкую черты – между старорежимным и новым. В те годы еще никто не мог знать – в чем оно выразиться. Но все строители нового четко знали – ничто из старого злого в него не войдет. В первые годы Советской власти не было даже тюрем. Они появились, только когда стали появляться противники новой власти, которых требовалось где-то содержать отделено от общества. По мере усиления новой власти, противников становилось почему-то не меньше, а больше. Своей гласной целью тюрьма ставила – перевоспитания человека. Все усилия системы были направлены на это. Нового человека начинали взращивать и воспитывать в себе с колыбели. Информационный пресс, подчеркнутый личным примером и жертвенностью – был беспрецедентен. На глазах мировой общественности, поставивший на большевистской Россией крест – вершилось чудо. Из рванья, грязи, голода, разрухи, но при этом с огромной веры в себя, в свою возможность права на лучшую жизнь творилось новое – новый человек, назвавший себя – советским человеком, а свою страну – Советской Россией. Это был акт – нового творения.