Что такое инвестиции в основной капитал в бюджетном учреждении
Что такое инвестиции в основной капитал в бюджетном учреждении
II. Основные понятия и определения
2.1. Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада (расходы на приобретение взрослого скота, включая стоимость его доставки, и затраты на выращивание в хозяйстве молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо), насаждение и выращивание многолетних культур и т.д.; инвестиции в объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства, программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения; произведенные нематериальные поисковые затраты.
В состав инвестиций в основной капитал включаются затраты на создание новых и поступивших по импорту основных средств, осуществляемые за счет всех источников финансирования, включая средства бюджетов на возвратной и безвозвратной основе, кредиты, техническую и гуманитарную помощь, договор мены, а также затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных организациями-застройщиками для долевого строительства на основе договоров, оформленных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
В инвестиции в основной капитал включается стоимость лизингового имущества, если по условиям договора лизинга лизингополучатель учитывает это имущество на балансе организации. Стоимость лизингового имущества, учтенного лизингополучателем на забалансовом счете, в инвестиции в основной капитал не включается.
Данные по инвестициям в основной капитал отражаются в текущих ценах.
На практике невозможно выделить сделки по приобретению инвестиционных товаров между резидентами и нерезидентами субъектов Российской Федерации. Поэтому инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации, в целях исключения двойного счета, оцениваются только в части создания и приобретения новых основных средств.
Формирование показателя «Инвестиции в основной капитал» осуществляется по полному кругу хозяйствующих субъектов: крупным и средним организациям, малым и микропредприятиям, индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, физическим лицам, на базе информации текущего статистического наблюдения и с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.
По малым и микропредприятиям итоги по инвестициям в основной капитал за счет бюджетных средств определяются как сумма данных, полученных от респондентов, представивших отчеты по формам N ПМ и N МП (микро) без распространения на генеральную совокупность объектов статистического наблюдения.
Что такое инвестиции в основной капитал
Под инвестициями в основной капитал понимаются (раздел II приказа Росстата от 25.11.2016 № 746):
Инвестиции в основной капитал могут быть произведены как за счет собственных, так и за счет заемных (или поступивших в порядке помощи) средств, в рамках договоров мены, договоров долевого участия.
В состав инвестиций в основной капитал не включаются затраты на приобретение активов, цена которых — менее 40 000 рублей, за исключением случаев, когда данные активы отражаются в бухгалтерском учете как основные средства.
Не признаются инвестициями в основной капитал организации:
Синоним понятия «инвестиции в основной капитал» — «капитальные вложения» (ст. 1 закона «Об инвестиционной деятельности» от 25.02.1999 № 39-ФЗ).
Следует отметить, что инвестиции в основной капитал (в отличие от, собственно, основного капитала) находятся за пределами юрисдикции главных источников права, регулирующих учет основных средств, — приказа Минфина от 13.10.2003 № 91н, а также ПБУ 6/01. Какие же нормы права следует рассматривать как руководящие при учете капитальных вложений?
Учет инвестиций в основной капитал: основные регулирующие нормы
Основное внимание законодателя обращено на учет результатов инвестиций — непосредственно основного капитала, числящегося на балансе организации. Как только основной капитал сформирован и отражен в учете по первоначальной стоимости, он уже попадает под юрисдикцию указанных норм права — приказа № 91н и ПБУ 6/01.
До момента постановки объекта основных средств на учет бухгалтеру правомерно руководствоваться фактически только одним источником права — приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, который вводит в оборот планы счетов бухучета, используемые частными предприятиями.
Как учитывать инвестиции в основной капитал по приказу № 94н (о счетах бухучета)
Приказ, о котором идет речь, вводит в оборот счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», который правомерно использовать в целях отражения на балансе предприятия инвестиций в качестве объектов учета. Но как только результатом осуществления этих инвестиций становится изготовление или приобретение основного средства, его учет ведется уже на другом счете — 01 «Основные средства», и регулируется данный учет, как мы отметили выше, уже нормами приказа № 91н и ПБУ 6/01.
На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» могут отражаться затраты, осуществляемые с любых источников финансирования:
На счете 08 отражаются затраты на создание, модернизацию, а также поддержание мощностей предприятия, закупку оборудования, машин и прочих производственных и непроизводственных объектов основных средств.
Об этом говорят положения п. 1.2.1 Рекомендаций по ведению бухучета в сельхозкооперативах, утвержденных Минсельхозом России 25.01.2001. По принципу правовой аналогии в силу отсутствия иных отраслевых норм данная формулировка может быть применена и в отношении предприятий иных сфер, не относящихся к сельскому хозяйству.
Предприятие, осуществляя учет инвестиций в основные средства, может открыть к счету 08 при необходимости различные субсчета. Например, если капитальные вложения осуществляются в самостоятельное производство актива, то может использоваться субсчет 08.03 «Строительство объектов ОС». Если актив покупается — задействуется субсчет 08.04 «Приобретение объектов ОС».
Счет 08 Плана счетов бухучета правомерно отнести к активным. То есть по его дебету отражаются непосредственно инвестиции в оборотные средства, а по кредиту — списание затрат предприятия в процессе оприходования тех или иных активов. Проводки на данном счете отражают денежное выражение хозяйственных операций нарастающим итогом с начала отчетного года.
В каких случаях вложения во внеоборотные активы облагаются налогом на имущество, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по налогам.
Изучим теперь нюансы учета вложений в ОС с использованием указанного счета и субсчетов к нему подробнее.
Инвестиции в ОС могут быть осуществлены в виде:
Учет капитальных вложений по счету 08: производство ОС
Учет фондов, производимых предприятием самостоятельно хозяйственным способом, осуществляется при следующих хозяйственных операциях:
1. Выплата зарплаты работникам, занятым в производстве основных средств. Оформляется данная выплата проводками:
Дт 08.03 Кт 70 — отражается начисление собственно зарплаты;
Дт 08.03 Кт 69.01 (02, 03, 04) — отражается начисление на зарплату взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС.
2. Принятие в производственный цех оборудования в целях его установки на создаваемый объект основных средств. Данная операция отражается в регистре с использованием проводок:
3. Принятие в производственный цех материалов в целях их использования при создании объекта основных средств. Здесь применяется следующая корреспонденция:
4. Осуществление прочих расходов, не классифицированных в рамках вышеотмеченных операций, но имеющих прямое отношение к созданию объекта основных средств, которое характеризуют соответствующие операции. Например, это могут быть расходы, связанные с оплатой услуг транспортных компаний. Они отражаются в регистрах проводкой:
Таким образом, основными объектами учета в рамках инвестирования в основные средства будут:
В свою очередь, если предприятие, инвестируя в производство основных средств, привлекает подрядчиков, то стоимость выполняемых данными подрядчиками работ (без учета НДС) отражается по дебету счета 08 и кредиту счета 60. НДС же отражается по дебету счета 19.01.
Другой способ инвестирования в ОС — покупка готовых активов.
Учет капитальных вложений: покупка ОС
Хозяйственные операции, характеризующие данный вариант инвестирования в основные средства, отражаются практически по тому же принципу, что и в случае с регистрацией операций по привлечению услуг подрядчиков при строительстве основных средств. То есть при условии:
Кроме того, если к основным средствам поставляются дополнительные запчасти и инструменты, то их стоимость может отражаться по дебету счета 10.05. При необходимости могут задействоваться иные субсчета счета 10. Например, субсчет 10.03, если вместе с основным средством, представленным автомобилем, поставляется бензин. Или — субсчет 10.09, если к основному средству, например представленному трактором, также поставляется сельскохозяйственный инвентарь (косилки, веялки).
Объекты ОС принимаются в эксплуатацию по сформированной первоначальной стоимости, и соответствующая хозяйственная операция отражается проводкой Дт 01 КТ 08. После этого предприятие осуществляет учет принятого на баланс основного средства по тем нормам, что установлены указанными выше федеральными нормативными актами.
Узнать больше об особенностях ведения учета с применением проводок по счету 08 вы можете в статье «08 счет бухгалтерского учета (нюансы)».
Итоги
Под инвестированием в основные средства (осуществлением капитальных вложений) понимается процесс, в рамках которого предприятие вкладывает капитал в создание, модернизацию или закупку объекта основных средств. До того как данный объект принимается на баланс, в целях учета инвестирования в него используется счет 08. После учет объекта ОС ведется с использованием счета 01 (в соответствии с нормами ПБУ 06/01 и корреспондирующих с ним источников права).
Ознакомиться с иными фактами о капитальных вложениях предприятия вы можете в статьях:
Что такое инвестиции в основной капитал в бюджетном учреждении
БК РФ Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:
федеральных государственных учреждений стоимостью 3 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме правовых актов Правительства Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 22.12.2020 N 448-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
федеральных государственных учреждений стоимостью менее 3 миллиардов рублей принимаются в форме правовых актов Правительства Российской Федерации или в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в форме правовых актов федеральных органов исполнительной власти или иных организаций, осуществляющих в соответствии с настоящим Кодексом полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).
(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае принятия решений, предусмотренных настоящим пунктом, в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более информация о таких решениях направляется в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней со дня их принятия.
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 448-ФЗ)
3.1. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.
Порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Решения об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 222-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.
Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:
цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объема бюджетных ассигнований, предусмотренного соответствующему органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателю бюджетных средств, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;
положения, устанавливающие права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования в лице органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, государственных (муниципальных) контрактов;
ответственность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
положения, устанавливающие право органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных заключенным соглашением о передаче полномочий;
положения, устанавливающие обязанность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателя бюджетных средств.
Соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия органам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.
4.1. В случаях, определенных федеральными законами (за исключением федерального закона о федеральном бюджете), иными нормативными правовыми актами о создании публично-правовых компаний, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям может предоставляться право на заключение и исполнение от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственных контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), являющихся государственными заказчиками, передавших государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (за исключением бюджетных инвестиций в целях реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения указанных объектов), которые будут находиться в государственной собственности, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты капитального строительства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления за государственными учреждениями либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных унитарных предприятий, а также увеличением уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Полномочия государственного (муниципального) заказчика могут быть переданы федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующей передачей указанных объектов в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Указанные решения должны содержать информацию о юридических лицах, которым передаются полномочия государственного (муниципального) заказчика.
Передача объектов капитального строительства в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При передаче государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям или иным юридическим лицам полномочий, предусмотренных настоящим пунктом, на них распространяются положения, установленные пунктом 4 настоящей статьи для бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
5. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.
6. Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 406-ФЗ)
Инвестиции в основной капитал: общие положения
Инвестиции в основной капитал – это затраты на приобретение, воспроизводство и создание новых основных средств. Приобретение основных средств, числившихся на балансе других организаций на территории Республики Беларусь, не является инвестициями в основной капитал и не отражается в статистической отчетности, в том числе приобретение готового здания или объекта незавершенного строительства. В данном случае инвестициями будут являться не стоимость купленных объектов, а затраты организации по их дальнейшей модернизации, реконструкции и доведению до готовности.
Отчет представляют организации, осуществляющие инвестиционную деятельность, т.е. приобретающие оборудование, выступающие заказчиками по строительству объектов, а также выполняющие другие работы капитального характера.
В случае долевого строительства инвестиции в основной капитал отражает не дольщик, а организация-заказчик по строительству объекта, то есть та организация, которая получает разрешение на строительство, утверждает проектно-сметную документацию, заключает договор подряда со строительной организацией, подписывает акты выполненных работ, ведет бухгалтерский учет по объекту строительства и в конечном итоге вводит законченный строительством объект в эксплуатацию.
Статистическая отчетность по инвестициям в основной капитал представляется с момента начала их освоения, то есть поступления на склад оборудования, выполнения строительно-монтажных работ, а также прочих работ и затрат, которые впоследствии станут основными средствами.
Выполненные, но не оплаченные работы, являются инвестициями в основной капитал, а авансы и предоплата не являются инвестициями в основной капитал и в отчет не включаются.
Статистическая отчетность по инвестициям в основной капитал представляется по фактическому месту нахождения объекта инвестиционной деятельности (отдельно по каждой административно-территориальной единице); в городе Минске – по району фактической регистрации организации.
Основанием для отражения в статистической отчетности инвестиций в основной капитал являются документы первичного и бухгалтерского учета, а именно: товарно-транспортные накладные на получение оборудования, акты выполненных строительно-монтажных или иных специальных работ, подписанные заказчиком и подрядчиком, акты проектных организаций о выполнении проектно-изыскательских работ, другие документы, подтверждающие выполнение работ и нашедшие свое отражение на счетах бухгалтерского учета 07, 08, 97 (в части расходов будущих периодов) за отчетный период.
В статистическую отчетность включаются строительно-монтажные работы, выполненные в отчетном месяце, первичные учетные документы по которым подписаны не позднее срока представления отчета.
Инвестиции в основной капитал отражаются без учета НДС в том случае, если в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета организации НДС не увеличивает стоимость вводимых основных средств. Если НДС включается в стоимость основных средств, то и инвестиции в основной капитал отражаются с учетом НДС.
Оборудование, приобретаемое в финансовый лизинг, отражается, как и любое другое оборудование по мере поступления на место назначения и оприходования получателем.
Проценты по кредитам и положительные курсовые разницы отражаются в отчетности только до момента ввода объекта основных средств в эксплуатацию.
В статистических целях отрицательные курсовые разницы не уменьшают инвестиции в основной капитал.