сущность и классификация социально политических учений

История политических учений

сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений

сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений

сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.

Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:

Рассмотрим эти этапы.

1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.

У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название «легизм». Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

Характерные черты политических учений этого этапа:

Политические идеи Платона:

Аристотель, ученик и критик Платона:

· выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;

Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.

В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.

Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

3. Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами:

Особенности политических учений этого этапа:

4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:

Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле «царства разума» путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр.

В политической мысли это отразилось в виде концепций «просвещенного абсолютизма».

Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии.

5. Политические учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в.

Характерные черты политической мысли Нового времени:

6. Современные политические учения. Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.

Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

В этом периоде разрабатывались и развивались:

Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:

По уровню исследуемых объектов политики:

По политико-идеологической направленности:

По специфике предмета и объекта исследования:

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.

Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.

Источник

1. Понятие и структура социальнополитического учения

1. Понятие и структура социально-политического учения.

Политическое учение: 1) совокупность теоретических положений о политической жизни общества, политике, политической власти и политической деятельности; 2) система воззрений какого-либо ученого илимыслителя, относящаяся к политической сфере, взятой в целом.

Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но – это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

История учений о праве и государстве – это история возникновения и развития,

идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.

Для исследования политико-правовых учений применяются:

исторический метод, позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;

сравнительный метод, позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;

системный анализ, позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;

структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.

2. Критерии оценки и периодизации социально-политических учений.

Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов.

Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока – Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной.

2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений – домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма.

3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе ее лежала и концепция Э.Тоффлера[1], который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

История политических и правовых учений как самостоятельная юридическая дисциплина вместе с другими юридическими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук. И в ней, как и в других современных гуманитарных науках, используется — с учетом предметной специфики и особенностей целей и задач научного познания в области истории политических и правовых учений — богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительноисторического исследования.

Научная значимость и познавательная ценность применяемого метода определяются в конечном счете его эвристическим потенциалом, его способностью обогатить науку новым знанием об изучаемом объекте, выявить новые моменты в исследуемых явлениях и привести к более содержательному и более глубокому их пониманию.

Источник

История политических и правовых учений. Краткий курс

сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «История политических и правовых учений». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История политических и правовых учений. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2015

1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений. Место и роль истории политических учений в системе юридических наук

1. Важнейшей задачей истории политических и правовых учений является формирование представления об особенностях теоретического осмысления процесса создания государственного устройства, его структуры, правовых норм. Иногда политические и правовые учения оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики. История политических и правовых учений имеет мировоззренческую, образовательную, гуманитарную функции. Она затрагивает многие проблемы политики и права, а также ряд других вопросов, которые определяются междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений.

2. К предмету истории политических и правовых учений относится возникновение и последующий процесс развития мировоззрений о политике, праве и государстве. Рассматривая политико-правовые учения в их историческом развитии, можно ознакомиться с попытками преобразовать существующие общественные отношения, освободиться от устаревших норм или откорректировать их. Необходимо отметить, что история политических и правовых учений представляет собой процесс последовательного развития теоретических представлений, идей, постулатов и часто догматов.

3. В предмет истории политических и правовых учений входит исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве. Каждое политико-правовое учение содержит три составные части:

1) теоретическую (философскую или религиозную). Теоретическое основание находится в зависимости от форм общественного сознания, имеющихся на данный момент в обществе. В феодальной Европе, например, политико-правовые учения имели ярко выраженный теологический характер, поскольку мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;

2) категории и понятия, которые подразделяются на общепринятые и новые, введенные данным политико-правовым учением;

3) политико-правовую программу, в которой предлагаются пути реализации теоретических предложений, а также лучшего устройства анализируемых сфер общества. В этой части отражаются видение целей и задач государства, оценка существующего государственного механизма и права, а также интересы социальных групп общества, сословий и их отношение к вопросам права.

4. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью в тщательном обосновании значимости определенных проблем и необходимостью их теоретического анализа.

5. Важнейшая черта любого политико-правового учения — зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Изменения в структуре государственного механизма и соответствующих ему правовых основ воздействуют на концептуальные изменения в учениях о политике и праве.

6. Политико-правовые доктрины интересны как новый взгляд автора на ту или иную проблему современного ему общества. Они представляют собой результат интеллектуальной деятельности, произведенный с учетом мировоззренческих позиций определенного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях. Политико-правовые учения выполняют необходимые социальные функции. Они помогают различным социальным группам осознать свои интересы, реализовать их, а также ускорить процесс изменения политических и правовых институтов в обществе.

7. История политических и правовых учений включает определенные идеи, концептуальные подходы и ученые труды. Она представляет собой последовательное развитие теоретических воззрений и демонстрирует историческую преемственность. Изучение истории политических и правовых учений помогает анализировать прошлое для того, чтобы лучше понять настоящее, чтобы стать истинными гражданами, хорошо ориентирующимися в вопросах власти, государства и права.

8. История политических и правовых учений — самостоятельная научная и учебная дисциплина в области юридических наук и юридического образования. Данная дисциплина исследует историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также занимается изучением политических и правовых теорий.

9. В современном политико-правовом знании огромное место принадлежит правовым и политическим учениям прошлого. Существует взаимосвязь политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс государствоведения и правоведения. Для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке необходим юридический подход к истории политической и правовой мысли. Политические явления в их взаимодействии с правом, их существование в системе определенного правопорядка являются предметом изучения юридической науки в целом.

10. В разные эпохи и у разных авторов сущность терминов «политическое» и «государственное» различалась.

11. Аристотель, к примеру, считал, что люди умственно и нравственно развитые, будучи свободными, могут организовать совместную общественную жизнь на политических началах. Именно способность организовать общественную жизнь характеризует человека как политическое существо. Политией он называл лучшую, на его взгляд, форму правления. В древнеримских источниках большое внимание уделялось государственным аспектам общественного устройства, должностным лицам и их полномочиям, публично-правовым моментам политической жизни. Представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным» сохранилось до настоящего времени.

12. История политических и правовых учений освещает правовую мысль прошлого в виде теоретических концепций права и законодательства. В них раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни, которые, в свою очередь, характеризуют правовое и политическое состояние общества в целом. История политических и правовых учений изучает не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. В этом состоит своеобразие предмета истории политических и правовых учений.

13. История политических и правовых учений занимается изучением закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве. Она исследует историю политико-правовых теорий. Закономерности развития политической идеологии имеют общие основания с закономерностями развития государственно-правовой жизни, но они не идентичны. История политических и правовых учений учит сопоставлять различные взгляды и направления правовой и политической мысли, анализировать альтернативные взгляды и теории и уважать разную теоретическую мысль времен и эпох.

Источник

Социально-политические учения

сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений

сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений

сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений

Изменения в экономической и политической жизни страны, сдвиги в общественной психологии различных социальных слоев, происходившие в VII—IV вв. до н.э. во всех китайских государствах, не могли не оказать определенного влияния на развитие общественно-политической и философской мысли. Для подавляющего большинства китайских мыслителей характерно увлечение политическими теориями, проблемами управления государством и народом. Отец великого историографа Сыма Цяня, Сыма Тань, бывший придворным историком и астрологом, отмечал, что представители всех основных философских школ — конфуцианцы, монеты, легисты, даосы, логики и натурфилософы — занимались проблемами управления государством. Многие из них пытались даже создать свою собственную концепцию государственного управления. Наиболее плодотворными в этом отношении оказались усилия двух школ — конфуцианской и легистской, противоположных по своим методам, но стремившихся к одной цели — идеологическому обоснованию сильного централизованного государства. Именно их идеологи оказали решающее влияние на формирование теории государства и права, теории, на основании которой строилась практика государственного управления страной вплоть до XX в.

Конфуций (551—479 гг. до н.э.) принадлежит к числу выдающихся мыслителей древнего мира. Его учение изложено в трактате «Луньюй» («Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический характер. Центральное место в концепции Конфуция занимает учение о человеколюбии— жэнь, а также о благородном человеке — цзюньцзы. Конфуций придавал очень большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели. Благородный муж у Конфуция — образец поведения, человек, которому должны подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать цзюньцзы, все зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный муж. Когда же Конфуция спросили, каким должен быть благородный

муж, он привел в качестве примера Кун Вэнь-цзы — одного из представителей аристократии царства Вэй. Конфуций сказал, что Кун Вэнь-цзы был умен и любил учиться, отличался скромностью и не стыдился спрашивать у нижестоящих о том, чего не знал. Существенную роль в учении Конфуция играет концепция о ли— системе моральноэтических принципов, норм поведения, которые должны соблюдать все жители Поднебесной. Носителем всех этих норм поведения, естественно, является благородный муж. Учение о ли и цзюнъцзы взаимосвязано. «Благородный муж, — учил Конфуций, — беря за основу своей деятельности справедливость, приводит ее в соответствие с [принципами] „ли»». Значение понятия ли весьма объемно: сюда входит почитание предков, и особенно родителей, — сяо (сыновнее почтение); человеколюбие, и прежде всего любовь к родственникам, — жэнъ; уважение к старшим и подчинение им; честность, искренность; стремление к внутреннему самосовершенствованию и т. п.

Морально-этические принципы создавались Конфуцием с учетом норм поведения, существовавших в общинах. Однако нормы поведения, интерпретированные Конфуцием, были шире норм обычного права и заключали ряд новых существенных моментов. Представление о почитании старшего поколения отцов, бытовавшее в общинах, было вынесено Конфуцием за рамки этих социальных ячеек и перенесено на общество в целом. Согласно его схеме, правитель возвышался всего лишь на несколько ступенек над главой большой семьи. Это должно было оказать реальное воздействие на общинников, ибо Конфуций вводил правителя в круг их обычных представлений. Для того чтобы представить реальное значение известного изречения Конфуция о том, что «правитель должен быть правителем», целесообразно привести весь текст беседы: «Циский правитель Цзингун спросил Конфуция о хорошем управлении. Конфуций ответил: „Правитель должен быть правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». „Замечательно!— воскликнул Цзингун. — В самом деле, коль правитель не будет правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, то, если даже у меня будет просо, смогу ли я его съесть?»». Внутриобщинное деление Конфуций переносил в социальную сферу.

сущность и классификация социально политических учений. Смотреть фото сущность и классификация социально политических учений. Смотреть картинку сущность и классификация социально политических учений. Картинка про сущность и классификация социально политических учений. Фото сущность и классификация социально политических учений

Конфуций придавал очень большое значение нормам поведения. Он говорил: «[Человеку] нельзя смотреть на то, что противоречит „ли», нельзя слушать то, что противоречит „ли», нельзя говорить то, что противоречит „ли»». На смену обычному праву и нарождающемуся законодательству Конфуций стремился поставить реконструированные им нормы поведения. Все управление страной и народом должно было осуществляться на основании ли: «Если руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи „ли», то у него будет чувство стыда и он исправится». Признавая верховную власть правителя, Конфуций в то же время был противником деспотической формы правления, он стремился ограничить права царя всесильным чиновничеством. Конфуциански образованные сановники, составлявшие ближайшее окружение царя, должны были следить за соблюдением правителем принципов ли.

Конфуций привлек на службу своей теории традиционное верование китайцев в божественную силу Неба. Культ Неба зародился в Китае в середине периода Чжоу. Вначале он сосуществовал с культом тотемного первопредка династии Инь — Шанди, впоследствии сменил Шанди и стал единственной верховной божественной силой. Наместником Неба на земле был Сын неба — чжоуский правитель. Ко времени Конфуция пошатнулась и вера в Небо. Конфуций приложил много уси-

лий к тому, чтобы восстановить эту веру. В его учении Небу отведена особая роль; оно выступает в качестве высшей направляющей силы, от которой зависит судьба всех жителей Поднебесной, от простого общинника до правителя. «Тот, кто не постиг веления Неба, не может стать благородным мужем». Постичь веления Неба суждено не каждому, для этого нужно обладать знаниями и соблюдать ли. Конфуций не верил в разум простого народа и его способность к приобретению знаний: «Народ можно заставить следовать должным путем, но нельзя заставить его понять, почему». Он не допускал и мысли о том, что простой люд может осознанно воспринять учение о Небе: «Низкий человек не способен познать веление Неба и не боится его, он презирает великих людей и оставляет без внимания речи совершенномудрых». В роли земных интерпретаторов небесной воли выступали отныне лишь благородные мужи, т. е. прежде всего аристократы и те, кто овладел принципами ли. Конфуций превратил Небо в стража основных догматов своей теории. Небо знает, кто и как претворяет учение о ли. Ведь именно Небо помогает людям познать этические нормы и полностью овладеть ими; именно благосклонность Неба помогает правителю стать благородным мужем. Горе тому правителю, которого оставило Небо,— это значит, что небесный отец покинул своего неблагодарного сына. В представлении общинников, поклонявшихся предкам и почитавших старшее поколение, отречение отца от сына было самым тяжким наказанием. От такого сына отворачивалась вся община и он превращался в изгоя.

Поскольку волю Неба, выражавшуюся через различные природные явления, могли постичь и объяснить народу помимо правителя лишь конфуциански образованные сановники, их роль в политической жизни страны неизмеримо возрастала. Фактически правитель попадал под контроль своих же сановников; в случае какого-нибудь крупного конфликта ничто не мешало им, выгодно истолковав любое явление природы (появление кометы и т. п.), выдать его за глас Неба и пустить в народе слух о недовольстве Неба правителем. Учение Конфуция, и в первую очередь концепция Неба и благородного мужа, с помощью которой он пытался ограничить права правителя, выражало интересы наследственной аристократии и нарождавшейся бюрократии. Именно поэтому конфуцианство воспринималось раньше всего в тех царствах, где власть правителя была все еще слаба.

утопию о будущем совершенном государстве и обществе. Можно выделить следующие восемь основных принципов, на которых покоилась утопия Моцзы: 1) «всеобщая любовь и взаимная выгода», 2) «против нападения», 3) «против судьбы», 4) «воля Неба», 5) «почитание мудрости», 6) «почитание единства», 7) «за бережливость» и «против музыки», 8) «награды и наказания».

По мнению Моцзы, все несчастья и беспорядки в мире происходят из-за отсутствия взаимной любви. Когда люди научатся одинаково относиться друг к другу независимо от положения в обществе и социального происхождения, когда «всеобщая любовь восстановит равенство между людьми», то в мире наступит счастье и покой. Развивая принцип «всеобщей любви», Моцзы выступил против захватнических войн, которые вели правители царств. Он осуждал грабительские походы, приводившие к гибели сотен тысяч людей и истощению ресурсов страны. В то же время Моцзы признавал необходимость оборонительных войн и укрепления обороны городов.

Моцзы и его последователи критиковали конфуцианское учение о судьбе, отрицая самый факт ее существования. Тем самым они выступали против конфуцианской концепции незыблемости привилегий аристократии, ниспосланных ей якобы самой судьбой. Моцзы принадлежит идея активной деятельности человека, творящего свою судьбу. Трактовка понятия судьбы тесно связана с моистским представлением о «воле Неба». В отличие от конфуцианцев, обожествлявших Небо и сделавших его творцом и стражем своих социально-этических принципов, Моцзы относился к традиционной вере в «волю Неба» весьма скептически. «У меня воля Неба, — писал Моцзы, — подобна циркулю колесника и угломеру плотника». Наделяя «Небо» этическими принципами своего учения, Моцзы использовал его для создания некоторых своих теоретических положений.

Моистский принцип «почитания мудрости» также носил антиконфуцианский характер. Моцзы считал, что основным критерием при назначении на административные посты должны быть не родовитость, а знание и компетентность соискателя: «Если земледелец, ремесленник или торговец проявит недюжинные способности, то его должно выдвинуть, наделить высоким рангом и жалованьем, дать ему дело соразмерно его способностям и выделить ему в подчинение людей». Принцип «почитания мудрости» оказал существенное влияние на развитие китайской государственности, он оказал влияние на формирование качественно новой административной структуры, основанной на социальной мобильности. Выдвигая новый критерий социальной ценности человека (почитание мудрости), Моцзы фактически уравнивал в правах знать и простой люд. Эта идея нашла свое развитие в принципе «почитания единства». Моцзы считал, что в государстве не должно быть противоречия между властью и народом, обе стороны должны заботиться об общих интересах. Утопическую идею «единства» администрации и народа он мыслил осуществить путем унификации взглядов, предоставляя администрации решающее право определения «правильных воззрений». «Услышав о хорошем или плохом, необходимо сообщить об этом уездному начальнику, и то, что он найдет правильным, все должны признать правильным, а то, что он признает неправильным, все должны признать неправильным». Моистский принцип «почитания единства» оказал двоякое влияние на развитие общественно-политической мысли древнего Китая. Идея «единства взглядов» породила концепцию насильственной унификации мышления народа, получившую наиболее полное выражение у легистов, а представление о равенстве людей опло-

дотворило учение датун («великое единство») об обществе с уравнительным распределением всех благ. Это учение пользовалось большой популярностью в крестьянской среде в течение многих веков.

Моистская идея равенства людей была несовместима с делением общества на знатных и бедных, поэтому Моцзы так решительно осуждал роскошь, излишние траты на пышные похороны, ритуальную музыку и т. п. Моцзы, по-видимому, понимал, что его общество возможно лишь в том случае, если у правителя будут надежные рычаги власти, с помощью которых он сможет осуществлять управление. Такими рычагами власти он считал «награды и наказания». Материальное поощрение «знающих» и наказание «неумелых» должно было способствовать нормальному функционированию государственной машины и воспитанию народа в духе моистских принципов. Учение Моцзы было не лишено противоречий, в частности, стремление к увеличению окладов компетентных администраторов не согласовалось с его заявлением о равномерном удовлетворении потребностей людей. Моцзы интересовали не только политические, но и философские проблемы. Так, в тексте трактата «Моцзы» рассматриваются некоторые проблемы логики и гносеологии. Монеты признавали существование объективной действительности, полагая, что источником познания являются чувственные восприятия. Моцзы может быть отнесен к числу ранних представителей материалистического эмпиризма.

Развитие другой крупной политической школы — сторонников закона (фацзя), или легистской, — связано с именем Шан Яна — сановника царства Цинь. Основные положения легизма изложены в трактате Шан Яна «Шанцзюньшу» («Книга правителя области Шан»). Учение легистов было направлено против пережитков родовых отношений. Оно открывало путь развитию классов и усилению царской власти. Это учение имело ярко выраженный антиконфуцианский характер. В легизме можно выделить две программы переустройства страны — экономическую и политическую.

Многие древнекитайские философы и политические деятели связывали экономическое благосостояние государства с развитием земледелия. В учении легистов сельское хозяйство приобрело особую роль, так как бюрократический аппарат, находившийся целиком на содержании казны, должен был в десятки раз повысить расходы царского двора. Кроме того, без создания больших запасов продовольствия невозможно было вести захватнические войны.

Шан Ян убеждал правителя любыми средствами приостановить процесс разорения и бегства земледельцев, ибо сокращение числа свободных земледельцев-общинников вело к уменьшению числа воинов и оскудению доходов царской казны. Легисты пытались привлечь обедневших общинников к обработке бесхозных, целинных земель.

Среди серии мер, направленных на увеличение доходов царской казны, особые надежды Шан Ян возлагал на официальную торговлю государственными должностями и рангами знатности. Покупка должностей и рангов знатности открывала доступ в новый привилегированный слой прежде всего богатым общинникам. Освободившись от налогов и повинностей с помощью единовременного взноса зерном, они могли в дальнейшем беспрепятственно и в более благоприятных условиях расширять свои земельные владения, используя труд безземельных и малоземельных общинников. Значительное место в экономической программе легистов уделялось и торговле, однако она рассматривалась, главным образом, в связи с пагубным влиянием на сельское хозяйство, поэтому легисты выступали за контролируемое развитие торговли. Представи-

тели легистской школы разрабатывали концепцию регулирующей роли государства в стабилизации рыночных цен. Они полагали, что государственный контроль над ценами и разумная политика государственных закупок смогут пресечь деятельность ростовщиков и купцов, наживавшихся на искусственном изменении цен. Выдвигая целый ряд ограничительных мер (запрещение частной торговли зерном и т. п.), легисты стремились замедлить темпы развития торговли. Предложение Шан Яна о введении государственной монополии на разработку естественных богатств и передачу доходов правящему дому способствовало укреплению экономических позиций царской семьи.

Легисты стремились к созданию деспотической государственной организации, основанной на принципе строжайшего подчинения, не прикрытого никакими патриархальными покровами. Как и конфуцианцы, они знали только одну форму власти — монархическую. Но легисты придерживались совсем иных взглядов на методы управления народом и на ту роль, которую суждено играть закону и правителю в делах государственных. Полемизируя с конфуцианцами, Шан Ян критиковал образ гуманного правителя как нечто нереальное. По его мнению, гуманный царь не в состоянии управлять государством и не способен навести порядок в собственной стране. «Человеколюбивый, — говорится в „Шанцзюныпу», — может быть человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить людей быть человеколюбивыми; справедливый может любить других людей, но он не может заставить людей любить друг друга. Отсюда становится ясным, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно для того, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной».

Введение единых законов способствовало установлению нового типа связи правитель — общинники с помощью государственного аппарата. Этот тип связи ущемлял права не только аристократии, но и органов общинного самоуправления. Отношению советов старейшин к новым законам Шан Ян уделял особое внимание. Понимая, что жизнеспособность законов во многом зависит от того, как воспримут их на местах, Шан Ян советовал правителю учитывать обычаи народа при

создании законов. Он считал необходимым сохранить за общиной некоторые ее традиционные права и привилегии, что должно было придать учению Шан Яна особую стойкость.

Основными и наиболее почитаемыми слоями общества были объявлены земледельцы и воины. Однако легисты понимали, что без исполнительного аппарата вся их стройная система может повиснуть в воздухе. Большую роль они отводили служилому сословию, пытаясь создать новый тип чиновника, обязанного всем своим благополучием государю, а следовательно, заинтересованного в упрочении новой системы управления. Отмена сословной ограниченности при выдвижении на административные посты и провозглашение принципа равных возможностей позволили бы создать жизнеспособный государственный организм. Именно легистское учение открывало широкий простор для социальной мобильности, в этом отношении оно выгодно отличалось от учения Конфуция, который был противником социальных перемещений. Призывая к борьбе со «злостными» чиновниками и введению строгого надзора за действиями администрации, легисты стремились ограничить деятельность всех чиновников — независимо от занимаемых ими постов — исполнительными функциями. Выступая против сословной ограниченности, Шан Ян с помощью своей системы рангов знатности создавал привилегированный слой, который должен был сцементировать государство Шан Яна.

Однако у легистов имелся серьезный теоретический просчет: они недооценивали возможности и роль чиновничества в жизни деспотического государства. Шан Ян полагал, что с помощью различных превентивных мер ему удастся удержать чиновничество на положении послушного орудия всесильного правителя. Но по мере укрепления позиций бюрократии ее роль и особенно роль ее высшего звена в решении государственных дел должна была неизмеримо возрасти. Легисты строили свое учение на утопической мысли, что людей и едва ли не все общество можно перевоспитать, лишив его духовных ценностей.

Легисты были носителями интересов богатых общинников, особенно той прослойки, которая не была связана кровными узами с аристократией. Это было единственное политическое учение, которое в большей или меньшей степени выражало интересы торгово-ростовщических слоев и рабовладельцев.

Многолетняя дискуссия легистов и конфуцианцев, а главное — практическое осуществление легистских концепций в период реформ Шан Яна наглядно продемонстрировали «положительные» и «отрицательные» стороны обоих учений. Многим политическим деятелям того времени становилось все более ясным, что без претворения основных легистских концепций невозможно дальнейшее совершенствование государственной системы. Полное игнорирование легистских концепций, наблюдаемое в учениях Конфуция и Мэнцзы (прибл. 371—289 гг. до н.э.), могло привести к политическому банкротству конфуцианства. Не случайно Сыма Цянь в биографии конфуцианца Мэнцзы подвел следующий итог его деятельности: «Мэн Кэ (т. е. Мэнцзы) проповедовал добродетель. и те, к кому он приходил, его не слушали».

Значительную роль в исходе ожесточенной полемики конфуцианцев с легистами суждено было сыграть Сюньцзы (прибл. 289—238 гг. до н. э.), который сумел вывести конфуцианство из тупика. Он был первым конфуцианцем, попытавшимся синтезировать легизм и конфуцианство в единое учение, заложив тем самым предпосылки для создания качественно нового конфуцианства. Сюньцзы заимствовал у Шан Яна концепцию закона, учение о наградах и наказаниях и, нако-

нец, концепцию равных возможностей в привлечении людей на государственную службу и продвижении по служебной лестнице. Стремясь сблизить легистский закон с конфуцианскими нормами поведения (ли), Сюньцзы предложил некоторую конфуцианизацию закона, оградив фактически чиновников и конфуцианских ученых от действия закона о наказаниях. Из школы Сюньцзы, представлявшей качественно новое конфуцианство, вышел еще один выдающийся теоретик легизма — Хань Фэй-цзы (прибл. 288—233 гг. до н.э.). Подобно своему учителю, Хань Фэй-цзы заимствовал у Шан Яна концепцию равных возможностей, учение о всесильности закона; концепцию наград и наказаний как основной метод управления народом; учение о примате земледелия и войны над всеми другими занятиями и др. Столетнее функционирование бюрократического аппарата, созданного Шан Яном, породило новую проблему: правителю становилось все труднее управлять чиновниками. И Хань Фэй-цзы сосредоточил все свои силы на разрешение этой сложной проблемы. Хорошо зная нравы служилой бюрократии, Хань Фэй-цзы советовал правителю быть скрытным, иногда даже прикинуться глупым; постоянно поддерживать в чиновничьей среде атмосферу подозрительности и взаимного недоверия; умышленно раскалывать эту среду на противоборствующие группировки и тем самым регулировать равновесие сил и т. д. Хань Фэй-цзы известен в истории легизма как крупный знаток искусства управления государственным аппаратом.

В период Чуньцю и Чжаньго возникло еще одно крупное этикофилософское течение — даосизм, — выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии. Концепции даосов изложены в основном даосском каноне «Даодэцзин», а также в трактатах «Чжуанцзы» и «Лецзы». В «Даодэцзине», составленном последователями основателя даосизма Лаоцзы (прибл. VI в. до н. э.) в IV—III вв. до н. э., дается развернутое обоснование существования объективного всеобщего закона природы, именуемого термином дао — путь. «Дао, — читаем мы в „Даодэцзине», — глубокая основа всех вещей». «Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности». Наивно-материалистическим идеям даосов были присущи элементы стихийной диалектики: «Противоположность есть действие дао, слабость есть свойство дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии». Адепты даосизма полагали, что природе свойствен закон перехода одной противоположности в другую: «Одни существа идут, другие следуют за ними; одни расцветают, другие высыхают; одни укрепляются, другие слабеют; одни создаются, другие разрушаются». «Неполное становится полным, кривое становится прямым; пустое становится наполненным, ветхое сменяется новым». Ту же закономерность распространяли они и на человеческое общество: «Кто многое сберегает, — говорится в „Даодэцзине», — тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки».

литические взгляды даосов отражали настроения бедных общинников, страдавших от эксплуатации крупных земельных собственников и от чрезмерных государственных повинностей. Призывы даосов к отрешению от мирской суеты способствовали развитию института отшельничества.

Элементы мистицизма, представленные наиболее ярко в трактате «Чжуанцзы», концепция достижения бессмертия, а также принцип увэй позднее способствовали превращению даосизма в религию, ставившую своей целью поиски средств к долголетию и бессмертию. Социально-политические воззрения ранних даосов оказали большое влияние на формирование крестьянских утопий.

Одним из крупных мыслителей древнего Китая, примыкающим по своим воззрениям к даосам, был вольнодумец-материалист Ян Чжу (IV в. до н. э.). Он отрицал культ предков, существование загробного мира и бессмертие души. Ян Чжу доказывал, что живое существо подобно огню: когда оно умирает, не остается ничего, кроме тлена, подобно тому как пепел остается после огня. В своей этической концепции, отвергавшей конфуцианские ограничения личности, он провозгласил эпикурейство краеугольным камнем своей «жизненной» философии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *