Класс компенсирующего обучения что это

Примерное положение о классе (классах) компенсирующе-

Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это

Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это

Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это

го обучения в общеобразовательных учреждениях*

Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенсирую­щие классы) создаются в общеобразовательных учреждениях в соот­ветствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», прин­ципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.

Цель организации компенсирующих классов — создание для де­тей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обуче­ния, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образова­тельного учреждения.

В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).

Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в образо­вательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформирован­ности психологических (включая общую личностную незрелость) и пси­хофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогичес­кой запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, не­грубые нарушения внимания и целенаправленности и т. п.).

Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию не­достатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регу­ляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-пси­хического здоровья указанной категории обучающихся.

II. Организация и функционирование компенсирующих классов

2.1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходи­мыми для работы кадрами, и открываются общеобразовательным уч­реждением по предложению совета этого учреждения.

2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по ре­зультатам проводимой перед поступлением в общеобразовательное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению по ос­новным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низ­кий уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.

Показания к отбору детей в указанные классы определены Реко­мендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классе (классах) компен­сирующего обучения в общеобразовательных учреждениях).

2.3. Компенсирующие классы создаются, как правило, для обуча­ющихся на ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы компенсирующие классы работали в режиме продленного дня. Сроки для освоения программ по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального общего образования.

2.4. Отбор детей компенсирующие классы на основе психолого-педагогического диагностирования осуществляется психолого-педа­гогичес- ким консилиумом и оформляется его решением. Психолого-педагогичес- кий консилиум создается в образовательном учреждении приказом директора. В состав психолого-педагогического консили­ума входят заместитель директора по учебно-воспитательной рабо­те, учителя компенсирующих классов, другие опытные педагоги, пе­диатр, учитель-логопед, психолог и другие специалисты. Специали­сты, не являющиеся работниками данного учреждения, привлекаются для работы в психолого-педагогическом консилиуме на договорной основе.

Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.

При наличии соответствующих условий функции психолого-педа­гогических консилиумов могут осуществляться районными (городс­кими) психологическими службами, реабилитационными центра­ми для детей и подростков, психолого-медико-педагогическими кон­сультациями.

2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей проводит­ся в следующем порядке:

а) организация сбора информации о поступающих в школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готов­ности к обучению;

б) специальное диагностирование детей с низким уровнем готов­ности к обучению, ориентированное на определение степени и струк­туры школьной незрелости и ее вероятных причин;

в) проведение при необходимости сбора дополнительной диагнос­тической информации о детях в период их первичной адаптации в образовательном учреждении (в течение первого полугодия) на основе углубленного экспериментально-психологического исследования, проводимого психологом.

2.6. Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 9-12 человек. Наполняемость классов компенсирующего обучения в малокомплектных сельских и национальных общеобразовательных учреждениях устанавливается с учетом условий их работы.

2.7. Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих классах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целесооб­разны организация дневного сна, двухразовое питание, необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.

2.8. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных пред-

метов в компенсирующих классах, по решению психолого-педагогичес- кого консилиума переводятся в соответствующий класс обще­образовательного учреждения, работающий по основным общеобра­зовательным программам.

2.9. При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке на-правляются на медико-педагогическую комиссию (психолого-ме­дико-педагогическую консультацию) для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляется в течение первого года обучения.

2.10. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районных (городских) методических кабинетов,
специалисты институтов повышения квалификации работников об­разования, институтов усовершенствования учителей.

III. Организация образовательного процесса в компенсирующих классах.

3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенси­рующих классах разрабатываются на базе основных общеобразователь-­
ных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной час­тью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.

3.2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводят учитель, воспитатель, учитель-логопед, психолог. В обязанности учи­те- ля-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, про­ве- дение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них,
которые имеют нередко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопе­дических занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.

3.3. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследова­ния детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особен­ности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направлен­ные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям.

Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с пси­хологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.

3.4. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в раз­
витии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных про­грамм, показатели функционального состояния их здоровья фиксиру­ются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.

IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
компенсирующих классов

4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитатели (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие, как правило, специальную подготовку для работы по соответствующим программам.

4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с воспитателями, могут привлекаться учителя на условиях дополнительной оп­латы. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-педагогическим консилиумом.

4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися компенси­рующих классов привлекаются специалисты, не работающие в дан­ном образовательном учреждении, на договорной основе.

4.4. Для работы компенсирующих классов в режиме продленного дня оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха и дневного сна.

4.5. Дополнительные расходы, связанные с открытием и содержа­нием компенсирующих классов, могут производиться в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда).

V. Функции руководителей учреждения и учителей компенсирую­щих классов.

5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечива­ет создание необходимых условий для работы компенсирующих клас­сов, осуществляет контроль за их работой, несет ответственность за компле-ктование.

5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе орга­низует работу психолого-педагогического консилиума, оказывает си­стематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует результаты обучения.

5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят си­стематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявле­ния их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.

Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это Приложение к Примерному положению о классах

компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях

Источник

ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение

ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение

Классы компенсирующего обучения создаются для детей «группы риска» (в основном это дети с задержкой психического развития конституционального, психогенного, соматогенного происхождения). Такие классы создаются (с 1992 г.) на начальной ступени обучения в двух вариантах: 1-3-й (3 года обучения) и 1-4-й классы.

Особенности процесса обучения определяются характером заболевания детей. Основная категория учеников в классах компенсирующего обучения – дети с задержкой психического развития (ЗПР). ЗПР – это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития (задержка темпа психического развития), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка. Причинами возникновения ЗПР являются:

1) органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера, в связи с патологией беременности и родов;

2) хронические соматические заболевания;

3) конституциональные (наследственные) факторы;

4) неблагоприятные условия воспитания (плохой уход, безнадзорность и др.).

Международные классификации болезней 9-го и 10-го пересмотра дают более обобщенные определения этих состояний: «специфическая задержка психического развития» и «специфическая задержка психологического развития», включающие парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков (чтение, письмо, счет). В связи с этим необходима разработка особых учебников, особых методов и видов обучения и т. п.

Важно, чтобы ЗПР у ребенка была выявлена на самом раннем этапе его развития. Диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны на ранних сроках в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада.

Классы компенсирующего обучения не подходят для детей, больных олигофренией. Есть существенное отличие ЗПР от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т. е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений.

Виды коррекционной помощи, характерные для классов компенсирующего обучения:

1) актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций;

2) организация внимания и усиление речевого контроля;

3) уменьшение объема и темпа работы;

4) формирование произвольных форм деятельности;

5) тренинг функционально – незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухоречевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т. д.).

Дети зачисляются в подобные классы только с согласия родителей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям

ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение

ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.Основы теории

ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение

ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение Блочно-модульное обучение – метод обучения, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключается в модули.Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала,

ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение

ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение Программированное обучение представляет собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью информационных средств.Теория программированного обучения

ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей

ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей Сам термин «трудный ребенок» может быть понят неоднозначно, он имеет по крайней мере два значения.К категории «трудных» детей относят учащихся с неблагоприятными семейными условиями жизни.К категории «трудных» детей относят

ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей

ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей Обучение одаренных, талантливых детей – одно из направлений дифференциации образования, главная цель которого – исследование и поощрение обучения людей с особыми способностями.В понятие «одаренный ребенок» включаются следующие

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе Оценка – это процесс сравнения знаний, умений и навыков с эталонами, предусмотренными учебной программой. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.Основные недостатки отметочного

ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение

ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение Дистанционное обучение – это обучение, в ходе которого отсутствует непосредственный личный контакт между преподавателем и обучаемым.Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для получения

Обучение

ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ Мне всегда казалось интересным, что, когда люди спорят о чем-то, не имеющем значения, они говорят:»Это академично». Джона Гриндера и меня принудили оставить преподавание в Калифорнийском Университете, потому что мы учили старшекурсников делать в жизни разные

ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ Здоровый ребенок. Он проявляет интерес ко всем сторонам жизни. Это самый любопытный ребенок среди других, он доводит взрослых до изнеможения своими «почему?»Родители видят яркий интеллект циклотимического ребенка, его способность легко усваивать информацию,

ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ Маленький эпилептоид не обладает ни блестящим интеллектом шизоида, ни гибким умом циклотимика. Соображает он медленно, неторопливо. Если он не может понять какого–то факта, то сразу начинает сердиться. Часто он тугодум.Учиться ему нелегко, и без помощи

4. Обучение

4. Обучение Дорога к незаурядности не требует от вас финансовых затрат (за исключением цены этой книги). Пусть у вас несколько монет в кармане или вы владеете бизнес-империей в миллиарды долларов – эта дорога все равно открыта для вас.Но совсем без затрат не обойтись; вам

Источник

ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение

Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это

Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это

Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это

Классы компенсирующего обучения создаются для детей «группы риска» (в основном это дети с задержкой психического развития конституционального, психогенного, соматогенного происхождения). Такие классы создаются (с 1992 г.) на начальной ступени обучения в двух вариантах: 1-3-й (3 года обучения) и 1-4-й классы.

Особенности процесса обучения определяются характером заболевания детей. Основная категория учеников в классах компенсирующего обучения – дети с задержкой психического развития (ЗПР). ЗПР – это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития (задержка темпа психического развития), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка. Причинами возникновения ЗПР являются:

1) органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера, в связи с патологией беременности и родов;

2) хронические соматические заболевания;

3) конституциональные (наследственные) факторы;

4) неблагоприятные условия воспитания (плохой уход, безнадзорность и др.).

Международные классификации болезней 9-го и 10-го пересмотра дают более обобщенные определения этих состояний: «специфическая задержка психического развития» и «специфическая задержка психологического развития», включающие парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков (чтение, письмо, счет). В связи с этим необходима разработка особых учебников, особых методов и видов обучения и т. п.

Важно, чтобы ЗПР у ребенка была выявлена на самом раннем этапе его развития. Диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны на ранних сроках в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада.

Классы компенсирующего обучения не подходят для детей, больных олигофренией. Есть существенное отличие ЗПР от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т. е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений.

1) актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций;

2) организация внимания и усиление речевого контроля;

3) уменьшение объема и темпа работы;

4) формирование произвольных форм деятельности;

5) тренинг функционально – незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухоречевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т. д.).

Дети зачисляются в подобные классы только с согласия родителей.

Источник

Классы компенсирующего обучения

Смотреть что такое «Классы компенсирующего обучения» в других словарях:

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ — (коррекционные классы, классы выравнивания) классы для детей с выраженными психическими и физическими отклонениями, создаваемые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации,… … Педагогический словарь

Образовательные учреждения Кирово-Чепецка — Содержание 1 Высшее образование 1.1 Филиал ВятГУ 1.2 Филиал ВГГУ … Википедия

Задержка психического развития (ЗПР) — вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ( задержка темпа психического развития ), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально волевой сферы и интеллектуальной… … Педагогический терминологический словарь

Школа № 54 (Тула) — Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 54 включена в состав объектов муниципальной собственности г. Тулы в соответствии с решением 9 ой Сессии 21 го созыва Тульского Областного Совета народных… … Википедия

Академическая задолженность — неудовлетворительный результат аттестации учащегося по к. л. учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. А.з. ликвидируется в течение следующего учебного года. На ступенях начального общего и основного общего образования… … Педагогический терминологический словарь

Образовательные программы — документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. В Рос. Федерации О.п. подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Осн. задачи О.п.: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в … Педагогический терминологический словарь

Слух — способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит речевое общение между людьми, воспринимается речь, другая звуковая информация. Орган С. ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела звукопроводящий… … Педагогический терминологический словарь

Список школ Москвы — Содержание 1 Классификация 2 Сокращения 3 Прогимназии … Википедия

Школы Москвы — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Источник

Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях

Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть фото Класс компенсирующего обучения что это. Смотреть картинку Класс компенсирующего обучения что это. Картинка про Класс компенсирующего обучения что это. Фото Класс компенсирующего обучения что это

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССЕ (КЛАССАХ) КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 № 000

Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенсирующие классы) создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании, принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.

Цель организации компенсирующих классов — создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).

Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированности психологических (включая общую личностную незрелость) и психофизических предпосылок образова­тельной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т. п.).

Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ

2:1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются общеобразовательным учреждением по предложению совета этого учреждения.

2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам проводимой перед поступлением в общеобразовательное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.

Показания к отбору детей в указанные классы определены Рекомендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях).

2.3. Компенсирующие классы создаются, как правило, для обучающихся на ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы компенсирующие классы работали в режиме продленного дня. Сроки для освоения программ по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального общего образования.

2.4. Отбор детей в компенсирующие классы на основе психолого-педагогического диагностирования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом и оформляется его решением. Психолого-педагогический консилиум создается в образовательном учреждении приказом директора. В состав психолого-педаго­гического консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классов, другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, психолог и другие специалисты. Специалисты, не являющиеся работниками данного учреждения, привлекаются для работы в психолого-педа­гогическом консилиуме на договорной основе.

Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.

При наличии соответствующих условий функции психолого-педагогических консилиумов могут осуществляться районными (городскими) психологическими службами, реабилитационными центрами для детей и подростков, психолого-медико-педагогическими консультациями.

2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится в следующем порядке:

а) организация сбора информации о поступающих школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;

б) специальное диагностирование детей с низким уровнем готовности к обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной незрелости и ее вероятных причин;

в) проведение при необходимости сбора дополнительной диагностической информации о детях в период их первичной адаптации в образовательном учреждении (в течение первого полугодия) на основе углубленного эксперементально-психологического исследования, проводимого психологом.

2.6. Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 9—12 человек. Наполняемость классов компенсирующего обучения в малокомплектных сельских и национальных общеобразовательных учреждениях устанавливается с учетом ус­ловий их работы.

2.7. Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих классах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целесообразны организация дневного сна, двухразовое питание, необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.

2.8. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных (предметов в компенсирующих классах, по решению психолого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобразовательным программам).

2.9. При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются на медико-педагогическую комиссию (психолого-медико-педагогическую консультацию) для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляемся в пределах первого года обучения.

2.10. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районных (городских) методических кабинетов, специалисты институтов повышения квалификации работников образования, институтов усовершенствования учителей.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССАХ

3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.

3.2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводят учитель, воспитатель, учитель-логопед, психолог. В обязанности учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.

3.3. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы,

формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям.

Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.

3.4. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.

IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ

4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитатели (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие, как правило, специальную подготовку для работы по соответствующим программам.

4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с воспитателями, могут привлекаться учителя на условиях дополнительной оплаты. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-педагогическим кон­силиумом.

4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися компенсирующих классов привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, на договорной основе.

4.4. Для работы компенсирующих классов в режиме продленного дня оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха и дневного сна.

4.5. Дополнительные расходы, связанные с открытием и содержанием компенсирующих классов, могут производиться в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда).

V. ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯ И УЧИТЕЛЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ

5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает создание необходимых условий для работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за их работой, несет ответственность за комплектование.

5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует результаты обучения.

5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ

В КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(РАЗРАБОТАНО НИИ ДЕФЕКТОЛОГИИ РАО)

Приложение к Примерному положению о классах компенсирующего

обучения в общеобразовательных учреждениях

В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети «группы риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы). При нормальном интеллекту­альном развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослаблен ности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.

Перечисленные особенности, но в сочетании с нарушениями памяти, восприятия, мышления характерны для детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза или детей с умственной отсталостью, что является важным критерием в дифференциально-диагностическом плане при решении вопроса о выборе образовательного учреждения для таких детей.

Ведущим в характеристике детей «группы риска» является сниженная работоспособность различной природы: при повышенной утомляемости у соматически ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения.

Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:

1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:

а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная аллергия и др.);

б) церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;

г) астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов.

2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:

а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарак-терологические реакции и патохарактерологическое развитие);

б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);

в) психогенное патологическое формирование личности;

г) синдром истинной невропатии;

д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;

е) синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;

ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);

з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психастении);

и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);

к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.

3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.

Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:

а) задержка психического развития церебрально-органического генеза;

в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;

г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой психического развития, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.

О ПРИМЕРНОМ ПОЛОЖЕНИИ О КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Письмо Министерства образования РФ от 9 сентября 1992 года № 30-95-6

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на дифференциацию обучения, действенный учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей — детям «группы риска».

К «группе риска» специалисты относят детей, которые, в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Значительно худшее чем у других сверстников качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по от­ношению к несбалансированным воздействиям внешней среды, обусловливает предрасположенность этих детей к патологическим

реакциям на перегрузки и социально-психологическим срывам. Экологическое, демографическое, социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению количества таких детей. В настоящее время к их числу на этапе поступления в школу может быть отнесен практически каждый пятый ребенок.

Именно эти дети, уже с первого класса испытывая систематические трудности в учебе, становятся неуспевающими, а начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной дезадаптации и является одной их причин правонарушений несовершеннолетних.

Различная по своим формам работа с обучающимися такой категории со стороны педагогических работников, правоохранительных органов ведется по существу в одной логике — логике преодоления вторичных по своему происхождению деформаций. Отсюда, несмотря на большие затраты по обеспечению профилак­тической работы, так непропорционально мала ее эффективность.

Всевозрастающая общественная тревога за судьбу детей «группы риска», осознание необходимости усиления роли педагогики и. педагогов в охране их физического и нравственного здоровья, обеспечение полноценного образования и развития личности диктует необходимость изменения сложившийся ситуации.

В настоящее время в структуре педагогики выделена относительно самостоятельная область научного знания и практической педагогической деятельности — коррекционная педагогика, одной из задач которой является изучение особенностей учебной деятельности детей «группы риска» и разработка форм активной педагогической помощи им в системе дошкольного и школьного воспитания.

В школьной практике все большее распространение получают классы компенсирующего обучения (коррекционные классы, классы адаптации, классы педагогической поддержки).

Организация работы классов компенсирующего обучения рассматривается как одна из форм педагогической помощи детям «группы риска». Относительно однородный, с учетом специфики и уровня психического развития, школьной зрелости, состав учащихся в классах компенсирующего обучения дает возможность учителю учесть этот уровень в обучении и тем самым обеспечить большую эффективность учебного процесса.

В порядке эксперимента классы компенсирующего обучения были организованы в Астраханской, Волгоградской, Смоленской и других областях, в республике Коми, Ханты-Мансийском национальном округе, Москве.

Методическое обеспечение экспериментальной работы по организации и функционированию классов компенсирующего обучения осуществляет лаборатория коррекционной педагогики НИИ

теории и истории педагогики Российской академии образования. Практика подтверждает эффективность работы классов компенсирующего обучения.

В последнее время, используя Временное положение о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР (п. 15), педагогические коллективы увеличили количество классов компенсирующего обучения. Вместе с тем открываемые в массовом порядке, эти классы не всегда имеют соответствующую организационную и методическую поддержку. Не всегда на местах четко дифференцируют контингент классов компенсирующего обучения и классов выравнивания, В отдельных случаях педагогические работники (учителя, воспитатели, методисты, руководители учреждений, психологи, логопеды) не готовы к внедрению программ и методик коррекционной работы с детьми «группы риска» в практику. Имеются случаи, когда контингент учащихся классов компенсирующего обучения формируется без участия психологов, медиков. Все это может способствовать профанации идеи создания классов компенсирующего обучения, стать серьезным тормозом на пути развития перспективного направления.

Экспертная комиссия, организованная при Министерстве образования Российской Федерации с целью оценки работы классов компенсирующего обучения, в целом одобряет практику работы указанных классов (при наличии соответствующего кадрового и учебно-методического обеспечения) и рекомендует их организацию как одну из возможных форм дифференцированного обучения детей «группы риска».

В то же время обращается внимание органов образования, педагогических коллективов на недопустимость формального, необоснованного, форсированного подхода к вопросам организации и функционирования классов компенсирующего обучения.

Настоящее Примерное положение о классах компенсирующего обучения определяет основные формы и содержание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в общеобразовательных учреждениях. По мере дальнейшего накопления практического опыта и получения новых данных специальных педагогических и психологических исследований, касающихся вопросов содержания обучения, вариативности и дифференциации его форм и методов, это положение может уточняться и дополняться.

В перспективы классы компенсирующего обучения могут стать составной частью коррекционной службы, в структуре которой буду функционировать психолого-диагностические центры, социально-педагогические комплексы, психолого-медико-педагогические консультации и т. п.

Учитывая специфику коррекционных классов, напряженность работ в них, особую сложность диагностики, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г. Министерство образования рекомендует устанавливать надбавки в размере до 30 процентов к ставкам заработной платы педагогическим работникам и должностным окладам руководителям школ, непосредственно занятых обучением и воспитанием детей указанного контингента.

Рекомендуем использовать (применять) утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 8 сентября 1992 г. № 000 Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях, примерные учебные планы (приложение 1) и имеющуюся учебно-методическую литератур) (приложение 2) при создании компенсирующих классов.

Заместитель министра С. А.БАДМАЕВ

к письму Минобразования РФ от 09.09.92 № 30-95-6

Имеющаяся учебно-методическая литература по коррекционному обучению

коррекционных классов (методические рекомендации). АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1988 год.

2. Методика отбора детей в коррекционные классы (методическое пособие). Автор

АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 1990 год.

АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 1990 год.

4. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения (методическое пособие для учителей коррекционных классов).

АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1989 год.

5. Индивидуализация оценочной деятельности педагога в системе коррекционного обучения (методическое пособие для учителей коррекционных классов).

АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1989 год.

8. Егорова памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М.: Педагогика, 1973.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *