суггестопедический метод обучения иностранным языкам
Суггестопедия и Другие Методы
Перевод с украинского.
Опубликовано с одобрением автора оригинального текста:
http://www.proza.ru/2010/12/30/1010
Суггестопедия и Другие Методы
Обзор некоторых интенсивных методов изучения иностранных языков.
Изучая иностранные языки, возможно, все мечтают, чтобы обучение было
быстрым, не очень болезненным и не формировало комплекса неполноценности к изучению языков. Хотелось бы познакомить читателей с методами, которые разрабатывались в разные периоды 20-го века и в основе которых лежат методы использования скрытых ресурсов нашей психики. Все методы интенсификации изучения языков сводятся к двум группам.
В первую группу входят методы, цель которых манипуляции с изучаемым материалом, его компоновкой, отбором первоочередных лексических и грамматических единиц, которые нужно усвоить за отведённое время и увеличение количества занятий в определённых временных промежутках. Например, если отвести на обучение не восемь, а восемнадцать академических часов в неделю, то уже одно это интенсифицирует процесс обучения.
Во второй группе методики, в основе которых феномены запоминания и интенсификации усвоения языковых информационных массивов путём апелляции к психическим ресурсам, которые обычно не используются.
Эта статья посвящена рассмотрению второй группы методов.
Изучая возможности использования гипноза и внушения в педагогическом процессе, особенно для обучения иностранным языкам, Георгий Лозанов открыл феномен гипермнезии, т.е. сверхзапоминания информации, которая вводится на начальной фазе гипнотического сна. Это явление стало основой метода, который предложил ученый.
Кроме того, формулы внушения направлены на активизацию творчества учащихся, на их активность в получении знаний. А проведение занятий в положительном психоэмоциональном состоянии способствует быстрому усвоению информации. Следует сказать, что в Болгарии была подготовлена целая плеяда преподавателей и воспитателей, они работали в нескольких экспериментальных гимназиях и доказали миру эффективность метода Георгия Лозанова, особенно в области изучения иностранных языков.
Метод суггестопедии позволяет значительно увеличить объём материала для запоминания в единицу времени. Формирует прочные языковые навыки и способности для применения в различных ситуациях общения. Благодаря этому, метод быстро распространился в мире. Особенно активно его стали использовать в закрытых языковых школах для подготовки военных переводчиков в США и Советском Союзе.
В девяностые годы прошлого века после падения Железного Занавеса американцы получили право на коммерческое использование метода Лозанова и выпускали курсы обучения иностранным языкам на аудио носителях, в которых использовались некоторые наработки школы Георгия Лозанова.
Эксперименты релаксопедической лаборатории Пермского педагогического института показали, что в состоянии релаксации учащиеся могут усвоить больший объем информации за единицу времени, при этом происходит активизация умственной деятельности. Также значительных результатов лаборатория достигла в коррекции поведения подростков склонных к правонарушениям. По мнению ряда исследователей, релаксопедия не является средством, которое может заменить традиционные методы обучения, но может быть приёмом для интенсификации занятий.
Наибольшим препятствием к широкому распространению методов релаксопедии является сложность в подготовке специалистов, которым кроме чисто педагогических и профессиональных знаний нужно передать знания по теории и практике методов внушения и технологии управления состоянием учащихся. К тому же увеличивается стоимость подготовки к учебному процессу помещений для занятий. Если добавить, что растёт стоимость технического обеспечения учебного процесса, то станет понятным, почему в Советском Союзе метод не вышел за рамки релаксопедической лаборатории Пермского пединститута.
Метод обучения иностранным языкам, в котором роль преподавателя сводится к функциям инструктора-организатора учебного процесса, был разработан В. В. Петрусинским в 70-80-х годах прошлого века. В основе метода лежит сверхскоростная демонстрация стимулирующего материала с помощью стробоскопов или кинопроекторов с ускоренным движением визуального ряда, который невозможно фиксировать на уровне сознания, перед полем зрения ученика на фоне глубокой мышечной и психической релаксации. Интересно, что введение в изменённое состояние сознания в методе Петрусинского также является технологическим. Тексты сеанса релаксации начитывались и записывались заранее опытными суггестологами и накладывались на видеоряд, что максимально способствовало релаксации.
Учебный материал в суггестокибернетическом методе используют большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в разные дни занятий. Метод позволяет автоматизировать получение лексики и грамматических моделей для обучения начинающих за ограниченный отрезок времени. К сожалению, дальнейшее и частичное использование метода в курсах обучения с помощью 25-кадра, дискредитировало его, лишив его под таким названием каких-либо серьёзных перспектив.
Ритмопедия относится к методам интенсификации процессов запоминания на основе создания благоприятных условий для работы механизмов памяти. Метод разработал в Кишиневском университете профессор Бурденюк в 1981 году и применялся для изучения иностранных языков в ряде вузов СССР.
Экспериментально доказано, что запоминание материала, вводимого в виде фраз составляет в среднем 85%. Последующая проверка (через 1,5 года) показала прочность хранения информации.
Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объёма информации, требующей произвольного запоминания. Учебные материалы и техническая аппаратура демонстрировались авторами на международной ярмарке в Лейпциге в 1982 году и вызвали большой интерес посетителей и специалистов-преподавателей иностранных языков.
Гипнопедия (обучение во время сна) была популярна в 1960-70 годы. Суть её в том, что ученику предлагается во время сна прослушивать материал, записанный на магнитофон. Было сконструировано революционное для того времени устройство, которое позволяло часами прокручивать магнитную ленту без остановки. Ученики с наушниками спали в специальных помещениях, в которые подавалась фонограммы. В основе метода лежит гипотеза, что в период бодрствования ученик узнает лексические и грамматические единицы, которые он прослушал во время сна и сможет воспроизвести их в устной форме.
Таким образом, гипнопедия предусматривает формирование навыков узнавания и воспроизведения речевых единиц, введённых в процессе восприятия гипнопедической программы.
Научные исследования в области гипнопедии, однако, не дали однозначных результатов. Противоречия исследователей касались, прежде всего, проблемы сна. По мнению ряда ученых, следует сначала доказать безвредность гипнопедии и отсутствие нежелательных психологических последствий в результате её использования.
В завершении хочется сказать, что какими бы экзотическими, на взгляд читателя, не были методы обучения, которые рассмотрены в этой статье, следует понимать, что ресурсы нашей психики практически безграничны. И если вы найдёте путь к их использованию, вы не только избавитесь от вредных установок, сдерживающих ваш потенциал познания, но и получите истинное наслаждение от процесса познания.
Суггестопедия в обучении иностранным языкам
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Суггестопедия в обучении ИЯ
Авторская технология «Айкидо Общения» опирается на повсеместно признанную в мире теорию суггестопедического обучения иностранным языкам. Оригинальность этого подхода заключается в том, что он позволяет не только овладеть необходимой для свободного общения на иностранном языке языковой базой за достаточно короткий период времени (11 недель), развивая в начале устную речь, а затем чтение и письмо, но и, избавляясь от комплексов общения, познать скрытые возможности каждого обучающегося.
Суггестия выступает здесь в так называемой форме чисто человеческого воздействия людей друг на друга и на самих себя. Благодаря ней происходит быстрое восприятие и усвоение иностранного языка через непосредственное, контролируемое преподавателем, общение на нём, что даёт возможность достигать реально высоких результатов обучения.
Такой эффект возникает при использовании различных техник суггестопедии, таких к примеру как управление вниманием, эмоциями и памятью обучаемого. Последнее является архиважным при обучении иностранным языкам, так как именно память отвечает за запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком полученной информации. Наш мозг постоянно как бы свёртывает и развёртывает эту информацию и от того, насколько яркими были поступающие раздражители, зависит успех запоминания. Применяемые в суггестопедии ритмизация текста, его пропевание, а так же ассоциативное мышление и язык жестов, позволяют нашему мозгу быстрее захватить такого рода информацию и делать её, уже в импульсной перекодировке, своей собственной. А всё, что касается нас, «любимых», мы помним и воспроизводим гораздо эффективнее, чем то, что к нам непосредственно не относится. Необходимо так же отметить, что такого вида свёртки легко перетекают в долгосрочную память, то есть при необходимости, даже по прошествии достаточно долгого времени после прохождения курса, учащийся может легко обратиться к тому свёртку, который ему потребуется при иноязычном общении.
Сама же суггестия тоже представляет собой общение, только его экзотический вариант, который подчиняется основным законам сцены в том её смысле, что учащийся, принимая некоторую роль, строит своё поведение как бы в реальных жизненных ситуациях, за тем исключением, что общение его с группой происходит на иностранном языке. Каждая роль задаётся некоторой легендой. Но это совсем не значит, что каждый играет свою роль по прописанному от и до преподавателем-режиссёром спектакле, а совсем наоборот. Каждый участник занятий не просто принимает роль, а развивает её, постоянно участвуя в творческом процессе сотворения новых эпизодов вымышленных событий, происходящих с группой. Главным же результатом такого проживания роли является то, что обучаемый, переключая своё внимание с освоения языка на творчество, избавляется от комплексов и, легко переступая языковой барьер, начинает выражать свои мысли именно на иностранном языке, который по мере продвижения занятий уже перестаёт таковым являться в его сознании.
Но нельзя особо поддаваться мнимой лёгкости этого процесса, так как за ним стоит большая подготовка преподавателя, ведь только при правильно организованном обучающем общении то, что казалось сложным, становится очевидным и лёгким в воспроизведении. Так же хотелось бы добавить, что каждое занятие проходит в очень напряжённом темпе и материал нашего курса обучения поступает в концентрированном виде. Но тем и хорош правильно организованный суггестопедический урок (а именно такие уроки проводит преподаватель нашей школы), что он всегда представляет собой приятное переживание, сопровождающееся эффектом отдыха, то есть практически отсутствием усталости у обучающихся.
Не мало важную роль здесь играет и сама обстановка, в которой проводятся занятия, а так же дополнительные фоновые программы. В нашем курсе используются не только аудиозаписи уроков, но и видеопрограммы, содержащие эффект релаксации, способствующие лучшему усвоению материала (как в классе, так и дома) и самому погружению в язык.
Таким образом, на протяжении всего курса наблюдается общий прогресс языковых знаний группы и идёт постоянное самосовершенствование обучаемого не только в области иностранного языка, но и в области межличностного общения. Мы учим наших учащихся самостоятельно мыслить на иностранном языке, творчески применять полученные в нашей школе знания о культуре стран-носителей языка, их психологии. Всё это даёт учащимся возможность свободно ориентироваться в потоке иноязычной информации и активно выражать свою жизненную позицию при иноязычном общении.
СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКИЙ — МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКИЙ. См. суггестопедический метод обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. 1. Общедидактическое понятие. Совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся; являются универсальными и применимыми в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. Интенсивный метод обучения иностранным языкам, разработанный И. М. Румянцевой (Румянцева, 2004) на основе суггестопедической теории интенсивного обучения (см. суггестопедический метод обучения) и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Методы и приемы обучения — авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
МЕДИТАЦИЯ — (от лат. meditatio – размышление). Серия мыслительных действий, цель которых – привести себя в психическое состояние более или менее полного отвлечения от внешних воздействий, достигаемого путем концентрации внутреннего внимания, возможно… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СУГГЕСТОПЕДИЯ — Метод обучения, предложенный еще в 50 х гг. болгарским исследователем Лозановым (Лозанов Г.) и вызвавший довольно широкие отклики от безоговорочно одобряющих до заостренно критических. В настоящее время дискуссии по поводу… … Психотерапевтическая энциклопедия
Суггестопедический метод
ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1. Суггестопедический метод.
2. Метод активизации возможностей личности и коллектива Г.А.Китайгородской.
3. Интенсивные методы конца XX-го – начала XXI века.
Интенсивные методы обучения направлены главным образом на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.
Все интенсивные методы стремятся к активизации психологических резервов личности обучаемого, часто не используемых при традиционном обучении. От такого обучения интенсивное отличается способами организации и проведения занятий: уделяется повышенное внимание различным формам педагогического общения, созданию особого социально-психологического климата в группе, поддержанию учебной мотивации, снятию психологических барьеров при усвоении учебного материала и его активизации в речи.
В настоящее время прошли практическую проверку различные варианты интенсивного обучения, вышли соответствующие учебные пособия и показана целесообразность широкого применения интенсивных методов в условиях краткосрочного обучения при установке на развитие устной речи в сжатые сроки и в пределах тщательно отбираемых тем и ситуаций общения.
Эффективность метода, по мнению его создателей, заключается в активизации резервов памяти, повышении интеллектуальной активности личности, развитии положительных эмоций, которые снижают чувство утомляемости и способствуют росту мотивации обучения. Перечисленные обстоятельства, реализуемые и процессе занятий с использованием средств суггестивного воздействия, способствуют значительному увеличению объема усваиваемого материала за единицу времени, формированию прочных речевых навыков и умений и способности включаться в различные ситуации общения.
Суггестопедическая модель обучения предусматривает следующие этапы работы: дешифровка – знакомство с новым материалом, активный сеанс – чтение преподавателем нового текста, концертный сеанс – повторное чтение текста преподавателем на фоне звучащей музыки, разработка учебного материала с помощью суггестивных этюдов. В конце цикла проводится заключительный «спектакль» – драматизация текста.
Весь период обучения делится на две части: устный вводный курс и основной курс с использованием учебного пособия, включающий активный и концертный сеансы, первичную и вторичную разработку материала. Главными методическими приемами обучения являются: чтение и перевод текста преподавателем, хоровое и индивидуальное повторение частей текста учащимися, разыгрывание этюдов, решение проблемных ситуаций и мыслительных задач, участие в играх и диалогах.
Этот метод обучения представляет собой систему введения и закрепления учебного материала в различных ситуациях общения, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психологических резервов личности. Г. Лозанов обратил внимание на резервные возможности психики обучаемого и возможности активизации психической деятельности в процессе занятий, что позволило ему существенно повысить эффективность обучения. Г. Лозанов первым подчеркнул роль подсознательного начала в психической деятельности и показал возможности целенаправленного воздействия на нее. Практика показала большие возможности, заложенные в мето дике суггестопедического обучения. Наиболее ярко они были представлены в рамках краткосрочного обучения языку в системе различных курсов.
В методе, однако, есть спорные и недостаточно разработанные проблемы. Одна из трудностей в работе связана с направленностью метода на формирование речевых умений при недостаточном внимании к речевым навыкам.Многие исследователи возражают против отсутствия домашних заданий, системы тренировочных упражнений, обеспечивающих формирование речевых автоматизмов.В этой связи предлагались различные варианты совершенствовании метода. В чистом виде этот метод в России не применялся, а идеи Лозанова использовались при разработке других интенсивных методов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Суггестопедический метод обучения иностранным языкам
7 (СЕМЬ) ЗАКОНОВ СУГГЕСТОПЕДИИ
Любовь к человеку. Не сентиментальный или личный, но большой для всего человечества.
Каждый учитель должен распространять свою любовь. Для студентов, для процесса обучения, для себя. Это создает атмосферу освобождения, доверия и спокойствия, поощряет самовыражение и сочувствие, а также общение.
Это высшая ценность в общении и обмене между учителем и учениками. Это также представлено в понятии каждого участника, имеющего право принимать участие или не участвовать в определенной деятельности, по своему усмотрению. Преподаватель формирует тренинг по-своему, в соответствии со своей индивидуальностью и характеристиками группы, тем самым совершенствуя общую методологию суггестопедии.
Суггестопедия не навязывает, это наводит на мысль.
Убеждение учителя в том, что происходит что-то необычное
Когда учитель убежден, что в процессе обучения происходит что-то необычное, это вызывает у него вдохновение и передает ученикам. Его отношение и поведение связаны с этой верой, которая распространяется вокруг. Он излучает подлинные сигналы, стимулирующие людей и стимулирующие проявление их собственных резервов.
Многократное увеличение объема ввода
Использование классического искусства и эстетики
Тщательно отобранные классические шедевры из областей музыки, литературы и изобразительного искусства, а также общая эстетика космической аранжировки способствуют созданию приятной, спокойной и гармоничной обстановки, абсолютно свободной от стресса. Суггестопедическое искусство вдохновляет учеников, помогает им приобретать новые знания и поощряет этические отношения внутри группы.