суггестопедическая концепция обучения кто автор
Суггестопедия и Другие Методы
Перевод с украинского.
Опубликовано с одобрением автора оригинального текста:
http://www.proza.ru/2010/12/30/1010
Суггестопедия и Другие Методы
Обзор некоторых интенсивных методов изучения иностранных языков.
Изучая иностранные языки, возможно, все мечтают, чтобы обучение было
быстрым, не очень болезненным и не формировало комплекса неполноценности к изучению языков. Хотелось бы познакомить читателей с методами, которые разрабатывались в разные периоды 20-го века и в основе которых лежат методы использования скрытых ресурсов нашей психики. Все методы интенсификации изучения языков сводятся к двум группам.
В первую группу входят методы, цель которых манипуляции с изучаемым материалом, его компоновкой, отбором первоочередных лексических и грамматических единиц, которые нужно усвоить за отведённое время и увеличение количества занятий в определённых временных промежутках. Например, если отвести на обучение не восемь, а восемнадцать академических часов в неделю, то уже одно это интенсифицирует процесс обучения.
Во второй группе методики, в основе которых феномены запоминания и интенсификации усвоения языковых информационных массивов путём апелляции к психическим ресурсам, которые обычно не используются.
Эта статья посвящена рассмотрению второй группы методов.
Изучая возможности использования гипноза и внушения в педагогическом процессе, особенно для обучения иностранным языкам, Георгий Лозанов открыл феномен гипермнезии, т.е. сверхзапоминания информации, которая вводится на начальной фазе гипнотического сна. Это явление стало основой метода, который предложил ученый.
Кроме того, формулы внушения направлены на активизацию творчества учащихся, на их активность в получении знаний. А проведение занятий в положительном психоэмоциональном состоянии способствует быстрому усвоению информации. Следует сказать, что в Болгарии была подготовлена целая плеяда преподавателей и воспитателей, они работали в нескольких экспериментальных гимназиях и доказали миру эффективность метода Георгия Лозанова, особенно в области изучения иностранных языков.
Метод суггестопедии позволяет значительно увеличить объём материала для запоминания в единицу времени. Формирует прочные языковые навыки и способности для применения в различных ситуациях общения. Благодаря этому, метод быстро распространился в мире. Особенно активно его стали использовать в закрытых языковых школах для подготовки военных переводчиков в США и Советском Союзе.
В девяностые годы прошлого века после падения Железного Занавеса американцы получили право на коммерческое использование метода Лозанова и выпускали курсы обучения иностранным языкам на аудио носителях, в которых использовались некоторые наработки школы Георгия Лозанова.
Эксперименты релаксопедической лаборатории Пермского педагогического института показали, что в состоянии релаксации учащиеся могут усвоить больший объем информации за единицу времени, при этом происходит активизация умственной деятельности. Также значительных результатов лаборатория достигла в коррекции поведения подростков склонных к правонарушениям. По мнению ряда исследователей, релаксопедия не является средством, которое может заменить традиционные методы обучения, но может быть приёмом для интенсификации занятий.
Наибольшим препятствием к широкому распространению методов релаксопедии является сложность в подготовке специалистов, которым кроме чисто педагогических и профессиональных знаний нужно передать знания по теории и практике методов внушения и технологии управления состоянием учащихся. К тому же увеличивается стоимость подготовки к учебному процессу помещений для занятий. Если добавить, что растёт стоимость технического обеспечения учебного процесса, то станет понятным, почему в Советском Союзе метод не вышел за рамки релаксопедической лаборатории Пермского пединститута.
Метод обучения иностранным языкам, в котором роль преподавателя сводится к функциям инструктора-организатора учебного процесса, был разработан В. В. Петрусинским в 70-80-х годах прошлого века. В основе метода лежит сверхскоростная демонстрация стимулирующего материала с помощью стробоскопов или кинопроекторов с ускоренным движением визуального ряда, который невозможно фиксировать на уровне сознания, перед полем зрения ученика на фоне глубокой мышечной и психической релаксации. Интересно, что введение в изменённое состояние сознания в методе Петрусинского также является технологическим. Тексты сеанса релаксации начитывались и записывались заранее опытными суггестологами и накладывались на видеоряд, что максимально способствовало релаксации.
Учебный материал в суггестокибернетическом методе используют большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в разные дни занятий. Метод позволяет автоматизировать получение лексики и грамматических моделей для обучения начинающих за ограниченный отрезок времени. К сожалению, дальнейшее и частичное использование метода в курсах обучения с помощью 25-кадра, дискредитировало его, лишив его под таким названием каких-либо серьёзных перспектив.
Ритмопедия относится к методам интенсификации процессов запоминания на основе создания благоприятных условий для работы механизмов памяти. Метод разработал в Кишиневском университете профессор Бурденюк в 1981 году и применялся для изучения иностранных языков в ряде вузов СССР.
Экспериментально доказано, что запоминание материала, вводимого в виде фраз составляет в среднем 85%. Последующая проверка (через 1,5 года) показала прочность хранения информации.
Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объёма информации, требующей произвольного запоминания. Учебные материалы и техническая аппаратура демонстрировались авторами на международной ярмарке в Лейпциге в 1982 году и вызвали большой интерес посетителей и специалистов-преподавателей иностранных языков.
Гипнопедия (обучение во время сна) была популярна в 1960-70 годы. Суть её в том, что ученику предлагается во время сна прослушивать материал, записанный на магнитофон. Было сконструировано революционное для того времени устройство, которое позволяло часами прокручивать магнитную ленту без остановки. Ученики с наушниками спали в специальных помещениях, в которые подавалась фонограммы. В основе метода лежит гипотеза, что в период бодрствования ученик узнает лексические и грамматические единицы, которые он прослушал во время сна и сможет воспроизвести их в устной форме.
Таким образом, гипнопедия предусматривает формирование навыков узнавания и воспроизведения речевых единиц, введённых в процессе восприятия гипнопедической программы.
Научные исследования в области гипнопедии, однако, не дали однозначных результатов. Противоречия исследователей касались, прежде всего, проблемы сна. По мнению ряда ученых, следует сначала доказать безвредность гипнопедии и отсутствие нежелательных психологических последствий в результате её использования.
В завершении хочется сказать, что какими бы экзотическими, на взгляд читателя, не были методы обучения, которые рассмотрены в этой статье, следует понимать, что ресурсы нашей психики практически безграничны. И если вы найдёте путь к их использованию, вы не только избавитесь от вредных установок, сдерживающих ваш потенциал познания, но и получите истинное наслаждение от процесса познания.
Суггестопедическая концепция обучения
Реализация данной концепции предполагает создание особых психолого-педагогических условий обучения.
Для преподавателя это означает:
· высокий авторитет: широкая известность, впечатляющие успехи в обучении, выдающиеся личные качества, сила убеждения и др.;
· двуплановость при введении нового материала: каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестом, мимикой и т.д.
Для обучаемого необходимы:
· формирование веры в осуществимость задач обучения;
· постоянное положительное эмоциональное подкрепление за счет эстетических и комфортных условий; внушения мысли об огромных возможностях интеллекта обучаемых; демонстрации быстрого продвижения вперед в изучении дисциплины и др.;
· «погружение» в учебную дисциплину, концентрированное изучение материала: каждый день только одна учебная дисциплина по 4-6 часов в течение 2-3 месяцев и др.
Основы суггестопедии заложены в трудах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгина, Г.К. Лозанова и др.
СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКИЙ — МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКИЙ. См. суггестопедический метод обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. 1. Общедидактическое понятие. Совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся; являются универсальными и применимыми в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. Интенсивный метод обучения иностранным языкам, разработанный И. М. Румянцевой (Румянцева, 2004) на основе суггестопедической теории интенсивного обучения (см. суггестопедический метод обучения) и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Методы и приемы обучения — авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
МЕДИТАЦИЯ — (от лат. meditatio – размышление). Серия мыслительных действий, цель которых – привести себя в психическое состояние более или менее полного отвлечения от внешних воздействий, достигаемого путем концентрации внутреннего внимания, возможно… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СУГГЕСТОПЕДИЯ — Метод обучения, предложенный еще в 50 х гг. болгарским исследователем Лозановым (Лозанов Г.) и вызвавший довольно широкие отклики от безоговорочно одобряющих до заостренно критических. В настоящее время дискуссии по поводу… … Психотерапевтическая энциклопедия
Суггестопедическая концепция обучения кто автор
7 (СЕМЬ) ЗАКОНОВ СУГГЕСТОПЕДИИ
Любовь к человеку. Не сентиментальный или личный, но большой для всего человечества.
Каждый учитель должен распространять свою любовь. Для студентов, для процесса обучения, для себя. Это создает атмосферу освобождения, доверия и спокойствия, поощряет самовыражение и сочувствие, а также общение.
Это высшая ценность в общении и обмене между учителем и учениками. Это также представлено в понятии каждого участника, имеющего право принимать участие или не участвовать в определенной деятельности, по своему усмотрению. Преподаватель формирует тренинг по-своему, в соответствии со своей индивидуальностью и характеристиками группы, тем самым совершенствуя общую методологию суггестопедии.
Суггестопедия не навязывает, это наводит на мысль.
Убеждение учителя в том, что происходит что-то необычное
Когда учитель убежден, что в процессе обучения происходит что-то необычное, это вызывает у него вдохновение и передает ученикам. Его отношение и поведение связаны с этой верой, которая распространяется вокруг. Он излучает подлинные сигналы, стимулирующие людей и стимулирующие проявление их собственных резервов.
Многократное увеличение объема ввода
Использование классического искусства и эстетики
Тщательно отобранные классические шедевры из областей музыки, литературы и изобразительного искусства, а также общая эстетика космической аранжировки способствуют созданию приятной, спокойной и гармоничной обстановки, абсолютно свободной от стресса. Суггестопедическое искусство вдохновляет учеников, помогает им приобретать новые знания и поощряет этические отношения внутри группы.
СУГГЕСТОПЕДИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СУГГЕСТОПЕДИЯ» в других словарях:
СУГГЕСТОПЕДИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка
СУГГЕСТОПЕДИЯ — (от лат. suggestio – внушение + греч. paideia – обучение). Система научения, приобретения знаний, умений и навыков, основанная на усвоении человеком информации путем внушения; раздел суггестологии, посвященный вопросам использования внушения в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СУГГЕСТОПЕДИЯ — (от лат. suggestio внушение и греч. paideia обучение) система приемов и методов обучения, при которых создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала; суггестопедия предполагает веру учащегося в свои… … Профессиональное образование. Словарь
суггестопедия — суггестоп едия, и … Русский орфографический словарь
суггестопедия — (1 ж), Р., Д., Пр. суггестопе/ди/и … Орфографический словарь русского языка
суггестопедия — суггестопе/дия, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.
суггестопедия — и; ж. [лат. suggestio внушение и греч. paideia обучение] Система ускоренного обучения, основанная на применении гипноза. ◁ Суггестопедический, ая, ое. С. эффект. С ое направление в методике … Энциклопедический словарь
суггестопедия — и; ж. (лат. suggestio внушение и греч. paideia обучение) см. тж. суггестопедический Система ускоренного обучения, основанная на применении гипноза … Словарь многих выражений
Метод Шехтера — Метод Шехтера эмоционально смысловой подход к обучению иностранным языкам научное направление в лингвистике, утверждающее, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым … Википедия
Шехтер, Игорь Юрьевич — Метод Шехтера эмоционально смысловой подход к обучению иностранным языкам научное направление в лингвистике, утверждающее, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым… … Википедия