судебная практика с туроператорами 2020

Деньги вместо ваучера: как выиграть дело против авиакомпании или турагентства

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020

Испорченный отдых

В конце марта семья Пилунских* должна была полететь в Таиланд. Анатолий Пилунский* потратил на билеты авиакомпании «Сибирь» порядка 80 000 руб. Но отдых сорвался из-за коронавируса. Авиакомпания отказалась возвращать деньги и выдала лишь сертификат на будущие перелеты. Тогда Пилунский подал в суд. Он потребовал вернуть сумму, которую он потратил на билеты, а еще неустойку, расходы на юриста и штраф за неисполнение требований добровольно – всего больше 170 000 руб. Представитель авиакомпании парировал, что потребителю они предоставили сертификат, так что перевозчик выполнил свои обязательства. Ангарский городской суд Иркутской области отклонил этот аргумент, ведь сертификат выдали без согласия Пилунского. Суд обязал авиакомпанию выплатить всю сумму билета, штраф и часть расходов, потраченных на юриста. Всего 123 000 руб.

В подобных спорах суды приходили к выводу, что отмена бронирования из-за приостановки авиасообщения – основание расторгнуть договор, комментирует Стихина. Что же касается туристов, то их требования удовлетворяли на основании ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Так, Бабушкинский районный суд города Москвы посчитал, что требования истца подлежат удовлетворению, ведь закон о туристской деятельности предусматривает расторжение договора при невозможности совершить поездки (дело № 2-2883/2020, решение обжаловалось, жалоба пока не рассмотрена судом).

Требования туристов удовлетворяют и по другим основаниям. Кузьминский районный суд города Москвы, рассматривая иск клиента к туроператору, посчитал, что договор можно расторгнуть на основании п. 1 ст. 451 ГК. То, что турист не может отправиться в поездку, является изменением существенных обстоятельств (дело № 2-34000/2020, обжалуется, жалоба пока не рассмотрена судом). А Хорошевский районный суд города Москвы, удовлетворяя требования туриста о возврате стоимости тура, отметил, что договор подлежит расторжению как на основании ст. 450 ГК, так и на основании ст. 451 ГК (дело № 02-3810/2020, решение обжалуется, жалоба пока не рассмотрена судом).

Судебных актов на уровне апелляции найти не удалось. Там практика еще не успела сформироваться.

Практика изменится

Суды так рассматривали споры до вступления в силу постановлений правительства о расторжении договоров и возврате денег (Постановления Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073 и от 6 июля 2020 года № 991). Кабмин издал их для поддержки авиакомпаний или турагентств, пострадавших от коронавируса, и, по сути, разрешил пока не платить за отмененный рейс или тур. Постановление узаконило ваучеры. В случае с авиакомпаниями сертификат действует три года, только после этого пассажир отмененного рейса может потребовать вернуть деньги. Туроператор должен предоставить равнозначную путевку взамен аннулированной. Турист вправе от нее отказаться, тогда ему вернут средства. Но это произойдет не раньше конца 2021 года.

Соплина считает, что из-за этих постановлений правительства судебная практика может полностью поменяться не в пользу потребителя.

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020

Судьба дела потребителя будет зависеть от того, когда он купил билеты или путевку.

Первое постановление применяется к договорам с туркомпаниями, заключенным до 31 марта 2020 года, то есть деньги за путевки, приобретенные до конца марта, можно будет вернуть только в конце 2021 года (если турист отказался от равнозначной путевки).

Пассажирам отмененных из-за коронавируса рейсов придется ждать еще дольше. Билеты, по которым потребитель должен был вылететь с 18 марта 2020 года по 1 мая 2020 года, подпадают под регулирование второго постановления, а также перевозки.

Деньги за билеты, купленные начиная с 18 марта по 1 мая 2020 года, нельзя будет вернуть сразу. Потребителю по закону сначала дадут ваучер, а если он им не воспользуется в течение трех лет, то тогда перевозчик вернет стоимость билета. Для перелетов в Китай действует та же норма, но отсчет времени идет с 1 февраля, так как рейсы в КНР отменили раньше остальных.

Также нельзя забывать о досудебном порядке. Это видно на примере дела Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по делу № 2-6287-2020. Суд сослался на несоблюдение установленного Постановлением Правительства от 20 июля 2020 года № 1073 претензионного порядка урегулирования споров.

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020

Сначала необходимо направить турагенту или авиакомпании претензию и приготовиться долго ждать.

Только после истечения срока (для турагентств – конец 2021 года, для авиакомпаний – три года с даты отмененного рейса) и подачи претензии можно будет подавать в суд на авиаперевозчика или туркомпанию, при этом требовать не только потраченные деньги, но и проценты, предусмотренные ст. 395 ГК, за неправомерное удержание средств. На сумму путевки или билета ежедневно будут начисляться проценты в размере ключевой ставки, поделенной на 365 дней. С 27 июля 2020 года она составляет 4,25%.

Что же касается несостоявшихся полетов после 1 мая и туров после 31 марта, то они не подпадают под действие двух постановлений правительства. Бенедская отметила, что споры по ним будут рассматриваться в рамках прежнего регулирования, поэтому и деньги вернуть будет проще и быстрее.

От полетов отказывались и раньше

Вопросы о возврате денег за путевку из-за неблагоприятной эпидобстановки суды разрешали и до пандемии коронавируса, говорит Стихина. Например, в апреле 2019 года ВС поставил точку в споре между клиентом и туроператором (дело № 77-КФ18-524). Семья оплатила путевку в Турцию. Но следом Ростуризм опубликовал предупреждение, что поездки в республику небезопасны для жизни и здоровья. Это было после громкого случая, когда отдыхающие дети заразились острой кишечной инфекцией. Клиент захотел отказаться от тура, обратился сначала с претензией, а затем в суд. Тройка судей под председательством Вячеслава Горшкова посчитала, что у туриста были весомые основания расторгнуть договор, поэтому и деньги необходимо вернуть в полном объеме. Это определение вошло в Обзор судебной практики ВС № 4(2019).

По словам Соплиной, если страна опасна для посещения туристов не по различным причинам и это подтверждено решениями или рекомендациями органов госвласти, деньги, потраченные на путевку, подлежат полному возврату (согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Суды, которые рассматривали подобные споры до пандемии COVID-19, ссылались именно на эту норму. Например, Московский городской суд по делу № 33-49349/16. Как он указал в постановлении, 8 ноября 2015 года вышел указ президента о возможной угрозе для туристов в Египте, поэтому в силу ст. 14 закона об основах туристской деятельности суд удовлетворил требование взыскать полную стоимость тура. Такого же мнения, скорее всего, будут придерживаться суды в делах, которые не подпадут под особое регулирование.

* – имена и фамилии участников спора изменены редакцией.

Источник

Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Мнение Елены Бариновой

Юрист с многолетним опытом Елена Баринова прокомментировала HotLine.travel судебную практику по взысканию с турагентств их вознаграждения при вынужденной отмене туров. Как выяснилось, даже в коронавирусную эпоху у розничных компаний есть возможность добиться справедливого решения.

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020

Большой переполох в турагентской среде вызвало решение мирового судьи г. Великий Устюг. Причиной стало взыскание в пользу туриста с туроператора суммы денежных средств за минусом агентского вознаграждения, которое, в свою очередь, обязали выплатить турагентство, да еще и со штрафом в 50%. Решение выносилось в отсутствие представителей туроператора и турагента, поэтому юристы предположили, что в случае обжалования любой из сторон оно может быть отменено. Так и произошло. Мировой судья Великого Устюга отменил собственное решение спустя 20 дней со дня вынесения. Теперь дело будет рассматриваться заново.

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020

Это, мягко сказать, не до конца обдуманное судебное решение, вызвало панику у многих турагентов. В закрытых профильных группах я все чаще вижу советы, что турагент должен добровольно вернуть свое вознаграждение в досудебном порядке, чтобы «не попасть» на штраф. Совет этот вредный, следовать ему не стоит, и вот почему. Из своей практики могу сказать, что всегда доказываю право турагента на получение своего вознаграждения как в суде первой инстанции, так и в вышестоящем суде при рассмотрении апелляционной жалобы. Не вдаваясь в юридические тонкости и ссылки на закон, которыми аргументирую свою позицию, могу сказать, что агентское вознаграждение – это единственная статья дохода турагента, который свои обязательства перед туристом выполнил, тур был подобран, забронирован, а деньги – перечислены туроператору. Эта работа по договору оплачивается не клиентом, а туроператором – за продвижение и реализацию его туристского продукта.

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020

Перечисление турагентом туроператору внесенных туристом денежных средств в счет оплаты договора не в полном объеме, а за минусом своего агентского вознаграждения основано на договоре между ними. В этих отношениях двух юридических лиц турист не участвует. Поэтому при удовлетворении исковых требований с туроператора должна взыскиваться денежная сумма, равная общей цене тура, поскольку ответственность перед туристом за исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор. При этом взаимоотношения между турагентом и туроператором на права туриста как потребителя в данном случае не влияют.

Так думаю не только я. В «коронавирусную эпоху» уже состоялось несколько судебных решений с аналогичной аргументацией, когда суды в иске к турагентству отказывают и взыскивают полную сумму с туроператора. Такое решение принял 20 мая 2020 года мировой судья Актанышского района Республики Татарстан, 26 мая аналогичное решение вынесено Центральным районным судом г. Хабаровска. Решения в законную силу пока не вступили.

Мне могут возразить, что в России не прецедентное право и практически в одинаковых ситуациях разные суды выносят разные решения, но понятие судебная практика и ее единообразное применение никто не отменял.

Источник

Верховный суд разъяснил, как вернуть деньги за отложенную турпоездку

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020 судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020

Вот главная мысль, которую озвучил Верховный суд: если вы купили туристическую путевку, но не смогли поехать в назначенное время, это совсем не означает, что ваши деньги сгорели. Когда потраченную на отдых сумму можно вернуть обратно, разобралась коллегия по гражданским спорам Верховного суда.

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020

Гражданка поняла, что от поездки в забронированные даты ей придется отказаться, и попросила турагента перенести даты поездки с доплатой в 20 000 рублей. Но в компании на это не пошли. Турагент отправил гражданке письмо с отказом. В этом письме было сказано, что за перенос тура ей надо доплатить не 20 000, а 45 000 рублей. А еще добавил, что минимизировать расходы у туроператора без заявления об аннулировании тура невозможно.

А еще представитель ответчика заявил, что оператор не получал заявлений об аннулировании тура, а заявление о расторжении договора истица направила уже в период турпоездки. Все эти аргументы ответчика и были указаны в отказном решении суда.

Вот главные мысли, которые высказал Верховный суд по этому спору. Он заявил, что отношения между сторонами спора регулирует закон о защите прав потребителя. А еще Верховный суд подчеркнул, что основную ответственность перед туристом действительно несет туроператор.

Источник

Практика СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020Предлагаем вашему вниманию раздел, который содержит примеры судебных решений разных лет

Руководителя турфирмы «Галерея Вип-Тур» Светлану Вахтель и директора отеля ForRest house в Городецком районе Светлану Резникову осудили за гибель 10-летнего при пожаре в выездном лагере в 2018 году. Организатора тура приговорили к четырем годам условно за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ), директора турбазы – к трем годам условно за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 2 ст. 219 УК РФ). Подробнее.

В Курской области суды продолжают рассматривать иски туристов, которые внесли деньги за туры в другие страны и в итоге не отправились на отдых из-за пандемии коронавирусной инфекции. Люди продолжают через суд «выбивать» свои деньги. Подробности.

Гражданское дело по апелляционной жалобе туроператора ООО «ТО Корал Тревел Центр» на решение суда первой инстанции о взыскании в пользу туриста денежных средств за предоплаченный тур в Турцию. Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда заслушала гражданское дело по апелляционной жалобе туроператора и определила оставить ранее принятое решение без изменения, оставив апелляционную жалобу турфирмы без удовлетворения. Читать подробно …

Спор турагентства с банком из-за проведения Chargeback. В январе 2020-го турист К. оплатил турагентству тур стоимостью 242 тыс. руб. банковской картой, а в апреле того же года опротестовал операцию через банк-эмитент, потребовав вернуть указанную сумму в связи с тем, что тур был аннулирован из-за начавшейся пандемии COVID-19. Сначала банк отклонил требование туриста, но после его повторного обращения удовлетворил. Турагент посчитал действия банка неправомерными и подал исковое заявление. Суд встал на сторону туркомпании, аргументировав тем, что ответчик (банк) «не имел права вмешиваться в правоотношения между истцом и третьим лицом», кроме того, «неверно трактует процедуру Chargeback, которая применяется, например, в случае несанкционированной операции по счету». Читать подробно …

Также можно перейти в раздел Судебная практика «Юридического агентства Персона Грата», где публиковаться наиболее интересные судебные дела нашей компании.

Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:

— Подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов;
— Ведение дел юридических лиц в суде и в Арбитраже первой инстанции;
— Исполнительное производство;
— Взыскание убытков во внесудебном порядке; защита интересов Заказчика в кризисных ситуациях (защита от взыскания);
— Судебный день с участием назначенного представителя (состоявшееся заседание, собеседование).

Источник

Возвращаем деньги за несостоявшуюся поездку в Европу из-за коронавируса: советы юриста

судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть фото судебная практика с туроператорами 2020. Смотреть картинку судебная практика с туроператорами 2020. Картинка про судебная практика с туроператорами 2020. Фото судебная практика с туроператорами 2020

Помощник юриста в Юридической фирме «Алимирзоев и Трофимов»

специально для ГАРАНТ.РУ

С середины февраля и по сегодняшний день на авиакомпании, туристические агентства, визовые центры ежедневно обрушивается волна негодований в связи с распространением ненавистного коронавируса. Ситуация существенно обострилась, когда вирус дошел и до европейских стран. Теперь мартовские праздники многие наши соотечественники вынуждены были праздновать на родине, а не наслаждаться видами на озеро Комо, Гарда или Маджоре, гулять по Монмартру или кормить голубей на площади Сан-Марко. Ростуризм рекомендовал приостановить продажу туров в страны, где зафиксированы вспышки коронавируса, а МИД России и Роспотребнадзор посоветовали россиянам воздержаться от поездок в ближайшее время. Более того, с 13 марта 2020 года Правительство РФ временно ограничило пассажирские воздушные перевозки из Российской Федерации в Италию, Германию, Испанию, Францию и в обратном направлении. Также был был введен запрет на выдачу гражданам Италии туристических виз.

В связи с этим перед международным женским днем телефонные линии многих авиакомпаний, а также сервисов по бронированию отелей были перегружены из-за гигантского наплыва недовольных «несостоявшихся» туристов, которые требуют вернуть свои деньги за купленные билеты или туры.

Разберемся, за что можно вернуть деньги, и как это сделать, если вы решили отменить отпуск или командировку.

Если вы приобрели путевку у туроператора

В первую очередь стоит отметить, что если вы бронировали тур в агентстве, то вам необходимо обратиться с требованиями к нему. Следует написать заявление в адрес туроператора с требованиями вернуть потерянные денежные средства. В заявлении следует ссылаться в первую очередь на ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), которая гарантирует потребителю (туристу) право на то, чтобы услуги, в том числе туристские, были безопасны для его здоровья. Также обязательно необходимо упомянуть ст. 10 и ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ), в соответствии с которыми вы, как турист, вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным ухудшением условий путешествия, а также невозможностью совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам.

Ситуация с коронавирусом – это яркий пример угрозы безопасности жизни и здоровью людей. Так, указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» были определены страны с наиболее неблагополучной ситуацией (Китай, Южная Корея, Иран, Италия, Франция, Германия, Испания и другие страны, перечень которых в оперативном режиме составляет Роспотребнадзор). Также Ростуризм в связи со сложившейся ситуацией рекомендовал приостановить реализацию турпродуктов в вышеупомянутые страны. Учитывая то, что на государственном уровне были констатированы угрозы, и более того, власти потребовали воздержаться от посещения проблемных регионов, это является также основанием для возврата полной стоимости туристской путевки при отказе от нее до начала путешествия (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 г.).

Если вы самостоятельно бронировали авиабилеты и отель

В этом случае необходимо отдельно обращаться с требованиями к авиаперевозчику, страховой компании, системе бронирования отелей или непосредственно напрямую к отелю. На основании ст. 451 Гражданского кодекса вы имеете право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств (ухудшение условий путешествия и другое).

Что делать, если авиабилет невозвратный?

На сегодняшний день даже в случае приобретения невозвратных билетов также есть возможность вернуть за них свои деньги. Вот какие условия установили некоторые авиакомпании (по состоянию на 12 марта):

К сожалению, на сегодняшний день далеко не все авиакомпании готовы вернуть деньги за «пропадающие» билеты. В связи с этим Ростуризм и Общероссийское объединение пассажиров уже обратилось в Минтранс России с инициативой возвратить деньги туристам, отказавшимся лететь в места-вспышки коронавируса из-за пандемии, однако пока никакие меры иными авиакомпаниями приняты не были.

Можно ли вернуть деньги за железнодорожные билеты?

В связи с тем, что из-за распространения эпидемии коронавируса в Италии было отменено отправление пассажирского поезда из Москвы в Ниццу (поезд № 17/18, пока что это единственный случай на железной дороге), туристы также начали обращаться с требованиями вернуть им деньги за билеты. В данном случае за возвратом вам необходимо обратиться в кассы продажи билетов по месту покупки.

При возврате билета по причине отказа от поездки из-за пандемии коронавируса вы вправе, как и в случае с авиабилетом, ссылаться на Закон № 132-ФЗ, а именно на угрозу безопасности вашей жизни и здоровья в стране вашего планируемого пребывания.

По общим правилам, согласно ст. 83 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» вы вправе вернуть стоимость железнодорожного билета, однако здесь существуют некоторые условия:

Конечно, ситуация в самом эпицентре заражения еще хуже. Администрация железнодорожного сообщения внутри страны регулярно отменяет отправления поездов. Например, по сообщениям итальянского издательства Larepubblica поезда в Италии ходят с большой задержкой, на некоторых станциях организованы санитарные пункты. Меры ужесточились после первого случая заражения вирусом одного из машинистов поезда итальянской железной дороги. Также в Италии с 8 марта по 3 апреля будут закрыты на въезд и выезд вся Ломбардия и еще 14 провинций, такие как Парма, Пьяченца, Римини, Реджонель-Эмилия и другие.

Если вы приобрели электронный авиа- или железнодорожный билет, то зависимости от того, каким образом вы это сделали, следует:

Следует отметить, что все перевозчики устанавливают различные правила возврата электронных билетов. Например, для того, чтобы вернуть железнодорожный билет компании РЖД необходимо зайти в личный кабинет на корпоративном сайте. В случае если это невозможно, то возврат можно осуществить в билетных кассах. А вот если вы приобрели авиабилет на официальном сайте авиакомпании Utair, то для его возврата достаточно создать заявку на возврат через личный кабинет (в разделе Мои полеты – Отменить заказ).

Отмена бронирования отеля

К сожалению, здесь не все так хорошо, как с возвратом денежных средств за билеты. Ситуация зависит от выбранного тарифа у конкретного сервиса онлайн-бронирования. Так, например, основываясь на личном опыте могу констатировать, что выбрав самый дешевый тариф («невозвратный») получить деньги можно только в случае, если определенный отель-партнер захочет пойти на навстречу и вернуть стоимость проживания. На отправленный порталом ГАРАНТ.РУ запрос о текущей ситуации представители booking.com не ответили.

Генеральный консул Италии Франческо Форте сообщил, что если вы оформили краткосрочную визу на поездку в период с марта по май, но отказываетесь от поездки из-за риска подхватить коронавирус, Италия обменяет визу на долгосрочную – годовую. Власти Италии ввели данное правило для того, чтобы «несостоявшиеся» туристы смогли все же вернуться в Италию позже.

Но данное правило, к сожалению, действует не для всех туристов. Годовую визу смогут получить только те туристы, которые приобрели тур в Италию в турагентстве. То есть, если вы оформляли свою поездку в Италию самостоятельно, то в продлении визы откажут.

Для продления визы необходимо обратиться с визовый центр в вашем городе и подать заявление на продление визы. Для того чтобы визовый центр принял положительное решение относительно увеличения срока действия визы нужно соответствовать следующим требованиям:

Как вернуть деньги за медицинскую страховку?

Россияне, намеревающиеся посетить страны Шенгенской зоны, приобретают страховку на случай возникновения непредвиденных ситуаций в путешествии. Большинство страховых компаний допускают возврат стоимости полиса в случае отмены путешествия. Для этого необходимо приехать в офис (даже, если вы покупали страховку онлайн) и заполнить соответствующее заявление. Сделать это нужно до начала путешествия. В некоторых компаниях можно скорректировать даты полиса, если вы решили не отменять поездку, а перенести ее.

Если вы все же решите не отменять путешествие в страну, в которой зафиксированы случаи заражения коронавирусом, скорее всего, у вас возникнет следующий вопрос: покрывает ли стандартный страховой полис риск заражения коронавирусом?

Большинство популярных страховых компаний («Альфа Страхование», «Согласие», ERV, Trip Insurance и др.) относит коронавирус к ОРВИ и покрывает его диагностику и лечение наравне с другими инфекционными заболеваниями. Однако если заболевший не сможет предоставить никаких подтверждающих медицинских документов, то в таком случае страховка не покроет расходы путешественника при заболевании.
Также некоторые страховые компании (например «Либерти Страхование») не покрывают лечение от коронавируса в тех странах, которые являются не рекомендованными для посещения Ростуризмом (Китай, Южная Корея, Иран и Италия). По аналогии действует такое же правило и в ранее упомянутой страховой компании Trip Insurance: компания не покроет лечение от коронавируса, если турист заболел им в Китае.

Что же делать, если вы составили претензию, направили ее туроператору или авиакомпании, но ответ и деньги так и не получили? У вас есть право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Вы можете подать исковое заявление, в котором будете требовать вернуть потерянные деньги за тур или билеты. В соответствии с общими правилами подсудности, исковое заявление следует подавать по месту жительства или месту пребывания истца (ст. 17 Закона № 2300-1, п. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса). В таком исковом заявлении необходимо указать ваши требования, обстоятельства, на которых они основаны, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ). Исковое заявление может быть подано по выбору туриста (потребителя) в суд по месту своего жительства, по адресу ответчика (турфирмы) либо по месту заключения или исполнения договора (ст. 28, ч. 7 ст. 29 ГПК РФ, п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1). В том случае, если цена иска не более 100 тыс. руб. иск подается мировому судье, а более этой суммы – в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Следует учитывать, что помимо взыскания суммы денежных средств, уплаченных за туристскую путевку, вы вправе дополнительно потребовать компенсации морального вреда (ст. 15 Закона № 2300-1).
К исковому заявлению будет необходимо приложить следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):

Обращаю ваше внимание, что к отношениям, вытекающим из договора о реализации туристского продукта, применяются нормы законодательства о защите прав потребителей, при подаче иска госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн руб.

Ситуацию с коронавирусом в общем стоит воспринимать как форс-мажор. Данное явление никак не зависит от самих туристов, и они не могут на него повлиять. В связи с этим есть только два варианты развития событий:

На сегодняшний день к Минтрансу России и Росавиации обратился Ростуризм с требованиями к авиакомпаниям возвращать туроператорам средства, поступившие к ним в качестве предоплаты. Однако пока решение по данному вопросу не принято, и тем, кому пока не вернули деньги за билет, остается только ждать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *