судебная практика по п 155 1 пп рф 354
Судебная практика по п 155 1 пп рф 354
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Решение Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. N АКПИ18-603 Суд отказал в признании частично не действующими пункта 86, абзаца первого пункта 91 и абзаца второго пункта 92 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М. Назарова
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Меркулова В.П.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарапкова Владимира Геннадьевича о признании частично недействующими пункта 86, абзаца первого пункта 91 и абзаца второго пункта 92 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установил:
Нормативный правовой акт официально опубликован 30 мая 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 22, и 1 июня 2011 г. в «Российской газете», N 116.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 раздела I «Общие положения»).
Раздел VIII определяет порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.
Согласно пункту 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 Правил (абзац первый). Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (абзац второй).
Пункт 92 предусматривает, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении (абзац первый). К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (абзац второй).
В обоснование требования Шарапков В.Г. указал, что, являясь собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности трехкомнатной квартиры, не оборудованной приборами учета, в которой не проживает с 13 ноября 2017 г., обратился в управляющую компанию с заявлением о перерасчете. В удовлетворении его заявления было отказано со ссылкой на оспариваемые нормы Правил. Однако в связи с отсутствием согласия сособственников установление приборов учета в данной квартире невозможно. Оспариваемые положения Правил предусматривают возможность перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя лишь в случае отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета, а приведенные административным истцом обстоятельства в качестве основания для перерасчета не учитывают.
Шарапков В.Г. и его представитель Коновалов А.М. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 6 июля 2018 г. N КЧ-П9-4027).
Представитель Правительства Российской Федерации Попова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало Постановление N 354, которым утверждены Правила.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований к форме акта и порядку введения его в действие.
Статья 153 ЖК РФ возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). С момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 2).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Часть 11 статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Такой порядок и случаи перерасчета установлены разделом VIII Правил.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений ЖК РФ в их системной взаимосвязи следует, что перерасчет осуществляется исключительно в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении, плата за которое рассчитывается исходя из нормативов потребления в случаях, когда жилое помещение не оборудовано приборами учета по причине отсутствия технической возможности их установки.
Осуществление перерасчета платы за жилое помещение, оборудованное прибором учета, не предусмотрено законом, поскольку в случае отсутствия потребителя в занимаемом им жилом помещении плата начисляется лишь за реальный фактически потребленный объем коммунального ресурса, который фиксируется приборами учета.
Следовательно, доводы административного истца о противоречии пункта 86 Правил в оспариваемой части принципам равенства, закрепленным в части 1 статьи 1 ЖК РФ, и преимущественном положении потребителей, проживающих в оборудованных приборами учета жилых помещениях, основаны на неверном толковании норм жилищного законодательства.
Условие о подтверждении технической невозможности установки прибора учета не противоречит нормам ЖК РФ, более того, направлено на стимулирование перехода на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета в целях эффективного и рационального использования ресурсов.
Собственник, не обеспечивший установку приборов, не вправе ссылаться на отсутствие таких приборов как на основание для освобождения его от оплаты коммунальных услуг.
Вопреки доводам административного истца гражданское законодательство предусматривает механизм разрешения вопросов, связанных с владением и пользованием имущества, находящегося в долевой собственности.
Таким образом, в случае, если потребителем не установлен прибор учета при наличии технической возможности его установки, право на перерасчет платы отсутствует. Данное положение Правил соответствует жилищному законодательству, Федеральному закону N 261-ФЗ и гражданскому законодательству. Отсутствие соглашения между собственниками жилого помещения в отношении порядка пользования жилым помещением, установки прибора учета не может рассматриваться в качестве технической невозможности установки прибора учета.
Данное положение Правил направлено на обеспечение функционирования коммунальной инфраструктуры жилых домов и тем самым на защиту интересов проживающих в них граждан и не противоречит нормам жилищного законодательства.
Поскольку перерасчет осуществляется в случае отсутствия приборов учета в связи с технической невозможностью их установки, абзацем вторым пункта 92 Правил предусмотрено, что к заявлению о перерасчете помимо документов, подтверждающих временное отсутствие, должен быть приложен акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки прибора учета.
Данное предписание Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку принято в соответствии и в целях реализации норм жилищного законодательства и Федерального закона N 261-ФЗ.
Поскольку оспариваемые нормы Правил не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шарапкова Владимира Геннадьевича о признании частично недействующими пункта 86, абзаца первого пункта 91 и абзаца второго пункта 92 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации | A.M. Назарова |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации | Ю.Г. Иваненко |
В.П. Меркулов |
Обзор документа
Верховный Суд РФ отказался признать частично недействующими нормы о перерасчете платы за некоторые коммунальные услуги при временном отсутствии их потребителя в жилом помещении, не оборудованном счетчиком.
Подобный перерасчет допустим, только если установить счетчик было технически невозможно и это подтверждено соответствующим актом.
Отсутствие соглашения между сособственниками жилья об установке счетчика не рассматривается как техническая невозможность.
Судебная практика по п 155 1 пп рф 354
Мировой судья Кузнецова Ю.В.
17 мая 2018 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе: председательствующего судьи Сухомлиновой Е.В.
при секретаре Кондаковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 11-92/2018 по апелляционной жалобе ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» на решение мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района г.Ростова-на-Дону от 07.02.2018 г. по гражданскому делу по иску Тронь М.Н. к ПАО «ТНС Энерго Ростов на Дону» о защите прав потребителя, взыскании штрафа за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, судебные расходы,
Истец указывает, что неоднократно обращался к ответчику с заявлением и претензией об исключении задолженности, однако в досудебном порядке ответчик требования истца оставил без удовлетворения.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 04 июля 2017 года исковые требования Тронь М.Н. к ПАО «ТНС энергф Ростов-на-Дону» об обязании исключить задолженность по оплате электроэнергии за нежилое помещение площадью 16,3 кв.м. за период с июня ДД.ММ.ГГГГ года из счета « 2602/1577/01 от 31 января 2017 года, удовлетворены.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлена претензия с требованием о выплате штрафа в размере 50% величины превышения начисленной платы на основании п.п. 155(1),-155(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Однако, требования истца ответчиком удовлетворены не были, что следует из ответа ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону».
В связи и с чем, истец просил взыскать с ответчика в свою пользу выплату штрафа за нарушение порядка расчета платы за услугу электроснабжение в размере 50% от суммы 13 133 руб. 97 коп. в размере 6566 руб. 98 коп. по лицевому счету абонента № ОДН путем снижения потребителю размера платы на электроэнергию по указанному лицевому счету.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону от 07 февраля 2018 г. произведена выплата с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в пользу Тронь М.Н. штрафа за нарушение порядка расчета платы за электроснабжение лицевому счету 260200768ОДН в размере 50 % от суммы 13133,97 руб. в размере 6566 руб. 98 коп. путем снижения Тронь М.Н. размера платы за электрическую энергию по лицевому счету. Взыскан с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в пользу Тронь М.Н. штраф в размере 3283 руб. 49 коп., расходы на представителя в размере 7000 руб. Взыскана с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
С таким решением мирового судьи не согласился представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционную жалобу мотивировала тем, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права; установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем.
Истец не производил оплату увеличенного размера платы, что подтверждается выпиской из лицевой карты.
Факт неоплаты потребителем исключает обязанность исполнителя уплачивать потребителю штраф.
Исходя из буквального толкования абз. 1 п. 155(1) Правил №354, исполнитель не обязан уплачивать штраф, если он устранил нарушение (рассчитал размер платы правильно и выдал потребителю верный платежный документ) до осуществления оплаты потребителем (то есть до внесения платы в необоснованно увеличенном размере). При этом момент обращения не принимается во внимание. То есть потребитель, придя к исполнителю с сомнениями в достоверности сведений в еще не оплаченной квитанции, не может претендовать на получение штрафа.
Таким образом, обязанность уплатить штраф может возникнуть только в ситуации, когда потребитель обратился к исполнителю с соответствующим требованием уже после оплаты квитанции.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик уполномоченного представителя в зал судебного заседания не направил, извещен надлежащим образом.
Дело в отсутствие истца, ответчика рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения мирового судьи по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и Тронь М.Н. действует договор энергоснабжения № ОДН (открыт лицевой счет № № ОДН), заключенный в бездокументарной форме в соответствии с п. 6 Правил № 354 с 15.11.2014 года.
Таким образом, ответчиком необоснованно выставлялся счет по оплате задолженности по электроэнергии за период с июня 2015 года по декабрь 2016 года в размере 13 133 руб. 97 коп., то есть неправильно был определен размер платы за коммунальные услуги. Однако, истец является надлежащим плательщиком, неоднократно обращался к ответчику с заявлением и претензией об исключении задолженности, однако в досудебном порядке ответчик требования истца оставил без удовлетворения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом Тронь М.Н. подана в ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» претензия, в которой просил исключить из ее лицевого счета и квитанций по квартире задолженность по электроэнергии, произвести перерасчет с исключением несуществующего долга, выплате штрафа в размере 50% величины превышения начисленной платы.
Согласно п. 155 (1) Правил № 354 в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
Соответственно, вышеуказанное Постановление Правительства РФ №354 (п.п. 155.1 и 155.2) при наступлении предусмотренного в нем события предоставляет потребителю право требования выплаты ему денежной суммы, возлагая на ответчика соответствующую обязанность.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда, поскольку они приняты в соответствии с нормами материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Разрешая заявленные требования, мировой судья правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Приведенные в жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и доказательств по делу, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Согласно ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены решения мирового судьи по доводам апелляционной жалобы не находит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд,
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 22.05.2018 года.
Судебная практика по п 155 1 пп рф 354
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Решение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2014 г. N АКПИ14-1211 Об отказе в признании частично недействующими абзаца пятнадцатого пункта 2, подпункта «д» пункта 34, пунктов 59, 59(1), 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354
Решение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2014 г. N АКПИ14-1211
Именем Российской Федерации
ГАРАНТ:
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2015 г. N АПЛ15-17 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Романенкова Н.С.,
при секретаре Сомхиевой С.Ю.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
Нормативный правовой акт опубликован в «Российской газете» от 1 июня 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 22, 30 мая 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Болгова О.А. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 14 октября 2014 г. N СП-П9-7699).
Представитель Правительства Российской Федерации Непомнящий А.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан.
Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Непомнящего А.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя о том, что приведенное в Правилах понятие «потребитель» позволяет на его основе формировать незаконные договорные отношения между управляющими и ресурсоснабжающими организациями и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и членами их семей, являются несостоятельными.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» потребителем признает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Жилищный кодекс Российской Федерации употребляет термин «потребитель коммунальных услуг» применительно к собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, что следует из содержания части 1 статьи 157 данного Кодекса.
Пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Публичный договор заключается в таких сферах деятельности, как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
В соответствии подпунктом «д» пункта 34 Правил потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Доводы заявителя о противоречии подпункта «д» пункта 34 Правил статье 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации основаны на неправильном применении норм материального права.
Подпунктом «д» пункта 34 Правил регламентируются отношения, связанные с проведением проверок приборов учета. Перечень обязанностей нанимателя жилого помещения по договору социального найма, указанный в части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, не является закрытым. В соответствии с частью 4 статьи 67 данного Кодекса наниматель жилого помещения, помимо указанных в части 3 этой статьи обязанностей, несет иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и договором социального найма.
Условия предоставления коммунальных услуг нанимателю жилого помещения определяются в договоре найма, в том числе в договоре социального найма, для нанимателя жилого помещения по такому договору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении указанного в пункте 59 данных Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 указанных Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, пункт 59 Правил устанавливает предельное количество расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом.
Пункт 59.1 Правил определяет порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, а в пункте 60 Правил установлен порядок расчета плата за коммунальную услугу по истечении указанного в пункте 59 данных Правил предельного количества расчетных периодов.
Определение положениями Правил порядка расчета внесения платы за коммунальные услуги не может рассматриваться как установление гражданско-правовой ответственности.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, в соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.