субъектами инклюзивной практики являются

Субъекты инклюзивного образовательного процесса

Басова Алла Викторовна

аспирантка
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Россия, г. Саратов

Аннотация: Статья посвящена исследованию законодательного определения субъ-ектов инклюзивного образовательного процесса в Российской Федерации, что необходимо для эффективной реализации практики инклюзивного образования. Вопросы, рассмотренные в данной статье, помогут социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, повысят заинтересованность педагогов, помогут родителям и детям осознать и расширить дальнейшие возможности обучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, субъекты инклюзивного образования, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

В законе города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» [4] ограничение возможностей здоровья определено как «любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным» [4].

Субъектами инклюзивного образовательного процесса являются все родители класса, вовлеченного в инклюзивный образовательный процесс. Практика пилотных проектов показывает, что и взрослые люди по – разному относятся к включению детей с ОВЗ в детский коллектив, поэтому они так же нуждаются в психологическом и педагогическом сопровождении этого процесса, путём просвещения родителей о необходимости социального контакта ребенка с ОВЗ со сверстниками, что в дальнейшем обуславливает жизненную активность и успешность взрослых людей с отклонениями здоровья в обществе.

Педагогов следует рассматривать как особых субъектов инклюзивного образовательного процесса, так как они непосредственно включены в процесс образования и именно от их заинтересованности и компетентности зависит его успешность. Гусева М.А., директор общественной организации «Дети» (Москва) [1, с. 96], занимающейся помощью в лечении и реабилитации детей с раком, отмечает, что для детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями в большинстве случаев непреодолимым «барьером» в школе является отношение к ним учителей. Выявлены случаи, когда директора школ под любым предлогом отказывают в приеме детей с онкологическими диагнозами в школу, вероятно, из – за повышенной ответственности за учащегося. Данную группу детей стараются не брать ни в оздоровительные летние лагеря, ни в санатории общего профиля, хотя специализированных лагерей и санаториев для детей с онкологическими заболеваниями в нашей стране нет. Практика показывает, что учителя начальных классов относятся к таким детям более толерантно, чем учителя средних и старших классов, возможно, это вызвано более глубокой вовлеченностью учителя начальных классов в жизнь своих учащихся, более высокой ответственностью за конкретного ученика.Психологическое и педагогическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса обеспечит максимально эффективное взаимодействие участников, направленное на самореализацию ребенка с ОВЗ не только в школе, но и в дальнейшей его жизнедеятельности. Вовлечение детей с ОВЗ в образовательный процесс снизит продолжительность их обучения, приведёт к соблюдению принципа непрерывности образования, поможет преодолеть стереотипы в восприятии таких детей, разрушит «мифы» в отношении тех или иных заболеваний, что, несомненно, снизит дискриминацию данной категории детей в нашем обществе. Конечно, мы сейчас говорим о долгосрочной стратегии, требующей поэтапного осуществления, больших человеческих и финансовых ресурсов, обеспечения школ всеми необходимыми техническими средствами для инвалидов без которых школа не станет инклюзивной.

1. М.А. Гусева, Г.Я. Цейтлин. Проблемы организации инклюзивного образования детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями // Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — с. 95 – 97.

2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4563.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1).ст. 7598.

4. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве: Закон г. Москвы от 28.04.2010 N 16 (ред. от 25.06.2014) // Доступ из справ-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Об утверждении концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга: распоряжение Правительства Санкт – Петербурга от 5 мая 2012 г. N 1263-р // Доступ из справ-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: Постановление от 12 марта 1997 г. N 288 // СЗ РФ. 1997. N 11. ст. 1326 (Утратило силу)

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 // Доступ из справ-правовой системы «Консультант Плюс».

Источник

Психологические основы инклюзивного образования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Инклюзивное образование — это такая форма организации процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, языковых, психических, интеллектуальных, культурно-этнических и иных особенностей имеют возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.

Основные принципы инклюзивного образования

Принцип инклюзивного образования были приняты на Мировой конференции по образованию детей с особыми нуждами приняли в г. Саламанке, которая состоялось в 1994 году.

Инклюзивное образование кроме общих законов и общеизвестных дидактических принципов, подчинено следующим специфическим принципам:

Психологические условия организации инклюзивного образования и его среды

Если взять за основу понимание и принятие философии инклюзивного образования, то можно выделить несколько базовых условий. Они требуются для того, чтобы эффективно решать задачи построения инклюзивной образовательной среды в качестве системы. Система способна реализовать равнозначный доступ к образованию и развитию разных категорий детей в общеобразовательной среде.

К ним относят принятие философии инклюзии, юридически оформленный договор между образовательными учреждениями и родителями (включает все необходимые условия обучения, включая требования к семье и родителям), преемственность в деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

Психологическая основа инклюзивного образования состоит в наличии соответствующих методических разработок и рекомендаций для учащихся с разным начальным уровнем. Она предполагает наличие примерных учебных планов, дидактических материалов, подготовку педагогических сотрудников, которые включены в инклюзивный процесс (например, специалисты сопровождения).

Готовые работы на аналогичную тему

Для того чтобы образовательная среда получила возможность создания условий, которые обеспечивают возможность инклюзивной практики, она должна иметь несколько признаков:

В состав необходимых психологических условий организации инклюзивной образовательной среды входит организация пространства, в котором будет обучаться ребенок с ОВЗ; организация временного режима обучения и рабочего места ребенка с ОВЗ. Также необходимо предусмотреть технические средства обучения для всех категорий учащихся.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья — это педагогический термин. Дети с ОВЗ — это физические лица, которые имеют недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. Эти недостатки подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют получению образования без формирования специальных условий.

Организационное обеспечение образовательного процесса характеризуется организацией инклюзивной образовательной среды, формированием инклюзивной культуры, взаимодействием с внешними учреждениями и родителями, информационно-просветительским обеспечением.

Для инклюзивного образования присуще организационно-педагогическое обеспечение и реализация образовательных программ, учитывающих особенности и возможности детей. Для детей с ОВЗ обеспечиваются возможности освоения образовательных программ в пределах индивидуальных учебных планов. Предусмотрено и специальное программно-методическое обеспечение, использование современных технологий образования и психологического (педагогического) сопровождения субъектов инклюзивной практики.

Субъекты инклюзивного образования и его задачи

Основной субъект, который требует психолого-педагогическое сопровождение, — это ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети в соответствии с результатами обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) показывают необходимость в организации специальных образовательных условий. Для них требуется разработка адаптированной образовательной программы.

Субъекты инклюзивной практики представлены также остальными детьми, которые включены в это же образовательное пространство, родители и педагоги организации.

Среди задач психолого-педагогического сопровождения учеников с ОВЗ можно выделить систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ в зависимости от динамики его психического развития. Педагоги создают социально-психологические и педагогические условий для эффективной адаптации и психического развития таких детей.

Психологические основы инклюзивного образования включают методики обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этом процессе предполагается использование социально-активных и рефлексивных методик обучения, технологий, связанных с социокультурной реабилитацией. Для ребенка также необходимо создать комфортный психологический климат в коллективе, обеспечить специальную материально-техническую базу.

Специальная образовательная технология — это упорядоченная система действий. Их выполнение способствует гарантированному достижению педагогических задач инклюзивного образования.

Источник

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования рассматривается как междисциплинарная деятельность специалистов образовательной организации, направленная на оптимальное в соответствии с возможностями включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детей, и поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его обучения и воспитания. В рамках психолого-педагогического сопровождения реализуется соответствующий вариант образовательной программы, рекомендованный ПМПК. [2, с.18]. Вся деятельность специалистов сопровождения направлена на поддержание социально-психологической и образовательной адаптации ребенка с ОВЗ, в том числе и в рамках работы с другими субъектами инклюзивного образования. В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий. Психолого-педагогическое сопровождение относительно молодое направление в образовании, но уже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов).

Отметим, что в рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо, говорить о нескольких основных субъектов инклюзивной практики. Естественно, основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах. Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации специальных условий образования приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети также будут нуждаться в определенном психолого-педагогическом сопровождении, хотя и несколько иного плана. Важно понимать, что дети окружающего нашего включаемого ребенка не являются по отношению к нему однородным «коллективным субъектом». Некоторые из них с различной степенью негативности относятся к ребенку с ОВЗ, другие – нейтральны – он для них как бы не существует. Третьи, возможно, испытывают позитивные чувства и положительное отношение. В этой неоднородной межличностной ситуации предельно важно обеспечить как оценку межличностных отношений в детском коллективе, так и разработать ряд психолого-педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и использовать позитивные отношения для создания не просто толерантной образовательной среды, но эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру комплексного психолого-педагогического сопровождения. Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители и включаемого ребенка, и других детей класса. Совершенно очевидно, что в данном случае родителей нельзя рассматривать как однородный субъект сопровождения для каждой категории родителей должны быть разработаны отдельные технологии оценки и сопровождения специалистами школьного консилиума, в первую очередь, психологом ПМПк. Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении, являются непосредственные участники инклюзивного образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Педагогов следует рассматривать как особых субъектов сопровождения, поскольку они сами непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же время, в силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ. [ 1,с.58 ]

Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе, в соответствии с подходом М.Р. Битяновой (1998) определяется как целостная системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной среде. В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов — логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций, в том числе и ПМПК которая и обеспечивает преемственность между различными вариантами ФГОС с учетом психофизических особенностей ребенка. [2, с.24]. Определение сопровождения теснейшим образом сочетается с пониманием его как текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и, соответственно, поддержанием оптимальной адаптации ребенка в этой среде — с другой. В ситуации, когда в ходе образовательного процесса увеличиваются нагрузки на ребенка (эмоционально-мотивационные воздействия или непосредственно когнитивные), субъектами образовательного процесса явно не планируется желание «перегрузить» ребенка, но способствовать обучению. В отсутствие четких и понятных для специалистов (в первую очередь, педагогов) критериев максимальной и, в то же время, оптимальной нагрузки возникает необходимость контроля состояния ребенка со стороны других субъектов образования (в структуре деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации). Его целью является оптимизация воздействий со стороны образовательной среды и «уравновешивание» этих воздействий с возможностями ребенка.

Сопровождение, в данном случае, должно осуществляться как дозирование образовательных нагрузок (в широком смысле этого понятия) — с одной стороны максимально-оптимальных и достаточных для разностороннего полноценного развития ребенка, с другой — не выходящих за пределы индивидуально допустимых для данного ребенка с целью не допустить его дезадаптации. Таким образом, рассматривая ребенка с ОВЗ как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями адаптации, можно конкретизировать цели и задачи сопровождения как непрерывное поддержание силами всех специалистов – участников образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, внутренними условиями и закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, любых других субъектов образовательной среды. [3, с. 14] Подобная формулировка позволяет подойти к пониманию процесса сопровождения как к регулируемой динамической системе с отрицательной обратной связью.

В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

1. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Пособие для учителей, психологов и родителей. Минск, Национальный институт образования, 2005.

2. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. /под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – АРКТИ, 2014.

3. Психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательном учреждении. Методические рекомендации. /Авторы-составители: Э.Н. Абуталипова, С.И, Галяутдинова, М.М. Семаго. /Башкирский институт развития образования. Уфа, 2002.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

субъектами инклюзивной практики являются. Смотреть фото субъектами инклюзивной практики являются. Смотреть картинку субъектами инклюзивной практики являются. Картинка про субъектами инклюзивной практики являются. Фото субъектами инклюзивной практики являются Мария Артемова
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития, с выраженными расстройствами аутистического спектра. Кроме того, в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. В настоящее время в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии) [3].

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М. Р. Битяновой (1998, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде [2].

Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы. Субъектами инклюзивного практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят в систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; в создании социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождениереализуется через следующие направления деятельности: диагностическое; профилактическое; коррекционно-развивающее; консультативное; образовательное; поддерживающее; просветительское.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательногопространства являются:

— приоритет интересов сопровождаемого;

— непрерывность сопровождения;

— целенаправленность сопровождения;

— систематичность сопровождения;

— гибкость сопровождения;

— комплексный подход к сопровождению;

— преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

— принцип сетевого взаимодействия;

— рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

Деятельность специалистов сопровождения состоит в предупреждении трудностей в обучении и адаптации детей к школе и в конкретной помощи, в том числе коррекционной, в преодолении трудностей в обучении.

Эффективной формой совместной деятельности междисциплинарной команды по вопросам определения индивидуального образовательного маршрута в рамках ОО является Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Консилиум образовательного учреждения – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий тактики сопровождения включенного ребенка[2]. Стратегию включения ребенка определяют специалисты ПМПК, а разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия в конкретном ОУ, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, адекватных особенностям ребенка является задачей ПМПк.

Процесс психолого-педагогического сопровожденияцикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л. Н. Харавиной) [2]. Так, первый этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий.

На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума. Каждый специалист предлагает варианты собственного маршрута сопровождения, которые в дальнейшем должны обеспечить ребенку компенсацию имеющихся особенностей, и «сопрягаться» с деятельностью других специалистов консилиума, реализуя целостность сопровождения. Подобные разработки каждого специалиста вначале могут иметь лишь вариативный характер и нуждаются в гибкой корректировке уже на этапе междисциплинарного обсуждения.

На третьем этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ученика. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.

На следующем этапе психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом. Подобная оценка может определяться опосредованно через показатели овладения ребенком адаптированным учебным материалом, традиционные показатели социализированности ребенка. В то же время, каждый специалист должен предоставить данные по результативности собственной профессиональной деятельности. На основании анализа результатов сопровождения проводится коррекция всех компонентов программы сопровождения, в том числе деятельности специалистов.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Список использованной литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) [Электронный ресурс]. URL: old.mon.gov.ru (дата обращения: 01.11.2014).

2. Семаго, М. М. Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: Лекция / М. М. Семаго. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu-pmpk.ru (дата обращения: 01.11.2014.)

субъектами инклюзивной практики являются. Смотреть фото субъектами инклюзивной практики являются. Смотреть картинку субъектами инклюзивной практики являются. Картинка про субъектами инклюзивной практики являются. Фото субъектами инклюзивной практики являютсяПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Психолого — педагогическое сопровождение гиперактивного ребёнка Гиперактивность – это двигательная расторможенность, повышенная моторная активность при нормальном уровне интеллектуального развития, порождающая.

Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегративного образования Одним из центральных вопросов, который сегодня обсуждается специалистами образования, является внедрение в практику принятого Федерального.

Психолого-педагогическое сопровождение. Образовательная область «Физическая культура» Методическая разработка. Психолого-педагогическое сопровождение соревнований. Этапы сопровождения: 1. Подготовительный 2. Соревнование 3.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС Выстраивая общую концепцию программы взаимодействия педагогов, родителей и детей мы исходили из того, что психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном.

Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса» Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников средней группы В своей работе мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *