структура урока письма в период обучения грамоте

Структура урока по Обучению грамоте

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Структура урока обучения грамоте

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

3.Закрепление или повторение изученного материала (проверка д/з)

4. Знакомство с новым звуком

а) слого-звуковой анализ слова;

б) характеристика звука;

в) упражнения в распознавании звука;

5. Знакомство с новой буквой

а) на что похожа буква;

в) конструирование печатной буквы;

б) слов в столбиках;

а) работа в разрезной азбуке;

б) занимательные упражнения;

Структура урока письма

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

3. Повторение с урока обучения грамоте

4. Подготовка руки к письму:

а) разминка для пальчиков;

5. Работа в прописи:

а) письмо буквы по элементам;

б) письмо буквы (с подробным объяснением учителя);

— придумывают слово с этим слогом;

— учитель объясняет правила написания слога;

— Сколько слогов в слове? Какой ударный? Называют безударный гласный.

— письмо слов в прописи;

— дети читаю предложение;

— Сколько слов в предложении?

— Вспомните 3 правила написания предложения (предложение начинаем писать с большой (заглавной) буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка);

— Сфотографируйте предложение в прописи;

6. Закрепление (изученные буквы)

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

Номер материала: ДВ-371846

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методические рекомендации по обучению письму в 1 классе.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методические рекомендации по обучению письму в I классе

В методических рекомендациях представлены требования к современному уроку письма в первом классе, структура урока письма в подготовительный и букварный периоды обучения грамоте.

Требования к современному уроку письма в I классе

1. Обращать внимание на подготовку учеников к письму: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и её продвижения во время письма, что в итоге будет способствовать профилактике нарушений осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию чёткого, быстрого письма.

2. Использовать эффективные приемы для запоминания графического образа буквы и формирования навыка письма, среди которых, например:

письмо мокрой кисточкой на доске;

письмо в воздухе (используется когда у детей сформирован графический облик буквы);

письмо с трафаретом;

письмо через кальку и т.д.

3. Обязательно демонстрировать образец начертания элемента, буквы с проговариванием непосредственно на уроке (использовать тактовый метод).

4. Проводить подготовительную работу перед письмом элементов и букв; можно использовать графические диктанты, штриховку и обводку предметов, прорывание и вырывание предметов из бумаги т.д.

5. Учить читать письменный шрифт в обязательном порядке.

6. Учить приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля.

7. Рационально использовать рабочую «Пропись».

Структура урока в подготовительный период обучения грамоте

1. Актуализация опорных знаний (повторение).

Этот этап обязателен, так как пройденная на уроке чтения буква сразу не пишется. Письмо буквы в «Прописи» осуществляется только тогда, когда учащиеся много раз обращались к букве печатной: усвоили её конфигурацию, проанализировали количество элементов.

Важно помнить, что каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способу выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Подготовка к письму (необходимо показать учащимся как сидеть за столом, держать орудие письма, размещать тетрадь на столе).

2. Подготовительная работа перед письмом элементов и букв.

На этом этапе можно проводить:

упражнения, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве,

упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки.

3. Показ (демонстрация) учителем образца начертания «новой» буквы (элемента).

4. Письмо «новой» буквы (элемента) учащимися.

Нельзя писать сразу всю строку.

Детей нельзя торопить!

5. Работа по отработке правильного соединения букв.

6. Обучение чтению письменного шрифта.

7. Подведение итогов.

9. Подготовка к перерыву.

10. Проведение 2-х физкультминуток в течение урока в обязательном порядке.

Структура урока в букварный период обучения грамоте

1. Мотивация. Организационное начало урока.

2. Подготовка к письму.

3. Фонетический разбор слова.

4. Запись слов на доске под диктовку учителя. Можно использовать орфографическое проговаривание.

5. Письмо слов с «новой» буквой.

6. Письмо слов, слогов, а позднее и небольших предложений (после звуко-буквенного разбора).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Подготовка к перерыву.

Обучение письму в 1 классе – это не урок каллиграфии.

Письмо в «Прописи» должно быть строго дозированным.

В 1 классе – 3 минуты в первой половине урока, 2 минуты – во второй половине урока (это не значит «всего 5 минут»; это значит, что мы пишем на уроке небольшими «порциями», осуществляем несколько подходов, после такого непродолжительного письма обязательно делаем перерыв, чтобы снять мышечное напряжение, анализируем написанное, т.е. целенаправленно формируем у учащихся навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки).

Во 2 классе – 8 минут.

В 3 классе – 12 минут.

В 4 классе – 15 минут.

Безотрывного письма не существует, на конец года обучения за один росчерк (безотрывно) ученик 1 класса должен писать – 1-1,5 буквы.

Педагогу важно помнить, что не вся страница «Прописи» обязательна к выполнению.

В течение урока письма педагог должен провести не менее 2 физкультминуток, продолжительностью по 2 минуты каждая. Первая, как правило, направлена на профилактику нарушения зрения, вторая – на снятие мышечного напряжения.

Письмом нельзя наказывать!

Детей нельзя торопить в процессе письма.

1. Васильева И.Н. Обучение письму в 1 классе// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа-№5-2008- С.29-31.

2. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.- М.: Просвещение, 1987.-124с.

3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников //Начальная школа.- 1999- №4.

Источник

Типы и структура уроков чтения и письма в период обучения грамоте

Разнообразие уроков чтения и письма в период обучения грамоте велико. Урок является основной формой обучения и вбирает в себя все богатство методических средств и приемов. Типология уроков чтения и письма определяется следующими признаками:

1) по основному предмету обучения – уроки чтения и письма;

2) по времени и периодам обучения – уроки подготовительного (добукварного) и основного (букварного, послебукварного) периодов;

3) уроки знакомства с новой темой (в подготовительный период);

4) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке – уроки изучения нового звука и буквы или обучения письму буквы; уроки закрепления изученных звуков и букв; уроки повторения и обобщения;

5) комбинированные уроки (еженедельные уроки чтения, на которых 20 минут отводится на внеклассное чтение).

Специальных уроков проверочного типа в период обучения грамоте не проводится. Выявление знаний, их проверка осуществляются в процессе всей работы на уроке. Развитие речи органически вплетается в уроки чтения и письма.

Продолжительность уроков в 1 классе – 35 минут, так как у первоклассников наблюдается неустойчивость внимания. В структуре уроков предусматриваются: смена видов умственной деятельности, физкультурные паузы (2-3 физкультминутки), речевая разминка, минутки юмора, занимательных игр и т.д.

Рассмотрим примерную структуру урока чтения подготовительного периода:

1. Организационный момент, речевая разминка.

2. Повторение изученного материала.

3. Беседа на заданную тему или по сюжетной картинке.

4. Звуковой анализ, объяснение нового материала.

5. Закрепление нового материала, тренировочные упражнения.

На уроках подготовительного периода предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценировка, творческие рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихотворений наизусть и т.д.

Примерная структура урока чтения знакомства с новыми звуками и буквами(время указано приблизительно):

1. 2-3 мин. Речевая разминка.

2. 3-5 мин. Повторение изученного, проверка домашнего задания.

3. 5 мин. Работа по предметным картинкам. Составление и анализ звуковых моделей.

4. 3 мин. Артикулирование и характеристика новых звуков.

5. 2 мин. Фонематические упражнения.

6. 2-3 мин. Знакомство с новой буквой.

7. 3 мин. Чтение слогов-слияний.

9. 1 мин. Физкультминутка.

10. 2-3 мин. Работа по сюжетной картинке.

11. 5-7 мин. Работа с текстом.

12. 1 мин. Физкультминутка.

13. 3 мин. Выполнение игровых и занимательных заданий.

14. 1-2 мин. Домашнее задание.

15. 1 мин. Итог урока.

Чередование этапов в структуре урока чтения менять нельзя, так как оно определяется звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте, в соответствии с которым и была составлена их последовательность.

За уроком чтения строго следуетурок письма, который является логическим завершением предыдущего. Структура урока письма по ознакомлению с новой буквой имеет следующий порядок:

1. 2 мин. Организационный момент:

а) проверка готовности к уроку;

б) повторение правил посадки;

в) подготовка руки к письму.

2. 2-3 мин. Работа со звуками:

а) установка внимания учащихся на цели предстоящей работы;

б) слого-звуковой анализ слов (выделение изученного нового звука и его характеристика);

3. 3-5 мин. Работа над новыми буквами:

а) звукобуквенный анализ слов;

б) ознакомление с начертанием новой буквы.

4. 3 мин. Усвоение последовательности начертания новой буквы:

а) показ учителем на доске с точными словесными указаниями;

б) подготовка к письму буквы (письмо в воздухе под счет, письмо влажной кисточкой на доске с комментированием);

в) письмо в тетради элементов букв (контроль, самоконтроль, взаимоконтроль);

г) показ учителем способов соединения элементов в букве;

д) повторный показ буквы учителем на доске.

5. 3 мин. Письмо буквы в тетради:

а) повторение правил посадки, держания ручки, положения тетради при письме;

б) рассматривание образца в «Прописи»;

в) самостоятельная работа.

6. 1 мин. Физкультминутка.

7. 5-10 мин. Письмо слогов, отработка соединений с новой буквой.

б) слого-звуковой анализ и составление звуковых моделей;

в) звукобуквенный анализ и печатание в кассах букв;

г) грамматико-орфографические наблюдения над словами;

д) составление предложений со словами (устно);

е) самостоятельная работа.

9. 1 мин. Физкультминутка.

10. 5 мин. Письмо под диктовку.

11. 5 мин. Конструирование предложений:

а) работа с деформированным предложением;

б) анализ структуры предложения;

в) запись предложения с комментированием.

12. Подведение итогов урока:

— Чему научились на уроке?

— Что вам запомнилось, понравилось на уроке?

Письмо проводится непосредственно за уроком чтения. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика проведения интегрированных уроков чтения и письма. Этапы уроков сохраняются. Однако учителю необходимо тщательно продумать их чередование. При этом последовательность этапов строго сохраняется, поскольку она определена звуковым аналитико-синтетическим методом.

Источник

«Методика обучения грамоте» (в помощь студенту или начинающему учителю)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика обучения грамоте

Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).

Задачи периода обучения грамоте:

1. сформировать элементарный навык чтения и письма;

2. развитие фонематического слуха

Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.

Все современные учебники можно разделить на три группы по принципу построения:

Частотный принцип (К. Д. Ушинский, В.Г. Горецкий) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.

Генетический (Р.Н. Бунеев) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов и, п, г, р, т)

На каждый урок отводится две страницы «Азбуки» (или разворот), которые содержат материалы разных видов:

· Текстовый материал : столбики слов, предложения, тексты для чтения.

· Иллюстративный материал : предметные картинки, сюжетные картинки

Содержание делится на два блока:

1 блок – основные языковые понятия( речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)

2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку

Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:

1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)

Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.

С чем знакомимся? (языковые понятия)

Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.

Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.

Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос

Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.

Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:

· усвоение учащимися нового термина;

· активная умственная деятельность учащихся;

· организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;

Виды деятельности учащихся в подготовительный период:

· выделение предложений из речевого потока;

· выделение отдельных слов в предложении;

· скандирование слов, выделение слогов;

· сравнение по размеру предмета и слова ;

· выделение ударного слога;

· подбор слов к слоговой или звуковой схеме;

· упражнения в звукоподражании;

· выделение первого (последнего) звука в слове;

· подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);

· выделение каждого звука в слове;

· определение на слух количества звуков в слове;

· выделение в слове гласных (согласных) звуков;

· объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)

Формирование представлений о речи и предложении : Ответы на вопросы учителя по картинкам, составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Постановка вопросов к предметным картинкам (не умеют, надо учить). Составление предложений по серии сюжетных картинок. Подсчет предложений в речи. Подсчет слов в предложении. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений полученных в д/с).

Лексическая работа : знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.

Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.

Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.

Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.

На данном этапе проводятся уроки двух типов:

· введение нового звука,

Структура урока введения новых звуков и букв

1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.

Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.

— Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.

— Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.

— Упражнения в слышании звука в других слова; придумы­вание слов с данным звуком (в разных позициях).

— Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.

— Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»

2-й этап: Знакомство с новой буквой.

Задачи : овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным обра­зом печатных букв.

— Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).

— Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).

— Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на услов­ный значок в звуковой модели.

— Введение новой буквы в буквенную запись слова; помеще­ние на «Ленту букв» или в «Город букв».

3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.

Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.

Приемы: анализ и синтез.

4-й этап: Чтение слов с новой буквой.

Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.

— Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь не­понятное слово; прочитай и найди лишнее слово).

— Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.

— Выяснение (уточнение) лексического значения слов.

— Печатание и составление слов из разрезной азбуки.

— Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквен­ного состава слов.

— Сравнение слов по разным основаниям (лексическому зна­чению, звуковому, слоговому и буквенному составу).

— Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).

— Составление словосочетаний и предложений с данными словами.

— Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печата­ются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что мо­жет быть нарисовано на рисунке в рамке.

5-й этап: Чтение букварного текста.

Задачи: формирование механизма чтения и приемов понима­ния прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамотеспрогнозировать содержание будущего текста

по иллюстрации (рассматривание, беседа, составление рас сказа);

по ключевым словам;

работа во время чтения

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

научиться читать текст

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

чтение друг другу в парах;

чтение вслух цепочкой;

уточняющие вопросы по ходу чтения;

работа после чтения

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть фото структура урока письма в период обучения грамоте. Смотреть картинку структура урока письма в период обучения грамоте. Картинка про структура урока письма в период обучения грамоте. Фото структура урока письма в период обучения грамоте

— итоговое вырази тельное чтение;

соотношение с иллюстрацией и заголовком;

Структура урока закрепления будет содержать все перечисленные этапы, кроме 2-го и 3-го.

Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).

Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).

Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.

Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.

Сознательный характер письма состоит в следующем:

а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.

Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

· ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;

· ориентировка на странице прописей и тетради;

· ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;

· письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;

· обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;

· предупреждение искажения при написании букв;

· исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.

Методы обучения письму:

Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.

Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.

Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.

Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.

Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.

Этапы и условия формирования графического навыка:

1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.

2. Письмо элементов букв.

3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.

4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.

Методические приемы обучения письму.

· показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);

· списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);

· копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);

· воображаемое письмо (письмо в воздухе);

· анализ формы буквы;

а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;

б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;

в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.

Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.

· усвоение правил письма:

— Буквы надо писать с одинаковым наклоном.

— Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.

— Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.

— Слог пишется безотрывно.

· письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);

· анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).

Структура урока письма.

1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.

2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.

3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.

5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.

6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.

7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).

8. Письмо соединений (слогов) различными способами.

9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.

10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.

11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *