структура урока обучения грамоте в добукварный период
Структура урока по Обучению грамоте
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Структура урока обучения грамоте
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
3.Закрепление или повторение изученного материала (проверка д/з)
4. Знакомство с новым звуком
а) слого-звуковой анализ слова;
б) характеристика звука;
в) упражнения в распознавании звука;
5. Знакомство с новой буквой
а) на что похожа буква;
в) конструирование печатной буквы;
б) слов в столбиках;
а) работа в разрезной азбуке;
б) занимательные упражнения;
Структура урока письма
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
3. Повторение с урока обучения грамоте
4. Подготовка руки к письму:
а) разминка для пальчиков;
5. Работа в прописи:
а) письмо буквы по элементам;
б) письмо буквы (с подробным объяснением учителя);
— придумывают слово с этим слогом;
— учитель объясняет правила написания слога;
— Сколько слогов в слове? Какой ударный? Называют безударный гласный.
— письмо слов в прописи;
— дети читаю предложение;
— Сколько слов в предложении?
— Вспомните 3 правила написания предложения (предложение начинаем писать с большой (заглавной) буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка);
— Сфотографируйте предложение в прописи;
6. Закрепление (изученные буквы)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДВ-371846
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рабочая программа по Обучению граммоте. 1 класс. Добукварный период.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ Саранпаульская СОШ, филиал Щекурьинская начальная школа с группой детского сада
Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный период.
Составитель учитель начальных классов
Ванюта Тамара Савельевна
Сведения о рабочей программе по обучению грамоте
Данная рабочая программа составлена для учащихся 1 классов МБОУ «Саранпаульская СОШ», филиал Щекурьинская начальная школа с группой детского сада.
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа по русскому языку
Закон об Образовании РФ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (2010).
Планируемые результаты начального общего образования (2010).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (2010).
Программа «Обучение грамоте» В. Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М.В. Бойкиной.
Цели и задачи курса
Особую важность в программе «Обучение грамоте 1 класс» занимает добукварный период, который является фундаментом первоначальных знаний о языке и языках в целом.
Главная цель данной программы является введение учащихся первых классов в удивительный мир знакомства и изучения русского языка, понятием о родном мансийском языке, с включением в программу курса изучения творчества известных мансийских писателей и художников, истории родного края.
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
формирование у первоклассников понятия о языке как явления общечеловеческого, исторического, этнического значения;
первоначальное формирование у учащихся устной, монологической и диалогической речи;
развитие умения работы с учебными пособиями, компьютером;
воспитание чувства уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
привитие познавательного интереса к получению новых знаний через информацию, предлагаемую на учебных занятиях, информационно – коммуникативные средства (интернет, энциклопедии, словари), в практической деятельности (экскурсии, проекты, участие в поселковых, школьных мероприятиях);
духовно – нравственное воспитание: обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств;
Для решения заданных целей необходимо следующие задачи:
усвоение первоначальных знаний о языке: звук и буква, звукобуквенный анализ слова, предложение, текст.
развитие умения участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания– описания и повествования небольшого объема;
воспитание чувства ответственности за качество приобретаемых знаний;
воспитание патриотического чувства к сохранению родного языка, его уникальности.
Общая характеристика курса
Добукварный период является вводным этапом для учащихся в системе изучения русского языка. На данном адаптационном этапе перед детьми встают очень сложные для их понимания задачи. Достичь решения задач в добукварный период позволяет разработка различных видов и типов уроков с учетом классов в малокомплектной школе: урок – путешествия, урок – спортивное состязание, урок – экскурсия, урок – викторина и т.д. Данные уроки направлены на воспитание у детей правил и норм общения, поведения друг с другом и сохранения интереса к учебе, а так же способствуют изучению уровня подготовленности детей к школе, так как дети приходят в школу с разным уровнем знаний, развитости устных форм речи (слушания и говорения), что помогает учителю в дальнейшей работе.
Обучение в добукварный период направлен на изучения первоначальных знаний о слове, его значении, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической), о звукобуквенном составе слова (учащиеся учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, различать согласные и гласные звуки), о функции, составе и видах предложения.
Место курса «Обучение грамоте» в учебном плане.
На Добукварный период в 1 классе отводится 15 часов.
Результаты изучения курса
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Понимать личную ответственность за свою успеваемость;
Выполнять требования родителей и учителя по выполнению учебных задач;
Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
Проявлять доброжелательность, поддержку, взаимопомощь по отношению к своим сверстникам.
Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
Адекватное оценивание своей работы и работы одноклассников на уроке;
Умение высказывать свою точку зрения, делать вывод, обобщение о полученных знаниях.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
Принятие обучающимися понятия о языка, как явления общечеловеческого, исторического, этнического значения.
Умение использовать полученные знания: построения предложений, выражение эмоций с помощью языка, использование вежливых слов, ведение диалога, беседы.
Освоение и практическое использование учебного материала по темам: звуки речи, слово и предложение, предложение и текст.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение написанием элементов букв.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание текста прочитанного учителем. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Содержание тем учебного курса
Добукварный период (15ч.)
Введение в учебный курс.
Речь устная и письменная. Общее представление о языке. Понятие о слове. Слова – предметы.
Слово и предложение. Понятие о слове. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слова – предметы. Слова – действия предметов. Слова – признаки предмета. Первоначальное знакомство и различие слов – предметов, слов – признаков предметов, слов – действий предметов.
Текст. Смысловая связь предложений в тексте.
Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.
Звуки речи. Мягкие и твердые согласные звуки. Звонкие и глухие согласные.
Слог слияния. Йотированные буквы.
Требования к уровню подготовки учащихся:
— различать устную и письменную речь;
— делить текст на предложения, оформлять предложение в устной речи, составлять схемы предложений и текстов;
— составлять предложения из слов, соотносить их с моделью предложения;
-производить звукобуквенный анализ слова, составлять схему слова, делить слова на слоги; определять ударный слог в слове;
— различать слова – предметы, слова – действия предметов, слова – признаки предметов;
— отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке; уметь высказывать свою точку зрения, делать вывод, обобщение о полученных знаниях.
Личностные УУД : знание правил поведения на уроке; уважительное отношение к учителю и одноклассникам; умение внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на оценку своей работы на уроке.
— понимать личную ответственность за свою успеваемость;
— выполнять требования родителей и учителя по выполнению учебных задач;
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
— проявлять доброжелательность, поддержку, взаимопомощь по отношению к своим сверстникам.
Добукварный период – 15 часов.
Принятие учебной задачи урока и осуществление её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Различение речи устной (говорение, слушание) и речи письменной (письмо, чтение).
Выделение из речи предложения, устное составление предложения. Деление предложения на слова, составление схемы предложения. Правила оформление предложения на письме. Знаки препинания на конце предложения. Составление простейших предложений и моделирование их с помощью схем. Понятие о тексте. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Рассказывание рассказа с опорой на иллюстрации.
Особенности моделирования в период обучения грамоте
Методички Педсовета
Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Моделирование способствует формированию познавательных учебных действий, а также лучшему усвоению и пониманию полученной информации.
В период обучения грамоте, который является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки (чтение и письмо), складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, состоит из двух взаимосвязанных процессов: обучения первоначальному чтению и обучению письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
В обучении грамоте выделяются три периода:
Добукварный период обучения грамоте
Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение.
В этот период начинается знакомство с моделированием, когда детям даются первые представления о речи (устной и письменной). Учащиеся знакомятся с членением речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. В этот период учащиеся учатся моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует), использовать при этом определенные метки, рисунки и знаки.
С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.
Под руководством учителя дети рассматривают иллюстрации, выясняют основу сюжета, находят каждый персонаж и называют его, а затем составляют предложения, соотносят их с предложенными схемами.
Наглядно-образные модели общения, представленные в «Азбуке», дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях. Например, задание такого вида: «Подумайте, кто мог сказать слово „привет“ и кому?» позволяет формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.
Моделирование предложений — это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.
В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.
Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор из полосок цветной бумаги для составления моделей предложения.
Так постепенно происходит психологическое слияние слова, произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между чёрточками указывают на небольшие остановки — паузы.
В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:
В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся с наглядно — образной моделью слова, со значением слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучанием слов (последовательностью речевых звуков). Дети подбирают слова, называющие предмет на рисунке, называют один и тот же предмет разными словами — котик, кот (например, Букварь Л. Е. Журовой и А.О. Евдокимовой).
В процессе обучения дети учатся в ответ на слово учителя подбирать слова с противоположным или со сходным значением, дополнять предложение словами.
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т. е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.
Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.
Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели.
В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог — это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.
Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:
Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:
В разных букварях встречаются разные варианты деления слов на слоги. Так в Азбуке комплекта «Школа России» авторов В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л.А Виноградской и М. В. Бойкиной предлагается следующий вариант деления слова на слоги: сплошной вертикальной чертой отделяются друг от друга слоги-слияния СГ, согласные вне слогов СГ отделены пунктирной линией.
В Букваре Л. Е. Журовой и А. О. Евдокимовой используется другая модель деления слов на слоги — слоги обозначаются дугой под схемой слова.
В Азбуке, входящей в учебно-методический комплект «Перспектива» (авторы Л. Ф. Климанова И С. Г. Макеева) используется следующий вид моделей звукового состава слова и деления на слоги:
На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Именно с ударения начинается узнавание слова. Ударение — один из главных признаков слова как лексической единицы. Оно объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного слова, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: они являются одними из первых признаков, с которой начинается идентификация слова.
Ударение в русском языке выделяется с помощью трех фонетических средств: длительности ударного слова (в основном гласного звука, входящего в ударный слог), силы голоса (ударный слог произносится громче безударного) и качества ударного гласного (в ударном слоге гласный произносится со своим основным тембром, т. к. он произносится изолированно).
Умение выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных).
После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков в слове и их последовательность.
Например, игра «Угадай-ка»:
Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.
Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.
Таким образом, в добуквенный период знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками-символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Формируется способ моделирования — построение модели предложения и слова, модели слоговой структуры и звуковые модели слов.
Букварный период обучения грамоте
Во время основного (букварного)этапа обучения грамоте учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.
При обучении первоначальному чтению применяются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.
В обучение включен рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы — своеобразный способ графической фиксации слова.
Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.
Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.
Гласные звуки получили своё название от слова «глас». Так раньше произносили слово «голос». Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через рот. Этим звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык, и мы слышим только голос. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.
В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. В Букваре Л. Е. Журовой и Азбуке В. Г. Горецкого гласные звуки обозначаем красным квадратиком.
После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].
Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.
В Азбуке Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой для обозначения гласного звука используется следующий символ: пустая красная бусинка показывает, что при произнесении гласного звука воздух свободно идет через рот, не встречая препятствий.
Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены. При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица «Согласные звуки»
По звонкости — глухости: все согласные делятся на две группы:
Звонкие — [б] [в] [г] [д] [з] [й] [л] [м] [н] [р]
глухие — [п] [ф] [к] [т] [с] [х] [ц] [ч] [щ]
В чём разница между глухим и звонким звуком?
При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум. При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум. Можно использовать прием «приложить руку к горлу»: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках — этого не происходит.
Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.
По твёрдости — мягкости:
Мягкие — [б ̕] [в ̕] [г ̕] [д ̕] [з ̕] [к ̕] [л ̕] [м ̕] [н ̕] [п ̕] [р ̕] [с ̕] [т ̕] [ф ̕] [х ̕]
Твёрдые — [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
Звуки [й ̕] [ч ̕] [щ ̕] — всегда мягкие
Звуки [ж] [ц] [ш] — всегда твёрдые
Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает у детей значительный интерес.
В традиционной программе (методика В.И. Горецкого) используются модели — слияния звуков. Они могут выглядеть так: С+Г- открытые слоги, Г+С — закрытые слоги
Рассмотрим звуковой разбор слова лиса:
Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всем диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке (бусинке) говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Такие модели слов при звуковом разборе используется в Азбуке УМК «Перспектива» Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой.
Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.
Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использование моделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.
В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, звонкий — глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.
Послебукварный период обучения грамоте
Основная задача этого периода — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечит переход от послогового чтения к чтению словами. Кроме этого, формируется умение понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах.
Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений
Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка.
Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний