стратегия обогащение обучения дает ребенку
Стратегия обогащение обучения дает ребенку
Стратегия обогащения в обучении выдающпхея no своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая своп интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов.
Горизонтальное и «вертикальное» обогащение
В некоторых случаях обогащение днфференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умении работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознания, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.
Обогащение познавательных процессов
Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся. Здесь находят свое отражение основные психологические подходы к пониманию интеллекта и познавательной деятельности. После работ Дж. Гилфорда принято учитывать, что одни факторы интеллекта характеризуют выполняемые умственные операции (запоминание, оценочные операции), другие — особенности материала (образного, символического), третьи — получаемый продукт, или результат, мышления (классификация, определение последствий). Эта «трехмерная» модель вдохновила на разработку соответствующих методов обучения.
Статья «Основные стратегии работы с одаренными детьми»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя школа№9»
Основные стратегии в работе с одаренными детьми
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.
3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.
Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Основные стратегии в работе с одаренными детьми
В качестве главных механизмов в работе с одаренными детьми используются четыре основные стратегии: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация.
Ускорение предполагает выбор индивидуальной скорости прохождения программ, освоения содержательных единиц и способов деятельности, а это требует моделирования индивидуальных маршрутов, программ и учебных планов.
Основное требование при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:
— учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
— учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
— необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.
Углубление – механизм, направленный на большую конкретизацию содержательных компонентов или детализацию способов деятельности, возможно сочетание того и другого. Этому соответствуют образовательные программы углубленного изучения того или иного предмета, программы факультативных, элективных курсов.
Обогащение является альтернативой углублению, оно выходит за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами или дисциплинами. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
В практике могут использоваться три вида обогащения содержания образования:
ориентированное на расширение круга интересов учащихся, для чего их знакомят с различными областями и предметами изучения, благодаря этому они могут более обоснованно выбрать определенную сферу деятельности, которую бы им хотелось изучить более глубоко;
нацеленное на развитие мышления учащихся: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза и др.), наблюдательности, способности к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез, что рассматривается как необходимая база для перехода к более сложным формам познавательной деятельности;
предполагающее проведение самостоятельной исследовательской работы и решение творческих задач
Проблематизация имеет межпредметный характер, поскольку здесь в качестве содержательных элементов рассматриваются проблемы и способы их разрешения, что реализуется при проблемном обучении, использовании метода проектов и развивающих образовательных технологий. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Любая образовательная деятельность, а значит и образовательная программа, ориентированная на развитие одаренности должна включать три основных блока:
1) мотивационный – интерес к определенному виду деятельности, желание им заниматься;
2) операциональный блок – способности к деятельности, владение способами ее осуществления;
3) блок реализации – возможность воплотить в реальность свои достижения
Содержание, методы и формы работы с одарёнными учащимися
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин и секций.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Создание современной модели «Одарённые дети», в основе деятельности которой находится не только стабильное функционирование, но и в свете современных требований обновление содержания образования на основе поиска новых методик и находок нового, которое и будет способствовать развитию интеллектуальных способностей и возможностей школьников. Создавая данную модель, мы учитываем и тот, накопленный материал, традиции, которые сложились в гимназии. Обновления в ресурсном обеспечении образовательно- воспитательного процесса, профессионально растущий потенциал учителей позволит нам более качественно оказывать помощь в подготовке школьников, в том числе в освоении новых технологий обучения и воспитания.
Формы работы с одаренными детьми
Методы и формы работы с одаренными учащимися, органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и, в то же время, отличаются определенным своеобразием.
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников на всех уровнях;
Психологические консультации, тренинги, тестирование;
Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения
Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству может рассматриваться как величайший из даров природы, и в этом смысле «одаренность» представляется уже не как исключительность, а как имеющийся у каждого «дар». В педагогике же с понятием «одаренность» следует связывать, по меньшей мере, две практические проблемы: специальное обучение и воспитание одаренных детей и работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
Aкт признания существования одаренных детей как особой, наделенной некой исключительностью части детского населения, требует и создания какого-то особого образовательного пространства. Практически сегодня мы имеем три организационные формы.
Это раздельное обучение, выражающееся в создании для данной категории детей специальных школ, совместно-раздельное обучение, предполагающее наличие классов с разным уровнем и характером обучения, и, наконец, совместное обучение, когда одаренные дети находятся в «естественной среде», вместе со своими сверстниками.
В современном отечественном образовании явное предпочтение отдается двум первым подходам. Происходит это, в первую очередь, потому, что эти способы логически ясны и относительно просты с точки зрения понимания и технического воплощения. К тому же, выделив и собрав вместе одаренных, проще решать многие учительские и прежде всего дидактические и методические задачи. Но что получают в этом случае сами дети? Минусов оказывается едва ли не больше, чем плюсов. Решив, таким образом, проблемы дидактические, мы получаем в качестве побочного эффекта целый букет проблем социально-педагогического свойства.
Принципиально иное звучание приобретают все вышеназванные образовательные проблемы, когда не ставится задача удаления ребенка из естественной для него микросреды. Но вслед за признанием возможности такого решения возникает целый спектр вполне естественных вопросов о том, как это можно сделать. Как эффективно обучать одаренного ребенка, не удаляя его из круга «нормальных» сверстников? Как должно в этом случае выглядеть содержание школьного образования? Какие формы и методы необходимы и наиболее продуктивны?
Поиску ответов на эти вопросы была посвящена экспериментальная работа, проводимая автором в государственных образовательных учреждениях Москвы и Московской области (школа № 905, учебно-воспитательные комплексы № 1669, 1670, 1611 г. Москвы, школа № 3 г. Реутова).
Три уровня диагностики
Содержание каждого уровня можно кратко охарактеризовать так:
• «Концептуальный». Из существующих концептуальных моделей наиболее адекватна дидактическим задачам концепция Дж. Рензулли, согласно которой одаренность следует рассматривать как сочетание трех основных факторов: мотивации, выдающихся способностей и креативности.*
• «Методический». На этом уровне нами были разработаны комплекты диагностических методик по определению детской одаренности для психологов, для педагогов (воспитатели детских садов, учителя), для родителей, для самих детей.
• «Организационный». Диагностика становится не каким-то внешним, предшествующим образовательной деятельности действием и не способом контроля его эффективности, а необходимой составной частью всего образовательного процесса, она буквально вплетается в его ткань, что позволяет реализовать все существующие «принципы диагностики» (долговременности, комплексности и др.).**
Важную функцию в диагностическом процессе выполняют специальные занятия по коррекции мышления, психо-социальной сферы ребенка и сферы физического развития, но об этом несколько ниже. Особенно ценно то, что эти занятия проводятся регулярно в течение длительного времени, причем «обязательные» чередуются с «добровольными», что периодически ставит ребенка в особенно важную ситуацию личного выбора. Естественно, что вся эта работа распространяется на всех детей, обучающихся в данном образовательном учреждении.
Таким образом, под пристальным вниманием педагогов постоянно находятся все дети, это дает возможность не потерять «потенциально одаренных», то есть тех, чья одаренность пока еще не проявлена. А также получить более точные представления о динамике развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка, что позволит более объективно строить прогноз дальнейшего развития. И в этих условиях реально, что каждый ребенок, не проявивший себя в полной мере на начальных этапах, всегда имеет возможность сделать это позже.
Стратегии обучения, опирающиеся на количественные изменения
«Стратегия ускорения» предполагает увеличение темпа прохождения учебного материала. Как и любая педагогическая идея, эта «стратегия» имеет свои положительные черты и свои недостатки. Очевидное превосходство над сверстниками в умении видеть сущность проблемы, любознательность, выдающиеся способности к запоминанию материала, независимость суждений и многие другие качества, отмечаемые у этой категории детей, заставляют многих педагогов склоняться к мысли, что эти дети, обучаясь в традиционном темпе, попросту «теряют время».
Исследования, проведенные многими специалистами в разных странах, свидетельствуют о том, что «ускорение» позволяет одаренному ребенку оптимизировать темп собственного обучения, что благотворно сказывается на общем интеллектуально-творческом развитии. Претензии, высказываемые к тому, что у этих детей возникают сложности в общении, не всегда оправданны. Все зависит от форм организации этого «ускорения».
Как известно, в качестве организационных вариантов «ускорения» могут рассматриваться более быстрый (по сравнению с традиционным) темп изучения учебного материала всем классом одновременно и перескакивание одаренного ребенка через класс (несколько классов) в обычной школе, и другие варианты. В первом случае школа должна работать в русле «совместно-раздельного подхода» к обучению, во втором она практически остается «массовой».
В ходе нашего исследования вариант ускорения использовался в московской школе № 905. Ее директор Н. Г. Беляева добилась для проведения эксперимента статуса школы-лаборатории. В ходе вступительных диагностических обследований было выявлено, что часть поступающих в школу детей, в силу ряда особенностей собственного психо-социального, интеллектуально-творческого и физического развития, способна обучаться в более быстром темпе, чем их сверстники. Эти дети были собраны в специальные классы, ориентированные на более быстрый темп обучения. Подчеркнем, что отбирались дети, опережающие сверстников не только по уровню и темпу умственного развития, но и по всем основным параметрам развития, в число которых входит еще и психо-социальные и физические.
Стратегии обучения, опирающиеся на качественные изменения
Под ним обычно понимается широкий спектр мер по перестройке содержания образования, модернизации его таким образом, чтобы оно отвечало задаче развития детской одаренности. В сфере практической «обогащение» может приобретать самые разные формы, естественно, что они зависят от национальных культурно-образовательных традиций, кадровых и материальных возможностей образовательных учреждений и многого другого.
Наибольшую популярность получили «три вида обогащения учебных программ», предложенные Дж. Рензулли. Его система рассматривает содержание во временном аспекте, то есть один «вид обогащения» сменяет другой. Первый направлен на максимальное расширение кругозора ребенка и выбор им в итоге наиболее привлекательного для себя вида учебных занятий. Второй ориентирован на развитие мышления, совершенствование познавательных способностей. Все это создает почву для третьего «вида обогащения», предполагающего проведение ребенком собственных исследований.
В проведенном нами исследовании эта проблема рассматривалась в несколько ином аспекте. Разница обусловлена, кроме естественного в данном случае учета национальных культурно-образовательных традиций, еще и разницей подходов к решению проблемы. Основные черты предлагаемой модели обогащения содержания имеют два уровня рассмотрения.
Наиболее целесообразным, как показал эксперимент, оказался вариант горизонтального обогащения, традиционного для отечественной школы содержания путем добавления специальных учебных занятий по программам, разработанным на основе стратегий «социальная компетенция», «обучение мышлению», «физическое развитие». Данный вид охватывает все три традиционно выделяемые в педагогической психологии и педагогике сферы развития личности ребенка: психо-социальную, интеллектуально-творческую и сферу физического развития. Целенаправленные занятия по их развитию выполняют в образовательном процессе две основные функции диагностики и коррекции, соответственно психо-социального, интеллектуально-творческого и физического развития. Они не отменяют и не дублируют работу, проводимую в рамках традиционной системы, а выступают средством для ювелирной огранки потенциала личности ребенка.
Многие исследователи и педагоги-практики уделяют особое внимание развитию творческого (критического, рационального и др.) мышления, специальному, целенаправленному формированию креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска.
Физическое развитие. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают от сверстников в физическом развитии. Это не более, чем один из многочисленных мифов. Лонгитюдные исследования Л. Термена и других исследователей показали, что это возможно, но чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок обычно опережает сверстников и по этому параметру. В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что как бы то ни было, линия физического развития должна быть усилена. Представленная в традиционном учебном плане уроками физкультуры, она не отвечает современным задачам.
Этот вид обогащения касается не столько модернизации учебного плана, сколько изменения в содержании всей образовательной деятельности в целом.
Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные технологии, отвечающие данной задаче. Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных моделей для одаренных и талантливых детей.
Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.
Вряд ли может быть оспорено утверждение о том, что, сколько бы специальных школ и классов для одаренных мы ни создавали, значительная часть этих детей учится и будет учиться в «обычных», «нормальных», «массовых» школах. Причем это происходит, и будет происходить не только в сельской местности, где другие варианты часто оказываются просто физически недоступными, но и в больших городах. Причин тому много как социальных, так и психолого-педагогических. Представленная модель обогащения содержания образования в массовой школе, направленная на решение проблемы развития детской одаренности в учебном процессе, успешно прошла проверку в условиях эксперимента и не содержит того, что не может быть воспроизведено и тиражировано0.
______________________________________
* Более подробно об этом см.: «Педагогика» № 3, 1988 г.
** Более подробно об этом см.: «Прикладная психология» № 3, 1988 г.