стратегия и тактика современного обучения русскому языку

Стратегия и тактика современного обучения русскому языку.

Важнейшей задачей современной системы образования является внедрение ФГОС II поколения (2009 год) и, в частности, формирование УУД, обеспечивающих шк-кам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом ЗУН рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий.

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов).

Признанными подходами выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

В широком значении термин УУД означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

— Повышение научности и в содержании учебного предмета, и в психол-кой и лингвист-кой обоснованности методики.

— Общее гуманитарное направление развития школы, методики, гуманный подход к детям; отказ от политизированных, тенденциозных текстов в учебниках по языку и литературе, в дополнительных материалах.

— Приоритет образования, нацеленного на индивидуальные возможности и интересы самого ученика.

— Допущение в школу различных лингвометодических концепций, известный плюрализм программ, учебников и методов обучения при жестком соблюдении ГОС.

— Высокий уровень познавательных интересов и мотивации учения; ориентация на творческую деят-сть детей, на связь языковых занятий с другими предметами.

— Процесс активизации самост. работы уч-хся требует умелого руководства преподавателем их познавательной деятельностью.

— Высокая отдача самост. работы уч-хся напрямую связана не только с ее организацией, обеспечением, контролем, но и принципиально новым типом взаимоотношений субъектов образовательной деятельности. На результативность самост. работы уч-хся существенно влияют учет личности школьника, доверие к нему, уважение, налаживание партнерских отношений между учеником и педагогом.

На уроках русс.яз. и литер. чтения в нач.шк. особенно важно заложить технологически правильные основы учебных действий. Важным средством в пробуждении познавательных интересов в нач.шк. является активизация эмоционально-чувственной сферы ребенка, например, при помощи выразительного чтения. Обязательным условием реализации ГОС является личностно-ориентированный подход к обучению, актуализация опыта детей, их впечатлений, их отношения к обсуждаемой проблеме или теме.

Изучение этих дисциплин особенно важно для формирования личностных и коммуникативных УУД — т.е. развитие ценностно-смысловой сферы ребенка и его общительности. Литер. чтение обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литер., развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литер. явл-тся трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литер.произв-ний.

Системно-функциональный подход к изучению языка означает совместное изучение а) системы языка (фонетических, лексических, грамматических основ) и б) способов осмысления функционирования языка в устной и письменной речи, т. е. показ особенностей языка в различных ситуациях общения и текстах. В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность.

Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления.

На уроках по русс. яз. и литер. чтению обеспечивается и формирование многих регулятивных действий: 1) УУД целеполагания – умения ставить, ос-мысливать и принимать учебную задачу. 2) планирование, т.е. совместное (учитель+ученик) обсуждение последовательности своих действий, постановка промежуточных целей. 3) прогнозирование результата осуществляется в нач. шк. приемом, как антиципация, т.е. предугадывание содержания текста по его названию, первой иллюстрации, м.б., аннотации к книге. 4) контроль учеником собственных действий, действий участников группы или всего классного коллектива гарантирует осознанность выполняемого задания. Это осуществляется, например, в способности ученика задавать вопросы по услышанному или прочитанному. 5) коррекция – это способность ученика вносить изменения в план и способ действия. 6) оценка качества и уровня усвоения осущ-тся в фиксации развития ребенка по определенным критериям, в его способности выполнять все новые и новые учебные действия, решать все более сложные задачи.

Познавательные УУД связаны непосредственно с содержанием учебного предмета. На уроках русс. яз. и литер. чтения это в первую очередь умение выбирать вид чтения в зависимости от цели чтения и характера текста, умение находить в тексте и выделять необходимую информацию, умение структурировать наблюдения над текстом.

Выделяют следующие типы уроков:

*Введение новой темы. Особенности: повторение ранее изученного материала, который необходим для изучения нового (1-е 10 мин. урока); знакомство с новым теоретическим материалом (через 15 мин. после начала); продуманный выбор метода; на таком уроке проводятся первичное закрепление.

*Урок-закрепление новой темы. Цель такого урока – формирование на основе нового материала. Особенности: основательное повторение новой темы; применение этой темы на практике; знакомство с алгоритмом применения нового знания.

*Контрольно-обобщающий урок – проводится обычно после завершения крупной темы или раздела. Все основные этапы урока должны быть направлены на индивидуальную или парную работу учащ-ся. Этот тип урока предполагает серьезное глубокое использ-е диагностики, мониторинга зн-й и умений учащихся.

*Контрольный, или проверочный урок – такой урок обычно проводится в письменной форме. Это как правило или диктант, или проверочное упражнение усложненного типа, или тестирование.

Уроки класс-ся и по содерж-ю изучаемого мат-ла:

1. Уроки грамматики, развития речи, орфографии

2. Уроки фонетики, работы со словарем, граммати-ческого разбора, каллиграфия.

3. Исследоват-ские уроки (уроки набл-я над язы-ком).

Возможна класс-ция уроков рус. языка по методам и приемам: урок диктант, урок работы над ошибками, урок взаимообучения, урок-экскурсия, урок – лабора-торная работа.

Структурные компоненты урока русс.яз:

Перед началом урока должны быть определены:

2. Цель (обучающая, развивающая, воспитательная)

3. Формирование универсальных учебных действий (общеучебные, логические, и коммуникативные).

4. Планирование результата урока

5. Ресурсы урока (учебник, рабочая тетрадь и др.).

Ход урока заключает в себе следующие компоненты:

1. Орг. момент (концентрация внимания учащихся, подготовка к учебной деятельности). Вся деятель-ность сосредоточена на учителе

2. Мотивация деятельности и познавательной активности (целеполагание и мотивация)

3. Минутка чистописания (2-3 мин., обязательно с 1-4 класс)

4. Актуализация прежних знаний.

5. Введение нового знания

7. Закрепление представлений, входящих в новое знание (целесообразнее всего начинать с коллектив-ной групповой работы. На этом этапе дети должны выполнить не менее 3-х упражнений)

8. Самостоятельная работа

9. Введение понятия в систему раннее полученных знаний (задания должны быть разработаны с учетом раннее изученного материала. Это может быть работа с текстом, выполнение какого-либо грамматико-орфографического задания, списывание текста с до-полнит-ным заданием в виде какого-нибудь разбора).

11. Домашнее задание (всегда должно быть диффе-ренцированным).В 1-м классе дом. задания не бывает.

Источник

Статья «Активные стратегии обучения на уроках русского языка и литературы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Активные стратегии обучения как условие успешной творческой деятельности на уроке.

Саурбаева Динара Тулегеновна, учитель русского языка и литературы ГУ «Средняя школа №5 имени Бауыржана Момышулы отдела образования акимата города Костаная»

На современном этапе модернизации образования в Республике Казахстан определены стратегические приоритеты в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества. Изучение государственного языка и языка межнационального общения, русского языка, занимает в нашей республике одно из важнейших мест, в том числе и в воспитании патриотизма, толерантности, культуры.

В Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан определена следующая главная цель: «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества». Качественная подготовка означает не только формирование определенных теоретических знаний, умений и профессиональных навыков, но и развитие качеств и свойств профессиональной личности.

По словам Ш. Амонашвили, «учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить … только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к родине может пробудить только любящий свое Отечество».

Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.

В процессе обучения важно активное отношение обучающегося к учению. Ребенок – личность, индивидуальность. Раскрыть личность ребенка, помочь её реализации, самовыражению – одна из задач процесса обучения. Требования к специалисту в плане межкультурного общения в современном мире велики и предполагают овладение им на уровне пользователя не одним, а несколькими иностранными языками. Особенно важным является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Полиязычная личность – это показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, способность реализовать себя в рамках диалога культур. Другими словами, это формирование умения в познании собственной культуры и культуры других народов. Языковая личность – есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовностей к осуществлению языковых поступков разной степени сложности: поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение ), а с другой – по уровням языка (фонетика, грамматика, лексика). Успешное формирование автономной языковой личности непосредственно связано со становлением учебной компетенции обучаемого, т.е. способности управления своей учебной деятельностью.

Инновационные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущения творческой свободы и самое главное – приносят радость. В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий в обучении русскому языку.

В практике преподавания русского языка на современном этапе обучения используются следующие технологии:

1) проектные технологии;

2) информационные технологии;

3) активные стратегии обучения;

4) модульно-блочные технологии.

Применение активных форм обучения является необходимым условием успешной деятельности педагога, конечной целью которого является развитие функциональной грамотности учащихся. Развитию навыков грамотного чтения, умения использовать текст для решения конкретной задачи способствуют стратегии, которые применяются мною на уроках русского языка и литературы. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой. Поэтому использую такие методы, как «Светская беседа», «Комплименты», которые помогают наладить контакт в группе, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу, а так же динамично начать урок, задать нужный ритм. Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления. Один из таких методов «Метод ассоциаций»: учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает от учителя карточку и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли. Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Дерево желаний», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

П – позиция (точка зрения) – я считаю…

С – следовательно (вывод) – поэтому.

1.Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали?

2.Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

3.Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

4.Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

5.Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Таким образом, все эти методы и приемы способствуют развитию критического мышления, позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Ученик активно включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Источник

Современная стратегия и тактика обучения родному языку

Содержание

1. Современная стратегия и тактика обучения родному языку

2. Требования к занятиям по обучению родному языку

3. Особенности занятий в разных возрастных группах

4. Методы и приемы обучения родному языку

Введение

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989). В своей работе я попыталась выстроить логику речевого развития ребенка и организации педагогического процесса в детском саду. В работе раскрываются основные понятия, особенности развития разных сторон детской речи, задачи, содержание и методика работы.

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Современная стратегия и тактика обучения родному языку

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развитии детей в дошкольном образовательном учреждении занимает работа по развитию речи. Актуальность этой работы подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии дошкольного детства, в которых отмечается, что дошкольный возраст уникален по своему значению для развития речи, поскольку своевременное речевого развитие ребёнка в дошкольном детстве является залогом успешного развития его личности.

Задачи развития речи у дошкольников

1. Развитие словаря.

В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д. В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).

2. Формирование грамматической стороны речи.

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные). Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка («Помечтаем, что было бы. » — упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?»— упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!»— упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).

Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

3. Воспитание звуковой культуры речи

Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать. В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

6. Ознакомление с художественной литературой.

В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.

7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух — четырех слов и т. д. Итак, мы выделяем семь основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей. Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. Зная, какая задача на данном занятии по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи (например, правильно изменять слова в родительном падеже: нет медведей, цыплят и т. д.).

Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.

Внутри каждой задачи выделяются стержневые моменты, лежащие в основе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков. В развитии словаря – это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи – отбор содержания высказывания, освоение способов соединения слов, предложений; в развитии диалогической речи – умений слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре. Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе. Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах. В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами. В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л.А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова). В программе «Радуга», рекомендованной Министерством образования России, учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть. Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления: 1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовка к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах – обучение чтению (Программа «Развитие». (Основные положения). – М., 1994.) В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фраза ми и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей. Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу, разработанную ранее в той же лаборатории (См.: Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.)

В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *