странные иконы которые не увидишь в церкви
20 самых странных икон мира. Такие могут навсегда сломать хрупкую психику!
В иконописи существует множество канонов, из-за чего богомазы дать волю фантазии и рисуют то, что им хочется. Икона должна соответствовать определенным иконописным традициям! Впрочем, из каждого правила есть исключение. Глядя на некоторые старинные иконы, диву даешься: неужели раньше люди и правда молились на эти странные изображения?
Мы предлагаем тебе познакомиться с двадцатью самыми необычными иконами мира. У современных верующих они могут вызвать неловкие чувства!
Смесоипостасная Троица
Пожалуй, самым необычными иконами являются смесоипостасные изображения Святой Троицы. В таком изображении лики Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа мало того, что ничем не отличаются друг от друга, так еще и сведены в один образ с тремя лицами и четырьмя глазами!
Такое изображение символизировало единство и неразделимость Святой Троицы. Сейчас подобные иконы — большая редкость, хотя еще лет 300 назад они были довольно распространены. В XVIII веке был издан специальный указ Священного Синода, запрещавший подобные рисунки.
Тобольская икона «Троица». Неизвестный автор. 1729 год
Директор музея религии Сергей Кузьмин с редкой иконой. Август 1941-го
Икона «Святая Троица» колумбийского художника Грегорио Васкеса де Арсе-и-Себальоса. 1697 год
Христофор Песьеглавец
Еще один незабываемый образ — это изображение святого мученика Христофора Песьеглавца. Наиболее распространенная версия гласит, что собачья голова символизирует его свирепость в борьбе с язычниками, однако существуют легенды, что он принадлежал к таинственной расе песьеголовцев.
На территории России иконы Христофора с собачьей головой были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня) 1722 года. После этого большинство таких изображений были уничтожены или перерисованы. И лишь старообрядцы не покорились господствующей церкви и продолжали чтить Песьеглавца.
Кстати, в свияжской иконописной традиции Христофор изображался не с собачьей, а с лошадиной головой.
Икона мученика Христофора XVII века из художественного музея Череповца
Древнерусская тоска: девять самых странных сюжетов православных икон
Бесконечно далек средний читатель «Ножа» от своего православного «я»: исповедоваться не ходит, литургии не помнит и образ Богоматери Оранты от Одигитрии, а Христоса Пантократора от Спаса Нерукотворного отличить не может. Но, не желая ценить икону за дух святости, мы можем хотя бы оценить ее сюжет — диковинных героев, странные истории и говорящие детали.
Святой с собачьей головой
Святой Христофор существует и в православии, и в католичестве, причем в нескольких ипостасях, но нас интересует только святой с собачьей головой. По одному из преданий, Христофор был родом из страны кинокефалов; их упоминает еще древнегреческий историк Геродот, рассказывая о Карфагене: «…рогатые ослы, собакоголовые люди». По другой версии, симпатичного богобоязненного юношу так донимали женщины, что он выпросил у Господа голову пса, чтобы те отстали — «Красавицу и чудовище» тогда еще не создали, и девочки собакоголовых не любили. Есть и версия, по которой голова собаки символизирует мерзкий характер Христофора до крещения: мол, язычником он был груб и свиреп. В любом случае в формате иконы святой с собачьей головой выглядит сногсшибательно.
В русской традиции он формально не запрещался, но ощущался каким-то… сомнительным, даже иногда подвергался редактуре: на части икон и фресок у Христофора обычная человеческая голова, написанная поверх собачьей. Чтобы прочувствовать мощь святого Христофора, можно упороться романом Алексея Иванова «Псоглавцы».
Богоматерь с тремя руками
Тип образа Богоматери — Одигитрия, «Путеводительница». Правая рука младенца Иисуса благословляет, левая — держит свиток. У Богоматери на одной руке сын, вторая указывает на него, а третья — просто лежит. Технически говоря, это рука не Марии, а преподобного Иоанна Дамаскина. После долгой молитвы Богоматерь вернула Иоанну отсеченную несправедливо (но это длинная история) кисть руки, а в благодарность тот прикрепил к иконе Богоматери в районе живота изваяние руки из серебра. Кстати, традиция эта вполне себе античная: больные несли в асклепионы — храмы бога Асклепия — мраморные ноги, золотые уши и вотивы.
Позже икона, прозванная «Троеручицей», оказалась в Хилендарском монастыре на Афоне и даже одно время работала там игуменом. Копии с нее — списки — стали распространяться по православному миру, но в традиции постепенно третья рука от элемента оклада мигрировала в рисунок и стала частью самой Богоматери, укрытой тем же мафорием.
Расчленение младенца
Младенец Иисус, лежащий на блюде или в чаше, — это Агнец, готовый к закланию, или буквальная иллюстрация к Литургии, во время которой совершается причастие: хлеб с вином освящен и употреблен, потому как «сие есть тело Мое… сие есть кровь Моя». На иконах Мелисмос тело Младенца иногда изображено не просто на блюде, но расчлененным — символизм настолько прямолинейный, что глазки вываливаются: это ровно тот момент, когда перед разделением просфор произносят «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй». А в самом хардкорном варианте это взрослый карлик, которому отрезали руки и ноги. Такая история.
Иоанн Креститель подглядывает за родителями
Икона «Зачатие Иоанна Крестителя» опирается на текст Евангелия от Луки (Лк.1:5 — 25, 57, 65). Слева изображена первая встреча святого Захарии и Елизаветы, будущих родителей Иоанна Предтечи, а справа стоит… взрослый Иоанн Предтеча. Вроде как «Назад в будущее», но с верой и благодатью. Впрочем, для иконографии это норма: она закономерно предпочитает символизм. Например, там, где смысл композиции — образ церкви, Иоанн Богослов отображается старцем даже среди апостолов, хотя все они были плюс-минус ровесниками — Иоанн просто прожил дольше всех.
Иоанн Креститель выгуливает в пустыне свою голову
Еще один Иоанн Креститель, только теперь он — Ангел пустыни. Сформировался иконографический тип в конце XIII века, а распространился шире всего в древнерусском искусстве XVI–XVII веков.
Елизавета Шошина, художник-реставратор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: «Это эзотерическая составляющая образа Иоанна Крестителя. Святой имеет широкие ангельские крылья — символ чистоты его бытия. Сформирована иконография на основе отрывка из Евангелия от Луки, где Христос говорит: „Сей есть, о Котором написано: Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицеем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“».
В руках у «Иоанна Предтечи — Ангела пустыни» может быть блюдо или с Младенцем Иисусом, или с собственной Иоанновой отрубленной головой — как мы помним, Саломея владела искусством особо убедительного танца. По-прежнему причинно-следственные связи — ничто, символизм — все. К тому же голова святого в его руках — наглядное напоминание о мученичестве. Похожие «напоминалки» можно встретить на иконах других святых, а клейма-комиксы на некоторых житийных иконах состоят из сцен жестоких мучений чуть более чем полностью (смотри «великомученик Георгий» и его пытки).
Иисус качает на руках свою мать
Сюжет «Успение Пресвятой Богородицы» основан не на Евангелиях, а на апокрифах и посвящен смерти Богоматери.
Елизавета Шошина: «Внизу на ложе лежит тело умершей Богоматери, вокруг нее скорбящие апостолы — это земной мир. В верхней части за одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу; эта часть изображения есть божественный, небесный мир. В руках он держит душу своей матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя. Очень трогательный момент: Христос прижимает к груди пречистую душу Богоматери, своего прародителя, и сейчас забирает ее к себе в небесные чертоги».
Прекраснее, чем сами иконы, могут быть только мелкие детали, которые нужно еще увидеть и понять. Например, на некоторых вариантах «Успения» на краю смертного одра Богоматери висят кисти рук, под ними стоит грустный человек, поднимая культи в обрубленных рукавах.
Это иудейский священник Афония, пытавшийся опрокинуть смертное ложе Марии — за это ангел отрубил ему руки, отчего священник раскаялся и стал христианином. А на иконе «Суд Пилата» в Музее имени Андрея Рублева ножка трона Пилата соскальзывает со ступеньки; так автор дает понять, что суд этот — неправедный.
Иисус в аду
В священных текстах сюжет «Сошествие Иисуса Христа в ад» упоминается вскользь, зато в апокрифах тема раскрыта как следует — например, в «Евангелии от Никодима». Считается, что после распятия Иисус спустился в ад, разнес его ворота и освободил оттуда Адама, Еву, праведников. Иногда на иконе этого сюжета можно насладиться полным собранием хороших людей из обоих Заветов: прародители Христа, царь Давид и царь Соломон, а также Иоанн Предтеча, Авель, все в разных интересных шапочках… Часто Иисус стоит на кресте, но это не тот самый — его личный крест, а обломки адских ворот. Изображены, разумеется, на иконе и бездны ада, черные, как душа Ирода.
Иисус — хмурый тинейджер
Запрещенный Синодом мутант
Эту икону запретил Синод! Такого вы еще не видели!
Смесоипостасная «Святая Троица» — еще одна икона странная и прекрасная. Это Троица в буквальном смысле: трехликая, на одной не слишком худой шее и в одном облачении. По существу этот образ оказался еретическим: Отец, Сын и Святой Дух — то есть три ипостаси — смешаны, отсюда и «смесоипостасная». Поэтому в XVIII веке был запрещен Синодом к божьей матери. «Смесоипостасная Троица» довольно редко встречается (и слава богу). Ненамного лучше разрешенная «Троица Новозаветная Отечество»: на коленях у Бога-Отца сидит Спас Эммануил, у него на коленях — сфера с голубем – Святым Духом, смахивающая на ведро, — а всё вместе это выглядит как «Сходили на Птичий рынок».
По бокам — святые столпники Даниил и Симеон — наполовину люди, наполовину столбы; под ногами — «престолы», ангельские чины, поддерживающие трон, — изображаются они как красные глазастые и крылатые колеса. А над троном болтаются неприветливые шестикрылые серафимы. Словом, икона со своей атмосферой. Что за пластиковый стаканчик в руке у Отца и что в подобной таре дают на вынос, выяснить не удалось.
Богоматерь с тремя руками и другие необычные иконы (6 фото)
Автор: Беспощадный критик
09 октября 2021 20:02
Метки: иконы истории необычное факты
Православные в России почитали и продолжают почитать немало причудливых икон. Часть из них даже были запрещены Церковью — за пугающий вид.
0
Смотреть все фото в галерее
Богоматерь с тремя руками
0
Название говорит само за себя: Богоматерь изображена с тремя руками. По преданию, история, стоящая за этим образом, произошла в 8 веке в Византии и связана с эпизодом из жизни святого Иоанна Дамаскина.
Он жил в Сирии, происходил из знатного христианского рода и был видным чиновником в халифате. В те времена как раз набирало обороты иконоборчество — санкционированное властями движение против почитания икон и уничтожение всех прочих объектов поклонения. Как ревностный христианин, Дамаскин не остался в стороне и направил византийскому императору Льву III протестное послание. Оно быстро разошлось по империи, привело императора в ярость, но сделать с подданным Сирии тот ничего не мог. Так родился план подставить Дамаскина. От его лица было написано письмо, в котором Дамаскин якобы призывает византийского правителя напасть на Сирию и избавить ее от халифата. Фальшивка была передана халифу, и тот повелел отрубить Дамаскину руку. В назидание руку выставили на главной площади города. Всю ночь оклеветанный молился перед образом Богоматери — и отрубленная рука чудесным образом приросла обратно. Вскоре, как считают верующие, появилась и первая икона Богородицы с приложенной к ней серебряной третьей рукой. Но со временем возникла традиция просто пририсовывать ее краской.
Альтернативный взгляд
Наверное, многие слышали о чудотворных плачущих и кровоточащих иконах. Существует немало преданий об их чудесном обретении и обновлении. Но встречаются иконы, что обладают очень странными свойствами. Иногда это дело человеческих рук, а порой объяснить «аномалию» весьма сложно.
Тайный ад
В различных исторических источниках упоминаются адописные иконы. Они стали появляться на Руси в эпоху Средневековья. От обычных эти иконы отличались тем, что имели два слоя. Под каноническими образами Иисуса, ангелов и святых угодников скрывались изображения дьявола, чертей и сценок ада.
Как правило, иконописцы (тогда их называли богомазами) сначала наносили на основу грунт, рисовали картины ада, ждали, когда краска как следует высохнет, и вновь производили грунтовку. Поверх нее наносились традиционные христианские сюжеты. В некоторых случаях художник просто пририсовывал кому-нибудь из христианских персонажей рога или хвост и клал сверху на эту деталь слой краски, делая ее незаметной для глаз.
Впервые о такой иконе упоминается в житии Василия Блаженного, являющемся литературным памятником XVI века. Там описана следующая ситуация. Однажды у городских ворот выставили на всеобщее обозрение образ Богоматери. К нему выстроились толпы богомольцев. Однако Василий Блаженный, подойдя к иконе, не стал возносить ей молитвы, а бросил в образ камнем. Когда его спросили, почему он так поступил, юродивый ответил, что под верхним слоем краски скрыто изображение черта. Действительно, когда сняли краску, под ней оказался образ черта…
Если кто-то молился на такую икону, получалось, что он поклоняется не только Христу, но и дьяволу. Считалось, что такие иконы активно используются в черной магии.
На картине Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино» можно увидеть множество загадочных объектов
Но по чьей же инициативе создавались подобные образы? По одной из версий, писать и распространять их могли старообрядцы, которые отказались принять петровскую реформу и стремились подорвать «новую» веру, связанную с греческими канонами. По другой версии, это могли делать поклонники ереси жидовствующих. Последние выступали против официальной религии, считая, что иконописные изображения являются, по сути, идолами, следовательно, поклонение им — идолопоклонничество. А это противоречит библейской заповеди: не делай себе кумира. Адописные иконы, по замыслу еретиков, должны были искоренить поклонение идолам.
Существовала и третья версия, согласно которой маги, староверы и еретики тут были ни при чем. Все дело было в мошеннических схемах, придуманных бродячими торговцами-коробейниками, которых в ту пору называли офенями. Они торговали в том числе и иконами. Если кто-то совершал по^пку, вскоре после ухода продавца к нему подходил другой коробейник и предлагал проверить икону. После того как обнаруживался скрытый слой с «адскими» рисунками, покупатель, понятное дело, старался избавиться от «дьявольского» образа, и тот вновь оказывался в руках торговцев, а денег лоху никто, конечно, не возвращал.
Святые и НЛО
Энтузиасты обращают внимание на то, что на некоторых старинных иконах и полотнах на религиозную тематику запечатлены образы, напоминающие современные описания неопознанных летающих объектов.
Так, в монастыре Высокие Деча-ны в Косове можно увидеть фреску «Распятие» 1350 года. В верхних правом и левом углах фрески находятся странные объекты сферической формы. Никаких воздушных шаров тогда еще не существовало.
Во флорентийском Палаццо Веккьо находится картина известного художника XV столетия Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино». Над плечом Богоматери виден объект, напоминающий индийскую виману или летающую тарелку. На нее внимательно смотрят находящийся поодаль мужчина и пес, сидящий у его ног.
Адописная икона. Элемент
В базилике Нотр-Дам французского города Бон висит гобелен, который называют «Магнификат» (от Magnificat anima mea Dominum — фразы на латыни, открывающей евангельское славословие Девы Марии). Сюжет изображает жизнь Богородицы, а на заднем плане виден предмет, похожий, опять же, на «классическую» летающую тарелку…
В Лондонской национальной галерее находится картина «Благовещение со Святым Эмидием», написанная в 1486 году венецианским живописцем Карло Кривелли. Полотно предназначалось для алтаря францисканской церкви Благовещения в городе Асколи-Пичено, покровителем которого считался святой Эм иди й. От Святого Духа на картине отходит луч в сторону головы Девы Марии.
В церкви Сан-Лоренцо в Сан-Пьетро (Италия) имеется картина «Прославление евхаристии» работы художника Бонавен-туры Салимбени, написанная в 1600 году. На ней присутствует объект, от которого отходят антенны, как от спутника.
В кембриджском Музее Фииуильяма выставлено полотно голландского живописца Арента де Гелде-ра «Крещение Христа», написанное в 1710 году.
Фрагмент фрески неизвестного художника XIV века в монастыре Высокие Дечаны. Косово
На картине в небе завис загадочный дискообразный объект, испускающий лучи в сторону Иоанна Крестителя и коленопреклоненного Христа.
Возможно, НЛО в далеком прошлом, когда люди верили в различные чудеса, не рассматривали как нечто из ряда вон выходящее. А пришельцев могли принимать за ангелов и святых… Все это прекрасно вписывалось в религиозные сюжеты.
Живая Богоматерь Гвадедупская
Пару лет назад ученые НАСА исследовали образ Божией Матери из Гваделупы, по многочисленным свидетельствам, обладающий необычными свойствами. Икона признана Римско-католической церковью нерукотворной, первое упоминание о ней относится к 1649 году. Оно содержится в записях Луиса Лассо де ла Вега. Он утверждает, что образ был написан в 1531 году. Приблизительно в это же время в Мексике был построен храм в честь Марии Гваделупской.
Об этой иконе говорят, что она является «живой». Ее поверхность теплая, кажется, что она пульсирует. Это и стало поводом для научного исследования.
Эксперты выяснили, что температура иконы составляет 36,6 градуса по Цельсию, то есть соответствует нормальной температуре человеческого тела. А прослушивание при помощи стетоскопа показало, что внутри образа действительно бьется пульс со скоростью 115 ударов в минуту. С такой частотой бьется сердце плода в материнской утробе.
Дева Мария Гваделупская
Еще одной загадкой I оказался состав красок, которыми написана икона. Его так и не удалось идентифицировать. Не было выявлено ни одной краски растительного, минерального или животного происхождения. Похоже, что образ создавался вовсе не на Земле! Вот откуда, видимо, легенда о его нерукотворности.
Исследователи обратили внимание и на детали изображения. Так, руки Богоматери имеют разный оттенок: одна из них светлее другой. Ученые высказали предположение, что это указывает на единство человеческих рас. Крест на шее Девы Марии не является полностью каноническим: возможно, это символ внедрения христианства в культуру индейцев-ацтеков — коренных жителей Мексики.
Также специалисты провели офтальмологический анализ глаз Богородицы. Оказалось, что зрачки уменьшалась, когда к ним приближали свет, и увеличивались, когда свет убирали. То есть глаза нарисованной Мадонны реагировали на свет точно так же, как у живого человека.
Источник: «Тайны XX века»
Святой с песьей головой
0
Эту икону с изображением святого Христофора в 18 веке официально запретили распоряжением Святейшего Синода как «противную естеству». Иными словами, святой с собачьей головой выглядел слишком уродливо. Иконы с ним, как правило, уничтожались, но до наших дней дошло несколько экземпляров. Старообрядцы, к примеру, все еще продолжают почитать изображенного Христофора-кинокефала.
Есть несколько версий, почему мученика Христофора, жившего в 3 веке, начали изображать с головой пса. От теории, что он страдал редким видом генетической мутации, гипертрихозом, от которой тело человека почти полностью покрывается густыми волосами, до версии, что так было истолковано его прозвище и свирепый, звериный характер. Есть даже представление что Христофор был из племени «псоглавцев» — собакоголовых людей, описание которых часто встречается еще с античных времен. Так или иначе, после запрета Синода Христофора начали изображать как всех нормальных людей.
Многоликая икона
0
Еще хуже пришлось иконам с образом трехликого Христа. Римско-католическая церковь осудила такие образы на век раньше, чем это сделала православная церковь. «Неканоническая и уродливая» — объявил Синод в 1764-м, и запретил образ. Однако до отдаленных уголков страны новости шли не быстро, и многоликие иконы продолжали появляться в приходах.
Одна голова, три лица, четыре глаза — этот пугающий образ был всего лишь одним из наглядных представлений догмата о Троице (отец, сын и святой дух). Традиционно их изображали в виде трех идентичных фигур с ликом Христа, но идея получила развитие и в таком ключе. На некоторых иконах Троица вообще имела одно туловище, но три головы с одинаковыми лицами.
Изготовление миро
В христианстве миро изготавливается по секретным рецептам и является таинством, во время которого читаются молитвы. Применяют священное масло при обряде Миропомазания и при освещении новопостроенного Храма. Определить подлинность миро могут лишь служители церквей, посвященные в его тайну. Однако и они не перестают удивляться, как миро появляется само по себе, считая это Божьим Знамением.
Спящий с открытыми глазами
0
Для незнакомых с канонами иконописи «Спас Недреманное Око» — очень необычный экземпляр. На нем Христос изображен юношей, который то ли подпирает свое лицо от скуки, то ли собирается вздремнуть.
На самом деле, Иисус на этом образе уже спящий, но спит он с открытыми глазами, что является аллюзией на льва. В средневековье считалось, что лев спит именно так. Истоки образа — всего из нескольких строк в Библии, где Иисус назван «львом из колена Иудина» (то есть храбрым человеком). В иконографии этот образ появился в Византии, а потом распространился на Руси.
Чудо мироточения
При проявлении первых признаков мироточения на объект вызывается специальная комиссия с целью проверки установить подлинность данного явления. Если по итогам проверки факт подделки не выявлен, то мироточение объявляют чудом и помещают мироточащий предмет в специально предназначенную для этого капсулу. Считается, что так удается оберегать Божественное явление от факторов внешнего воздействия.
Такая новость быстро разлетается во все концы, и к мироточащей иконе спешат вереницы паломников. Все хотят взглянуть своими глазами на Божественное Чудо и прикоснуться к Святыне.
Иконы могут мироточить не только в храмах
Чаще всего мироточат иконы, но не обязательно в церквях, храмах или соборах. Выявлено немало случаев мироточения в обычных квартирах и домах. Мироточащую икону (образ) нельзя вытирать ни тряпкой, ни руками. Следует вызвать священника, и он определит подлинность мироточения.