старообрядческий храм в омске
Старообрядческий храм во имя святителя Николы Чудотворца. Омск (РПСЦ)
Храм во имя святителя Николы Чудотворца Русской Православной старообрядческой Церкви.
Страницы истории омского старообрядчества начинаются с начала ХХ века. Правда, тогда на территории нашего города насчитывалось всего 10 семей старообрядцев. После столыпинской аграрной реформы 1905 года в сибирский военный городок из разных концов страны приехало около 50 сторонников «двухперстного» крещения. А спустя пять лет произошло важное событие – была образована церковная община во имя святителя Николы.
Городскими властями был бесплатно предоставлен участок земли на улице 4-я Линия для устройства молитвенного дома. Постепенно число людей в православном старообрядческом храме увеличилось. Да так, что в 1915 году решили построить новое каменное здание. Массовые репрессии в конце 30-хх годов прошлого века в один момент перечеркнули будущее поклонников исконно-русских традиций. Сложно представить, но вплоть до 1995 года(!) староверы со всей округи ездили молиться в… Новосибирск!
Воссоздана Старообрядческая община была 14 сентября 1995 года.
— С того дня мы стали искать подходящее под Храм бесхозное здание, — рассказывает отец Павел. — После долгих поисков и множества отказов мы, наконец, получили подходящее двухэтажное здание по улице Щетинкина, 10 в аренду сроком на 10 лет. Правда, в аварийном состоянии, зато в центре города!
Спустя три года ремонтных работ на крыше Храма были воздвигнуты главка и святой крест. Теперь издалека было видно, что это не просто дом. В том же году произошло и торжественной освящение Омского Свято-Никольского Храма.
Храм во имя святителя Николы Чудотворца. Омск
В 2014 году храм был полностью переоборудован и отремонтирован. Полюбуйтесь! Впечатляет резной иконостас. Все деревянные работы выполнены очень качественно.
Храм во имя святителя Николы Чудотворца. Омск
Вместо полуразрушенной храмины жители Омска теперь взирают на прекрасную старообрядческую церковь, которая была освящена 19 мая епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном.
Храм во имя святителя Николы Чудотворца. Омск
Храм во имя святителя Николы Чудотворца. Омск
Местоположение: Россия, г. Омск, ул. Щетинкина, 10
Храм святителя Николы Чудотворца. Омск
Конфессия: | Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) |
Адрес: | г. Омск, ул. Щетинкина, 10 |
Год постройки: | 1913 |
Храмовой день: | 19 декабря, святителя Николы Чудотворца |
Настоятель: | иерей Петр Шилигин |
Телефон: | +7 (3812) 24-97-55 |
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням
Начало вечернего богослужения в 15:00
Начало утреннего богослужения в 7:30
Упоминание общины на сайте:
Храмы и общины
Этот проект — наше совместное достояние. Если вы увидели неточность в описаниях или другие наши ошибки, укажите нам на них. Этим вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела. Электропочта для связи: admin@ruvera.ru
Важно! Данный раздел пополняется информацией и фотографиями из открытых источников, включая народный каталог православной архитектуры sobory.ru, поэтому мы не претендуем на исключительное право авторства, а лишь собираем и систематизируем интересную информацию.
Авторский состав
Программирование и верстка: Юрий Кохов, Дмитрий Шаповаленко, Сергей Смолярчук, Алексей Жиленков
Орфография и наполнение:
Андрей Нестерович
Ирина Косырева
Особая благодарность: Всем, кто откликнулся на наш призыв и прислал информацию о своей общине. Спаси Христос! Без вас этот раздел был бы пуст.
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Освящение старообрядческого храма в Омске
Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий на прошлой неделе совершил визит в г. Омск по случаю открытия после реставрации старообрядческого храма во имя святителя Николы. Представляем краткий фоторепортаж одного из участников, Александра Емельянова, известного в старообрядчестве деятеля, руководителя сводного хора певчих старообрядческих приходов Сибири.
В первый раз побывал в Омске. Освящение реконструированного храма во имя святителя Николы. Словами не скажешь, какая там была убогость, безнадёга и разруха. Но святитель Никола, видимо, помог. Нашёлся человек и вложился по полной. От старого здания остались только 4 стены. Фундамент новый, все инженерные сети и разводки тоже новые. В общем, всё под ключ! Полюбуйтесь! Впечатляет резной иконостас. Все деревянные работы выполнены очень качественно.
А так храм смотрится со стороны крыльца. Справа пристроена новая звонница, уже и колокола есть (я даже позвонить сподобился).
Омские прихожане и гости после службы. Из священства были: епископ Силуян, протопоп Михаил Задворнов, диакон Сергий Рожков (Новосибирск), иереи Павел Романюк и Димитрий Гончаров (Омск), диакон Андрей Долгов (Минусинск).
А это еп. Силуян с благотворителем храма сего — Сергеем Николаевичем Смирновым. Как раз в тот день ему исполнилось 49 лет. Поздравляем!
Такая вот обновлённая вывеска.
И ещё фото с прихожанами. На сей раз на фоне храма.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Комментарии (2)
Отменить ответ
Слава Богу! Всегда радостно, когда созидаются, восстанавливаются храмы!
Как много знакомых лиц, хотя отделяют тысячи километров.
Архив новостей
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Старообрядческая Свято-Никольская церковь (Омск)
В центральной части города Омска располагается небольшой храм – Старообрядческая Свято-Никольская церковь. Церковь привлекает именно тех прихожан, которые придерживаются традиционного православия – так называемых староверов.
Здание храма находится по ул. Щетинкина, 10 и представляет собой небольшое деревянное строение. Но ценность его в том, что этому зданию уже практически сто лет, и оно уже само по себе историческое явление.
История старообрядчества в Омске начинает свой отчет с начала 20-го столетия. В то время на территории города проживало всего лишь десять семей староверов. Однако в 1905 году в Сибирь съехалось много народу, среди которых было более 50-ти почитателей традиционного православия. Спустя еще некоторое время здесь произошло важное событие для церкви – образовалась церковная община во имя Святого Николы.
Благодаря постоянному увеличению сторонников двуперстного крещения возникла потребность в добротном здании для молитв и
богослужений. Оно было сооружено в 1915 году из камня, однако просуществовало недолго – буквально до 30-х годов прошлого столетия, то есть до периода репрессий.
Развитие омского старообрядчества на этом было приостановлено вплоть до сентября 1995 года, когда произошло воссоздание старообрядческой общины. Спустя три года у общины появилось свое деревянное здание, и в это же время его торжественно освятили как Омский Свято-Никольский Храм.
Как отмечают священники, между старым (традиционным) и новым православием существуют различия. Одна из таких состоит в том, что решения принимает не митрополит, а собрание народа. Также проходят более долгие по времени богослужения, староверы крестятся двумя перстами, и обряды более серьезные и строгие, соблюдение которых требует духовного мужества.
Новости. Омск
«Приезд в Омск Корнилия, старообрядческого митрополита всея Руси, остался незамеченным»
18 мая в Омске прошло незамеченным важное, на мой взгляд, событие – состоялось освящение после реконструкции старообрядческой Никольской церкви на улице Щетинкина, 10.
Для меня это событие значимо не только потому, что я приложил к нему руку. После реконструкции эта церковь обрела новое качество, в котором она соответствует древнерусской традиции. Если даже не вдаваться в церковные разногласия, это – событие в культурной жизни города. В нынешнем виде церковь не имеет аналогов в омской архитектуре. Это самая русская в Омске постройка. Здесь есть все элементы древнерусского зодчества: шатровые главы, шлемовидная крыша, килевидная закамора, щепцы, резные наличники с витыми колонками.
При реконструкции церковь получила несколько прирубов, что сделало ее объемно-планировочное решение и силуэт более богатыми. К тому же она стала соответствовать церковному канону. Были пристроены алтарная апсида и притвор. Включена в общий ансамбль колокольня, которая раньше просто примыкала к храму.
В церкви содержание полностью соответствует форме. Интерьер решен в чистом дереве тоже в древнерусской традиции. В своей работе над храмом я ориентировался на 17 век, на дораскольное время. Конечно, современные технологии вносят свои поправки. Но я считаю, что традиция не должна быть застывшей, она должна развиваться. Даже точное следование историческим формам не должно предполагать, что они обязательно должны быть из-под топора. Хотя и без него на храме не обходились.
Своей работой мы показали, что традиция жива, что она современна, что она сочетается со всеми техническими новшествами. А в уюте и радости с традиционным деревянным зодчеством иностранные веяния не сравнятся.
Для меня важно, что храм не новостройка. В его основании остался сруб постройки еще 19 века. Исторически это был жилой дом, принадлежавший купцу Федорову. Это традиционный для деревянного зодчества продольный шестистенок. У дома долгая и сложная судьба. Он неоднократно перестраивался, горел, менял свой облик. Он чудом уцелел в чуждой среде, окруженный новостройками. Не иначе Бог берег его для высшего служения.
Реконструкция была технически необходима. До нее дом врос в землю, покосился. Поскольку высота дома больше ширины, крен грозил обрушением. Государство не дало на реконструкцию храма ни копейки. Хотя дом по сей день числится муниципальным имуществом. К счастью, благотворители на Руси не перевелись. Не все предприниматели прожигают жизнь на Канарах. Некоторые из них, как и было заведено у русских купцов встарь, строят храмы, хотя в земной жизни это никакой выгоды не дает. Просто они помнят: «ибо мзда ваша будет велика на небесех». Благотворитель просил не афишировать его имя, потому что в том же писании сказано: «творите добро тайно, чтобы ваша левая рука не знала, что творит правая». Для кого-то это покажется высокопарным, а для кого-то это норма жизни. Просто мы забыли многие нормы. Здесь уместно вспомнить, что храм старообрядческий и благотворитель из старообрядцев, а они не забыли ничего. То, что для нас является этнографическим музеем, для них повседневная жизнь.
Но вернемся к реконструкции храма. Может, и слава Богу, что казна не приложила нему руку. Потому что как сейчас обычно бывает в таких случаях, дом бы списали, снесли и построили новый. При этом уверяли бы, что так выгоднее, но для кого? В Омске уже есть несколько примеров, когда под видом реставрации деревянных домов, вместо них строили кирпичные и кое-как обшивали горбылем, чтобы отдаленно походили на оригинал. Это выгодно, когда нужно освоить средства, когда вместо 2-этажного дома надо построить 4-этажный и неуклюже замаскировать его под памятник. В случае с храмом никакого лукавства не было. Благотворитель хоть и готов был жертвовать, сколько нужно, но не бездумно. Когда хозяин считает свои деньги и не разбрасывается ими, восстанавливать дом всегда выгоднее, чем строить новый (если, конечно, хозяин не хочет построить совсем другой дом). Другое дело, что восстанавливать рубленые дома надо уметь. К счастью, мастеровые плотники на Руси не перевелись, и в Омске в частности. Подрядчик был местный и мастерство мастеровых безупречно. Когда-то такая работа была нормой.
Рубленые дома поднимали на целый этаж. В данном случае вывесили, выровняли, выгребли сгнившие венцы, подвели раму, подняли больше чем на метр, подвели новый фундамент и поставили на его дом. Для создания канонической церкви выпилили межэтажное перекрытие, а чтобы сруб не потерял жесткость, стянули его сжимами. И все это за пару месяцев вручную с помощью домкратов сделала бригада из пяти человек. Основное время заняла отделка. Но она нужна в любом доме, хоть новом, хоть старом.
К счастью, дом не стоял на охране как памятник, и министерство культуры в работу не вмешивалось. Это позволило избежать ненужной бумажной волокиты и позволило сделать дом гораздо интереснее, чем он был до реконструкции, но при этом сохранить его. Важно, что когда делается благородное дело, Господь помогает. В работе был дух единомыслия. Он сочетался с осторожностью, присущей старообрядцам. Они не падки на новшества. Это позволило им сохраниться, несмотря на 350 лет гонений. В этом наши устремления совпали. Я давно мечтал поработать в древнерусской традиции.
Но все же старообрядцы обдумывают, как противостоять соблазнам века сего. Замкнутость в узком кругу уже не дает им нужной стойкости. Гонений сейчас нет. Но соблазны оказываются сильнее гонений. Молодежь часто отходит от церкви. Как сохранить чистоту веры и не выродиться в секту? Старообрядцы осторожно открываются миру, но это процесс трудный для церкви. Она сильна традицией, которая позволяет выстоять, но не дает гибкости для развития. Что важнее – твердость или гибкость? Господь подскажет. Церковь найдет нужный путь, если будет главное – единомыслие в вере.
Храм находится в самом центре. Если бы был прямой проход по улице Щетинкина, это минута ходу от остановки «Дом Туриста». Но приходится петлять. Да и храм сразу не увидишь. Перед ним в нескольких метрах стоит символ нашего времени – банк. За ним – элитный жилой дом с огороженной территорией. По бокам банковские гаражи. Но, я думаю, и в этом есть свой смысл. Иисус учил нас: «ищите путей узких». На заре христианства храмы тоже были неприметны, но достойные знали их. И те, кто в них собирался, лично помнили Христа.
На освящение храма я приглашал журналистов. Те, кто в теме, пришли. Телевидение сочло повод малозначительным. Как показать дебош, скандал или помойку, они всегда на месте. Или ходят по пятам за чиновниками. А радостное культурное событие им неинтересно. Даже приезд в Омск старообрядческого митрополита всея Руси Корнилия остался незамеченным. Я думаю, в этом и есть промысел – меньше суеты на путях узких в царствие небесное.