старообрядческие храмы в беларуси

Приходы РДЦ в Беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Приходы РДЦ в Беларуси

Храм Святителя Христова Николы в Витебске

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Спасо-Преображенский храм в Гомеле

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

В Гомеле и области предостаточно мест, связанных с жизнью старообрядцев (староверов).

Что это было за явление?

Обобщая написанное в различных источниках, можно сказать, что старообрядчество (древлеправославие) – совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 50-60 годах XVII века патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего – с Церковью константинопольской, а фактически создавала условия для секуляризации (изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками». В XX веке позиция Московской патриархии по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года», наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы «яко не бывшие».

Жили старообрядцы и в нашем городе, причём, как и в других местах, очень компактно.

В своё время этот район представлял собой типичный русский посад с пёстрыми деревянными домиками, утопающими в зелени. Везде чистота и порядок, цветы во дворах, палисадниках и на окнах, скамейки с подлокотниками и навесы над калитками. И ещё непременно восьмиконечный крест или образок над каждыми воротами. Сами жители Спасовой слободы считались в городе людьми зажиточными и достаточно влиятельными.

Первые дома старообрядцев появились здесь ещё в XVII веке, когда через границу, разделяющую Великое княжество Литовское (куда входил тогда Гомель) и Российское государство, началась массовая миграция староверов, искавших возможности свободно отправлять свои богослужения. Часть названия «Спасова» произошло из-за того, что некоторые староверы (чернецы) в центре посёлка жили в скиту, который назывался Спасовым, из-за воздвигнутой здесь старообрядческой церкви во имя Преображения Господня. Большая же часть староверов жила за стенами скита в посёлке или слободе. Слово «слобода» изначально обозначало пригородное поселение, жители которого пользовались свободой – не находились в личной зависимости от кого-либо.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

В 1794 году на месте ранее разобранной церкви Преображения Господня старообрядцами была построена и освещена Ильинская церковь, действующая по сей день и являющаяся самым старым сохранившимся старообрядческим храмом в Беларуси. Её отличает необычность формы – состоит из трёх срубов, поставленных один за другим по одной оси: притвор, средний сруб и пятигранная алтарная апсида. Средний сруб, самый крупный, квадратный в разрезе, вверху переходит в восьмиугольник, что добавляет объём. В главной части церкви над входом установлена колокольня. Её верхняя часть под невысоким куполом опирается на восемь столбов. Объёмы накрыты выгнутыми крышами и гранёными куполами, над алтарём – многоскатная крыша. Внутренняя отделка и наполнение храма незатейливы и небогаты. Главный вход осуществляется через застеклённую веранду (раньше была открытая). По некоторым данным в этой церкви дважды побывал и помолился всем известный Емельян Пугачёв.

А улица Фельдмаршальская вплоть до революционных событий начала XX века считалась одной из центральных в городе. В советские времена она (уже как Пролетарская) потеряла своё значение, а сам район был известен больницей скорой помощи, музпедучилищем и Институтом леса.

В наше время колорит староверческого посада почти не виден. Но он есть, достаточно только более внимательно приглядеться к отдельным ещё сохранившимся с тех времён домикам, находящимся в частном секторе, а также некоторым более крупным зданиям. Второй храм староверов – Преображенская церковь (Гомельский древлеправославный приход Спасо-Преображенской церкви), перестроенная в своё время под хозяйственно-административное здание, сейчас реконструирована и находится на улице Пролетарской, за региональным центром занятости населения, во дворе.

В последние годы площадь частного сектора в центре города становится всё меньше. В пределах территории бывшей Спасовой слободы в связи с реконструкцией автомобильного моста через Сож и расширением улицы Фрунзе произошла существенная «подрезка» района, почти до самой Ильинской церкви, которая пока возвышается как бы в центре некоего оазиса из частных домов. Почти как в прежние времена.

Селились староверы и в других местах, где их не могли бы достать гонения, в том числе и в окрестностях Гомеля.

В 1682 году, после неудачного выступления стрельцов в Москве, правительство царевны Софьи издало указ о сыске и высылке беглых людей (старообрядцев), живущих в Стародубских слободах. Руководители стародубского старообрядчества Козьма Московский и Стефан Белёвский со своими единомышленниками решают уйти в Речь Посполитую, где на острове Ветка при впадении одноимённой реки в Сож на землях пана Халецкого основывают старообрядческое поселение, в котором была построена часовня, а позже и монастырь.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Насчёт названия «Ветка» существует древняя легенда, связанная с появлением в этих местах старообрядцев: «Плыли беженцы по большой реке, не ведая, где прибиться к берегу, а потом старейшины предложили бросить на воду веточку. Где она прибьётся, там лодка и остановится. Прибилась веточка к левому берегу, вышел народ на сушу, а вокруг болото. Но духом не упали старообрядцы, поставили на дерево икону и стали возводить свои слободы. Вот так возник город Ветка».

Со временем Ветковская слобода становится крупным духовным центром староверия, влияние которого в течение всего XVIII века распространялось по всей России и Восточной Польше.

В наше время Ветка – районный центр в Гомельской области, на всю страну известный своим музеем старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова (до декабря 2012 года – Ветковский государственный музей народного творчества).

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Спасо-Преображенский древлеправославный храм — действующий древлеправославный храм в городе Гомеле. Храм был построен на месте молельни после указа императора Николая II «О укреплении начал веротерпимости» (1905) на деньги известного в городе купца-старообрядца (беглопоповца) И.Т. Рубанова.

Церковь располагалась в центре Фельдмаршальской улицы (ныне Пролетарская). Своим названием (Спасо-Преображенская) она продолжила традиции самого первого старообрядческого храма Спасовой Слободы (старообрядческий р-н Гомеля). Храм действовал до 1937 г. и был закрыт согласно постановлению «О религиозных объединениях» от 8.04.1929 г.

После закрытия здание бывшей церкви было переоборудовано под мастерскую Лесотехнического института согласно постановлению Совнаркома БССР (август 1934 г.) узаконившему реорганизацию культовых зданий под зернохранилища, амбары и складские помещения. Лишь в самом начале нашего столетия здание было возвращено Русской Древлеправославной Церкви.

Настоятель: благочинный (Ветковское благочиние) протоиерей Александр Разуванов.

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням: Вечернее — начало в 14.00. Утреннее — начало в 7.00.

Местоположение: Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Пролетарская 18 а.

Источник

Старообрядческие храмы в беларуси

Официальный сайт Московской митрополии

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Храмы РПСЦ

«Храмы» — это новый раздел официального сайта, где мы собираем адреса и контактную информацию общин РПСЦ. Раздел в процессе разработки и наполнения. Информацию о своем приходе и другие пожелания по разделу можно направлять на почту nrpsc@yandex.ru

Республика Беларусь, 247087, Гомельская область, Добрушский р-н, д. Жгуно-Буда. Настоятель: протоиерей Никола Косырев. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным днямю. Начало вечернего богослужения 15:00. Начало утреннего богослужения 7:30.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Гомель

Республика Беларусь, 246100, г. Гомель, ул. Ильинский спуск, д. 1. Настоятель: протоиерей Никола Косырев. Телефон: 8 (232) 70-35-70. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Начало вечернего богослужения в 15:00. Начало утреннего богослужения в 7:00.

Минск

Беларусь, 220002, город Минск. Настоятель: иерей Михаил Смирнов. Телефон: 8 (920) 850-01-72. Электронная почта: 41305@mail.ru

© Религиозная организация «Русская Православная Старообрядческая Церковь». Официальный сайт Московской Митрополии. Поддерживается с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник

Старообрядческие храмы Беларуси

Слово старообрядцы навевает представление о чем-то давнем, традиционном и незыблемом. И это правильно.

Предки приверженцев этого течения отказались подчиниться церковной реформе в России и многие бежали во второй половине XVII — первой половине XVIII века в Великое Княжество Литовское.

В дореволюционное время именно старообрядцы составляли значительную часть русского населения. Сейчас основные места их проживания — Минск, Витебск, Полоцк, Гродно, Борисов, Бобруйск, Гомель. В республике существует старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 37 общин.

Давайте познакомимся с храмами представителей старообрядческой религии.

Петриков, церковь Покровская. Дата строительства: конец XVII — начало XVIII вв.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Видзы, Браславский район, церковь Успенская. Дата строительства 1907 г.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Германовичи, Шарковщинский район, церковь Успенская. Дата строительства 1900 г.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Гомель, церковь св. Ильи. Дата строительства 1793 — 94 гг.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Кирилино, Браславский район, церковь Троицкая. Дата строительства 1912 г.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Лещиново, Островецкий район, церковь Троицкая. Дата строительства 1907 г.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Мостище, Воложинский район, церковь Успенская. Дата строительства 1935 г.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Нивники, Миорский район, церковь Успенская. Дата строительства 1906 г.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

На мой непросвещенный взгляд старообрядческие храмы ничем не отличаются от православных. И очень жаль, что из-за расхождений в обрядовой стороне люди отдавали свои жизни.

Источник

Бисерные иконы, резная архитектура, уникальные рукописные книги и пережившие закрытие церкви — чем может привлечь туристов культура старообрядцев

Это красиво, поверьте

Сейчас Ветка — небольшой районный центр в двух шагах от Гомеля. Даже курсирующий туда общественный транспорт имеет статус пригородного. А вот во второй половине XVII века здесь в одночасье поселились 30—40 тысяч жителей. В тогдашней Москве было около 100 тысяч. К слову, о Белокаменной староверы не забывали: даже центральную площадь в Ветке назвали Красной.

Центр знаний об истории этого уникального города — местный музей старообрядчества и белорусских традиций, который совсем недавно отпраздновал 40-летие. В доме, некогда принадлежавшем купцу Тимофею Грошикову, несколько выставочных залов. Наполнение такое, что не каждый областной музей может составить конкуренцию. Научный сотрудник музея Ирина Юдина сразу демонстрирует жемчужину коллекции. Под стеклом — «Апостол» Ивана Федорова, напечатанный в 1574 году во Львове. Это самое первое издание на территории современной Украины. Книгу обнаружили во время одной из экспедиций сотрудники музея у жительницы Новозыбковского района Ирины Долговой и тут же попросили продать.

Основой музея стала коллекция исследователя Федора Шклярова. Он был выходцем из старообрядческой семьи и стремился сохранить наследие предков. Староверы не только свято хранили свои религиозные устои. Они передавали из поколения в поколение уникальные книги, создавали золотые, серебряные чеканные оклады, вышивали жемчугом и бисером ризы для икон, которые сейчас по праву считаются произведениями искусства.

В музее не только продемонстрируют все это богатство, но и проведут ликбез по уникальному ветковскому стилю. Ирина Юдина подводит к созданной старообрядцами в первой половине ХIХ века книге «Праздники певчие». Ветви, листья, цветы делают страницы похожими на поле, засеянное нотами. В виде цветущего куста написана даже буквица, украшенная поющими птицами и изображением белки, — такая исключительно местная деталь. В одном зале с книгами резные наличники, снятые с окон старообряческих домов. Черпая вдохновение на витиевато украшенных страницах, такой же узор они переносили на свои жилища, вырезая все — от куполов до сказочных драконов, способных охранять дома.

Прогулка по слободе

Впрочем, ограничиваться уникальной коллекцией Ветковского музея и ажурной архитектурой города не стоит. Один из пеших маршрутов, которые разрабатывают специалисты, может пролегать по гомельским улицам Пролетарской, Комиссарова, Гагарина и Фрунзе. Здесь в конце XVII — начале XVIII века возникло одно из поселений старообрядцев. Заведующий Гомельским филиалом Ветковского музея Петр Цалко соглашается провести для меня первую экскурсию. Она начинается от площади Ленина — здесь в густых лесах заканчивался тогдашний Гомель и начиналась Спасова слобода, поселение старообрядцев. Расположенная у реки действующая Ильинская церковь — памятник русского деревянного зодчества конца XVIII века и самый старый сохранившийся старообрядческий храм в Беларуси. Здесь как-то молился Емельян Пугачев. В глубине улиц спрятан еще один культовый объект — Преображенская церковь, будто сошедшая с рождественских открыток. Людей здесь обычно мало, да и туристами это место пока толком не изучено.

Во время объяснений Петра обычный деревянный частный сектор превращается в часть старообрядческой архитектурной традиции:

— Они делали четырехскатные крыши. Каменный цоколь отводился под мастерские, сдавался внаем, а поверх него возводились деревянные конструкции. В воротах были литые выемки для икон.

Музей под открытым небом

У специалистов десятки вариантов развлечений для туристов. Причем учреждения культуры и храмы украинской Черниговщины, российских Клинцов, Злынки, Новозыбкова готовы к сотрудничеству. Художник-реставратор Ветковского музея Александр Никитин особенно был бы рад экскурсиям в украинский поселок Радуль на границе с Беларусью. Он сам происходит из местной старо­обрядческой семьи:

— Мужская часть моего рода была полностью связана с водными промыслами — сплав леса, баржи, пароходы. В семье были совершенно церковные имена — Патрикей, Тит, Дионисий. От предков мне достались старообрядческие иконы, которые я сейчас с трепетом берегу для будущих поколений.

Посад Радуль официально основан в 1708 году. Первым жителем был Филипп Иванович Костылев — он же стал и первым войтом посада. Радуль был в тесном контакте с еще одним крупным украинским поселением староверов Добрянкой и самой Веткой, куда порой радульские девушки просто мечтали выйти замуж: «Хоть за щепку — да в Ветку, хоть за кнут — да не тут». Почва в Радуле неплодородная, и весной слободу часто заливает Днепр. Во многом это содействовало развитию торговли. Торговали повсюду, доходя до Варшавы и Гданьска. В 1850 году здесь насчитывалось 166 купцов, имеющих в своем расположении 200 водных судов, в начале ХХ века — 3 канатных завода, несколько кузниц и небольшой речной порт.

Единственная в Черниговской области старообрядческая церковь — храм Святого Славного Великомученика Димитрия Солунского — находится в деревне Добрянка. Он пережил революцию 1917 года, а перед Великой Отечественной войной в нем открыли спортивный зал. Место со своей неповторимой атмосферой: строгие лики икон и унисонное песнопение по крюкам — древним нотам.

Современный город Новозыбков на юго-западе Брянской области впервые в письменных источниках упоминается как слобода Зыбкая в 1701 году. Основную часть жителей слободы составили старо­обрядцы, переселившиеся из центральных областей страны. Коллекционер Алексей Белас, один из самых ярых хранителей местной истории, с нескрываемым удовольствием делится легендой о возникновении поселения:

До 1905 года старообрядцы здесь были вне закона. Пришлось «уходить в подполье», организовали домашние молельни: покупали в складчину дом, оформляли как частный, а на деле там совершались обряды, проходили службы.

Община возродилась в храме в 1941 году во время оккупации. Немцы сразу открыли все церкви, надеясь на лояльность местного населения. Но получили в ответ только серьезное партизанское движение. После победы открытую Рождественско-Никольскую церковь закрывать не стали, но и на лояльность властей рассчитывать не приходилось:

Семья самого Алексея не из старообрядцев, к вере он приобщился уже в сознательном возрасте. А в детстве обожал лазить по свалкам и заброшенным домам в поисках исторических раритетов, что с годами переросло в серьезное увлечение коллекционированием. Алексей приглашает для начала оценить старинную мебель:

— Все местное. Этот шкаф из Климова, стоял у мужчины в крольчатнике. Стол из Саратова, шпонирован карельской березой, с секретным замочком.

Внутри шкафов десятки рукописных и печатных книг, многие XVII века. Расписные буквицы, яркие рисунки. Листая страницы, коллекционер пытается объяснить мне местную традицию пения и фиксирования мелодии – пение по крюкам:

— Ноты мертвые, а крюки, они живые. Вот змеица – пять звуков снизу вверх, а потом опять вниз…

Путь к старообрядчеству лежит через желудок

По пути в Рождественско-Никольскую церковь, один из двух сохранившихся в Новозыбкове старообрядческих храмов, Алексей проводит мини-экскурсию по городу. Архитектурных памятников достаточно – с резными навершиями, цокольными этажами, где зачастую располагалось производство, богато украшенными ставнями. Здесь проблемы у россиян схожие с нашими – сохранить деревянное зодчество в первозданном виде сложно. Поди объясни собственнику, что после установки пластиковых окон хорошо бы старообрядческие ставни вернуть на место!

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Деревянная церковь 1774 года постройки стоит фактически на болоте. Еще до последнего времени, пока дорогу не сделали и не подсыпали земли, весной практически нельзя было пройти. Отец Сергий с матушкой радушно встречают нас во дворе: огромными лопатами расчищают от снега пешеходные дорожки. Гостям рады:

— У нас сильные украинские влияния, многие песни пришли с Сумщины. Некоторые наши места — фактически Беларусь: зачэм, пачаму, чашачки, ложачки, — улыбается священник.

Отец Сергий из старообрядческой семьи, с детства наблюдал за домашними таинствами, видел, кому и как бабушки молились, знал, какому посту какие блюда соответствуют, изучал местную культуру и историю:

— Так путь к старообрядчеству лежит через желудок?

Отец Сергий улыбается:

— Один из путей так точно!

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Приход здесь небольшой, всего человек 300, но очень дружный. Когда надо, обязательно помогут. А нужно многое. Отапливать всю церковь финансы не позволяют, потому часть используется только летом. Недавно поменяли полы, следом большая работа по укреплению стен.

Алексей забирает у батюшки лопату, а настоятель храма тем временем знакомит меня с богатым собранием икон.

— Вот эта икона показывает основание города Новозыбкова – тот момент, когда старообрядцы увидели «Одигитрию». Сверху две наши церкви, эта и та, что раньше возле сенного рынка была, сгорела в 1923 году. Эта икона скоро займет место в часовне.

Для нескольких икон отец Сергий лично вышил бисером оклады. По местной традиции — более монохромные, не такие «пестрые», как в Ветке. Специфический местный элемент – вышитая «сеточка». В «жемчуга» одета чудотворная икона Казанской Божией Матери. По легенде, после молитвы перед ней в городе отступила эпидемия холеры.

Храмовых икон здесь немного. В основном их сумели сохранить в домах прихожане. Некоторые поражают своим убранством – на иконы старообрядцы денег и времени не жалели.

С исторической и культурной точки зрения в Новозыбкове — раздолье для туриста, присоединяется к беседе Алексей:

— У нас здесь экспонатов на второй Ветковский музей наберется. Столько уникальных вещей, а вот сотрудничать с властями не получается.

Источник

«Нас жгли, а мы молились. » Старообрядцы об истории, предках и гонениях

Старообрядчество долгое время находилось в оппозиции официальной православной церкви. «Раскольники», как их называли, подвергались гонениям и преследованиям. Возможно, потому многие староверы до сих пор живут подальше от Москвы, а одно из важных церковных шествий — Великорецкий крестный ход — проходит в Кировской области, куда корреспонденты Onliner.by добрались во время большой командировки по России. Во время шествия перед нами предстал ряд колоритных образов: мужчины в характерных рубахах и с густыми бородами, девушки, естественно, без косметики, дети с иконами в руках. Чем больше мы говорили со староверами, тем больше удивлялись упорству в сохранении традиций, стойкости и милосердию.

Кто-то прямо на ходу шепчет молитву, перебирая четки. В руках многих участников хода туристические коврики, за спиной рюкзаки. Головы женщин, девушек, даже маленьких девочек покрыты платками.

Сейчас крестные ходы старообрядцев проходят в сопровождении службы спасения, сотрудников ДПС и медиков. А после приснопамятной никоновской реформы (в середине 17-го века), когда произошел церковный раскол, за двуперстное крестное знамение, земные поклоны и молитвы по старым книгам, что трактовалось как раскольничество, можно было угодить на плаху. Полтора века продолжались гонения, и лишь к началу 20-го столетия позиция властей и Московской патриархии смягчилась.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Священники несут рукописные иконы — старообрядцы считают, что истинный образ должен быть литым или писаным, поскольку является рукотворным произведением, а не продуктом копировальной машины. Иначе это изображение иконы, а не сама икона.

Рассказывают, что ради участия в Крестном ходе в Киров приехали старообрядцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, а также Италии, США, даже Австралии.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

В моих краях сожгли 200 верующих, убивали священников

Говорим с Владимиром из городка Вязники (Владимирская область). Мужчина, работавший всю жизнь на железной дороге, признается, что никогда особо не подчеркивал свою принадлежность к старообрядцам. Хотя и его родители, и дети относят себя к этой вере:

«В детстве меня крестили в церкви. А потом. Я как-то не выпячивал вопрос веры. Знаете, в советское время все делали как-то украдкой, потому что было чревато.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

Вязники были всегда старообрядческим краем. В 1670-х там сожгли 200 верующих, убивали наших священнослужителей. От гонений многие бежали в Сибирь, на Алтай. Поступил в комсомольцы, потом армия. В церквях и склады были, клубы, организовывали производства.

Ближе к старости задумался о вере, кто я и что я. С 2010 года участвую в крестном ходе регулярно. Даже тянет как-то. Если не сходил — сам не в себе будешь. До сих пор все это откликается. Нам по-прежнему не дают землю под строительство храма. Община есть, а церкви нет».

«В церкви, которую мы восстанавливали, был гальванический цех»

Дмитрий из Казани, услышав наш разговор, включается в беседу и рассказывает об истории своего рода:

«Сам я уроженец села Красновидово Казанской губернии, которое было образовано в 1760—1780-е годы. А туда мы попали из другого Красновидово, которое находилось в Московской области. Вообще, в Татарстане было много казачьих поселений, которые охраняли Оренбургский тракт. В моей родне тоже много казаков, пришедших с Белого моря.

Семейство было старообрядческим. Не то чтобы предки скрывались от гонений, им просто выделили свободные земли. Мы же трудолюбивые. Старообрядцы всегда славились умением содержать плодовые сады — яблони, вишни, сливы. Наш род специализировался на изготовлении глиняной посуды и ловле рыбы.

старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть фото старообрядческие храмы в беларуси. Смотреть картинку старообрядческие храмы в беларуси. Картинка про старообрядческие храмы в беларуси. Фото старообрядческие храмы в беларуси

От советской власти держались поодаль. Бабушка и прабабушка в колхоз не вступали по религиозным соображениям. Прабабушка вообще была знахаркой, к ней со всей округи обращались за помощью. Меня крестили на восьмой день. Тогда в Казани церквей не было, но был молельный дом. Сейчас это Суконная слобода. Крестики носить не заставляли, а я и не афишировал.

Был октябренком, потом комсомольцем, обряды не соблюдал. Но в доме были иконы, всегда праздновали Рождество, Пасху. Когда кто-то умирал — проводилось отпевание по канонам. А потом ушла прабабушка, которая была духовным стержнем семьи, и вера заглохла.

В 1989-м нам вернули церковь. Здание находилось в плачевном состоянии, до этого там был гальванический цех. Община стала активно восстанавливать храм, и я тоже решил участвовать. Ведь это моя церковь, мои корни. Так вернулся в веру».

«Веру не купишь, ее выстрадать нужно»

К шествию присоединяется юркая старушка, которая сразу начинает тараторить: «А я вас чуть догнала». Оказывается, Марья (именно так она просит себя называть: «Все мы Марьи, потому что Марией звали матерь Божью») приехала из Москвы:

«Все подмосковные деревни за нами были, старообрядцами. Я из Коломенского, где сейчас метро. Предки были кочерыжниками, нашим промыслом всегда были капуста, помидоры, огурцы.

Гонения? Были, конечно, но мы всё сохраняли. Сама я 10 классов окончила, потом в колхозе была, на стройке работала. Не было у нас тогда гастарбайтеров. В один момент стала торговаться с Богом. Очень уж хотелось в техникум поступить. Решила, раз попаду — Бог есть, а нет. Не поступила. Неверующей считала себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *