старая ладога храм георгия победоносца

Георгиевская церковь (Старая Ладога)

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Церковь Святого Георгия — белокаменный храм второй половины XII века, находящийся на территории Староладожской крепости. Один из древнейших сохранившихся храмов России. Наряду с собором Староладожского Успенского монастыря является самым северным русским каменным храмом домонгольского периода. В храме сохранились фрагменты уникальных фресок XII века. Имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Содержание

История [ править ]

Согласно части летописей, Старая Ладога была первой резиденцией Рюрика, прежде чем он переехал в Новгород. Она стояла на важнейшем в то время торговом пути из варяг в греки, проходившем по Волхову. Сооружение каменной крепости в Старой Ладоге началось в 1110-х годах.

Во второй половине XII века было построено семь или восемь каменных храмов, из которых лишь два сохранились до нашего времени (кроме Георгиевской церкви, это Успенский собор Староладожского Успенского монастыря).

Точная дата постройки Георгиевской церкви неизвестна, но детали архитектуры и росписей говорят о том, что это было скорее всего между 1180 и 1200 годами. По преданию, храм был построен в честь Геогрия Победоносца в память о разгроме шведов в битве на реке Воронежке.

Храм был впервые упомянут в письменных источниках лишь в 1445 году. В XVI веке церковь была перестроена, однако интерьер остался неизменным.

К концу XVII века внутренний облик храма остро нуждался в реставрации, которая была проведена в 1683—1684 годах. В ходе работ были проделаны новые окна, настенные фрески были разрушены.

Дальнейшие реставрации были проведены в 1902, 1925—1928, 1952—1962, а также в 1970—1990-х годах.

Описание [ править ]

Архитектура храма типична для Новгородской республики. Это четырёхстолпный однокупольный трёхапсидный храм. Его площадь всего 72 м², он слегка асимметричен по отношению к оси север — юг. Это объясняется тем, что храм был возведён внутри крепости с ограниченным пространством.

Росписи [ править ]

Фрески были созданы в том же году, когда состоялось освящение храма. Являются одним из немногих образцов русских фресок XII века. В 1445 году некоторые фрески были обновлены, однако большинство из них было утеряно в XVII веке. Некоторые были сняты со стен и оставлены под новым полом. Они были обнаружены в XX веке и восстановлены. В 1780 году некоторые древние фрески были открыты под слоем краски на стенах. В целом, сохранилось около 20 % оригинальных фресок.

Общая картина оригинальной росписи не поддаётся реконструкции, однако понятно, что северная и южная стены имели по пять рядов изображений. Из фресок на западной и восточной стенах ничего не сохранилось. Фрески на внутренней части купола сохранились почти без повреждений. На них изображено вознесение Христа в присутствии апостолов и пророков.

Все фрески были сделаны в одном стиле. Скорее всего, они были созданы группой художников под руководством двух главных. В композиции преобладают голубой, красный и жёлтый цвета. Есть также некоторые цветовые вариации, включающие белый цвет. Это несколько нетипично для русских фресок того времени и может указывать на то, что среди художников были греки, внёсшие элементы византийской росписи. При этом русские сопроводительные надписи на фресках, выполненные, согласно авторитетному мнению Т.В. Рождественской, новгородцами, равно как и уникальная во всём мире программа росписи, а, возможно, и её стиль, являются реальным свидетельством наличия русских фрескистов в той же артели, а также ориентации византийских художников на местные вкусы и традиции.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Наиболее необычная и уникальная фреска — находящаяся вопреки канонам в алтаре фреска с изображением Св. Георгия, укрощающего змея. Фигуру едущего на коне Георгия художник помещает в центре, иначе говоря, на наиболее выпрямленной части стены, где она не подвергнута перспективному искажению и где её легче всего развернуть по горизонтали на плоскости. Сбоку, где стена изогнута гораздо сильнее, он располагает здание вертикальной формы, которому ракурс не может особенно повредить, и к этому зданию направляет энергично восходящую линию холма. Эта линия играет немаловажную композиционную роль, объединяя центральное звено композиции с его боковым звеном и помогая воспринимать их, несмотря на изогнутую стену, как единое оптическое целое. Несомненно, аналогичная линия, но обращённая по диагонали влево, очерчивала несохранившийся холм на северной стороне малой ризницы (диаконника). Позади диаконника должно было возвышаться примерно такое же здание, какое представлено справа. И здесь художник не забывал о ракурсе, возникавшем в результате того, что зритель видел изображение на северной стороне диаконника в резком перспективном сокращении. Так, строго учитывая местоположение фрески, достигал художник той цельности впечатления, которая была бы неосуществима, если бы он не принимал в расчет законов монументальной живописи.

Ориентируя фреску на плоскость стены, авторы росписи делают линию главным средством художественного выражения. Линии принадлежит ведущая роль всюду: и во внутренней разделке формы, и в силуэтных очерках, и в трактовке лиц, и в орнаменте. Одеяния делятся на мелкие, совершенно плоские складки, которые то ложатся прямыми линиями, то образуют острые углы, то уподобляются зигзагам, то закручиваются узлами, то топорщатся по диагонали, то извиваются плавными параболами. В трактовке одежды всюду чувствуется увлечение орнаментальной игрой линий. Они проведены уверенной рукой незаурядного рисовальщика, одновременно умеющего выявить и структуру драпировки, её мотив, и орнаментально-декоративную природу складок, выполненных с поистине каллиграфической тонкостью.

Такое же виртуозное владение линией дает о себе знать в очерках фигур. Особенно выразителен силуэт коня, на котором гарцует Георгий. Только мастер, высоко ценивший красоту скупой и в то же время упругой линии, мог достичь столь простого и лаконичного художественного эффекта.[7]

При этом всадник не поражает змия, как это бывает обычно, он лишь укрощает, попирая его. Царевна ведёт змия на пояске, как на поводке, а со стены за происходящим одобрительно наблюдает царь. Такая необычная интерпретация отсылает нас к русскому духовному стиху о Егории Храбром, в котором освобождённая царевна помогает святому Георгию укрощать змия, повязав его шею своим шёлковым пояском. Змий — не только символ зла, но и одновременно символ плотского начала человека и символ животных — не повержен, а приручен, зло в соответствии с принятым русским православием учением Сократа понимается как незнание добра и, хотя добро для большей силы убеждения — с вооружённой силой покровителя скотины Егория Храброго, но зло искореняется не уничтожением носителей зла или бессмысленным умерщвлением плоти, а путём просвещения и преображения, не убийством, только с вооружённой силой для защиты добра и для демонстрации змию последствий неподчинения добру, доброй царевне, доброму царю на стене. Не случайно в народных легендах Егорию Храброму приписывалось «утверждение на Руси веры православной и искоренение басурманской».

Святой Георгий, изображавшийся в византийской традиции либо как мученик, либо как готовый на ратные подвиги воин-победитель и покровитель воинства, предстаёт здесь в совершенно ином свете. За геральдически торжественной сценой просматривается новый смысл: отдельные носители зла, образом которого выступает змий, могут быть уничтожены, как в других культурах изображения Георгия Победоносца, но само зло не может быть реально побеждено одними лишь силой и воинской доблестью. Зло может быть побеждено ими только вместе со смирением и верой. Именно эти вечные идеалы христианства и запечатлевают все изображенные на фреске участники события: и ангелоподобный Георгий, чей бесстрастный лик являет собой непоколебимую веру, и остальные персонажи, чья вера только что родилась, пробуждённая явленным чудом, и змий, ставший образом усмирённого греха, и даже конь, чей хвост, завязанный узлом, также является символом смирения. Эта и многие другие величественные фрески Староладожской церкви Святого Георгия, посвящённые описанию достоинств князей и воинских добродетелей, свидетельствуют, что скорее всего, заказчиком был не глава Новгородской республики — владыка, а один из князей, в крайнем случае — посадник.

При этом изображение святого Георгия, поражающего дракона, никогда ни в Руси, ни в Византии не размещалось в алтаре, не говоря уже об исключительной уникальности вооружённого Георгия, оставляющего змию жизнь.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: с. Старая Ладога, Ленинградская обл., Россия, 187412

Источник

Георгиевская церковь в Старой Ладоге

Г еоргиевская церковь в Старой Ладоге 2 половины XII века находится в пределах древней крепости, расположенной в низовьях реки Волхов. Этот храм известен не только благодаря уникальным фрагментам фресковых росписей 2 половины XII века, выполненных византийскими художниками. Георгиевская церковь, как и собор Успенского монастыря Старой Ладоги, несет в себе узнаваемые черты новгородской школы второй половины XII века.

Точная дата сооружения храма не известна. Несохранившаяся церковь Климента папы Римского, предшествовавшая Георгиевской церкви, по летописному источнику датируется 1153 годом. Георгиевская церковь Старой Ладоги — это камерный крестовокупольный храм с позакомарным завершением, увенчанный одной главой. На востоке четверика расположены три высокие апсиды, имеющие небольшой вынос. Разделенные лопатками на прясла стены боковых фасадов, прорезаны окнами, расположенными пирамидально. Внутреннее пространство храма устроено по примеру утраченной церкви Климента. В западной части храма расположены хоры, представляющие замкнутые угловые камеры, соединенные деревянным настилом, что наследует прием, впервые сложившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, построенного новгородскими мастерами, видимо, в конце 1130-х годов. На хоры можно подняться по внутристенной лестнице, расположенной в западной стене. В интерьере отсутствуют лопатки оставляя стены храма свободными для размещения росписей.

Исследователи обратили внимание на очевидную связь архитектуры Георгиевской церкви и украшающих ее интерьер фресок. В частности, нижнее окно дьяконника во время строительства было устроено в южной стене четверика, что нарушало общую композицию алтарной части, где все окна были расположены симметрично в два яруса. Этот отход от правила был обусловлен тем, что в южной апсиде была осуществлена большая фреска вертикального формата «Чудо Георгия о змие», которую решили не разрывать окном.

Источник

Георгиевская церковь в Старой Ладоге

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Церковь Святого Георгия в Ладоге — один из наиболее древних архитектурных памятников России, сохранившийся еще с XII века. Старинная церковь представляет огромный интерес не только для верующих, но и для историков, архитекторов и тех, кто интересуется древнерусской культурой.

Кто построил церковь Святого Георгия в Ладоге

Основание церкви Георгия в Ладоге датируется XII веком и относится приблизительно к 1165-1166 годам, а строительство церкви относят к 1180-1200 годам. Точного года постройки церкви Святого Георгия в Ладоге не сохранилось, имя архитектора и основателя храма также остается неизвестным. Предполагается, что освящение здания произошло на этапе закладки фундамента, в XII веке в этом не было ничего необычного, поскольку церковь «посвящали» тому или иному святому с самым началом строительства.

Считается, что заложена церковь Святого Георгия в Ладоге в 1165 году была в честь разгрома шведского войска на реке Воронежка. Скорее всего, активное участие в проектировании здания принимал владыка Нифонт, новгородский епископ XII века, основавший Мирожский монастырь в Пскове и церковь святого Климента в Ладоге.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Правда, скончался новгородский владыка на несколько лет раньше, чем гипотетически произошло основание Георгиевского храма в Старой Ладоге. Но исследователи сходятся на том, что в архитектуре ладожской религиозной постройки, по крайней мере, прослеживается его заметное влияние.

Такой вывод историки делают из того, что архитектура церкви нетипична для новгородского зодчества XII века, и храм очень напоминает церковь святого Климента в Старой Ладоге, культ которого начался именно при епископе Нифонте. Вероятными заказчиками Георгиевской церкви считают князя Святослава или посадника Захария.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

История Георгиевского собора в Старой Ладоге

Храм Георгия Победоносца в Старой Ладоге обладает очень интересной историей. О первых столетиях существования храма почти ничего неизвестно, однако с XV века начинают появляться письменные свидетельства о развитии старинной церкви в Ладоге.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

В конце XIX столетия церковь Святого Георгия вызвала новую волну интереса. Сооружение взяла под свое покровительство Императорская археологическая комиссия, при активном участии энтузиастов были спасены от разрушения сохранившиеся фрески. Знаменитые художники-реставраторы XIX века занимались копированием и изучением изображений. Работы по реставрации продолжились и в наступившем ХХ веке — очередной капитальный ремонт сооружения был закончен в 1902 году, а в 1904 году церковь Святого Георгия в Ладоге снова освятили.

Как ни странно, древняя церковь Святого Георгия смогла пережить даже революцию и советский период, в течение которого были уничтожены многие другие памятники архитектуры. В конце ХХ столетия начался новый виток реставрации старинного здания, обновлением церкви в Ладоге занимались известнейшие российские художники-реставраторы.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Архитектура церкви Св. Георгия в Старой Ладоге

Храм Святого Георгия в Ладоге представляет интерес не только за счет своего почтенного возраста. Внимание историков, архитекторов и искусствоведов привлекает архитектура церкви — она вполне характерна для новгородского зодчества XII столетия, но вместе с тем обладает яркими особенностями.

К традиционным элементам новгородского зодчества можно отнести строение церкви. Сооружение состоит из четырех столпов и трех равновысоких апсид, здание увенчано одним куполом и выполнено в классических неброских оттенках и аккуратных пропорциях. Равновысокие апсиды со всех сторон увенчиваются полукруглыми завершениями с арочным обрамлением.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Однако при этом внимание привлекают необычные элементы в строении церкви — а именно, ее архитектурная асимметрия.

Также архитектурный интерес представляют апсиды сооружения, заметно заглубленные в основание здания, и непропорционально маленькие восточные прясла боковых фасадов. Из-за этого церковь в восточной своей части выглядит слишком тесной и утрачивает характерную для новгородского зодчества XII века центричность. Даже на фото церкви Святого Георгия в Ладоге можно заметить, что ее барабан оказывается сильно сдвинут в восточную сторону.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Историки и архитекторы склонны объяснять необычные особенности Георгиевской церкви в Ладоге тем, что в процессе возведения постройку приходилось вписывать в уже существующий архитектурный ландшафт. Согласно исследованиям археологов, в XII веке вплотную к восточному фасаду храма проходила крепостная стена Ладожской крепости, в частности, этим могло быть обусловлено несимметричное расположение нижнего окна на восточном фасаде.

Фрески церкви Георгия в Старой Ладоге

Старинные стены храма Святого Георгия вызывают интерес, но основную ценность представляет внутреннее убранство церкви. На стенах древнего храма сохранились фрески XII века, разные исследователи приписывают их авторство новгородским и псковским художникам или византийским мастерам.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Также существует версия, что фрески храма Георгия в Старой Ладоге выполнялись византийскими и русскими мастерами в тесном сотрудничестве.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Несмотря на многочисленные реставрационные работы в храме Георгия Победоносца в Старой Ладоге, древние фрески дошли до наших дней не в полном составе. Некоторые из них были сбиты со стен в процессе ранних реставрационных работ, правда, необходимо отметить, что часть таких фресок была обнаружена в период позднего археологического изучения постройки.

Из сохранившихся фресок в церкви в Старой Ладоге можно перечислить:

Необходимо особо отметить фреску с изображением Святого Георгия, повергающего змия. Вопреки канонам, размещена эта фреска непосредственно в алтаре, хотя ни в русской, ни в византийской традиции данное изображение в алтаре не помещали. Такая особенность является не единственной — очень необычен тот факт, что Святой Георгий на фреске не поражает змия копьем насмерть, а только попирает и укрощает его, что символизирует усмирение и укрощение грехов. Можно утверждать, что вооруженный Святой Георгий, оставляющий змию жизнь на церковном изображении, по-настоящему уникален.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Также в хорошем состоянии пребывает фреска купола, изображающая ангелов, которые несут сферу с возносящимся Спасителем. По окружности барабана церкви размещены хорошо сохранившиеся фрески с изображениями ветхозаветных царей и пророков, среди них Соломон и Давид, Исайя и Гедеон, Иеремия и Иезекииль, Наум и Михей.

Особого внимания заслуживает большая композиция, размещенная на западной стене церкви Святого Георгия и прилегающих сводах — фреска Страшного Суда. Южная стена церкви сохранилась хуже, на ней от большого праздничного цикла остался только фрагмент Крещения.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Также в древней церкви Святого Георгия в Старой Ладоге сохранились полуфигуры Николая Чудотворца и мученицы Марии, святого Саввы Стратилата и великомученика Евстафия, фигуры пророка Даниила и святого Феодора Стратилата. Эти изображения представляют только малую часть, оставшуюся от древнего убранства храма, в прежние времена фресок в церкви Святого Георгия было намного больше.

Как добраться до церкви Георгия в Старой Ладоге

Старая Ладога, значительную часть которой в настоящее время занимает археологический музей заповедник, располагается в 12 км от города Волхов и в 120 км от Санкт-Петербурга. Поэтому добираться до церкви Святого Георгия необходимо именно через северную столицу.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Сделать это можно несколькими способами:

Перед поездкой к храму Георгия в Ладоге необходимо узнать расписание работы археологического музея-заповедника. Обычно территория открыта с 9 до 18 часов с мая по сентябрь и с 9 до 16 часов с октября по апрель. При этом в летнее время выходных на территории музея-заповедника не бывает, а вот в зимний период территория закрыта для посещения в понедельник.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Заключение

Церковь Святого Георгия в Ладоге — один из немногочисленных памятников архитектуры, хорошо сохранившихся еще с домонгольских времен. Постройка представляет большой интерес с точки зрения архитектуры, религиозной живописи, культуры и истории, поэтому при поездке в Старую Ладогу посетить ее рекомендуется в обязательном порядке.

Источник

Реставраторы спасли уникальные фрески XII века в храме Старой Ладоги

Приблизительное время чтения: 1 мин.

В церкви святого Георгия в Старой Ладоге Ленинградской области завершается реставрация уникальных фресок XII века.

Шедевр древнерусского церковного творчества частично сохранился в храме, который считается самым северным из храмов домонгольского периода, сообщает сайт Минкультуры России.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Сами фрески являются настолько древними, что еще в XV веке новгородский архиепископ Евфимий обращал внимание на необходимость их обновления с сохранением самой росписи.

Однако в связи с множеством перестроек до наших дней сохранилась лишь пятая часть стенописи, наиболее же цельными на сегодня являются фрески барабана и купола.

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Полностью завершить реставрацию стенописи планируется в сентябре 2018 года, но уже сейчас очевидно, что специалистам удалось сохранить настоящий шедевр древнерусской церковной культуры.

Все работы осуществляются специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (АО «МНРХУ») по госконтракту с Северо-Западной дирекцией Минкультуры России. Средства выделены в рамках федеральной целевой программы «Культура России».

Источник

Георгиевская церковь в Старой Ладоге

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть фото старая ладога храм георгия победоносца. Смотреть картинку старая ладога храм георгия победоносца. Картинка про старая ладога храм георгия победоносца. Фото старая ладога храм георгия победоносца

Георгиевская церковь в Старой Ладоге Dionisius1976

Георгиевская церковь в Старой Ладоге, прозванная в народе ладожской невестой, сияет белизной на фоне серых крепостных стен на берегу Волхова. Ее возвели в память о победе в сражении со шведами на реке Воронежке в 1164 г. Служение в храме не прерывалось до начала прошлого столетия, но после революции его закрыли, а в 1971 г. ввели в число объектов музея-заповедника «Старая Ладога».

Что посмотреть

Ладожский Георгиевский храм — одно из немногих сохранившихся культовых зданий домонгольского периода русской истории. Его классический четырехстолпный четверик с тремя апсидами увенчан световым барабаном со шлемовидным куполом. Главная ценность церкви — росписи в интерьере, сделанные в 12 столетии артелью местных иконописцев под руководством византийского мастера.

Реставраторы постепенно извлекают росписи из-под многовековой грязи. Сложнее всего уберечь их сырости, поэтому дверь в храм открывают как можно реже и только летом.

Практическая информация

Как добраться: из Волхова автобусом № 23 до ост. «Старая Ладога».

Время работы: с 1 мая до 1 октября с 9:00 до 18:00, в понедельник до 17:00 только при теплой сухой погоде. Цена билетов для взрослых 200 RUB, пенсионеров и студентов — 100 RUB. Цены на странице указаны на март 2021 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *